Сделай Сам Свою Работу на 5

Распределение полученных средств





Распределение средств, полученных за публичное исполнение музы­кальных произведений между правообладателями за каждое из этих произведений, является чрезвычайно сложным делом (принято считать, что если сбор средств яатяется достаточно трудным делом, то их распре­деление еще сложнее). Организация коллективного управления должна преобразовать общую полученную сумму в индивидуальные выплаты (Tournier 1968: 32). Для этого необходимо знать, какие произведения

^ Так, в Испании в ст. 78.5, in fine, говорится о том, что распространитель должен содействовать проверке автором или его представителями программ и деклараций о сбо­рах; в Аргентине в декретах № 5146 от 1969 г. и 461 от 1973 г. говорится (ст. Зе), что SADAIC и ARGENTORES, соответственно, уполномочены контролировать сборы, кас­сы, кассиров и другие элементы и ценности, имеющие значение для определения надле­жащих платежей.

13*


388 Авторское право и смежные права

действительно использовались, кто является авторами распространяе­мых версий (когда их несколько) и кто является правообладателем (мо­жет существовать от шести до восьми правообладателей -- композито­ров, авторов текста музыки, авторов версий, аранжировщиков, издате­лей, субподрядчиков издателей), какой процент вознаграждения полага­ется каждому из них и какие организации коллективного управления их представляют.



Декларации распространителя представляют собой, как уже было сказано, первичный источник информации для авторских обществ о произведениях, которые действительно исполнялись; они необходимы для установления контроля за использованием произведений и для осу­ществления распределения полученных денежных средств. Однако для выполнения этих задач, помимо программ (или графиков выступлений) авторские общества нуждаются в значительной технической документа­ции, что является собирательным понятием для всех данных, касающих­ся в совокупности авторов, издателей и произведений. Такие данные, представленные в схематичной, но достаточно полной форме, касаются как репертуара организации, так и того репертуара, которым она управ­ляет в силу договоров о представительстве (обычно они носят взаимный характер, хотя подобные договоры могут носить и односторонний харак­тер), заключенных с аналогичными организациями за рубежом; заявле­ний авторов (а также издателей и их субподрядчиков); картотеки произ­ведений (национальных и иностранных), управление которой осуществ­ляется данной организацией; списка композиторов, авторов и издате­лей)58, всемирного списка произведений;59 международной картотеки;60



18 Этот список содержит имена более 1 300 000 авторов и 250 000 издателей всего мира. В нем указывается, являются ли они членами какого-либо авторского общества (в списке фигурируют ПО организаций), и уточняется территория или территории, на которых осуществляется управление, если только полномочия этих организаций не рас­пространяются на весь мир. Каждое имя сопровождается номером. Список КАИ выхо­дит четыре раза в год, и его обновление осуществляется SUISA, получившей соответству­ющие полномочия от СИЗАК и BIEV (каждый юд в эти списки вносится более 100 000 изменений).

'9 WWL (World Works List) представляет собой перечень музыкальных нетеатраль­ных произведений, широко используемых на международной арене, которые организа­ции авторов выбрали из своего репертуара (перечень содержит «активный» междуна­родный репертуар). В нем обозначены заголовки и подзаголовки каждого произведения, имена авторов и издателей, сопровождаемые их номером, фигурирующим в списке КАИ, а также указан процент, который полагается каждому из них при распределении вознаграждения. В списке WWL содержится более 1 300 000 произведений, и он выхо­дит два раза в год: его обновление осуществляется ASCAP, уполномоченной СИЗАК и BIEM.



w Международные картотеки представляют собой традиционный способ прямого обмена документацией между организациями. Каждое общество, в котором состоят пра­вообладатели, заполняет стандартный формуляр, касающийся произведений, и направля­ет их в организации, с которыми оно заключило договоры о представительстве. Между-


___________ Коллективное управление авторскими и смежными правами________ 389

музыкальных сценариев;61 поисковых списков или списков неидентифи­цированных произведений (inquiry lists);62 общей картотеки соглашений (General Agreement File)63 и т. д.

