Сделай Сам Свою Работу на 5

Национальные организации частного права





ОРГАНИЗАЦИИ по ЗАЩИТЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Речь идет об обществах или организациях авторов, которые не соби­рают вознаграждения за использование прав (например, в Аргентине наряду с АРГЕНТОРЕС и САДАИК существует «Общество писате­лей Аргентины» (САДЕ), которое в отличие от указанных организа­ций не занимается коллективным управлением правами); профсоюз­ных организациях (например, журналистов, оформителей, художни­ков и скульпторов, музыкантов, актеров и т. д.), требования которых касаются зачастую интеллектуальных прав их членов; профессио­нальных объединениях (архитекторов, работников средств информа­ции и др.).

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Речь идет об организациях, которые распространяют знания в обла­сти АП (как Институт им. Анри Дебуа по исследованиям в области интеллектуальной собственности (ИРПИ) во Франции), нацио­нальных группах АЛАИ (как Литературная и артистическая ассоци­ация по охране авторского права (АЛАДДА) в Испании), нацио­нальных центрах или институтах МИДА (как Аргентинский центр ИИДА, Колумбийский центр авторского права (СЕКОЛДА). Мекси­канский институт авторского права (ИМДА), Перуанский институт авторского права (ИПДА), Венесуэльский институт авторского права (ИВДА)); институтах объединений адвокатов (как Институт права в области коммуникации и авторского права Коллегии адвокатов столи­цы Аргентины) и т. д.



9.2. Организации публичного права 9.2.1 Межправительственные организации ЮНЕСКО

С самого начала работы Подготовительной конференции в Лондоне в ноябре 1945 г. одной из основных задач, которую предусматривалось возложить на ЮНЕСКО, являлась охрана литературных, художествен­ных и научных произведений.

Эта задача соответствовала образовательной и культурной миссии, которую государства-основатели намеревались возложить на организа­цию, а также ее статусу «духовной наследницы» Международного ин-


438__________________ Авторское право и смежные права

ститута по интеллектуальному сотрудничеству2, который совместно с правительством Бельгии, Международным бюро Бернского союза по охране литературных, художественных и научных произведений и Меж­дународным институтом по унификации частного права в Риме проделал значительную работу и тем самым внес большой вклад в области АГР.



Вывод, к которому пришла Генеральная конференция ЮНЕСКО в ходе своей первой сессии, состоявшейся в Париже в ноябре — декабре 1946 г., заключался в том, что одним из основных препятствий для сво­бодного распространения интеллектуальных произведений и свободного обмена ими между странами является неполноценность и неприспособ­ленность для этого действующей системы международной охраны АП, Организация предложила созвать под ее эгидой международную конфе­ренцию по АП с целью достижения соглашения, которое позволило бы всем странам присоединиться к новой международной конвенции, при­званной регулировать и облегчать передачу АП и распространение про­изведений средствами информации. Генеральная конференция приняла резолюцию по программе ЮНЕСКО на 1947 г. в области АП, в соответ­ствии с которой она создала Временную комиссию экспертов по АП для проведения исследований и формулирования рекомендаций в отноше­нии роли ЮНЕСКО в этой области АП.

В соответствии с задачами программы на 1947 г. секретариат ЮНЕСКО в феврале этого же года распространил среди государств-чле­нов анкету с вопросами, относящимися к законодательным и юридиче­ским решениям проблем АП в деятельности учреждений культуры (кино, радио, телевидение), затрагивающую права артистов-исполните­лей и права производителей фонограмм. В июле этого же года Франсуа Эппу как эксперту-консультанту было поручено осуществлять контроль за проведением исследований и организовать совещание Временной ко­миссии экспертов по АП, призванной дать секретариату рекомендации в отношении дальнейших шагов.



Первое совещание Комиссии экспертов было проведено в Париже в сентябре 1947 г.; в нем приняли участие видные специалисты в обла­сти АП, такие как Жан Эскарра (Франция), Эдуардо Ф. Мендилахарзу (Аргентина), Бенин Мента (директор Международного бюро Бернского союза), Валерио де Санктис (Италия). Комиссия экспертов рекомендо­вала, в частности, «создать в рамках секретариата ЮНЕСКО специаль­ную секцию, которой будет поручено заниматься вопросами АП, а имен­но: 1) собирать имеющуюся во всем мире документацию, включающую

2 Международный институт по интеллектуальному сотрудничеству (МИИС) был
создан в Париже в 1925 г. по просьбе Лиги Наций, Он начал свою деятельность в следу­
ющем году и после перерыва в течение периода 1940 — 1945 гг. продолжал свою деятель­
ность до конца 1946 г., когда он заключил соглашение с ЮНЕСКО.

