Сделай Сам Свою Работу на 5

Авторское право и смежные права





изведений и поэтому творчество исполнителя не является звеном в цепи культурной эволюции человечества».

Правообладатели

В соответствии с определением, содержащимся в ст. 3 (а) Римской кон­венции 1961 г., под артистами-исполнителями понимаются «актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, играют, или каким-либо иным образом уча­ствуют в исполнении литературных и художественных произведений».

С некоторыми вариантами подобное определение было принято в национальных законодательствах различных стран, например в Бразилии (ст. 4.ХП), Колумбии (ст. 8.К), Коста-Рике (ст. 77.а), Франции (ст. L. 212-1, бывшая ст. 16 закона 1985 г.), Доминиканской Республике (ст. 17.J) и Испании (ст. 101, в которой специально говорится, что режиссер и ди­рижер пользуются правами, признаваемыми за артистами).

Доклад, представленный генеральным докладчиком на Дипломати­ческой конференции 1961 г., показал, что в ходе дебатов было специаль­но подчеркнуто, что в Римской конвенции выражение «литературные или художественные произведения» имеет тот же смысл, что и в Берн­ской конвенции и во Всемирной конвенции об авторском праве и что оно включает, в частности, музыкальные, драматические и музыкально-дра­матические произведения.



Кроме того, было решено, что руководители инструментальных или вокальных ансамблей должны включаться в категорию «артистов-испол­нителей»20. Однако из этого определения исключается целый ряд лиц, которые, хотя и выполняют артистическую работу, не являются испол­нителями литературных или художественных произведений, например артисты варьете и цирка (эквилибристы, воздушные акробаты, акроба­ты, клоуны, фокусники, иллюзионисты), а также артисты, занятые во вспомогательных ролях, которые не выполняют творческую работу (ста­тисты и другие вспомогательные участники спектакля), а также те, кто выполняют технические функции (рабочие сцены, реквизиторы и т. д.)21.

Однако ст. 9 Римской конвенции22 позволяет договаривающимся государствам расширить сферу охраны, включив в нее артистов, кото­рые не исполняют литературных или художественных произведений.



См. акты Дипломатической конференции о международной охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций: Actes 1967: 42.

21 См. «Руководство к Римской конвенции и к Конвенции о фонограммах», написан­ное Клодом Массуйе (Masouye 1982: 26).

- Римская конвенция, ст. 9: «Путем принятия внутреннего законодательства и под­законных актов любое Договаривающееся Государство может распространять предостав­ляемую настоящей Конвенцией охрану на артистов, не исполняющих литературных или художественных произведений». См.: Международные 1993: 454.


Смежные права 325

(Это положение, которое можно считать излишним, по-видимому, дол­жно компенсировать ущерб, причиненный некоторым из заинтересован­ных лиц вследствие их исключения из сферы применения ст. 3.) В этом смысле французский закон от 1985 г., ст. 16 (в настоящее время CPI, ст. L. 212-1) в соответствии с Римской конвенцией специально исключа­ет из сферы охвата «вспомогательный артистический персонал», с одной стороны, однако, с другой, -- включает лиц, которые исполняют «эст­радные номера, артистов цирка и кукловодов».

Ст. 19 Конвенции также является крайне важной, так как в ней го­ворится, ч го начиная с того момента, когда артист-исполнитель дал со-1ласие на включение своего исполнения (в звуковую запись или запись звука и изображения), он лишается охраны против любого использова­ния указанного исполнения в видео- или аудиовизуальном произведе­нии23. Таким образом, Римская конвенция не содержит охрану выступле­ний артистов, включенных в аудиовизуальные произведения. Это поло­жение фигурирует также в некоторых национальных законодательствах (например, Колумбии, ст. 168; Доминиканской Республики, ст. 128).



Выражение «права артистов-исполнителей» подразумевает разре­шение одного из первых конфликтов, который, как мы уже говорили, возникли между заинтересованными сторонами. В самом деле, артисты-исполнители стали правообладателями, в частности в том, что касается вторичного использования записей. Вообще выражение «артист-испол­нитель» означает, что речь идет о тех, кто участвует в коллективном исполнении музыкальных произведений (оркестра или хора), в то вре­мя как выражение «артист-интерпретатор» применяется к музыкантам, которые выступают индивидуально (дирижер оркестра и солисты), а также к актерам. Некоторые утверждают, что правообладание должно быть предоставлено лишь основным артистам, так как только они «ин­терпретируют» произведения, привнося в них собственную индивиду­альность, в то время как второстепенные «артисты-исполнители» следу­ют указаниям лица, которое руководит исполнением, и могут продемон­стрировать лишь свои профессиональные качества, в то время как «ин­терпретация» произведения не зависит от них24.

