|
Национальные организации частного права
ОРГАНИЗАЦИИ по ЗАЩИТЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Речь идет об обществах или организациях авторов, которые не собирают вознаграждения за использование прав (например, в Аргентине наряду с АРГЕНТОРЕС и САДАИК существует «Общество писателей Аргентины» (САДЕ), которое в отличие от указанных организаций не занимается коллективным управлением правами); профсоюзных организациях (например, журналистов, оформителей, художников и скульпторов, музыкантов, актеров и т. д.), требования которых касаются зачастую интеллектуальных прав их членов; профессиональных объединениях (архитекторов, работников средств информации и др.).
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Речь идет об организациях, которые распространяют знания в области АП (как Институт им. Анри Дебуа по исследованиям в области интеллектуальной собственности (ИРПИ) во Франции), национальных группах АЛАИ (как Литературная и артистическая ассоциация по охране авторского права (АЛАДДА) в Испании), национальных центрах или институтах МИДА (как Аргентинский центр ИИДА, Колумбийский центр авторского права (СЕКОЛДА). Мексиканский институт авторского права (ИМДА), Перуанский институт авторского права (ИПДА), Венесуэльский институт авторского права (ИВДА)); институтах объединений адвокатов (как Институт права в области коммуникации и авторского права Коллегии адвокатов столицы Аргентины) и т. д.
9.2. Организации публичного права 9.2.1 Межправительственные организации ЮНЕСКО
С самого начала работы Подготовительной конференции в Лондоне в ноябре 1945 г. одной из основных задач, которую предусматривалось возложить на ЮНЕСКО, являлась охрана литературных, художественных и научных произведений.
Эта задача соответствовала образовательной и культурной миссии, которую государства-основатели намеревались возложить на организацию, а также ее статусу «духовной наследницы» Международного ин-
438__________________ Авторское право и смежные права
ститута по интеллектуальному сотрудничеству2, который совместно с правительством Бельгии, Международным бюро Бернского союза по охране литературных, художественных и научных произведений и Международным институтом по унификации частного права в Риме проделал значительную работу и тем самым внес большой вклад в области АГР.
Вывод, к которому пришла Генеральная конференция ЮНЕСКО в ходе своей первой сессии, состоявшейся в Париже в ноябре — декабре 1946 г., заключался в том, что одним из основных препятствий для свободного распространения интеллектуальных произведений и свободного обмена ими между странами является неполноценность и неприспособленность для этого действующей системы международной охраны АП, Организация предложила созвать под ее эгидой международную конференцию по АП с целью достижения соглашения, которое позволило бы всем странам присоединиться к новой международной конвенции, призванной регулировать и облегчать передачу АП и распространение произведений средствами информации. Генеральная конференция приняла резолюцию по программе ЮНЕСКО на 1947 г. в области АП, в соответствии с которой она создала Временную комиссию экспертов по АП для проведения исследований и формулирования рекомендаций в отношении роли ЮНЕСКО в этой области АП.
В соответствии с задачами программы на 1947 г. секретариат ЮНЕСКО в феврале этого же года распространил среди государств-членов анкету с вопросами, относящимися к законодательным и юридическим решениям проблем АП в деятельности учреждений культуры (кино, радио, телевидение), затрагивающую права артистов-исполнителей и права производителей фонограмм. В июле этого же года Франсуа Эппу как эксперту-консультанту было поручено осуществлять контроль за проведением исследований и организовать совещание Временной комиссии экспертов по АП, призванной дать секретариату рекомендации в отношении дальнейших шагов.
Первое совещание Комиссии экспертов было проведено в Париже в сентябре 1947 г.; в нем приняли участие видные специалисты в области АП, такие как Жан Эскарра (Франция), Эдуардо Ф. Мендилахарзу (Аргентина), Бенин Мента (директор Международного бюро Бернского союза), Валерио де Санктис (Италия). Комиссия экспертов рекомендовала, в частности, «создать в рамках секретариата ЮНЕСКО специальную секцию, которой будет поручено заниматься вопросами АП, а именно: 1) собирать имеющуюся во всем мире документацию, включающую
2 Международный институт по интеллектуальному сотрудничеству (МИИС) был создан в Париже в 1925 г. по просьбе Лиги Наций, Он начал свою деятельность в следу ющем году и после перерыва в течение периода 1940 — 1945 гг. продолжал свою деятель ность до конца 1946 г., когда он заключил соглашение с ЮНЕСКО.
