Сделай Сам Свою Работу на 5

З) Особенности процедуры эмиссии биржевых облигаций.





Процедура эмиссии биржевых облигаций (ст. 27.5.2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг") имеет много особенностей. Основная из них состоит в том, что их эмиссия осуществляется без государственной регистрации их выпуска, регистрации проспекта и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска по решению эмитента. По большому счету можно сказать, что такая процедура осуществляется при минимальном участии государства в создании ценных бумаг, поскольку состоит она в допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже, который сама же фондовая биржа и осуществляет.

Для запуска всей этой процедуры необходимо одно важное юридическое условие: ценные бумаги потенциального эмитента биржевых облигаций должны котироваться на фондовой бирже.

Первым этапом в процедуре эмиссии биржевых облигаций является утверждение эмитентом документов, на основании которых будет осуществляться соответствующий допуск. К числу таких документов относятся решение о выпуске биржевых облигаций и проспект биржевых облигаций.

Далее, эмитент биржевых облигаций должен представить соответствующие документы фондовой бирже. Такие документы для допуска биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения должны быть представлены не позднее одного месяца с даты утверждения проспекта биржевых облигаций. Допуск, который в данном случае является своего рода аналогом процедуры государственной регистрации, осуществляется на основании заявления эмитента, к которому прилагаются решение о выпуске биржевых облигаций, проспект биржевых облигаций, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении облигаций, утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций и проспекта облигаций, а также других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии облигаций. Исчерпывающий перечень таких документов определяется правилами допуска биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже, утвержденными фондовой биржей. Требования к документам устанавливаются ведомственными актами регулятора. Они в основном носят "облегченный" характер, поскольку позволяют эмитенту не включать в документы множество сведений, которые включаются при обычной эмиссии (показатели финансово-экономической деятельности эмитента, сведения о рыночной капитализации эмитента и его обязательствах и т.п.).





Фондовая биржа, осуществляющая допуск биржевых облигаций к торгам, обязана проверить документы, представленные для допуска биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже, на предмет соответствия полноты содержащейся в них информации требованиям, установленным законодательством.

Датой допуска биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже является дата принятия соответствующего решения уполномоченным органом фондовой биржи.

При допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже в процессе размещения их выпуску присваивается индивидуальный идентификационный номер. Порядок присвоения идентификационных номеров выпускам биржевых облигаций и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков биржевых облигаций устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В случае принятия решения о допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже на каждом экземпляре решения о выпуске биржевых облигаций и проспекта биржевых облигаций фондовой биржей указывается ее наименование, делается отметка о допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже и дате такого допуска, а также указывается идентификационный номер, присвоенный выпуску биржевых облигаций фондовой биржей.



После допуска облигации могут размещаться через биржу. Процедура размещения таких бумаг имеет свои особенности: размещение осуществляется путем открытой подписки на торгах фондовой биржи. Эмитент обязан завершить размещение биржевых облигаций в срок, установленный решением об их выпуске, но не позднее одного месяца с даты начала размещения биржевых облигаций. Не позднее следующего дня после окончания срока размещения биржевых облигаций либо не позднее следующего дня после размещения последней биржевой облигации в случае, если все биржевые облигации выпуска размещены до истечения указанного срока, фондовая биржа обязана раскрыть информацию об итогах выпуска биржевых облигаций и в письменной форме уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Предусмотрены в этой процедуре и специальные меры реагирования со стороны регулятора. Так, размещение биржевых облигаций, допущенных к торгам на фондовой бирже, может быть приостановлено федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или фондовой биржей до устранения нарушений в пределах срока размещения биржевых облигаций при обнаружении следующих нарушений:

а) нарушение эмитентом в ходе эмиссии биржевых облигаций требований законодательства Российской Федерации;

б) наличие в документах, на основании которых биржевые облигации в процессе их размещения были допущены к торгам на фондовой бирже, недостоверной информации.

Обратим внимание, что полномочия регулятора в отношении таких бумаг начинают действовать с момента начала размещения, но не ранее, тогда как в обычной процедуре признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся регулятор имеет гораздо больше полномочий.

