Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов
В соответствии с действующими положениями по приемке законченных строительством объектов и СНиП-ами по приемке их в эксплуатациюприемку законченных строительством объектов от исполнителя работ (генерального подрядчика) может производить как заказчик, так и любое другое уполномоченное инвестором лицо. Заказчик вправе привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), авторов проекта, специализированные фирмы, страховые общества, других юридических и физических лиц, создавая в необходимых случаях приемочные (рабочие) комиссии.
Приемка объектов производственного назначения, строительство которых производилось за счет средств республиканского бюджета или льготного кредитования, осуществляется с учетом отраслевых особенностей, устанавливаемых министерствами республики и другими органами центральной исполнительной власти по согласованию с Министерством строительства и архитектуры Республики Беларусь, включая приемку объектов в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями. Объекты подобного рода подлежат приемке только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации: укомплектованы эксплуатационными кадрами, обеспечены энергоресурсами, сырьем и др.; на них устранены недоделки и начат выпуск продукции или оказание услуг в объеме, предусмотренном договором подряда.
Предъявляя к приемке объект (очередь, пусковой комплекс, здание, сооружение), исполнитель должен предоставить рабочей комиссии, либо заказчику следующую документацию:
1) перечень организаций, участвующих в производстве строительно-монтажных работ с указанием видов выполненных ими работ, фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за их выполнение, и данных о наличии соответствующих лицензий;
2) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенными в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;
3) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и изделий, применяемых при производстве СМР;
4) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций и узлов (опоры пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций и т. д.);
5) акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования;
6) акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств, а также об испытаниях сварных соединений;
7) акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с рабочим проектом;
8) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
9) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
10) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрыво-пожаробезопасность и молниезащиту;
11) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;
12) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
Заказчик производит приемку объекта на основе результатов проведенных им проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора. Порядок проведения работ по приемке объекта, стадии приемки, объем контроля и методы испытаний принимаются в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, приведенных в нормативных документах и ТНПА, а также указаниями проектной или технологической документацией.
Объекты могут быть приняты в целом (в том числе «под ключ»), или по мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в объеме, предусмотренном в договоре подряда на строительство.
Кроме того, договором подряда устанавливаются:
1) стадии приемки, в частности:
- приемка готовности строительной части и отдельных видов строительно-монтажных работ;
- приемка оборудования после индивидуальных испытаний, пусконаладочных работ и комплексного опробования;
2) сдача объектов в гарантийную эксплуатацию и т.п.;
3) сроки уведомления заказчика исполнителем работ о готовности к приемке;
4) гарантии исполнителя работ по качеству и прочие условия.
Органы государственного надзора в течение установленного срока (15-ти дней) после письменного обращения заказчика дают заключение о соответствии предъявляемого к приемке объекта утвержденному проекту.
Приемка законченного строительством объекта оформляется актом, к которому, помимо документации, представляемой исполнителем, прилагается следующий перечень документов:
1) утвержденный проект;
2) документы об отводе земельных участков, а по объектам жилищно-гражданского назначения – также разрешения на производство строительно-монтажных работ;
3) документы на специальное водопользование;
4) документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;
5) документы о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытаний грунта и анализах грунтовых вод, данные о результатах микросейсморайонировании и экологических изысканиях;
6) паспорта на установленное оборудование;
7) справки городских и других эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;
8) документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора республики и в случаях, когда выдача таких разрешений предусмотрена положениями об этих органах;
9) заключения органов государственного надзора о соответствии завершенного строительством объекта законодательству, действующим стандартам, нормам и правилам.
Вся документация, прилагаемая к акту приемки законченного строительством объекта, после окончания работы приемочной комиссии должна быть передана заказчику (исполнителю).
Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
В статистическую отчетность введенный в действие объект включается за тот отчетный период, в котором был зарегистрирован факт ввода. Исполнитель работ на основе акта приемки представляет в установленном порядке статистическую отчетность о выполнении договорных обязательств.
Приемка заказчиком от исполнителя работ не дает права на ввод его в действие без согласования его с органами государственного архитектурного и строительного надзора и другими органами надзора, которым этот объект подконтролен, а также без разрешений на эксплуатацию объекта и оборудования тех органов, в положениях о которых предусмотрена выдача таких разрешений.
