Сделай Сам Свою Работу на 5

Распределение вознаграждения





Законодательства стран, признающих за двумя категориями бенефици­аров право на вознаграждение за вторичное использование фонограмм, обычно определяют порядок его распределения: либо такое вознаграж­дение делится в равной степени между исполнителями и производите­лями (Колумбия, Коста-Рика, Испания, Франция, Доминиканская Рес­публика и др.)79, либо большая его часть выплачивается исполнителям (в Аргентине, в ст. 5 декрета 1671/74 от 1974 г., доля артистов-исполни­телей определена в 67%, а доля производителей фонограмм — в 33%; из части вознаграждения, выплачиваемой артистам-исполнителям, две тре­ти идут главным исполнителям и одна треть — второстепенным испол­нителям).

М. Фиксор отмечает, что в европейских странах, в которых право на вознаграждение признается лишь за одной из указанных категорий об­ладателей смежных прав, соглашения, заключенные между Междуна­родной федерацией музыкантов (МФМ), Международной федерацией актеров (МФА) и Международной федерацией фонографической про­мышленности (МФФП)80 предусматривает, что одна категория бенефи­циаров выплачивает другой одну треть вознаграждения, полученного за передачу в эфир фонограмм. В некоторых странах соответствующие доли определяются произвольно на основе соглашения, достигнутого на



79 Модельный закон МОТ/ЮНЕСКО/ВОИС, касающийся охраны прав артистов-
исполнителей, производителей фонограмм и органов радиовещания, утвержденный в
1974 г. (он был разработан этими тремя организациями, которые совместно управляют
Римской конвенцией в целях облегчения ее использования или присоединения к ней)
гласит (ст. 5, п. 2): «Если иное не предусмотрено в договоре между артистами-исполни­
телями и производителями фонограмм, половина полученной производителем суммы
<.„> должна выплачивался производителем артистам-исполнителям».

80 См. гл. 9, разд. 9.1.1.1.



Коллективное управление авторскими и смежными правами 417

национальном уровне между организациями артистов-исполнителей и производителей фонограмм81.

В случае, когда взимание сборов производится организацией, одно­временно представляющей и артистов и производителей фонограмм, такая организация осуществляет первое распределение вознаграждения между представительными организациями каждой категории бенефици­аров в соответствии с установленными правилами.



Второе распределение вознаграждения происходит между отдель­ными бенефициарами. В данном случае следует различать форму рас­пределения между производителями фонограмм и форму, используемую для распределения вознаграждений среди артистов-исполнителей.

Национальные организации производителей фонограмм распреде­ляют между своими членами, гражданами данной страны или предпри­ятиями, чья штаб-квартира находится в данной стране, всю сумму сбо­ров, полученных за публичное исполнение фонограмм, включая переда­чу в эфир.

В то же время национальные организации артистов-исполнителей по разным причинам придерживаются других методов, в соответствии с которыми некоторые из них выделяют полученные суммы на соци­альные и культурные цели, в то время как другие обычно производят индивидуальные выплаты своим членам лишь тех сумм, которые полу­чены за передачу в эфир фонограмм, поскольку, за некоторыми исклю­чениями (например, в Аргентине), более или менее значительная часть этих сумм всегда предназначается именно для этих целей. Для оправда­ния подобной практики часто ссылаются, с одной стороны, на трудно­сти, связанные с получением надежной информации, касающейся ис­пользуемых фонограмм, а с другой стороны, на то, что постоянное и неконтролируемое использование записей выступлений артистов-испол­нителей представляет собой серьезную угрозу занятости последних и поэтому вознаграждение, выплачиваемое за вторичное использование, служит средством выправить такое положение.



В том, что касается иностранных бенефициаров, то представитель­ные организации обладателей смежных прав не принимают их в расчет при распределении вознаграждений, полученных во исполнение ст. 12 Римской конвенции 1961 г. М. Фиксор отмечает, что это связано с неко­торыми принципами82, принятыми совместно МФМ и МФА, которые допускают и даже поощряют в некоторой степени национальные орга­низации заключать двусторонние соглашения, в соответствии с которы­ми не производится каких-либо выплат, осуществляемых одной органи­зацией в пользу другой (Ficsor 1985: par. 159: 48). Эти соглашения назы-

81 См.: Ficsor 1985: par. 149: 45; а также: Steward I989: par. 8.28: 240—241. R2 Обычно их называют «Лондонскими принципами» или FIM/IFPI «London» Principles (см.: Steward 1989: 241—243).

