Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные стадии эволюции человека

Время Стадия Представители Признаки, Масса Распростра
появления антропогенеза среди характерные для мозга, в нение по
признака   ископаемых людей граммах планете
(годы до   форм      
н.э.)          
>10 млн. Ответвление Австралопитеки Прямохождение Индия,
назад ветви гоминид       Африка
4,5-1,75 Прегоминидная Австралопитеки Использование Африка,
млн. лет     различных   Азия
назад     предметов    
2 млн. лет Гоминидная Человек- Изготовление   Африка
назад   умелый орудия (грубые    
    (предзинджант рон, зинджан трон) Homo habilis примитивные орудия из гальки - олдувайская культура).  
Ранние Древние люди Человек Поддержание огня,   Африка,
формы- 2,6 (Архантропы) прямоходящий примитивная речь   Западная и
млн. лет;   (питекантроп, (отдельные   Центральн
расцвет-600-   синкантроп, выкрики), простые   ая Европа,
400тыс. лет   гейдельбергс- формы 850- Восточная
назад   кий человек) коллективной Азия,
    Homo erectus деятельности (охота), лучшая обработка орудия сельская культура.   Индонезия.
Ранние Древние люди Неандерталец Добывание огня,   Европа,
формы-1,5 (палеонтропы) Homo простые формы   Африка,
млн. лет;   primigenius коллективной До 1500 Азия.
Расцвет-     деятельности,    
250- 40 тыс.     продвинутая речь    
лет назад     типа лепета    
Около 40 Современные Кроманьонец Настоящая речь, Около Европа,
тыс. лет люди Homo sapiens мышление, Азия,
  (неантропы) ископаемые развитие хозяйства   Африка, Австралия, Америка.
Менее 10 Современные Homo sapiens Развитие сельского 1200- Всесветное
тыс. лет. люди sapiens и промышленного хозяйства; техника; наука; искусство.  

Схема происхождения и эволюции человека



Млн. лет назад

Древние насекомоядные млекопитающие

 

 


60 Прозимианы Человекообразные Все остальные обезьяны

(полуобезьяны; обезьяны

лемуры и лори) (парапитеки)

 

 


17- 18 Проплиопитеки Палеосимия Дриопитеки

 

 

 


«дарвинов»

15- 16 Гиббоны Орангутан дриопитек Горилла Шимпанзе

 

 


10- 12 Австралопитек

 


4,5 - 1,75 Австралопитек афарский

 


2,5 Австралопитек

Африканский

2,0Человек умелый наидревнейший

Homo habilis

(презинджантроп, зинджантроп)

1,5 Австралопитек

массивный

 

1,3 Древнейшие люди (архантропы)

Homo erectus (питекантроп, синантроп гейдельбергский человек),

 

250-40 тыс.лет Древние люди (палеонтропы)

Homo primigenius (неандерталец)

 


40 тыс. лет Современные люди (неантропы) Современные люди (неантропы)

Homo sapiens neandertalensis Homo sapiens ископаемый

Вымершая группа (кроманьонец)

28 тыс. лет назад

 

менее 10 тыс Человек разумный разумный лет назад Homo sapiens sapiens

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

Кафедра___Биологии, ботаники и экологии___

 

УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________2013_г.   Заведующий кафедрой _____________ ______В.С. Каредина ________  

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

 

 

Модуль ___ Основные понятия и проблемы биосферы и экологии ______________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)__Биология____________________________________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)

 

для специальности_____060101-Лечебное дело _________________________________

(шифр-наименование специальности)

 

 

курс _____I_______ семестр ______2____

 

Составители: Солодкова О.А., к.м.н., доцент Зенкина В.Г., к.м.н., доцент   Рецензент: Божко Г.Г., к.б.н., доцент

 

Владивосток - 2013

Тема занятия.

Основы экологии

Мотивация изучения темы.

Организмы находятся в состоянии постоянного обмена с окружающей средой. Вне среды организмы не существуют. Деятельность человека по преобразованию природы влекла и влечет за собой изменение ареалов многих болезней, связанных с природными факторами. Нежелательные последствия неконтролируемой человеческой деятельности привели к нарушению биологического равновесия в некоторых сообществах и даже к их истощению и гибели, а также создали предпосылки возникновения экологического кризиса. Знания основ экологии необходимы для разумного регулирования отношений человека и природы. Знания по данному разделу биологии необходимы врачам любой специальности.

Цели занятия.

3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–2, ПК-5, ПК-12, ПК-32.

3.2.Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - закономерности популяционной экологии, процессы развития и функционирования экосистем и биосферы в целом для планирования стратегии существования человека в биосфере, а также для организации профилактических мероприятий и медицинской помощи населению

«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет, работать с увеличительной техникой. «Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: базовыми технологиями преобразования информации, навыками микроскопированиями и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий.

4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Экологические факторы и среды организма (курс школьной биологии).