Римская конвенция, ст. 19: «Невзирая на положения настоящей Конвенции, ст. 7 перестает применяться, если артист-исполнитель дал согласие на включение своего ис­полнения в звуковую запись или запись звуков и изображений». См.: Международные 1993.

:4 В качестве примера можно привести аргентинский Закон об интеллектуальной собственности 1933 г., в котором в п. 1 ст. 56, касающейся вторичного испо!ьзования, право на простое вознаграждение предоставляется исполнителям. Использование терми­на «исполнитель» без каких-либо уточнений привело к тому, что до 70-х годов господ­ствовало мнение, согласно которому это право предоставлялось лишь дирижерам и со­листам, а простые исполнители, то есть участники оркестра или хора, исключались из этой категории. Последние вели длительную борьбу, чтобы изменить существовавший порядок вещей (см.: Villalba, Lipszyc 1976: 79, suiv.).


326__________________ Авторское право и смежныеправа____________________

Содержание

7.1.4.1. Личные неимущественные права исполнителя

ПРАВА

В связи с тем, что исполнители осуществляют артистическую деятель­ность личного характера, законодательства предусматривают ряд прав, которые защищают их личность. Эти права не признаются за двумя дру­гими категориями обладателей смежных прав, а именно за производите­лями фонограмм и за органами радиовещания, поскольку их деятель­ность носит технический и организационный характер.

Личное неимущественное право исполнителя строится по той же схеме, что и соответствующее право автора, с некоторыми особенностя­ми, обусловленными различиями, существующими между двумя катего­риями прав. Обычно законодательства признают за артистами право на защиту имени и исполнения в случае, если последнее воспроизводится. Однако законодательство не признает за ним ни права на обнародование, ни права на изъятие произведения из обращения.

Право на имя

Исполнитель имеет право на то, чтобы его имя упоминалось в связи с его выступлением (его также называют правом на указание имени). Из этого права вытекает обязательство объявлять или упоминать имя исполните­ля, когда анонсируется или передается его исполнение. Помимо законо­дательных положений, это право артиста-исполнителя обычно соблюда­ется и оговаривается в конкретных положениях договора, касающихся размера шрифта, его расположения, а также случаев, когда имя артиста должно быть упомянуто, и т. д. В самом деле, известность имеет фунда­ментальное значение для исполнителя и прямо воздействует на его иму­щественные права, так как чем больше популярность артиста, тем боль­ше его гонорары.

Как правило, право на имя признается в законодательстве лишь за главными исполнителями (или артистами-исполнителями в соответ­ствии со ст. L. 212-2, бывшей ст. 17 французского закона 1985 r.):s или, согласно итальянскому закону (ст. 83), актерами или артистами-испол­нителями, играющими первые роли в произведении или в драматиче­ском, литературном либо музыкальном спектакле.

Наоборот, в Испании ст. 107 гласит, что «артист-исполнитель пользуется правом быть признанным в качестве такового путем присо-

'* Это положение предоставляет артисту-исполнителю право возражать против ис­кажения его произведения (ст. L. 212-2, первый абзац): «Артист-исполнитель имеет право на уважение его имени, на охрану качества и самого исполнения».


Смежныеправа 327

вокупления его имени к исполнению произведения, а также правом не разрешать до тех пор, пока он жив, производить любые искажения или сокращения или наносить любой другой ущерб его выступлению, могу­щий подорвать его престиж или репутацию».

Право на охрану исполнения

Это право обеспечивает охрану авторитета артиста-исполнителя. Как от­мечает Вальтер Мораес26, в национальных законодательствах это право выражено различными способами и рассматривается с разных точек зре­ния в зависимости от того, рассматривается ли оно с точки зрения инте­ресов артиста или с точки зрения целостности исполнения как такового.

