Управление командой проекта
Принципы формирования команды проекта и структура системы управления ею
При организации работы над проектом необходимо решить две главные задачи:
1) как сформировать команду проекта;
2) как организовать эффективную работу команды.
Команда проекта – это группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю проекта; основной элемент его структуры, так как именно команда проекта обеспечивает реализацию замысла проекта.
Анализ и описание изменения
| Рассмотрение и утверждение изменения
| Доработка (детальный анализ последствий)
| Предложение отвергнуто
Необходима доработка
Необходимо утверждение финансирования
| Детальное описание изменений и его последствий
| Финансирование утверждено
| Корректность реализации подтверждена
|
| Рисунок 5.7. Процесс контроля изменений по проекту
| Количество людей в команде определяется объемом работ, предусмотренным проектом. Как правило, лидеры (менеджеры) функционально и/или предметно ориентированных групп специалистов и составляют команду управления проектом. Лидеры групп – это руководители, координаторы усилий всех членов группы, члены группы – непосредственные исполнители, которые имеют возможность концентрироваться на конкретной работе. При необходимости некоторые роли членов команды могут совмещаться.
Взаимоотношения участников проекта внутри команды проекта, создаваемой для управления проектом, раскрывает организационная структура команды проекта.Существует два основных принципа формирования команды для управления проектом:
1) ведущие участники проекта – заказчик и подрядчик (кроме них могут быть и другие участники) создают свои собственные группы, которые возглавляют руководители проекта, соответственно, от заказчика и подрядчика. Эти руководители подчиняются единому руководителю проекта. В зависимости от организационной формы реализации проекта руководитель от заказчика или от подрядчика может являться руководителем всего проекта. Руководитель проекта во всех случаях имеет собственный аппарат сотрудников, осуществляющих координацию деятельности всех участников проекта;
2) для управления проектом создается единая команда во главе с руководителем проекта. В команду входят полномочные представители всех участников проекта для осуществления функций согласно принятому распределению зон ответственности.
Подсистема управления командой проекта включает: организационное планирование, кадровое обеспечение проекта, создание команды проекта, а также осуществляет функции контроля и мотивации трудовых ресурсов проекта для эффективного хода работ и завершения проекта. Подсистема нацелена на руководство и координацию деятельности команды проекта, использует стили руководства, методы мотивации, административные методы, повышение квалификации кадров на всех фазах жизненного цикла проекта. На рис. 5.8 приведена структура системы управления командой проекта.
Управление командой проекта
| Формирование и развитие команды
| Организация деятельности команды
| Управление персоналом команды
| 1) формирование организационной структуры;
2) закрепление зон ответственности и полномочий;
3) назначение проект менеджеров на ключевые посты;
4) организационное развитие команды.
| 1) организация совместной деятельности;
2) формирование и развитие организационной, деловой и корпоративной культуры;
3) организация коммуникаций и офиса команды;
4) организация принятия решений;
5) организация совещаний;
6) организация переговоров.
| 1) стратегия управления персоналом;
2) кадровое планирование;
3) развитие кадров:
- обучение,
- повышение квалификации;
- переподготовка,
- деловая карьера;
4) система мотивации, стимулирования и вознаграждения;
5) социально-психологическая работа:
- льготы,
- социальная защищенность,
- конфликты;
6) кадровый учет;
7) управление рабочим временем.
|
| Рисунок 5.8. Структура системы управления командой проекта
| Организацию команды проекта отличают:
1) четкое закрепление прав и обязанностей за каждой ролью;
2) последовательная ориентация на конечный результат;
3) каждая роль исполняется в проекте от его начала до конца.
Это очень важно, так как роли продуманы таким образом, что все главные сферы проекта оказываются в зоне внимания на протяжении всего процесса. Каждый член команды представляет интересы своей роли на всех стадиях при любых согласованиях проекта.
Для эффективной работы команды требуется соблюдение следующих условий:
1) ясное и четкое понимание каждым членом команды своей роли, что позволяет каждому выполнять свои задачи, не пересекаясь с работой других;
2) спецификация проекта и график работ согласованы со всеми членами команды;
3) члены команды хорошо взаимодействуют друг с другом и испытывают взаимное уважение к профессиональным качествам друг друга;
4) все члены команды имеют четкое представление о модели процесса, которая будет использоваться в ходе выполнения проекта;
5) каждый член команды должен основательно знать все аспекты плана проекта.
Сложность и комплексность задач по управлению проектом вызывает потребность в высокой технической компетентности, владении большими объемами экономических, правовых, управленческих знаний, поэтому создание профессиональной проектной команды является необходимым условием эффективной работы над проектом. Несомненным преимуществом проектной команды является ее прогрессивность и экономичность. Это выражается в возможности решать сложные задачи, используя сравнительно небольшое число людей, обладающих высокой квалификацией при хорошем взаимопонимании между ними и проект-менеджером, за счет оптимального сочетания интересов производства и интересов коллектива.
Создание и функционирование управленческих команд как одной из форм коллективного управления (не только для проектов, но и для групп внутри организаций) основано на процессе делегирования полномочий и перераспределении ответственности.
Суть команды заключается в общем для всех ее членов обязательстве, определяемом наличием некоего назначения, в которое верят все члены команды, – ее миссии, которая для проекта заключается в эффективной его реализации. Существует отличие целей команды от ее назначения (миссии): цели команды позволяют следить за своим продвижением по пути к успеху, а миссия как более глобальное по своей сути понятие придает всем конкретным целям смысл и энергию.
Для команды проекта необходимо наличие у ее членов комбинации взаимодополняющих навыков, составляющих три категории:
1) технические и/или функциональные, т.е. профессиональные навыки;
2) навыки по решению проблем и принятию решений;
3) навыки межличностного общения (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т. д.).
Она обладает такими существенными признаками, как:
1) внутренняя организация, которая состоит из органов управления, контроля и санкций;
2) групповые ценности, на основе которых формируется чувство общности в команде и создается общественное мнение;
3) собственный принцип обособления, отличающий ее от других команд;
4) групповое давление, то есть воздействие на поведение членов команды фактом наличия общих целей и задач деятельности;
5) стремление к устойчивости благодаря механизму отношений, возникающих между людьми в ходе решения общих задач;
6) закрепление определенных традиций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|