|
Сетевые модели с вероятностной оценкой продолжительности работ (метод PERT)
При расчете аналитических параметров сетевого графика по методу критического пути предполагается, что время выполнения каждой работы точно известно. В большинстве проектов соблюдение этого условия невозможно. Связано это в первую очередь с тем, что управление проектом направлено на достижение уникальной цели, что предполагает планирование и реализацию сложных комплексов работ, чаще всего не имевших в прошлом никаких аналогов.
При расчете сетевых моделей методом PERT (Program Evaluation and Review Technique) продолжительность работ является случайной величиной, подчиняющейся собственному закону распределения, а значит, обладающей собственными числовыми характеристиками. Такими характеристиками являются средняя продолжительность работы и дисперсия оценки продолжительности работы (дисперсия работы) .
Значения и рассчитываются при допущении, что распределение продолжительностей работ обладает тремя свойствами:
1) непрерывностью;
2) унимодальностью (наличием единственного максимума у кривой распределения);
3) конечностью и неотрицательностью диапазона возможных значений продолжительности (кривая распределения имеет две точки пересечения с осью ОХ, абсциссы которых неотрицательны).
Исходными данными для расчетов служат экспертные оценки продолжительностей работ:
1) оптимистическая оценка , т.е. оценка продолжительности работы ij при благоприятных условиях;
2) пессимистическая оценка , т.е. оценка продолжительности работы ij при неблагоприятных условиях;
3) наиболее вероятная оценка , т.е. оценка продолжительности работы ij при нормальных условиях.
Средняя продолжительность и дисперсия оценки продолжительности каждой отдельной работы определяются по следующим формулам:
| (4.22)
|
| (4.23)
| Возможны случаи, когда наиболее вероятное время выполнения работы оценить сложно. Поэтому в реальных проектах часто используется упрощенная (и, естественно, менее точная) оценка средней продолжительности работы, которая определяется на основе двух задаваемых временных оценок – оптимистической и пессимистической:
| (4.24)
| При расчете средней продолжительности работы по формуле (4.24)дисперсию следует определять по-другому:
| (4.25)
| Средняя продолжительность работы представляет собой наиболее вероятную продолжительность работы. Дисперсия является мерой диапазона возможных значений продолжительности, или мерой разброса оценок. Если дисперсия велика, это означает, что и неопределенность продолжительности выполнения работ велика. (Иными словами, различные значения продолжительности работы имеют почти равную вероятность.) Если дисперсия мала, это означает, что неопределенность продолжительности выполнения работы мала, т.е. время выполнения работы определенно более или менее точно. Работа, не лежащая на критическом пути, но обладающая большей дисперсией, чем критическая работа, может превратиться в критическую работу и существенно изменить весь сетевой график проекта.
Вероятностные характеристики продолжительности отдельных работ используются для определения параметров всего проекта в целом. Когда средняя продолжительность каждой работы определена, продолжительность (и прочие показатели) проекта рассчитывается с помощью уже известных алгоритмов, только при этом в качестве продолжительности работ используется средняя продолжительность. Значения всех аналитических параметров сетевого графика – длины критического пути, определяющего продолжительность всего проекта, и ранних и поздних свершений событий, резервов событий и работ – будут такими же, как если бы мы использовали не среднюю, а обыкновенную продолжительность работ. Но при этом необходимо понимать, что по своей сути все эти параметры будут являться средними значениями соответствующих случайных величин.
Обобщенной вероятностной оценкой продолжительности всего проекта является средняя длина критического путисетевого графика, которая вычисляется как сумма всех средних продолжительностей работ, лежащих на критическом пути:
| (4.26)
| Ожидаемая продолжительность выполнения проекта может оказаться неприемлемой. Тогда вместо нее выбирается директивная продолжительность и возникает необходимость оценить вероятность того, что проект завершится не позднее директивно установленного срока. Для решения этой задачи необходимо:
1. Определить среднюю продолжительность каждого пути сетевой модели по формуле, подобной 4.26:
2. Определить среднее квадратическое (стандартное) отклонение длины каждого пути по формуле:
| (4.27)
| 3. Рассчитать аргумент функции Лапласа (интеграла вероятностей) Z для каждого пути по формуле:
| (4.28)
| 4. Найти для каждого пути значение функции Лапласа Ф(Z) (по таблице 4.1) и тем самым установить вероятность завершения всех путей сетевой модели к директивному сроку;
5. Определить вероятность завершения проекта к директивному сроку, перемножив значения вероятностей, полученных на шаге 4:
| (4.29)
| где: N – количество путей в сетевой модели.
