Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы процесса и развития





В философии уделяли и уделяют огромное внимание понятиям: движения (Демокрит, Декарт, Гюйгенс, Эй­лер и др.), силы (Лейбниц, Кант, Гегель, Эд. Гартман, Вл. Соловьев и др.), энергии (Мах, Оствальд и др.). В чем притягательность такого рода понятий для философа? Им можно дать такую трактовку, при которой исполь­зуемое слово как бы теряет свой смысл (его при желании можно заменить на какое-то другое, например движе­ние на энергию), а это дает возможность пуститься в по­токи мысли, не обремененной тяготами нашего языка. С другой стороны, эти понятия дают ощущения жизни («движение — это жизнь», «человек — это поток энер­гий» и т. д.). И, кроме всего прочего, они фактически обосновывают пространство и время, без которого фи­лософы и представители точных наук (по крайней мере, до А. Эйнштейна) себя не мыслили.

Что ж, нам нет смысла обосновывать пространство и время, поскольку ни одна из наших категорий (принци­пов) в них не нуждается. Мы уже дали «ощущение жизни» в принципах центра и отношения, третьего и целостности, мы преодолели препоны языка. Что же получается, нам эти категории—движения, сил, энергий—не нужны?..



Более того, только когда мы откажемся от понятий движения, силы и энергии, мы сможем понять, что та­кое принцип процесса, а уже после этого при желании вы можете дополнить знание принципа процесса любой терминологией (но и тогда старайтесь не опредмечивать сам принцип). Кто же все еще уверен в незыблемости приведенных классических понятий и мыслит в катего­риях движения, силы, энергий и проч., попытайтесь от­ветить на несколько элементарных вопросов. То, что день сменяется ночью (причины этого), — это движе­ние, сила или энергия? А если собьется эта смена, полом­ка будет в движении, силе или энергии? А то, что веще­ство под действием температур меняет свою консистен­цию, — это движение, сила или энергия? С чего все на­чинается и чем заканчивается — движением, силой или энергией? Что такое жизнь — движение, сила или энер­гия? Что такое человек — движение, сила или энергия? Если вам удалось ответить — поищите ошибку.

В мире нет состояний. Состояние — это время до и после настоящего, это память на прошлое и на будущее, это то, что делает с процессом познающий, чтобы сде­лать его удобоваримым для своих систем. Не приписы­вайте миру своих свойств, он есть только сейчас. Каждый отдельный момент он шагает из совокупной возможно­сти в единственно возможную вероятность, которая тут же станет той же самой совокупной возможностью. Од­нако это вовсе не шаги из прошлого в будущее. Мир в отличие от нас избавлен от бесконечного труда выбора. Мир естественен? Что такое спонтанность — это слу­чайность? Отнюдь. Мир не выбирает, и поэтому он есте­ственен, «все идет своим чередом». Задумайтесь: если бы мир постоянно «выбирал» себя в следующее мгновение, как мы выбираем себе пальто, что бы получилось? Инте­ресно, если мы выбираем в магазине пальто, мы ориенти­руемся на моду, удобство, вкус, совет и т. п., а если мир «выбирает», то на что он может ориентироваться? А если он ориентируется исключительно на самого себя, какое от­ношение к принятому решению имеет понятие «выбора»? Что такое «фатализм»? Что такое «рок»? Что такое «из­начальная предопределенность»? Это мы с вами приду­мали. Оценили, описали состоявшееся событие и убоя­лись будущего. Одному Богу известно, какое отношение это имеет к миру. У этих терминов нет состоятельных определений.



Впрочем, сомнения многих в этом вопросе понятны. Учитывая наши с вами способности (имеется в виду че­ловек), имеющиеся у нас средства познания, простран­ственно-временную метрику нашего познания, было бы нелепо думать, что мы видим и можем познать, не сходя с этого места, Землю, околоземные орбиты, все, что есть. Однозначно мы видим и познаем лишь крошечную часть мира. То, что нам представляется бесперспективным ро­ком при рассмотрении мира, — лишь наша интерпрета­ция. Во Вселенной колоссальное, неограниченное количество взаимодействий, а мы — лишь один маленький про­цесс. Конечно, если мы вдруг решим, что все, что нам из­вестно, — это все, что есть, далее четко уясним, что из со­вокупной возможности реализуется лишь одна «необхо­димая» вероятность, то жизнь покажется бездарным и беспомощным прозябанием во Вселенной...



