Системы избыточного давления и охлаждения статора и ротора электродвигателя
Для охлаждения электродвигателя и создания в нем избыточного давления применяется воздух. Охлаждающий воздух должен быть чистым, с температурой не выше 35°С, не содержать пыли и взрывоопасных примесей. Пыль загрязняет вентиляционные каналы и обмотки, что нарушает нормальное охлаждение двигателя, приводит к его перегреву и снижению эксплуатационной надежности.
Эксплуатация ГПА с электроприводом
|
В процессе эксплуатации для охлаждения статоров электродвигателей типа СТД-12500-2 ранее использовалась система с замкнутым циклом охлаждения. Охлаждающий статор воздух с помощью вентиляторов циркулировал по замкнутому контуру, где он в свою очередьох-лаждался водой в двух воздухоохладителях типа ВБ-140, располагав- * шихся по бокам статора. Воздухоохладитель состоит из трубных досок > сзавальцованнымивних латунными трубками, по которым циркули- ; ровала вода с температурой не более 30°С.
Однако эта система охлаждения статоров электродвигателей не на- | шла широкого применения в силу следующих недостатков:
• необходимости охлаждения воздуха до 30°С, что требовало большо го количества аппаратов охлаждения и вело к увеличение эксплуа тационных затрат; |
• снижения надежности работы ГПА из-за увеличения отказов системы водяного охлаждения, особенно в зимний период эксплуатации.
Эти недостатки были исключены после перехода на систему с разомкнутым циклом охлаждения статора.
В этой системе охлаждения в кожухе двигателя предусмотрены специальные окна для забора воздуха из машзала. Для очистки охлаждающего воздуха установлены матерчатые фильтры. Схема системы охлаждения показана на рис 4.3. Центробежные вентиляторы, расположенные на роторе, нагнетаю^ воздух в зону лобовых частей обмотки статора (зона высокого давления). Из зоны высокого давления воздух распределяется на два потока. Первый поток проходит в воздушную полость двигателя и через вентиляционные радиальные каналы между пакетами статора выходит под обшивку статора (зона горячего воздуха). Второй поток по перепускным каналам проходит к средним пакетам и по радиальным каналам между ними попадает в воздушный зазор двигателя, откуда через каналы крайних пакетов выходит под обшивку статора, смешиваясь с первым потоком. Через боковые жалюзи двигателя и по коробу воздух выводится за пределы компрессорного цеха. На коробе имеются жалюзи, посредством которых в зимний период эксплуатации горячий воздух может использоваться для обогрева помещения машзала. Ротор двигателя охлаждается прямым обдувом воздуха от тех же вентиляторов. Контроль за степенью загрязнения матерчатых фильтров осуществляется датчиками перепада давления типа ДПН-25. При возрастании перепада давления до 40 мм вод. ст. производят замену фильтров. Контроль за эффективностью работы системы охлаждения осуществляется с помощью термометров сопротивления
Рис. 4.3.Схема охлаждения электродвигателя типа СТД: 1 - ротор; 2 - пакеты
статора; 3 - вентилятор; 4 - радиальные каналы охлаждения статора;
5 - обшивка статора; 6 - воздушные фильтры; 7 - кожух; 8 - жалюзи подачи
теплого воздуха в машзал
путем замера температуры охлаждающего воздуха на входе вентиляторов и горячего воздуха на выходе из статора.
С помощью датчиков сопротивления типа ТСМ-11, изготовленных из медной проволоки, контролируется температура в наиболее горя-
Эксплуатация ГПА с электроприводом
|
Гэлектропривод
I h——, 48 - 284 - 02 Н
| чих частях статора. В каждой фазе уложено по одному датчику сопро тивления на дно паза - «сталь» и между слоями обмотки - «медь». Температура обмоток ротора и стали статора не должна превышать 130 "С. ' . ч
При установке ГПА в индивидуальных укрытиях или в компрессорных цехах без разделительной стенки их оборудуют системой создания избыточного давления воздуха, которая предназначена для про-'] дувки электродвигателя воздухом перед пуском и поддержания избыточного давления воздуха под кожухом электропривода во время его i работы. Перед пуском электродвигатель продувается 5-6-кратным объемом воздуха. Избыточное давление препятствует проникновению; газа во внутренние полости двигателя и образованию взрывоопасной ; смеси. Поступающий под кожух воздух служит также для охлаждения двигателя во время его работы. На ри 4.4 показана принципиальная схема создания избыточного давления (продувки) электродвигателя ЭГПА-25.
Оборудование для создания воздушного затвора расположено в отдельном блок-боксе. Воздух, засасываемый двумя вентиляторами 5, проходит через противодождевые жалюзи 1 и попадает в пылеулавливающую камеру 2, где оседают крупные частицы пыли. Далее воздух проходит через сетчатые фильтры тонкой очистки 3, подогреватели воздуха 4 и поступает на центробежный вентилятор 5. После прохождения противопожарного клапана 6 воздух поступает в помещение, где установлен агрегат и по системе воздуховодов подается под кожух двигателя, после чего по свечному воздуховоду отводится за пределы ГПА. Автоматически включающие электроподогреватели 4 (рис.4.4), предназначены для подогрева воздуха, когда его температура на входе ниже 20 °С. Противопожарный клапан 6 служит для прекращения подачи воздуха под кожух двигателя в случае возникновения пожара.