3 См. ниже, гл. 12, разд. 12.4.2.2.


____________ Организация по охране авторского права и смежных прав_________ 439

основные работы и важные технические публикации; 2) осуществлять централизацию всех мероприятий, имеющих отношение к вопросам АП, и публиковать бюллетень, включающий всю документацию, которая могла бы быть полезной для лиц или ассоциаций, проявляющих интерес к АП и отстаивающих принципы всемирной конвенции; 3) проводить опросы и исследования и руководить ими; 4) обобщать результаты опросов и исследований, готовить доклады по их результатам; 5) пред­ставлять Генеральному директору любые полезные предложения». Ко­миссия экспертов предложила также создать подготовительный комитет ЮНЕСКО, которому будет поручено изучить проблемы АП и подгото­вить проект всемирной конвенции.

Эти рекомендации были включены в доклад Генерального директо­ра и представлены Генеральной конференции ЮНЕСКО на ее второй сессии (Мексика, ноябрь 1947 г.), в ходе которой были одобрены пред­ложения, касающиеся: сферы деятельности ЮНЕСКО и приоритета, который следует уделять авторскому праву в связи с распространением культуры; разработки всемирной конвенции об АП; создания в рамках ЮНЕСКО службы, которой будет поручено разработать эту конвенцию и созвать совещание экспертов из различных стран.

В январе 1948 г. Франсуа Эпп был назначен руководителем Отдела авторского права. В этом же году приоритет был придан программе ЮНЕСКО по коммуникации, которая в том, что касается АП, включала обмен специалистами и информирование населения. Стремление к защи­те АП нашло отзвук на международной арене и получило конкретизацию в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., где право на культуру (п. 1) и авторские права (п. 2) были признаны в качестве прав человека.

В июле 1948 г. вышел первый номер «Бюллетеня по авторскому праву».

Всемирная конвенция об авторском праве была принята в Женеве 6 сентября 1952 г. после пяти лет подготовительной работы4 под эгидой ЮНЕСКО, которой было поручено заниматься вопросами ее осуществ­ления. В 1971 г. созванная ЮНЕСКО дипломатическая конференция приступила к пересмотру Всемирной конвенции главным образом для включения в нее привилегированного режима обязательных лицензий на перевод и воспроизведение в пользу развивающихся стран5.

Кроме того, под эгидой ЮНЕСКО были приняты следующие кон­венции: Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей, про­изводителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., вопросами осуществления которой занимаются совместно ЮНЕСКО, ВОИС и МСЭ; Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от

4 Там же.

5 Там же.


440__________________ Авторское право и смежные права _____ ^__________

незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 1971 г.); Конвен­ция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 1974 г.); многосторонняя Конвенция об избе­жании двойного налогообложения выплат, связанных с авторским пра­вом (Мадрид, 1979 г.).

Совместная исследовательская группа по международному автор­скому праву, совещание которой было проведено в Вашингтоне в сентяб­ре 1969 г.6 под эгидой БИРПИ и ЮНЕСКО, рекомендовала, чтобы ЮНЕСКО «как можно скорее создала международный информацион­ный центр по авторскому праву», которому будет поручено оказывать помощь развивающимся странам, желающим иметь доступ к охраняе­мым произведениям, но сталкивающимся с трудностями в его получе­нии. Во исполнение этой рекомендации Генеральная конференция ЮНЕСКО создала в 1970 г. Международный информационный центр по авторскому праву, в рамках которого многие государства-члены коорди­нировали свои усилия с целью преодоления этих трудностей.

Затем Отдел авторского права установил другие приоритеты, в ча­стности проведение совместных исследований с ВОИС по новым техно­логиям и связанным с ними видам использования (как, например, рас­пространение программ по кабельной сети, частное копирование, про­кат, абонементное обслуживание и спутниковое вещание), исследований, которые потребовали около десяти лет для проведения совместных со­вещаний правительственных экспертов. На них были обобщены прин­ципы, используемые при охране интересов авторов, артистов-исполни­телей, производителей фонограмм и вещательных организаций в связи с передачей программ по кабельной сети, а также руководящие принци­пы, лежащие в основе охраны крупных категорий произведений; а имен­но: аудиовизуальных произведений, архитектурных произведений; про­изведений в области изящных искусств; драматических, хореографиче­ских и музыкальных произведений; печатных и фотографических про­изведений; фонограмм. В своей работе комитеты экспертов опирались на превосходные доклады, которые были подготовлены секретариатами этих двух международных организаций и в которых были обобщены различные проблемы, стоящие перед обладателями авторских и смеж­ных прав, а также разработаны принципы, касающиеся охраны АП и смежных прав. Хотя эти принципы не имеют обязательной силы, они тем не менее отражают состояние теории АП и направлены на то, что­бы предложить решения с целью охраны соответствующих прав и облег­чить как создателям, так и пользователям эксплуатацию охраняемых произведений, их представление, исполнение и т. д.

