|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 39 глава
Что касается достоверных хадисов, имеющих отношение к теме этой главы, то количество их учёту не поддаётся. Все улемы единодушны во мнении о том, что запретно проявлять презрение по отношению к мусульманам и насмехаться над ними, а Аллах знает об этом лучше.
975. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной[2321] друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу[2322] и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, богобоязненность же скрыта здесь – и он трижды указал (рукой) себе на грудь, – а для того, чтобы причинить вред (себе же), достаточно человеку проявить презрение по отношению к своему брату в исламе[2323]. И для каждого мусульманина неприкосновенными (должны быть) жизнь, имущество и честь другого мусульманина!»[2324]
“Наджш” (взвинчивание цены): взвинчивать цену значит поднимать её на товар, предлагаемый на рынке или в другом подобном месте, когда на самом деле человек не желает покупать его, стремясь только к тому, чтобы обмануть другого, что является запретным. “Тадабур” (отглагольное имя от “тадабара” – поворачиваться друг к другу спиной): имеется в виду такой случай, когда один человек отворачивается от другого и покидает его, в результате чего тот как бы остаётся у него за спиной.
976. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , сказал: «Не войдёт в рай (тот человек), в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку». (Услышав это, один) человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» (На это пророк, ,) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен[2325], и Он любит прекрасное, (что же касается) высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям[2326]».[2327]
Глава 322. Строгое запрещение лжесвидетельства
Аллах Всевышний сказал: «…избегайте лживых речей…»[2328] Аллах Всевышний также сказал: «И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания, – поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!»[2329]
977. Сообщается, что Абу Бакра Нуфай‘ бин аль-Харис, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха, , спросил (людей): «Не сообщить ли вам о (том, какие) грехи являются наиболее тяжкими?» – (и повторил этот вопрос) трижды. Мы стали говорить: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда) он сказал: «(Это – ) многобожие и непочтительность по отношению к родителям». (Говоря это, пророк, ,) полулежал, опираясь на руку, а потом он сел и сказал: «И, поистине, (это – ) клеветнические речи и лжесвидетельство!»[2330] – и он продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: «О, если бы он умолк![2331]»[2332]
Есть много других хадисов, имеющих отношение к теме этой главы, но достаточно и того, что было приведено нами выше. Что же касается улемов, то они единодушны во мнении о том, что лжесвидетельствовать строго запрещается.
Глава 323. О том, что запретно попрекать людей подарками, равно как и иными подобными вещами
Аллах Всевышний сказал: {О те, кто уверовал! Не делайте тщетным своего подаяния попрёками и (причинением) обид…}[2333]
Толкователи Корана указывали, что это означает: не уничтожайте свою награду за подаяние.
978. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им (уготовано) мучительное наказание».
(Абу Зарр сказал): «И посланник Аллаха, , повторил эти слова трижды».
Абу Зарр воскликнул: «Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! Кто же это, о посланник Аллаха?» (Пророк, ,) сказал: «Опускающий (края одежды до земли), попрекающий (своими благодеяниями людей) и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв».[2334]
Глава 324. О запретности призывания проклятий
979. Передают со слов Сабита бин ад-Даххака, да будет доволен им Аллах, который относился к числу тех, кто давал клятву под деревом[2335], что посланник Аллаха, , сказал: «…(человек,) проклявший верующего (совершил грех), подобный его убийству…»[2336]
980. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не должен правдивейший быть проклинающим».[2337]
981. Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не будут проклинающие ни заступниками, ни свидетелями в День воскресения»[2338].[2339]
982. Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не проклинайте друг друга (и не призывайте на других) ни проклятие Аллаха, ни Его гнев, ни огонь[2340]».[2341]
983. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «(Несвойственно) верующему ни порочить, ни проклинать, ни совершать непристойное[2342], ни сквернословить».[2343]
984. Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, когда раб (Аллаха) проклинает что-либо, это проклятие поднимается к небу, но небесные врата закрываются перед ним.[2344] Затем оно опускается на землю, но и врата (земли) закрываются перед ним, после чего (это проклятие) направляется направо и налево, возвращаясь к проклинаемому в том случае, когда не находит (никакого иного пути), и (настигая его), если он заслуживает этого, в противном же случае оно возвращается к тому, кто его произнёс».[2345]
985. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: «Если человек незаслуженно проклянёт что-либо, это проклятие падёт на него самого».[2346]
986. Сообщается, что ‘Имран бин аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Как-то раз, когда посланник Аллаха, , находился в пути, одна женщина из числа ансаров, которая сидела верхом на своей верблюдице, прокляла её, находясь в состоянии раздражения.[2347] Услышав это, посланник Аллаха, , велел: «Возьмите то, что на ней есть, и оставьте её,[2348] ибо, поистине, она проклята!»
