Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие внутреннего трудового распорядка

В юридической литературе нередко внутренний трудовой распорядок отождествляется с правилами внутреннего трудового распорядка, т.е. локальным нормативным правовым актом организации, регламентирующим «порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя» (ч. 4 ст. 189 ТК РФ). При таком определении допускается ряд погрешностей. Во-первых, нельзя отождествлять объективную категорию, которой является внутренний трудовой распорядок с результатом его опосредования. Правила внутреннего трудового распорядка – категория субъективная, поскольку они являются результатом компромисса работодателя и представительного органа работников. В соответствии со ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения профкома организации. В настоящее время правила внутреннего трудового распорядка – это обычно приложение коллективного договора, который заключается работниками и работодателем организации в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Следовательно, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем не только с учетом мнения профкома, но и совместно с ним, если они включены в коллективный договор, хотя и в качестве приложения. Коллективный договор – единый правовой акт организации. Приложение к нему – его составная, неотъемлемая часть.

Во-вторых, внутренний трудовой распорядок опосредуется целым рядом локальных нормативных правовых актов. Это не только правила внутреннего трудового распорядка, но и положения о подразделениях организации, должностные и технологические инструкции, документы технологического процесса. Локальные правовые акты закрепляют, делают обязательными для всех участников совместного труда определенные правила выполнения порученной им работы. Такие правила – это не результат усмотрения работодателя и профкома организации. Они диктуются содержанием технологии, внедренной в данной организации, ведением технологического процесса, его объективными требованиями.



Этимологически требования – это, во-первых, совокупность условий (данных), которым кто-то должен соответствовать. Во-вторых, настоятельная просьба, пожелание их соблюдать, выраженное в категорической форме, в том числе и правовой. Требования технологического процесса адресуются не только к работникам, но и к представителям работодателя. Они, обычно, в категорической форме предписывают им определенные варианты трудового поведения, которые для них обязательны.

Следовательно, внутренний трудовой распорядок можно определить как объективную, обусловленную содержанием технологического процесса систему требований, сформулированных работодателем в пределах, установленных для него законом, к поведению участников совместного труда. Эта система включает следующие элементы. Во-первых, требования, обеспечивающие ведение технологического процесса, соблюдение охраны труда и качество выпускаемой продукции. Во-вторых, требования субординации и координации поведения работников в производственном коллективе. В-третьих, режим рабочего времени и времени отдыха, пребывания (нахождения) в организации.

Внутренний трудовой распорядок предопределяет систему и структуру Особенной части трудового права (Часть третья ТК РФ). Поэтому вполне оправдано рассматривать внутренний трудовой распорядок в начале изложения других институтов Особенной части, а не в институте дисциплины труда (Раздел VIII ТК РФ).

Нормативная основа внутреннего трудового распорядка

Нормативную основу составляют не нормативно – правовые акты, а нормы трудового права, которые в них содержаться. Внутренний трудовой распорядок действительно опосредуется в соответствующей системе норм. Это не только юридические, но и другие социальные нормы, например этические, эстетические, религиозные.

По своему содержанию нормы, в которых объективируется внутренний трудовой распорядок организации можно различать как нормы технологические, нормы субординации и координации деятельности работников в процессе производства.

Технологические нормы

В юридической литературе ведется дискуссия о технологических нормах, отличных от технических (технико-юридических) норм. В нормативной основе внутреннего трудового распорядка организации они занимают, если не определяющее, то значительное место.

Технологические нормы на уровне организации содержатся в локальных нормативныхправовых актах, принимаемых работодателем самостоятельно для обеспечения эффективного ведения технологиче­ского процесса. Они для работодателя (его представителей), наемных работников программируют ведение технологического процесса, ис­пользуемого работодателем в производстве товаров, оказании услуг, выполнении работ.

В узком смысле слова под технологическим процессом организа­ции понимается совокупность обязатель­ных для наемных работников и работодателя операций по добыче и переработке сырья в полуфабрикаты или готовую продукцию. В ши­роком смысле - это целенаправленная, заранее запрограммирован­ная последовательность трудовых действий работников, подчиненных установленным работодателем требованиям, объективно обусловленных законами природы и техники.