Нынешний Отдел книжного дела и авторского права, созданный в

См. ниже, гл.12, разд. 12.4.2.1.


____________ Организация по охранеавторского права и смежных прав 441

результате объединения Секции по содействию развитию книжного дела и Отдела авторского права, существует с 1990 г. (эта служба уже назы­валась так до своего расформирования). Им руководит г-жа Милагрос дель Корраль Бельтран.

В настоящее время программа ЮНЕСКО в области АП сосредото­чена на трех основных целях:

• содействовать присоединению к действующим международным
конвенциям и побуждать государства-члены к принятию юридиче­
ских норм, направленных на укрепление прав переводчиков, охра­
ну фольклора, улучшение положения творческих работников и
охрану произведений, являющихся общественным достоянием;

• способствовать развитию преподавания АП путем включения его
в учебные программы университетов развивающихся стран (эта дея­
тельность включает проведение семинаров для авторов, нацио­
нальных руководителей и судей, журналистов и библиотекарей);

• информировать специалистов и широкие круги общественности
путем выпуска раз в три месяца вышеупомянутого журнала «Бюл­
летень по авторскому праву» на английском, испанском, русском и
французском языках.

На испанском языке были опубликованы два издания: «Сборник законов и договоров по авторскому праву» (первое издание в период 1960 — 1978 гг., второе издание в 1990 г.), и в настоящее время разраба­тывается база данных по АП на CD-ROM, включающая подробный ана­лиз национального законодательства, международных конвенций и юриспруденции, а также библиографию, касающуюся теоретических аспектов этого вопроса.

воис

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) была создана в соответствии с «Конвенцией, учреждающей Всемирную орга­низацию интеллектуальной собственности», которая была принята в Стокгольме в 1967 г. и вступила в силу в 1970 г.

История ВОИС восходит в 1883 г. и 1886 г., когда были приняты, со­ответственно. Парижская конвенция об охране промышленной собствен­ности и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. В соответствии с обеими конвенциями предусматрива­лось создание секретариата под названием «Международное бюро».

Арпад Богш, Генеральный директор ВОИС с 1973 г., отмечал, что в истории Бернской конвенции следует проводить различие между тремя «международными бюро» (в XIX в. так было принято называть посто­янные секретариаты межправительственных организаций): Междуна­родным бюро Бернского союза, Объединенными международными бюро и Международным бюро ВОИС.


442_____________________ Авторское право и смежные права________________________

Международное бюро Бернского союза было утверждено в соответ­ствии со ст. 16 первоначального текста (1886 г.) Бернской конвенции и передано в ведение верховных властей Швейцарской конфедерации. Когда в 1887 г. этот текст вступил в силу, в Берне уже существовало дру­гое международное бюро, созданное ранее, с тем чтобы заниматься во­просами интеллектуальной собственности, и также переданное в веде­ние верховных властей Швейцарской конфедерации. Речь идет о Меж­дународном бюро, учрежденном в соответствии с Парижской конвенци­ей об охране промышленной собственности (1883 г.). Анри Морель, член Национального совета Швейцарии, был назначен Генеральным секрета­рем Объединенных бюро, которые были официально учреждены в соот­ветствии с указом, принятым Федеральным советом Швейцарии в кон­це 1892 г. (Bogsch 1986: 42, 44).

Штаб-квартира Объединенных международных бюро по охра­не интеллектуальной собственности сначала находилась в Берне, а в 1960 г. была переведена в Женеву; начиная с этого времени их стали на­зывать по французской аббревиатуре БИРПИ (BIRPI). Представитель­ство стран — членов Парижского союза и Бернского союза при этих Бюро не предусматривалось, в результате чего сформировалось движе­ние, преследующее своей целью создание такой системы, при которой все страны, входящие в состав этих союзов, были бы представлены на равноправной основе. Эта цель была достигнута в ходе Дипломатиче­ской конференции, которая состоялась в Стокгольме в 1967 г., когда бы­ла проведена одновременная реформа административных норм Париж­ской конвенции и Бернской конвенции, вместе с принятием Конвенции, учреждающей ВОИС.