Таблица 4.1. Значения функции Лапласа
,09
| ,08
| ,07
| ,06
| ,05
| ,04
| ,03
| ,02
| ,01
| ,00
| Z
| ,0002
| ,0003
| ,0003
| ,0003
| ,0003
| ,0003
| ,0003
| ,0003
| ,0003
| ,0003
| -3,4
| ,0003
| ,0004
| ,0004
| ,0004
| ,0004
| ,0004
| ,0004
| ,0005
| ,0005
| ,0005
| -3,3
| ,0005
| ,0005
| ,0005
| ,0006
| ,0006
| ,0006
| ,0006
| ,0006
| ,0007
| ,0007
| -3,2
| ,0007
| ,0007
| ,0008
| ,0008
| ,0008
| ,0008
| ,0009
| ,0009
| ,0009
| ,0010
| -3,1
| ,0010
| ,0010
| ,0011
| ,0011
| ,0011
| ,0012
| ,0012
| ,0013
| ,0013
| ,0013
| -3,0
| ,0014
| ,0014
| ,0015
| ,0015
| ,0016
| ,0016
| ,0017
| ,0018
| ,0018
| ,0019
| -2,9
| ,0019
| ,0020
| ,0021
| ,0021
| ,0022
| ,0023
| ,0023
| ,0024
| ,0025
| ,0026
| -2,8
| ,0026
| ,0027
| ,0028
| ,0029
| ,0030
| ,0031
| ,0032
| ,0033
| ,0034
| ,0035
| -2,7
| ,0036
| ,0037
| ,0038
| ,0039
| ,0040
| ,0041
| ,0043
| ,0044
| ,0045
| ,0047
| -2,6
| ,0048
| ,0049
| ,0051
| ,0052
| ,0054
| ,0055
| ,0057
| ,0059
| ,0060
| ,0062
| -2,5
| ,0064
| ,0066
| ,0068
| ,0069
| ,0071
| ,0073
| ,0075
| ,0078
| ,0080
| ,0082
| -2,4
| ,0084
| ,0087
| ,0089
| ,0091
| ,0094
| ,0096
| ,0099
| ,0102
| ,0104
| ,0107
| -2,3
| ,0110
| ,0113
| ,0116
| ,0119
| ,0122
| ,0125
| ,0129
| ,0132
| ,0136
| ,0139
| -2,2
| ,0143
| ,0146
| ,0150
| ,0154
| ,0158
| ,0162
| ,0166
| ,0170
| ,0174
| ,0179
| -2,1
| ,0183
| ,0188
| ,0192
| ,0197
| ,0202
| ,0207
| ,0212
| ,0217
| ,0222
| ,0228
| -2,0
| ,0233
| ,0239
| ,0244
| ,0250
| ,0256
| ,0262
| ,0268
| ,0274
| ,0281
| ,0287
| -1,9
| ,0294
| ,0301
| ,0307
| ,0314
| ,0322
| ,0329
| ,0336
| ,0344
| ,0351
| ,0359
| -1,8
| ,0367
| ,0375
| ,0384
| ,0392
| ,0401
| ,0409
| ,0418
| ,0427
| ,0436
| ,0446
| -1,7
| ,0455
| ,0465
| ,0475
| ,0485
| ,0495
| ,0505
| ,0516
| ,0526
| ,0537
| ,0548
| -1,6
| ,0559
| ,0571
| ,0582
| ,0594
| ,0606
| ,0618
| ,0630
| ,0643
| ,0655
| ,0668
| -1,5
| ,0681
| ,0694
| ,0708
| ,0721
