Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение технического состояния ГПА с газотубинным приводом





К основным характеристикам газотурбинного агрегата следует от­нести прежде всего такие показатели, как относительный эффективный КПД ГТУ, Г)е = т| е/г) о; относительное значение приведенной теплоты сгорания топлива


приведенная относительная мощность ГПА

ЛГетр=1 -4,2(1 -fznp).fznp; (5.35)
относительная приведенная частота вращения ротора ТВД

(5.36)

Е, - Af'-

"ТВД.пр ~J'enp '

приведенный относительный расход воздуха через ОК

(5.37)

— ——0,33
<?В.пр = Wenp .


-PJP-,

зависимость относительной приведенной температуры газов перед турбиной высокого давления Г ,n = TJTm • Тадл от приведенной отно­сительной эффективной мощности агрегата


Следует отметить, что представленные зависимости справедли­вы для зоны оптимальных частот вращения силовой турбины, что,как правило, выполняется при согласовании параметров ГТУ и нагнетате­ля. При значительном отклонении частот вращения силовой турбины от оптимальных следует использовать скоростную характеристику ГТУ, т.е. зависимость


где В - расход топлива ГТУ; gH - низшая теплота сгорания топлив­ного газа; Т - температура газов перед турбиной высокого давления; Тя - температура воздуха на входе в осевой компрессор; Р- давление воздуха на входе в агрегат; индексом «о» отмечены параметры номи­нального режима работы.



Большинство ГТУ, эксплуатируемых на магистральных газопрово­дах, выполнены по двухвальной схеме с регенератором или без него и приводом нагнетателя от турбины низкого давления. Для такого типа ГТУ справедливы следующие обобщенные характеристики в зависимо­сти от приведенной мощности, предложенные ВНИИГАЗ и представ­ленные в относительной форме:

относительный эффективный КПД

N.

Tie =
1-0,75(1 -

(5.33)

приведенный относительный массовый расход Топливного газа


 

(5.38)
епр = /(йтвд.пр ).

ЙТВД.прТгпр.Ле = COnSt.

Представленные выше характеристики можно использовать как для определения паспортного значения эффективной мощности, так и эф­фективного КПД агрегата.

Действительная эффективная мощность ГТУ часто определяется по мощности, потребляемой нагнетателем. Индикаторная мощность нагне­тателя

N. =С -АЛ , (5.39)

111 Г Н ' ^ '

где Gr - массовый расход газа через нагнетатель, кг/с; А Ан - тепло-перепад на нагнетателе, кДж /кг.



Эффективная мощность ГТУ

Nc = #i + ^мсх ' КВТ> (5'4°)

где nmcx - механические потери в подшипниках нагнетателя.

17. А. Н. Козаченко


258

глава 5

Теплоперепад по нагнетателю Ah может быть подсчитан по уравне­нию (5.18) или с использованием следующего соотношения:

Дйн = 0,00981-z -К-(*2-/,)-к/(к-1). (5-41) 1
Эффективный КПД ГТУ

^=-R-?T- (5-42)1

Пример 5.2. Для агрегата типа ГТК-10-4 с нагнетателем 370-18-1 опре-делить техническое состояние ЦБН и ГТУ, мощность агрегата, расход топливного газа, эффективный КПД. Режим работы агрегата характе- | ризуется следующими исходными данными: давление газа на входе в 1 нагнетатель Р, = 5,3 МПа, давление на выходе Р2 - 6,3 МПа, температу- Э| ра на входе в нагнетатель ^=19,9 °С, температура на выходе «2=35,7 °C, частота вращения вала и =4730 об/мин. Температура газов на входе | в ТВД t =770 °С, температура воздуха на входе в осевой компрессор t = 10°С, давление воздуха на входе в осевой компрессор Р = 0,1 МПа. | Низшая теплота сгорания топливного газа QHp=33500 кДж/нм3. Содер­жание метана в природном газе гмет=0,97.

Решение.

