Обслуживание ЭГПА во время работы
Электроприводные газоперекачивающие агрегаты обладают высокой надежностью и значительно проще в эксплуатации, чем газотурбинные. Эффективность их работы определяется прежде всего надежностью энергосистемы в плане бесперебойного питания и уровнем квалификации обслуживающего персонала.
Контроль за состоянием агрегата и его обслуживание производятся в строгом соответствии с требованиями технической инструкции по обслуживанию ЭГПА, разработанной заводом-изготовителем, ведомственной инструкцией, разработанной для агрегатов данного типа, Правилами эксплуатации и техники безопасности электроустановок потреби-
55 56 57 58 59 60 Рвх, МПа
Рис. 4.10. Зависимость мощности двигателя СТД-12500-2 от давления на входе
в нагнетатель
телей. В процессе эксплуатации персонал цеха должен обеспечивать квалифицированное обслуживание энергосилового оборудования. Среди контролируемых параметров на электродвигателе СТД-12500-2 необходимо не допускать эксплуатацию с нагрузкой выше номинальной мощности, поддерживать cos ф, близким или равным единице. Зависимость мощности электродвигателя от давления на входе в нагнетатель показана на рис.4.10.
Напряжение возбуждения ротора при этом должно составлять 190-210 В. Ток возбуждения 200-210 А. Напряжение в сети при работе электродвигателя СТД-12500-2 необходимо поддерживать на уровне 10-10,5 кВ, При напряжении свыше 11 кВ эксплуатация ГПА запрещается.
При изменении напряжения в диапазоне 9,5-10,5 кВ допускаются следующие режимы работы ГПА:
11,0
| 10,5
|
| 9,5
| 12,5
| 12,5
| 12,5
| 12,5
|
|
|
|
| 0,985
| 0,945
| 0,9
| 0,87
| Напряжение, кВ Допустимая Мощность, МВт Ток статора, А Допустимый cos ф - ( не ниже)
Эксплуатация ГПА с электроприводом
|
N, мВт
А
12,5
11,5
10,5
9,5
8,5
COS ф
Рис. 4.11.График зависимости мощности от cos ф для электродвигателя СТД-12500-2
При снижении cos ф до величины 0,9 и ниже мощность ГПА должна быть уменьшена в соответствии с графиком (рис. 4.11).
При изменении температуры воздуха в цехе режимы работы ГПА допускаются в следующих пределах:
Температура воздуха, °С
Допустимая мощность при cos <p- 0,9-н1,0, кВт
При этом необходимо также контролировать температуру обмоток и стали статора, которая не должна превышать 130°С. Величина этой температуры будет существенно зависеть от состояния фильтров воздушного охлаждения. По мере их засорения и роста перепада давлений температура будет увеличиваться. При достижении перепада на фильтрах
более 40 мм вод.ст., независимо от значения температуры, фильтры на электродвигателе заменяются и восстановлению не подлежат.
На надежность электроприводного ГПА значительное влияние оказывает система возбуждения, которая имеет более низкую надежность, чем сам электродвигатель. Для агрегатов СТД-12500-2 на надежность сказывается и работа электрощеток системы возбуждения, имеющей малый ресурс работы ~3000 ч.
В случае потери возбуждения электродвигатель переходит в асинхронный режим работы, эксплуатация ГПА при котором допускается не более 30 мин во избежание перегрева ротора.
Поэтому в процессе эксплуатации необходимо контролировать работу системы возбуждения, не допускать биения ротора и искрения щеток, а также следить за их износом. При достижении износа электрощеток 50%, должна производится их замена.
При эксплуатации электроприводных ГПА, так же как и на газотурбинных, возможно создание условий для возникновения помпажа, поэтому эксплуатационный персонал обязан обеспечивать такие режимы работы ЭГПА, при которых это явление бы не наблюдалось. В отличие от газотурбинных ГПА защита от помпажа на электроприводных агрегатах обеспечивается системой типа УЗ П-02. Эта система контролирует частоту колебаний тока статора приводного электродвигателя в пределах от 0,2 до 5 Гц. При возникновении в нагнетателе преддомпажной или помпажной ситуации изменяется нагрузка на приводной электродвигатель, то есть меняется значение тока статора. Изменение частоты колебаний тока статора при достижении определенных значений подается сигнал в САУ ГПА для подачи команды на открытие кранов №3-бис или №6. При больших возмущениях происходит аварийная остановка ГПА.