Система «воздушный затвор» автоматически отключается в случаях:
• сигнализации «пожар в двигателе»;
• при переходе агрегата в режим «остановка»; /
• при закрытии противопожарного клапана;
• при понижении избыточного давления под кожухом двигателя - менее 200 Па;
• по команде оператора.
Рис. 4.4. Принципиальная схема системы избыточного давления электропривода
ЭГПА-25: 1 - нротиводождевые жалюзи с электроприводом;
2 - пылеулавливающая воздушная камера; 3 - сетчатые фильтры;
4 - электрические подогреватели воздуха; 5 - центробежный вентилятор с
электроприводом; 6 - противопожарный клапан; 7 - центробежный нагнетатель
Отключение «воздушного затвора» приводит к аварийной остановке агрегата. Вентиляционная система - система избыточного давления (продувки) воздуха в данном случае является индивидуальной, отдельной для каждого двигателя. При отключении этой системы или при понижении давления произойдет аварийная остановка ГПА. Без создания избыточного давления и без предварительной про-
Рис. 4.5а. Главный насос смазки ГПА типа
СТД-4000: 1 - насос шестеренчатый; 2 - приводной
вал, 3 - колесо редуктора; 4 - корпус редуктора
Рис.4.56. Главный насос смазки ГПА типа
СТД-12500: 1 - насос шестеренчатый, 2 - приводной
вал; 3 - колесо насоса, 4 - корпус редуктора
глава 4
ного тока 220 В. Необходимость применения насоса с приводом от электродвигателя постоянного тока связана с большим временем выбега роторов газотурбинной установки, составляющих 5-20 мин в зависимости от типа двигателя. На электроприводных ГПА при исчезновении переменного силового напряжения обеспечение смазки подшипников на период выбега валов агрегатов до полной остановки осуществляется следующими способами:
• для агрегатов типа СТД-4000-2 - за счет работы шестеренчатого насоса, который продолжает создавать давление смазки, пока есть вращение;
• для агрегатов типа СТД-12500-2 - с помощью аккумулятора масла смазки, установленного в помещении нагнетателей и включаемого в работу за счет статического давления.
Объем маслобака аккумулятора подбирается таким образом, что его хватает на весь период выбега роторов: электродвигателя, редукто ра и нагнетателя. |
Фильтрация масла от посторонних включений, так же как и в ГТУ, производится сетчатыми фильтрами внутри масляного бака.
Масло в системе охлаждается в аппаратах воздушного охлаждения (АВО). Из-за меньших тепловыделений и меньшего теплосъема в под шипниковых узлах на ЭГПА достаточно одного-двух секций АВО. В газотурбинных ГПА применяется минимум три секции: две - на ГТУ и одна-на нагнетатель. *
Масляная система ЭГПА работает на турбинном масле типа ТП-22, ГОСТ 9972-74. Для контроля температур на подшипниках агрегата устанавливают термопреобразователи сопротивления типа ТСП.
Температура масла при пуске должна быть не ниже 35 °С, что обеспечивается прокачкой масла через подогреватели. Для подогрева масла для ЭГПА типа СТД-12500-2 применяются водяные подогреватели, встроенные в маслобак агрегата. Для более мощных агрегатов используются электронагреватели (ГЭН). При работе ЭГПА температура подшипников не должна превышать 70 °С.
Для обеспечения нормальной работы агрегата в системе маслоснаб-жения ЭГПА, так же как и в ГТУ, используют различные давления масла, которые обеспечиваются путем установки шайб с разным проходным сечением. Надежная смазка подшипников электродвигателя и редуктора обеспечивается маслом с давлением 0,05-0,1 МПа. Опорно -упорный подшипник нагнетателя, несущий большие нагрузки, для надежной работы требует более высокого давления—0,5 МПа. Такое же давление масла используется и на линии всасывания винтовых масло-
ГПА с электроприводом
насосов системы уплотнения нагнетателя и на реле осевого сдвига. В аккумуляторе и на опорном подшипнике нагнетателя, который одновременно является уплотняющим элементом, масло подается винтовым маслонасосом с давлением на 0,1 -0,3 МПа выше, чем давление газа в нагнетателе.
