Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность и виды интегрированных систем управления предприятием





 

 

Развитие промышленного производства продолжается по пути роста разнообразия производимой продукции, усложнения технологических процессов и процедур управления. Сегодня ни одно предприятие не может обойтись без использования информационных технологий для поддержки выполняемых управленческих процедур. Эти процедуры выполняются в автоматизированных или интегрированных системах управления.

Комплексная автоматизация бизнес-процессов предприятия на базе современной аппаратной и программной поддержки может называться по-разному. В настоящее время употребляются следующие названия [9]:

3. Автоматизированные системы управления (АСУ);

4. Интегрированные системы управления (ИСУ);

5. Интегрированные информационные системы (ИИС);

6. Информационные системы управления предприятием (ИСУП).

7. Корпоративная информационная система (КИС).

Будем придерживаться названия интегрированной системы управления, подразумевая при этом совокупность технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации. По своему составу ИСУ - это совокупность различных программно-аппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, интегрированных в единую информационно-однородную систему, которая наилучшим образом решает в некотором роде уникальную задачу каждого конкретного предприятия [14]. То есть, это человеко-машинная система и инструмент поддержки интеллектуальной деятельности человека, которая под его воздействием должна:



· накапливать определенный опыт и формализованные знания;

· постоянно совершенствоваться и развиваться;

· быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и новым потребностям предприятия.

Важно подчеркнуть, чтохарактерной чертой ИСУ является сквозная интеграция, при которой каждому модулю системы, отвечающему за свой бизнес-процесс, в режиме реальном времени доступна вся необходимая информация, вырабатываемая другими модулями без дополнительного и, тем более, двойного ввода информации. Тем самым решаются проблемы координации деятельности сотрудников и подразделений, обеспечения их необходимой информацией и контроля исполнительской дисциплины, а руководство получает своевременный доступ к достоверным данным о ходе производственного процесса и имеет средства для оперативного принятия и воплощения в жизнь своих решений. И, что самое главное, полученный автоматизированный комплекс представляет собой гибкую открытую структуру, которую можно перестраивать на лету и дополнять новыми модулями или внешним программным обеспечением [10].



Современная интегрированная система предприятия должна отвечать следующему минимальному перечню требований:

1. Функциональная полнота.

2. Надежная система защиты информации.

3. Наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы.

4. Реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях.

5. Обеспечение обмена данными между разработанными информационными системами и другими программными продуктами, функционирующими в организации.

6. Возможность консолидации информации.

7. Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации.

В общем виде внедрение информационных систем в управление предприятием дает получение достоверной и оперативной информации о деятельности всех подразделений компании; повышение эффективности управления компанией; сокращение затрат рабочего времени на выполнение рабочих операций; повышение общей результативности работы за счет более рациональной ее организации.

Если представить предприятие в качестве живого организма, то ИСУ лучше всего подходит на роль его нервной системы, пронизывающей все органы, все частички корпоративного организма. Повышение внутренней управляемости, гибкости и устойчивости к внешним воздействиям увеличивает эффективность предприятия, его конкурентоспособность, а, в конечном счете - прибыльность. Вследствие внедрения ИСУ увеличиваются объемы продаж, снижается себестоимость, уменьшаются складские запасы, сокращаются сроки выполнения заказов, улучшается взаимодействие с поставщиками. Соотношение выгоды от использования системы и ее стоимости является одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на решение о покупке ИСУ. Прямую окупаемость интегрированной системы посчитать непросто, поскольку в результате внедрения оптимизируется внутренняя структура компании, снижаются трудноизмеримые транзакционные издержки. Сложно определить, например, в какой степени увеличение доходов компании явилось следствием работы программной системы, а в какой - результатом настройки бизнес-процессов, то есть плодом управленческих технологий. Однако в некоторых аспектах деятельности компании оценка вполне реальна. В первую очередь это касается логистики, где внедрение ИСУ приводит к оптимизации материальных потоков и к снижению потребности в оборотных средствах.