1. Сучетомсоотношений(5.12)и(5.15)определяютсязначения потен­циальных функций по нагнетателю:

(Pv)1CH=(0,017-5,3+0,555)-19,9-2,73-5,3+139,4=137,77 кДж/кг-МПа; (Pv)2CH =(0,017-6,3+0,555) -35,7-2,73-6,3+139,4=145,84 кДж/кг-МПа; |

(Pv)1=137,77-(l,49-0,49-0,97)=139,79 кДж/кг-МПа;

(Pv)2=145,84-(l,49-0,49-0,97)=148,0 кДж/кг:МПа; (/V)m= 143,9 кДж/кг-МПа.

2. По уравнению (5.17) определяется потенциальная работа сжатия 1 по нагнетателю:

<п12=143,9-1п 6,3 / 5,3 = 143,9-0,173=24,87 кДж / кг.

3. Средние значения температуры и давления газа:

/ = (t.+t.) 12 = (19,9 + 35,7) / 2 = 27,8 °С;


Показатель надежности, диагностика и снижение энергозатрат ГПА 259



Рт = (Р{2) 12 = (5,3+6,3 ) / 2 = 5,8 МПа.

4. Средняя изобарная теплоемкость газа определяется по уравнению (5.14):

Срт=(0,37+0,63-0,97)-[(0,003-0,0009-5,3>27,8+ +0,11-5,3+2,08]=2,56 кДж/кг-К.

5. Среднее значение комплекса С Dh определяется по уравнению (5.13)

(CpZ>h^=(l,37bO,37-0,97)-[(0,00012-35,72-0,0135-35,7+0,31) -5,8--0,0463-35,7+11,19] = 9,4 кДж/кг-МПа.

6. Разность энтальпии газа по нагнетателю определяется с использова­нием соотношения (5.18):

А/г=(2,56-15,8)-9,4 = 31,05 кДж/кг.

7. Политропный КПД нагнетателя

Лпол = 24,87 /31,05 = 0,8.

Ввиду отсутствия замеров производительности нагнетателя паспор­тное значение следует определять по газодинамическим характеристи­кам нагнетателя, для чего определяем степень сжатия е и приведенную относительную частбту вращения:

е=Р2/Р, = 6,3/5,3 = 1,189;

= 0,964.
 

„ [zR7lnp 4730 I 0,888- 51,8 -288

4800 V 0,904- 52,27- 293Д

Для е = 1,189 и лпр = 0,964 определяем:

'I пол

ЛпГ = °>84> бпр= 508 м3 Следовательно, коэффициент технического состояния нагнетателя

пасп 1 1 пол

к., =


глава 5


Показатель надежности, диагностика и снижение энергозатрат ГПА 261


 


При решении поставленной задачи по второму способу теплопере-пад на нагнетателе определяется с использованием соотношения (5.41):

где

к-1

Д/гн = 0,00981-z• R• (t, -/,)• -^-г;

N4,292,
--Z.-X-

•к 1 | «о . аср -

R

= 4,32;

Кп 5,15+(5,65+0,017-гф.)-А

-1~ 1,9858

-—- = Щ- • (0,41 + 0,02 • я) = 0,803;

z = l_ ^±_z^± Ln_2iZL.n* =0,904;

1 т3 т J т3

Tt _ 293,05 _

Гкр 190,96 ' '


 

Снпр-р„~~ = 319,67 кг/с.

п_ J_ ^'60 Мощность, потребляемая нагнетателем,

7Vhn =319,67-31,43 = 10047 кВт. Эффективная мощность ГТУ:

N = Nha +A^VMex; AWMex =100 кВт; 7Ve =10147 кВт. Относительная приведенная температура газа перед ТВД

f = 71.7^=Ш43Д5 288Д5 = пр Тц Та 1053,15 283,15

Приведенная относительная мощность

JVenp= 1-4,2(1-f znp)-fZnp =1-4,2(1-1,008) -1,008=1,034. Эффективная мощность ГТУ (паспортная)

Nf=N.
епр

1 - = 1,034 • 10000- , 1 = 10250 кВт.

288,15

Т Р

Ja.o •* а.о '

I 283,15,

Коэффициент технического состояния ГТУ по мощности #н =10147 / 10250 = 0,99.

