Более исчерпывающего перечня возражений, чем приведенного выше для векселя, ни для одной ценной бумаги мы не находим. 70 глава
Не меньший интерес для рассмотрения в общей процедуре эмиссии представляет и третий способ размещения из указанных - распределение ценных бумаг среди владельцев. Этот способ обычно используется только для акций. Основы правового режима для этого способа размещения содержатся в ст. ст. 28, 39 Федерального закона "Об акционерных обществах". В соответствии с указанными статьями этот способ применяется при увеличении уставного капитала за счет имущества акционерного общества ("в случае увеличения уставного капитала общества за счет его имущества общество должно осуществлять размещение дополнительных акций посредством распределения их среди акционеров"). Источники в акционерном обществе для такого размещения называют стандарты эмиссии: а) добавочный капитал акционерного общества; б) остатки фондов специального назначения акционерного общества по итогам предыдущего года, за исключением резервного фонда и фонда акционирования работников предприятия; в) нераспределенная прибыль акционерного общества прошлых лет (только по решению общего собрания акционеров).
Техническая сторона распределения весьма напоминает конвертацию: распределение дополнительных акций акционерного общества среди его акционеров осуществляется в один день, указанный в зарегистрированном решении об их дополнительном выпуске, на основании записей на лицевых счетах у держателя реестра или записей по счетам депо в депозитарии на этот день. Указанный день не должен наступать позднее одного месяца с даты государственной регистрации дополнительного выпуска акций.
При анализе этого способа размещения можно высказать соображения, в общем-то, аналогичные тем, что были указаны нами при рассмотрении конвертации, осуществляемой при увеличении номинальной стоимости акций акционерного общества за счет его имущества, а также дополнительно отметить, что в специальной литературе исследованию этого способа не уделяется достаточно внимания.
Например, А. Хуторской так определил природу распределения: "Распределение дополнительных акций среди акционеров - это, по сути, зачисление акций на лицевые счета... и на счета в депозитариях" <1>.
--------------------------------
<1> Хуторской А. Особенности размещения дополнительных акций // Журнал для акционеров. 2004. N 1. С. 31.
Интересна позиция Д.В. Ломакина. Он полагает, что существование такого способа размещения акций не соответствует природе акционерной формы предпринимательской деятельности, которая используется в качестве средства концентрации капиталов, вносимых инвесторами в счет оплаты приобретаемых акций. Размещая акции посредством распределения среди акционеров, общество не получает никаких инвестиций, его активы не возрастают, несмотря на увеличение уставного капитала <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ломакин Д.В. Указ. соч. С. 213.
С такой позицией нельзя не согласиться. В самом деле, какова цель этого мероприятия - распределение дополнительных акций за счет имущества общества? Если судить по эффекту и правовым последствиям, то налицо увеличение количества акций у акционеров. Получается, что та группа лиц, которые в конкретный момент времени контролируют большую часть акционерного капитала, принимает решение о наделении себя за счет имущества общества дополнительным имуществом. На дарение это не похоже, а вот на получение дохода за счет акционерного общества очень даже похоже. В идеале право получить за счет общества его акции должно быть указано как еще одно дополнительное право акционера, которое закреплено акцией. Тогда ситуация будет справедливой и понятной. В противном случае перед нами весьма загадочное явление.
Срок размещения как этапа в процедуре эмиссии установлен Федеральным законом "О рынке ценных бумаг"; такой срок определяется решением о выпуске ценных бумаг, но он не может превышать один год с даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Причем, как видно из предыдущего изложения, правовой режим каждого отдельного способа размещения накладывает свои ограничения (к примеру, один месяц для распределения акций среди акционеров и т.д.).
Отчет об итогах выпуска. Последним этапом в общей процедуре эмиссии является этап регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Правовой режим этого этапа эмиссии определяется не только ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Стандартами эмиссии, но и Федеральным законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
Наличие данного этапа в процедуре эмиссии выглядит весьма странно. В самом деле, ценные бумаги как объекты гражданских прав созданы. Более того, они уже обрели в процессе размещения своих новых владельцев, которые стали в силу двойственной природы ценной бумаги и кредиторами эмитента. И тут снова появляется государство в лице регистрирующего органа, которое требует предоставить ему документ о том, что все действия эмитента в процессе размещения соответствовали требованиям закона <1>. Более того, прохождение этого этапа влечет вполне конкретные юридические последствия. В частности:
--------------------------------
<1> В.Г. Гороватером по этому поводу высказано такое суждение: "Регистрация отчета об итогах выпуска акций представляет собой государственную легитимацию уже самих сделок с акциями по их первичному размещению и служит безусловным подтверждением факта размещения акций, фактического количества размещенных акций, фактической цены размещения, общего объема вырученных от размещения средств (эмиссионного дохода) и иной информации, непосредственно связанной с проведением эмиссии..." (Гороватер В.Г. Сделки по размещению акций в системе эмиссионных правоотношений // Актуальные проблемы гражданского права: Сб. статей / Под ред. О.Ю. Шилохвоста. Вып. 11. С. 19).
