Сделай Сам Свою Работу на 5

Вспомогательные и обеспечивающие процессы в производстве

 

Техническое обслуживание основного производства представляет собой комплекс производственных подразделений и служб промышленного предприятия, который носит название «вспомогательное производство». Основной задачей технического обслуживания про­изводства является обеспечение ритмичности и бесперебойности технологического процесса изготовления продукции в части прове­дения планово-предупредительного ремонта оборудования, оснастки, инструмента, коммуникаций и поддержания их в постоянной готов­ности к эксплуатации; осуществления контроля качества производимой промежуточной и конечной продукции; обеспечения предприятия всеми видами энергии; снабжения основного производства разнообразными инструментами, технологической оснастки и приспособлений. Реализацию этой задачи на промышленном предприятии осуществляет ряд служб, имеющих в своем распоряжении соответ­ствующее оборудование, станочный парк, специальные устройства и приборы.

Организационно техническое обслуживание основного произ­водства связано с централизацией вспомогательных функций в специализированные службы и производственные подразделения предприятия. В этих подразделениях осуществляются нормирование обслуживающих работ и материально-технических ресурсов, необходимых для их выполнения; организация выполнения обслужи­вающих работ по разработанным маршрутам и операциям; применение на вспомогательных и обслуживающих работах совершенной технологии, оборудования, средств комплексной механизации и автоматизации.

Наиболее важными вспомогательными службами и производственными подразделениями, обслуживающими основное произ­водство промышленного предприятия, являются ремонтное хозяйство, энергетическое хозяйство, инструментальное хозяйство, технический контроль. Рассмотрим поочередно задачи, решаемые этими службами, организацию обслуживания и материально-техническую базу вспо­могательных подразделений.

Ремонтное хозяйство предприятия осуществляет комплекс мероприятий по уходу и надзору за состоянием оборудования — проверка на точность, смазка, устранение мелких неисправностей, контроль за соблюдением правил эксплуатации. Эти мероприятия направлены на эффективное использование оборудования. Основные задачи ремонтного хозяйства — это предупреждение преждевременного износа оборудования; поддержание его в рабочем состоянии путем организации рационального ухода, обслуживания и ремонта; максимальное сокращение простоев оборудования в ремонте; минимизация затрат на ремонт, уход и надзор.



Материально-технические ресурсы, по­требляемые ремонтным хозяйством, подразделяются на две группы:

· оборудование, технологическая оснастка и инструмент; включает орудия труда, которые имеют определенную специфику, т.е. являются мерой технической вооруженности труда; представляют собой ресурс многоразового потребления; постепенно потребляются и переносят стоимость на производимую продукцию; имеют ограниченный фи­зический жизненный цикл эксплуатации;

· предметы труда (мате­риалы, полуфабрикаты, запасные части), которые потребляются полностью при обслуживании и ремонте орудий труда.

Организация ремонта оборудования на промышленных пред­приятиях осуществляется в соответствии с разработанной системой планово-предупредительного ремонта. При этом под планово-предупредительным ремонтом понимается восстановление работоспособ­ности оборудования (точности, мощности, производительности) путем рационального ухода, замены и ремонта изношенных деталей и узлов, проводимых по заранее составленному плану. Основой системы планово-предупредительного ремонта является нормативная база, позволяющая наиболее рационально планировать и осуществлять ремонтные работы и межремонтное обслуживание. Одними из основных нормативов являются продолжительность межремонтного цикла, продолжительность межремонтного периода, продолжительность межосмотрового периода.

Орудия и предметы труда должны поставляться ремонтному хо­зяйству в сроки, установленные для проведения обслуживания и планово-предупредительного ремонта. Одновременно устанавли­ваются соответствующие сроки поступления материально-технических ресурсов в инструментальное и энергетическое хозяйство, в службу технического контроля качества продукции. Эти сроки должны быть скоординированы по времени между собой и основным производ­ством, а кроме того, должны постоянно контролироваться.