| ,0735
| ,0749
| ,0764
| ,0778
| ,0793
| ,0808
| -1,4
| ,0823
| ,0838
| ,0853
| ,0869
| ,0885
| ,0901
| ,0918
| ,0934
| ,0951
| ,0968
| -1,3
| ,0985
| ,1003
| ,1020
| ,1038
| ,1056
| ,1075
| ,1093
| ,1112
| ,1131
| ,1151
| -1,2
| ,1170
| ,1190
| ,1210
| ,1230
| ,1251
| ,1271
| ,1292
| ,1314
| ,1335
| ,1357
| -1,1
| ,1379
| ,1401
| ,1423
| ,1446
| ,1469
| ,1492
| ,1515
| ,1539
| ,1562
| ,1587
| -1,0
| ,1611
| ,1635
| ,1660
| ,1685
| ,1711
| ,1736
| ,1762
| ,1788
| ,1814
| ,1841
| -0,9
| ,1867
| ,1894
| ,1922
| ,1949
| ,1977
| ,2005
| ,2033
| ,2061
| ,2090
| ,2119
| -0,8
| ,2148
| ,2177
| ,2206
| ,2236
| ,2266
| ,2296
| ,2327
| ,2358
| ,2389
| ,2420
| -0,7
| ,2451
| ,2483
| ,2514
| ,2546
| ,2578
| ,2611
| ,2643
| ,2676
| ,2709
| ,2743
| -0,6
| ,2776
| ,2810
| ,2843
| ,2877
| ,2912
| ,2946
| ,2981
| ,3015
| ,3050
| ,3085
| -0,5
| ,3121
| ,3156
| ,3192
| ,3228
| ,3264
| ,3300
| ,3336
| ,3372
| ,3409
| ,3446
| -0,4
| ,3483
| ,3520
| ,3557
| ,3594
| ,3632
| ,3669
| ,3707
| ,3745
| ,3783
| ,3821
| -0,3
| ,3859
| ,3897
| ,3936
| ,3974
| ,4013
| ,4052
| ,4090
| ,4129
| ,4168
| ,4207
| -0,2
| ,4247
| ,4286
| ,4325
| ,4364
| ,4404
| ,4443
| ,4483
| ,4522
| ,4562
| ,4602
| -0,1
| ,4641
| ,4681
| ,4721
| ,4761
| ,4801
| ,4840
| ,4880
| ,4920
| ,4960
| ,5000
| -0,0
| ,5359
| ,5319
| ,5279
| ,5239
| ,5199
| ,5160
| ,5120
| ,5080
| ,5040
| ,5000
| 0,0
| ,5753
| ,5714
| ,5675
| ,5636
| ,5596
| ,5557
| ,5517
| ,5478
| ,5438
| ,5398
| 0,1
| ,6141
| ,6103
| ,6064
| ,6026
| ,5987
| ,5948
| ,5910
| ,5871
| ,5832
| ,5793
| 0,2
| ,6517
| ,6480
| ,6443
| ,6406
| ,6368
| ,6331
| ,6293
| ,6255
| ,6217
| ,6179
| 0,3
| ,6879
| ,6844
| ,6808
| ,6772
| ,6736
| ,6700
| ,6664
| ,6628
| ,6591
| ,6554
| 0,4
| ,7224
| ,7190
| ,7157
| ,7123
| ,7088
| ,7054
| ,7019
| ,6985
| ,6950
| ,6915
| 0,5
| ,7549
| ,7517
| ,7486
| ,7454
| ,7422
| ,7389
| ,7357
| ,7324
| ,7291
| ,7257.