На первой стадии авторское общество выделяет из общей суммы полученных средств ту, что причитается за использование каждого про­изведения. После определения размера данной суммы общество присту­пает к ее распределению между различными авторами и правообладате­лями. Обычно общая сумма полученных средств делится не в зависимо­сти от числа распространяемых произведений, а пропорционально про­должительности использования каждого произведения в течение всего спектакля или передачи (pro rata temporis). При этом факторы эстетиче­ского порядка или коммерческий успех не принимаются во внимание, как не учитывается и национальная принадлежность произведения. Общая продолжительность использования преобразуется в определен­ное количество очков или долей, распределяемых между произведени­ями, в зависимости от их собственной продолжительности.

В странах, где использование произведений, перешедших в обще­ственное достояние, является бесплатным, общая сумма выплат, произ­водимых распространителем, уменьшается пропорционально времени, которое занимают эти произведения в случаях, когда они распространя-

народные картотеки содержат данные о произведении или о версии такого произведения: название, подзаголовок, жанр и инструментовка; продолжительность исполнения; имя и другие данные о правообладателях, номер по списку КАИ и организация управления, членами которой они являются; способ распределения вознаграждений, полученных за публичное исполнение и за механическое воспроизведение; сроки договора (в случае издания и субподрядного издания); общество-отправитель и дату рассылки.

61 Cue-sheet, которую также называют «музыкальной программой» или «музыкаль­ным сценарием», касается аудиовизуальных произведений. Речь идет о стандартном формуляре для прямого обмена документацией между обществами, который использу­ется для распределения денежных средств, собранных за включение музыкальных про­изведений в аудиовизуальные произведения. Такой формуляр содержит все данные, ка­сающиеся специально созданных для них музыкальных отрывков, а также синхронизи­рованных с ними ранее существовавших произведений. Это приводит к тому, что cue-sheet обычно имеет гораздо больший охват, чем международная картотека.

13 Приступая к распределению полученных средств, авторское общество вносит неидентифицированные произведения в отдельный список (называемый также inquiry list), т. е. произведения, в отношении которых оно не располагает документацией, а так­же произведений, к которым не может применяться Варшавское правило, в силу кото­рого, в случае если в отношении того или иного произведения известно лишь имя его ав­тора, состоящего в той или иной организации, то все сборы за использование прав дол­жны быть переданы последней. Эти списки рассылаются авторским обществом всем Другим аналогичным организациям, с тем чтобы произведения могли быть идентифи­цированы.

63 Документация GAF представляет собой компиляцию всех договоров, подписан­ных между музыкальными издателями, цель которых — составить полные издательские каталоги. Документация GAF выходит два раза в год; этим вопросом занимается SABAM, получившая полномочия от СИЗАК и BIEM.


390__________________ Авторское право и смежные права_____________________

ются вместе с произведениями, относящимися к частному достоянию. Однако существуют случаи, когда организации коллективного управле­ния практически не имеют возможности получить подробную информа­цию об исполняемых произведениях. В этом случае единственным ре­шением для авторского общества станет использование дополнительных методов косвенного распределения.

Также, как и Гектор Делла Коста, мы отмечали в упоминавшемся выше исследовании, что существуют три основных системы распреде­ления:64

• системы, основанные на полной информации (прямое распределе­
ние);

• системы, основанные на выборочной информации или на отборе
образцов произведений;

• системы, основанные на косвенной информации или на презумп­
циях.