14 Авторское право


418__________________ Авторское право и смежныеправа____________________

вают «соглашениями категории В», хотя проявляется тенденция заме­нить их «соглашениями категории А». Согласно последним, установлен­ные вознаграждения за выступление артистов из другой страны, полно­стью переводятся в их адрес, а распределение полученной таким обра­зом суммы между правообладателями производится иностранной орга­низацией в соответствии со своими собственными методами распреде­ления.

Однако это не мешает национальным производителям фонограмм делить полученные суммы со своими иностранными коллегами, по­скольку такое распределение является одним из условий договоров о лицензиях, допускающих воспроизведение фонограмм. В странах Ла­тинской Америки, где такие суммы действительно взимаются (Аргенти­на, Бразилия, Колумбия и Уругвай), они главным образом предназнача­ются для финансирования «борьбы против пиратства» (т. е. мер по борь­бе против воспроизведения звукозаписей в коммерческих масштабах без получения разрешения), а также расходов на содержание организаций, представляющих производителей фонограмм (палата или местная ассо­циация и Латиноамериканская федерация производителей фонограмм и видеозаписей — FLAPF).


Коллективное управление авторскими и смежными правами



Список организаций коллективного управления авторскими и смежными правами, упомянутых в данной главе


AADI-CAPIF:

ABDR:

ACUM:

ADAGP: AGADU: AIDROS:

АКМ:

ALCS:

ANDA:

ANDI:

АРА:

APDAYC:

ARGENTORES

ARTISJUS: ASCAP:


Общество по взиманию сборов AADI-CAPIF (Associaciyn Argentina de Interpretes — Арген­тинская ассоциация артистов-исполнителей) — Camara argentina de Productores e Industriales de Fonogramas (Палата производителей и изгото­вителей фонограмм Аргентины) Associacao Brasileira de Direitos Reprograficos (Бразильская ассоциация прав на репрографи­ческое воспроизведение) Общество авторов, композиторов и издателей музыкальных произведений Израиля Общество авторов произведений графики и изобразительного искусства (Франция) Asociaciyn General de Autores de I'Uruguay (Всеобщая ассоциация авторов Уругвая) Associazione Italiana per i Diritti di Riproduzione delle Opere aStampa (Итальянская ассоциация в защиту прав на воспроизведение печатной продукции)

Staatliche Genehmigte Gesellschaft der Autoren, Komponisten und Musikverleger (Общество ав­торов, композиторов и музыкальных издате­лей) (Австрия)

Author's Licensing and Collecting Society (Автор­ское общество по выдаче лицензий и сборам за использование произведений (Великобритания) Asociacion Nacional de Actores (Национальная ассоциация актеров) (Мексика) Asociacion Nacional de Interpretes (Национальная ассоциация артистов-исполнителей) (Мексика) Autores Paraguayos Asociados (Ассоциация ав­торов Парагвая)

Asociacion Peruana de Autores y Compositores (Ассоциация авторов и композиторов Перу) Sociedad General de Autores de la Argentina (Всеобщая ассоциация авторов Аргентины) Венгерское бюро охраны авторских прав American Society of Composers, Authors and Publishers (Американское общество компози­торов, авторов и издателей) (Соединенные Штаты Америки)


14*



Авторское право и смежные права



AUSTRO-MECHANA:

BILD-KUNST: BMI:

BONUS:

BSDA:

BUMDA:

CAL:

CANCOPY:

САРАС: ССС:

CEDRO:

CFC:

DACS:

DAIC: DALRO:

DDG BEELDRECHT: DIRECTORES:


Общество по сбору вознаграждения за произ­водство механической записи и музыкальных произведений (Австрия) Общество охраны прав артистов (Германия) Broadcast Music, Inc. (Организация по сбору воз­награждения за передачу в эфир музыкальных произведений) (Соединенные Штаты Америки) Pictures, Words, Printed Music — Joint Copyright Organisation (Объединенная организация по охране авторских прав в Швеции) Бюро авторских прав Сенегала Бюро авторских прав Мали Copyright Agency Ltd. (Агентство авторских прав) (Австралия)

Canadian Reprography Collective (Организация Канады по сбору вознаграждения за репрогра­фию)

Composers, Authors and Publishers Association of Canada Ltd. (Ассоциация композиторов, ав­торов и издателей Канады) Copyright Clearance Center (Центр взимания пла­тежей за использование произведений, охраня­емых авторским правом) (Соединенные Шта­ты Америки)

