|
Более исчерпывающего перечня возражений, чем приведенного выше для векселя, ни для одной ценной бумаги мы не находим. 66 глава
Орган, принимающий решение о размещении, обнаружить сложно. Как видим, Стандарты эмиссии предполагают, что такое решение принимается при эмиссии только трех бумаг: акций, облигаций и опционов. Значит, искать компетентное лицо надо в тех актах, где описывается право того или иного юридического лица обязываться по ценным бумагам. Проще всего это сделать для акционерных обществ, поскольку Федеральный закон "Об акционерных обществах" всегда указывает на то, какой орган и в каких случаях принимает решение о принятии обязательств по ценной бумаге. Таких органов для принятия решения в отношении эмиссионных ценных бумаг только два: общее собрание акционеров и совет директоров (здесь нет смысла приводить все его положения).
Сложнее с другими организациями, которые принимают решение по эмиссии облигаций. В предыдущем разделе отмечалось, что помимо акционерного общества эмитентами облигаций могут быть общества с ограниченной ответственностью (ст. 31 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"), государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), сельскохозяйственные производственные кооперативы (ст. 34 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации"), государственные корпорации (ст. 3 Федерального закона "О Банке развития", ст. 16 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации").
Каждый из этих Законов содержит свои специфические правила. Так, согласно ст. 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" такое предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником. Более подробных предписаний Закон не содержит, а анализ его ст. 21 показывает, что субъектом принятия решения может быть и его руководитель, и иные "совещательные" органы в случае их создания. В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О Банке развития" решение о выпуске облигаций принимает наблюдательный совет такой организации. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" совет директоров такого агентства принимает решения о выпуске облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, а вот субъект принятия решения о размещении не определен вовсе, видимо, в данном случае он просто должен совпадать, потому как иного органа, который бы мог такое решение принять, просто нет. В соответствии со ст. 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" решение о размещении облигаций в этой организации принимается общим собранием участников.
Требования к содержанию решения о размещении также весьма разнообразны. В п. 2.2 Стандартов эмиссии указывается, что его содержание должно соответствовать требованиям федеральных законов и самих Стандартов эмиссии. Также указано, что если в уставе акционерного общества определены порядок и условия размещения объявленных акций определенной категории (типа), то порядок и условия размещения дополнительных акций этой категории (типа), определяемые решением об их размещении, должны соответствовать указанным положениям устава такого акционерного общества. Других общих правил Стандарты эмиссии не содержат и относят вопросы содержания решения о размещении на конкретные разделы. Авторы Инструкции Банка России пошли по другому пути. Здесь указано более подробное описание общих требований к содержанию решения о размещении. Стандарты эмиссии предлагают требования к решению о размещении применительно к отдельным случаям, каковых достаточно много (п. п. 4.1.2, 5.1.1 - 5.1.3, 5.1.5, 6.1.1, 6.1.4, 6.1.5 и иные пункты Стандартов эмиссии). Фактически согласно Стандартам эмиссии решение о размещении должно содержать все основные параметры предлагаемых к размещению ценных бумаг, а также детали самого размещения. К примеру, решением о размещении ценных бумаг путем подписки может быть установлена доля ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска), при неразмещении которой выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг считается несостоявшимся. Такая доля не может быть меньше чем 75% от общего количества размещаемых ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска). Если решением о размещении ценных бумаг путем подписки устанавливается доля ценных бумаг, при неразмещении которой их выпуск (дополнительный выпуск) считается несостоявшимся, в решении о выпуске (дополнительном выпуске) таких ценных бумаг должен быть предусмотрен порядок возврата средств, полученных эмитентом в оплату за размещенные ценные бумаги, в случае неразмещения установленной доли ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) и признания выпуска (дополнительного выпуска) несостоявшимся. В случае если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, указанная информация должна быть также включена в проспект ценных бумаг.
С нашей точки зрения, содержание решения о размещении недостаточно детально урегулировано законом. Если закон признает принятие данного решения в качестве первого этапа эмиссии, то регулирование общих требований к нему должно носить более предметный характер. В настоящее время требования к такому решению установлены исключительно ведомственными нормативными актами. Кроме того, эти требования установлены относительно отдельных видов ценных бумаг. С нашей точки зрения, было бы целесообразно установить общие требования к решению о размещении любых эмиссионных ценных бумаг в самом Федеральном законе "О рынке ценных бумаг".