СИСТЕМА, ОСНОВАННАЯ НА полной ИНФОРМАЦИИ (ПРЯМОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ)

В рамках такой системы элементы информации, собранные в целях распределения полученных средств, позволяют индивидуализировать каждый случай использования произведения и выплатить каждому автору или правообладателю причитающуюся ему сумму непосред­ственно. Эту систему, которая является абсолютно точной и справед­ливой системой и должна использоваться по возможности как мож­но чаще, легко применять в случаях, когда речь идет об использова­нии драматических, музыкально-драматических и хореографических произведений, а также в некоторых видах использования музыкаль­ных недраматических произведений, например, в спектаклях (концер­тах, выступлениях и т. д.), исполнении музыки «живьем» при радио­трансляциях и перед демонстрацией или представлением фильмов в кинозалах, а также во всех других случаях, когда эта система приме­нима технически и экономически, т. е. речь идет о таких видах ис­пользования, в отношении которых мы располагаем достаточно на­дежной информацией, и такое распределение является экономически оправданным.

Однако эта система, кажущаяся единственно справедливой, во мно­гих случаях исполнения музыкальных произведений таковой не являет­ся, если учесть, что источником информации служат программы, состав­ленные распространителями и исполнителями, которые зачастую по небрежности, профессиональной недобросовестности или, что еще хуже, из-за злого умысла и намерения извлечь пользу для себя или для

64 См.: Lipszyc, Delia Costa 1978: 2: 137—138.


__________ Коллективное управление авторскими и смежнымиправами_______ 391

третьих лиц, включают в эти программы не те произведения, которые действительно исполняются. Подобная ситуация вынуждает прибегать к использованию косвенного распределения, при этом применяется ме­тод отбора образцов или зондирования (muestreo, sondeo, survey, amostragem), постоянно контролируется деятельность распространите­лей с помощью инспекторов, а во многих случаях приходится прибегать к услугам экспертов-музыковедов, производить запись исполняемых произведений, составлять протоколы с помощью судебных исполните­лей и т. д.

В таких случаях, как и в других, когда практически невозможно получить программы или подробности, касающиеся исполняемых про­изведений (например, при исполнении музыкальных произведений с использованием механических средств, музыкальных автоматов и т. д.), фактор экономии приобретает решающее значение и вынуждает пользо­ваться системой выборочной информации, прибегать к отбору образцов, действовать по аналогии или исходя из презумпции.

СИСТЕМА, ОСНОВАННАЯ НА ВЫБОРОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЛИ ОТБОРЕ ОБРАЗЦОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (КОСВЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ)

Эта система исходит из принципа, согласно которому информация, по­лученная с целью распределения средств, не содержит сведений обо всех полученных суммах по следующим причинам:

• отсутствуют сведения о некоторых предполагаемых видах исполь­
зования;

• полученная информация не надежна;

• обработка данной информации экономически невыгодна, посколь­
ку суммы, затраченные на обработку программ или отчетов не про­
порционально велики по отношению к стоимости соответствующей
процедуры распределения, причем настолько, что приходится за
счет авторов удерживать значительную часть собранных средств
для покрытия административных расходов.

Эта система используется в случаях, когда общая сумма получен­ных средств распределяется в зависимости от имеющейся частичной информации, например когда выплата гонораров, полученных за испол­нение на всех танцплощадках, производится на основе данных, получен­ных от нескольких таких площадок.

Выборка образцов должна осуществляться таким образом, чтобы она носила достоверный характер (что зависит от соответствия резуль­татов, полученных в процессе отбора образцов, другим результатам, которые могли бы быть получены при условии точного и всеобъемлю­щего учета отдельных исполнявшихся произведений); эти образцы дол-


392__________________ Авторское право и смежные права_____________________

жны быть репрезентативными в отношении всех авторов, чьи произве­дения исполняются, и экономичными с точки зрения соотношения «сто­имость/польза»65 .

65 Аргентинский издатель музыкальных произведений Масимо Перроти (Maximo Perrotti), большой знаток механизмов, используемых обществами, которые управляют правами на публичное исполнение, считает, что «для того, чтобы избежать недостатков, связанных с антиэкономичным характером составления отчетов и их неоправданного ан­нулирования, следует принять современную систему статистически стратифицированно­го секторального зондирования, которое снижает расходы, не искажает данных об испол­нении произведений и в значшельной степени препятствует злоупофеблениям» и «ко­торую в настоящее время используют некоторые авторские общества, в том числе BMI и ASCAP».