Технологический процесс предопределяет любой вид организации неединоличного, подчиненного работодателю договорного труда ра­ботников. Так, в сфере образования технологические нормы устанав­ливают правила трудового поведения, регламентируя определенные этапы (учебно-воспитательные операции) технологического процес­са преподавания (обучения учащихся). Именно они составляют нор­мативную основу внутреннего распорядка образовательного учреждения. Педагогические работники вузов обязаны читать лекции, консультировать студентов, аспирантов, соискателей, вести семинарские и практические занятия, руководить производственной практикой, проводить текущую и итоговую аттестацию студентов в форме заче­тов, экзаменов, защиты курсовых и дипломных работ.

Технологическим нормам присуши все основные признаки, характеризующие норму права. Тех­нологические нормы обязательны для всех участников ведения технологического процесса конкретной организации. Они являются правилами общего характера. Их применение рассчитано работодателем на не­однократное число случаев (до изменения технологии производства в связи с развитием науки и техники). Как правило, исследуемые нор­мы рассчитаны на тот или иной вид трудового поведения или на оп­ределенную категорию работников.

Технологическим нормам, как и любой правовой норме, свой­ственна формальная определенность. Формой их объективации на уровне организации являются локальные нормативные правовые ак­ты – документы технологического процесса.

В известной мере можно говорить о формировании на современ­ном этапе правовой иерархии технологических норм. Научно-техни­ческий прогресс позволил современному работодателю выбирать из множества вариантов подходящий ему технологический цикл. Тех­нология основывается на законах природы и техники. Наука на их основе разрабатывает различные варианты техпроцесса. Выбор то­го или иного варианта работодателем объективно обусловливается требованиями государства к безопасности, охране жизни и здоровья потребителей, возможностями и интересами собственника средств производства. Законодатель, осуществляя техническое регулирова­ние[21] предпринимательской деятельности, в национальных стандартах формулирует соответствующие рекомендации, в технических регла­ментах закрепляет стандарты качества отдельных производственных технологий и продукции[22]. По сути это технологические нормы, за­крепляющие на уровне федерального законодательства рекоменда­тельные и обязательные для работодателя правила ведения отдельных технологических процессов. Устанавливая определенную технологи­ческую схему операций, работодатель, таким образом, формирует, а за­тем в определенных документах техпроцесса закрепляет круг прав и обязанностей исполнителя, участвующего в его ведении.

Можно говорить о специфических свойствах технологических норм. Во-первых, технологические нормы, в конечном счете, основы­ваются на законах природы и техники. В документах техпроцесса со­держатся ссылки на технические нормы. Хотя в основе технологических норм лежат законы природы и техники, практика их применения зависит от воли рабо­тодателя, т.е. из многих вариантов возможных, известных науке тех­процессов он выбирает один, который ему представляется наиболее эффективным в данных условиях его применения, и закрепляет в ло­кальных нормативных правовых актах права и обязанности участни­ков его ведения, реального осуществления. Как уже отмечалось до этого техпроцесс существует только в форме научных разработок в виде компьютерной графики, на бумажном носителе или в лучшем случае как действую­щая модель.

Во-вторых, технологические нормы закрепляются в правовом по­рядке нормотворческим органом, в том числе и работодателем, само­стоятельно. Они содержат императивные требования к участникам совместного наемного труда, от добросовестного выполнения кото­рых зависит эффективность техпроцесса, а в конечном счете и работа всей организации, ее конкурентоспособность.

В-третьих, технологические нормы вотличие от технических все­гда имеют своего адресата - участников совместного процесса труда, ве­дения конкретного техпроцесса, они определяют содержание произ­водственной функции организации.

В-четвертых, технологические нормы выполняют информацион­ную, воспитательную роль. Они предельно конкретно объясняют ра­ботнику, что требуется от него на той или иной стадии ведения техно­логического процесса в организации, формируют тем самым его пра­вовое сознание, должное трудовое поведение.

В-пятых, опосредуя конкретный технологический процесс орга­низации, они определяют порядок выполнения работниками системы трудовых действий, операций, т.е. трудовой функции участников совместного труда.