Каково значение принятия решения о размещении для ответа на вопрос о моменте возникновения ценной бумаги? Выше мы уже говорили, что его принятия недостаточно для того, чтобы говорить о возникновении ценной бумаги: это всего лишь первый этап в создании ценной бумаги. Такое решение не является сделкой (ни самого эмитента, ни, как утверждают некоторые авторы, лиц, составляющих орган управления, его принявший), оно, как юридический факт, представляет собой управленческое решение.
Юридическое значение решения о размещении ограничивается тем, что такое решение является основанием для перехода к следующему этапу - утверждению решения о выпуске. Это, собственно, и предусмотрено действующими правилами (п. 2.3.1 действующих Стандартов эмиссии <1>): решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении. И только два указанных решения в совокупности дают основание эмитенту вступить в правоотношение с государственными регистрирующими органами по государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
--------------------------------
<1> Отметим, что подобного рода формула содержалась во всех предыдущих Стандартах эмиссии, принимавшихся регулятором (ФКЦБ и ФСФСР России).
Утверждение решения о выпуске ценных бумаг. Этап утверждения решения о выпуске гораздо более предметно урегулирован законом. Связано это с тем, что закон определяет значение, содержание такого решения, а также порядок его принятия.
Стандартами эмиссии (п. 2.3.3) установлено правило о том, что решение о выпуске должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении. Обратим внимание, что установление принципиально важного параметра эмиссии - срока, который разделяет разные этапы, - сделано исключительно на уровне ведомственного акта. Нам такое решение представляется неоптимальным, такого рода сроки должны устанавливаться непосредственно законом. Вызывает вопрос и сам шестимесячный срок. Можно предположить, что он был установлен, исходя из шестимесячного срока, установленного законодательством об акционерных обществах, для оспаривания акционерами решений общего собрания акционеров, однако такая логика могла работать только в период действия первой редакции Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг". В настоящее время существование такого рода пресекательного срока вызывает много вопросов (отметим, что срок для оспаривания решений совета директоров иной). Смысловая нагрузка такого рода сроков нам также не очень понятна: если решение о размещении по каким-либо параметрам становится неактуальным, устаревает, то это проблема не государства в лице регулятора, а самого эмитента.
Значение решения о выпуске ценных бумаг указывается в ст. 18 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". В соответствии с ее положениями при документарной форме эмиссионных ценных бумаг такое решение вместе с сертификатом (с приоритетом сертификата) является документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой. При бездокументарной форме эмиссионных ценных бумаг исключительно это решение о выпуске ценных бумаг признается документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой. Здесь нет смысла останавливаться на разборе этих правил, поскольку это будет только повторением того, что было указано в предыдущем разделе: в реальности документом с таким содержанием решение о выпуске ценных бумаг не является, и именно поэтому оно вполне может быть заменено единым решением о размещении.
Содержание решения о выпуске установлено ст. 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Стандартами эмиссии. Помимо общих требований Стандартами эмиссии к решениям о выпуске различных ценных бумаг предъявляется большое число специальных требований, перечислять которые мы здесь не видим большого смысла, поскольку еще раз отметим, что в своей основе все эти требования представляют собой текст решения о размещении ценных бумаг с некоторыми дополнениями специального характера.
Для решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг законом устанавливаются более прозрачные требования о субъектах, которые его принимают. Прозрачность здесь во многом определяется наличием общей нормы, которая создает определенное правило. В частности, ст. 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" отмечено, что в хозяйственных обществах такое решение утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Для других лиц (юридических лиц иных организационно-правовых форм) установлено правило, что оно утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами. Такое "иное", как мы уже видели, установлено для некоторых государственных корпораций.
Законом установлено интересное правило о том, что эмитент не вправе изменить решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг в части объема прав по эмиссионной ценной бумаге, установленных этим решением, после государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Следует отметить, что аналогичного правила не предусмотрено для решений о размещении. С одной стороны, этот момент можно признать и техническим, с другой - следует подумать о том, что таковое правило должно содержаться и там.
Интересно также отметить, что Закон предусматривает возможность изменения прав по ценной бумаге до момента государственной регистрации. Этот момент является очень важным, если отвлечься от исключительно технических вопросов и посмотреть на этот пункт под углом зрения рассматриваемой проблемы (когда ценная бумага становится объектом гражданского права). По сути это правило в пользу того, что именно государственная регистрация выпуска есть не что иное, как ключевой факт в процедуре эмиссии, с наступлением которого можно всерьез говорить о ценной бумаге как объекте права. Ведь если после регистрации изменить права по бумаге нельзя, то получается, что логика закона такова: эмиссия прошла "точку возврата".