Что считать моментом возникновения ценных бумаг в этой процедуре? Как думается, есть все основания считать таким фактом допуск фондовой биржей биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже, т.е. дату принятия соответствующего решения уполномоченным органом фондовой биржи. Именно после этой даты эмитент таких облигаций вправе их размещать на торгах фондовой биржи.

Здесь просматривается прямая аналогия с этапом государственной регистрации при обычной эмиссии. Кстати, предлагаемая нами логика, которая заключается в отрицании за этапом размещения правообразующего для ценных бумаг характера, подтверждается в еще большей степени.

Ведь если признать правоту Закона (ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), то получается весьма странная ситуация: на торгах фондовой биржи инвесторы покупают непонятно что. Но торговать на бирже воздухом нельзя. В данном случае очевидно, что инвесторы приобретают именно ценные бумаги, т.е. объекты права, которые были созданы допуском биржей их к торгам.

Однако опять нельзя не заметить некоторую нелогичность закона. Согласно Закону и Стандартам эмиссии до истечения срока размещения биржевых облигаций их выпуск может быть признан несостоявшимся федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или фондовой биржей в следующих случаях:

а) делистинг акций всех категорий и типов эмитента биржевых облигаций;

б) неустранение эмитентом нарушений, явившихся основанием для приостановления размещения биржевых облигаций, в течение срока, указанного в решении о приостановлении размещения биржевых облигаций.

По логике закона получается, что правовая судьба биржевых облигаций привязана к правовой судьбе других ценных бумаг эмитента облигаций и дефекты таких бумаг (делистинг) самым прямым образом сказываются на правовой судьбе облигаций.

 

4.1.1.3. Эмиссии, правовое регулирование

которых изъято из общих правил

 

В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения выведены за рамки действия этого Закона.

В соответствии с указанной статьей эмиссия таких бумаг регулируется федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами <1>.

--------------------------------

<1> Нельзя, впрочем, не сказать здесь о некоторой нелогичности закона, поскольку, выводя регулирование и процедуры эмиссии таких бумаг, и условий их размещения из-под действия Закона, он тем не менее в ст. 24 отмечает, что запрещается при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими, если только речь не идет в том числе и об "эмиссии государственных ценных бумаг".

 

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг регулируется отдельным законом - Федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", а также принятыми на его основе многочисленными нормативными актами Министерства финансов РФ.

При осуществлении эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг последовательность действий субъектов, вовлеченных в эмиссию, иная, по-иному раскрывается информация; установлены и иные основания для признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся. Следует также отметить, что в отличие от Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Стандартов эмиссии действующий порядок эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг не содержит последовательного изложения всех этапов. Здесь в принципе выдерживается общая схема, состоящая в принятии необходимых решений, государственной регистрации ценных бумаг, размещении и утверждении отчета. Однако ни один акт детально не регулирует такую процедуру, не описывает последовательность действий. Отчасти это связано с тем, что существенно различается процедура эмиссии федеральных бумаг и ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.

Рассмотрим процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг подробнее.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг включает в себя в самом общем виде следующие этапы <1>:

--------------------------------

<1> См. также: Крохина Ю. Кредитная деятельность муниципальных образований в Российской Федерации // Хозяйство и право. 2001. N 4. С. 60 - 70.

 

- утверждение генеральных условий эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- принятие эмитентом в соответствии с генеральными условиями решения в форме нормативного правового акта, содержащего условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг;

- принятие эмитентом в соответствии с генеральными условиями и условиями эмиссии решения об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг (решения о выпуске);

- размещение ценных бумаг;

- принятие эмитентом ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг нормативного правового акта, содержащего отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Данный перечень отражает только самые общие этапы эмиссии. Дело в том, что необходимо различать эмиссию государственных ценных бумаг Российской Федерации (федеральных ценных бумаг) и государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг. Это различие проистекает из того, что для двух последних видов ценных бумаг предусматриваются дополнительные этапы, связанные с государственной регистрацией. Это не означает, что для федеральных бумаг процедуры регистрации отсутствуют вовсе, однако их значительно меньше и, что самое главное, орган, осуществляющий такую регистрацию, совсем иной, чем для двух других видов бумаг.