3 См. ниже, гл. 12, разд. 12.4.2.2.
____________ Организация по охране авторского права и смежных прав_________ 439
основные работы и важные технические публикации; 2) осуществлять централизацию всех мероприятий, имеющих отношение к вопросам АП, и публиковать бюллетень, включающий всю документацию, которая могла бы быть полезной для лиц или ассоциаций, проявляющих интерес к АП и отстаивающих принципы всемирной конвенции; 3) проводить опросы и исследования и руководить ими; 4) обобщать результаты опросов и исследований, готовить доклады по их результатам; 5) представлять Генеральному директору любые полезные предложения». Комиссия экспертов предложила также создать подготовительный комитет ЮНЕСКО, которому будет поручено изучить проблемы АП и подготовить проект всемирной конвенции.
Эти рекомендации были включены в доклад Генерального директора и представлены Генеральной конференции ЮНЕСКО на ее второй сессии (Мексика, ноябрь 1947 г.), в ходе которой были одобрены предложения, касающиеся: сферы деятельности ЮНЕСКО и приоритета, который следует уделять авторскому праву в связи с распространением культуры; разработки всемирной конвенции об АП; создания в рамках ЮНЕСКО службы, которой будет поручено разработать эту конвенцию и созвать совещание экспертов из различных стран.
В январе 1948 г. Франсуа Эпп был назначен руководителем Отдела авторского права. В этом же году приоритет был придан программе ЮНЕСКО по коммуникации, которая в том, что касается АП, включала обмен специалистами и информирование населения. Стремление к защите АП нашло отзвук на международной арене и получило конкретизацию в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., где право на культуру (п. 1) и авторские права (п. 2) были признаны в качестве прав человека.
В июле 1948 г. вышел первый номер «Бюллетеня по авторскому праву».
Всемирная конвенция об авторском праве была принята в Женеве 6 сентября 1952 г. после пяти лет подготовительной работы4 под эгидой ЮНЕСКО, которой было поручено заниматься вопросами ее осуществления. В 1971 г. созванная ЮНЕСКО дипломатическая конференция приступила к пересмотру Всемирной конвенции главным образом для включения в нее привилегированного режима обязательных лицензий на перевод и воспроизведение в пользу развивающихся стран5.
Кроме того, под эгидой ЮНЕСКО были приняты следующие конвенции: Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., вопросами осуществления которой занимаются совместно ЮНЕСКО, ВОИС и МСЭ; Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от
4 Там же.
5 Там же.
440__________________ Авторское право и смежные права _____ ^__________
незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 1971 г.); Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 1974 г.); многосторонняя Конвенция об избежании двойного налогообложения выплат, связанных с авторским правом (Мадрид, 1979 г.).
Совместная исследовательская группа по международному авторскому праву, совещание которой было проведено в Вашингтоне в сентябре 1969 г.6 под эгидой БИРПИ и ЮНЕСКО, рекомендовала, чтобы ЮНЕСКО «как можно скорее создала международный информационный центр по авторскому праву», которому будет поручено оказывать помощь развивающимся странам, желающим иметь доступ к охраняемым произведениям, но сталкивающимся с трудностями в его получении. Во исполнение этой рекомендации Генеральная конференция ЮНЕСКО создала в 1970 г. Международный информационный центр по авторскому праву, в рамках которого многие государства-члены координировали свои усилия с целью преодоления этих трудностей.
Затем Отдел авторского права установил другие приоритеты, в частности проведение совместных исследований с ВОИС по новым технологиям и связанным с ними видам использования (как, например, распространение программ по кабельной сети, частное копирование, прокат, абонементное обслуживание и спутниковое вещание), исследований, которые потребовали около десяти лет для проведения совместных совещаний правительственных экспертов. На них были обобщены принципы, используемые при охране интересов авторов, артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в связи с передачей программ по кабельной сети, а также руководящие принципы, лежащие в основе охраны крупных категорий произведений; а именно: аудиовизуальных произведений, архитектурных произведений; произведений в области изящных искусств; драматических, хореографических и музыкальных произведений; печатных и фотографических произведений; фонограмм. В своей работе комитеты экспертов опирались на превосходные доклады, которые были подготовлены секретариатами этих двух международных организаций и в которых были обобщены различные проблемы, стоящие перед обладателями авторских и смежных прав, а также разработаны принципы, касающиеся охраны АП и смежных прав. Хотя эти принципы не имеют обязательной силы, они тем не менее отражают состояние теории АП и направлены на то, чтобы предложить решения с целью охраны соответствующих прав и облегчить как создателям, так и пользователям эксплуатацию охраняемых произведений, их представление, исполнение и т. д.