«Наше предложение, касающееся смешанной системы статистически стратифици­рованного секторального зондирования, — продолжает Перроти, — сводится в основном к следующему: в странах, где закон обязывает исполнителя и пользователя заполнять фор­муляры с отчетами об исполнении, необходимо в любых случаях требовать предоставле­ния этих отчетов и организовывать периодический внезапный контроль, который позво­лит убедиться в их достоверности. <...> На следующей стадии, т. е. при передаче этих отчетов в соответствующую организацию, необходимо осуществить их стратифицирован­ную секторальную классификацию, т. е. по географическим зонам, типу исполняемого ре­пертуара (танцевальная музыка, вокал, сценическая музыка), а также в зависимости от размеров гонорара. Отчеты, которые будут подвергаться соответствующей обработке, выбираются статистическим методом для каждой зоны, на которые поделена страна, и для каждого вида исполняемого репертуара и каждой категории гонораров: они и будут пред­ставлять собственно образец. Под "статистическими методами" мы подразумеваем, что подобный отбор должен осуществляться без какого-либо прямого вмешательства пред­ставителя или служащего организации, на основе жребия или программирования, предо­ставляющих гарантию серьезного и честного подхода, поскольку именно на основе отче­тов, отобранных исходя из статистических данных и наугад в каждой группе, будет распределяться вся сумма полученных гонораров». (Perrotti 1978: 111, 114, 115, 116). В прил. 42 А, с. 312—354, Перроти приводит систему отбора образцов, принятую в ASCAP, образец которой определяется в качестве «уменьшенной модели большого комплекса (по примеру модели локомотива). Эта модель (образец) позволяет определить количе­ственные параметры всего комплекса (univers) в случаях, когда полный обсчет (полный учет) стоит слишком дорого или является неточным. Пробным камнем хорошо сплани­рованного отбора образцов является его высокая точность с учетом стоимости. Цель плана зондирования ASCAP заключается в том, чтобы получить максимальную отдачу от средств, затраченных ее членами» (Perrotti 1978: 324). При этом подчеркиваются три ха­рактерные черты, свойственные зондированию, осуществляемому ASCAP: оно является алеаторным, стратифицированным и асимметрическим. «Почему алеаторным? Пото­му что выборка должна по возможности максимально походить на всю совокупность, ко­торую она представляет, для чего отбор образцов должен производиться произвольно. <...> Почему стратифицированным? Данные, полученные в результате зондирования, используются для замеров, которые могут страдать неточностями. Для того, чтобы повы­сить точность зондирования, необходимо его стратифицировать, т. е. сгруппировать пользователей, сами исполнения произведений или средства информации, а затем произ­вести выборку в каждом из этих слоев. <...> Почему асимметричное? Что касается глу­бины зондирования, то отбор образцов может быть симметричным или асимметричным. Если бы отбор образцов, производимых ASCAP, был симметричным, следовало бы про­изводить выборку образцов передач всех радиостанций, исходя из одинакового количе­ства часов вещания. В принципе можно отобрать одинаковое количество образцов пере-


Коллективное управление авторскими и смежными правами 393

СИСТЕМА, ОСНОВАННАЯ НА КОСВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЛИ НА ПРЕЗУМПЦИЯХ (КОСВЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ)

Эта система используется по тем же причинам, что и предыдущая. Суть ее заключается в том, чтобы использовать лишь определенный тип ин­формации, достаточно полный, надежный и поддающийся проверке, способный в идеале составить, с точки зрения статистики, достаточное приближение к реальным характеристикам используемого репертуара: например, распределение гонораров, полученных за все виды публично­го исполнения, исходя из данных, касающихся радиовещания.

Использование двух последних систем в отношении публичного исполнения музыкальных произведений диктуется особыми возможны­ми способами использования таких произведений; однако зачастую эти системы не пользуются поддержкой авторов, которые с недоверием от­носятся к ним, усматривая в них возможность принятия произвольных решений.