Генеральные условия федеральных государственных ценных бумаг не подлежат никакой специальной регистрации (несмотря на то, что это прямо вытекает из закона, некоторые авторы усматривают необходимость таковой регистрации, с чем согласиться нельзя <1>). Они принимаются Правительством РФ в форме нормативного акта.

--------------------------------

<1> См.: Быля А.Б. Финансово-правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг (облигация, вексель): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 25.

 

В специальной литературе высказано мнение (О.В. Ишутина) о том, что генеральные условия - это документ, аналогичный Стандартам эмиссии корпоративных ценных бумаг, нормативный правовой акт, регулирующий общие условия эмиссии и обращения ценных бумаг конкретного вида, принимаемый за рамками процедуры эмиссии <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ишутина О.В. Указ. соч. С. 17.

 

Такая точка зрения не может быть поддержана. Стандарты эмиссии - это ведомственный правовой акт по своей правовой природе (достаточно посмотреть ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). Но формальный момент здесь не самый главный: оба документа существенно различны по своему содержанию. Стандарты эмиссии - это документ, который регулирует вопросы эмиссии в части, не урегулированной законом. Он не устанавливает особенности правового режима бумаг, он устанавливает порядок осуществления эмиссии как особой процедуры возникновения ценных бумаг. Генеральные условия, напротив, представляют собой документ совсем иного рода: это акт, принимаемый исполнительным органом власти, который устанавливает правовой режим конкретной ценной бумаги (вида ценных бумаг), для чего достаточно посмотреть на требования к его содержанию <1>.

--------------------------------

<1> Генеральные условия согласно закону должны включать указание на: 1) вид ценных бумаг; 2) форму выпуска ценных бумаг; 3) срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные); 4) валюту обязательств; 5) особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента; 6) ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

 

Существует на природу генеральных условий и точка зрения, согласно которой они "играют роль оферты, акцепт которой осуществляется при приобретении облигаций во время их первичного размещения" <1>. Данная точка зрения представляется нам не вполне обоснованной. Генеральные условия - это прежде всего нормативный акт, который устанавливает правовой режим конкретной ценной бумаги, договорные же отношения выстраиваются уже в процессе размещения, где в роли оферты и акцепта выступают совершенно конкретные юридические факты.

--------------------------------

<1> Радченко Е.Б. Государственные ценные бумаги России и США (сравнительно-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 14.

 

Условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. То есть никакой специальной государственной регистрации выпуска ценных бумаг здесь не предусмотрено, хотя указанному выпуску и присваивается государственный регистрационный номер <1>.

--------------------------------

<1> В настоящее время государственная регистрация условий эмиссии государственных ценных бумаг РФ происходит на основании Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

 

Для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг установлена несколько иная процедура. В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством РФ на составление и/или исполнение федерального бюджета (Министерстве финансов РФ).

Правила государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия выпуска ценных бумаг, в настоящее время установлены Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2000 г. N 754 "О государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, и об отчетах о проведенной эмиссии", также Приказом Минфина России от 6 апреля 2001 г. N 30н "Об утверждении Стандартов раскрытия информации о ценных бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг, формы заявления о государственной регистрации акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг, и формы представления отчета об итогах эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг".

В соответствии с указанными документами государственная регистрация акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг, включает в себя:

- экспертизу соответствия акта законодательству Российской Федерации;

- принятие решения о государственной регистрации акта;

- присвоение регистрационного номера;

- занесение в реестр.

Представленные документы рассматриваются Минфином России в 30-дневный срок. В случае представления не всех сведений или при наличии замечаний к содержанию и оформлению документов они возвращаются на доработку с указанием в письменной форме недостатков и неточностей. Доработанные документы Министерство финансов РФ обязано рассмотреть в 30-дневный срок с даты их повторного представления.

Минфин России вправе приостановить государственную регистрацию акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в части внешних заимствований. В этом случае Министерство уведомляет в письменной форме эмитента ценных бумаг субъекта Российской Федерации о приостановлении государственной регистрации.

В случае отказа в государственной регистрации акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг, Минфин России обязан сообщить в письменной форме эмитенту ценных бумаг о причине отказа. Эмитент вправе обжаловать это решение в судебном порядке.

