Сделай Сам Свою Работу на 5

Коллективное управление правом следования





Право следования трудно осуществимо без наличия системы коллектив­ного управления, в чем можно убедиться, сравнив список стран, в кото­рых это право закреплено законодательным путем74, со списком стран, где эти положения реально осуществляются. Можно отметить, что в этих странах управление подобным правом осуществляется обществами, объединяющими авторов произведений изобразительного искусства: «Билд-Кунст» в Германии, SPADEM* и ADAGP во Франции, «Хунгарт» в Венгрии, «Визуал» (VEGAP) в Испании.

Подобная реальность была учтена в Проекте типовых законодатель­ных положений в области авторского права ВОИС, в ст. 9 которого в отношении права следования предусматривается (подпункт 2): «Процен­тная доля, упомянутая в подпункте 1, взимается и распределяется орга­низацией коллективного управления»75.

Другие организации коллективного управления управляют правами на произведения изобразительного искусства (подобно упомянутым выше организациям они являются членами СИЗАК), например: UBK в Австрии, «Vis-Art» в Канаде, VAGA в Соединенных Штатах Америки, «DDG Beeldrecht» в Нидерландах. DACS в Великобритании, «Bonus» в Швеции; некоторые организации одновременно управляют правом сле­дования и правами на другие категории произведений76.



8.3. Коллективное управление правами артистов-исполнителей и производителей фонограмм

Так же, как и в случаях, когда речь идет о некоторых АП, связанных, например, с публичным исполнением музыкальных произведений, их передачей в эфир или по кабельной сети, эффективное управление воз­можно лишь при посредничестве авторского общества; право артистов-исполнителей или производителей фонограмм на вознаграждение за вторичное использование (непосредственное использование фонограмм при публичном исполнении, передаче в эфир или любой другой форме сообщения для всеобщего сведения) может осуществляться лишь путем коллективного управления.

В то же время на ангажементы артистов-исполнителей для выступ­ления «живьем» на концертах и вообще на спектаклях, в танцевальных залах и в других местах, для производства фонограмм и т. д., т. е. в це­лях первичного использования (выражение, которое мы применяем здесь только в качестве противопоставления термину вторичное исполъзова-



74 См. гл. 4, разд. 4,3.4.

75 Документ ВОИС CE/MPCI/2-II от 11 августа 1989 г.
76CM.:Ficsorl985: 31.

* До 1997 г. (Примеч. ред.)


____________ Коллективное управление авторскими и смежными правами_______ 413

ние\ коллективное управление не распространяется. Такие ангажемен­ты могут оформляться при помощи индивидуальных контрактов, кото­рые обычно и используются в таких случаях.

Тем не менее даже при отсутствии трудового договора, устанавли­вающего отношения зависимости, интересы и условия труда артистов-исполнителей обычно регулируются коллективными соглашениями, которые в большинстве стран имеют обязательную силу для всех работ­ников, осуществляющих указанную деятельность.

8.3.1. Принудительные лицензии при вторичном использовании

В соответствии со статьей 12 Римской конвенции, а также согласно за­конодательству большинства стран, вторичное использование фоног­рамм, изготовленных с разрешения артиста-исполнителя, подчиняет­ся режиму принудительных лицензий. Размеры вознаграждения устанав­ливаются на основании соглашения между организацией коллективно­го управления смежными правами и распространителями.

В отношении артистов считается обычно, что договор о выступле­нии с целью изготовления фонограммы или аудиовизуальной записи предполагает презумпцию juris и de jure, в силу которой артист разреша­ет обнародовать свое выступление (Колумбия, ст. 166А и 166С.1; Фран­ция, ст. L. 214-1, бывшие ст. 19, 21 и 22; Доминиканская Республика, ст. 126а; Испания, ст. 102.3, и т. д.).

В отношении производителей фонограмм принято считать, что после опубликования фонограммы в коммерческих целях они не могут проти­виться их прямому использованию в целях сообщения для всеобщего све­дения в месте, доступном для публики, или путем передачи в эфир. Од­нако в случае, когда фонограммы используются в рамках спектакля, фран­цузский закон в ст. L. 214-1.1, бывшей ст. 22.1 закона 1985 г., предостав­ляет производителям фонограмм возможность возражать против подоб­ного использования. В указанном законе сказано (ст. L. 214-1.2), что про­изводители фонограмм не могут воспрепятствовать полному и одновре­менному распространению такой эфирной передачи по кабельной сети.



Применительно к двум данным категориям бенефициаров (т. е. ис­полнителям и производителям фонограмм) режим принудительных ли­цензий на вторичное использование фонограмм обусловлен необходимо­стью сохранения исключительного и абсолютного права авторов на сообщение для всеобщего сведения своих произведении, учитывая то обстоятельство, что право перестает быть исключительным и абсолют­ным, начиная с момента, когда на один и тот же объект (в данном слу­чае речь идет о записи исполняемого произведения) признаются другие права, носящие тот же характер77.

77 См. гл. 7, разд. 7.1, 4.2 и 7.2.3.


414__________________ Авторскоеправо и смежные права____________________

Вознаграждение

В статье 12 Римской конвенции говорится, что «разовое справедливое вознаграждение выплачивается пользователем артистам-исполнителям, или производителям фонограмм, или им обоим <...>».