В литературе по трудовому праву предпринимались попытки клас­сификации технологических норм. Различают два вида таких норм. Первый предусматривает правила поведения работников в процессе выполнения технологических операций на рабочем месте. Они или определяют права и обязанности работников при осуществлении технологического процесса, или закрепляют последовательность конкретных действии работника, либо устанавливают требования к работ­нику по использованию оборудования и материалов определенного качества. Вторым видом технологических норм регулируются отно­шения работников между собой как по вертикали, так и по горизон­тали при ведении технологического процесса. Этот вид норм приме­нительно к нормативной основе внутреннего трудового распорядка точнее относить к нормам субординации и координации в производ­ственном коллективе.

Можно классифицировать технологические нормы в зави­симости от содержания техпроцесса в конкретных отраслях матери­ального производства (хозяйства) . Например, технологические нор­мы строительства, производства металлоконструкций, эксплуатации энергосистем и т.д.

По характеру излагаемых требований работодателя практика ло­кального регулирования позволяет также различать технологические нормы-рекомендации, технологические нормы позитивного обязывания и нормы-запреты.

В нормах-рекомендациях работнику в определенных условиях предлагается проявить бдительность, предпринять дополнительные меры по охране труда. В них также рекомендуется учитывать индивидуальные особенности своего организма и самочувствия, избегать отрицательных эмоций (раздражения, возмущения, испуга), вести себя уравновешенно и т.п.

Второй вид технологических норм – нормы позитивного обязывания – встречается гораздо чаще. Они устанавливают обязательные для работников и работодателя технические требования к сырью, полуфабрикатам, общие требования по охране труда, производственной санитарии. Регламентируют определенные трудовые операции присущие данному технологическому процессу (маркирование, то­карная, сверлильная обработка и и др.).

Технологические нормы третьего вида устанавливают для работника. например, запрет на работу с неисправными приспособлениями, инструментом и средствами защиты, запрещают допуск к определен­ным видам работ лиц моложе 18 лет.

Важность регламентации требований ведения технологического процесса для работодателя очевидна. Таким образом, он обеспечивает конечный результат труда. Не менее заинтересованы в наличии тех­нологических норм и работники. Результаты социологического опро­са свидетельствуют, что для них главной предпосылкой ритмичной, эффективной работы является налаженность технологического цик­ла, соблюдение технологической дисциплины труда. От ясности, детализации, описания работодателем трудовых операций зависят безо­пасность и результативность работы участников ведения конкретного технологического процесса.

Анализ документов техпроцесса, действующих в организации, подтверждает, что технологический процесс представляет собой сово­купность технологических приемов, звеньев или операций. Он может быть представлен в виде технологической схемы, которая, в сущности, и предопределяет фактическое содержание внутреннего трудового распорядка, т.е. конкретные требования к определенным работникам в процессе выполнения ими своих трудовых обязанностей, установленных в технологических нормах.

По своим целям однородные локальные правовые нормы, опосредующие технологический процесс в организации, выполняют одну и ту же задачу - установление системы правил должного трудового поведения работников, нормативной основы внутреннего трудового распорядка организации.

Из изложенного можно сделать следующие выводы. Во-первых, трудовые отношения, в конечном счете, обусловливаются соответст­вующей технологией производства. Взаимодействие работника по поручению и под контролем работодателя (его представителей) с ору­диями и предметами труда действительно предопределяется техноло­гией, технологическим процессом соответствующего производства. В этом смысле поведение работника заранее программируется рабо­тодателем, облекается в соответствующую правовую форму – документы технологического процесса.

Во-вторых, практика локального регулирования показывает, что именно технологические отношения работодателя с работником под­вергаются работодателем детальной правовой регламентации на ло­кальном уровне. Технологические нормы – не абстрактные конструк­ции, они всегда рассчитаны на определенный круг субъектов – уча­стников ведения конкретного техпроцесса, принятого в организации, направлены на достижение реальных задач - программирование са­мого процесса труда, достижения его результатов.

Нормы координации

Отношения организованного трудового соучастия– важное условие эффективности работы организации. Это отношения координацииучастников наемного, подчиненного, совместного тру­да. Они также обусловлены, в конечном счете, содержанием техп­роцесса и складываются "по горизонтали" между рабочими, спе­циалистами, а на соответствующих уровнях - и между предста­вителями администрации. Такие отношения программируются (закрепляются, регулируются) социально-трудовыми правилами - нормами координации. Это не только моральные (этические) правила, но и обычаи, традиции, юридические нормы. Так, пра­вила внутреннего трудового распорядка обязывают трудящихся вести себя достойно, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их обязанности. Социально-тру­довыми нормами запрещаются действия работников, оскорбля­ющие достоинство других людей, сквернословие, ссоры, курение в неотведенных для этого местах и т.п.