При государственной регистрации акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг, Минфином России на оборотной стороне последнего листа каждого экземпляра акта делается отметка с указанием своего наименования, даты регистрации и регистрационного номера. Правила присвоения государственного регистрационного номера государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам определены в настоящее время в Приказе Министерства финансов РФ от 21 января 1999 г. N 2н "О порядке формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг". Такой номер присваивается ценным бумагам самим эмитентом.

В процедуре эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг этап размещения также имеет отличия от эмиссии, осуществляемой по общим правилам. К таким отличиям можно отнести прежде всего используемые способы размещения, а также условия, при которых выпуск ценных бумаг признается несостоявшимся.

Общих норм, которые устанавливают способы размещения государственных ценных бумаг, законодательство не знает. Такие способы уже традиционно устанавливаются применительно к отдельным видам государственных ценных бумаг в условиях эмиссии и обращения.

Анализ действующих в этой области документов показывает, что здесь используются два способа размещения: закрытая подписка и аукцион. Эти способы могут применяться наравне друг с другом (облигации федерального займа с переменным купонным доходом <1>, облигации федерального займа с постоянным купонным доходом <2>, государственные сберегательные облигации <3>), или один из них может применяться как единственный способ размещения ценных бумаг. Так, государственные краткосрочные бескупонные облигации <4> размещаются только путем проведения аукциона, а вот облигации государственных нерыночных займов <5> размещаются только по закрытой подписке. Единственное исключение представляют собой облигации государственного сберегательного займа <6>. Здесь процесс размещения разбит на два этапа: 1) проведение аукциона среди профессиональных участников рынка ценных бумаг, по итогам которого эмитентом - Минфином России определяются уполномоченные профессиональные участники рынка ценных бумаг для реализации облигаций среди инвесторов; 2) заключение договоров купли-продажи с уполномоченными организациями. Таким образом, указанное "заключение договоров купли-продажи с уполномоченными организациями" также может быть признано отдельным способом размещения.

--------------------------------

<1> Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденные Приказом Минфина России от 22 декабря 2000 г. N 112н.

<2> Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденные Приказом Минфина России от 16 августа 2001 г. N 65н.

<3> Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 771 "Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций", Приказ Минфина России от 19 августа 2004 г. N 68н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций".

<4> Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 790 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций", Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденные Приказом Минфина России от 24 ноября 2000 г. N 103н.

<5> Постановление Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 316 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов", Приказ Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 86н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов".

<6> Постановление Правительства РФ от 16 мая 2001 г. N 379 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации", Приказ Минфина России от 15 июня 2001 г. N 45н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации".

 

Детального правового регулирования (порядка применения каждого способа размещения) эти способы не имеют. Лишь в отдельных случаях нормативные акты описывают такой порядок. Так, для государственных сберегательных облигаций при выборе аукциона как способа их размещения установлены виды такого аукциона: аукцион с размещением по различным ценам; аукцион с размещением по единой цене. На аукционе с размещением по различным ценам допускается выставление инвесторами конкурентных заявок с указанием цены покупки облигации и неконкурентных заявок, предусматривающих приобретение облигаций на условиях средневзвешенной цены аукциона. Минимальная цена продажи облигаций (цена отсечения) и средневзвешенная цена определяются эмитентом. Эмитент вправе ограничивать объем неконкурентных заявок. На аукционе с размещением по единой цене допускается выставление конкурентных заявок с указанием цены покупки облигации. Эмитент на аукционе с размещением по единой цене размещает все облигации по цене отсечения. А при описании порядка размещения облигаций государственных нерыночных займов путем закрытой подписки специально указано, что таковая осуществляется "путем заключения договора купли-продажи между эмитентом и организацией, имеющей право приобретать облигации".

Имеют особенности и условия, при которых выпуск ценных бумаг признается несостоявшимся. В частности, для многих ценных бумаг условиями эмиссии и обращения устанавливается доля, при неразмещении которой выпуск признается несостоявшимся. Общих правил здесь нет. Сложившаяся практика состоит в том, что обычно выпуск считается состоявшимся, если на аукционе размещено не менее 20% облигаций от объявленного объема эмиссии данного выпуска (облигации федерального займа с переменным купонным доходом, облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, государственные сберегательные облигации). Однако для некоторых бумаг устанавливаются и особенности. Так, выпуск облигаций государственных нерыночных займов считается состоявшимся, если размещен весь выпуск облигаций. Отдельные правила установлены и для облигаций государственного сберегательного займа: для первого этапа (аукциона) здесь работает общее правило (выпуск считается состоявшимся, если на аукционе размещено не менее 20% облигаций от объявленного объема эмиссии данного выпуска), а вот для второго этапа (заключение договоров купли-продажи с уполномоченными организациями) установлено, что такие уполномоченные организации в течение 60 дней с календарного дня, следующего за датой окончания периода размещения облигаций, обязаны продать не менее 70% приобретенного ими объема облигаций, в том числе не менее 50% за наличный расчет.