Centre Espacol de Derechos Reprograficos (Ис­панский центр прав на репрографическое вос­произведение)

Французский центр использования права на копирование

Design and Arts Copyright Society Ltd. (Обще­ство авторских прав на рисунки, модели и прав артистов) (Великобритания) Departamento de Derecho de Autor de la Univesi-dad de Chile (Департамент авторских прав Чи­лийского университета)

Dramatic, Artistic and Literary rights Organization (Организация по охране прав драматургов, ар­тистов и авторов литературных произведений) (Южноафриканская Республика) Авторское общество (Нидерланды) Sociedad Mexicana de Directores-Realizadores de Cine, Radio у Television, S. de A. de I. P. (Об­щество продюсеров и режиссеров кино, радио и телевидения Мексики)


Коллективное управление авторскими и смежными правами




ECAD:

FJOLIS: GEMA:

GVL:

HUNGART: JRRC:

JUSAUTOR: KOPINOR:

KOPIOSTO RY: LITERAR-MECHANA:

LSG:

LVG:

MCOS:

MCPS:

MUSIK-EDITION:

NIFF:

ONDA:

OSTIG:

PPL:

PROCAN:

PRO LITTERIS:


Escrityrio Central de Arrecadacao e Distribuicao (Центральное бюро по сбору и распростране­нию гонораров) (Бразилия) Исландская организация по охране прав на вос­произведение

Общество охраны прав на музыкальное испол­нение и на механическое воспроизведение (Германия)

Общество управления смежными правами (Германия)

Художественный фонд (Венгрия) Японский центр по охране прав на репрографию Болгарское агентство авторских прав Норвежская организация по охране прав на воспроизведение

Финская организация охраны прав на воспро­изведение

Организация коллективного управления автор­скими правами (Австрия) Организация коллективного управления пра­вами на исполнение или представление (Авст­рия)

Staatliche Genehmigte Literarische Verwertungs-gesellschaft (Общество охраны литературных прав) (Австрия)

Music Copyright (Overseas) Services Ltd. (Служба охраны авторских прав на музыкаль­ные произведения (за рубежом)) (Великобри­тания)

Mechanical Copyright Protection Society Ltd. (Общество охраны права на механическое вос­произведение) (Великобритания) Музыкальное издательство (Австрия) Отделение МФФП (Швеция) Национальное бюро авторских прав (Алжир) Австрийское общество артистов-исполнителей Phonographic Performance Ltd. (Общество по сбору вознаграждения за использование фо­нограмм) (Великобритания) Performing Rights Organization of Canada Ltd. (Организация по охране прав артистов-испол­нителей Канады)

Организация по охране прав на воспроизведе­ние (Швейцария)



Авторское право и смежные права



PRS: REPRORECHT:

SABAM:

SACD: SACEM:

SACM:

SACVEN: SADAIC:

SADEMBRA:

SAMI: SATCH:

SAYCE: SAYCO:

SAYCOACINPRO:

SBACEM:

SBAT:

SCD:

SDRM:


The Performing Right Society Ltd. (Общество охраны прав на исполнение) (Великобритания) Fondation Reprorecht (Фонд по сбору вознагра­ждения за репрографию) (Нидерланды) Организация авторов, композиторов и издате­лей Бельгии

Общество авторов и драматургов (Франция) Общество авторов, композиторов и издателей музыкальных произведений (Франция) Sociedad de Autores у Compositores de Musica, S. de А. (Сообщество авторов и композиторов) (Мексика)

Sociedad de Autores y Compositores de Venezuela (Общество авторов и композиторов Венесуэлы) Sociedad Argentina de Autores у Compositores de Musica (Общество авторов и композиторов Аргентины)

Sociedade Administradora de Direitos de Execu-cao Musical do Brasil (Общество по управле­нию правами на исполнение музыкальных про­изведений Бразилии) Союз шведских музыкантов Sociedad de Autores Teatrales de Chile (Органи­зация драматургов Чили) Sociedad de Autores у Compositores Ecuatorianos (Общество авторов и композиторов Эквадора) Sociedad de Autores y Compositores de Colombia (Общество авторов и композиторов Колумбии) Организация по взиманию вознаграждения за использование смежных прав SAYCO­ACINPRO (Общество авторов и композиторов Колумбии — Колумбийская ассоциация арти­стов-исполнителей и производителей фоно­грамм)