СИСТЕМА КОЭФФИЦИЕНТОВ

В дополнение к трем описанным выше основным системам только что добавилась четвертая, носящая дополняющий их характер: система коэффициентов. Она заключается в том, чтобы повысить в процессе распределения ценность некоторых произведений, продолжительность которых значительно превосходит обычную среднюю продолжитель­ность.

Такие коэффициенты обычно используются в отношении симфони­ческих и камерных произведений, учитывая их относительную значи­мость в своей категории и по отношению к популярным музыкальным произведениям. В подобных случаях при исчислении процентов гонора­ра, подлежащего выплате, различным музыкальным произведениям присваиваются различные коэффициенты в зависимости от их жанра: например, одно исполнение засчитывается для танго, самбы, куэки, валь­са, фокстрота, твиста, пассодобля, чакарерас и т. д. и два исполнения для прелюдий, ноктюрнов, рапсодий, серенад, менуэтов, сюит, попурри, насчитывающих более ста тактов и т. д., четыре исполнения для сонат,

дач станции вещания, выплачивающей одну тысячу долларов гонорара, и станции, вы­плачивающей 30 000 долларов. Однако гораздо целесообразнее определить исполнения, передаваемые станцией, выплачивающей 30 000 долларов гонораров, чем станции, вы­плачивающей одну тысячу долларов. Из этого следует, что симметричное зондирование не сможет наилучшим образом оправдать использование каждого доллара, выделяемого на предварительный анализ в целях распределения гонораров. Именно по этой причи­не используется асимметричное зондирование. Как правило, отбор пользователем испол­няемых произведений будет тем шире, чем выше будут гонорары, которые пользователь уплачивает в ASCAP» (Perrotti I978: 229—230).


394__________________ Авторское право и смежныеправа

увертюр, трио, квартетов, квинтетов, секстетов и т. д. и восемь исполне­ний для симфоний, месс, ораторий, больших хоралов и т. д.

Эти коэффициенты применяются также в случаях, когда в одном и том же спектакле или в ходе одной и той же телепередачи используют­ся произведения, значение которых для этой передачи различно.

СИСТЕМА СМЕШАННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

Существует также возможность использовать смешанные коэффициен­ты, учитывающие одновременно число исполнении произведения и его относительную продолжительность.

Разнообразие систем распределения связано с тем фактом, что в сложном мире исполнения музыкальных произведений необходимо в равной степени учитывать два критерия, которые в определенной степе­ни противоречат друг другу: справедливость и экономичность. Однако справедливость заключается не только в том, чтобы «дать каждому свое» (cuique suum), исходя из элементов информации, представляемых рас­пространителем (программы или отчеты о выступлениях); необходимо также, чтобы эти оправдательные документы были надежными^ т. е. достоверными. Что же касается экономического критерия, то мы соглас­ны с выводом, содержащимся в исследовании, проведенном Делла Ко-ста, в отношении того, что этот критерий обязывает нас ограничить ко­личество информации, с тем чтобы сократить расходы на управление и на внутренний и внешний контроль.

Компьютерные системы оказались в высшей степени полезным инструментом коллективного управления и, в частности, при распреде­лении гонораров, так как они позволяют направлять каждому автору и их доверенным лицам платежные ведомости, содержащие более полные и точные данные. Тем не менее следует отметить, что операции, связан­ные с оплатой за публичное исполнение произведения, занимают еще от трех до шести месяцев.

Что касается правил распределения гонораров между авторами и их доверенными лицами, то они устанавливаются каждой организацией коллективного управления правами, которые по возможности приводят их в соответствие с обычаями и традициями, сложившимися в соответ­ствующей стране, придерживаясь при этом решений, принятых на кон-федеральных ассамблеях СИЗАК.

