Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь.
• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
4 года________________________________________________
5 лет________________________________________________
6 лет________________________________________________
• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда)__________________
5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук ты, птицы)____________________________________________
6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук ты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, ди кие звери, транспорт) __________________________________
306 Приложение 2
• Понимание действий (показать по предложенным картин кам):
4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует)________________________________________
5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыга ет, змея ползет) _______________________________________
6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец прода ет, покупатель покупает)________________________________
• Понимание признаков (показать по предложенным кар тинкам):
4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кис лый лимон; круглый торт, квадратный торт)_______________
5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное пе ченье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье) ______________________
6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; мо лодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)______________________
Схема обследования 307
2. Понимание различных форм словоизменения.
• Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
4 года (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра)_________________________________
5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна) _____________________
6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши)_____________________________________
• Понимание предложно-падежных конструкций с предло гами:
4 года (в, на, у)________________________________________
5 лет (в, на, у, под, за, по) ______________________________
6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под)___
• Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов су ществительных:
4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро — ведероч ко) __________________________________________________
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошеч ко) __________________________________________________
308 Приложение 2
6 лет (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — оде яльце) _______________________________________________
______
• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут)
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — маши ны едут)______________________________________________
6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят) _________________________________________
• Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):
4 года (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чаш ки, поливает цветы из лейки)____________________________
5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)____
6 лет (мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает доро гу, мальчик подбегает к дому) ___________________________
Понимание отдельных предложений и связной речи.
• Понимание предложений (показать по предложенным кар тинкам):
4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.)____________________________________________
Схема обследования 309
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за соба кой.)_________________________________________________
6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.)_____
• Понимание текста:
4 года (сказка «Репка»)_________________________________
5 лет (сказка «Колобок»)_______________________________
6 лет (сказка «Теремок») _______________________________
Состояние фонематического восприятия.
• Дифференциация оппозиционных звуков, не смешивае мых в произношении (показать по картинкам):
Года
кот — кит____________________________________________
дом — дым___________________________________________
уточка — удочка______________________________________
киска — миска________________________________________
Лет
мышка — мишка______________________________________
почка — бочка________________________________________
310_______________________________________________ Приложение 2
катушка — кадушка____________________________________
корка — горка_________________________________________
Лет
мышка — мошка ______________________________________
пашня — башня_______________________________________
сова — софа__________________________________________
крот — грот_____________________________________ _____
• Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
Года
коса — коза___________________________________________
мишка — миска__________________________________ ______
кочка — кошка________________________________________
малина — Марина_____________________________________
Лет
речка — редька
цвет — свет
челка — щелка________________________________________
рейка — лейка________________________________________
Лет
лук — люк
марка — майка________________________________________
ель — гель____________________________________________
плач — плащ__________________________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
4 года________________________________________________
5 лет________________________________________________
Схема обследования__________________________________________ 311
6 лет________________________________________________
Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
• Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
Года
Игрушки:_____________________________________________
Посуда:______________________________________________
Одежда:______________________________________________
Обувь: ____________________________
Лет
Мебель:______________________________________________
Овощи:______________________________________________
Фрукты:______________________________________________
Птицы:_______________________________________________
Лет
Ягоды:_______________________________________________
Насекомые:___________________________________________
Животные:____________________________________________
Транспорт:____________________________________________
• Назвать части тела и части предметов (по картинкам).
Года
Ноги___________ спинка стула__________________________
руки___________ сиденье стула_________________________
голова___________ ножки стула__________________________
глаза___________ кузов машины_________________________
уши___________ колеса машины_________________________
Лет
Нос________________ рукав____________________________
рот________________ воротник__________________________
шея________________ пуговица_________________________
живот_______________ кабина машины_____________
грудь________________ руль____________________________
312_______________________________________________ Приложение 2
Лет
Локоть________________ манжета_______________________
ладонь________________ петля для пуговицы______________
затылок________________ фары _________________________
висок________________ мотор___________________________
• Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
Года
Мяч, кукла, машинка __________________________________
Рубашка, платье, шорты________________________________
Тапки, туфли, ботинки_________________________________
Лет
Стул, стол, шкаф______________________________________
Огурец, помидор, морковь______________________________
Яблоко, банан, апельсин________________________________
Воробей, голубь, сова __________________________________
Лет
Клубника, смородина, черника_________________________
Муха, комар, бабочка__________________________________
Кошка, собака, корова__________________________________
Самолет, автобус, машина______________________________
• Подобрать антонимы (слова «наоборот»). 6 лет
Друг_______________ добро_____________________________
Горе_______________ горячий___________________________
Легкий________________ длинный_______________________
Давать________________ поднимать____________________ _
ГЛАГОЛЫ.
4 года (ответить на вопросы по картинкам):
Что делает мальчик? (ест)_______________________________
Что делает девочка? (спит)______________________________
Что делают дети? (играют)_________________________
Что делает птица? (летит)_______________________________
Что делают рыбки? (плавают)___________________________
Что делают машины? (едут)_____________________________
5 лет (ответить на вопросы логопеда):
Как передвигаются птицы? (летают)______________________
Схема обследования_________________________________________ 313
Как передвигаются рыбы? (плавают)_____________________
Как передвигается змея? (ползает)________________________
Как передвигается лягушка? (прыгает) ___________________
Как передвигается человек? (ходит)______________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (лает)________________
А как подает голос корова? (мычит)______________________
А как подает голос петух? (кукарекает)___________________
6 лет (ответить на вопросы логопеда):
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует)______
А как подает голос волк? (воет)__________________________
А как подает голос лошадь? (ржет)_______________________
А как подает голос овца? (блеет)_________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (учит)__________________
А что делает продавец? (продает)________________________
А что делает маляр? (красит)____________________________
А что делает швея? (шьет)_______________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. • Назвать предъявленные цвета.
Года
Красный_____________________________________________
Синий _______________________________________________
Зеленый______________________________________________
Желтый______________________________________________
Белый_______________________________________________
Черный______________________________________________
Лет
Красный_____________________________________________
Оранжевый___________________________________________
Желтый______________________________________________
Зеленый______________________________________________
Голубой _____________________________________________
Синий _______________________________________________
Белый_______________________________________________
Черный____________
Лет
Красный_____________________________________________
Оранжевый___________________________________________
314 Приложение 2
Желтый______________________________________________
Зеленый__________________________________ __________
Голубой______________________________________________
Синий_______________________________________________
Фиолетовый__________________________________________
Розовый______________________________________________
Белый________________________________________________
Черный______________________________________________
Серый_______________________________________________
Коричневый__________________________________________
• Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на кар тинки).
4 года
Мяч какой? (круглый)__________________________________
Платок какой? (квадратный)____________________________
5 лет
Солнце какое? (круглое)________________________________
Печенье какое? (квадратное)____________________________
Косынка какая? (треугольная) ___________________________
Огурец какой? (овальный)______________________________
6 лет
Руль какой? (круглый)__________________________________
Окно какое? (квадратное)_______________________________
Флажок какой? (треугольный) __________________________
Слива какая? (овальная)________________________________
Одеяло какое? (прямоугольное)__________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|