Энергетическое хозяйство предприятия призвано обеспечить бесперебойное снабжение производственных подразделений всеми видами энергии при соблюдении установленных параметров потребления. К основным задачам энергетического хозяйства промышлен­ного предприятия относятся наблюдение за строгим соблюдением правил эксплуатации энергетического оборудования; организация и проведение ремонтных работ; организация рационального исполь­зования топливных и энергетических ресурсов.

Основными видами энергии, потребляемыми промышленными предприятиями, являются тепловая и химическая энергия топлива, тепловая энергия пара и горячей воды, механическая энергия, электроэнергия. При этом к энергоресурсам относятся: натуральное топливо, электрический ток, пар различных параметров, сжатый воздух различного давления, горячие газы, горячая вода и конденсат, вода под напором. Разнообразные виды энергоресурсов на промыш­ленном предприятии используются в следующих основных направ­лениях: в качестве двигательной силы, в технологических процессах, для освещения, отопления, вентиляции и хозяйственно-бытовых нужд. На всех стадиях производства могут быть использованы раз­личные виды энергоресурсов. Следует отметить, что поскольку в различных технологических процессах используются разнообразные энергоресурсы, то проблема выбора наиболее экономичного из них в энергоемких процессах приобретает особое значение.

Энергетическое хозяйство промышленного предприятия состоит из ряда производственных подразделений, состав и величина которых зависят от характера и масштаба производства, технологических процессов, особенностей энергосбережения.

Инструментальное хозяйство предприятия призвано обеспечивать бесперебойное снабжение производственных подразделений и рабочих мест промышленного предприятия высококачественной технологи­ческой оснасткой в необходимом количестве и ассортименте при минимальных затратах на ее приобретение или изготовление, хранение и эксплуатацию. Инструментальное хозяйство машиностроительного предприятия представляет собой совокупность общезаводских и цеховых подразделений (отделов, групп, цехов, участков), занятых проектированием, приобретением, изготовлением, ее учетом, хра­нением и выдачей в производственные подразделения и на рабочие места.

Промышленные предприятия используют широкую номенклатуру технологической оснастки — режущий, мерительный и вспомога­тельный инструмент; различные штампы и модели; станочные и слесарные приспособления; пресс-формы различных конфигураций. При этом затраты на технологическую оснастку, например, в себе­стоимости машиностроительной продукции достигают 8-15%.

Функциями инструментального хозяйства являются классифи­кация и индексация технологической оснастки, определение потреб­ности и планирование производства оснастки, установление норм расхода и запасов оснастки, технологическая подготовка инструмен­тального хозяйства, инструментообслуживание рабочих мест, ремонт и восстановление оснастки, технический надзор за эксплуатацией оснастки, заточка режущего инструмента. Потребность предприятия в технологической оснастке удовлетво­ряется по двум направлениям: ее приобретение по кооперации; из­готовление на собственных производственных мощностях. Есте­ственно, что стандартная типовая технологическая оснастка произ­водится на специализированных инструментальных предприятиях и поставляется промышленным предприятиям. Одновременно часть оснастки изготовляется в инструментальных цехах предприятия и предназначена для собственных нужд.

Неотъемлемой и обязательной частью производственного процесса является технический контроль,которыйпредставляет собой проверку соблюдения технических требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления. Объектами технического контроля являются материальные ресурсы, поступающие на предприятие от поставщиков, продукция предприятия как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства, технологические про­цессы, орудия труда, технологическая дисциплина и общая культура производства. Технический контроль призван обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям технической документации, и спо­собствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами времени и средств.

В зависимости от конкретных задач, стоящих перед техническим контролем, проводимом на промышленном предприятии использу­ются различные виды и методы контроля. Сущность отдельных видов контроля заключается в следующем:

· приемочный контроль осуществляется при поступлении материальных ресурсов от поставщиков и в производстве продукции с целью выяв­ления и изоляции брака;

· профилактический контроль имеет целью предупреждение появления брака в процессе производства продукции;

· комплексный контроль решает одновременно задачи приемки и профилактики;

· специальный контроль преследует решение специ­фических производственных задач: оценка уровня качества продукции в производственных подразделениях предприятия, оценка качества продукции в эксплуатации.