Статья 24.1 а Стокгольмского акта (подтвержденная Парижским ак­том 1971 г.) устанавливает, что Международное бюро ВОИС выступает преемником БИРПИ, т.е. Объединенных международных бюро (Между­народного бюро Бернского союза, объединенного с Бюро Парижского союза). Международное бюро ВОИС приступило к выполнению своей деятельности в 1970 г., когда иступили в силу Конвенция об учреждении ВОИС и административные нормы стокгольмских актов, касающиеся Парижской конвенции и Бернской конвенции. Прежние «Объединенные бюро» теоретически считаются существующими до тех пор, пока все страны Союза не ратифицируют Конвенцию об учреждении ВОИС. Однако на практике правительство Швейцарии начиная с 1970 г. более не осуществляет функций, возложенных на него согласно предыдущим актам (Bogsch 1986: 42, 44).

В 1974 г. ВОИС стала специализированным учреждением системы ООН. Ее директор является главным администратором ВОИС и пред­ставляет ее; он выполняет функции депозитария в отношении большин­ства правовых актов, находящихся в ведении ВОИС.

Задачами ВОИС являются следующие:


________ Организация по охране авторского права и смежных прав________ 443

• содействовать охране интеллектуальной собственности во всем
мире на основе сотрудничества между государствами и совместно,
по мере возможности, со всеми другими международными органи­
зациями;

• обеспечивать административные аспекты сотрудничества в рамках
Союзов.

В том, что касается содействия охране интеллектуальной собствен­ности во всем мире, то ВОИС способствует заключению новых между­народных договоров и обновлению национальных законодательств; она оказывает техническое содействие развивающимся государствам; она обеспечивает сбор и распространение информации; она предлагает услуги, направленные на то, чтобы содействовать обеспечению в различ­ных странах охраны изобретений, торговых марок и промышленных рисунков; она поощряет сотрудничество между соответствующими спе­циализированными органами государств-членов. В том, что касается сотрудничества в области управления Союзами, ВОИС обеспечивает их централизованное руководство в рамках Международного бюро, состав­ляющего секретариат ВОИС, и руководит работой по управлению ими через посредство своих различных органов. Вместе с ЮНЕСКО и МОТ она осуществляет управление Римской конвенцией об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

В настоящее время в ведении ВОИС находятся девять союзов, каж­дый из которых имеет самостоятельный бюджет: Бернский союз (охра­на литературных и художественных произведений); Парижский союз (охрана промышленной собственности); Союз ПКТ, или «Договор о патентной кооперации» (касающийся представления, поиска и изучения международных заявок об охране изобретений в различных странах); Мадридский союз (международная регистрация торговых марок); Гааг­ский союз (международное депонирование промышленных рисунков и образцов); Лиссабонский союз (охрана наименований мест происхожде­ния и их международной регистрации); Союз МПК, Союз международ­ной патентной классификацией (отвечающий за унификацию патентной классификации на международном уровне); Ниццкий союз (занимаю­щийся международной классификацией товаров и услуг в целях регист­рации товарных знаков); Локарнский союз (международная классифика­ция промышленных рисунков и образцов).

По состоянию на 1 января 1995 г. в ведении ВОИС находились так­же следующие правовые акты: Римская конвенция (об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных орга­низаций); Брюссельская конвенция (о распространении несущих програм­мы сигналов, передаваемых через спутники); «Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений»; Мадридское соглашение относительно пресечения ложных или вводящих в заблуждение указаний


Авторское право и смежные права

источника происхождения на товарах; Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков; Буда­пештский договор о международном признании депонирования микроор­ганизмов для целей патентной процедуры; Найробийский договор (каса­ющийся охраны олимпийской символики). В ведении ВОИС после свое­го вступления в силу будут также находиться два договора, принятые под ее эгидой в 1989 г., и договор, принятый в 1994 г.: Вашингтонский дого­вор (об интеллектуальной собственности в области замкнутых контуров), Мадридский протокол (направленный на содействие международной регистрации товарных знаков) и Договор о праве на товарные знаки, при­нятый в Женеве в 1994 г. Помимо это! о ВОИС обеспечивает администра­тивные и финансовые услуги Международному союзу по охране новых союзов, оно берет на себя инициативу проведения в жизнь новых проек­тов и осущестштяет текущие проекты; сама ВОИС является организаци­ей государств-членов, собирающихся на Генеральную ассамблею, на Кон­ференцию и, в том что касается Бернского, Парижского и других сою­зов, — на Ассамблею каждого из них. Бернский и Парижский союзы избирают исполнительные комитеты из состава своих членов, а члены этих двух исполнительных комитетов составляют Координационный ко­митет ВОИС. Международное бюро на централизованной основе обеспе­чивает распространение различной информации, касающейся охраны интеллектуальной собственности. Эта информация в большинстве своем публикуется в двух ежемесячных журналах, выходящих на французском («Le droit cTauteur» и «La propriete industrielle») и английском языках («Copyright» и «Industrial Property»); начиная с 1989 г. на временной осно­ве в виде ежеквартального журнала выходят испанские издания («Derecho de Autor» и «Propiedad Industrial»). На английском, арабском, испанском, французском, португальском и русском языках также публикуется инфор­мационный бюллетень. Начиная с 1 января 1995 г. два вышеупомянутых журнала, посвященные промышленной собственности и АП, объединены в одно ежемесячное издание, выходящее на английском и французском языках (испанское издание выходит раз в два месяца).