1. Когда данный вопрос рассматривается с точки зрения интересов
исполнителя, то, согласно В. Мораесу, различаются три способа охраны
артистической индивидуальности:

предоставление ему права не разрешать обнародование, могущее
нанести ущерб его артистическим интересам, как, например, в Ар­
гентине (ст. 56, п. 2: «Исполнитель литературного или музыкально­
го произведения может не разрешить обнародование его выступления
в случае, если воспроизведение последнего сделано в такой форме,
которая может нанести серьезный и непоправимый ущерб его твор­
ческим интересам»), в Уругвае (ст. 37) и в Парагвае (ст. 41);

путем запрещения доступа публики к записи его выступления, сде­
ланного в такой форме или при таких обстоятельствах, которые могли
бы нанести ему ущерб. Данная формулировка используется в север­
ных странах (Дания, ст. 45.с.3; Финляндия, ст. 45.3; Швеция, ст. 45.3);

путем обязательного соблюдения личного неимущественного пра­
ва исполнителей,
как об этом говорится в законе Сальвадора 1963 г.,
ст. 59 (в настоящее время замененного законом от 15 июля 1993 г.).

2. Когда этот вопрос рассматривается с точки зрения целостности
выступления, то, согласно тому же В. Мораесу, законодательство преду­
сматривает три других категории прав, которые, в зависимости от мас­
штаба охраны личности артиста, могут быть классифицированы следу­
ющим образом:

• право воспрепятствовать искажению выступления, В Германии в
ст. 83.1 закона говорится, что «артист-исполнитель имеет право за­
претить искажение его выступления или любое другое посягатель­
ство на это выступление, которое может подорвать его авторитет
или репутацию в качестве артиста-исполнителя»; можно добавить,
что подобная формулировка также фигурирует в ст. 81.2 закона
Сальвадора от 15 июля 1993 г.; венгерский закон (ст. 50) использу­
ет более широкую формулировку, в которой говорится, что артист-

CM.:Moraes 1976:193—197.


328 Авторское право и смежные права

исполнитель (дирижер и основные солисты ансамбля) имеет лично неимущественное право на охрану от любого искажения;

• право воспрепятствовать изменению выступления. Эта формули­
ровка носит более общий характер, чем предыдущая: она не только
охватывает искажения, но и предусматривает, что любое изменение
структуры исполнения служит достаточным основанием для возра­
жения со стороны исполнителя. В этом случае законы, принятые в
северных странах, являют собой наилучший пример; так, датский
закон (ст. 45.С.З), финский закон (ст. 45.3) и шведский закон (ст. 45.3)
провозглашают, что ст. 3, касающаяся личных неимущественных
прав автора, применима также к исполнителям;

• право воспрепятствовать перенесению на другой материальный но­
ситель выступления (например, воспроизведение звукозаписи в
аудиовизуальном произведении или использование части аудиовизу­
ального произведения в другом произведении, относящемся к той же
категории, или части звукозаписи в другой звукозаписи и т. д.). В
Австрии (ст. 66.1) это право принадлежит исключительно исполни­
телю. В Дании (ст. 45.2) и в Финляндии (ст. 45.2) это право исполни­
теля действует в течение двадцати пяти лет, а в Швеции (ст. 45.2) -
в течение пятидесяти лет во всех случаях, начиная с календарного
года, следующего за первой записью.

Обычно законодательства не признают за исполнителями права на обнародование и права на изъятие27. Отсутствие упоминания о праве на обнародование объясняется тем фактом, что участие артистов в испол­нении того или иного произведения уже подразумевает разрешение на его обнародование. Что касается права на изъятие произведения из публичного пользования, то предоставление такого права артисту про­тиворечило бы АП, так как в случае его предоставления артисту-испол­нителю это помешало бы использованию произведения, разрешенному автором.

Рассматривая различные атрибуты личного неимущественного пра­ва исполнителя, Исидро Сатановский (Satanowsky 1954: II: par. 374: 42) задает вопрос, имеет ли последний право возражать против изъятия не­которых сцен из фильма или даже всех сцен, в которых он принимает участие, и отвечает на этот вопрос отрицательно. Он приходит к тому же выводу в отношении права актера требовать изъятия тех или иных сцен, в которых он участвует, на основании того, что он не удовлетворен сво­им исполнением роли. Мы считаем, так же как и Сатановский, что если

;7 Колумбийский закон является исключением, поскольку в ст. 171 говорится, что «артисты-исполнители пользуются личными неимущественными правами, определенны­ми в ст. 30 настоящего закона». Последняя же признает за авторами, помимо права на авторство и на сохранение целостности произведения, право обнародования, изменения до или после публикации произведения и его изъятия. То же самое относится к Домини­канской Республике, ст. 131 соответствующего закона.