Sociedade Brasileira de Autores, Compositores e Escritores de Musica (Общество авторов и ком­позиторов Бразилии)

Sociedade Brasileira de Autores Teatrais (Обще­ство драматургов Бразилии) Sociedad Chilena del Derecho de Autor (Обще­ство по охране авторских прав, Чили) Общество по управлению правами на механи­ческое воспроизведение произведений авто­ров, композиторов и издателей (Франция)


Коллективное управление авторскими и смежными правами




SESAC:

SGAE:

SGDL:

SIAE:

SICAM:

SOCADRA: SOCINPRO:

SOGEM:

SPAC:

SPADEM:

SSA: SUDEI:

SUISA: SUISSIMAGE:

UBC: UNEQ: ВААП: VAGA:

VAM: VBK:


Society of European Stage Authors and Compo­sers, Inc. Общество европейских драматургов и композиторов (Соединенные Штаты Америки) Sociedad General de Autores de Espaca (Всеоб­щая организация испанских авторов) Общество литераторов (Франция) Societa Italiana degli Autori ed Editori (Итальян­ское общество авторов и издателей) Sociedade Independiente de Compositores e Autores Musicais (Независимое общество композиторов и авторов музыки) (Бразилия) Камерунское общество по охране авторских прав

Sociedade Brasileira de Interpretes e Productores Fonograficos (Общество артистов-исполните­лей и производителей фонограмм Бразилии) Sociedad General de Escritores de Mftxico (Все­общая организация писателей Мексики) Sociedad Peruana de Autores у Compositores (Общество авторов и композиторов Перу) Общество охраны художественной собствен­ности, рисунков и моделей (Франция) Швейцарское авторское общество Sociedad Uruguaya de Inturpretes (Уругвайская организация артистов-исполнителей) Общество по охране прав авторов музыкаль­ных произведений Швейцарии Общество по управлению правами авторов ви­зуальных и аудиовизуальных произведений Швейцарии

Uniro Brasileira de Compositores (Бразильский союз композиторов)

Квебекский союз писательниц и писателей (Канада)

Всесоюзное агентство по авторским правам (бывший СССР)

Visual Artists and Galleries Association, Inc. (Ас­социация визуальных артистов и художествен­ных галерей) (Соединенные Штаты Америки) Организация коллективного управления про­изведениями, созданными аудиовизуальными средствами массовой информации (Австрия) Организация коллективного управления пра­вами артистов-исполнителей (Австрия)



Авторское право и смежные права



VG RUNDFUNK: VG WORT:

VIS-ART: VISUAL (VEGAP):


Организация коллективного управления пра­вами на эфирное вещание (Австрия) Организация коллективного управления пра­вами на литературные произведения (Германия) Vis-Art, Inc. (Канада)

Visual, Entidad de Gestiyn Colectiva de Artistas Plasticos (Организация коллективного управле­ния правами на произведения изобразительно­го искусства и скульптуры) (Испания)



ГЛАВА 9

Организации по охране авторского права и смежных прав

9.1. Организации частного права

9.1.1. Международные неправительственные организации. 9.1.1.1. Организации зашиты профессиональных и отраслевых интересов. 9.1.1.2. Научно-исследовательские органи­зации. 9.1.2. Национальные организации частного права

9.2. Организации публичного права

9.2,1. Межправительственные организации. 9.2.2. Национальные организации публично­го права. Функция охраны прав

В настоящей главе рассматриваются организации по охране АП и смежных прав, которые не относятся к организациям коллективного управления.

9.1. Организации частного права

9.1.1. Международные неправительственные организации

Существует большое количество международных организаций частного права или неправительственных организаций. Некоторые из них пред­ставляют и защищают профессиональные и отраслевые интересы: CIS АС и BIEM — авторов и издателей музыкальных произведений, IFPI — про­изводителей фонограмм, FIM — музыкантов, НА — актеров, не говоря о большом числе других. Такие, как ALAI, INTERGU и IIDA, являют­ся учреждениями, относящимися к академической сфере. Их цель — про­ведение научных исследований, защита и укрепление правовых принци­пов, которыми регулируются авторские и смежные права.