Но представьте себе огромный телефонный кабель, в нем пролегает, соответственно, огромное множество проводков, один из них — это наш с вами телефонный провод (доступный нам мир). Мы увидим, если окажем­ся внутри этого провода, только себя, и поймем (еще в лучшем случае), что на нас что-то (имеются в виду сосед­ние провода, которых мы не «увидим») давит, чего, ко­нечно, мы не сможем вразумительно объяснить и осно­вания чему, вероятно, будем искать в реальности соб­ственного проводка.

Итак, в кабеле пролегает огромное множество про­водков, они переплетаются друг с другом затейливым и случайным по своей сути образом (хотя все так же — из возможности в вероятность и далее в возможность). Из неограниченной возможности, которая им предоставле­на, — лечь «как душе угодно» — реализована лишь ка­кая-то одна, что продиктовано условиями, которые со­здают другие провода (это вероятностные моменты). Как пролегает наш проводок — одному Богу известно, и то, что нам «изнутри», внутри этого проводка, кажет­ся обреченной фатальностью нашей протяженности, на самом деле, если посмотреть на него с позиций целост­ного кабеля, весьма сложная и даже непредсказуемая траектория — как там нас закрутит? А как будет проле­гать кабель?! По какой трассе и к какому дому? А како­ва поверхность планеты, которая определит кривизну канавы, где пролегает наш кабель?!!

Мир—не состояние, это один единый процесс, состо­ящий из неограниченного числа процессов, они входят друг в друга, переплетаясь, создавая новый и необычный узор. В процессе нет ничего случайного, если что-то слу­чайно для нас, оно случайно «для нас», и это надо четко себе представлять. То, что нам кажется случайным, есть вероятность, но вероятность зависит от условий. Условия есть всегда, если нечто есть. Они нарождаются снова и снова в результате функционирования самого процесса («новые» центры благодаря отношениям «старых»; прин­цип третьего). Мы не знаем и не можем знать сейчас, ка­кие условия народятся через мгновение, какие процессы войдут во взаимодействие. Притяни мы в рассуждения о процессе состояния, и решение не будет найдено.

Что такое электрон в эйнштейновском ансамбле ве­роятности? Это предоставленный нами ему выбор. Но кто, будучи в здравом рассудке, предположит, что фи­зик-атомщик выполняет роль метрдотеля, а электрон — клиента, заказывающего себе обед? Имей мы возмож­ность ситуативно определять все условия, порожденные процессом сейчас, мы бы точно назвали траекторию, а не гадали бы в соответствии с меню, простите, ансамблем.

Рис. 19. Схема процесса

 

Принцип процесса вытекает из правильного понима­ния возможности и вероятности. Более-менее конкретно это будет звучать следующим образом: абсолютная возможность реализуется какой-то определенной веро­ятностью, и та, в свою очередь, моментально становит­ся абсолютной возможностью. Процесс—это бесконеч­ный переход из возможности в возможность каким-то конкретным («видимым») образом (учитывая множе­ство систем координат и многое другое — он может казаться и «единственным», и многоликим). Глазу до­ступен именно один этот способ, сознание же допуска­ет несколько «вероятностных» способов, в результате кооперации видимого и воображаемого рождаются объяснительные по своей сути (а следовательно, для на­уки никак не подходящие) понятия «случайности», «не­обходимости», «фатальности», «выбора» и т. п.

Принцип процесса важен для научного знания как ни­какой другой, понимание мира как процесса открывает мир процессов, то есть открывает сам мир, открывает воз­можность настоящего, истинно научного познания. Одна­ко необходимо помнить, что ограничение процесса как принципа — абсолютно неправомерно, подобно изоля­ции сердечнососудистой системы от целостного орга­низма. Все есть единый процесс, он состоит из множества процессов по правилу взаимовозможности. Это откры­тая система; введите ограничение, даже воображаемое, и вы порвете многие отношения, закроете систему, а то и во­все превратите ее в простую сумму отдельных элементов. Представьте себе жизнь как бесконечное движение, потоки, дыхание, взаимодействие, взаимопроникнове­ние... А теперь — как нечто между рождением и смер­тью. То, что только что было живым процессом, стало вдруг состоянием, то, что было свободным потоком, сво­бодным даже от назойливых координат (!), распростра­ненным везде, сейчас стало линией на плоскости со мно­жеством точек (состояний), сам процесс стал состоянием.

Итак, не ограничивайте процесс или забудьте о том, что когда-то слышали такое слово.

Приоритет «живого понятия» процесса и развития в психологии, вне всякого сомнения, принадлежит К.Р. Род­жерсу, который, впрочем, использовал лишь описатель­ный подход к этому феномену; а в философии одно из наиболее интересных воззрений на процесс принадле­жит А.Н. Уайтхеду106, однако и у него мы видим скорее постановку вопроса, нежели его разрешение.