В случае, когда речь идет об опубликованных музыкальных произ­ведениях, одним из самых распространенных критериев распределения гонораров является следующий: одна треть — композиторам, одна треть — авторам текста и одна треть — издателю. Если в этом процессе участвуют аранжировщики или авторы, использующие тему основно­го произведения для создания своей версии, они получают соответ­ственно 25% из части, причитающейся композиторам или авторам слов


__________ Коллективное управление авторскими и смежными правами_______ 395

(три двенадцатых для композиторов, четыре двенадцатых для авторов слов, одна двенадцатая для аранжировщика, одна двенадцатая для ав­тора версии, использующей тему основного произведения, и четыре двенадцатых для издателя).

Однако доля издателя при распределении гонораров за публичное исполнение в случае использования фонограмм варьируется в зависимо­сти от страны: в Аргентине, например, она составляет 25% для нс"^..и-санных произведений и 33,33% для записанных произведений; в Брази­лии она составляет 25% в обоих случаях; во Франции она составляет 33,33% за публичное исполнение и 50% за звукозапись; в Швейцарии эта доля составляет 35% за публичное исполнение и 50% за звукозаписи. Как бы то ни было, часть гонораров издателя произведения, или сово­купность долей издателя или его субподрядчика, независимо от ш ко­личества, не может ни в коем случае превышать половины (50%) общей суммы гонораров за произведение66.

В случае, если произведения не изданы, то сборы за использование прав на них распределяются поровну между композиторами и авторами текста, независимо от числа слов.

Авторские общества, входящие в СИЗАК, кодифицировали свои правила распределения.

Организации коллективного управления правами удерживают часть полученных гонораров для покрытия административных расхо­дов. При этом приемлемой считается доля, составляющая до 30%, ис­пользуемая для управления правами на публичное исполнение и радио­трансляцию, и до 20%, когда речь идет о механическом воспроизведении и представлении.

8.1.4. Меры социального обеспечения

Авторы, получающие заработную плату, т. е. осуществляющие свою творческую деятельность будучи связанными трудовым договором (при наличии всех условий для существования подобного договора), пользу­ются всеми благами социального обеспечения в силу норм трудового права и правил социального обеспечения, применяемых в целом к наем­ным работникам, получающим заработную плату, или к тем, кто занят в

66 См. ст. 7, п. Il.d типового конфедерального договора о взаимном представитель­стве, заключаемого между организациями по управлению правами на публичное испол­нение (документ CISAC/40.770, июль 1974 г.), в нем содержится ссылка на решение Кон-федеральной ассамблеи, состоявшейся в Кнокке-ле-Зут (1958 г.): «Распределение — Про­изведения, не находящиеся в общественном достоянии — Максимальная доля издателя. Доля издателя при распределении доходов, связанных с использованием произведений, не находящихся в общественном достоянии, для организации, которая устанавливает порядок такого распределения, не может превышать 50% всей суммы, причитающейся за такие произведения» (CISAC 1952—1962: II: 307, 616).


396 Авторское право и смежные права

определенной сфере деятельности (журналистика, кино, торговля, обра­зование и т. д.).

Напротив, независимые авторы, т. е. те, кто создают произведения на свой страх и риск или по заказу, обычно не пользуются каким-либо социальным обеспечением. Очень редко можно найти законодательные положения, которые содержат нормы, призванные восполнить этот пробел67.

В законах об АП можно лишь в исключительных случаях встре­тить меры в пользу независимых творческих работников. Так обстоит

67 Во Франции закон 75-1348 от 31 декабря 1975 г., вступивший в силу 1 января 1977 г., установил оригинальный режим социального обеспечения, распространяющийся на авторов литературных, драматических, музыкальных и художественных произведе­ний. Этот режим, как указывает Анни Аллен, исходит из идеи единства литературных и художественных профессий перед лицом социального обеспечения, в том что касает­ся страховых случаев, связанных с болезнью, материнством, инвалидностью, кончиной, выплатой семейных пособий и пенсий по старости. Анни Аллен отмечает, что данный закон соединил два принципа, которые до сих пор рассматривались как несовместимые: произошло приравнивание к режиму социального обеспечения наемных работни­ков, занятых в промышленности и торговле, без утраты независимого характера творче­ской деятельности. Этот закон привел к соединению в единую самоокупаемую систему действовавшие ранее разнородные системы социального обеспечения и распростране­нию социальной защиты на творческих работников.

