Строение бластоцисты человека.
Дифференциация зародышевых листков млекопитающих.
амниотическая
эктодерма зародышевая
внезародышевая
эпибласт мезодерма
зародышевая
эмбриобласт энтодерма зародышевая
(вторичная)
Бластоциста гипобласт энтодерма внезародышевая
трофобласт цитотрофобласт
синцитиотрофобласт
III. 3. Пострепродуктивный (период старости)
Тема занятия.
Филогенез кровеносной, мочеполовой, нервной,
пищеварительной и дыхательной систем.
Пороки развития.
Мотивация изучения темы.
Сравнительное изучение систем органов помогает раскрыть конкретные пути эволюции органического мира и объяснить особенности строения человеческого тела. Это позволяет понять происхождение ряда аномалий развития, уродств, и, следовательно, представляет большой интерес для будущего врача.
Знания по данному разделу биологии необходимы врачам любой специальности.
Цели занятия.
3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–2, ПК-5, ПК-12, ПК-32.
3.2.Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - общие закономерности происхождения и развития жизни, закономерности эволюции кровеносной, нервной, дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем у беспозвоночных и позвоночных животных, различия в преобразованиях вольфова и мюллерова протоков, главные направления преобразования нервной системы по мере повышения организации животных, онтофилогенетическая обусловленность пороков развития систем органов.
«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет, работать с увеличительной техникой, диагностировать эмбриональные стадии развития человека на препаратах, слайдах, фотографиях.
«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: базовыми технологиями преобразования информации, навыками микроскопированиями и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий.
4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
1. Строение различных систем органов у животных в ряду беспозвоночных и позвоночных животных (курс школьной биологии).
2. Строение различных систем органов у человека (курс школьной биологии).
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Тип Хордовые, общая характеристика и классификация.
2. Эволюция кровеносной системы у беспозвоночных.
3. Эволюция кровеносной системы у хордовых.
4. Эволюция жаберных дуг артерий.
5. Пороки развития кровеносной системы, встречающиеся у человека.
6. Эволюция выделительной системы у беспозвоночных.
7. Эволюция выделительной системы у хордовых.
8. Пороки развития выделительной системы.
9. Эволюция половой системы у хордовых.
10. Пороки развития половой системы.
11. Эволюция нервной системы в ряду беспозвоночных.
12. Эволюция нервной системы у хордовых животных.
а) строение нервной системы у бесчерепных (на примере ланцетника)
б) эволюция центральной нервной системы в ряду позвоночных: ихтиопсидный, зауропсидный, мамальный типы головного мозга.
13. Возникновение пороков развития нервной трубки (ацефалия, анэнцефалия, агирия, микрогирия, гидроцефалия)
14. Эволюция пищеварительной системы в ряду беспозвоночных и позвоночных животных.
15. Пороки развития пищеварительной системы.
16. Эволюция дыхательной системы в ряду беспозвоночных и позвоночных животных.
17. Пороки развития дыхательной системы.
18. Понятие о системе VACTERL
19. Частота встречаемости аномалий развития систем и органов.
Задания для СРС во внеучебное время
1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Пороки развития половой системы у человека. Пороки развития выделительной системы. Пороки развития нервной системы у человека. Пороки развития пищеварительной системы у человека. Пороки развития дыхательной системы у человека.
2. Подготовить тему: «Микро – макроэволюция. ССТЭ. Генетические процессы в популяциях людей».
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
1. Какие образования у простейших выполняют выделительную функцию?
2. В каком типе животных появляется специализированная выделительная система и чем она представлена?
3. Чем представлена протонефридиальная выделительная система?
4. У каких животных появляется метанефридиальная выделительная система и чем она представлена?
5. Эволюция выделительной системы позвоночных.
6. В каком типе животных появляется сосудистая система?
7. В каком типе животных появляется сердце? Какая у них сосудистая система?
8. Какие камеры сердца имеют представители разных классов позвоночных?
9. Каковы эволюционные преобразования жаберных артерий?
10. Какие круги кровообращения имеются: у рыб, амфибий, у наземных позвоночных?
11. У каких животных сердце располагается вентральнее пищеварительной трубки?
12. Назвать виды нервной системы у:
гидра
| Плоские и круглые черви
| Кольчатые черви
| Насекомые
| Хордовые
| | | | | | 13. Назвать составные части нейрона: (1,2, 3).
14. Перечислить отделы "мозга" у насекомых? (1,2,3).
15. Перечислить отделы мозга у млекопитающего? (1,2,3,4,5).
16. Какие выделяют типы головного мозга у позвоночных? (1,2,3,).
17. Чем характеризуется ихтиопсидный тип головного мозга?
18. Чем характеризуется зауропсидный тип головного мозга?
19. Чем характеризуется маммальный тип головного мозга?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|