Впрочем, в настоящем издании нет возможности бо­лее или менее полно изложить теорию процессов, по значимости же она сопоставима с самой теорией прин­ципа, и именно поэтому не хотелось бы комкать изложе­ние. Может быть, она — одно из многоликих проявле­ний теории принципа, по крайней мере все, что мы го­ворили о собственно принципе, без преувеличения от­носится и к теории процессов. Более того, мы склонны считать, что сам процесс по сути своей — способ суще­ствования принципов. Сложное переплетение этих сфер должно быть принято нами как нераздельное единство, каким оно, исходя из принципа целостности, и является. Принцип процесса непосредственным образом смы­кается с принципом развития. Развитие, если рассматри­вать его несодержательно, также есть определенный про­цесс, который и может быть описан в несодержательных формулах, а потом использоваться в методологических целях для изучения любой развивающейся системы. В на­стоящем издании «эмпирические доказательства», а точ­нее, демонстрации работы этого методологического принципа — принципа развития — уже были представ­лены в разделах, посвященных развитию религии, фило­софии, науки и психологии, а особенно подробно мы коснемся этого вопроса, когда будем рассматривать процессы формирования и развития личности*107.

* Этому вопросу посвящена книга «Развитие личности (психология и психотерапия)».

 

Сейчас же речь пойдет о четырех уровнях развития, четырех этапах любого процесса, которые определяются (выделяются) новой методологией. Любой процесс име­ет четыре уровня, причем они настолько разительно от­личаются друг от друга, что при переходе с одного уров­ня на другой подчас складывается впечатление, что это уже какой-то иной процесс, критерием же служит точка обзора, а она показывает, что в течение всех четырех эта­пов сущность процесса остается неизменной.

Рис. 20. Процесс развития

Кроме инвариантности принципиального устройства каждого из уровней, тождественны также механизмы и структуры переходов с одного уровня на другой. Здесь мы покажем самые важные моменты каждого из эта­пов и переходов. Положение на каждом из уровней вполне стабильно и имеет устойчивые характеристики, что позволяет нам говорить о «моделях».

Наконец, следует уточнить, что развитие — это про­цесс, каждый из этапов которого может стать продол­жением следующего, а может выйти на тупиковый путь. По прохождении процессом всех четырех уровней его сущность меняется, а далее он готов снова пройти все те же четыре уровня, но уже будучи совершенно иным, не тем, что прежде, более того, учитывая уровневость пе­реходов, он будет несопоставим с собой - прежним.

Овеществление описываемых далее уровней в каж­дом конкретном случае отличается завидным своеобра­зием, но «принципиальная» их структура — одинакова. Под принципиальным устройством моделей мы пони­маем, образно говоря, пропорциональное значение каж­дого из принципов на каждом из уровней. То есть, хотя все принципы есть на всех уровнях (надо полагать это естественным), какой-то из принципов может быть бо­лее актуальным именно на данном уровне. Иными сло­вами, значимость какого-то из принципов может быть больше, нежели другого, и тогда какой-то из них будет в большей степени определять модель.

Первый уровень развития, или первично откры­тая модель (ПОМ).

Первый уровень—это всегда растворенность данного процесса в массе ему подобных процессов. Все на этом эта­пе представляет собой лишь полипотентную и гомогенную возможность, гомогенна сама «среда» первого уровня. Имеющиеся отличия между процессами уровня ПОМ строго контекстуальны, незначительны и полностью соот­ветствуют критериям однозначной качественной дефиниции этих процессов. Соответственно, фундаментальная потенция ПОМ не реализована, и даже предположить, какова она, невозможно. Все это позволяет говорить об открытости модели на этом уровне, но, учитывая прими­тивность организации ее отношений, а они примитивны, поскольку не явлена еще индивидуальность этого процес­са, мы должны оговаривать ее «первичность».

Итак, первый уровень процесса развития — это пер­вичная открытая модель, она, оговоримся, соответству­ет четвертому уровню развития того процесса, который привел к появлению данной, относительно новой сущно­сти, развитие которой мы сейчас и рассматриваем.

Что же касается принципиального устройства, то здесь принципы отношения и центра выражены с рав­ной интенсивностью, хотя приоритетен принцип отно­шения, но более других явлен принцип целостности. Ис­пользуя язык гештальта, можно говорить о том, что он еще не сформирован как отношение фигуры и фона, он — суть целостное полотно фона.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.