Смежные права 329

согласиться с тем, чтобы исполнитель имел такое право, то возникнет конфликт с правом автора на сохранение целостности его произведения.

ХАРАКТЕР ПРАВА

Личное неимущественное право артиста-исполнителя охраняет его лич­ность в том, что касается его выступления: оно является неотъемлемым, неимущественным, связанным с личностью артиста и носит абсолют­ный характер (см. гл. 4, п. 4.2.В).

Французское законодательство прямо признает неотчуждаемость, неприменимость срока давности и личный характер этого права28.

СРОК ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОГОНЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЯ

В законодательстве некоторых стран устанавливается самостоятельный срок действия личного неимущественного права исполнителя, который не совпадает со сроком действия соответствующих имущественных прав, без объявления его тем не менее бессрочным.

Согласно французскому законодательству, право на имя артиста-исполнителя, на охрану авторства исполнения и его целостность может переходить к его наследникам в целях охраны исполнения и памяти по­койного (ст. L. 212-2.3, бывшая ст. 17.3).

В испанском законодательстве (ст. 107) также содержится положе­ние о том, что артист-исполнитель может пользоваться на протяжении всей своей жизни личным неимущественным правом на имя и на защиту целостности выступления, однако после его смерти указанное право принадлежит его наследникам в течение двадцати лет.

Мы уже отмечали, что в Дании (ст. 45,2) и Финляндии (ст. 45.3) срок действия права исполнителя воспрепятствовать переносу записи испол­нения на другой материальный носитель составляет двадцать пять лет, а в Швеции (ст. 45.2) — пятьдесят лет; во всех случаях отсчет ведется с начала календарного года, следующего после первой записи.

7.7.4.2. Имущественные права артистов-исполнителей и их ограничения

Имущественные права артистов-исполнителей, а также других пользо­вателей смежных прав подчиняются системе numerus clausus29.

За артистами признаются права, связанные с воспроизведением и

;s Ст. L. 212-2, п. 2, бывшая ст. 17, п. 2 закона 1985 г.: «Это право является неотчуж­даемым, оно не имеет срока давности и носит личный характер».

В отличие от права на использование произведения, которым обладают авторы и которое имеет обезличенный характер.


330 Авторское право и смежные права

сообщением для всеобщего сведения их выступлений; эти права час­то заменяются принудительными лицензиями или общими ограниче­ниями, многие из которых аналогичны тем, которые существуют в отно­шении АП.

В национальных законодательствах используются различные фор­мулировки при определении этих прав. Некоторые из них носят общий характер и предоставляют артисту исключительное право осуществлять контроль за использованием своих выступлений, так:

• «Запись выступления, ее воспроизводство и сообщение для всеоб­
щего сведения могут производиться только по письменному разре­
шению артиста-исполнителя» (Франция, ст. L. 212-3, бывшая
ст. 18.1 закона 1985 г., согласно которому разрешение артиста так­
же требуется «на любое отдельное использование звука и изображе­
ния, являющихся частью его выступления, когда последнее стало
объектом звуко- или видеозаписи». Таким образом, нужно получить
разрешение артиста, исполняющего аудиовизуальное произведение
для записи его на звуковую дорожку или на диск);

• «Артист-исполнитель обладает исключительным правом разре­
шать воспроизведение и сообщение для всеобщего сведения своих
выступлений или интерпретаций», причем разрешение должно
«предоставляться в письменном виде» (Испания, ст. 102.1 и 102.2).
В законодательстве других стран, где принята формулировка, ис­
пользуемая в п. 1 ст. 7 Римской конвенции 1961 г., фигурируют положе­
ния о том, что артист может «воспрепятствовать»30 совершению некото­
рых действий, осуществляемых без его согласия (Бразилия, ст. 95; Пор­
тугалия, ст. 178).

Имущественные права артистов призваны обеспечить охрану ис­пользования их выступлений за исключением тех способов использова­ния, которые разрешены по договору. Однако эти права часто обуслов­лены ограничениями, установленными для того, чтобы избежать поло­жения, когда охрана, предоставляемая артистам, может создать препят­ствие либо осуществлению исключительных прав авторов давать разре­шение на использование своих произведений, либо сообщению записей их выступлений для всеобщего сведения.