Опыт внедрения интегрированных систем показывает их высокую эффективность в логистической системе [9]:

· снижение транспортно-заготовительных расходов на 60%;

· сокращение производственного цикла по заказным изделиям на 50%;

· сокращение количества задержек с отгрузкой готовой продукции на 45%;

· уменьшение уровня неснижаемых остатков на складах на 40%;

· снижение производственного брака на 35%;

· уменьшение административно-управленческих расходов на 30%;

· сокращение производственного цикла по базовым изделиям на 30%;

· уменьшение складских площадей на 25%;

· увеличение оборачиваемости средств в расчётах на 30%;

· увеличение оборачиваемости ТМЗ на 65%;

· увеличение количества поставок точно в срок на 80%.

В основе современных ИСУ лежат стандарты MPS, MPR , MPR II, ERP, ERP II, CSRP и BPM [3, 9, 14]. Под стандартами, в данном случае, понимается формальное описание процедуры, делающей эффективным какой-либо решение или труд определенного работника.

Исходным стандартом, появившимся в конце 50-х – начале 60-х годов 20 века, был стандарт MPS (Master Planning Scheduling – управление календарным планированием), предназначенный для составления основного плана производства. Далее к конце 60-х годов крупные компании с множеством автоматизированных рабочих мест стали искать способ упростить управление производственными процессами. Первым шагом на этом пути стало появление идеи единой модели данных в масштабе всей организации. Так появился стандарт MRP (Material Requirements Planning – автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства), который позволил быстро считать возможность выполнения нового заказа к нужному сроку при текущей загрузке производства. При условиях невозможности выполнения данного заказа к конкретному сроку, система способна ответить на вопрос, во что обойдется заказчику выполнение нового заказа, если он все же на сроке настаивает. На основании данных о состоянии спроса вырабатывались планы выпуска конечной продукции,

Затем появились системы класса MRPII (Manufacturing Resource Planning - планирование производственных ресурсов), основная суть которых сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю. В общем случае они обеспечивают решение задач планирования деятельности предприятия в натуральных единицах, финансовое планирование в денежном выражении.

Следующим этапом в развитии ИСУ стало появление с конца 1980-х годов систем класса ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия). Эти системы охватывают всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность предприятия. К ним предъявляются такие требования как: централизация данных в единой базе, режим работы близкий к реальному времени, сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей, поддержка территориально распределенных структур, работа в широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД, возможность применения графики, использования CASE-технологий для дальнейшего развития системы, поддержание архитектуры типа “клиент-сервер” и реализации их как открытых систем. Однако, занимаясь улучшением внутренней структуры, предприятие не повышает степени эффективности взаимодействия с контрагентами.

Следующий этап развития систем управления был ориентирован на интеграцию деятельности заказчиков и партнеров предприятия в его внутреннюю систему и называется ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing – обработка данных по ресурсам и взаимоотношениям предприятия). Internet предоставляет возможность предприятию взаимодействовать со всеми его контрагентами в совершенно новой среде, позволяющей контактировать напрямую с потребителем. Для того чтобы ERPII система была применима для электронной коммерции и бизнеса, было создано приложение по управлению связями с заказчиком CRM (Customer Relationship Management – управление взаимоотношениями с клиентом),а также дополнительное программное обеспечение (ПО) промежуточного слоя. Такое ПО назвали EAI (Enterprise Application Integration - интеграция приложений масштаба предприятия), которое обеспечивает следующие функции:

· электронная коммерция;

· управления цепочкой поставок;

· услуги доступа к приложениям;

· виртуальные торговые площадки.

ERPII-система, снабженная CRM и EAI-продуктами получила название XRP-система, т.е. расширенная (Extended) ERP-система. С ее помощью можно в реальном режиме времени разделять данные, циркулирующие между различными корпоративными приложениями. По классификации эта система приближается к следующему поколению ИСУ - системам стандарта CSRP (Customer Synhronized Resource Planning - планирование ресурсов совместно с потребителем). Системы такого класса позволяют интегрировать процессы как внутри одной корпорации, так и за ее пределами.

