Сделай Сам Свою Работу на 5

В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ 8 глава





В XIX в. казалось, будто всеобщее избирательное право решит все проблемы демократии. Один из ли­деров чартистского движения210 О'Коннор сказал в 1838 г.: «Всеобщее избирательное право сразу же из­менило бы весь характер общества: на место бдитель­ности, сомнениям и подозрительности пришла бы брат­ская любовь, взаимная заинтересованность и всеобщее доверие». В 1842 г. он говорил: «...через шесть месяцев после принятия чартистской программы каждый муж­чина, женщина и ребенок в стране будет хорошо на­кормлен, хорошо обеспечен жильем и одеждой»211. С тех пор все великие демократические системы уста­новили всеобщее избирательное право для мужчин и, за исключением Швейцарии, для женщин, но даже в богатейшей стране мира !/з населения все еще была «плохо накормлена, плохо обеспечена жильем и одеж­дой», говоря словами Франклина Д. Рузвельта212.

Введение всеобщего избирательного права не толь­ко не оправдало надежд чартистов, но и разочаровало всех, кто верил, будто бы оно поможет изменить граж­дан, сделав их ответственными, активными, независи­мыми личностями. Стало ясно, что сегодня проблема демократии заключается уже не в ограничении пра­ва участия в выборах, а в том, как это право осу­ществляется.



Как могут люди выражать «свою» волю, если у них нет ни собственной воли, ни убеждений, если они — отчужденные автоматы, чьими вкусами, мнениями, выбором манипулируют мощные «механизмы», подго­няющие все это к определенной норме? В этих услови­ях всеобщее избирательное право превращается в фе­тиш. Если руководство может доказать, что каждый человек имеет право голоса и что голоса подсчитыва- ются честно, — оно демократично. Если же каждый голосует, а подсчет голосов ведется нечестно, или же если голосующий боится проголосовать против правя­щей партии — страна недемократична. В самом деле, между свободными и манипулируемыми выборами есть значительное и важное различие. Но, отмечая это различие, нам нельзя забывать того, что даже свобод­ные выборы не обязательно выражают «волю народа». Если множество людей пользуется хорошо разрекла­мированным сортом зубной пасты потому, что рекла­ма приписывает ему фантастические свойства, ни один мало-мальски разумный человек не скажет, что люди «приняли решение» в пользу этой зубной пасты. Все, что можно было бы утверждать, так это то, что пропаганда достаточно преуспела, убедив миллионы людей поверить ее заявлениям.



В отчужденном обществе то, как люди выражают свою волю, не так уж сильно отличается от того, как они выбирают товары для покупки. Они вслушивают­ся в пропагандистскую трескотню, и факты немного значат в сравнении с обладающей гипнотическим воздействием шумихой, вдалбливаемой в их головы. В последние годы мы все больше и больше становим­ся свидетелями того, как премудрость сотрудников службы пропаганды определяет линию политической пропаганды. Привыкнув заставлять людей покупать все что угодно, лишь бы хватало денег на рекламу, они формулируют политические идеи и представляют себе политических лидеров в тех же категориях. Для создания рекламы политическим деятелям они ис­пользуют телевидение точно так же, как для рекламы мыла; имеет значение только воздействие на торгов­лю или на голосование избирателей, а вовсе не ра­зумность или полезность рекламируемого. Этот фено­мен нашел в высшей степени откровенное выражение в недавних заявлениях о будущем республиканской партии. Они сводятся к тому, что раз уж нельзя наде­яться получить для республиканской партии боль­шинство голосов, надо найти человека, желающего представлять партию, и тогда проголосуют за него. В принципе это не отличается от рекламирования си­гарет известным спортсменом или киноактером.

В самом деле, функционирование политического механизма в демократической стране в сущности не от­личается от того, что происходит на товарном рынке. Политические партии не слишком разнятся от крупных коммерческих предприятий, а профессиональные поли­тики стараются продать публике свой товар. Их мето­ды все больше напоминают методы рекламы, применя­ющей сильные меры воздействия. Особенно точно оп­ределил этот процесс Й. Шумпетер213, проницательный исследователь политико-экономических явлений. Он начинает с формулировки классического для XVIII в. представления о демократии: «Демократическая сис­тема — это такое институциональное устройство для принятия политических решений, которое выступает проводником общего блага, побуждая народ самостоя­тельно решать проблемы путем выбора людей, которым предстоит собираться вместе, чтобы выполнить его волю»214. Затем Шумпетер анализирует отношение со­временного человека к проблеме общественного бла­годенствия и приходит к выводу, не слишком отличаю­щемуся от уже изложенных выше215.