а) в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается, за исключением случаев, установленных федеральными законами <1>. Из данного требования было сделано исключение Федеральным законом "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации". В соответствии со ст. 1 названного Закона владельцами ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых осуществлена в соответствии с этим, признавались лица, которым ценные бумаги принадлежат на момент такой государственной регистрации. Сделки, на основании которых указанные лица приобрели ценные бумаги, не могли быть признаны недействительными в связи с отсутствием государственной регистрации;
--------------------------------
<1> О применении этого правила также см.: разъяснения, данные в информационном письме ФКЦБ России от 26 апреля 1999 г. N ИБ-2171 "О разъяснении пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
б) по итогам рассмотрения отчета об итогах выпуска ценных бумаг регистрирующий орган вправе принять решение о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся.
Причем это возможно и как реакция на допущенные в ходе эмиссии нарушения (мера ответственности), о чем указано в ст. 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". В предусмотренных этой статьей случаях осуществляется аннулирование государственной регистрации, и объекты права - ценные бумаги перестают существовать. Однако это может быть и объективно сложившаяся ситуация, т.е. правомерное поведение, которое не достигло своего результата. В частности, в случае неразмещения ни одной ценной бумаги выпуска либо установленной решением о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем подписки, доли ценных бумаг, при неразмещении которой их выпуск считается несостоявшимся, такой выпуск ценных бумаг признается регистрирующим органом несостоявшимся, и его государственная регистрация также аннулируется;
в) именно с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска течет установленный ст. 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" трехмесячный срок исковой давности для признания недействительными принятых эмитентом и регистрирующим органом решений, связанных с эмиссией ценных бумаг, признания недействительными выпуска эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, или отчета об итогах их выпуска.
Как видим, прохождение этапа государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг создает для владельца ценных бумаг правовую основу для распоряжения ценными бумагами. Однако наличие этого этапа создает для государства правовую возможность повернуть всю процедуру эмиссии вспять: признать выпуск ценных бумаг несостоявшимся, соответственно, прекратив существование ценных бумаг как объектов гражданских прав.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в срок не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг. Данная норма Закона уточнена Стандартами эмиссии (п. 2.6.1), в соответствии с которыми здесь действует еще одно правило: в случае, если все ценные бумаги были размещены до истечения срока размещения, отчет об итогах выпуска должен быть представлен не позднее 30 дней после размещения последней ценной бумаги этого выпуска.
Отчет об итогах выпуска ценных бумаг хозяйственного общества утверждается единоличным исполнительным органом этого хозяйственного общества, если уставом (учредительными документами) хозяйственного общества принятие решения по указанному вопросу не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Отчет об итогах выпуска ценных бумаг юридического лица иной организационно-правовой формы утверждается единоличным исполнительным органом юридического лица, если иное не установлено федеральными законами или уставом (учредительными документами) юридического лица.
Одновременно с отчетом об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг, раскрытия информации и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг.
Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок. По итогам рассмотрения он может либо зарегистрировать отчет, либо отказать в его регистрации.
Решение об отказе в государственной регистрации отчета может быть принято регистрирующим органом по следующим основаниям:
- нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, в том числе в случае:
а) нарушения условий размещения, предусмотренных зарегистрированным решением о выпуске ценных бумаг;
б) невыполнения эмитентом установленных требований к раскрытию информации о выпуске ценных бумаг;
в) уменьшения эмитентом в течение срока размещения облигаций размера уставного капитала, в результате которого сумма номинальных стоимостей непогашенных эмитентом облигаций превышает размер уставного капитала и/или величину (размер) обеспечения, предоставленного третьим лицом, в случае, когда соответствующие ограничения по объему выпуска облигаций установлены законодательством Российской Федерации;
г) расторжения или прекращения по иным основаниям сделки по предоставлению обеспечения по облигациям или уменьшения размера предоставленного обеспечения по облигациям до величины, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации;
д) нарушения эмитентом срока представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска ценных бумаг;
- непредставление в течение 30 дней на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, либо измененных и (или) дополненных документов;
- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Стандартов эмиссии и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- внесение в решение о выпуске ценных бумаг или иные документы, являвшиеся основанием для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, либо в отчет об итогах выпуска ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, ложных сведений или сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений);
- неразмещение ни одной ценной бумаги выпуска либо установленной в решении о выпуске ценных бумаг, размещенных путем подписки, доли ценных бумаг, при неразмещении которой их выпуск признается несостоявшимся.