В процессе эксплуатации необходимо контролировать уровень вибрации электродвигателя. Кроме известных источников возникновения вибрации, существует еще и вибрация, которая возникает от ассимет-рии—неравномерности магнитного поля. Контроль за этой вибрацией и ее устранение обеспечивается на этапе пусконаладки при запуске ГПА на узком опорно-упорном подшипнике, на котором происходит самоустановка ротора и определяется место установки упорного подшипника для снижения вибрации.
Существенное влияние на обеспечение нормальной эксплуатации ротора электродвигателя оказывают зазоры опорных подшипников. При их увеличении происходит увеличение зазоров в лабиринтах уплотнений подшипников, что приводит к попаданию паров масла на обмотку статора. Наличие масла на поверхности обмоток может привести
Эксплуатация ГПА с электроприводом
|
к снижению изолирующих свойств обмоток и вызвать их разрушение. Поэтому в эксплуатации необходимо обеспечивать надежную работу этих уплотнений путем правильной сборки и настройки системы, наддува этих уплотнений воздухом, отбираемым из зоны высокого давления -системы охлаждения двигателя.
В отличие от газотурбинных ГПА конструкция подшипников электродвигателя предусматривает наличие изолирующих прокладок. Их необходимость обусловлена возникновением электродвижущих сил, которые могут вызвать протекание тока через подшипники и повлечь за собой порчу масла и самих подшипников. Причина появления этих «паразитных» токов в валах и подшипниках - асимметрия магнитного потока. Для того чтобы предупредить протекание «паразитных» токов, на их пути устанавливают прокладки, которые изолируются от фундаментной плиты. Изолирующие прокладки устанавливают и в соединениях маслопроводов, подходящих к подшипникам, чтобы предупредить образование обходного контура по отношению к изоляции стула подшипника. Состояние изоляционных прокладок при ревизии определяют внешним осмотром, а также измерением сопротивления, которое должно быть у синхронных двигателей не менее 0,5 МОм.
Наличие на рабочих поверхностях вкладыша и цапфы вала матовых точкообразных пятен говорит о том, что значение сопротивления было ниже допустимого, то есть необходимо более тщательно проверить изоляцию.
4.7. Регулирование режима работы ГПА с электроприводом
При работе ЭГПА с центробежным нагнетателем газодинамические; характеристики нагнетателей и газопровода должны быть согласованы. Однако характеристика газопровода подвергается постоянным изменениям. Она меняется в зависимости от расхода газа потребителями и давления газа на входе в КС. При увеличении расхода газа необходимо дополни-тельно включить в работу ЭГПА, а при сокращении наоборот - исключить из работы агрегаты, то есть в отличие от газотурбинных ГПА на электроприводных КС нет возможности увеличить частоту вращения или, наоборот, ее снизить. Таким образом, регулирование производительности нагнетателя изменением частоты вращения практического применения на отечественных ЭГПА пока не получило из-за сложности технического выполнения регулируемого электропривода.
В принципе на КС с электроприводными центробежными нагнетателями регулирование производительности может осуществляться одним из следующих способов:
• дросселированием газа на входе в нагнетатель;
• регулировкой потока газа путем установки входного поворотного направляющего аппарата перед колесом нагнетателя;
• байпасированием потока газа;
• заменой сменной проточной части (СПЧ) нагнетателя;
• изменением передаточного числа в редукторе путем замены пары колеса и шестерни;
• путем установки гидромуфты;
• изменением частоты вращения электродвигателя;
• изменением количества работающих ГПА.