В качестве примера можно отметить, что АП признает за создателем произведения исключительное и абсолютное право разрешать вторич­ное использование записанных музыкальных произведений. Однако из­вестно, что запись выступления артиста обязательно содержит само интерпретируемое или исполняемое произведение. Если признать за артистом право разрешать или запрещать подобное «вторичное» исполь­зование, равное или аналогичное АП, может случиться так, что автор разрешит публичное исполнение или радиотрансляцию его записанно-

Относительно сферы охвата этой формулировки см. гл. 12, разд. 12.5.1.


Смежные права 331

го произведения, тогда как артист-исполнитель ее запретит. Если при­нять подобную гипотезу, а именно, что артист-исполнитель получил бы исключительное и абсолютное право на один и тот же объект (запись исполнения произведения) что и автор, то в этом случае АП утратит присущие ему черты. Тот факт, что подобного рода ситуации возникают лишь в исключительных случаях, ничего не меняет, так как артисты, по-видимому, могли бы воспользоваться этими правами не для того, чтобы систематически выступать против использования их произведений, что противоречит их интересам, а для того, чтобы потребовать дополнитель­ного вознаграждения31. Именно по этой причине в Римской конвенции (ст. 12) и в большинстве национальных законодательств вознаграждение, полагающееся артистам, представляет собой право на простое возна­граждение, определяемое принудительной лицензией.

Возможность признания за артистами неограниченных прав на вос­произведение и сообщение для всеобщего сведения их выступлений вызвало опасение не только у авторов, но и среди производителей фо­нограмм и организаций эфирного вещания. Производители фонограмм боятся, что, в случае если артистам будет предоставлено исключитель­ное право на воспроизведение их записей, они не смогут воспроизводить свои фонограммы и тем самым возникнет риск, что весь рынок звукоза­писей будет разрушен. Они подчеркивают, что именно фонограммы слу­жат тому, чтобы артист достиг известности, а производитель фонограмм является наиболее компетентным лицом в деле охраны интересов про­фессионалов в этой отрасли. В свою очередь, органы радиовещания испытывают аналогичные опасения в отношении оригинальных передач и ретрансляций (Masouye 1982: 43, par. 7.8).

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что обычно в отноше­нии артистов-исполнителей признаются следующие имущественные права:

• в том, что касается представлений или прямого исполнения («жи­
вьем»), то за артистами признается исключительное право разре­
шать или запрещать
(Боливия, Чили, Колумбия, Испания, Фран­
ция, Панама, Доминиканская Республика, Венесуэла) ведение запи­
си, воспроизведение, радиотрансляцию, а также осуществлять со­
общение для всеобщего сведения в любой иной форме, нежели пре­
дусмотренная в договоре, в соответствии с которым происходит их
выступление (Бразилия, Эквадор, Мексика, Португалия, Римская
конвенция);

• что касается записанных выступлений или исполнений, то никто не
может воспроизводить их без разрешения артистов в следую­
щих случаях: 1) когда первая запись была сделана без их согласия;
2) когда воспроизведение осуществлялось в иных целях, чем те, на

31 См.: Masouye 1982: 43, par. 7.8.


332 Авторское право и смежные права

которые было получено разрешение; 3) когда первая запись была сделана в соответствии с ограничением, установленным законом, и она воспроизводится в целях иных, чем те, в пользу которых преду­смотрено данное ограничение.

Таким образом, какой-либо музыкальный ансамбль, выступающий в концертном в зале или на стадионе, имеет исключительное право раз­решать или запрещать запись своего выступления с целью дальнейше­го его воспроизведения на диске, кассете или аудиовизуальным спосо­бом либо чтобы оно ретранслировалось по радио или телевидению (по условиям Римской конвенции и согласно законодательству стран, где принята формулировка конвенции, артисты имеют право (или возмож­ность) воспрепятствовать записи, когда последняя осуществляется без согласия указанного ансамбля). В случае, если последний дал разреше­ние на производство краткосрочной записи концерта в целях его переда­чи «в записи» по телевидению, то нельзя говорить о незаконной записи, однако необходимо разрешение артиста или артистов на сохранение или воспроизведение этой записи в иных целях, чем те, которые преследу­ет упомянутая трансляция.

Артисты-исполнители имеют право получать вознаграждение за «вторичное использование» фонограмм, изготовленных в коммерческих целях без их согласия (см. ниже, п. 7.1.4.3).

Ограничения

Национальные законодательства устанавливают ограничения права со­общения для всеобщего сведения и воспроизведения. Законы, принятые после Римской конвенции 1961 г., в целом следуют положениям Конвен­ции в том, что касается ограничений, которые она допускает.