2.Биоценозы. Экосистемы (курс школьной биологии).

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Экология как наука, ее место среди других наук, разделы экологии.

2. Экологические факторы и среды жизни.

3. Биотические отношения.

4. Разнообразие и классификация популяций.

5. Структура и характеристика биоценозов.

6. Понятие о биосфере. Современные концепции биосферы.

7. Ноосфера.

8. Пути воздействия человечества на природу. Экологический кризис.

9. Международная биологическая программа.

10. Медицинская экология. Экологически зависимые болезни человека. Лекарственные растения.

11. Медицинские аспекты экологии человека Здоровье человека как интегрированный показатель его адаптированности к природной и социальной среде.

Задания для СРС во внеучебное время

1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Концепции биосферы. Абиотические факторы среды. Фотопериодизм. Биотические факторы среды. Влияние внешней среды на развитие организма. Мутагенные факторы. Тератогенные факторы. Антимутагены. Критические периоды развития. Нарушения эмбриогенеза. Пороки развития сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мочеполовой систем. Наследственные болезни, основные принципы их печения и предупреждения. Филогенез провизорных органов. Провизорные органы человека. Рост и конституция человека. Взаимодействие социального и биологического в периоды детства, молодости и зрелости. Биологические аспекты старения. Продолжительность жизни. Проблемы долголетия гериатрии. Регенерация органов и тканей. Способы репаративной регенерации. Трансплантация. Проблемы трансплантации. Биологические ритмы. Гомеостаз. Закономерности гомеостаза. Валеология

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

1. Фактор, уровень которого приближается к преде­лам выносливости организма, называют: а) фатальным, б) оптимальным; в) лимитирующим.

2. Плотность грунта влияет на распределение назем­ных животных, которые используют почву: а) в качестве убежища от хищников; б) для испарения излишков влаги; в) для внутрипопуляционных контактов;

3.Самыми опасными с точки зрения влияния на эко­логическую обстановку производствами являются: а) столярные цеха, кирпичные заводы; б) производства фарфора и керамики; в) химические и целлюлозно-бумажные комбинаты;

4. Правило Д. Аллена говорит о закономерности, со­гласно которой: а) размеры животных севера крупнее их сородичей на юге; б) окраска животных к югу становится ярче; в) размеры выступающих частей тела теплокров­ных животных увеличиваются к югу.

5. Наибольшая доля загрязнений, особенно в горо­дах, приходится на: а) хлебозаводы; б) транспорт; в) производство карандашей.

6. Последовательные изменения видового состава экосистемы называют: а) демутацией; б) сукцессией; в) метаморфозом;

7. Непрерывно меняющееся состояние атмосферы у земной поверхности называют: а) средой; б) погодой; в) фактором.

8. Растения, которые уходят под снег, не сбрасывая листьев, имеют возможность: а) вегетировать под снежным покровом; б) переносить зиму в более комфортных условиях;

в) вегетировать сразу после снеготаяния.

9. Самую ярко выраженную форму симбиоза, при ко­торой присутствие каждого из двух видов стано­вится для другого обязательным, называют: а) аменсализмом; б) промкооперацией; в) мутуализмом.

10. В. И. Вернадский назвал почву биокосным веще­ством, потому что она состоит из: а) разлагающихся остатков органики и подземных частей растений; б) частиц грунта и разложившейся органики; в) компонентов, созданных живыми организмами вместе с неживой (косной) природой (водой, атмо­сферой и т. д.).

11. Одним из основоположников экологии как науки о взаимоотношениях живых организмов и среды обитания считают: а) К. Линнея (XVIII в.); б) Э. Геккеля (XIX в.); в) Г. Ф. Гаузе (XX в.).

12. Вторичную биологическую продукцию в экосисте­мах создают: а) консументы и редуценты; б) хемотрофы; в) автотрофы.

13. При избытке гравитационной влаги условия в почве сходны с условиями жизни в: а) пустыне; б) водоеме; в) степи.

17. В крупных промышленных городах из-за загряз­нения среды наиболее быстро нарастает рост забо­леваний: а) желудочно-кишечного тракта; б) органов дыхания; в) кожи и среднего уха; г) суставов и костей.

18. Примеры взаимоотношений в природе, выгодные одному организму и безразличные другому: а) акула и рыба-прилипала; б) рак-отшельник и актиния; в) ель и береза; г) заяц и волк.

19. К экологическим выгодам пойкилотермии в усло­виях жаркого климата относят: а) водонепроницаемость покровов тела; б) способность сохранять влагу в организме; в) функционирование в узком диапазоне темпера­тур; г) размножение и развитие, приуроченные к тепло­му периоду.

20. Одной из особенностей Мирового океана как эко­системы является постоянная циркуляция, обус­ловленная: а) перемещением гидробионтов; б) сильными, постоянно дующими ветрами; в) разницей температур слоев воды; г) испарением с поверхности.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.