| 0,6
| ,7852
| ,7823
| ,7794
| ,7764
| ,7734
| ,7703
| ,7673
| ,7642
| ,7611
| ,7580
| 0,7
| ,8133
| ,8106
| ,8078
| ,8051
| ,8023
| ,7995
| ,7967
| ,7939
| ,7910
| ,7881
| 0,8
| ,8389
| ,8365
| ,8340
| ,8315
| ,8289
| ,8264
| ,8238
| ,8212
| ,8186
| ,8159
| 0,9
| ,8621
| ,8599
| ,8577
| ,8554
| ,8531
| ,8508
| ,8485
| ,8461
| ,8438
| ,8413
| 1,0
| ,8830
| ,8810
| ,8790
| ,8770
| ,8749
| ,8729
| ,8703
| ,8686
| ,8665
| ,8643
| 1,1
| ,9015
| ,8997
| ,8980
| ,8962
| ,8944
| ,8925
| ,8907
| ,8888
| ,8869
| ,8849
| 1,2
| ,9177
| ,9162
| ,9147
| ,9131
| ,9115
| ,9099
| ,9082
| ,9066
| ,9049
| ,9032
| 1,3
| ,9319
| ,9306
| ,9292
| ,9279
| ,9265
| ,9251
| ,9236
| ,9222
| ,9207
| ,9192
| 1,4
| ,9441
| ,9429
| ,9418
| ,9406
| ,9394
| ,9382
| ,9370
| ,9357
| ,9345
| ,9332
| 1,5
| ,9545
| ,9535
| ,9525
| ,9515
| ,9505
| ,9495
| ,9484
| ,9474
| ,9463
| ,9452
| 1,6
| ,9633
| ,9625
| ,9616
| ,9608
| ,9599
| ,9591
| ,9582
| ,9573
| ,9564
| ,9554
| 1,7
| ,9706
| ,9699
| ,9693
| ,9686
| ,9678
| ,9671
| ,9664
| ,9656
| ,9649
| ,9641
| 1,8
| ,9767
| ,9761
| ,9756
| ,9750
| ,9744
| ,9738
| ,9732
| ,9726
| ,9719
| ,9713
| 1,9
| ,9817
| ,9812
| ,9808
| ,9803
| ,9798
| ,9793
| ,9788
| ,9783
| ,9778
| ,9772
| 2,0
| ,9857
| ,9854
| ,9850
| ,9846
| ,9842
| ,9838
| ,9834
| ,9830
| ,9826
| ,9821
| 2,1
| ,9890
| ,9887
| ,9884
| ,9881
| ,9878
| ,9875
| ,9871
| ,9868
| ,9864
| ,9361
| 2,2
| ,9916
| ,9913
| ,9911
| ,9909
| ,9906
| ,9904
| ,9901
| ,9898
| ,9896
| ,9893
| 2,3
| ,9936
| ,9934
| ,9932
| ,9931
| ,9929
| ,9927
| ,9925
| ,9922
| ,9920
| ,9918
| 2,4
| ,9952
| ,9951
| ,9949
| ,9948
| ,9946
| ,9945
| ,9943
| ,9941
| ,9940
| ,9938
| 2,5
| ,9964
| ,9963
| ,9962
| ,9961
| ,9960
| ,9959
| ,9957
| ,9956
| ,9955
| ,9953
| 2,6
| ,9974
| ,9973
| ,9972
| ,9971
| ,9970
| ,9969
| ,9968
| ,9967
| ,9966
| ,9965
| 2,7
| ,9981
| ,9980
| ,9979
| ,9979
| ,9978
| ,9977
| ,9977
| ,9976
| ,9975
| ,9974
| 2,8
| ,9986
| ,9986
| ,9985
| ,9985
| ,9984
| ,9984
| ,9983
| ,9982
| ,9982
| ,9981
| 2,9
| ,9990
| ,9990
| ,9989
| ,9989
| ,9989
| ,9988
| ,9988
| ,9987
| ,9987
| ,9987
| 3,0
| ,9993
| ,9993
| ,9992
| ,9992
| ,9992
| ,9991
| ,9991
| ,9991
| ,9991
| ,9990
| 3,1
| ,9995
| ,9995
| ,9995
| ,9994
| ,9994
| ,9994
| ,9994
| ,9994
| ,9993
| ,9993
| 3,2
| ,9997
| ,9996
| ,9996
| ,9996
| ,9996
| ,9996
| ,9996
| ,9995
| ,9995
| ,9995
| 3,3
| ,9998
| ,9997
| ,9997
| ,9997
| ,9997
| ,9997
| ,9997
| ,9997
| ,9997
| ,9997
| 3,4
| 4.5. Детальное планирование проекта
Детальное планированиесвязано с разработкой детальных графиков для оперативного управления на уровне ответственных исполнителей. Наличие и сопровождение детального графика работ является одним из главных требований для управления проектом, после его начала. Команда проекта полностью отвечает за составление графиков работ, если работы не являются излишне комплексными.