На это можно возразить, что эмиссию можно еще признать как несостоявшейся (до момента регистрации отчета), так и недействительной (после регистрации отчета), но это не колеблет нашего утверждения, поскольку даже закон признает (о чем мы будем говорить далее), что до регистрации отчета в процессе размещения возникает право собственности на ценные бумаги (ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
Говоря о значении решения о выпуске ценных бумаг с точки зрения определения момента возникновения ценных бумаг как объектов гражданских прав, следует отметить, что факт его утверждения не является моментом, с которым закон связывает возникновение ценных бумаг. Как и принятие решения о размещении, утверждение решения о выпуске ценных бумаг создает возможность для эмитента вступить в правоотношения с государственным регистрирующим органом по "легализации" ценных бумаг.
Государственная регистрация выпуска. Прохождение этапа утверждения решения о выпуске позволяет перейти эмитенту к следующему этапу - государственной регистрации выпуска. Как уже было отмечено выше, условием перехода к этому этапу являются действия эмитента по уплате соответствующих сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг должны быть представлены не позднее трех месяцев с даты утверждения решения об их выпуске. Здесь мы опять имеем дело со сроком, установленным ведомственными нормативными актами. Разумно объяснить, почему регулятор установил именно трехмесячный срок, представляется вряд ли возможным. Здесь наша позиция аналогична высказанной относительно шестимесячного срока, разделяющего принятие решения о размещении и утверждение решения о выпуске: само установление такого рода срока представляет собой недоразумение. Если этим сроком решается проблема устаревания документов, которые должны быть поданы на этом этапе, то это проблема не регулятора, а эмитента.
Какие отношения возникают на этом этапе? Они сильно отличаются от этапов предыдущих. Ведь на них эмитент принимал решение сам (решения являлись итогом его внутренних, корпоративных отношений), здесь же эмитент вступает в полноценные отношения с другим субъектом - государством в лице уполномоченных регистрирующих органов. У двух сторон этого отношения, которое регулируется нормами административного права, существуют собственные права и обязанности. Они, в свою очередь, проистекают из тех интересов, которые преследуют обе стороны.
Интересы обеих сторон различны, но не антагонистичны, поскольку при соответствии действий, решений и документов эмитента действующему законодательству государство обязано зарегистрировать выпуск ценных бумаг, а незаконный отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
Интерес эмитента состоит в создании ценных бумаг как объектов гражданских прав, получении согласия государства на их допуск в гражданский оборот.
Государство в лице уполномоченных государственных органов осуществляет предварительный контроль в части допуска на рынок ценных бумаг объектов - ценных бумаг. Интересы государства понятны: обеспечить соответствие допускаемых к обращению на рынке ценных бумаг объектов требованиям действующего законодательства о рынке ценных бумаг. Важность этого состоит в том, что если на рынок попадут объекты, которые не будут соответствовать обязательным требованиям, то заинтересованные лица, и прежде всего инвесторы на рынке ценных бумаг, столкнутся с невозможностью удовлетворения своих интересов. Более того, "дефектные" объекты, допущенные к обращению на рынок ценных бумаг, приведут не к удовлетворению интересов инвесторов, а к обратным последствиям - нарушению прав инвесторов.
Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. Однако в силу специфики государственной регистрации как способа государственного регулирования одного заявления мало.
Регистрирующий орган обязан рассмотреть соответствие условий выпуска требованиям законодательства. Поэтому к заявлению должны прилагаться многочисленные документы. В частности, к заявлению о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг должны прилагаться решение о выпуске ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг. Дополнительные требования к составу и содержанию документов утверждаются самим регистрирующим органом. В соответствии с законом нормативными актами такого органа должен утверждаться исчерпывающий их перечень.
В соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации. При этом регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска. В этом случае течение общего 30-дневного срока может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней. В рамках проведения проверки регистрирующий орган вправе запросить документы, необходимые для проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска. Он вправе требовать от эмитента внесения в решение о выпуске ценных бумаг, а также в иные документы, представленные для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, изменений и/или дополнений для приведения указанных документов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных порядком эмиссии, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента (устранимые нарушения), регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения нарушений, с указанием допущенных нарушений и срока для их устранения. Для исправления допущенных нарушений регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных бумаг.