Шумпетер также указывает на сходство между тем, как фабрикуется народная воля в политических вопро­сах и в коммерческой рекламе. Он пишет, что «методы, с помощью которых фабрикуются проблемы и народная воля по каждой из них, совершенно аналогичны спосо­бам, применяемым коммерческой рекламой. Мы нахо­дим те же самые попытки воздействовать на подсозна­ние. Мы находим ту же самую технологию создания бла­гоприятных и неблагоприятных ассоциаций, которые тем эффективнее, чем меньше в них разумного. Мы находим те же самые отговорки и умолчания, тот же трюк с со­зданием мнения путем многократных повторений одно­го и того же; этот прием оказывается успешным ровно настолько, насколько при этом удается обойтись без рациональной аргументации и избежать опасности про­будить критические способности человека. И так далее. Однако в области общественной жизни все эти хитрос­ти приобрели гораздо больший размах, чем в сфере час­тных или профессиональных дел. Портрет девушки, пре­лестнейшей из когда-либо живших на свете, с течением времени окажется бессильным поддержать торговлю плохими сигаретами. Но в случае с политическими ре­шениями столь же надежной гарантии не существует. Суть многих судьбоносных решений такова, что с ними нельзя экспериментировать на досуге за умеренную пла­ту. Однако если это и оказывается возможным, то, как правило, составить суждение не так легко, как в случае с сигаретами, потому что последствия поддаются оцен­ке с большим трудом»216.

На основе этого анализа Шумпетер приходит к оп­ределению демократии, менее возвышенному, чем пер­вое, зато, несомненно, более реалистичному: «Демок­ратическая система — это такое институциональное устройство для принятия политических решений, при котором индивиды приобретают власть принимать решения посредством конкурентной борьбы за го­лоса народа»211.

Сопоставление процессов формирования мнения в политике и на товарном рынке можно дополнить еще одним, имеющим дело не столько с формированием мне­ния, сколько с его выражением. Я имею в виду роль ак­ционера в американской крупной корпорации и воздей­ствие его воли на управление.

Как уже было указано выше, собственность круп­ной корпорации в наши дни находится в руках сотен тысяч человек, каждый из которых владеет чрезвычай­но малой долей всего пакета акций. С точки зрения за­кона, акционеры владеют предприятием и, следователь­но, имеют право определять его политику и назначать администрацию. Практически же они не слишком-то чувствуют ответственность за свою собственность и молчаливо соглашаются с действиями администрации, довольствуясь регулярным получением дохода. Подав­ляющее большинство акционеров не утруждают себя посещением собраний и предпочитают передать необ­ходимые полномочия управленческому персоналу. Как уже отмечалось, только в 6% крупных акционерных компаний (в 1930 г.) управление осуществлялось все­ми или большинством собственников.


Положение с управлением в современной демок­ратии не так уж отличается от управления крупной корпорацией. Да, действительно, свыше 50% избира­телей сами опускают свои избирательные бюллетени. Они делают выбор между двумя партийными меха­низмами, ведущими борьбу за их голоса. Но стоит только одному из этих механизмов прийти к власти, получив большинство голосов, как он отдаляется от избирателя. Реальные решения зачастую перестают быть делом отдельных членов парламента, представ­ляющих интересы и волю своих избирателей, а стано­вятся делом партии218. Но и тут решения принимают наиболее влиятельные личности, играющие главен­ствующую роль, которые нередко почти неизвестны общественности. Факт тот, что, хотя отдельно взятый гражданин верит, что влияет на принимаемые в стра­не решения, его участие в этом ненамного больше участия рядового акционера в управлении «своей» компанией. Связь между актом голосования и важ­нейшими политическими решениями самого высоко­го уровня окутана тайной. Нельзя сказать, что ее нет вообще, как и нельзя сказать, будто окончательное решение — это результат воли избирателя. Это са­мое настоящее отчужденное выражение воли гражда­нина. Он что-то делает, отдавая свой голос, и пребы­вает в иллюзии, будто он — творец тех решений, ко­торые одобряет, как если бы эти решения были его собственными. Но в действительности они большей частью определяются силами, выходящими за преде­лы его знаний и возможностей контроля. Неудиви­тельно, что такое положение порождает у рядового гражданина глубокое чувство бессилия в политичес­ких делах (хотя оно необязательно осознается) и что, следовательно, его политическая сметливость все больше ослабевает. Ибо если верно, что надо думать, прежде чем действовать, то так же верно и то, что, если нет возможности действовать, мышление исто­щается; другими словами, если человек не может эф­фективно действовать, он не сможет и продуктивно мыслить.

