|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 46 глава
Джабир б. Самура 750, 844
Джабир б. Суляйм 649
Джарийа аль-Ансари 788
Джарир б. ‘Абдуллах аль-Баджали 654, 856, 895, 898
Джувайрийа бт. аль-Харис 14
Зайд б. Аркам 958, 1081
Зайд б. Аслам 643
Зайд б. Сабит 275
Зайд б. Халид аль-Джухани 493, 1010, 1013
Зайнаб бт. Абу Салама 791
Зари‘681
аз-Зубайр б. аль-‘Аввам 219
Ибн Абу Ауфа 127
Ибн Абу Муляйка 393
Ибн Замаль 284
Ибн Шумаса 443, 449
Ибрахим 213
‘Ийад б. Химар 973
Ийас б. Дагфаль 688
‘Имран б. аль-Хусайн 382, 636, 925, 986, 1095
‘Ирбад б. Сарийа 251, 1160
‘Итбан б. Малик 962
Йазид б. Ну‘ама ад-Дабби 828
Йусайра 26
Ка‘б б. Малик 525, 664, 693, 921, 964
Ка‘б б. ‘Уджра 172
Кайс б. ‘Убад 537
аль-Касим б. Мухаммад 386, 392
Катада 501
Кильда б. аль-Ханбаль 673
Кутба б. Малик 1089
Курра б. Ийас 428
Малик б. Са‘са‘а 674
Ма‘киль б. Йасар 212, 407
Макхуль 109
аль-Микдад 620, 639
аль-Микдам б. Ма‘дикариб 724
Му‘авийа б. Абу Суфйан 3, 91, 99
Му‘авийа б. аль-Хакам ас-Сулами 890
Муа‘з б. Анас аль-Джухани 43, 611, 636, 820, 966
Муа‘з б. Джабаль 177, 402, 521, 822, 827, 944, 1158, 1159
Муа‘з б. Зухра 507, 508
аль-Мугира б. Шу‘ба 169, 400, 471
аль-Мусаййиб б. Хазн 663, 793
Муслим б. аль-Харис ат-Тамими 186
Мут‘им 112
аль-Мут‘им б. аль-Микдам 547
аль-Мухаджир б. Кунфуд 67
ан-Наввас б. Сим‘ан 1153
Науфаль аль-Ашджа‘и 249
Нубайша аль-Хайр аль-Хузали 517
ан-Ну‘ман б. Башир 1067, 1138
Один из сподвижников пророка, 109, 255, 358, 492, 536, 612, 645, 672, 697, 850
Одна из дочерей пророка, 208
Одна из жён пророка, 363
Раби‘а б. ‘Амир 1104
Рифа‘а б. Рафи‘ аз-Зураки 130
Сабит б. ад-Даххак 979
Са‘д б. Абу Ваккас 21, 22, 25, 96, 107, 174, 290, 291, 334, 371, 385, 734, 737, 903, 1083, 1100
Са‘д б. ‘Убада 298
Са‘ид б. Зайд 845, 953
Са‘ид б. Хаким 884
Салама б. аль-Аква‘ 483, 539, 540, 546, 603, 718, 843
Салим б. ‘Убайд аль-Ашджа‘и 714
Сальман аль-Фариси 380
Самура б. Джундуб 12, 774, 782, 982
Саубан 88, 149, 168, 199, 335
Сафван б. ‘Ассаль 687
Сафиййа бт. Хуйайй 900
Сахль б. Са‘д ас-Са‘иди 104, 165, 530, 655, 671, 777, 798, 867, 899, 934, 1147
Сахль б. Хунайф 523, 886, 997
Суляйман б. Сурад 821
Суфйан б. ‘Абдуллах 938, 1163
Суфйан б. Усайд 1058
Сухайб 188, 572
Тальха б. ‘Убайдуллах 499
Тамим ад-Дари 1145
Тарик б. Ашйам аль-Ашджа‘и 1073
ат-Туфайль б. Убайй б. Ка‘б 634
‘Убада б. ас-Самит 114, 269, 1121
‘Убайдуллах б. Рифа‘а 719
Убайй б. Ка‘б 235, 482, 739, 1046
‘Укба б. ‘Амир 176, 395, 891, 941
Умаййа б. Махши 591
‘Умар б. Абу Салама 586, 601