Заказчик, исполнитель работ, проектная организация и другие участники инвестиционного процесса в установленном порядке несут ответственность за нарушение требований законодательства, техники безопасности, строительных, санитарных и других норм, а также за ущерб, который может нанести объект правам и интересам граждан, юридических лиц и государства (см. табл. 7.1).
Закрытие контракта
Основными этапами закрытия контракта являются:
1. Проверка финансовой отчетности.
2. Паспортизация.
3. Выявление невыполненных обязательств.
4. Завершение расчетов.
5. Гарантийное обслуживание и окончательные расчеты.
Таблица 7.1. Структура распределения ответственности между участниками инвестиционного процесса.
Участники проекта
| Содержание ответственности
| Заказчик (застройщик)
| - Подготовка к эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг) вводимых в действие объектов
- Проведение комплексного опробования оборудования
- Наладка технологических процессов
- Ввод в эксплуатацию производственных мощностей и объектов в установленные сроки
- Выпуск продукции (оказание услуг) и освоение проектных мощностей в нормативные сроки
| Проектные организации
| - Соответствие мощностей и других технико-экономических показателей объектов проекту
- Вопросы, связанные с проектированием
| Научно-исследовательские организации
| Соответствие выданных ими исходных данных для проектирования достижениям научно-технического прогресса
| Строительно-монтажные организации
| - Качество и сроки выполнения строительно-монтажных работ
- Проведение индивидуальных испытаний смонтированного оборудования
- Устранение недоделок
- Своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов
| Проверка финансовой отчетности включает проверку финансовой отчетности заказчика и подрядчика.
Проверка финансовой отчетности заказчика включает:
1) проверку полноты выписки фактуры на весь объем завершенных работ;
2) согласование полученных платежей с представленными счетами-фактурами;
3) проверку наличия документации по изменениям;
4) контроль суммы удержаний, произведенных заказчиком.
Проверка финансовой отчетности исполнителя включает:
1) проверку платежей поставщикам и субподрядчикам;
2) соответствие суммы заказов закупкам по накладным поставщиков;
3) поиск просроченных платежей поставщику;
4) подтверждение соответствующих удержаний.
Результаты такой проверки позволяют получить данные для подготовки окончательных финансовых отчетов по проекту.
Паспортизация представляет собой один из важных элементов организации закрытия контракта и заключается в регистрации заказчиком ранее предоставленной ему документации. В качестве последней могут выступать: документация, характеризующая технические условия используемого сырья и материалов, сертификаты и т.д. При правильном управлении инвестиционным процессом вопросы паспортизации решаются своевременно, а не только на этапе закрытия контракта.
Невыполненные обязательства должны быть завершены полностью на этапе закрытия контракта, однако их выявление должно осуществляться постоянно в течение всего времени выполнения контракта.
В результате проверки устанавливаются:
1) объемы работ, не требующие дополнительных усилий и готовых к закрытию;
2) объемы работ, требующих завершения для выполнения договорных обязательств.
На этапе завершения невыполненных обязательств предпринимаются усилия для исправления брака и устранения недоделок. В случае, если эти усилия дорогостоящи и длительны, руководитель проекта должен урегулировать проблемы с заказчиком путем уступок с его стороны в отношении некоторых требований или путем уплаты штрафа.
Если работа своевременно не выполнена, то должен рассматривается вопрос об изменении контракта. Ведение переговоров с целью изменения условий контракта производится до его закрытия и окончательных платежей. Все изменения в контракте утверждаются заказчиком и до его утверждения никакие дополнительные работы не выполняются. Информацию о выполнении всех работ по контрактам руководитель проекта передает комиссии, принимающей объект.
Закрытие контракта должно сопровождаться завершением расчетов по нему – то есть, выпиской счета для осуществления окончательного платежа.
Оплата подрядных работ при сдаче объекта в эксплуатацию зависит от качества выполнения СМР. Если в процессе сдачи объекта в эксплуатацию обнаружены дефекты, оплата выполненных подрядных работ производится за вычетом «гарантийного резерва». Данный резерв создается подрядчиком до начала строительства и возвращается ему при отсутствии строительных дефектов. Несмотря на наличие такого механизма, как «гарантийный резерв», затраты, связанные с исправлением дефектов, могут быть весьма существенными. В ряде стран эти затраты достигают 1-1,5% от годового объема инвестиций.