9.LLL Организации защиты профессиональных и отраслевых интересов СИЗАК (CISAK)

Международная конфедерация авторских и композиторских обществ (СИЗАК), созданная в 1926 — 1927 гг. в Париже, где и находится ее Штаб-квартира, являетсямеждународной неправительственной органи-


426__________________ Авторское право и смежные права___________________

зацией некоммерческого характера, которая объединяет организации коллективного управления АП. СИЗАК ставит своей задачей обеспечить охрану, уважение и защиту личных неимущественных и профессиональ­ных интересов, вытекающих из создания любой литературной или худо­жественной продукции; держать в поле зрения соблюдение экономиче­ских и юридических интересов, касающихся вышеупомянутой продук­ции как в международном плане, так и в плане национальных законода­тельств, и способствовать их уважению; координировать деятельность технического характера авторских и композиторских обществ и обеспе­чивать их сотрудничество в этой области1 при том понимании, что каж­дое общество определяет свое внутреннее устройство самостоятельно; создать международный центр исследований и информации.

В предшествующей главе мы напоминали о том, что любое обще­ство по управлению АП может быть принято в СИЗАК в качестве обыч­ного члена: под обществом, управляющим АП, понимается любая орга­низация, которая:

• ставит своей уставной целью и реально обеспечивает защиту лич­
ных неимущественных (моральных) интересов авторов, а также их
имущественных интересов;

• имеет эффективный аппарат для сбора и распределения возна­
граждения за использование АП и берет на себя всю ответствен­
ность за деятельность, связанную с управлением правами, которые
ей переданы;

• не управляет, кроме случаев, когда речь идет о вспомогательной
деятельности, правами артистов-исполнителей, производителей фо­
нограмм, организаций эфирного вещания и других обладателей
смежных прав.

Авторские общества, которые удовлетворяют первому и/или второ­му из двух вышеперечисленных условий, могут быть приняты в СИЗАК в качестве ассоциированных членов. Мы также отмечали, что СИЗАК объединял на 1 июля 1994 г. 155 обществ, находящихся в 84 странах, которые представляют более 1 млн. авторов произведений самых разно­образных жанров. Он представляет собой подлинно всемирную органи­зацию авторов, которая осуществляет свою деятельность, не примыкая ни к какой политической партии или религиозному течению.

Во главе СИЗАК находится президент, которому помогает вице-пре­зидент, при этом один из них обязательно является автором, а другой —

' Мы уже отмечали, что без единообразия критериев, применяемых к коллективно­му управлению АП, нельзя обойтись в силу сложностей, вызываемых использованием огромного количества произведений в международном масштабе. Эта задача оказалась бы невыполнимой, если бы не существовали организации, такие как СИЗАК, координи­рующие деятельность по сплочению национальных организаций в рамках широкой все­мирной системы на основе взаимного представительства и направленную на унификацию принципов и методов коллективного управления правами (см. выше, гл. 8, разд. 8.1.6).


Организация по охране авторскогоправа и смежных прав 427

композитором, они избираются Генеральной Ассамблеей и являются гражданами различных стран.

Уставными органами СИЗАК являются:

• Генеральная ассамблея (Всемирный конгресс авторов и компози­
торов);

• Административный совет;

• Исполнительное бюро;

• Генеральный секретарь.

К другим органам СИЗАК, о которых говорится в уставе и которые служат достижению стоящих перед ним задач, относятся:

Профессиональные объединения

Они состоят из четырех международных авторских советов, состоящих из авторов, делегированных соответствующими обществами, которые перио­дически собираются для рассмотрения своих профессиональных проблем. Международные авторские советы носят консультативный харак­тер. Они создаются в зависимости от вида творческой деятельности их членов, а именно:

• Международный совет авторов драматических и литературных
произведений (CIADL);

• Международный совет авторов и композиторов музыкальных про­
изведений (CIAM), куда входят также музыкальные издатели;

• Международный совет авторов аудиовизуальных произведений
(CIAV);

• Международный совет авторов произведений живописи и скуль­
птуры, а также фотографов (CIAGP).

Изучение всех вопросов, непосредственно касающихся личных не­имущественных и профессиональных интересов создателей произведе­ний и организаций, которые их представляют, а также рассмотрение про­ектов резолюций, которые им предлагаются Административным советом или же его Исполнительным бюро, зависят главным образом от компе­тенции вышеупомянутых советов с учетом вида творческой деятельно­сти их членов. Их анализ касается также технических и юридических аспектов; сами создатели произведений имеют возможность вносить свой ценный вклад в рассмотрение вопросов, которые возникают в ходе реализации права автора. Руководящие органы СИЗАК учитывают за­ключения этих советов в своих решениях.

Технические органы

К ним относятся: Комиссия по вопросам права и законодательства, тех­нические комиссии.