‘Умар б. аль-Хаттаб 1, 9, 65, 72, 95, 154, 294, 322, 396, 452, 558, 756, 830, 832, 861, 872, 1044, 1060, 1111, 1118, 1136, 1164
‘Умара б. За‘кара 533
‘Умара б. Шубайб 234
Умм ‘Атыййа 292, 416
Умм Кульсум бт. ‘Укба бт. Абу Му‘айт 1054
Умм Рафи’ 108
Умм Салама 53, 187, 217, 232, 233, 404, 406, 408, 409, 717, 879, 1097
Умм Хабиба 943
Умм Халид 46
Умм Хани бт. Абу Талиб 656, 677
‘Урва б. аз-Зубайр 488
Усама 105
Усама б. Ахдари 795
Усама б. Зайд 420, 427, 514, 660, 804, 854, 902, 1116
‘Усман б. Абу-ль-‘Ас 355, 370
‘Усман б. ‘Аффан 198, 381, 445, 749
‘Усман б. Хунайф 496
Фадаля б. ‘Убайд 321
Фадаля б. ‘Убайдуллах 183
Фатима 81, 767
Фатима бт. Кайс 960
Хавват б. Джубайр 397
Халид б. аль-Валид 276, 596
аль-Хасан бин ‘Али 147, 1140
Хауля бт. Хаким 576
Хафса бт. ‘Умар 50, 244, 388
Хузайфа б. аль-Йаман 36, 115, 116, 144, 237, 429, 590, 849, 929, 947, 1001, 1057
аль-Хусайн б. ‘Али 563, 769
Хульб 595
Шаддад б. Аус 189, 259, 1125, 1154
Шакаль б. Хумайд 1090
Указатель источников
Название сборника, из Номер хадиса
которого был взят тот
или иной хадис
“‘Амаль аль-йаум ва-ль-ляйля” 37, 38, 39, 42, 43, 47, 52, 55, 60, 65, 70, 74, 75, 77, 78, 80, 81, 82,
Ибн ас-Сунни 88, 99, 101, 102, 105, 106, 107, 108, 178, 179, 180, 181, 182, 183, 187, 188, 210, 211, 212, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 227, 228, 229, 231, 233, 235, 252, 256, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 271, 272, 273, 275, 276, 278, 283, 284, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 318, 319, 325, 330, 333, 334, 335, 337, 338, 340, 341, 346, 347, 348, 349, 351, 352, 354, 358, 360, 361, 363, 378, 379, 380, 381, 383, 394, 396, 397, 412, 413, 460, 466, 467, 468, 483, 484, 487, 502, 503, 508, 509, 510, 512, 534, 535, 548, 549, 550, 563, 570, 571, 572, 573, 575, 579, 581, 582, 583, 585, 593, 599, 612, 613, 614, 615, 621, 622, 627, 633, 637, 648, 654, 666, 669, 699, 700, 701, 716, 717, 720, 761, 767, 769, 785, 788, 789, 802, 808, 816, 817, 823, 835, 836, 837, 838, 849, 855, 858, 860, 861, 862, 877, 884, 885, 886, 887, 888, 891, 892, 893, 894
“Китаб аль-арба‘ин” аль-Хакима 146
“Аль-Мизан” аз-Захаби293
“Аль-Муватта” Малика б. Анаса 2, 154, 155, 156, 274, 471, 490, 576, 634, 643, 697, 713, 937, 1144
“Аль-Му‘джам” ат-Табарани65, 70, 547, 551, 580, 583, 722
“Мусаннаф” Ибн Абу Шайбы63
“Муснад” ‘Абда б. Хумайда1165
“Муснад” Абу ‘Аваны аль-Исфараини308
“Муснад” Абу Йа‘ли аль-Маусили250, 304, 722, 1045