3. Отчуждение и душевное здоровье

Как влияет отчуждение на душевное здоровье? Ответ, конечно же, зависит от того, что понимать под здоро­вьем. Если имеется в виду, что человек способен вы­полнять свою социальную функцию, продолжать про­изводить, а также воспроизводиться, то совершенно очевидно, что отчужденный человек может быть здо­ровым. К тому же мы создали самый мощный произ­водственный механизм из существовавших до сих пор на Земле, хотя мы же создали и самую мощную разру­шительную машину, которая может попасть в руки бе­зумца. Если бы мы обратились к общепринятому в пси­хиатрии определению душевного здоровья, то при­шлось бы признать, что мы здоровы. Совершенно есте­ственно, что понятия здоровья и болезни суть создание формулирующих их людей, а следовательно, и той куль­туры, в которой живут эти люди. Отчужденные психи­атры определят душевное здоровье с позиций отчуж­денной личности, а потому сочтут здоровьем то, что с точки зрения нормативного гуманизма можно было бы расценить как болезнь. В этом плане то, что Г. Уэллс219 так прекрасно описал в рассказе «Страна слепых» при­менительно к психиатрам и хирургам своего времени, так же верно и в отношении многих психиатров нашей культуры. Молодого человека, нашедшего приют в изо­лированном от мира племени слепых от рождения лю­дей, осматривают их доктора.

«Потом, некоторое время спустя, одного премудро­го старейшину осенила мысль. Среди своего народа он слыл большим ученым, врачевателем и обладал фило­софским, изобретательным умом. И вот у него явилась соблазнительная мысль излечить Нуньеса от его стран­ностей. Однажды в присутствии Якоба он опять пере­вел разговор на Нуньеса.

— Я обследовал Боготу, — сказал он, — и теперь дело стало для меня ясней. Я думаю, он излечим.

— Я всегда на это надеялся, — ответил старый Якоб.

— У него поврежден мозг, — изрек слепой врач.

Среди старейшин пронесся ропот одобрения.

— Но спрашивается: чем поврежден?

Старый Якоб тяжело вздохнул.

— А вот чем, — продолжал врач, отвечая на соб­ственный вопрос.

— Те странные придатки, которые называются гла­зами и предназначены создавать на лице приятную лег­кую впадину, у Боготы поражены болезнью, что и вы­зывает осложнение в мозгу. Они у него сильно увели­чены, обросли густыми ресницами, веки на них дерга­ются, и от этого мозг у него постоянно раздражен, и мысли неспособны сосредоточиться.

— Вот что! — удивился старый Якоб. — Вот оно как...

— Думается, я с полным основанием могу утверж­дать, что для его полного излечения требуется произ­вести совсем простую хирургическую операцию, а именно удалить эти раздражающие тельца.

— И тогда он выздоровеет?

— Тогда он совершенно выздоровеет и станет при­мерным гражданином.

— Да будет благословенна наука! — воскликнул старый Якоб и тотчас же пошел поделиться с Нунье- сом своей счастливой надеждой»220.