Помимо этого начиная с апреля 1994 г. Международное бюро вы­пускает новый CD-ROM под названием «IPLEX», содержащий законо­дательные тексты, касающиеся международных договоров, региональ­ного и национального законодательства, которое относится к областям его компетенции.

МОТ

Международная организация труда стала первой межправительственной организацией, к которой артисты-исполнители обратились с просьбой изучить проблему, связанную с их правами, и изыскать ее решение в свете тревожной ситуации, связанной с безработицей, которая постигла


_____________ Организация по охране авторского права и смежных прав________ 445

их в начале XX в. из-за быстрого развития техники звукозаписи и радио­вешания, радикальным образом изменившего их положение.

В период с 1926 г., когда эта проблема была поставлена на Конгрес­се Международного союза музыкантов, по 1961 г., когда была подписа­на Римская конвенция, МОТ играла активную роль в области охраны интересов артистов-исполнителей, отстаивая позицию, согласно которой права этих лиц основываются на праве на труд в той степени, в которой исполнение представляет собой, прежде всего, результат трудовой дея­тельности, экономическая ценность которого в полной мере обусловли­вает право на вознаграждение.

Деятельность МОТ в отношении работников интеллектуально­го труда была направлена, с одной стороны, на охрану прав авторов и изобретателей, работающих по найму, а с другой — на защиту занято­сти, условий труда и прав творческих работников в том, что касается вто­ричного использования их исполнений.

Исследование, подготовленное МОТ для трехстороннего совещания по вопросам положения авторов и изобретателей, работающих по найму, которое было созвано Советом управляющих Международной организа­цией труда в Женеве 24 ноября — 2 декабря 1987 г., содержало вывод, что режим охраны интересов изобретателей, осуществляющийся на основе патентного права, и произведений, осуществляющийся на основе автор­ского права, относится к сфере компетенции не МОТ, а ВОИС (в том, что касается первой категории лиц) и ЮНЕСКО совместно с ВОИС (в том, что касается второй категории). Каждая из этих организаций в области своей компетенции играет очень важную роль, связанную с обеспечени­ем и развитием охраны интеллектуальной собственности. С другой сто­роны, с точки зрения права на труд и социальную справедливость (кото­рое относится к сферам компетенции МОТ), авторы и изобретатели, ра­ботающие по найму, сталкиваются с общими проблемами, имеющими под собой единую основу: наличие трудовых отношений. Аналогичным образом, охрана интересов этих двух категорий наемных работников в отношении прав на изобретения или на произведения, создаваемые ими в рамках этих трудовых отношений, основываются на тех же принципах. В отличие от внимания, уделяемого статусу изобретателя, как наемно­го работника, МОТ стала проявлять интерес к охране прав работающе­го по найму автора лишь в последнее время (La protection 1987: 1, 7).

В том, что касается творческих работников, Совет управляющих МОТ также созвал трехстороннее совещание, посвященное условиям найма и труда исполнителей, состоявшееся 5 — 13 мая 1992 г. Органи­зация подготовила к этому совещанию объемный доклад, предназначен­ный служить основой для обсуждения, в шести главах которого рассма­тривались проблемы занятости и безработицы, трудовых отношений и установления условий труда, рабочего времени и вознаграждения, прав артистов-исполнителей, в том что касается вторичного использования их


446 Авторское право и смежныеправа

--------------------------------------------------- £-------------- L------------------------------------ L-----------------------------------------------------------------

исполнения, режима социального обеспечения и проблем, связанных с изменениями доходов, состояния здоровья и охраны труда7. Само пере­числение этих тем характеризует международную область деятельно­сти МОТ в отношении этой категории владельцев смежных прав.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.