В настоящее время управление системой социального обеспечения, созданной в соответствии с вышеупомянутым законом 1975 г., возложено на две ассоциации, дей­ствующие под административным и финансовым контролем государства на условиях, предусмотренных декретом № 77-1195 от 25 октября 1977 г. (ст. 14). Два декрета Мини­стерства культуры и Министерства социального обеспечения наделили соответствую­щей компетенцией Дом художников, которому поручено управление системой социаль­ного обеспечения авторов графических и изобразительных произведений, а также Ассоциацию по управлению социальным обеспечением авторов (AGESSA), которой поручено управление системой социального обеспечения авторов литературных, драма­тических, музыкальных, хореографических, кинематографических и аудиовизуальных произведений в целом, а также авторов фотографических произведений. Членство в них оговорено соблюдением ряда формальных и содержательных условий (постоянное место жительства во Франции, осуществление творческой деятельности в качест­ве «обычного» занятия и получение от нее «достаточного» дохода, если такой доход оказывается «недостаточным», то принадлежность к авторам может быть признана про­фессиональной комиссией). Любое лицо, получающее вознаграждение за использование его авторского или аналогичного с ним права, платит взносы, подчиняющиеся единому правовому режиму, размеры которых исчисляются на основании декларированного дохода; распространители произведений также должны вносить свой взнос (при отсут­ствии декларации, по установленной форме и в сроки, предписанные декретом 1977 г., сумма, используемая для расчетов такого взноса, определяется административным путем). При такой системе социального обеспечения действует правило, согласно кото­рому предприниматель или распространитель, государство или государственные орга­ны должны удерживать из общей суммы гонораров, выплачиваемых автору, определен­ную часть, предназначенную для финансирования системы социального обеспечения. Независимый автор приравнивается к наемному работнику лишь в отношении некото­рых пособий (Allain 1985: 211—236).


___________ Коллективное управление авторскими и смежными правами 397

дело в Испании, где закон об интеллектуальной собственности предпи­сывает, чтобы:

• денежные средства, полученные авторами за использование их
произведений, рассматривались как заработная плата, в целях опре­
деления порядка очередности при наложении ареста или удержаний
либо для определения части заработной платы, не подлежащей
удержанию (ст. 53.2);

• причитающиеся авторам выплаты пользуются, в пределах двух
расчетных лет, теми же льготами, что и заработная плата, при при­
менении процедуры коллективного погашения задолженности цес­
сионариев (ст. 54);

• авторы и их правопреемники не могут отказаться от признанных
за ними преимуществ (ст. 55);

• организаторы публичных спектаклей рассматриваются в качестве
депозитариев вознаграждения, причитающегося авторам за сооб­
щение их произведений для всеобщего сведения, когда такое воз­
награждение составляет определенную долю от сборов за спек­
такль. Они должны предоставить сумму такого вознаграждения,
рассчитываемого на еженедельной основе, в распоряжение авторов
или их представителей (ст. 79);68 в силу признанной за ним законом
роли депозитария, организатор спектакля, в распоряжение которо­
го поступают денежные средства, полагающиеся автору, может
быть привлечен к уголовной ответственности (за злоупотребление
доверием).

Последнее правило применяется также в отношении средств, при­читающихся за сообщение для всеобщего сведения путем передачи в эфир (ст. 84.1) и за простое разрешение на публичное сообщение произ­ведения (ст. 85).

Организации коллективного управления правами, функция которых, естественно, не ограничивается лишь управлением АП, в значительной мере восполняют пробел, связанный с отсутствием социального обеспе­чения авторов. Они осуществляют многочисленные виды деятельности в области взаимного страхования, что находит конкретное отражение в программах социального обеспечения их членов. Данная деятельность финансируется отчасти за счет денежных средств, полученных автора­ми за публичное исполнение их произведений.