Чем больше проект, тем больше факторов надо учитывать при разработке детального графика. Это и информация от функциональных подразделений, и обязательства по контрактам, и график финансирования, и все то, что может повлиять на успех проекта. В зависимости от размеров проекта за разработку и сопровождение детального графика может отвечать конкретный специалист или специальное подразделение, например, группа разработки графиков, в западной терминологии – плановики. Итоговая информация по готовому графику передается персонально ответственным исполнителям, исполнителям в функциональных подразделениях, участникам проекта и, при необходимости, заказчику.
В корпоративных системах управления проектами применение детальных графиков позволяет получить синергетический эффект за счет оптимального распределения и использования ресурсов компании, ведущей несколько проектов. Большинство проектов начинается с разработки графиков для более тщательной проработки их смет, с учетом их взаимосвязей, возможности совместного использования машин и механизмов, корпоративных знаний, технологий и т.д. Детальные графики служат основой для укрупненных графиков, обеспечивая, как заказчика, так и руководителя проекта всей необходимой информацией для оперативного управления, предупреждая о возможных срывах или узких местах.
Детальный график,независимо от размеров проекта и его сложности, должен включать:
1) все ключевые события и даты. Если для составления отчета по работе требуется участие заказчика, соответствующие даты (вехи) тоже должны быть внесены в график. Если по каким-либо причинам эти ключевые даты нарушаются, необходимо незамедлительно поставить заказчика в известность об изменениях;
2) точную последовательность работ. Логика их выполнения должна быть зафиксирована с помощью сетевой модели, в которой можно было бы проследить все виды зависимостей между работами и взаимосвязь событий проекта;
3) взаимосвязь графиков и СРР. Система кодирования должна позволять строить укрупненные графики в соответствии с уровнями СРР, например, определять время начала и окончания пакетов работ;
4) все графики должны служить основой для определения этапов, фаз и прочих временных интервалов по проекту. Кроме того, при необходимости определять потребность в ресурсах для каждой из частей, фрагментов или событий проекта.
Уровень детализации графиказависит от сложности и размеров проекта. Приведенные выше рекомендации справедливы для любых проектов и нуждаются в уточнении в каждом конкретном случае. Поэтому прежде чем приступать к построению детального графика, необходимо ответить на вопросы:
1) сколько событий или работ необходимо включить в график;
2) насколько детально надо описывать технологию выполнения работ;
3) для кого этот график предназначается.
Большинство организаций разрабатывают несколько графиков:
1) укрупненные для высшего уровня управления (для руководителей, заказчика, ответственных исполнителей и т.д.);
2) детальные, для конкретных исполнителей работ, для более низких уровней управления.
Например, детальные графики могут разрабатываться для конкретных подразделений или департаментов, отвечающих за определенный фронт работ. За верхние уровни отвечает руководитель проекта (например, первые три уровня СРР без учета пакетов работ). На уровне пакетов работ согласование с ним может и не требоваться.
Примерный процесс разработки детального графикапредставлен на рис. 4.9.
Функциональные подразделения
| Участники команды проекта
| 1. Запрос на разработку детальных графиков и планов
| 4. Рассмотрение по частям, пакетам, ответственным
| 5. Рассмотрение командой проекта
| 7. Предварительный график
| Контроль и координация подготовки планов / графиков
| Проверка полноты и согласованности планов функциональных подразделений
| Подготовка планов / графиков
| 2 и 3. Рассмотрение на уровне функциональных подразделений
| 9. Передача на тиражирование
|
| Рисунок 4.9. Примерный процесс разработки детального графика проекта
| От подразделения, отвечающего за управление проектом, в функциональные подразделения поступает запрос на разработку детальных графиков. Форма и содержание запроса может быть разной, так как служит лишь основой для создания согласованного и утвержденного документа – графика работ. Функциональные подразделения разрабатывают укрупненные графики, детальные графики и, если позволяет время, детальные графики для конкретных специализированных подразделений (исполнителей работ по проекту). Представители функциональных и проектных подразделений участвуют в согласовании графиков, в проверке выполнимости сроков, требований и ограничений по контрактам.