Нынешний Отдел книжного дела и авторского права, созданный в
См. ниже, гл.12, разд. 12.4.2.1.
____________ Организация по охранеавторского права и смежных прав 441
результате объединения Секции по содействию развитию книжного дела и Отдела авторского права, существует с 1990 г. (эта служба уже называлась так до своего расформирования). Им руководит г-жа Милагрос дель Корраль Бельтран.
В настоящее время программа ЮНЕСКО в области АП сосредоточена на трех основных целях:
• содействовать присоединению к действующим международным конвенциям и побуждать государства-члены к принятию юридиче ских норм, направленных на укрепление прав переводчиков, охра ну фольклора, улучшение положения творческих работников и охрану произведений, являющихся общественным достоянием;
• способствовать развитию преподавания АП путем включения его в учебные программы университетов развивающихся стран (эта дея тельность включает проведение семинаров для авторов, нацио нальных руководителей и судей, журналистов и библиотекарей);
• информировать специалистов и широкие круги общественности путем выпуска раз в три месяца вышеупомянутого журнала «Бюл летень по авторскому праву» на английском, испанском, русском и французском языках.
На испанском языке были опубликованы два издания: «Сборник законов и договоров по авторскому праву» (первое издание в период 1960 — 1978 гг., второе издание в 1990 г.), и в настоящее время разрабатывается база данных по АП на CD-ROM, включающая подробный анализ национального законодательства, международных конвенций и юриспруденции, а также библиографию, касающуюся теоретических аспектов этого вопроса.
воис
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) была создана в соответствии с «Конвенцией, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности», которая была принята в Стокгольме в 1967 г. и вступила в силу в 1970 г.
История ВОИС восходит в 1883 г. и 1886 г., когда были приняты, соответственно. Парижская конвенция об охране промышленной собственности и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. В соответствии с обеими конвенциями предусматривалось создание секретариата под названием «Международное бюро».
Арпад Богш, Генеральный директор ВОИС с 1973 г., отмечал, что в истории Бернской конвенции следует проводить различие между тремя «международными бюро» (в XIX в. так было принято называть постоянные секретариаты межправительственных организаций): Международным бюро Бернского союза, Объединенными международными бюро и Международным бюро ВОИС.
442_____________________ Авторское право и смежные права________________________
Международное бюро Бернского союза было утверждено в соответствии со ст. 16 первоначального текста (1886 г.) Бернской конвенции и передано в ведение верховных властей Швейцарской конфедерации. Когда в 1887 г. этот текст вступил в силу, в Берне уже существовало другое международное бюро, созданное ранее, с тем чтобы заниматься вопросами интеллектуальной собственности, и также переданное в ведение верховных властей Швейцарской конфедерации. Речь идет о Международном бюро, учрежденном в соответствии с Парижской конвенцией об охране промышленной собственности (1883 г.). Анри Морель, член Национального совета Швейцарии, был назначен Генеральным секретарем Объединенных бюро, которые были официально учреждены в соответствии с указом, принятым Федеральным советом Швейцарии в конце 1892 г. (Bogsch 1986: 42, 44).
Штаб-квартира Объединенных международных бюро по охране интеллектуальной собственности сначала находилась в Берне, а в 1960 г. была переведена в Женеву; начиная с этого времени их стали называть по французской аббревиатуре БИРПИ (BIRPI). Представительство стран — членов Парижского союза и Бернского союза при этих Бюро не предусматривалось, в результате чего сформировалось движение, преследующее своей целью создание такой системы, при которой все страны, входящие в состав этих союзов, были бы представлены на равноправной основе. Эта цель была достигнута в ходе Дипломатической конференции, которая состоялась в Стокгольме в 1967 г., когда была проведена одновременная реформа административных норм Парижской конвенции и Бернской конвенции, вместе с принятием Конвенции, учреждающей ВОИС.