“Муснад” Ахмада бин Ханбаля 74, 187, 310, 364, 474, 549, 550, 575, 577, 781, 1106, 1152, 1165
“Муснад ад-Дарими290, 291, 298, 301, 470, 499, 500,
632, 636, 1152
“Мустадрак” аль-Хакима31, 327, 402, 434, 754, 832, 833, 1100, 1104, 1106, 1107, 1108, 1109, 1121, 1133, 1165
“Cахих” аль-Бухари и “Сахих” Муслима 1, 5, 8, 10, 16, 17, 18, 24, 35, 48, 61, 62, 89, 90, 93, 114, 126, 131, 150, 158, 159, 161, 163, 165, 167, 169, 171, 238, 239, 240, 241, 242, 257, 280, 285, 288, 295, 296, 299, 300, 326, 329, 353, 357, 366, 367, 368, 384, 385, 387, 399, 414, 415, 416, 419, 420, 427, 431, 432, 443, 451, 461, 464, 472, 493, 494, 498, 504, 519, 520, 525, 526, 527, 528, 529, 538, 539, 540, 541, 542, 544, 546, 567, 568, 586, 594, 596, 600, 601, 602, 623, 624, 625, 628, 629, 630, 644, 646, 658, 660, 661, 663, 664, 665, 667, 670, 674, 675, 676, 677, 678, 683, 684, 693, 707, 710, 725, 733, 736, 738, 740, 742, 744, 745, 747, 750, 752, 758, 763, 764, 766, 771, 772, 776, 777, 780, 784, 786, 790, 794, 800, 803, 804, 806, 818, 834, 839, 840, 841, 842, 844, 845, 846, 848, 856, 863, 864, 867, 872, 873, 875, 878, 879, 889, 895, 896, 898, 899, 903, 907, 908, 912, 917, 921, 923, 927, 932, 933, 935, 947, 948, 950, 955, 956, 957, 958, 962, 964, 967, 968, 977, 979, 990, 991, 994, 995, 997, 998, 1002, 1003, 1004, 1006, 1009, 1010, 1011, 1014, 1015, 1017, 1018, 1019, 1020, 1021, 1022, 1026, 1034, 1035, 1036, 1047, 1050, 1052, 1054, 1055, 1059, 1061, 1064, 1071, 1072, 1075, 1076, 1077, 1078, 1085, 1110, 1122, 1136, 1137, 1138, 1142, 1146, 1148, 1149, 1150, 1151, 1155
“Cахих” аль-Бухари20, 36, 46, 92, 98, 130, 174, 189, 237, 243, 269, 279, 292, 323, 362, 365, 369, 377, 386, 388, 390, 392, 393, 400, 411, 421, 435, 447, 448, 452, 453, 463, 469, 471, 474, 475, 491, 545, 565, 606, 607, 635, 638, 655, 659, 662, 685, 689, 692, 704, 705, 706, 727, 728, 729, 730, 732, 734, 735, 737, 741, 748, 749, 756, 759, 762, 793, 798, 799, 805, 832, 851, 852, 857, 874, 876, 883, 897, 900, 901, 902, 911, 918, 919, 920, 922, 934, 936, 959, 1005, 1037, 1038, 1039, 1040, 1041, 1046, 1063, 1066, 1024, 1025, 1135, 1156, 1161
“Сахих” Ибн Хиббана 78, 113, 549, 754
“Сахих” Ибн Хузаймы 78, 113