Теплота сгорания топлива с учетом ухудшения технического со­стояния ГТУ


/gU89

кт Ige =
и-1

/gl,054

Следовательно, теплоперепад по нагнетателю

jP-104 __________ zRT1 = 0,904-52,27-293,1

А Ан =0,00981-0,904-52,27-15,8-4,292=31,43 кДж/кг. Плотность газа на входе в нагнетатель

53-Ю4

Р =
Расход газа через нагнетатель

= 38,3 кг/м3.


\ in / -I ___<*_ I a
'/еном *ао V ао

_0.25[1+(1-0,99)-3]Г 0,1(283,15 )
— ———————-—————• 1UUUU--———. ————+J-1U14/ =

+3-10147 = 35853кВт.

0,1013V 288,15

0,28

I )
Следовательно, расход топливного газа по ГТУ

Дгг = 35853 / 33500 = 1,07-3600=3853 м3 / ч.

КПД ГТУ:

Ле = Nc I 71н )= 10147 / 35853 = 0,28.


глава 5

262

Показатель надежности, диагностика и снижение энергозатрат ГПА 263


 


5.5. Диагностирование ГПА в процессе работы и при выполнении ремонта


  г   ь        
           
        и    
           

В объеме контроля параметров работы ГТУ эксплуатационный пер­сонал в ряде случаев ведет замер и анализ температурного поля в преде­лах газовой турбины. В зависимости от типа ГТУ контролирующие тер­мопары устанавливаются перед рабочими лопатками ТВД или за ло­патками силовой турбины.

Проводя анализ температурного поля, можно сделать выводы по состоянию камеры сгорания, сопловых аппаратов ТВД и ТНД.

Идеальным считается вариант, когда окружность температурно­го поля имеет правильную форму, без пиков как на увеличение, так и на уменьшение температуры. Однако в реальных условиях идеаль­ной окружности по температурному полю добиться невозможно, по­этому каждый тип ГТУ имеет допуск на разницу температур между min и max.

На рис. 5.2 приведена диаграмма температурного поля агрега­та ГТК-25И. Газоперекачивающий агрегат ГТК-25И имеет 12 труб­чатых (индивидуальных) камер сгорания, одну ступень ТВД и одну ступень ТНД. Замер температурного поля производится за ТНД, где установлены по окружности 18 термопар из хромеля-алюмеля. По­казания термопар заведены в систему автоматической защиты по перекосу температурного поля. Также эксплуатационный персонал контролирует визуально на показывающем мониторе величину тем­пературы выхлопа по всем термопарам. Ежедневно записывая по­казания термопар и строя эпюры температурного поля, эксплуата­ционный персонал анализирует статистический материал состояния газовоздушного тракта и камер сгорания ГТУ. Исходя из анализа планируется объем работы и определяются узлы, требующие тща­тельной поверки или замены.

Например, имеется пик низкой температуры на термопаре №2. По заводской инструкции определяется камера сгорания, которая могла бы дать эту температуру. Как правило, на этой камере сгорания обна­руживается закоксование сопел топливной форсунки.

В турбоагрегатах ГТК-10И температурное поле оценивается по по­казаниям термопар, устанавливаемых в выхлопной шахте. Температу­ра газов, отходящих от турбины, измеряется 18 термопарами, 12 из ко­торых являются рабочими и подают постоянный сигнал в систему регу­лирования, а 6 - контрольными и служат для срабатывания системы защиты.


 

Рис. 5.2. Распределение температурного поля на выхлопе турбины ГТК-25И

(вид на турбину со стороны ЦБН): А - термопары (№1-12);

Б - изотермы на диаграмме


глава 5

Рекомендации заводов-изготовителей и накопленный опыт эксплуа­тации позволяют утверждать, что состояние участка горения можно счи­тать удовлетворительным, если разность между любой из измеренных температур и средней температурой на выхлопе будет не более 20 °С.

Провалы температуры чаще всего бывают вызваны дефектами в пе­реходных патрубках в виде трещин большой длины или обрыва части угоютнительных пластин. Эти дефекты вызывают нарушение теплового баланса горения из-за интенсивного перетекания в зону горения возду­ха из осевого компрессора.