‘Имран сказал: «И я будто и сейчас вижу, как она беспрепятственно ходит среди людей».[2349]
Несмотря на то, что улемы расходились во мнениях относительно того, являлся ли мусульманином и сподвижником Хусайн, отец ‘Имрана, однако на самом деле он принял ислам и относился к числу сподвижников, в силу чего я и сказал: «…да будет доволен Аллах ими обоими…»
987. Сообщается, что Абу Барза Надля бин ‘Убайд аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды какая-то девушка, сидевшая на верблюдице, на которой была также и поклажа людей, увидела пророка, , (в то время, когда) они[2350] проезжали по узкой горной дороге, и воскликнула: «Халь![2351] О Аллах, прокляни её!» – и тогда пророк, , сказал: «Верблюдица, на которой лежит проклятие, не должна идти вместе с нами».
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал: «Верблюдица, на которой лежит проклятие Аллаха Всевышнего, не должна идти вместе с нами».[2352]
Знай, что смысл этого хадиса может внушить сомнения[2353], (хотя на самом деле) ничего трудного в нём нет. Имелся в виду только запрет на пребывание вместе с ними этой верблюдицы, тогда как ни продавать её, ни резать (на мясо), ни ездить на ней в тех случаях, когда среди путников не было пророка, , не запрещалось. Таким образом, все эти действия, равно как и некоторые другие, являются дозволенными, и запрещено было только одно, что же касается прочего, то всё осталось без изменений, а Аллах знает (об этом) лучше.
О том, что разрешается проклинать грешников, не называя их по именам
В достоверных хадисах сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Аллах проклял подвязывающую и ту, что просит подвязать[2354]»[2355], и что он сказал: «Аллах проклял того, кто обращается к ростовщику»[2356], и что он сказал: «Да проклянёт Аллах создающих изображения[2357]»[2358], и что он сказал: «Аллах проклял изменяющих межевые знаки[2359]»,[2360] и что он сказал: «Да проклянёт Аллах вора, крадущего (хотя бы куриное) яйцо»,[2361] и что он сказал: «Да проклянёт Аллах того, кто проклял своих родителей, и да проклянёт Аллах того, кто принёс жертву не Аллаху»,[2362] и что он сказал: «…и тот, кто совершит в ней[2363] грех или предоставит убежище совершившему грех, будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми…»,[2364] и что он сказал: «О Аллах, прокляни (людей из племён) ри‘ль, закван и бану ‘усаййа,[2365] которые ослушались Аллаха Всевышнего и Его посланника!»[2366] – и что он сказал: «Да проклянёт Аллах тех иудеев, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения»,[2367] и что он сказал: «Да будут прокляты женоподобные мужчины[2368] и мужеподобные женщины».[2369]
Все эти слова взяты из достоверных хадисов, часть которых приводится в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, а часть – только в одном или другом из них. Эти хадисы приводятся мною без упоминания их передатчиков ради краткости.
988. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз), увидев осла, на морде которого было выжжено клеймо, пророк, , воскликнул: «Да проклянёт Аллах того, кто заклеймил его!»[2370]
989. Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, проходил мимо юношей-курайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул: «Кто занимался этим? Да проклянёт Аллах тех, кто занимался этим! Поистине, посланник Аллаха, , проклинал (людей), делавших мишенями для себя то, в чём есть дух!»[2371]
Знай, что, по единодушному мнению всех мусульман, запретно проклинать мусульманина, находящегося под защитой шариата. Однако разрешается проклинать людей, которым присущи различные достойные порицания качества. Так, например, в предыдущем разделе указывалось, что ты можешь говорить «Да проклянёт Аллах притеснителей!», «Да проклянёт Аллах неверных!», «Да проклянёт Аллах нечестивцев!», «Да проклянёт Аллах тех, кто создаёт изображения!» и произносить иные подобные этим слова.