Прежде чем графики будут окончательно утверждены, черновые, предварительные варианты планов и графиков необходимо обсуждать с заказчиком. Это важно, так как позволяет:
1) убедиться, что ничего не упущено и не осталось без внимания;
2) предупредить возможную негативную реакцию на недоработанный или недостаточно понятный для заказчика документ. Заказчик должен чувствовать себя участником процесса создания графика.
После того как график подготовлен, его необходимо довести до сведения всех участников проекта: команды проекта, функциональных подразделений, заказчика.
Методы и средства разработки графиков могут отличаться, но все графики в обязательном порядке проходят утверждение у руководителя проекта. Форма представления графика должна быть удобной и наглядной как для заказчика, так и для исполнителей. График должен стать рабочим инструментом как для управления и согласования позиций на совещаниях, так и для сдачи работ, особенно когда сроки были сорваны, а бюджет превышен по независящим от команды проекта причинам.
5. Проектно-сметная документация проекта. Взаимосвязь календарного и сметного планирования.
Смета– это документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта (контракта), обычно на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен. После согласования с заказчиком, руководством и т.п. смета становится бюджетом. На основе сметы не только определяется стоимость проекта, но и организуется контроль и анализ расхода денежных средств на проект.
Составление смет является частью процесса проектирования.На каждом технологически законченном этапе проектирования составляется смета, нужная и заказчику и исполнителям работ по проекту. Сметчик может как «осмечивать» готовый проект, так и являться непосредственным участником проектирования, проводя оценку стоимости основных этапов проекта и подсказывая финансовую политику заказчику и проект-менеджеру.
Сметы состваляются:
1) проектировщиком, если заказчик заключил традиционный контракт с последовательными фазами инвестиционного цикла, например: проектирование – торги – определение генподрядчика – контракт – строительство. Смета может оставаться неизменной, как основа твердой цены объекта. Или, если заказчик не объявляет торгов и разрабатывает контракт на основе индивидуальных переговоров с заранее выбранным подрядчиком, она может уточняться в ходе переговоров и «привязываться» к условиям и пожеланиям исполнителей по проекту;
2) проектно-строительной организацией – генподрядчиком, если проект и сметы делаются с учетом всех пожеланий заказчика;
Смета не составляется, если используется контракт по фактическим расходам плюс гарантированная прибыль или по фактическим расходам, но не выше гарантируемого исполнителем работ по проекту максимума. При этом ведется помесячный учет фактических затрат по заранее согласованным с заказчиком расценкам, единичным или укрупненным, и предъявление их заказчику для оплаты.
Взаимосвязь календарно-сетевого планирования и разработки сметной документации на разных уровнях управления представлена на рисунке 4.10.
Уровни управления проектом, как правило, соответствуют графикам выполнения работ с различной степенью детализации. Для достаточно большого проекта с более чем несколькими тысячами детальных работ наибольшее распространение получила трехуровневая структура, состоящая из графиков первого, второго и третьего уровней. График первого уровня отражает основные согласованные с заказчиком обязательства по предмету, срокам и основным этапам (конструктивным элементам) реализации проекта. По форме это линейный график, то есть график без связей, отражающих технологию выполнения работ. Контролирует этот график, как правило, сам руководитель предприятия. После подписания соответствующих контрактов с заказчиками график становится директивным. Для управления проектом в широком смысле он мало пригоден, так как и по своему назначению, и по степени детализации определяет лишь основные вехи проекта, являясь тем самым лишь базой для разработки или уточнения более детальных графиков следующего уровня. По своей сути это график для планирования и координации деятельности заказчика и подрядчика. В основе количественных показателей этого графика лежит смета, сформированная по укрупненным сметным нормам или исходя из стоимости объектов-аналогов.