Другим признаком, указывающим на возможный дефект переходно­го патрубка, может являться перегрев пламяперекидной трубы, обычно наблюдаемый как свечение участка, расположенного на входе в жаро­вую трубу. Явление перегрева связано с периодическими перетоками газов из камеры сгорания с номинальным давлением в камеру сгорания с пониженным давлением.

Основная опасность перекоса температурного поля заключается в неравномерности воздействия температуры газа на рабочую лопатку. Известно, что действие температуры на тело вызывает в нем темпера­турные деформации расширения при нагреве, и сжатия - при охлажде­нии. Допустим, что рабочее тело, выходящее из одной камеры сгорания, имеет более низкую температуру, чем у соседних. Тогда рабочая лопат­ка ротора, которая является самым нагруженным элементом турбины, входя в зону действия дефектной камеры, будет сжиматься, и, выйдя из нее, расширяться в зоне работы нормальной камеры сгорания. Это рас­ширение-сжатие будет происходить с частотой вращения ротора. Под действием термоциклических деформаций быстро начинают развивать­ся усталостные микротрещины, и достаточно минимального внешнего воздействия в виде удара инородных частиц, чтобы произошел обрыв части пера лопатки, который ведет за собой лавинообразное разруше­ние соседних лопаток турбины.

Диагностика температурного поля на выхлопе турбины дает.возмож-ность проследить динамику изменения состояния зоны горения и опреде­лить влияние мероприятий ремонтного характера на состояние темпера­турного поля.

На компрессорных станциях в системе подготовки масла к его ис­пользованию в ГПА организована очистка и контроль чистоты масла. Турбинное масло обычно проверяется на содержание воды и визуаль­но - на мехпримеси.

В качестве диагностирующих приборов на компрессорных станциях нашли применение приборы контроля жидкости типа ПКЖ-904В, вы­пускаемые конверсионными предприятиями. Принцип работы прибора


Показатель надежности, диагностика и снижение энергозатрат ГПА 265

заключается в том, что порционный объем масла с контролируемой ско­ростью и температурой проходит через фотодатчик с высокими разре­шающими характеристиками. Фотодатчик улавливает и фиксирует ко­личество загрязнений и результат выдает на монитор. На мониторе по­казывается число инородных частиц в каждом контролируемом диапа­зоне их размеров. По результатам контроля класс чистоты жидкости выбирается из табл. 5.3 (ГОСТ 17216-71 «Промышленная чистота. Клас­сы чистоты жидкостей»).

Таблица 5.3 Классы чистоты турбинного масла в зависимости от его загрязнения

Класс чистоты масла       Число   частиц загрязнений в объеме масла 100 см3 при размере частиц, мкм  
от 0,5 Д01-   св.1 до2   св.2 до 5   св.5 ДоЮ   св.10 до 25   св.25 до 50   св.50 до 100   св.100 до 200   Волокна  
              отсут.   отсут.   отсут.  
0.              
               
          Г 32      
             
         
           
             
             
  Не нормируется              
                         
  16000 0            
  31500 0   16000 0          
  63000 0   31500 0          
      63000 0          
  125000 00          
      25000 50000   3150 6300   800 1600   160 315  
 
           

глава 5


Показатель надежности, диагностика и снижение энергозатрат ГПА 267


 

1 5

Частицами загрязнений считаются посторонние инородные тела, включая смолообразование, органические частицы, колонии бактерий и продукты их жизнедеятельности.

Воздушные пузырьки могут быть также приняты за инородное тело, поэтому одно из требований подготовки масла состоит в обязательном отстое его дополного удаления пузырьков.

На компрессорных станциях подготовка масла и очистка его в мас­ляных фильтрах ГПА соответствует классу чистоты 9-10.

Применение указанных выше приборов позволит оперативно и ка­чественно получать результаты анализа чистоты используемого масла и в случае стабильного роста мехпримесей в масле принять меры к уст­ранению дефекта, вызывающего загрязнение, а также провести допол­нительную очистку маслоочистительной установкой.

Используя бороскопы, можно провести быстрое, высококачественное визуальное диагностирование и исследование труднодоступных полостей газоперекачивающего оборудования без разборки и вскрытия ГПА.