“Сахих” Муслима 3, 4, 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 21, 22, 23, 59, 66, 72, 76, 78, 83, 84, 85, 86, 91, 94, 95, 96, 115, 116, 119, 121, 123, 124, 125, 127, 128, 129, 132, 133, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 151, 152, 160, 162, 167, 170, 172, 173, 190, 193, 194, 195, 226, 238, 245, 247, 281, 287, 294, 309, 311, 312, 342, 343, 344, 355, 370, 371, 376, 382, 391, 401, 403, 404, 406, 408, 417, 426, 436, 444, 449, 450, 455, 456, 459, 465, 473, 479, 517, 522, 523, 524, 560, 561, 576, 578, 582, 588, 589, 590, 597, 598, 603, 608, 616, 620, 626, 631, 639, 651, 656, 657, 679, 680, 698, 702, 708, 718, 723, 724, 739, 743, 746, 751, 753, 775, 779, 782, 791, 792, 819, 843, 847, 853, 859, 862, 865, 866, 868, 869, 870, 871, 880, 890, 904, 905, 909, 924, 925, 926, 927, 949, 960, 963, 969, 972, 973, 975, 976, 978, 980, 981, 986, 987, 988, 992, 993, 996, 999, 1000, 1007, 1012, 1016, 1032, 1056, 1060, 1062, 1065, 1073, 1074, 1079, 1080, 1081, 1082, 1083, 1084, 1114, 1120, 1123, 1128, 1143, 1145, 1153, 1154, 1162, 1163, 1164, 1166
“Сунан” Абу Дауда 7, 25, 26, 40, 41, 44, 49, 50, 51, 53, 54, 57, 58, 67, 69, 71, 78, 79, 97, 100, 102, 103, 104, 110, 112, 120, 122, 134, 135, 142, 143, 144, 147, 149, 157, 164, 175, 176, 177, 186, 191, 192, 196, 197, 198, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 232, 235, 236, 244, 245, 246, 247, 248, 249, 251, 253, 255, 258, 268, 270, 278, 286, 289, 297, 298, 308, 314, 315, 316, 321, 331, 332, 336, 339, 345, 356, 359, 360, 367, 372, 373, 402, 403, 406, 407, 409, 418, 424, 433, 437, 438, 439, 440, 442, 445, 454, 457, 462, 470, 474, 476, 477, 478, 480, 481, 501, 507, 511, 521, 532, 531, 530, 537, 552, 555, 558, 559, 560, 564, 566, 574, 575, 582, 587, 591, 595, 604, 605, 609, 610, 611, 614, 617, 619, 636, 641, 642, 645, 647, 649, 652, 653, 666, 668, 672, 673, 681, 682, 686, 688, 694, 695, 699, 711, 714, 715, 718, 719, 721, 754, 755, 757, 760, 761, 768, 770, 774, 778, 781, 783, 787, 795, 796, 801, 807, 810, 813, 814, 820, 822, 824, 825, 827, 850, 881, 891, 893, 906, 910, 913, 914, 917, 930, 931, 949, 951, 952, 953, 965, 966, 970, 971, 973, 982, 984, 985, 1000, 1001, 1008, 1013, 1016, 1018, 1027, 1028, 1029, 1031, 1042, 1044, 1051, 1057, 1058, 1067, 1068, 1086, 1087, 1088, 1090, 1091, 1092, 1093, 1096, 1105, 1112, 1115, 1117, 1118, 1119, 1126, 1127, 1129, 1130, 1133, 1134, 1160
“Сунан”, “Даляиль ан-нубувва” и
“Аль-Ма‘рифа” аль-Байхаки50, 51, 71, 110, 111, 112, 144, 145, 147,148, 153, 154, 155, 156, 157, 304, 405,422, 425, 433, 437, 441, 442, 445, 446, 584, 797, 817, 1151
“Сунан” ад-Даракутни73, 1144, 1157