Регистрирующий орган по итогам рассмотрения представленных документов вправе принять два решения: зарегистрировать выпуск или отказать в его регистрации.
В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение трех дней с даты принятия соответствующего решения направить эмитенту соответствующее уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, содержащее основания для отказа.
Основания для отказа в государственной регистрации выпуска установлены ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Такими основаниями Закон в части общих правил эмиссии признает:
- нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг;
- внесение в решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации сколь широкий, столь и невнятный.
С одной стороны, он объединяет очень технические основания (непредставление документов и т.п.), с другой - общие требования, сформулированные крайне небрежно. Обратим внимание на то, что стилистические конструкции, в нем использованные, позволяют "поворачивать" регистрирующему органу любой выпуск ценных бумаг.
К примеру, одним из оснований является нарушение "требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах". Однако дальше, при перечислении того, что под этим понимается, указывается, что нарушением являются "противоречие условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствие условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах". Более чем странная логика, ведь в общем правиле говорится о весьма конкретном законодательном массиве - "законодательстве о ценных бумагах", а при его конкретизации говорится о законодательстве Российской Федерации вообще. Но законодательство вообще - это огромный массив, это все законодательные акты. Более того, как было отмечено в первой части настоящей работы, в одних случаях под законодательством (ГК) понимаются только законы, а в других (Налоговый кодекс) еще и все иные правовые акты, в том числе ведомственные.
А как понимать термины "условия эмиссии и обращения" и "условия выпуска"? Есть ли в законе конкретное прямое определение и того, и другого и чем они отличаются? К сожалению, нет. Есть ст. 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которая именуется "Условия размещения выпущенных эмиссионных ценных бумаг", однако ее содержание весьма общо и содержит только самые общие положения о правилах размещения. В целом приведенный перечень представляется плохо продуманным.
В случае принятия решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение трех дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту соответствующее уведомление и документы с отметками о государственной регистрации. Окончание этапа государственной регистрации выпуска (при его положительном для эмитента прохождении) имеет два итога (результата): технический - присвоение государственного регистрационного номера и основной - рождение ценной бумаги.
Государственный регистрационный номер является индивидуальным и присваивается выпуску ценных бумаг один раз. Именно поэтому закон в настоящее время использует два понятия - "выпуск" и "дополнительный выпуск". До 2002 г. подобного разграничения не было и каждый новый выпуск ценных бумаг, даже если это были с точки зрения закона и учредительных документов эмитента одинаковые по содержанию бумаги, получал свой собственный индивидуальный государственный регистрационный номер. Таким образом, получалось, что эмитенту, к примеру акционерному обществу, в уставе приходилось поименовывать каждый выпуск отдельно, с указанием его отдельного государственного регистрационного номера. Это создавало проблемы в регистрационном учете и увеличивало транзакционные издержки эмитента, владельцев ценных бумаг и субъектов учетной системы. В целом это было излишне, поскольку получалось, что каждые ценные бумаги каждого выпуска обыкновенных акций получались как свой самостоятельный объект гражданских прав. В настоящее время такая ситуация устранена, и при государственной регистрации каждого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из индивидуального государственного регистрационного номера, присвоенного выпуску эмиссионных ценных бумаг, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг. Последний по истечении трех месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг аннулируется. Порядок присвоения государственных регистрационных номеров выпусков эмиссионных ценных бумаг и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Номер государственной регистрации выпуска является индивидуализирующим для ценных бумаг определенного выпуска. Правда, надо отметить, что такая индивидуализация не равнозначна индивидуализации вещи до степени ее индивидуальной определенности. Эмиссионные ценные бумаги в силу массовости, большого количества однородных ценных бумаг в одном выпуске смело могут нами квалифицироваться как вещи, определенные родовыми признаками. Это, кстати, весьма существенная проблема с точки зрения охранительных правоотношений. Выше уже отмечалось, что если это и не препятствует, с точки зрения законодателя, предъявлению виндикационного иска, то уж точно препятствует индивидуализации виндицируемых бумаг, особенно в случае, если "украденные" акции несколько раз перепродаются через организатора торговли, у которого по итогам торгов осуществляется централизованный клиринг.
Однако помимо технической стороны прохождения этапа государственной регистрации есть и ее основной итог - создание ценной бумаги как объекта прав, которую эмитент имеет право размещать.