На компрессорных станциях применяется эндоскопическое обору­дование типов ЭТГ-202,ЭТГ-205 (отечественного производства), а так­же различные модели импортного производства. В комплект оборудо­вания входят гибкие волоконно-оптические фиброскопы, жесткие ба­роскопы, блок управления (питания), окуляр. На конце гибкого фиброс-копа или жесткого бороскопа установлена призма, передающая изобра­жение к наружному окуляру. Для освещения объекта используется свет от блока управления, который передается по гибкому волоконному све­товоду.

Для Проведения эндоскопирования проточной части газотурбинно­го агрегата в корпусе предусмотрены отверстия с заглушками. Схема расположения отверстий обычно обозначена в заводской инструкции к агрегату.

Эндоскопирование проводится для обнаружения коррозии, трещин, эрозии и инородных предметов в проточной части ГТУ и элементов ка­меры сгорания. Схема осмотра ГТУ бороскопом показана на рис.5.3.

Результаты ревизии с указанием мест расположения и характера де­фектов заносят в специальный формуляр. Результаты эндоскопирова­ния учитываются при планировании объемов ремонтных работ.

Газоперекачивающий агрегат, как правило, находится в постоян­ной эксплуатации; наработка с момента пуска до останова доходит до несколько тысяч часов. За этот промежуток времени узлы подшипни­ков, уплотнения и различные зубчатые пары навесного оборудования имеют механические износы. Величина этих износов, естественно, вли­яет на сроки вывода агрегата в ремонт.


Рис. 5.3. Осмотр ГТУ бороскопом: 1 - осевой компрессор; 2 - камера сгорания;

3 - направляющие и рабочие лопатки ТВД; 4 - направляющие и рабочие

лопатки ТНД; 5 - отверстие с заглушкой; 6 - бороскоп; 7 - перископическая

призма; 8 - гибкий линзовый канал; 9 - окуляр; 10 - подсветка


глава 5

При наличии информации о состоянии узлов и деталей по контроли­руемым параметрам, таким как вибрация, температура подшипников, а также замер мощности и КПД, важным дополнением к определению тех­нического состояния ГПА является контроль времени выбега роторов ГТУ.

Замер времени выбега производится с момента прекращения горения топлива до снижения частоты вращения ротора до 100 об/мин. Эта час­тота обусловлена порогом чувствительности индукционных датчиков частоты вращения, получивших широкое применение в качестве датчи­ков скорости на ГТУ. Сигнал о прекращении горения определяется по датчику пламени в камере сгорания или по закрытию топливного кла­пана. Для электроприводных агрегатов - с момента отключения элект­роэнергии.

Для электроприводных агрегатов при определении времени выбега полный останов ротора приводного электродвигателя обычно фиксиру­ют визуально. Причем здесь, в связи с наличием механической связи всех валоприводов установки, время выбега зависит от наличия газа в технологическом контуре ГПА.

Время выбега ротора регламентировано паспортными данными за­вода-изготовителя ГПА.

К снижению времени выбега роторов ГТУ может привести:

• ухудшение состояния подшипниковых узлов (узлов трения);

• заедание в зубчатых парах навесного оборудования.

В условиях работы ГТУ вся мощность, расходуемая в подшипни­ках, практически целиком превращается в теплоту,что приводит к повышению его рабочей температуры. При некоторой температуре, называемой предельной, работа подшипника на допускаемой часто­те вращения становится ненадежной. Это объясняется прежде всего тем, что при повышенной температуре ухудшается смазка деталей подшипника, снижается надежность и несущая способность подшип­ника. Может произойти и разрыв масляного клина, что приведет в появлению натиров.

Заедание наблюдается при работе зубьев без смазки, при недоста­точной вязкости масла, при снятии масляной пленки острой кромкой зубьев при входе в зацепление, при выдавливании масла с рабочих поверхностей зуба при большой нагрузке.

К заеданию в зубчатой паре и повреждению подшипников приводит и наличие абразивных частиц в масле. Все это может сказываться на времени выбега ротора.


Показатель надежности, диагностика и снижение энергозатрат ГПА 269

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.