“Сунан” Ибн Маджи 7, 19, 31, 47, 51, 53, 55, 67, 68, 69, 74, 78, 110, 112, 117, 135, 147, 187, 192, 202, 204, 217, 245, 255, 273, 289, 308, 314, 332, 364, 374, 375, 376, 389, 394, 395, 396, 398, 407, 425, 429, 438, 440, 442, 457, 458, 462, 469, 480, 481, 495, 496, 497, 505, 510, 513, 518, 521, 557, 558, 564, 562, 569, 595, 604, 605, 618, 632, 633, 653, 687, 691, 695, 696, 703, 754, 757, 760, 761, 774, 787, 820, 849, 855, 882, 888, 893, 894, 906, 930, 937, 938, 943, 945, 1043, 1044, 1049, 1067, 1069, 1086, 1088, 1101, 1105, 1106, 1118, 1126, 1127, 1132, 1141, 1144, 1147
“Сунан” и
“‘Амаль аль-йаум ва-ль-ляйля” ан-Наса’и 7, 27, 28, 44, 53, 54, 67, 69, 72, 75, 78,
102, 107, 110, 112, 120, 122, 134, 143, 144, 147, 175, 176, 177, 191, 202, 203, 235, 236, 245, 246, 288, 289, 314, 321, 330, 339, 364, 376, 403, 424, 428, 457, 458, 462, 481, 506, 513, 514, 521, 531, 532, 559, 562, 572, 574, 575, 577, 580, 582, 591, 610, 612, 649, 687, 757, 765, 774, 781, 787, 796, 809, 810, 812, 813, 814, 827, 850, 855, 882, 894, 906, 930, 938, 949, 1027, 1029, 1044, 1067, 1086, 1087, 1088, 1090, 1091, 1092, 1093, 1096, 1104, 1117, 1140
“Сунан” и “Шама’иль” ат-Тирмизи14, 19, 25, 26, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 44,45, 51, 53, 54, 56, 64, 69, 72, 87, 102, 110, 112, 120, 122, 134, 142, 143, 144, 147, 148, 157, 166, 175, 176, 184,185, 191, 192, 196, 198, 199, 212, 213, 219, 223, 230, 232, 234, 236, 245, 247, 249, 251, 252, 254, 258, 259, 273, 277, 278, 282, 286, 288, 289, 297, 310, 313, 317, 320, 321, 322, 324, 327, 328, 334, 336, 350, 364, 372, 374, 375, 376, 379, 389, 395, 398, 400, 403, 406, 410, 422, 423, 429, 430, 433, 436, 442, 454, 458, 471, 470, 482, 489, 495, 496, 497, 499, 505, 513, 515, 516, 521, 533, 531, 553, 554, 556, 557, 558, 559, 562, 564, 569, 576, 587, 592, 595, 605, 609, 611, 614, 632, 636, 640, 641, 644, 649, 650, 652, 653, 668, 673, 687, 690, 691, 695, 696, 703, 712, 714, 715, 718, 719, 721, 755, 757, 760, 765, 768, 773, 774, 797, 809, 812, 815, 820, 822, 825, 828, 829, 832, 854, 862, 882, 906, 913, 914, 915, 916, 929, 930, 931, 937, 938, 939, 940, 941, 942, 943, 944, 945, 946, 949, 951, 954, 961, 971, 974, 982, 983, 985, 1016, 1030, 1031, 1033, 1042, 1043, 1048, 1049, 1051, 1067, 1069, 1070, 1086, 1088, 1089, 1090, 1094, 1095, 1097, 1098, 1099, 1100, 1101, 1102, 1103, 1104, 1105, 1111, 1113, 1115, 1116, 1118, 1121, 1126, 1131, 1133, 1140, 1141, 1158, 1159, 1160, 1165
“Ат-Таргиб ва-т-тархиб” аль-Мунзири302
“Тарих” аль-Бухари107
“Тафсир” Ибн Касира266, 267
“Хильйат аль-аулийа’ ”
Абу Ну‘айма аль-Исфахани 503, 811, 1025
“Аль-Умм” имама аш-Шафи‘и 109, 469, 485, 486, 488, 492, 536
ГЛОССАРИЙ
‘Абд − раб.