Что касается призывания проклятий на конкретных грешников, например, на притеснителя, прелюбодея, создателя изоражений, вора или ростовщика, то очевидный смысл некоторых хадисов указывает на то, что делать это не запрещается. Аль-Газали указывает, что это не является запретным лишь в тех случаях, когда нам точно известно, что человек умер, оставаясь неверным, как это было с Абу Ляхабом[2372], Абу Джахлем[2373], фараоном, Хаманом[2374] и им подобным. Аль-Газали сказал:
– Дело в том, что проклятие есть удаление от миости Аллаха Всевышнего, но мы не знаем, каким будет исход дел того или иного нечестивца или неверного. Что же касается конкретных людей, которых проклинал посланник Аллаха, , то, возможно, ему было известно о том, что они умерли, оставаясь неверными.
Аль-Газали также сказал:
– Близким к проклятию является пожелание зла притеснителю, примером чего может служить такой случай, когда кто-нибудь говорит «Да не исцелит Аллах его тело!» или «Да не спасёт его Аллах!» или произносит подобные этим слова. Всё это достойно порицания, равно как и проклятия тех, кто проклинает любых животных или камни.
Абу Джа‘фар ан-Наххас передал, что один из улемов сказал:
– В том случае, когда человек незаслуженно проклянёт кого-либо, пусть сразу же скажет: «Если только он заслуживает проклятия».
Тому, кто побуждает людей к одобряемому шариатом или удерживает от порицаемого, а также любому человеку, который занимается воспитанием, разрешается произносить такие слова, как «Горе тебе», или «О слабый», или «О тот, кто уделяет недостаточно внимания самому себе», или «О несправедливый по отношению к самому себе», или нечто подобное. Вместе с тем недопустимо лгать или оскорблять другого человека в какой бы то ни было форме, будь то прямое оскорбление, намёк или иносказание, даже если оскорбительные слова будут соответствовать действительности. В воспитательных целях, а также ради удержания другого человека от совершения дурного разрешается произносить лишь такие слова, которые были приведены нами выше, чтобы оказать более сильное воздействие на его душу.
990. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что, когда посланник Аллаха, , увидел какого-то человека, который гнал своего верблюда, он сказал ему: «Сядь на него верхом». (Человек) сказал: «Это ведь жертвенный верблюд!» (Пророк, , снова) сказал: «Сядь на него верхом». (Человек повторил): «Это ведь жертвенный верблюд!» – и тогда на третий (или: на второй ) раз (пророк, ,) сказал: «Садись же, горе тебе!»[2375]
991. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды,) когда мы находились у посланника Аллаха, , занимавшегося разделом военной добычи, к нему явился человек из племени бану тамим по имени Зу-ль-Хувайсира, который сказал: «О посланник Аллаха, будь справедлив!» (Услышав это,) посланник Аллаха, , воскликнул: «Горе тебе, а кто же ещё справедлив, если не я?!»[2376]
992. Сообщается, что ‘Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Один человек, который произносил проповедь в присутствии посланника Аллаха, , сказал: «Правильным путём идёт тот, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, а тот, кто не повинуется им, сбился с пути». (Услышав его слова,) посланник Аллаха, , воскликнул: «Какой плохой ты проповедник! Говори: “… а тот, кто не повинуется Аллаху и Его посланнику…”».[2377]
993. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды) раб Хатиба, да будет доволен им Аллах, пришёл к посланнику Аллаха, , с жалобой на Хатиба и воскликнул: «О посланник Аллаха, Хатиб непременно войдёт в огонь!»[2378] – на что посланник Аллаха, , сказал: «Ты лжёшь, он никогда не войдёт в огонь, ведь он (принимал участие в битве) при Бадре[2379] и был (с нами) в аль-Худайбийе!»[2380]
994.[2381] Передают со слов ‘Абд ар-Рахмана бин Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда Абу Бакр узнал, его гостей не накормили ужином, он повернулся к своему сыну ‘Абд ар-Рахману, воскликнул: «О подлый, да отрежут тебе нос!» – и стал ругать (‘Абд ар-Рахмана).[2382]
995. Сообщается, что однажды Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, надевший только один предмет одежды,[2383] совершил молитву, во время которой остальные его одежды лежали рядом с ним. Кто-то спросил его: «И ты делаешь это?!»[2384] – на что он сказал: «Я сделал, чтобы меня увидели невежды, подобные тебе».