Регулирование путем дросселирования давления газа на входе в нагнетатель может осуществляться с помощью дросселирующего органа, например, регулятора, который создает дополнительное гидравлическое сопротивление, в результате чего искусственно изменяется характеристика газопровода на входе в нагнетатель. Так, при дросселировании производительность нагнетателя уменьшается, потребляемая при этом мощность электродвигателя также снижается, но не существенно. Краны-регуляторы устанавливаются, как правило, на входе в цех,за краном № 7 по ходу газа или иногда - на трассе газопровода, где необходимо обеспечить плавное снижение (сброс) давления газа из трубопровода, имеющего более высокое давление. Дросселирование газа ведет к резкому увеличению энергозатрат и является самым неэкономичным способом регулирования производительности нагнетателя. Однако этот способ нашел применение на некоторых компрессорных станциях благодаря своей простоте. Кран-регулятор также используется на КС при пуске на высоких входных давлениях газа для снижения нагрузки на электродвигатели. Управление такими кранами-регуляторами, как правило, осуществляется автономно и не связано с системой автоматического управления агрегатной автоматикой ГПА.
Регулирование потока газа путем установки входного поворотного направляющего аппарата (ВПНА) осуществляется изменением входного угла направления потока газа на лопатки рабочего колеса нагнетателя. Применение ВПНА позволяет осуществлять плавное изменение производительности нагнетателя и поддерживать при этом максималь-
Эксплуатация ГПА с электроприводом
|
Рис. 4.12. Центробежный нагнетатель типа 280-11-7 с регулируемым входным
направляющим аппаратом: 1 - входной направляющий аппарат; 2 - тяга
приводная; 3 - ротор нагнетателя; 4 - входной патрубок
но возможный КПД. При этом диапазон регулирования, который может обеспечить ВПНА, может быть равен диапазону регулирования оборотов газотурбинной установки и составлять диапазон изменения регулирования частоты вращения нагнетателя в пределах 0,8 - 1,0 от номинальной. С помощью ВПНА можно довести загрузку электроприводщк го ГПА до номинальной последовательно или параллельно работающих нагнетателей. В результате этого достигается увеличение использования полезной мощности, то есть рост экономической эффективности ГПА. Изменение рабочей характеристики нагнетателя с помощью ВПНА является весьма эффективным способом регулирования. Надежная и достаточно простая конструкция входного поворотного направляюще-го аппарата (рис.4.12) широко была внедрена'на агрегатах
СТД-4000-2 с одноступенчатым нагнетателем типа 280-11 и неплохо
зарекомендовала себя в работе. Попытка внедрить ВПНА на электро-
прйводых ГПА типа СТД-12500-2 с полнонапорными нагнетателями
:° из-за сложности этой конструкции пока не получила распространения.
Регулирование производительности путем перепуска части сжатого газа с выхода нагнетателя на вход, то есть путем байпасирования, приводит к резкому понижению коэффициента полезного действия КС из-за /большой потери энергии в результате перепуска. Поэтому такой способ регулирования, как правило, не применяется. Использование этого способа имеет место при технологическом процессе, связанном е пуском или остановкой КС или ГПА, а также в аварийной ситуации - при приближении рабочей точки нагнетателя к зоне помпажа. В этом случае и осуществляется данный способ регулирования, который является кратковременным в режиме работы КС.
, На основании анализа в процессе эксплуатации за режимом работы ЭГПА можно подобрать или создать сменную проточную часть, которая в конкретных условиях имела бы рабочие характеристики, необходимые для наиболее экономичной работы ЭГПА. Такой способ часто применяется в эксплуатации. Он очень эффективен при массовой замене сменных проточных частей а также на станциях подземного хранения газа.
Регулирование характеристик ЭГПА можно производить и путем изменения передаточного числа в редукторе, однако из-за своей дороговизны этот способ применяется крайне редко, в основном при модернизации ЭГПА.
Установка гидромуфт для обеспечения регулирования нагнетателя не нашла применения из-за очень низкого КПД гидромуфты и повышения эксплуатационных расходов, связанных с их обслуживанием и ремонтом.
Наибольшую эффективность из всех существующих способов можно Достигнуть путем регулирования частоты вращения вала ЦБН. Такие электродвигатели импортного производства применяются в газовой промышленности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|