Д) Особенности процедуры эмиссии ценных бумаг при применении процедур несостоятельности, а также мер по предупреждению банкротства.
Особенности процедуры эмиссии при применении к юридическому лицу процедур несостоятельности (банкротства) связаны с действием Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Эти особенности в большинстве своем связаны с возникновением в такой процедуре дополнительных решений относительно эмиссии, принимаемых органами кредиторов и арбитражными управляющими <1>. В соответствии со ст. 27 этого Закона при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
--------------------------------
<1> Об этих проблемах также см.: Зинченко С., Лапач В. Об эмиссии акций в период внешнего управления несостоятельным должником // Хозяйство и право. 2001. N 7. С. 44 - 50.
Особенности процедуры эмиссии свойственны не для всех процедур банкротства. К примеру, никаких особых требований нет в процедуре наблюдения.
Однако особенности начинают возникать на стадии финансового оздоровления. Так, ст. 82 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что юридическое лицо не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые "влекут за собой выдачу займов (кредитов)". Это означает автоматический запрет на какие-либо эмиссии облигаций и жилищных сертификатов без согласия кредиторов.
Отдельные особенности имеются и на стадии внешнего управления. Так, ст. 109 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что планом внешнего управления, который утверждается кредиторами в качестве меры по восстановлению платежеспособности должника, может быть в том числе предусмотрено увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц. Детали применения такой меры регулируются ст. 114 Закона. Здесь установлено, что в целях восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций. Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных акций может быть включено в план внешнего управления исключительно по ходатайству органа управления должника. В случае получения ходатайства органа управления должника о включении в план внешнего управления увеличения уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций должника внешний управляющий обязан провести собрание кредиторов для рассмотрения ходатайства органа управления должника о включении в план внешнего управления решения о проведении эмиссии дополнительных обыкновенных акций должника. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника может проводиться только по закрытой подписке. Срок размещения дополнительных обыкновенных акций должника не может превышать три месяца. Государственная регистрация отчета об итогах размещения дополнительных обыкновенных акций должника должна быть осуществлена не позднее чем за месяц до даты окончания внешнего управления. Акционеры должника имеют преимущественное право на приобретение размещаемых дополнительных обыкновенных акций должника в порядке, предусмотренном федеральным законом. Срок, предоставляемый акционерам должника для осуществления преимущественного права на приобретение дополнительных обыкновенных акций должника, не может быть более чем сорок пять дней с даты начала размещения указанных акций. Проспектом ценных бумаг (решением о выпуске) дополнительных обыкновенных акций должника должна предусматриваться оплата дополнительных обыкновенных акций только денежными средствами. В случае признания выпуска дополнительных обыкновенных акций должника несостоявшимся или недействительным средства, полученные должником от лиц, которые приобрели дополнительные обыкновенные акции должника, возвращаются таким лицам вне очередности удовлетворения требований кредиторов, установленной законодательством о банкротстве.
Действие указанных правил подтверждено и корреспондирующими положениями Стандартов эмиссии. В частности, для государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных акций, размещаемых путем закрытой подписки на стадии внешнего управления акционерного общества - должника в целях восстановления его платежеспособности, в регистрирующий орган должны быть обязательно представлены:
- копия плана внешнего управления, предусматривающего дополнительный выпуск обыкновенных акций;
- копия протокола собрания кредиторов акционерного общества - должника, на котором было принято решение об утверждении плана внешнего управления, предусматривающего дополнительный выпуск обыкновенных акций должника;
- копия решения арбитражного суда о введении внешнего управления акционерного общества - должника.
Непредставление указанных документов будет означать невозможность государственной регистрации выпуска.
Отметим, что процедуры банкротства не оказывают влияния на момент возникновения акций как объектов гражданского права, они лишь усложняют процедуру отдельными требованиями.
Существуют особенности эмиссии и в случаях применения государством или уполномоченными им лицами мер по предупреждению банкротства.
В настоящее время такого рода особенности установлены Федеральным законом "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" и принятым в его исполнение Положением Банка России от 29 октября 2008 г. N 325-П "Об особенностях выпуска (дополнительного выпуска) и регистрации акций банка при осуществлении Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" мер по предупреждению банкротства банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Эти особенности обусловлены сложностями на финансовых рынках и, соответственно, необходимостью ускоренных мер по их преодолению в отношении соответствующих кредитных организаций. Особенности действуют и на стадии принятия решений, и на стадии государственной регистрации, и на стадии размещения.
Так, к примеру, участниками размещения дополнительного выпуска акций не могут являться акционеры банка, владевшие более чем 1% его акций в течение трех месяцев, предшествующих дате направления Банком России предложения в Агентство по страхованию вкладов, и до даты принятия решения о размещении дополнительного выпуска акций. На приобретение Агентством либо иным инвестором акций банка в соответствии с мерами по предупреждению банкротства банка не распространяются положения федеральных законов, регламентирующие порядок: получения предварительного согласия Банка России на приобретение акций банка; получения согласия на осуществление сделки с акциями банка федерального антимонопольного органа (направления уведомления федеральному антимонопольному органу); приобретения 30% и более обыкновенных акций банка; соблюдения минимального размера уставного капитала банка, установленного федеральным законом и нормативными актами Банка России на дату государственной регистрации банка; соблюдения порядка раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности банка; привлечения государственного финансового контрольного органа для определения цены размещения акций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|