В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «…чтобы меня увидел такой глупец, как ты».[2385]
Глава 325. О том, что запретно отгонять окриками бедных, слабых, сирот, просителей и подобных им людей, с которыми следует говорить мягко и вести себя скромно
Аллах Всевышний сказал: {Что касается сироты, то не обижай[2386] (его), * что касается просящего, то не отгоняй (его)…}[2387] Аллах Всевышний также сказал: {И не прогоняй тех, кто взывает к Господу своему утром и перед закатом,[2388] стремясь к лику Его. Ты не ответишь за них ни в чём, и они не ответят за тебя ни в чём, если же ты прогонишь их, то окажешься одним из несправедливых}.[2389] Аллах Всевышний также сказал: {Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его, и не отводи глаза свои от них в стремлении к украшениям земной жизни…}[2390] Аллах Всевышний также сказал: {…и проявляй мягкость по отношению к верующим}.[2391]
996. Сообщается, что сподвижник ‘А’из бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда Абу Суфйан в сопровождении нескольких человек явился к Сальману, Билялу и Сухайбу,[2392] они стали восклицать: «Мечи Аллаха не получили своего от врага Аллаха!»[2393] – что же касается Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, то он сказал: «И вы говорите подобное шейху и господину курайшитов?!»[2394] А потом он пришёл к пророку, , рассказал ему обо всём и он сказал: «О Абу Бакр, может быть, ты разгневал их? Поистине, если ты разгневал их, это значит, что ты разгневал Господа твоего!» И после этого (Абу Бакр) пришёл к ним и спросил: «О братья, не разгневал ли я вас?» – они же ответили (ему): «Нет, о брат наш, да простит тебя Аллах!»[2395]
Глава 326. О выражениях, использование которых нежелательно
997. Передают со слов ‘Аиши и Сахля бин Хунайфа, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал:
– Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Я плох /Хабусат нафси/», но пусть говорит: «Я заслуживаю порицания /Лякысат нафси/».[2396]
Улемы говорят:
– “Хабусат” значит “гасийат” и означает это то же, что и “лякысат” – быть плохим, но использовать слово “хубс” нежелательно.[2397]
998. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не называйте виноград “карм”, ибо, “карм” – это только сердце верующего».[2398]
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Не называйте виноград “карм”, ибо, поистине, “карм” – это мусульманин».[2399]
999. Передают со слов Ва’иля бин Худжра, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:
– Не говорите “карм”, но говорите “‘инаб”[2400] и “хабаля[2401]”.[2402]
Запрет на использование слова “карм” объясняется тем, что так называли виноград во времена джахилийи, а некоторые называют его так и по сей день, но пророк, , запретил делать это. Имам аль-Хаттаби и другие улемы говорили: «Пророк, , опасался, что красота этого наименования будет побуждать людей к употреблению вина, получаемого из винограда, и поэтому запретил называть его так, а Аллах знает об этом лучше.
1000. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
– Если скажет человек: «Пропали (эти) люди![2403]» – (значит,) он является самым пропащим из них /ахляку-хум/[2404].[2405]
В большинстве случаев слово “ахляку” стоит в родительном падеже. Правильность этого подтверждает другая версия этого хадиса, которая приводится в “Хилйат аль-аулийа”, а именно – в жизнеописании Суфйана ас-Саури, где сказано: «…(значит,) он относится к числу самых пропащих из них /фа-хуа ми ахляки-хим/». В своём труде “Аль-джам‘ байна-с-Сахихайн” имам Абу ‘Абдуллах аль-Хумайди пишет:
– В первой версии этого хадиса сообщается, что один из передатчиков сказал: «Я не знаю, в винительном /ахляка/[2406] или в родительном /ахляку/ падеже стоит это слово».
Аль-Хумайди пишет, что в большинстве случаев это слово передаётся в форме родительного падежа. Аль-Хумайди сказал: «Речь идёт о человеке, который говорит такие слова, желая выразить презрение по отношению к людям и подчеркнуть своё превосходство над ними, ибо он не знает, что предопределено людям Аллахом Всевышним».[2407]
В своём труде “Ма‘алим ас-сунан” аль-Хаттаби пишет:
– Это значит, что такой человек постянно осуждает людей, упоминает об их недостатках и говорит: «Эти люди погрязли в пороках и погибли». Если человек поступает так, значит, он является самым пропащим из них, иначе говоря, находится в наихудшем положении, поскольку понесёт бремя греха за то, что порочил людей и злословил о них. Это может привести к тому, что человек станет считать себя достойнее и лучше других, вследствие чего он погибнет.