Современные определения душевного здоровья в психиатрии подчеркивают те качества, которые состав­ляют часть отчужденного социального характера наше­го времени: приспособленность, способность к сотруд­ничеству, агрессивность, терпимость, честолюбие и пр. Выше я приводил данное Штрекером определение «зре­лости» в качестве иллюстрации наивного перевода на язык психиатрии объявлений о приеме на работу слу­жащих нижнего звена. Но как уже кратко упоминалось в другом контексте, даже один из наиболее глубоких и блестящих психоаналитиков нашего времени Г. С. Сал- ливан в своих теоретических построениях испытывал влияние всепроникающего отчуждения. Именно пото­му, что он — такая величина и что вклад его в психиат­рию чрезвычайно важен, было бы полезно немного за­держаться на этом вопросе. Салливан принял за часть человеческой природы то обстоятельство, что отчуж­денному человеку недостает чувства самости и он ощу­щает себя соответственно ожиданиям окружающих, точно так же как Фрейд принял склонность к соперни­честву, характерную для начала века, за естественный феномен. Поэтому Салливан назвал взгляд, согласно которому существует неповторимая индивидуальная самость, «иллюзией уникальной индивидуальности»221. Столь же очевидно влияние отчужденного мышления на данное им определение основных потребностей че­ловека. Согласно его утверждению, это «потребность в личной безопасности, т. е. в свободе от беспокойства; потребность в близости, т. е. в сотрудничестве хотя бы с еще одним человеком; потребность в утолении чув­ственного влечения, что связано с деятельностью ге­ниталий в стремлении к оргазму»222. Три критерия ду­шевного здоровья, постулируемые здесь Салливаном, общеприняты. На первый взгляд, никто не станет спо­рить с тем, что любовь, безопасность и сексуальное удовлетворение — совершенно нормальные цели с точ­ки зрения душевного здоровья. Однако критическое рассмотрение этих понятий показывает, что в отчуж­денном мире они означают нечто отличное от того, что они могли бы означать в других культурах.

Пожалуй, наиболее популярное в наше время по­нятие из арсенала психиатрии — это понятие безопас-


8-Здоровое общество ности. В последние годы ему придают все большее зна­чение как первостепенной цели жизни и сущности ду­шевного здоровья. Одна причина такой установки зак­лючается, пожалуй, в том, что нависающая над миром в течение многих лет угроза войны усилила стремле­ние к безопасности. Другая, более важная причина со­стоит в том, что вследствие роста автоматизации и сверхконформизма люди все меньше чувствуют себя в безопасности.

Проблема еще больше усложняется благодаря смешению понятий психической и экономической безопасности. Одно из коренных изменений, произо­шедших за последние 50 лет, заключается в том, что все западные страны приняли принцип, согласно ко­торому каждый гражданин должен иметь минималь­ное материальное обеспечение на случай безработи­цы, болезни и старости.

Как же может впечатлительный, остро чувствую­щий человек ощущать себя в безопасности? Ведь в силу самих условий нашего существования мы ни в чем не можем испытывать полную уверенность. Наши мысли и прозрения — в лучшем случае лишь частичные исти­ны, смешанные с изрядной долей заблуждений, не го­воря уже об отнюдь не обязательном искажении инфор­мации относительно жизни и общества, с которым стал­киваемся чуть ли не со дня своего рождения. Наша жизнь и здоровье зависят от случайностей, не подвла­стных нашему контролю. Принимая решение, мы ни­когда не можем быть уверены в его последствиях. Лю­бое решение заключает в себе возможность провала, а если нет, то это не решение в подлинном смысле сло­ва. Мы никогда не можем быть уверены в исходе на­ших лучших устремлений. Результат всегда зависит от многих факторов, превосходящих нашу способность к контролю. Подобно тому, как впечатлительный, остро чувствующий человек не может избежать чувства гру­сти, он не может избежать и чувства неуверенности. Задача, которую может и должен поставить человек перед своей психикой, состоит не в том, чтобы по­чувствовать себя в безопасности, а в том, чтобы уметь переносить отсутствие безопасности без паники и чрезмерного страха.

Жизнь в ее душевных и духовных аспектах неизбеж­но небезопасна и ненадежна. Полная уверенность су­ществует лишь относительно того, что мы родились и умрем. Полная безопасность заключается лишь в столь же полном подчинении силам предположительно мо­гущественным и долговечным, которые избавляют че­ловека от необходимости принимать решения, брать на себя риск и ответственность. Свободный человек не­избежно лишен безопасности, мыслящий человек не­избежно лишен уверенности.