Такая позиция в той или иной форме высказывается в литературе <1>. К примеру, Д.И. Мельников указывает: "Объект гражданских прав возникает с того момента, когда он потенциально способен быть объектом оборота... акции и иные эмиссионные ценные бумаги возникают как объект гражданских прав на этапе государственной регистрации выпуска ценных бумаг..." <2>. Позицию, согласно которой моментом возникновения ценных бумаг как объектов гражданских прав следует считать государственную регистрацию, обосновывал Д.В. Мурзин <3>. В.А. Барулин, исследуя бездокументарные ценные бумаги, полагает, что юридический факт, лежащий в основе ее возникновения, состоит из принятия решения о выпуске ценных бумаг и регистрации такого решения в ФКЦБ России <4>.
--------------------------------
<1> См.: Ломакин Д.В. Указ. соч. С. 178 - 179; Рогов А.С. Указ. соч. С. 8; Барулин В.А. Указ. соч. С. 16, 17; Мельников Д.И. Указ. соч. С. 9; Мурзин Д.В. Ценные бумаги - бестелесные вещи: правовые проблемы современной теории ценных бумаг. М.: Статут, 1998. С. 148; Сагайдачная К.Н. Правовое регулирование выпуска акций акционерными обществами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 19; Липей К.О. Правовое регулирование размещения акций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 19.
<2> Мельников Д.И. Указ. соч. С. 9.
<3> Мурзин Д.В. Указ. соч. С. 148.
<4> Барулин В.А. Указ. соч. С. 16 - 17.
Есть и примеры из судебной практики, которые основаны на похожей точке зрения. Так, гипотезу о возникновении ценных бумаг в процессе эмиссии после государственной регистрации выпуска косвенно подтверждает один интересный судебный акт - решение Верховного Суда РФ от 10 июля 2000 г. N ГКПИ 00-520. В нем (анализируя законность некоторых пунктов Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31 декабря 1997 г. N 45) суд в числе прочего отметил: "...аннулирование государственной регистрации выпуска ценных бумаг прекращает существование ценных бумаг данного выпуска как объектов гражданского оборота...". По мнению суда, получается, что именно момент аннулирования государственной регистрации - это момент прекращения существования акций; если рассуждать в обратном направлении, получается, что и сами акции как объекты гражданских прав возникают с момента их государственной регистрации (конечно, как мы посмотрим далее, это мнение не может быть распространено на все случаи эмиссии ценных бумаг в сегодняшнем российском законодательстве).
Однако такая позиция не является позицией законодателя. Напротив, согласно логике действующего законодательства о рынке ценных бумаг (ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг") эмиссионная ценная бумага возникает как объект гражданских прав (да и как документ, предоставляющий права) в момент ее размещения. То есть, как сказано в законе, в момент отчуждения ценной бумаги ее первому приобретателю. Этой позиции российское законодательство нового времени придерживается традиционно: похожее определение содержало действовавшее до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78 (п. 32) <1>. По логике закона получается, что момент возникновения ценной бумаги как объекта гражданских прав совпадает с моментом возникновения первичного права собственности на них.
--------------------------------
<1> Оно звучало следующим образом: "Выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия) - продажа ценных бумаг их первым владельцам (инвесторам) - гражданам и юридическим лицам".
Такая позиция имеет своих сторонников, более того, она небезынтересна по той аргументации, которая приводится в ее обоснование. Однако согласиться с ней мы не можем.
Зададимся вопросом: можно ли, не имея права собственности на какой-либо объект, к примеру объект недвижимости (квартиру, дом, земельный участок), продать его или произвести отчуждение иным способом? Всякий ответит на этот вопрос отрицательно и будет прав: как известно (еще по римскому праву), передать, продать вещь, произвести ее отчуждение иным способом можно только тогда, когда сам имеешь на нее права. Тогда почему законодатель считает, что эмитент, "отчуждая" эмиссионную ценную бумагу, отчуждает ее первому владельцу? По логике Федерального закона "О рынке ценных бумаг" получается, что он продает то, на что права не имеет! Нонсенс, и только. Как подчеркивает этот момент Д.В. Ломакин, "если в момент государственной регистрации выпуска акций самих акций еще не возникает, то непонятно, что же тогда подлежит размещению? Воздух, который в момент приобретения трансформируется в ценную бумагу?" <1>.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|