В свою очередь, используемые методы технического контроля ставят перед собой следующие задачи:

· контроль наладки имеет целью проверку соблюдения установленных требований к качеству продукции в начале выполнения той или иной операции;

· летучий контроль состоит в периодических и эпизодических проверках качества про­дукции непосредственно на рабочих местах;

· статистический контроль представляет собой особую группу методов, базирующихся на эко­номическом обосновании режимов технологических процессов и четкой их регламентации;

· выборочная проверка предусматривает контроль части продукции - представителя из совокупности или партии промежуточной или готовой продукции;

· сплошная проверка предусматривает полный контроль продукции.

В зависимости от особенностей контролируемых параметров различают контроль геометрических форм и размеров; контроль внешнего вида продукции и документации (состояние упаковки и консервации, наличие и правильность маркировки, правильность оформления технической документации); контроль физико-механических, химических и других свойств материалов и полуфабрикатов; контроль внутреннего состояния продукции (раковины, внутренние трещины); контроль технологических свойств, определяющих при­годность материалов и полуфабрикатов для дальнейшей обработки (штампуемость, свариваемость); контрольно-сдаточные испытания в соответствующих условиях (при режимах нормальной эксплуатации, повышенных режимах); контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Первым этапом контроля качества на производственном предприятии является техническая приемка материалов и полуфабрикатов, готовых и комплектующих изделий, поступающих от предприятий-постав­щиков. Техническая приемка включает в себя оценку качества по­ступающей на предприятие продукции; оформление приемочной документации; составление рекламационных актов на недоброка­чественную продукцию; изоляцию дефектной (забракованной про­дукции); контроль за правильностью маркировки продукции; оценку состояния упаковки и консервации; осуществление контроля геометрических размеров и проведение соответствующих испытаний; отбор проб для лабораторных испытаний и последующую проверку соответствия свойств материальных ресурсов техническим условиям; проведение контроля за соблюдением правил разгрузки, хранения и выдачи продукции в производство.

Дальнейший ход контроля качества продукции на промышленном предприятии состоит в проведении технического контроля производственного процесса. Здесь наиболее эффективным методом является статистический контроль, который в отличие от других методов выборочного контроля обосновывается техническими и экономиче­скими расчетами. Статистические методы текущего контроля качества продукции и процессов предусматривают соответствие методов контроля технологическим особенностям протекания операций; жесткую регламентацию режимов контроля и их обязательное эко­номическое обоснование; совмещение предупредительного и при­емочного контроля; запись результатов контроля в форме, облегча­ющей их использование в целях непосредственного управления ходом контролируемой операции и последующего анализа состояния операции; изменение методов и режимов контроля в зависимости от состояния операции.

Техника, методы и организационные формы контроля зависят от типа производства. Так, в условиях индивидуального производства широко применяется пооперационный, а на некоторых промыш­ленных предприятиях — попереходный и сплошной контроль. В се­рийном производстве применяются практически все виды и методы контроля: в обрабатывающих цехах наиболее распространен групповой контроль (приемка после выполнения нескольких технологических операций), а также выборочный контроль; при контроле операций, выполняемых на автоматическом оборудовании, используется ста­тистический метод контроля.

Надежность контроля и трудоемкость контрольных операций существенно зависят от степени совершенства применяемых средств контроля. На промышленных предприятиях используется значительное количество разнообразных измерительных инструментов, приборов и устройств, при этом механизация и автоматизация контрольных операций, выполняемых в процессе изготовления деталей неразрывно связана с комплексной механизацией и автоматизацией производственных процессов. Как правило, измерительные устройства связаны с исполнительными органами станка и осуществляют его остановку при достижении заданного размера детали.

К обеспечивающим или обслуживающим хозяйствам производственного назна­чения относятся: складское хозяйство, включающее различ­ные заводские склады и кладовые; транспортное хозяйство, в состав которого входят депо, гараж, ремонтные мастерские и необходимые транспортные и погрузочно-разгрузочные сред­ства; санитарно-техническое хозяйство, объединяющее водо­проводные, канализационные, вентиляционные и отопитель­ные устройства; центральная заводская лаборатория, состо­ящая, например, из лабораторий механической, металлографической, хи­мической, пирометрической, рентгеновской и др. Все они вы­полняют работу по обслуживанию основных, вспомогательных и побочных цехов.