Система уплотнения нагнетателей, предотвращающая протечки газа по валу из ЦБН в машинный зал, на ЭГПА и агрегаты с газотурбинным приводом, не имеет принципиальных отличий. На нагнетателях типа НГ-280 с приводом от СТД-4000-2 применяются втулочные уплотнения, а на агрегатах СТД-12500-2, ЭГПА-25 с нагнетателями НГ-370, НГ-235, НГ-650 - торцевые уплотнения. Система регулирования уплотнения нагнетателя поддерживает перепад давления «масло-газ» и осуществляет отделение газа от масла, сливающегося из системы уплотнения. На рис. 4.6 системы маслоснабжения агрегата СТД-12500-2 с нагнетателем НГ-235 показана также и схема масляного уплотнения нагнетателя. Масло к опорным подшипникам и торцевым уплотнениям нагнетателя подается винтовыми электронасосами, один из которых является резервным. В случае отключения винтовых насосов или выхода их из строя подвод масла к уплотнениям обеспечивается аккумуляторами масла в течение времени, необходимого для отключения нагнетателя от газопровода, сброса оставшегося в нагнетателе газа в атмосферу и выбега ротора. На некоторых типах агрегатов с газотурбинным приводом для повышения автономности и независимости от снабжения электроэнергией главный масляный насос уплотнения приводится во вращение непосредственно от ротора нагнетателя.
При работе центробежного нагнетателя создаются усилия, стремящиеся сдвинуть вал нагнетателя вдоль оси. Эти усилия воспринимаются опорно-упорным подшипником. Для контроля состояния опорно-упорного подшипника (степени износа его вкладышей) предусматривается контроль величины осевого сдвига вала (контроль положения вала по оси).
Контроль осевого сдвига на центробежных нагнетателях всех типов электроприводных ГПА осуществляется с помощью устройства, состоящего из гидравлического реле и двух электроконтактных манометров (рис.4.7), контакты которых используются для подачи сигнала в защиту ГПА по осевому сдвигу нагнетателя.
При нормальной работе нагнетателя давление на манометрах поддерживается 150-180 кПа. При перемещении вала нагнетателя по оси на 1 мм давление на одном манометре повышается до 400-480 кПа, а на другом- понижается. Такой чувствительности устройства вполне достаточно, чтобы обеспечить надежную подачу сигнала об аварийном
14. А. Н. Козаченко
Эксплуатация ГПА с электроприводом
|
Ч
| .а
|
|
|
|
|
| S
|
|
| s
| ^
| о
| s
|
| К
| (S
| н
| к
|
| Я
|
| t;
| я
(Л
| ев
| са о.
| о
| •в-
| о
p.
| §
| ^
| г<\
|
|
|
| онтроля
| ев
С
0! Ч
| городка
| нижнего
| Р, О
| к
(и
| S
ев
| о
ё
| s о
| •Л
|
|
|
| CU
|
| CJ
>s о
| ев
| (N
| Я X
p.
|
|
| X
|
| о
|
|
|
| g
|
|
|
|
|
| s
|
|
| о
| СИ
| g
|
| об
| £
|
| и
|
| ТГ
|
| CQ
|
|
|
| ю
| Ч
| В-
|
| <J
а
|
р.
| со
| г
|
|
|
| * §
| 'S S
3 |
| 2 о
| К S
| о °
| Sc-
| I1-
| g ев Я Ю
| 0 «
| 0 >Я
| si
| » ев
а-а
|
| н «
| |i
^ай
| •А ев О
и' * м
^ л П
0 ej к
|
|
| В я
| •* о о
|
| о >/->
| ^"2 8 §
| И P. I'
S °"
| g и
CD CU
| Sg
| В" VO Я 0
| «-Т8
| и о.
CQ Е-
| g"S s
| ев Я grS
| g « • й«^
| ££
| Й g
| . я
| £ s
| t- и
^ э
| ев t-
Я p.
| а 1
е- 2
| §1
m о
| Поплавковые камеры №1 и 2
|
АВО масла
Рис. 4.6. Принципиальная гидравлическая схема смазочной системы
уплотнения двигателя СТД-12500-2 с нагнетателем НГ-235. Условные обозначения: — • • —> — напорная смазочная линия с давлением до
0,2 МПа; ——>— — напорная смазочная линия с давлением до 0,6 Мпа;
—»— — напорная смазочная линия с давлением до 5,5 МПа; — — -» — линия
загазованного масла с давлением до ,5,2 МПа
осевом сдвиге при смещении вала нагнетателя на 0,8-1,0 мм. По показаниям манометров осуществляется также настройка гидравлического реле и контролируется величина смещения вала нагнетателя в процессе работы.
Для обеспечения нормальной эксплуатации технологического оборудования КС предусматривается контроль уровня в различных резер-
Эксплуатация ГПА с электроприводом
|
вуарах масла, воды и конденсата. В основном для этого применяются поплавковые устройства, с помощью которых обеспечивается визуальный контроль уровня по месту и сигнализация крайних значений, используемых в аппаратуре автоматического управления и регулирования (например, автоматического слива или долива жидкости).
В качестве примера на рис.4.8 показано такое устройство контроля уровня масла в маслобаке нагнетателя 370-18-2. Конечные выключатели 3 этого устройства .используются для сигнализации отклонений уровня масла от нормы. Положение штока поплавка 4 используется для показания уровня масла в емкости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|