Объёмы Фонда национального благосостояния РФ
Дата
| Млрд. долл.
| Млрд. руб.
| % к ВВП
| На 1.01.2010
| 91,56
| 2796,02
| 7,1
| На 1.01.2011
| 88,44
| 2695,52
| 5,8
| На 1.01.2012
| 86,79
| 2794,43
| 5,0
| На 1.01.2013
| 88,59
| 2690,53
| 4,3
| Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния, выраженный в российских рублях и долларах США, соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Фонда национального благосостояния и средств, размещенных на депозитах во Внешэкономбанке, пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным Центральным банком Российской Федерации на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов. Указанный показатель не учитывает расчетных сумм процентного дохода за истекшую часть процентного периода по счетам в иностранной валюте в Центральном банке Российской Федерации и по депозитам во Внешэкономбанке. Для расчёта доли к ВВП используются фактические значения ВВП за соответствующие годы, публикуемые Росстатом (до опубликования данных о фактическом значении объема ВВП используется прогнозируемый объем ВВП в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год).
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое внебюджетный фонд?
2. Классификация внебюджетных фондов.
3. В чём необходимость создания государственных внебюджетных фондов?
4. Раскройте роль внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии общества.
5. Каким образом средства внебюджетных фондов могут быть использованы на финансовом рынке?
6. Чем была обусловлена необходимость консолидации в бюджете специальных внебюджетных фондов?
7. В чём сходство и различие социального страхования и социального обеспечения?
8. Дайте общую характеристику ПФР.
9. Дайте общую характеристику ФСС.
10. Дайте общую характеристику федерального и территориальных ФОМС.
11. Дайте общую характеристику негосударственных пенсионных фондов.
12. Рассмотрите и проанализируйте структуру доходов и расходов ПФР.
13. Рассмотрите и проанализируйте структуру доходов и расходов ФСС.
14. Рассмотрите и проанализируйте структуру доходов и расходов ФОМС.
15. Рассмотрите проблемы формирования бюджетов социальных внебюджетных фондов.
16. Охарактеризуйте основные направления пенсионной реформы в России.
17. Рассмотрите зарубежные неоклассические и неоконсервативные теории снижения взносов в социальные внебюджетные фонды.
18. Раскройте проблемы начисления и взимания единого социального налога.
19. Охарактеризуйте основные направления пенсионной реформы за рубежом.
20. Продумайте собственную позицию по поводу реформирования пенсионной системы.
РАЗДЕЛ III. Территориальные финансы
Глава 15. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
1. Общая характеристика территориальных финансов.
2. Общая характеристика финансов субъектов РФ и местных финансов.
3. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Общая характеристика территориальных финансов
В учебной финансовой литературе 90-х г.г. впервые стали рассматриваться вопросы территориальных (региональных) финансов. Россия отличается сильной дифференциацией уровня социально-экономического развития субъектов РФ и административно-территориальных образований, входящих в их состав. Поэтому изучение вопросов территориальных финансов является актуальной и важной задачей финансовой науки.
Подавляющее большинство авторов в состав территориальных финансов включают финансы субъектов РФ и местные финансы. Сами территориальные (региональные) финансы по-разному определяются разными авторами. Так, например, В.К. Сенчагов и А.И. Архипов считают, что «Финансы региона – это денежные ресурсы и потоки в их наличной или безналичной форме, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый жизненный уровень населения».[211] По мнению Г.Б. Поляка, «Территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонды денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий»[212]
А.М. Бабич и Л.Н. Павлова рассматривают отдельно финансы субъектов РФ и местные финансы, давая каждому понятию своё определение.[213] На наш взгляд, такой подход является верным. Как субъектами Российской Федерации, так и муниципалитетами формируются, распределяются и используются фонды денежных средств, в которых финансы получают своё материально-вещественное воплощение. Главными из этих фондов являются бюджеты. Как известно, бюджетная система Российской Федерации состоит из трёх уровней бюджетов: федерального, субъектов федерации и местных бюджетов. При этом муниципалитеты располагаются на территории субъекта федерации и их финансы тесно связаны, поэтому можно говорить о территориальных финансах, выделяя внутри них финансы субъектов федерации и местные финансы, так как каждые из них имеют свои особенности.
В условиях перехода к рыночной экономике права субфедеральных и местных органов власти стали расширяться, были утверждены законы, гарантирующие эти права. Важной вехой на пути расширения самостоятельности региональных и местных органов власти стало принятие законов «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» № 126 – ФЗ от 25.09.1997 г., «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» № 119 – ФЗ от 24.06. 1999 г. и др. Органы власти субъектов РФ стали самостоятельно решать многие вопросы, касающиеся финансовых взаимоотношений между региональными и муниципальными властями, что ещё больше укрепило их связь и взаимозависимость. Эти изменения привели к тому, что в литературе стали рассматриваться не только вопросы территориальных финансов, но и вопросы финансовых систем субъектов федерации или региональных финансовых систем, внутри которых реализуются территориальные финансы.
Финансы субъектов федерации и местные финансы являются составными частями финансов страны. В финансовой системе местные финансы представлены в качестве отдельного звена, а финансы субъектов федерации относятся к государственным финансам. Несмотря на относительную самостоятельность в решении многих финансовых вопросов региональные и местные органы власти в целом ориентируются на достижение макроэкономических целей, а роль территориальных финансов отличается лишь спецификой задач финансового управления. Территориальные финансы должны способствовать повышению уровня социально-экономического развития территории, росту занятости, привлечению инвестиций в те отрасли экономики, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и стратегических задач функционирования территориального хозяйственного комплекса.
Вопрос состояния территориальных финансов затрагивает интересы населения всей страны. Подавляющая часть средств, выделяемых на финансирование жизнеобеспечения человека, распределяется по каналам территориальных бюджетов. Так, из территориальных бюджетов финансируется 100 % общегосударственных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, 84 % - на образование, 76 % – на культуру, 86 % - на здравоохранение, 47 % - на осуществление социальной политики».[214] Проблема состоит в том, что из-за низкого уровня развития территориальных финансов эти расходы финансируются не полностью, что приводит к отставанию их развития, изношенности основных фондов, ухудшению качества жилищно-коммунальных, медицинских и других услуг.
Общая характеристика финансов субъектов РФ
И местных финансов
Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, направляемых на решение социально-экономических задач субъектов Российской Федерации.
На региональном уровне реализуются следующие группы финансовых отношений, составляющих содержание финансов субъектов РФ:
- отношения по поводу формирования, распределения и использования субфедеральных бюджетов субъектов РФ;
- отношения, связанные с формированием, распределением и использованием внебюджетных фондов субъектов РФ;
- финансовые отношения, связанные с выпуском и размещением государственных ценных бумаг субъектов РФ;
- другие финансовые отношения.
Некоторые авторы в составе региональных финансов выделяют финансы отдельных юридических и физических лиц. Так, например, В.Н. Федоткин пишет: «Финансы частных юридических и физических лиц, естественно не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики, через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования регионального и муниципального заказа и пр.»[215]
Основой доходной базы субъектов РФ являются субфедеральные бюджеты. Законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ создаются территориальные внебюджетные фонды. К ним относятся, например, дорожные фонды, экологические фонды, фонды поддержки малого предпринимательства и др.
Для увеличения объёмов своих финансовых ресурсов субъекты федерации могут выпускать ценные бумаги от своего имени и осуществлять займы в других формах.
Таблица 61
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|