Сделай Сам Свою Работу на 5

Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а 31 декабря 2001 г. он был опубликован в Российской газете.

В ТК РФ вносились изменения и дополнения, начиная уже с 25 июля 2002 г. Его практически новая редакция была принята Федеральным законом от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»[11].

Объяснить неэффективность ТК РФ 2001 г. нельзя ссылками на быстро меняющую социально-экономическую обстановку в стране. Ее анализ показывает, что каких – либо особых, неожиданных для законодателя изменений, в этот период не происходило, которые бы побудили законодателя за столь короткий период внести изменения в почти ¾ статей ТК РФ.

Анализ разработки и принятия ТК РФ позволяет сделать ряд выводов, которые характерны для любого вида нормотворчества в сфере социально – трудовых отношений. Во-первых, до принятия нормативного правового акта, а тем более закона, необходим социологический подход к изучению целей, задач, практического значения принятия такого нормативного правового акта. Использование возможностей трудоправовой социологии, герменевтики и логики трудового права – важное условие эффективности работы нормотворческого органа.

Во-вторых, в настоящее время нельзя говорить о разработке и принятии в сфере труда нормативных правовых актов, не обращаясь к детальному изучению уже сложившихся систем локальных нормативных правовых актов и практики их применения в отдельных организациях.

В-третьих, в процессе нормотворчества должна исследоваться практика правоприменительных органов, судов. Принятие упомянутого закона от 30 июня 2006 г. во многом обусловлено позицией Верховного Суда РФ, которая в последствии нашла отражение в ряде постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в том числе в Постановлении от 17 марта 2007 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».



Роль судебной практики в урегулировании социально-трудовых отношений

Судебная практика в регулировании социально-трудовых отношений выполняет две функции. Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось ранее, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права судами выявляются их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права судами выявляются его пробелы, темнота, неполнота, двусмысленность, синонимия, коллизии отдельных норм.

Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ. В противном случае они будут отменены вышестоящими судебными инстанциями.

В-третьих, любой правоприменитель, в том числе и работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т.е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником.

Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США.

Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным судом нормы, противоречащей Конституции Российской Федерации, в дальнейшем она утрачивает свою юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе и в Трудовой кодекс РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме Палаты Лордов) связаны своими прежними решениями. В англо-саксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу.

В Российской Федерации решения Конституционного суда не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений.

Особенности нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения имеют свою специфику.

Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы. Так, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст.45 ТК РФ), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» - ч. 3 ст. 8 ТК РФ).

В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом – профкомом.

Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: НКТ СССР, НКТ союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы, Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только по труду и заработной плате, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и Государственной Думе РФ обсуждается необходимость создания Министерства труда Российской Федерации, т.е. органа который бы занимался нормотворчеством исключительно в сфере труда. Ежемесячно Министерство труда и социального развития издает специальный журнал – Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации, в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы технологического процесса.

В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права различаются как общие и специальные, т.е. распространяющие свое действие на всех работников или на определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т.п.)

 

Литература:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция. 2000. С. 342.

2. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. М: Норма. 2003. С. 38.

3. Попов В.И. Проблемы трудового права России. М.: Из-во МГУ. 2003. С. 29.

4. Хныкин Г.В. Особенности локального нормотворчества и новый закон о труде // Трудовое право. 2003. № 10. С. 30.

5. Ершова Е.А. Сущность, источники и формы трудового права в Российской Федерации. М. 2009. С. 316-318.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.