Чем выше взаимная заинтересованность работников в процессе труда и его результатах, чем выше уровень их общей и професси­ональной культуры, тем меньше потребность у коллектива и об­щества закреплять соответствующие нормы трудового поведе­ния в правовом порядке. Чем длительнее сотрудничество, чем ста­бильнее коллектив, тем больше в регулировании отношений ко­ординации выдвигаются на первый план обычаи, традиции, эс­тетические и этические правила.

В адаптивных корпорациях (обычно в небольшой группе творческих работ­ников) действительно сглаживаются противоречия, возникает по­требность к объединению усилий (коллективному действию). Из­начальное «моральное единство» обеспечивает в малых органи­зациях («командах») базу взаимного доверия между исполните­лями, составляет основу координации трудовых отношений, эф­фективной совместной производственной деятельности.

При анализе социально-трудовых правил обращают на себя внимание сложное взаимодействие различных их видов, в част­ности этических и правовых, особенности их развития, извест­ной конкуренции, перспектив совершенствования, усиления или ослабления роли в зависимости от тех конкретно-исторических условий, в которых сложился и работает производственный кол­лектив.

Нельзя не обратить внимание также на тот факт, что правила координации должны максимально аккумулировать в себе имен­но на уровне отдельной нормы авторитет и нравственного, и юридического правила. Многие изъяны в организации труда, обес­печения дисциплины и порядка объясняются также недостаточным уровнем не только профессиональной, но и общей культуры, пре­небрежительным отношением к нравственным идеалам, этичес­ким нормам.

Нормы субординации

Всякий процесс совместного труда нуждается в соответствующей расстановке работников, своевременном их обеспечении средствами и предметами труда, контроле, а также в установле­нии известной субординации между его участниками. Такие от­ношения строятся на власти и подчинении. Наличие отношений субординации и контроля обусловлено необходимостью упорядочения усилий участников совместного труда в интересах са­мих же работников. Именно в такой форме можно согласовать интересы отдельных исполнителей с интересами хозяина, соб­ственника, его представителей (администрации). В силу этого отношения субординации сознательным большинством работ­ников воспринимаются как необходимое условие совмес­тного труда, а не как ущемление их прав или возло­жение на них обременительных, чуждых им обязанностей. В условиях выборности определенных руководителей эти особенности организации труда становятся достаточно очевидными.

Отношения «власти – подчинения» регулируются нормами субординации, среди которых решающая роль отводится правовым (юридическим) правилам. Так, в законодательстве о труде закрепляются обязанности работников своевременно и точно исполнять распоряжения администрации. Организационно-методические стандарты, должностные положения и инструкции, приказы о распределении полномочий в управленческом звене администрации (представителей работодателя) устанавливают круг лиц, руководящих деятельностью исполнителя, перечень вопросов, по которым он отвечает перед вышестоящим предста­вителем администрации.

 

Литература:

1. Бородина Н.Н. Регулирование внутреннего трудового распорядка на предприятии // Советское государство и право. 1969. № 2. С. 105-112.

2. Тимонов Н.А. Трудовой распорядок на предприятии. М.: Юридическая литература. 1974. С. 9.

3. Смирнов В.Н. Внутренний трудовой распорядок на предприятии. Л.: Изд. ЛГУ. С.18.

4. Саркисов А.Р. Внутренний трудовой распорядок социалистического государственного промышленного предприятия. М.: Изд. МГУ. 1984. С. 8.

5. Полетаев Ю.Н. Трудовой распорядок в организации и ответственность за его нарушение по новому трудовому кодексу // Трудовое право. 2002. №3. С. 65.

6. Абрамова О. Трудовой распорядок. Дисциплина труда // Трудовое право. 2004. № 4-5. С. 82-83.

7. Трудовое право России. Учебник / Под ред. Ю.П. Орловского и А.Ф. Нуртдиновой. М.: МЦФЭР. 2004. С. 482.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.