Комиссия по вопросам права и законодательства является консуль-


428__________________ Авторское право и смежные права______

тативным органом. Она состоит из 30 человек. Они не могут быть чле­нами Административного совета, однако могут быть их заместителями и назначаются последними, при этом 18 членов отбираются из числа юристов, которые работают с обществами, управляющими имуществен­ными правами авторов на коллективной основе, обычных и ассоцииро­ванных членов СИЗАК (по одному от организации) и 12 членов, отби­раемых (по предложению таких обществ) из числа экспертов, профессо­ров, адвокатов или судей, специализирующихся в области АП и являю­щихся гражданами стран, которые представлены в СИЗАК, или находят­ся на высоких постах в национальных или международных организаци­ях, занимающихся, в частности, правовыми аспектами защиты АП.

Технические комиссии состоят из представителей организаций, яв­ляющихся членами СИЗАК (число представителей от одной организа­ции не может быть больше двух).

Жан-Алексис Зиглер, генеральный секретарь СИЗАК в течение бо­лее 20 лет, подчеркивал, что именно в рамках Конфедерации лучше все­го проявляется то сотрудничество, которое существует в различных формах между обществами авторов:

сотрудничество на профессиональном уровне, т.е. между самими
авторами в рамках международных авторских советов;

техническое сотрудничество — сфера, где международное со­
трудничество авторских обществ наиболее необходимо и в котором,
как отмечает Ж.-А. Зиглер, используются различные средства;

заключение типовых договоров о взаимном представительстве
между обществами, управляющими правами на публичное испол­
нение, литературными правами, правами на публичное представле­
ние, а в последнее время между обществами авторов произведений
живописи, скульптуры и фотографии;

• осуществление обмена документацией, касающейся произведений
(вид, наименование, продолжительность и т. д.) и их создателя (лич­
ность автора, дата рождения, общество, к которому он принадлежит,
псевдоним, которым он пользуется, и т. д.); списка членов каждого
общества; перечня САЕ и AGP в отношении авторов и произведе­
ний живописи и скульптуры, а также фотографий; карточками меж­
дународной картотеки; документации об аудиовизуальных произве­
дениях; документации об общих договорах на публичное исполне­
ние, которые были заключены между издателями различных стран;
международной документации о правах на механическое воспроиз­
ведение и распределение этих прав на международном уровне; пе­
речня WWL, который представляет собой «действующий» всемир­
ный реестр (см. выше, гл. 8, п. 8.1.3.4);

техническое сотрудничество общего характера с целью содей­
ствия распределению полученных сумм, что уже в течение многих
лет ведет к обмену данными о накопленном опыте между общества-


______________ Организация по охране авторского права и смежных прав________ 429

ми с целью применения методов, которые были бы максимально точными и позволяли при этом сохранить на разумном уровне соот­ветствующие расходы;

сотрудничество правового характера благодаря работе Комиссии
по вопросам права и законодательства;

региональное сотрудничество через посредство комитетов, со­
зданных в соответствии со ст. 8 Устава — Африканский комитет,
Азиатско-Тихоокеанский комитет. Европейский комитет и Латино­
американский комитет (который был создан первым под первона­
чальным названием «Панамериканский совет»), - - в рамках кото­
рых общества различных регионов могут устанавливать более тес­
ные контакты для анализа возникающих у них профессиональных,
технических и правовых проблем;

международная солидарность, которая конкретизируется, в част­
ности, благодаря вышеупомянутым мерам, предусматривающим вы­
деление средств на социальные и культурные цели, размер которых
может составлять 10% от чистой суммы сборов. Международная со­
лидарность проявляется также в виде других мер, таких как содей­
ствие при помощи обществ, наиболее развитых в техническом пла­
не, подготовке персонала менее развитых обществ, а также участия
в создании или укреплении национальных организаций, управляю­
щих правами на коллективной основе в развивающихся странах
(Ziegler 1990: 103—106).

BIEM

BIEM было создано 21 января 1929 г. в Париже, там, где находится его Штаб-квартира, в форме общества под названием «Международное бюро музыкально-механического издания».

В 1968 г. оно было переименовано в «Международное бюро об­ществ, управляющих правами записи и механического воспроизведе­ния» в рамках существенной реформы его устава, в соответствии с ко­торой В1ЕМ перестало быть обладателем прав на механическое воспро­изведение. Сейчас они принадлежат самим ассоциированным организа­циям коллективного управления, которые получают соответствующие выплаты от производителей фонограмм своей страны.