В соответствии со Стандартами эмиссии не может быть осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска облигаций с ипотечным покрытием, если в результате изменений, произошедших в реестре ипотечного покрытия, ипотечное покрытие облигаций, а также условия обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, не обеспечивают надлежащее исполнение обязательств по облигациям с данным ипотечным покрытием.
Также не может быть осуществлена государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска акций, размещенных в целях восстановления платежеспособности должника, если до даты окончания внешнего управления осталось менее одного месяца.
Главным выводом, который мы делаем после рассмотрения процедуры эмиссии, по общим правилам является тот, что ценные бумаги как объекты гражданских прав возникают после государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Этому моменту мы посвятили много времени, однако нельзя не сказать следующее. Какой бы логики в возникновении ценных бумаг при такой процедуре ни придерживаться - нашей или логики ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", в соответствии с которой бумаги возникают с момента их размещения, действующее законодательство в части каузы (основания) крайне непоследовательно. Оно не выдерживает принципа зеркальности: устранение каузы (основания) прекращает ценную бумагу. Еще раз отметим, что относительно эмиссионных ценных бумаг в законодательстве имеются две статьи - ст. ст. 26 и 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Они предусматривают две меры, которые, по мысли законодателя, должны прекратить существование ценных бумаг: признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся и признание выпуска ценных бумаг недействительным.
Анализируя основные положения этих статей (как в первоначальной редакции, так и в редакции, действующей с 2009 г.), нельзя не задаться вопросом: юридическое значение какого факта устраняется этими мерами? Какой факт законодатель считает основным для того, чтобы "поразить" недействительностью ценные бумаги?
И здесь мы обнаружим весьма странную вещь. При признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся такого факта как бы и нет. Закон просто считает возможным применить административную процедуру при наличии определенных нарушений. Но какой факт устраняется? Как мы уже отметили, регулирующие положения нормативных актов ФКЦБ (ФСФР) России указывают, что при признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся аннулируется государственная регистрация выпуска, которая влечет аннулирование ценных бумаг. Но это последствие. А вот относительно того, какой факт устраняется, не сказано ничего. В этом смысле неясна и кауза (основание), ФКЦБ (ФСФР) России видит два основания: факт государственной регистрации и запись в учетной системе, между тем как уже одного аннулирования государственной регистрации вполне достаточно.
Не менее интересная картина и с недействительностью. Здесь законодатель при описании срока исковой давности указал вообще все возможные факты - принятые эмитентом и регистрирующим органом решения, и выпуск ценных бумаг, и сделки, совершенные в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, и отчет об итогах их выпуска. Зачем? Если по поводу сделок и решений все ясно - это, так сказать, отраженное действие норм, устранение разрыва между сроками исковой давности для всех фактов, включаемых в состав, то зачем, к примеру, признавать недействительным отчет об итогах? Эти вопросы остаются без ответа.
Впрочем, у нас ответ есть: не определившись с каузой эмиссионных ценных бумаг, закон на всякий, что называется, случай создает возможность для устранения действия всех фактов, входящих в юридический состав эмиссии. И здесь он противоречит сам себе: если бумаги с точки зрения логики закона возникают в процессе размещения, то при чем здесь все остальные факты? Между тем проще было бы признать очевидное: бумаги возникают с момента государственной регистрации. И тогда не надо выдумывать никаких специальных механизмов - достаточно наделить административный орган и суд правом признания несостоявшимся (недействительным) именно факт государственной регистрации выпуска. Это прекратит существование бумаг, и, как в случае с недействительной сделкой, у инвесторов не возникнет никаких прав, кроме как вытекающих из факта недействительности. А это будет служить основанием для запуска соответствующих компенсационных механизмов возврата инвестиций и ответственности, при необходимости, эмитента и его должностных лиц.
4.1.1.2. Регулирование особенностей процедуры эмиссии
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|