Складское хозяйство является важнейшей частью любого предприятия, поскольку оказывает непосредственное влияние на ход производственных процессов. Материально-техническое снабжение в организационном плане ориентируется на складскую или (и) транзитную формы до­ставки основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на рабочие места. Технологические процессы транзитного движения материального потока в складском хозяйстве организуются, как правило, по соответствующим зонам (площадям) заводских снабженческих складов в следующей последовательности: разгрузочный фронт (рампа) — участок приемки и контроля — зона хранения — участок комплектования заказов и формирования транспортных партий — отгрузочный фронт. В свою очередь, складская форма снабжения предполагает доставку материально-технических ресурсов на централизованные заводские склады и последующее их распределение по производ­ственным подразделениям предприятия в соответствии с потребностью каждого из них.

Подавляющее большин­ство материальных ценностей предприятий проходит через склады, поэтому они занимают значительную часть заводской территории. В основном производстве первым звеном логистической цепи являются снабженческие склады материально-технических ресурсов, которые принимают и хранят используемые в про­изводстве материалы и выдают их в производство. Далее в логистической цепи следуют:

• производственные склады, подчиняющиеся производственно-дис­петчерскому отделу - это разного рода цеховые кладовые и об­щезаводские склады, обеспечивающие производственный процесс предметами и средствами труда;

• склады запасных частей - подчиняются отделу главного механика; принимают, хранят и отпускают детали и другие материальные ценности для проведения всех видов ремонтов оборудования и других видов производственных фондов;

• инструментальные склады - подчиняются инструменталь­ному отделу; принимают, хранят и отпускают цехам все виды инструментов и приспособлений.

Кроме них в обеспечении производственного процесса участвуют склады отдела главного энергетика, отдела автоматиза­ции и механизации, отдела главного метролога, отходов и утиля. Замыкают логистическую цепочку сбытовые склады, которые подчиняются отделу сбыта, принимают, хра­нят и отпускают готовую продукцию завода для ее реали­зации.

По масштабу работы различают центральные, общезаводские, прицеховые и цеховые склады. Центральные и общезаводские склады обслуживают весь завод и занимают, как правило, отдельную площадь на территории завода (непроизводственную). Прицеховые склады находятся при каких-либо цехах, служат для хранения материальных ценностей группы цехов (спецодеж­ды, мыла, хозяйственных товаров и прочих ценностей). Цехо­вые склады являются цеховыми подразделениями, обслужи­вают определенный цех и занимают его производственную площадь. Они подразделяются на склады материалов, заго­товок, полуфабрикатов, инструмента и т. п.

Рациональная организация складских операций позволя­ет руководству предприятия иметь необходимые сведения о наличии товаро-материальных ценностей на складах и своев­ременно принимать решения об их пополнении и бесперебой­ном обеспечении производства.

Одной из важнейших задач, решаемых в управлении логистичес­кими цепями на промышленном предприятия, является рациональная организация работы внутризаводского транспорта, которая строится на базе комплексной технологии производства, предусматривающей регламентацию всех транспортных процедур и операций. На основе последовательности осуществления производственного процесса предусматривается регламентация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ с соответствующим технико-экономическим обос­нованием, определяются номенклатура и объемы транспортируемой продукции, характеристика применяемого оборудования, производственной тары и приспособлений, устанавливается последовательность осуществляемых транспортных и погрузочных операций.

Организация работы внутризаводского транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. На промышленных предприятиях используются, как правило, две основные системы планирования перевозок — работа транспорта по стандартным расписаниям и работа транспорта по заказам. Первая система используется при стабильных и достаточно мощных грузо­потоках. При этом подготовительные работы включают выбор наи­более рациональных маршрутов, разработку стандартных графиков движения транспортных средств, определение порядка выполнения погрузочно-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и разгрузки продукции. Вторая система (работа транспорта по заказам) применяется при эпизодической потребности в транспортных сред­ствах.