Календарный график проекта
Укрупненный календарно-сетевой график проекта
Детальные календарно-сетевые графики подпроектов
| Укрупненная смета проекта
Объектные сметы проекта
Локальные сметы
|
| Рисунок 4.10. Взаимосвязь календарно-сетевого планирования и разработки сметной документации
| Следующий уровень управления связан с графиком второго уровня. Реально именно за этот уровень управления должен отвечать управляющий проектом (проект-менеджер). В идеале это максимально укрупненный, но уже сетевой график, соответствующий по детализации объектным сметам. График второго уровня предназначен для управления проектом в целом с учетом фактических данных. Контур обратной связи на этом уровне позволяет сравнивать план с фактом и корректировать план. Автоматизация передачи информации из сметы в систему управления здесь также нецелесообразна. Она может быть необходима лишь для согласования и разработки учетной политики по проекту, то есть для обеспечения функций контроля реализации проекта.
График третьего уровня непосредственно связан со сметой (уровень локальных смет). Это уровень ответственных за подпроекты, за вполне самостоятельные разделы проекта, в рамках которых решаются специализированные задачи (поставка материалов, ведение договоров, выполнение общестроительных или специальных работ и т. п.). Ответственные за подпроекты следят за соблюдением технологии работ, осуществляют контроль исполнителей и т.п. Информация на этом уровне необходима как для целей управления, так и для отчетности по произведенным затратам по факту выполненных работ.
При этом, как видно из рисунка 4.10, информация верхних уровней служит ограничением для нижних (планирование «сверху вниз»). Параллельно информация с нижних уровней уточняет данные на верхних уровнях управления (планирование «снизу вверх»).
Для составления графика первого уровня могут быть задействованы как специальные продукты для календарно-сетевого планирования, так и подходящий графический пакет или даже электронные таблицы. На третьем уровне – практически любые программные продукты для календарно-сетевого планирования. Для составления смет могут быть использованы как электронные таблицы, так и специализированное программное обеспечение для составления сметной документации.
Одна из основных проблем интеграции двух систем – несоответствие уровней детализации сметы и календарно-сетевого графика.При составлении сметы определяется стоимость строительства на основе объемов работ. Поэтому сметчики, работающие над поставленной задачей, часто не учитывают план производства работ, объединяя, например, в одной расценке одинаковые работы по всему объекту, что не совсем удобно с точки зрения управления. Другой случай, когда для учета затрат сметчик набирает группу расценок, характеризующую одну работу, при этом смета получается слишком детальная, что опять-таки не подходит для целей управления. Следовательно, прежде чем передавать данные из сметы в систему календарно-сетевого планирования, их следует переработать.Идеальный вариант, когда смета структурируется в соответствии с задачами управления на основе графиков в системе управления проектами.
Следует обратить внимание на один момент, связанный с переработкой сметы для целей управления. Заказчик, как правило, проверяет правильность составления сметы, исходя из общепринятых расценок и нормативов, то есть рассматривает исходную смету. После того как цена согласована, можно начинать переработку данных сметы в соответствии с задачами управления и передачу этих данных в систему календарно-сетевого планирования. Переработанная смета отличается от исходной составом работ, но весь объем, потребность в ресурсах и цена остаются прежними.
Далее встает вопрос о том, какую смету взять за основу для составления актов выполненных работ: исходную или переработанную. Ситуация, когда заказчик и подрядчик договариваются учитывать выполнение работ по переработанной смете, имеет ряд преимуществ. Во-первых, смета и график производства работ имеют одинаковую номенклатуру работ, а значит, в любой момент времени имеется наиболее полная информация для анализа хода проекта: с одной стороны, контроль проекта по срокам и проценту выполнения работ, с другой – контроль расхода ресурсов на выполненный объем. Во вторых, информация по проекту актуальна, так как факт вносится в систему, гораздо чаще, чем при составлении процентовок. К тому же многократный обмен данными в этом случае намного легче осуществить технически, потому что не требуется каждый раз устанавливать соответствие между работами в смете и в графике.