По итогам эмиссии государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг в регистрирующий орган подлежит представлению отчет об итогах размещения.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, являющийся эмитентом ценных бумаг, после утверждения отчета об итогах эмиссии ценных бумаг представляет его в Министерство финансов РФ ежегодно не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, по форме, утверждаемой Минфином России.

Как видим, для федеральных государственных ценных бумаг отсутствует этап государственной регистрации. Регистрации подлежат отдельные решения государственного органа - эмитента, но не сам выпуск, и это при том, что выпуску ценных бумаг присваивается государственный регистрационный номер. Однако присваивает его сам же эмитент. Это порождает вопрос о том, с какого момента такие ценные бумаги считаются созданными. Формально получается, что федеральные ценные бумаги возникают после принятия эмитентом в соответствии с генеральными условиями и условиями эмиссии решения об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг (решения о выпуске). Само же присвоение государственного регистрационного номера носит здесь технический характер.

Иная ситуация с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг. Такие бумаги подлежат размещению исключительно после совершения Министерством финансов РФ соответствующих регистрационных действий в отношении выпуска. Соответственно, здесь, как и в случае обычной эмиссии, ценные бумаги считаются возникшими с момента их государственной регистрации.

В этой процедуре также следует отметить неясность с возможностью признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся и недействительным. Формально Закон об особенностях эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг вообще не регулирует этот вопрос, а применение Федерального закона "О рынке ценных бумаг" к таким отношениям весьма проблематично, поскольку процедура эмиссии имеет совершенно иные этапы.

Если рассматривать конкретные нормативные акты, регулирующие эмиссию отдельных видов государственной облигации, то в них можно найти условия, при которых выпуск считается состоявшимся. В тех же Условиях эмиссии государственных сберегательных облигаций формулировка требования звучит следующим образом: "Выпуск считается состоявшимся, если на аукционе размещено не менее двадцати процентов облигаций от объявленного объема эмиссии данного выпуска".

Если это правило читать в обратном порядке, то получается, что в противном случае выпуск считается несостоявшимся. Однако очевидно, что данное правило также не говорит о каузе (основании) возникновения бумаги, оно касается технических аспектов размещения. Понятно, что выпуск ценных бумаг в этом случае признает сам эмитент. По логике он должен вернуть внесенные инвесторами средства и аннулировать бумаги. Здесь также отмечаем особенность государственных ценных бумаг Российской Федерации: эмитент и принимает решение о выпуске, и сам же определяет, состоялся выпуск или нет, в зависимости от заранее определенных условий в решении о выпуске.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг не кажется нам до конца продуманной. Следует разделить функции эмитента и государственного контролера. Кроме того, необходимо более детально урегулировать процедуру эмиссии. Нам кажется, что такая процедура должна строиться по аналогии с обычными ценными бумагами.

 

4.1.2. Иные юридические составы

 

Как было отмечено в начале настоящей главы, помимо эмиссии существует и еще несколько юридических составов, результатом которых будет являться возникновение ценных бумаг. К числу бумаг, которые возникают на основании таких составов, относятся: закладная, государственный жилищный сертификат, коносамент, депозитный (сберегательный) сертификат, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, ипотечный сертификат участия, восстанавливаемые ценные бумаги и т.д.

В отличие от эмиссии ценных бумаг процедуры принятия обязательств по названным бумагам не имеют каких-то единых правил - каждая процедура уникальна в том смысле, что включает в себя свой собственный набор фактов, необходимых для возникновения ценной бумаги. Однако все эти процедуры страдают той же "болезнью", что и процедура эмиссии: в большинстве случаев сложно понять, какой факт является главным (основным) в том смысле, что после его наступления можно говорить, что бумага возникла. Рассмотрим эти составы подробнее.