Статья 24.1 а Стокгольмского акта (подтвержденная Парижским актом 1971 г.) устанавливает, что Международное бюро ВОИС выступает преемником БИРПИ, т.е. Объединенных международных бюро (Международного бюро Бернского союза, объединенного с Бюро Парижского союза). Международное бюро ВОИС приступило к выполнению своей деятельности в 1970 г., когда иступили в силу Конвенция об учреждении ВОИС и административные нормы стокгольмских актов, касающиеся Парижской конвенции и Бернской конвенции. Прежние «Объединенные бюро» теоретически считаются существующими до тех пор, пока все страны Союза не ратифицируют Конвенцию об учреждении ВОИС. Однако на практике правительство Швейцарии начиная с 1970 г. более не осуществляет функций, возложенных на него согласно предыдущим актам (Bogsch 1986: 42, 44).
В 1974 г. ВОИС стала специализированным учреждением системы ООН. Ее директор является главным администратором ВОИС и представляет ее; он выполняет функции депозитария в отношении большинства правовых актов, находящихся в ведении ВОИС.
Задачами ВОИС являются следующие:
________ Организация по охране авторского права и смежных прав________ 443
• содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире на основе сотрудничества между государствами и совместно, по мере возможности, со всеми другими международными органи зациями;
• обеспечивать административные аспекты сотрудничества в рамках Союзов.
В том, что касается содействия охране интеллектуальной собственности во всем мире, то ВОИС способствует заключению новых международных договоров и обновлению национальных законодательств; она оказывает техническое содействие развивающимся государствам; она обеспечивает сбор и распространение информации; она предлагает услуги, направленные на то, чтобы содействовать обеспечению в различных странах охраны изобретений, торговых марок и промышленных рисунков; она поощряет сотрудничество между соответствующими специализированными органами государств-членов. В том, что касается сотрудничества в области управления Союзами, ВОИС обеспечивает их централизованное руководство в рамках Международного бюро, составляющего секретариат ВОИС, и руководит работой по управлению ими через посредство своих различных органов. Вместе с ЮНЕСКО и МОТ она осуществляет управление Римской конвенцией об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
В настоящее время в ведении ВОИС находятся девять союзов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет: Бернский союз (охрана литературных и художественных произведений); Парижский союз (охрана промышленной собственности); Союз ПКТ, или «Договор о патентной кооперации» (касающийся представления, поиска и изучения международных заявок об охране изобретений в различных странах); Мадридский союз (международная регистрация торговых марок); Гаагский союз (международное депонирование промышленных рисунков и образцов); Лиссабонский союз (охрана наименований мест происхождения и их международной регистрации); Союз МПК, Союз международной патентной классификацией (отвечающий за унификацию патентной классификации на международном уровне); Ниццкий союз (занимающийся международной классификацией товаров и услуг в целях регистрации товарных знаков); Локарнский союз (международная классификация промышленных рисунков и образцов).
По состоянию на 1 января 1995 г. в ведении ВОИС находились также следующие правовые акты: Римская конвенция (об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций); Брюссельская конвенция (о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники); «Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений»; Мадридское соглашение относительно пресечения ложных или вводящих в заблуждение указаний
Авторское право и смежные права
источника происхождения на товарах; Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков; Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры; Найробийский договор (касающийся охраны олимпийской символики). В ведении ВОИС после своего вступления в силу будут также находиться два договора, принятые под ее эгидой в 1989 г., и договор, принятый в 1994 г.: Вашингтонский договор (об интеллектуальной собственности в области замкнутых контуров), Мадридский протокол (направленный на содействие международной регистрации товарных знаков) и Договор о праве на товарные знаки, принятый в Женеве в 1994 г. Помимо это! о ВОИС обеспечивает административные и финансовые услуги Международному союзу по охране новых союзов, оно берет на себя инициативу проведения в жизнь новых проектов и осущестштяет текущие проекты; сама ВОИС является организацией государств-членов, собирающихся на Генеральную ассамблею, на Конференцию и, в том что касается Бернского, Парижского и других союзов, — на Ассамблею каждого из них. Бернский и Парижский союзы избирают исполнительные комитеты из состава своих членов, а члены этих двух исполнительных комитетов составляют Координационный комитет ВОИС. Международное бюро на централизованной основе обеспечивает распространение различной информации, касающейся охраны интеллектуальной собственности. Эта информация в большинстве своем публикуется в двух ежемесячных журналах, выходящих на французском («Le droit cTauteur» и «La propriete industrielle») и английском языках («Copyright» и «Industrial Property»); начиная с 1989 г. на временной основе в виде ежеквартального журнала выходят испанские издания («Derecho de Autor» и «Propiedad Industrial»). На английском, арабском, испанском, французском, португальском и русском языках также публикуется информационный бюллетень. Начиная с 1 января 1995 г. два вышеупомянутых журнала, посвященные промышленной собственности и АП, объединены в одно ежемесячное издание, выходящее на английском и французском языках (испанское издание выходит раз в два месяца).