Как же в таком случае человек может переносить отсутствие безопасности, присущее человеческому су­ществованию? Один путь — укорениться в группе так, чтобы чувство тождественности гарантировалось при­надлежностью к этой группе, будь то семья, клан, на­ция, класс. Пока процесс индивидуализации не достиг стадии, на которой индивид высвобождается из этих первичных уз, он все еще «мы», и пока группа действу­ет, он уверен в собственной тождественности благода­ря членству в ней. Развитие современного общества привело к распаду первичных уз. Современный чело­век по существу одинок, он предоставлен самому себе, и предполагается, что он может рассчитывать только на себя. Он может обрести чувство тождественности, только развивая единственное в своем роде, особенное существо, которое и есть «он», до того момента, когда он действительно сможет почувствовать, что «я есмь я». Это окажется достижимым только в том случае, если он разовьет свои деятельностные силы до такой степе­ни, что сможет соотнести себя с миром без того, чтобы утонуть в нем; если он сможет достичь продуктивной ориентации. Однако отчужденный человек пытается решить проблему другим способом, а именно путем кон­формизма. Он чувствует себя в безопасности, макси­мально уподобившись своему ближнему. Его первосте­пенная цель — получить одобрение других; больше всего он боится, что может не получить одобрения. Отличие от других, принадлежность к меньшинству угрожают его чувству безопасности; отсюда его стрем­ление к беспредельному конформизму. Очевидно, что это стремление в свою очередь порождает постоянно действующее, хотя и скрытое, чувство ненадежности. Любое отклонение от образца, любая критика возбуж­дают страх и неуверенность. Человек находится в по­стоянной зависимости от одобрения других людей, точ­но так же как наркоман зависит от наркотика, и анало­гичным образом его чувство самости и уверенности «в себе» все больше и больше слабеет. Если несколько поколений назад вся жизнь человека была пронизана чувством вины, вызванным его греховностью, то теперь на смену ему пришло чувство тревоги и неполноценно­сти, вызванное отличием от других.

Еще одна цель душевного здоровья — любовь, как и безопасность, в условиях отчуждения приобрела но­вое значение. Для Фрейда в соответствии с духом того времени любовь была в основном сексуальным фено­меном. Человек обнаруживает на опыте, что «половая (генитальная) любовь предоставляет человеку сильней­шие переживания, величайшую удовлетворенность, дает ему, собственно говоря, образец любого счастья, а поэтому нужно и дальше искать удовлетворение стремления к счастью в области половых отношений, помещать генитальную эротику в центр жизненных интересов. На этом пути... человек становится в самой рискованной степени зависимым от части внешнего мира, а именно — от избранного объекта любви, и ис­пытывает самые жестокие страдания, если отвергает­ся им или теряет его из-за неверности или смерти»223. Чтобы обезопасить себя от любовных страданий, чело­век — но только «незначительное меньшинство» — может преобразовать эротические функции любви, «придавая главную ценность не тому, чтобы быть лю­бимым, а собственной любви» и «направляя свою лю­бовь не на отдельные объекты, а на всех людей». Таким образом, «они избегают колебаний и разочарований половой любви, поскольку отвлекаются от сексуальной цели и превращают влечение в заторможенный по­рыв...». Любовь с запрещенной целью «была вначале глубоко чувственной любовью и таковой по-прежнему остается в бессознательном»224. Чувство единения и слияния с миром («океаническое чувство»), составля­ющее сущность религиозного и особенно мистическо­го опыта, переживание единения и слияния с любимым человеком Фрейд интерпретирует как возвращение к состоянию раннего «безграничного нарциссизма»225.

В соответствии со своими основными представле­ниями Фрейд понимает душевное здоровье как полную реализацию способности любить, что достигается в том случае, если развитие либидо перешло в генитальную стадию.

В противоположность Фрейду в психоаналитичес­кой системе Г. С. Салливана мы находим прямое раз­граничение между сексуальностью и любовью. Что же означает любовь и близость в понимании Салливана? «Близость — такой тип состояния, касающегося двух человек, который позволяет утвердить все компонен­ты личностной ценности. Утверждение личностной цен­ности требует такого типа отношений, который я на­зываю сотрудничеством и под которым подразумеваю ясно выраженное приспособление поведения одного человека к высказанным потребностям другого в стрем­лении к все более тождественному, т. е. все более сбли­жающемуся, почти общему удовлетворению, и в про­должение все более сходных действий по обеспечению безопасности»226. Проще говоря, Салливан определил сущность любви как состояние сотрудничества, при котором оба человека одновременно чувствуют: «Мы придерживаемся правил игры, чтобы сохранить свой престиж, чувство превосходства и достоинства»227.