ERP-системы сфокусированы на автоматизации управленческих процессов, сопровождении бизнес-процессов и снижении операционных затрат, но неспособны обеспечить всеобъемлющий, легкий и быстрый доступ к необходимой управленческой информации. Не вся информация, необходимая как высшему руководству, так и менеджерам и специалистам на местах, имеется в наличии в ERP-системе. Эти обстоятельства привели к появлению и развитию систем BPM (Business Performance Management - управление эффективностью бизнеса),которые позволяют связывать операционные результаты деятельности предприятия с эффективностью реализации миссии компании. Задача BPM-систем - помочь в реализации стратегических целей бизнеса в реальных условиях. BPM-системы обеспечивают целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленный на улучшение способности компании реально оценивать свое текущее состояние и управлять эффективностью своей деятельности на всех уровнях путем объединения владельцев процессов, менеджеров, персонала и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды управления. То есть BPM-система предназначена для поддержки полного цикла управления компанией.

Системы ERP имеют модульную структуру, при этом подсистемы, могут компоноваться вместе в зависимости от конкретных потребностей предприятий. Минимальная комбинация включает следующие подсистемы: «Производство», «Финансы», «Сбыт, снабжение, склады», «Транспорт» и «Информационная система руководителя». В целом стандарт MRPII содержит описание 16 групп функций системы, которые и компонуются в ее подсистемы.

Стандарты MRP/ERP поддерживаются Американским обществом по контролю за производственными запасами APICS (American Production and Inventory Control Society), которое определяет MRP/ERP как набор проверенных на практике разумных принципов, моделей и процедур управления и контроля, предназначенных для повышения показателей экономической деятельности предприятия. В настоящее время на мировом рынке около 500 систем, соответствующих стандартам MRP II и ERP, 5-6 из них разработаны в России [3].

Существует разделение интегрированных систем управления предприятием на классы: финансово-управленческий и производственный. Финансово-управленческие системывключают подкласс малых интегрированных систем, которые предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склад, кадры и т.д.). Системами этой группы может воспользоваться практически любое предприятие, они универсальны, цикл их внедрения невелик, иногда можно воспользоваться «коробочным» вариантом, купив программу и самостоятельно установив ее на ПК.

Производственные системы(также называемые системами производственного управления) включают подклассы средних и крупных интегрированных систем. Они предназначены в первую очередь для управления и планирования производственного процесса. Учетные функции, хотя и глубоко проработаны, играют вспомогательную роль, и порой невозможно выделить модуль бухгалтерского учета, так как информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей. Производственные системы значительно более сложны в установке (цикл внедрения может занимать от 6 - 9 месяцев до полутора лет и более). Это обусловлено тем, что система покрывает потребности всего предприятия, и это требует значительных совместных усилий сотрудников предприятия и поставщиков программ.

Производственные системы часто ориентированы на одну или несколько отраслей и/или типов производства: серийное сборочное (электроника, машиностроение), мелкосерийное и опытное (авиация, тяжелое машиностроение), дискретное (металлургия, химия, упаковка), непрерывное (нефтедобыча, газодобыча). Специализация отражается как в наборе функций системы, так и в существовании бизнес-моделей данного типа производства. Наличие встроенных моделей для определенного типа производства отличает производственные системы друг от друга. У каждой из них есть глубоко проработанные направления и функции, разработка которых только начинается или вообще не ведется.

Производственные системы по многим параметрам значительно более жестки, чем финансово-управленческие. Основное внимание уделяется планированию и оптимальному управлению производством. Эффект от внедрения производственных систем проявляется на верхних эшелонах управления предприятием, когда становится видна вся картина его работы, включая планирование, закупки, производство, сбыт, запасы, финансовые потоки и другие аспекты. Все производственные системы разработаны с помощью промышленных баз данных. В большинстве случаев используются технология клиент-сервер или Internet-технологии.

Для автоматизации больших предприятий в мировой практике часто используется смешанное решение из классов крупных, средних и малых интегрированных систем.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.