6. Ресурсное планирование проекта. Логистика и материально-техническое обеспечение проекта. Анализ реализуемости календарного плана проекта
6.1. Ресурсное планирование проекта
Работы проекта для своего выполнения требуют разнообразных ресурсов. Отвлекаясь от многообразия типов ресурсов, в планировании целесообразно выделять два основных типа:
1) невоспроизводимые (складируемые, накапливаемые) ресурсы (ресурсы типа «энергия»), которые в процессе выполнения задачи расходуются полностью, не допуская повторного использования. Не использованные в данный отрезок времени, они могут использоваться в дальнейшем. Иными словами, такие ресурсы можно накапливать с последующим расходованием запасов. Примерами ресурсов этого типа являются топливо, предметы труда, средства труда однократного применения, а также финансовые средства;
2) воспроизводимымые (нескладируемые, ненакапливаемые) ресурсы (ресурсы типа «мощности»), которые в ходе работы сохраняют свою натурально-вещественную форму и по мере высвобождения могут использоваться на других работах. Если эти ресурсы простаивают, то их неиспользованная способность к функционированию в данный отрезок времени не компенсируется в будущем, не накапливается. Примерами ресурсов этого типа являются люди и средства труда многократного использования (машины, механизмы, станки и т. п.).
Потребность работы в складируемом ресурсе описывается функцией интенсивности затрат, показывающей скорость потребления ресурса в зависимости от фазы работы, либо функцией затрат, показывающей суммарный, накоплений объем требуемого ресурса в зависимости от фазы.
Потребность работы в нескладируемом ресурсе задается в виде функции потребности, показывающей количество единиц данного ресурса, необходимых для выполнения работ, в зависимости от фазы.
Наряду с функциями потребности, характеризующими задачи проекта, необходимо рассматривать и функции наличия (доступности) ресурсов. Функции наличия задаются аналогично функциям потребности. Отличие заключается в том, что функции наличия задаются на проект в целом, так что их аргументом выступает не фаза работы, а время (рабочее или календарное). Проверка ресурсной реализуемости календарного плана требует сопоставления функций наличия и потребности в ресурсах проекта в целом.
Одним из преимуществ представления проекта в виде сетевой модели является возможность легко получать информацию о ресурсных потребностях в каждом промежутке времени.
Классическая модель МКП строит график из предположения, что все требуемые ресурсы доступны, то есть при выполнении оценок продолжительностей работ предполагалось, что все ресурсы будут доступны в необходимом количестве. Однако на практике планирование проекта с учетом ресурсного обеспечения является важнейшей задачей менеджера, вынужденного прибегать к различным методикам перераспределения ресурсов, чтобы добиться приемлемого графика работ.
Для решения таких проблем в инструменты, реализующие классический МКП, были внедрены методики ресурсного анализа. Теперь эти инструменты обеспечивают менеджера как прямыми, так и косвенными методами создания ресурсно реализуемого плана.
Основными выгодами от включения на этапе планирования информации по ресурсам в расписание проекта являются:
1) возможность оценить конкретные сроки и объемы потребностей в ресурсах;
2) возможность определить узкие места, в которых потребность в ресурсе превышает его доступное количество, в результате которых возможна задержка работ;
3) возможность оценить стоимость проекта на основе данных об использовании ресурсов.
А на этапе реализации проекта это, в первую очередь, возможность четкого назначения исполнителей по срокам и по работам.
В общем виде алгоритм ресурсного планирования проекта включает три основных этапа:
1. Определение ресурсов (описание ресурса и определение максимально доступного количества данного ресурса).
2. Назначение ресурсов задачам.
3. Анализ расписания и разрешение возникших противоречий между требуемым количеством ресурса и количеством, имеющимся в наличии.
Поскольку наличие необходимых для выполнения работ ресурсов часто является ключевым фактором управления проектом, руководитель может разработать реальный план только в том случае, если описан набор доступных ресурсов.
Процесс назначения ресурсов заключается в указании для каждой работы требуемых ресурсов и определении их необходимого количества. После того как такая информация введена, можно получить гистограмму загрузки каждого ресурса на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Отчеты о назначении ресурсов позволяют проследить использование отдельных ресурсов по всем работам. Анализ таких отчетов отвечает на вопросы, являются ли соответствующие ресурсы доступными, какие из работ требуют наиболее загруженных видов ресурсов и эффективно ли такое назначение ресурсов для данного графика работ.
Теоретически, используя расписание задач с назначенными ресурсами, менеджер может вручную перераспределить назначение ресурсов таким образом, чтобы получить оптимальный профиль их использования. Однако для крупных проектов сделать это без специализированных программных средств практически невозможно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|