Подобно тому как Фрейдово определение любви — это описание опыта патриархально настроенного пред­ставителя мужского пола, изложенное в терминах ма­териализма XIX столетия, описание Салливана отно­сится к опыту отчужденной личности XX в. с рыноч­ной ориентацией. Это описание «egotism a deux»228, т. е. двух людей, действующих сообща и совместно проти­востоящих враждебному и отчужденному миру. Дей­ствительно, его определение близости в принципе под­ходит к чувствам любой совместно действующей груп­пы, в которой каждый «приспосабливает свое поведе­ние к выраженным потребностям другого человека, преследуя общие цели». (Следует отметить, что Сал­ливан говорит здесь о выраженных потребностях, тог­да как о любви по меньшей мере можно было бы ска­зать, что она подразумевает реакцию обоих на невыра­женные потребности друг друга.)

Сопутствующее рыночной ориентации значение сло­ва «любовь», выраженное обыденным языком, можно обнаружить в дискуссиях о супружеской любви и о по­требности у детей в любви и привязанности. В много­численных статьях, рекомендациях, лекциях супружес­кая любовь описывается как состояние взаимной обхо­дительности и умелого обращения друг с другом, назы­ваемого «взаимопониманием». Предполагается, что жена считается с потребностями и чувствами мужа, и наоборот. Если он приходит домой усталый и раздражен­ный, ей не следует ни о чем его спрашивать — или сле­дует — в зависимости от того, что, по мнению авторов, лучше всего может «умаслить» его. Ему же следует выс­казать слова одобрения по поводу приготовленной ею пищи или ее нового платья — и все это во имя любви. Сейчас ежедневно можно услышать, что ребенок дол­жен «пользоваться любовью», чтобы чувствовать себя в безопасности, или что ребенок «не получал от своих ро­дителей достаточно любви» и поэтому стал преступни­ком или шизофреником. Любовь и привязанность при­обрели одно и то же значение применительно к самым разным случаям: идет ли речь о малом ребенке, об уче­нии в колледже, которое необходимо для образования, или о последнем фильме, который стоит посмотреть. Вы «скармливаете» человеку любовь, подобно тому как вы снабжаете его безопасностью, знаниями и тому подоб­ным — и вот вам счастливый человек!

Счастье — еще одно, более популярное представле­ние, с помощью которого определяется душевное здоро­вье в наше время, как гласит постулат из романа «О див­ный новый мир»: «В наши дни счастливы все».

Что подразумевается под счастьем? В ответ на этот вопрос большинство людей сегодня, возможно, сказа­ли бы, что быть счастливым значит «развлекаться», «хо­рошо проводить время». Ответ на вопрос, что значит «развлекаться», до некоторой степени зависит от ма­териального положения индивида, но больше от его об­разования и структуры личности. Однако различия в материальном положении не столь важны, как может показаться. Приятное времяпрепровождение высших слоев общества — это образец развлечений для тех, кто пока что не в состоянии за них заплатить, хотя всерьез надеется на счастливый случай. В результате времяп­репровождение более низких общественных слоев все в большей мере становится дешевой имитацией того, что делают в высших слоях, различаясь в цене, но не так уж отличаясь по качеству.

В чем заключаются эти развлечения? Это хожде­ние в кино, на вечеринки, игры с мячом, слушание ра­дио и сидение перед телевизором, поездки на машине по воскресным дням и занятия любовью, долгое лежа­ние в постели воскресным утром и путешествия для тех, кому это по карману. Если вместо слов «развлечение» и «приятное времяпрепровождение» воспользоваться более солидным термином, то мы могли бы сказать, что понятие счастья в лучшем случае отождествляется с понятием удовольствия. Принимая во внимание наше обсуждение проблемы потребления, мы можем опре­делить это понятие несколько точнее как удовольствие от неограниченного потребления, от «кнопочной» вла­сти и от лени.