Среди предоставляемых пособий обычно значатся пенсии или до-

68 Антонио Дельгадо Поррас отмечает, что предшественником данного положе­ния явилась ст. 96 регламента от 3 сентября 1880 г., принятого во исполнение закона 1879 г., который был отменен впоследствии (Delgado Porras 1988: 77). В связи с этим следует отметить, что, хотя эта идея была воспринята законами об АП во многих стра­нах Латинской Америки, упомянутая норма, к сожалению, была сохранена недостаточ­но часто.



Авторское право и смежные права


полнительные пособия по старости, выплачиваемые авторам и некото­рым из их наследников, оказание помощи в случае болезни, рождения ребенка или в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций; оказание медицинской помощи членам организаций коллективного управления правами и их родственникам; похоронные пособия; коллективное стра­хование и т. д.

8.1.5. Культурныемероприятия

Авторские общества проводят культурные мероприятия, направленные, в частности, на развитие технических и эстетических способностей сво­их членов, а также на повышение качества их произведений благодаря организации курсов по музыке, музыкально-драматическому искусству, драматическому искусству или литературе; на поощрение творческой деятельности; сохранение культурного наследия, которым они управля­ют путем сбора и публикации произведений и содействия их продвиже­нию и распространению; на охрану интеллектуальных и художествен­ных традиций страны; содействуют законодательному и теоретическо­му развитию АП, а также пропаганде его положений и защите их как внутри стран, так и на международной арене; создают или приобретают специализированные библиотеки в той области искусства, где находят­ся произведения, которыми они управляют, фонотеки, коллекции музы­кальных, драматических и других произведений, каталоги музыкальных репертуаров, договоры, публикации авторов и другие произведения по­добного рода (см. устав SADAIC, ст. 2, п. V, VI и IX).

Уставы этих обществ могут содержать некоторые ограничения, ка­сающиеся деятельности по продвижению и распространению произве­дений, чтобы избежать того, чтобы та или иная организация не превра­тилась в коммерческое предприятие или не стала вкладывать средства в поддержку или финансирование деятельности по распространению про­изведений своих членов либо использовать свои фонды для предостав­ления субсидий или займов, поощряющих создание таких произведений (например, устав ARGENTORES, заключительная часть ст. 2).

Эти ограничения преследует двоякую цель: с одной стороны, вос­препятствовать произвольному обращению с общим имуществом в ин­тересах отдельных членов — обычно руководителей общества, — ас другой стороны, избежать того, чтобы такая организация стала конкури­ровать с пользователями.

Авторские общества удерживают также определенный процент средств в целях социального обеспечения и проведения культурных ме­роприятий. Типовой договор о взаимном представительстве между организациями, управляющими правами на публичное исполнение (до­кумент CIS АС/40.700, июль 1974 г.), допускает, что с этой целью орга­низация может удерживать, после того как будут вычтены администра-



___________ Коллективное управление авторскими и смежными правами 399

тивные расходы, до 10% сумм-нетто, полученных ими в процессе кол­лективного управления АП69.

Большая часть средств, выделяемых на социально-культурную де­ятельность используется в целях социального обеспечения.

СИЗАК

Сложности, связанные с трансграничным использованием огромного количества произведений, нематериальный характер этого имущества, а также многообразный характер возникающих в результате этого отноше­ний делают необходимым унифицировать правила коллективного управ­ления АП. Подобная унификация невозможна без соответствующей орга­низации, такой как Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (СИЗАК), координирующая те значительные усилия, ко­торые необходимо предпринять для превращения национальных автор­ских обществ в разветвленную международную систему взаимного представительства, а также для унификации принципов и методов кол­лективного управления, без вмешательства в вопросы внутренней орга­низации каждого авторского общества.

Основанный в 1926—1927 гг. в Париже, где находится его штаб-квартира, СИЗАК представляет собой международную неправитель­ственную некоммерческую организацию, которая объединяет организа­ции, занимающиеся управлением АП.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.