В настоящее время BIEM является главным инструментом проведе­ния переговоров, ее партнером по ним выступает Международная феде­рация фонографической промышленности (IFPI), основанная четыре года спустя после создания BIEM. Эти две организации разработали типовой договор BIEM/IFPI, используемый в фонографической про­мышленности. Он периодически пересматривается. Его последняя вер­сия, созданная в 1975 г., изменялась несколько раз, начиная с 1980 г. Типовой договор BIEM/IFPI регулирует порядок получения разрешения


430 Авторское право и смежные права

на использование «Всемирного репертуара», состоящего из произведе­ний, права на которые управляются обществами, входящими в состав BIEM: оно осуществляется при помощи договоров, заключаемых снача­ла между всеми национальными обществами, управляющими на коллек­тивной основе правами на механическое воспроизведение, и нацио­нальными отделениями IFPI, а затем между вышеупомянутым обще­ством, управляющим правами на коллективной основе, и всеми местны­ми производителями, относящимися к соответствующим национальным объединениям (более подробно об этих договорах см. выше, гл. 6, п. 6.4.3).

Цель BIEM заключается в том, чтобы содействовать охране и дальнейшему совершенствованию системы защиты АП в области ме­ханического воспроизведения; разрабатывать содержание договора о взаимном или одностороннем представительстве между его членами, с тем чтобы обеспечить управление всеми ассоциированными обще­ствами на своей территории, репертуаром произведений других ассо­циированных обществ; вести переговоры о типовых договорах с IFPI; договариваться о создании рамочных договоров или общих условиях использования произведений с другими пользователями; принимать любые необходимые меры с целью обеспечения охраны прав в стра­нах, где не существует обществ, управляющих правами на механиче­ское воспроизведение на коллективной основе; готовить международ­ную документацию по управлению правами на запись и механическое воспроизведение, а также осуществлять распределение на междуна­родном уровне сумм, полученных каждым обществом-членом за ис­пользование зарубежного репертуара, находящегося в управлении ас­социированных и вступивших в него обществ; помогать путем арбит­ража преодолению трудностей, которые могли бы возникнуть во вза­имоотношениях между ассоциированными и присоединившимися об­ществами.

В декабре 1994 г. BIEM насчитывала 30 обществ, входящих в его состав: ACUM (Израиль), AEPI (Греция), AGADU (Уругвай), «Artisjus» (Венгрия), «Austro-Mechana» (Австрия), GEMA (Германия), HDS (Хор­ватия), JAS-RAC (Япония), MSPC (Великобритания), NCB (Дания), OSA (Прага, Чешская Республика), SABAM (Бельгия), SACEM (Франция), SACE-RAU (Египет), SADAIC (Аргентина), SARRAL (Южная Африка), SDRM (Франция), SGAE (Испания), SIAE (Италия), SODRAC (Монре­аль, Канада), SOKOJ (Белград, бывшая Югославия), SOZA (Братислава, Словакия), SPA (Португалия), STEMRA (Нидерланды), «Suisa» (Швей­цария), ZAIKS (Польша), AMCOS (Австралия), CMRRA (Торонто, Ка­нада), SACM (Мексика) и зарегистрированное агентство Гарри Фокса (Соединенные Штаты Америки).

Уставные органы BIEM: Генеральная ассамблея, Руководящий ко­митет и управляющий.


_____________ Организация по охране авторского права и смежных прав________ 431

МФПФВ (IFPI)

Международная федерация производителей фонограмм и видеограмм (МФПФВ), созданная в 1933 г., является единственной международной организацией, которая представляет производителей фонограмм.

Штаб-квартира МФПФВ находится в Цюрихе (Швейцария), а ее секретариат в Лондоне; она объединяет производителей фонограмм и видеограмм, в частности производителей видеодисков и видеоклипов. Согласно п. 2.1 гл. 2 ее устава, заявку о принятии в состав МФПФВ мо­жет направлять любое общество или предприятие, производящее фоно­граммы или видеограммы (экземпляры которых предоставляются в ра­зумном количестве в распоряжение широкой публики) или которое под­держивает с теми, кто выпускает фонограммы и видеограммы и занима­ется их продажей широкой публике, связи, заслуживающие, по мнению Совета, его принятия в качестве члена Федерации.

В 1988 г. в состав МФПФВ входило 900 членов, представляющих 62 страны. Два или несколько членов МФПФВ в одной и той же стране могут учреждать национальное объединение МФПФВ.