Установление оптимальных вариантов маршрутов движения транспортных средств в управлении логистическими цепями — одна из ключевых задач транспортной деятельности на промышленном предприятии. Для ее решения необходимы следующие исходные данные: количество отправных пунктов (мест погрузки), количество пунктов- получателей (мест разгрузки), номенклатура и объемы перемещаемой продукции, количество транспортных средств, время доставки про­дукции, скорость движения транспортных средств и их грузоподъ­емность. Маршруты движения должны быть организованы таким образом, чтобы транспортные средства максимально использовались по времени и грузоподъемности с минимальным временем простоев под погрузкой и разгрузкой.

В практике работы промышленных предприятий используются, как правило, два варианта организации маршрутов движения транс­портных средств — маятниковые и кольцевые маршруты. При этом отправным пунктом может быть центральный заводской склад (склады) — доставка материально-технических ресурсов, или произ­водственные подразделения предприятия — доставка промежуточной или конечной готовой продукции.

Маятниковая система маршрутных перевозок применяется в том случае, когда единовременная доставка продукции обеспечивает максимальное использование транспортных средств по грузоподъемности. В свою очередь, маятниковая система может быть односто­ронней, двусторонней и веерной. Односторонняя маятниковая система перевозок предполагает движение продукции только в одном направлении — от места погрузки (отправления) к месту назначения (доставка материально-технических ресурсов в производственные подразделения или деталей, узлов, агрегатов для дальнейшей обработки и сборки). Двусторонняя система характеризуется возвратной транспортировкой продукции, например детали из механического цеха доставляются в цех термообработки или цех защитных покрытий и возвращаются обратно в данное про­изводственное подразделение. Веерная система предполагает доставку ресурсов и продукции из одного места погрузки (отправления) од­новременно в несколько мест назначения. При этом веерная система может иметь вариант двусторонних маршрутов — возвратная транс­портировка продукции.

Количество транспортных средств, необходимых для осуществления веерных маятниковых перевозок, определяется в зависимости от количества пунктов назначения в виде общего количества транс­портных средств, используемых в суммарных односторонних, дву­сторонних перевозках или при их сочетании.

Кольцевая система замкнутых маршрутов движения транспортных средств применяется для доставки материально-технических ресурсов и промежуточной продукции из одного пункта (пунктов) отправления последовательно в несколько пунктов назначения, когда суммарное количество продукции, требуемое производственным подразделениям, позволяет обеспечить более полную загрузку транспортных средств. Когда речь идет о материально-технических ресурсах, доставляемых с заводского снабженческого склада (складов), организация их транспортировки имеет два варианта:

1) погрузка одноименной номен­клатуры ресурсов на одном складе и последовательной доставке по кольцевому маршруту;

2) погрузка нескольких номенклатурных по­зиций ресурсов на различных складах по заказам производственных подразделений и последовательная их доставка по кольцевому мар­шруту.

Аналогичные варианты используются при транспортировке промежуточной продукции (деталей, узлов) в производственном процессе.

На рис. 7 представлен в качестве примера вариант организации кольцевых маршрутов движения транспортных средств с центрального заводского снабженческого склада в производственные подразделения промышленного предприятия.

 

Рис. 7. Кольцевая маршрутная перевозка продукции на предприятии

Для того чтобы обеспечить более полное использование транспортных средств по времени и грузоподъемности и оптимизировать процесс товародвижения в логистических цепях транспортной под­системы логистики, обслуживающей производство, на промышленных предприятиях целесообразно применять централизованную доставку сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, покупных готовых и комплектующих изделий, инструмента, запасных частей, промежуточной продукции, необходимой для производства. В свою очередь, централизованная доставка требует составления соответствующих схем грузопотоков, почасовых графиков движения транспортных средств, осуществления маятниковых и кольцевых маршрутов движения по расписанию.

Таким образом, логистические цепи на промышленном предприятии представляют собой взаимосвязь основного производства, вспомогательного и обеспечивающего хозяйства при решении комплекса задач, направленных на ритмичный выпуск конечной готовой продукции, и одновременно на формирование автономности в каждом из производств с позиции управления, пла­нирования и организации технологического процесса изготовления соответствующей продукции.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.