Помимо этого начиная с апреля 1994 г. Международное бюро выпускает новый CD-ROM под названием «IPLEX», содержащий законодательные тексты, касающиеся международных договоров, регионального и национального законодательства, которое относится к областям его компетенции.
МОТ
Международная организация труда стала первой межправительственной организацией, к которой артисты-исполнители обратились с просьбой изучить проблему, связанную с их правами, и изыскать ее решение в свете тревожной ситуации, связанной с безработицей, которая постигла
_____________ Организация по охране авторского права и смежных прав________ 445
их в начале XX в. из-за быстрого развития техники звукозаписи и радиовешания, радикальным образом изменившего их положение.
В период с 1926 г., когда эта проблема была поставлена на Конгрессе Международного союза музыкантов, по 1961 г., когда была подписана Римская конвенция, МОТ играла активную роль в области охраны интересов артистов-исполнителей, отстаивая позицию, согласно которой права этих лиц основываются на праве на труд в той степени, в которой исполнение представляет собой, прежде всего, результат трудовой деятельности, экономическая ценность которого в полной мере обусловливает право на вознаграждение.
Деятельность МОТ в отношении работников интеллектуального труда была направлена, с одной стороны, на охрану прав авторов и изобретателей, работающих по найму, а с другой — на защиту занятости, условий труда и прав творческих работников в том, что касается вторичного использования их исполнений.
Исследование, подготовленное МОТ для трехстороннего совещания по вопросам положения авторов и изобретателей, работающих по найму, которое было созвано Советом управляющих Международной организацией труда в Женеве 24 ноября — 2 декабря 1987 г., содержало вывод, что режим охраны интересов изобретателей, осуществляющийся на основе патентного права, и произведений, осуществляющийся на основе авторского права, относится к сфере компетенции не МОТ, а ВОИС (в том, что касается первой категории лиц) и ЮНЕСКО совместно с ВОИС (в том, что касается второй категории). Каждая из этих организаций в области своей компетенции играет очень важную роль, связанную с обеспечением и развитием охраны интеллектуальной собственности. С другой стороны, с точки зрения права на труд и социальную справедливость (которое относится к сферам компетенции МОТ), авторы и изобретатели, работающие по найму, сталкиваются с общими проблемами, имеющими под собой единую основу: наличие трудовых отношений. Аналогичным образом, охрана интересов этих двух категорий наемных работников в отношении прав на изобретения или на произведения, создаваемые ими в рамках этих трудовых отношений, основываются на тех же принципах. В отличие от внимания, уделяемого статусу изобретателя, как наемного работника, МОТ стала проявлять интерес к охране прав работающего по найму автора лишь в последнее время (La protection 1987: 1, 7).
В том, что касается творческих работников, Совет управляющих МОТ также созвал трехстороннее совещание, посвященное условиям найма и труда исполнителей, состоявшееся 5 — 13 мая 1992 г. Организация подготовила к этому совещанию объемный доклад, предназначенный служить основой для обсуждения, в шести главах которого рассматривались проблемы занятости и безработицы, трудовых отношений и установления условий труда, рабочего времени и вознаграждения, прав артистов-исполнителей, в том что касается вторичного использования их
446 Авторское право и смежныеправа
--------------------------------------------------- £-------------- L------------------------------------ L-----------------------------------------------------------------
исполнения, режима социального обеспечения и проблем, связанных с изменениями доходов, состояния здоровья и охраны труда7. Само перечисление этих тем характеризует международную область деятельности МОТ в отношении этой категории владельцев смежных прав.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|