Целью МФПФВ является становление и укрепление прав произво­дителей фонограмм и видеограмм как на национальном уровне в рамках законодательства, юриспруденции и договоров, так и на международном уровне в рамках конвенций и соглашений, а там, где эти права существу­ют, — их защита, охрана и реализация; защита и отстаивание интересов производителей фонограмм и производителей видеограмм в правитель­ственных кругах и среди международных межправительственных или неправительственных организаций, а также в любом компетентном орга­не; и в более общем плане — расширение нынешних и будущих льгот, которыми пользуются ее члены.

Уставными органами МФПФВ являются Генеральная ассамблея, Совет и Правление.

В состав МФПФВ входит три региональных организации: FLAPF (Латиноамериканская федерация производителей фонограмм и видео­грамм), RIAA (Ассоциация видео- и звукозаписывающей промышленно­сти Америки) и ARIA (Ассоциация звуко- и видеозаписывающей про­мышленности Австралии).

ИФПФВ осуществляет свою деятельность главным образом в сле­дующих областях: борьба с несанкционированным воспроизведением звукозаписей (пиратством); ведение переговоров по типовым договорам BIEM/IFPI по поручению фонографической промышленности; поддер­жание отношений с международными организациями солистов и арти­стов-исполнителей (МФМ и МФА) в том, что касается сбора вознаграж­дения за «вторичное использование», исходя, в частности, из серии со­глашений, которые были заключены в период с 1954 г. по 1973 г.; контак­ты с организациями эфирного вещания в связи с договорами и перего-


432 Авторское право и смежные права

ворами; содействие становлению и укреплению прав производителей фонограмм посредством действий, направленных на присоединение стран к двум конвенциям (Римская конвенция 1961 г. и Конвенция о фо­нограммах 1971 г.), бенефициарами которой являются производители фонограмм; повышение престижа производителей фонограмм, призна­ние вклада в культуру фонограммного диска с тем, чтобы упразднить та­моженные пошлины, упростить таможенное регулирование и добиться постепенного сокращения национального налога, бьющего по произво­дителям звукозаписей.

МФПФВ представляет индустрию фонограмм и видеограмм на со­вещаниях, которые проходят в рамках Бернской конвенции и Всемирной конвенции об авторском праве, в составе комитетов, созданных для изу­чения того или иного аспекта АП и смежных прав, которые рассматри­вают вопросы, представляющие прямой или косвенный интерес для фо­нографической промышленности и принимают рекомендации, предна­значенные для правительств и конференций, занимающихся вопросами пересмотра положений данных конвенций.

МФА и МФМ

Международная федерация актеров (МФА) и Международная федерация музыкантов (МФМ) являются международными федерациями профсо­юзов. МФА (куда входит Международная федерация артистов эстрады), штаб-квартира которой находится в Париже, а секретариат в Лондоне, — международная неправительственная организация, объединяющая проф­союзы актеров, певцов и танцоров, артистов эстрады и цирка, хореогра­фов и т. д., режиссеров театра, кино и вещания, являющихся членами профсоюзов, которые входят в состав федерации или же других профсо­юзов, являющихся ее ассоциированными членами в связи с конкретны­ми целями. МФМ, штаб-квартира которой находится в Цюрихе, объеди­няет профсоюзные организации артистов-исполнителей или исполните­лей музыкальных произведений.

Эти федерации занимаются главным образом охраной прав выше­упомянутых артистов в связи с распространением и воспроизводством продуктов их труда при помощи средств механической фиксации, таких как вещание, фонографические записи, фильмы, телевидение, ретранс­ляция и т. д.; прав артистов-исполнителей или исполнителей, относя­щихся ко вторичному использованию фонограмм; принятием защитных мер на национальном или международном уровне с целью охраны по­следних от неправомерного использования записей их исполнения неза­висимо от способа записи. Они содействуют международному обмену артистами и защите их интересов за границей; они помогают артистам в поисках работы и поддерживают любые меры, направленные на борь­бу с безработицей; они защищают в профессиональном плане творче-


__________ Организация по охране авторского права и смежных прав 433

ские, экономические, социальные и юридические интересы артистов или исполнителей (условия труда, зарплаты, режим социального обеспече­ния и т. д.). Они поддерживают постоянные контакты с различными международными организациями, в частности МФПВФ, Международ­ной организацией труда (МОТ), ВОИС, ЮНЕСКО, Советом Европы и Комиссией Европейского союза.

ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.