ПРЕЗУМПЦИЯ JURIS и DE JURE

В принципе, считается, что договор на выступление или исполнение, связанный с производством фонограммы или аудиовизуального произ­ведения, подразумевает презумпцию juris и de jure в пользу производи­теля фонограммы или аудиовизуального произведения и в силу этой презумпции артист разрешает запись, воспроизведение и обнародова­ние своего выступления (Колумбия, ст. 166.A.I, 166.C.1, 168 и 172; Франция, ст. L. 212-4, L. 213-1 и L.214-1, бывшие ст. 19, 21 и 22 зако­на 1985 г.; Испания, ст. 102.3; Доминиканская Республика, ст. 126а, 128 и 132).

В большинстве случаев (в соответствии с положениями Римской конвенции, ст. 7.1с, II и III) эта презумпция отсутствует в случаях, ко­гда воспроизведение фонографической записи производится в целях иных, чем те, которые допускаются договором, заключенным с артис-



___________________ Смежные права__________________________ 333

том, или положениями закона (Колумбия, ст. 166.С.2 и 166.С.З; Домини­канская Республика, ст. 126с.2 и 126с.3).

СВОБОДНОЕ и БЕСПЛАТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

В национальных законодательствах можно встретить ограничения, до­пускаемые ст. 15 Римской конвенции; она позволяет национальным за­конодателям предусматривать исключения из охраны, гарантированной Конвенцией. Допускаемые ограничения одинаковы для трех категорий правообладателей (артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания):32

частные копии для личного пользования (например, Германия,
ст. 84, содержащая ссылку на ст. 53; Венгрия, ст. 49.2, содержащая
ссылку на ст. 18.1; Франция, ст. L. 211-3.2, бывшая ст. 29.2 закона
1985 г);

использование коротких фрагментов в обзоре о текущих событи­
ях
(например. Германия, ст. 84, содержащая ссылку на ст. 48.2 и 50;
Австрия, ст. 69.1 и 70.2; Франция, ст. L. 211-3, бывшая ст. 29.3 зако­
на 1985 г.; Мексика, ст. 91.11);

краткосрочные записи органов эфирного вещания, выполненные
ими своими средствами и для использования в собственных переда­
чах
(Германия, ст. 84, содержащая ссылку на статью 55; Мексика,
ст. 91.111, содержащая ссылку на статью 74с);

использование исключительно в целях обучения или научных иссле­
довании
(Германия, ст. 84, содержащая ссылку на ст. 46, 47 и 54;
Франция, ст. L. 214-3.3, бывшая ст. 29.3 закона 1985 г.; Венгрия,
ст. 49.2, содержащая ссылку на ст. 17.2);

другие виды свободного и бесплатного использования; в нацио­
нальных законодательствах встречаются другие ограничения, на­
пример разрешение свободного воспроизведения и сообщения для
всеобщего сведения выступления артиста, если оно является допол­
нением к основному сюжету отрывка из того или иного произведе­
ния или аудиовизуального документа (Франция, ст. L. 212-10, быв­
шая ст. 29, последний пункт, закон 1985 г.).

Сходство с АВТОРСКИМ ПРАВОМ

В некоторых законодательствах содержатся положения о том, что огра­ничения на АП подлежат применению, в случае необходимости, к свя­занным с ними смежным правам (Германия, ст. 84, 85.3 и 87.3; то же самое наблюдается в Австрии, Дании, Финляндии, Венгрии, Норвегии и т. д.).

12 См. гл.12, разд. 12.5.1.


334__________________ Авторское право и смежные права

В связи с этим первая часть второго пункта ст. 15 Римской конвен­ции разрешает национальным законодателям предусматривать в том, что касается трех категорий правообладателей, которых она охраняет, те же ограничения охраны, что установлены в отношении охраны АЛ, с тем чтобы заинтересованные лица не оказались в привилегированном поло­жении по отношению к создателям произведений.

Это положение направлено на то, чтобы установить единообразный правовой режим и избежать того, чтобы обладатели смежных прав не получили в области ограничений на охрану прав каких-либо привилегий по сравнению с авторами. Римская конвенция не накладывает на госу­дарства обязательства обеспечить полное сходство между нацио­нальным законодательством в области смежных прав и законодатель­ством, касающимся охраны АП; однако в положениях, содержащихся в ст. 15.2, ясно сказано, что государства должны обеспечить такой право­вой режим, чтобы будущие исключения или ограничения устанавлива­лись, как минимум, на уровне охраны, которая существует в отношении авторов33.

ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ЗА КОТОРЫЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ*

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

Принудительные лицензии на «вторичное использование»

Право артистов и производителей фонограмм получать вознагражде­ние за вторичное использование фонограмм, изготовленных с их раз­решения в коммерческих целях, устанавливается национальными зако­нодательствами путем использования принудительных лицензий34, ка­сающихся прямого доведения до всеобщего сведения указанных фо­нограмм, в частности при помощи эфирного вещания (во Франции, ст. L. 214-1.2, бывшая ст. 22.2 закона 1985 г., включает одновременную и полную трансляцию вещания по кабельной сети), а также посредством исполнения в публичных местах (французский закон исключает в сво­ей ст. L. 214-1.2, бывшей ст. 22.1, использование таких фонограмм в спектакле, так как на данный случай распространяется действие прин­ципа исключительного права). Следовательно, публичное исполнение и передача в эфир фонограммы носит свободный характер, однако, как правило, при этом предусматривается выплата вознаграждения арти­стам-исполнителям, а также производителям фонограмм (Германия, ст. 76.2, 77 и 86; Колумбия, ст. 173; Коста-Рика, ст. 83; Испания, ст. 103;

33 См.: Masouye 1982: 79, par. 15.9.

34 См. гл. 4, разд. 4.4.2.


Смежные права 335

Франция, ст. L. 214-1, бывшая ст. 22 закона 1985 г.; Доминиканская Республика, ст. 133.1, и т. д.).

В большинстве национальных законодательств предусматривает­ся распределение такого общего вознаграждения между артистами и производителями фонограмм либо поровну (например, в Колумбии, Коста-Рике, Испании, Франции или Доминиканской Республике), либо артистам выплачивается более высокий процент вознаграждения (как в Аргентине, где декретом, согласно ст. 5 № 1671 1974 г., данное вознаграждение распределяется следующим образом: 67% артистам и 33% — производителям фонограмм; процент вознаграждения, выпла­чиваемого артистам, в свою очередь распределяется следующим об­разом: 67% главным исполнителям и 33% второстепенным исполни­телям).

Часть вознаграждения, выплачиваемая артистам, не может быть уменьшена путем соглашения между сторонами, учитывая тот факт, что речь идет о вознаграждении за труд, преследующем цель возме­стить использование неоплаченного труда производителем, а также то, что использование фонограммы уменьшает возможности личных вы­ступлений артистов с живым исполнением. Напротив, ничто не пре­пятствует тому, чтобы договориться об увеличении части вознаграж­дения, выплачиваемого исполнителям (ст. 174 колумбийского закона специально предусматривает возможность соглашения между произ­водителями фонограмм и артистами о более высоком вознаграждении последних).

Размеры вознаграждения обычно устанавливаются путем догово­ренности между коллективным органом управления правами артистов и производителей фонограмм и пользователями. В отсутствие соглашения между сторонами предусматриваются заменяющие их способы, напри­мер во французском законе (ст. L. 214-1, L. 214-3 L. 214-4, бывшие ст. 22-24) установлена специальная система: в принципе вопросы вознаграж­дения регулируются в соглашениях между представительными органи­зациями заинтересованных сторон (артистов, производителей фоно­грамм и первичных пользователей); сроки действия таких соглашений составляют от одного до пяти лет, а их положениям может быть прида­на обязательная сила решением Министерства культуры. В отсутствие соглашения размеры вознаграждения определяются путем арбитража, осуществляемого комиссией, возглавляемой судьей и включающей пред­ставителей официальных организаций, заинтересованных сторон и пользователей.

Право артистов и производителей фонограмм получать вознаграж­дение за вторичное использование звукозаписей подтверждено в одном из ключевых положений Римской конвенции.


336 Авторское право и смежные права

Принудительные лицензии на частное воспроизведение в личных целях

Воспроизведение в домашних условиях в целях личного использования звукозаписей наносит ущерб не только авторам35, но и исполнителям, а также производителям фонограмм. Поэтому необходимо, чтобы после­дние получали справедливое вознаграждение за частные копии (напри­мер, Германия, ст. 85.3, содержащая ссылку на ст. 54; Испания, ст. 25; Франция, ст. L. 311-1, бывшая ст. 31 закона 1985 г.)36.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.