Исходя из этой нормы, которая предоставляет договаривающимся государствам свободу признавать право на вознаграждение за вторичное использование фонограмм за одной из категорий бенефициаров, преду­смотренных в тексте Конвенции, либо за обоими бенефициарами, госу­дарства установили разные критерии и выплачивают вознаграждение:

исключительно артистам-исполнителям (например, Мексика);

исключительно производителям фонограмм (например, Филиппи­
ны, Ирландия, Великобритания);

обеим категориям бенефициаров или исключительно одной из
этих категории, при обязательном условии выплатить часть воз­
награждения другому бенефициару
(в следующих странах: Герма­
нии, Аргентине, Австрии, Барбадосе, Боливии, Бразилии, Чили,
Колумбии, Коста-Рике, Дании, Эквадоре, Испании, Финляндии,
Франции, Италии, Норвегии, Панаме, Перу, Доминиканской Респуб­
лике, Швейцарии, бывшей Чехословакии, Уругвае, Венесуэле).

В некоторых странах размеры вознаграждения определяются с об­щего согласия между организацией коллективного управления смежны­ми правами и пользователями (так, например, обстоит дело в Аргенти­не, Бразилии, Колумбии и Уругвае).

Иногда предусматриваются другие формы определения шкалы воз­награждений в случаях, когда стороны не могут прийти к согласию: на­пример, во Франции, где ст. L. 214-3 и L. 214-4, бывшие ст. 23 и 24 за­кона 1985 г., предусматривают особую систему, в соответствии с которой шкала вознаграждений и способы их выплаты устанавливаются путем заключения отдельных соглашений по каждому виду деятельности меж­ду представительными организациями артистов-исполнителей, произво­дителей фонограмм и лицами, использующими фонограммы в целях сообщения непосредственно в публичном месте (если только они не используются в спектакле), их передачи в эфир или одновременного и полного распространения такой передачи в эфир по кабельной сети (ст. L. 214-1, бывшая ст. 22). В этих соглашениях должны быть определены условия, в соответствии с которыми лица, использующие фонограммы, выполняют взятые на себя обязательства предоставлять организациям, занимающимся сбором и распределением, подробную программу ис­пользования фонограмм и все документальные данные, необходимые для распределения вознаграждений. В соответствии с декретом мини­стерства культуры положения таких соглашений, продолжительность которых составляет от одного до пяти лет, могут стать обязательными для всех заинтересованных лиц. Однако в случае, когда сторонам не


__________ Коллективное управление авторскими и смежными правами_______ 415

удается прийти к согласию, шкала вознаграждений и правила выплаты определяются посредством процедуры арбитражного типа, которую применяет Комиссия под председательством судьи, в состав которой входят представители официальных организаций бенефициаров и пользователей (ст. 214-4).

В некоторых странах соглашения, касающиеся шкалы вознагражде­ний, должны получить одобрение со стороны компетентных властей. В других странах эти власти, а также специальные судебные органы вме­шиваются лишь в случаях возникновения разногласий, в частности когда возникает возможность злоупотреблений, в силу монопольного положе­ния организаций коллективного управления^.

В ряде стран шкала вознаграждений устанавливается постановлени­ями правительства (например, в Чили и в Мексике).

Приведем несколько примеров действующих условий выплаты воз­награждений:

при публичном исполнении фонограмм вознаграждение может рас­
читываться пропорционально доходам, получаемым пользователем
(Аргентина), или зависеть от потенциального дохода пользователя,
например с учетом размеров танцевальных площадок (Бразилия);

при передаче фонограмм в эфир вознаграждения могут быть про­
порциональны доходам, заявленным в налоговые органы, или чи­
стым доходам от телетрансляции кинематографических произведе­
ний, (в Мексике оно равно 0,15% чистого дохода от подобной теле­
трансляции), либо такое вознаграждение может взиматься за каждый
используемый диск, в зависимости от категории, к которой относит­
ся вещательная организация (Аргентина), или устанавливается фик­
сированное помесячное вознаграждение, исчисляемое исходя из
данных о мощности передатчика и числа принимающих его переда­
чи слушателей (Бразилия);

• в некоторых странах взимается вознаграждение при демонстра­
ции или представлении в кинозалах созданных с этой целью аудио­
визуальных произведений;
оно пропорционально общей сумме дохо­
да предприятия проката (Мексика) или исчисляется исходя из зара­
нее фиксированных сумм, в зависимости от платы за вход (Арген­
тина, Чили).

8.3.3. Взиманиесборов

В случае, когда речь идет о коллективном управлении смежными права­ми, взимание сборов производится различными видами организаций:

• организациями, представляющими исключительно артистов-ис­
полнителей,
такими как ANDI и ANDA в Мексике и т. д.;


78


См. выше, разд.8.1.2.4.



ссо rip;tao и смежные нрава


организациями, представляющими исключительно производите­
лей фонограмм,
например PPL в Великобритании;

• организациями смешанного характера, представляющими одно­
временно артистов и производителей фонограмм,
например AADI-
CAPIF в Аргентине, LSG в Австрии и т. д.;

смешанными организациями, представляющими авторов, арти­
стов и производителей фонограмм,
например SAYCO-ACINPRO в
Колумбии, ECAD в Бразилии и т. д.;

• организациями авторов, уполномоченными организациями арти­
стов и производителей фонограмм, например AGADU в Уругвае,
которая взимает сборы в интересах SUDEI (Уругвайская организа­
ция артистов-исполнителей) и CUD (Уругвайская палата грампла­
стинок).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.