Как правило, в контрактах предусматриваются штрафные санкции за нарушение сроков строительства. Если объект не закончен к установленному времени, заказчик предъявляет подрядчику требование об уплате неустойки. Специально оговоренные условия позволяют заказчику предъявить подрядчику счет на ликвидацию ущерба за каждый день просрочки строительства. Сумма ущерба и размер премий за досрочный ввод объекта в эксплуатацию заранее указывается в условиях контракта.
При окончательных расчетах учитывается экономия или перерасход денежных средств на проект. Если в процессе строительства подрядчик сократил издержки производства по каким-либо работам по сравнению с контрактной ценой, он получает вознаграждение.
При завершении проекта осуществляется подготовка итогового отчета, в котором описаны все проблемы строительства, пуско-наладки и организации эксплуатации. Этот отчет отражает опыт реализации проекта и используется для последующих проектов.
Гарантийное обслуживание осуществляется после закрытия контракта не командой, работающей над проектом, а функциональной группой, ответственной за гарантийное обслуживание. Этой группе передается:
1) техническая информация;
2) оборудование;
3) инструменты;
4) средства обучения;
5) руководство по эксплуатации;
6) чертежи;
7) результаты испытаний;
8) различные материалы фирм-поставщиков.
Условия гарантийного обслуживания оговариваются в контракте.
Выход из проекта
Для выхода из проекта необходимо проанализировать причины:
1) снижения эффективности реализации проекта, в том числе по показателям продолжительности строительства, роста цен на основные строительные материалы, повышения стоимости выполнения строительно-монтажных работ, роста расходов на оплату труда, повышения роста конкуренции в отрасли и спада экономической активности в отрасли, в которой реализуется инвестиционный проект;
2) возрастания объемов заемных инвестиционных ресурсов, повышения ставки процента за кредит в связи с изменением конъюнктуры рынка, недостаточно обоснованного выбора подрядчиков для реализации проекта, ужесточения системы налогообложения и пр.
Основным критерием для принятия решения по выходу из проекта должен служить ожидаемый уровень доходности в изменившихся условиях его реализации. Продолжать реализацию следует при выполнении следующего условия:
| (7.1)
| где:
| Эдпр – ожидаемая доходность реального проекта в изменившихся условиях реализации;
|
| Сдр – средняя ставка депозитного процента на денежном рынке;
|
| ПР – уровень «премии» (дополнительной доходности) за риск, связанный с осуществлением реального инвестирования;
|
| ПЛ – уровень «премии» (дополнительной доходности) за ликвидность с учетом прогнозируемого увеличения продолжительности реализации реального проекта.
| | | | Эффективными формами выхода из проекта являются следующие:
1) отказ от реализации проекта до начала строительно-монтажных работ;
2) продажа частично реализованного проекта в форме объекта незавершенного строительства;
3) продажа объекта на стадии его эксплуатации;
4) привлечение на любой стадии реализации проекта дополнительного паевого постороннего капитала с минимизацией своего паевого участия;
5) раздельная продажа основных видов активов реализуемого проекта.
Управление инвестиционным портфелем предприятия предполагает одновременно с принятием решения о выходе из реального инвестиционного проекта (или продажи части финансовых инструментов из портфеля финансовых инвестиций) выработку решения о возможных формах реинвестирования капитала. Если у инвестора имеются новые проекты, то следует отдавать предпочтение им, в противном случае следует в портфель финансовых инвестиций подобрать эффективные финансовые инструменты. В случае недостаточной проработанности этих решений необходимо инвестировать в краткосрочные сберегательные сертификаты. В этой высоколиквидной и доходной форме высвободившийся капитал всегда готов к обеспечению финансирования новых реальных проектов или финансовых инструментов.
Вопросы выбора объектов реинвестиции должны решаться на базе оценки показателей эффективности (см. тему 4) в соответствии с методами ранжирования проектов, изложенными в теме 1.
Вопросы семинарского занятия по теме
1. Цель и содержание эксплуатационных испытаний по проекту.
2. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов.
3. Закрытие контракта по проекту.
4. Выход из проекта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|