С этой точки зрения, счастье можно было бы опре­делить как противоположность грусти или печали. И действительно, обычный человек определяет счастье как душевное состояние, свободное от грусти или пе­чали. Однако такое определение показывает, что в этом понимании счастья есть что-то глубоко неправильное. Живой, чувствующий человек непременно не раз за свою жизнь испытывает грусть и печаль. Это происхо­дит не только в результате многочисленных лишних страданий, причиняемых несовершенством нашего об­щественного устройства, но и вследствие природы че­ловеческого существования, исключающей возмож­ность реагировать на жизненные проявления без осо­бых огорчений и переживаний. Поскольку мы живые существа, нам приходится с грустью осознавать неиз­бежность разрыва между нашими устремлениями и тем, чего можно достичь за нашу короткую, полную пре­вратностей жизнь. Как же мы можем избежать страда­ний и печали, если нас ожидает смерть, и при этом не­минуемо либо мы умрем раньше, чем наши любимые, либо они раньше нас; если мы ежедневно видим вокруг себя страдания, как неизбежные, так и необязательные и излишние? Попытаться избежать страданий можно лишь в том случае, если мы умерим свою чувствитель­ность, ответственность и любовь, если сердца наши за­черствеют и мы отвратим свое внимание и чувства от других людей, как, впрочем, и от самих себя.

Если мы хотим определить счастье от противного, мы должны делать это, противопоставляя его не грус­ти, а подавленности.

Что такое подавленность? Это неспособность чув­ствовать, это ощущение безжизненности, в то время как тело живо. Это неспособность переживать радость, как, впрочем, и грусть. Человеку в подавленном со­стоянии было бы куда легче, если бы он смог грустить. Состояние депрессии так невыносимо оттого, что че­ловек неспособен ничего чувствовать — ни радость, ни грусть. Если попытаться определить счастье, противо­поставляя его подавленности, мы приблизимся к дан­ному Спинозой определению радости и счастья как та­кого состояния напряжения всех жизненных сил, ко­торое сплавляет воедино наши усилия, направленные одновременно на понимание наших близких и на един­ство с ними. Счастье возникает вследствие ощущения плодотворности своего существования, в результате использования сил любви и разума, объединяющих нас с миром. Счастье состоит в том, что мы прикасаемся к сущности действительности, открываем самих себя и свое единство с другими, а также свое отличие от них. Счастье — это состояние напряженной внутренней работы и ощущение возрастания жизненной энергии, которое происходит при продуктивном отношении к миру и к самим себе.

Отсюда следует, что счастье нельзя найти в со­стоянии внутренней пассивности, в потребительской установке, пронизывающей жизнь отчужденного че­ловека. Счастье — это переживание полноты бытия, а не пустоты, которую нужно заполнить. Обычному человеку сегодня может вполне хватать развлечений и удовольствий, но, несмотря на это, он существенно подавлен. Возможно, дело прояснится, если мы вмес­то слова «подавленный» употребим слово «скучаю­щий». Фактически разница между ними очень неве­лика, она заключается только в степени интенсивно­сти, потому что скука — это не что иное, как пере­живание паралича наших продуктивных сил и обезжизненности. Среди всех жизненных зол мало найдется таких, которые были бы так же мучитель­ны, как скука, и поэтому человек всеми силами стре­мится избежать ее.

Достичь этого можно двумя путями: либо в прин­ципе став на путь продуктивности и переживая таким образом счастье, либо пытаясь избавиться от проявле­ний скуки. Последняя попытка, по всей видимости, ха­рактерна для стремления современного человека к раз­влечениям и наслаждениям. Он ощущает в себе подав­ленность и скуку, которые становятся явными, как толь­ко он остается наедине с самим собой или с самыми близкими ему людьми. Все наши увеселения служат тому, чтобы облегчить человеку бегство от самого себя и от угрожающей ему скуки, предоставляя ему убежи­ще на многочисленных путях бегства, предлагаемых нашей культурой. Однако сокрытие симптома не уст­раняет условий, порождающих его. Наряду с боязнью заболеть физически или оказаться униженным в слу­чае утраты общественного статуса и престижа, страх перед скукой имеет первостепенное значение среди страхов, испытываемых современным человеком. Живя в мире развлечений и увеселений, он боится скуки и радуется, когда еще один день прошел без неприятнос­тей, еще один час удалось убить, так и не осознав зата­енной скуки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.