Этот же хадис приводит Абу Дауд, который сказал:
– Имам Малик сказал: «Если человек, который видит упущения людей в религиозных делах, говорит подобные слова, желая выразить своё сожаление в связи с этим, то я не вижу в этом ничего дурного. Если же он говорит это из тщеславия и презрения по отношению к людям, тогда такие слова следует считать порицаемыми и запретными».
Эти слова, особенно с учётом того, что они принадлежат имаму Малику бин Анасу, да будет доволен им Аллах, являются лучшим и наиболее кратким толкованием приведенного выше хадиса.
1001. Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:
– Не говорите: «Как пожелал Аллах и пожелал такой-то», но говорите: «Как пожелал Аллах, а потом пожелал такой-то»[2408].[2409]
Как указывал аль-Хаттаби и другие улемы, пророк, , учил людей сначала следует упоминать о воле Аллаха Всевышнего, а уж потом – о воле кого-нибудь другого. Передают, что Ибрахиму ан-Наха‘и не нравилось, когда кто-либ говорил: «Прибегаю к зашите Аллаха и к твоей защите», но он разрешал говорить: «Прибегаю к зашите Аллаха, а потом – к твоей защите». Передают также, что он говорил: «Если бы не Аллах, а потом такой-то, я бы сделал это», и не разрешал говорить: «Если бы не Аллах и такой-то…»
Нежелательно говорить: «Нам был послан дождь благоларя такой-то планете», ибо если человек убеждён в том, что дождь посылает какая-нибудь планета, то это является проявлением неверия. Если же человек произносит такие слова, будучи убеждённым в том, что дождь посылает Аллах Всевышний, а вышеупомянутая планета служит только знаком, который указывает на выпадение дождя, неверным он не является. Однако и в этом случае он совершает нечто достойное порицания, поскольку такие слова произносили во времена джахилийи, а также потому, что это свидетельствует о склонности к неверию. Ранее мы уже приводили достоверный хадис, в котором указывается, что желательно говорить в случае выпадения дождя.[2410]
Нежелательно говорить: «Если я поступлю так, то я – иудей (христианин)», или: «Если я поступлю так, то не имею ничего общего с исламом», или произносить другие слова, подобные этим. Дело в том, что если человек скажет так, и в самом деле намереваясь отречься от ислама, он сразу же станет неверным, и на него будут распространяться установления шариата, которые касаются вероотступников. Если же поступать так человек не намерен, то считать неверным его не следует, но он совершит нечто запретное. Это значит, что он должен будет принести покаяние, то есть немедленно отказаться от совершения этого греха, выразить сожаление по этому поводу, принять твёрдое решение никогда не возвращаться к этому впредь, попросить прощения у Аллаха Всевышнего и сказать: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха».
Строго запрещается обращаться к мусульманину со словами «О неверный!»
1002. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:
Если человек скажет своему брату (в исламе): «О неверный!» – это вернётся к одному из них[2411], и если тот[2412] таков, как о нём было сказано, (значит, он заслуживает этого,) в противном же случае (сказанное) вернётся к (тому, кто это сказал).[2413]
1003. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, , сказал:
– Если кто-нибудь обратится к человеку и назовёт его неверным или скажет: «Враг Аллаха!» – хотя (этот человек) таковым не является, это обязательно вернётся к (тому, кто произнесёт такие слова).[2414]
Здесь приводится версия Муслима, и об этом же говорится в той версии этого халиса, которую приводит аль-Бухари.
Если мусульманин призовёт проклятие на другого мусульманина и скажет: «О Аллах, лиши его веры!» – он совершит грех. Но станет ли проявлением неверия само по себе произнесение таких слов? Как указывает в своих фетвах кади Хусайн, наши товарищи, к лучшим из которых он принадлежит, придерживались двух мнений на этот счёт. Более верным представляется то мнение, согласно которому проявлением неверия это не является. Доводом в пользу этого могут служить слова Аллаха Всевышнего, Который поведал, что Мусса, , сказал: {Господь наш, уничтожь богатства их[2415] и ожесточи сердца их, чтобы не уверовали они…}[2416] Однако правомерность использования подобных аргументов небесспорна, даже если считать, что для нас является узаконенным то же, что и для членов религиозных общин, которые существовали до нас.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|