 

4.1.2.1. Процедура выдачи инвестиционных

паев паевого инвестиционного фонда

 

Возникновение инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда осуществляется в рамках процедуры формирования паевого инвестиционного фонда, поэтому следует эту процедуру рассмотреть подробнее. Она урегулирована Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" и Положением о регистрации правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и изменений и дополнений в них, утвержденным Приказом ФСФР России от 21 декабря 2006 г. N 06-154/пз-н.

Процедура формирования паевого инвестиционного фонда включает в себя следующие этапы:

- утверждение управляющей компанией правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом;

- заключение управляющей компанией договоров: о ведении реестра владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда с лицом, осуществляющим ведение такого реестра; со специализированным депозитарием паевого инвестиционного фонда; с оценщиком паевого инвестиционного фонда на проведение оценки; с аудитором;

- регистрация федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом;

- формирование паевого инвестиционного фонда;

- составление управляющей компанией отчета о завершении (окончании) формирования паевого инвестиционного фонда;

- направление указанного отчета о завершении (окончании) формирования паевого инвестиционного фонда;

- внесение федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании отчета о завершении (окончании) формирования паевого инвестиционного фонда записи в реестр паевых инвестиционных фондов.

Федеральная служба по финансовым рынкам не позднее 30 дней со дня получения всех необходимых документов должна принять решение о регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом либо об отказе в их регистрации. В течение указанного срока регулятор вправе проводить проверку сведений, содержащихся в представленных документах, в том числе требовать предоставления документов, подтверждающих указанные сведения.

Уведомление ФСФР России о принятии решения о регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом либо об отказе в их регистрации направляется управляющей компании в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

Уведомление об отказе в регистрации. Основаниями для отказа в регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом являются:

- несоответствие документов, представленных для регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, Федеральному закону "Об инвестиционных фондах", Типовым правилам доверительного управления паевым инвестиционным фондом, нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

- наличие в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом сведений, не соответствующих действительности или вводящих в заблуждение;

- отсутствие лицензии управляющей компании, специализированного депозитария, лица, осуществляющего ведение реестра, аудитора.

После регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом управляющая компания вправе начинать процедуру формирования паевого инвестиционного фонда - предлагать приобретать паи инвестиционного фонда.

В соответствии со ст. 13.2 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" формирование паевого инвестиционного фонда начинается не позднее шести месяцев с даты регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом. При этом срок формирования паевого инвестиционного фонда не может превышать три месяца, а срок формирования закрытого паевого инвестиционного фонда - шесть месяцев в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Денежные средства, переданные в оплату инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда при его формировании, должны поступать на транзитный счет, открытый для формирования этого паевого инвестиционного фонда, бездокументарные ценные бумаги - на отдельный счет депо, открытый в специализированном депозитарии этого фонда, документарные ценные бумаги передаются на хранение в указанный специализированный депозитарий.

Специализированный депозитарий при поступлении ценных бумаг на транзитный счет депо обязан открыть лицу, передавшему указанные ценные бумаги, субсчет депо для учета его прав на эти ценные бумаги. С момента зачисления ценных бумаг на субсчет депо производится блокирование операций по списанию и (или) обременению ценных бумаг по этому субсчету депо, за исключением совершения операций по списанию ценных бумаг в случаях обращения взыскания на эти ценные бумаги по долгам их владельца, конвертации эмиссионных ценных бумаг, а также в случаях их включения в состав паевого инвестиционного фонда или возврата лицу, передавшему их в оплату инвестиционных паев.

Имущество, переданное в оплату инвестиционных паев, включается в состав паевого инвестиционного фонда при его формировании только при соблюдении всех перечисленных ниже условий:

1) если приняты заявки на приобретение инвестиционных паев и документы, необходимые для открытия лицевых счетов в реестре владельцев инвестиционных паев;

2) если имущество, переданное в оплату инвестиционных паев согласно указанным заявкам, поступило управляющей компании, а если таким имуществом являются неденежные средства, также получено согласие специализированного депозитария на включение такого имущества в состав паевого инвестиционного фонда;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.