‘ад − древний народ, живший после Нуха и уничтоженный за своё неверие страшным ураганом.
‘адль − справедливость.
азан − призыв на молитву, который состоит из:
1. Четырёхкратного произнесения слов “Аллах велик /Аллаху акбар/”.
2. Двукратного произнесения слов “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллах/”.
3. Двукратного произнесения слов “Свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/”.
4. Двукратного произнесения слов “Спешите на молитву! /Хаййа ‘аля-с-салят!/”
5. Двукратного произнесения слов “Спешите к спасению! /Хаййа ‘аля-ль-фалях!/”
6. Двукратного произнесения слов “Аллах велик /Аллаху акбар/”.
7. Произнесения слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”.
Кроме того, перед утренней молитвой после слов “Спешите к спасению” дважды произносятся слова “Молитва лучше сна! /Ас-саляту хайрун мин ан-наум!/”
аййам ат-ташрик − дни ташрика (11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа), когда паломники после совершения хаджжа продолжают совершать жертвоприношения, посещают долину Мина и готовятся к возвращению домой.
айат − знамение, чудо; наименьший выделяемый отрывок текста Корана.
‘Акаба − название места, находящегося в долине Мина близ Мекки. В сезон паломничества 620 г. к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, прибыло двенадцать его последователей из числа представителей племён аус и хазрадж, живших в Медине (доисламское название города – Йасриб). Они присягнули ему на верность исламу и поклялись отказаться от совершения ряда запрещаемых в исламе вещей. В мусульманской историографии это событие получило название “первой ‘Акабы”. “Второй ‘Акабой” называют встречу пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, с группой из семидесяти с лишним жителей Медины, с которыми он окончательно условился о переселении /хиджра/ в Медину, назначив для обеспечения этой акции двенадцать своих представителей или же старшин /нукаба’/.
‘акида (мн. ч. − ‘акаид) − вероучение; догмат веры.
‘акль − разум.
‘акика − принесение в жертву одной овцы за рождение дочери или двух овец за рождение сына в знак благодарности Аллаху.
амана − многозначное слово, образованное от слова “амн” (безопасность; спокойствие) и являющееся однокоренным со словом “иман” (вера). Среди прочего это слово означает “надёжность” и “то, что отдано на хранение”. Любое обязательство раба Аллаха перед его Господом, как и любые обязательства людей друг перед другом являются тем, что отдано им на хранение и что необходимо вернуть, иначе говоря, выполнить. Величайшим залогом /аль-аманат аль-кубра/ является обязанность исповедания единобожия и выполнения всех велений и запретов ислама. В данном случае под залогом Аллаха подразумевается свойственная человеку изначально вера в Аллаха, определяющая собой все его действия до тех пор, пока какие-нибудь обстоятельства или наущения дьявола не свернут его с этого пути.
Амин − это слово означает: О Аллах, ответь на нашу мольбу!
амр − веление Аллаха.
ансар (мн. ч. от насир − “помощник”; по-русски употребляется только в форме мн. ч. − ансары) − жители Йасриба (Медины) из племён аус и хазрадж, которые признали пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам убежище в своём городе и оказали им материальную помощь.
арак − кустарник, ветки которого используются в качестве зубочисток.
‘Арафат − долина, расположенная примерно в двадцати километрах от Мекки и являющаяся местом проведения главного обряда хаджжа − стояния /вукуф/. Место стояния находится перед невысокой горой, которая носит название Джабаль ар-Рахма или же ‘Арафат.
‘ард − представление дел людей для расчёта в День воскресения или же взвешивание их на Весах, когда каждому будет показано всё, что он совершил.
‘арш − престол Аллаха.
аль-асма’ аль-хусна − прекраснейшие имена Аллаха, по которым верующим следует обращаться к Нему.
‘аср − послеполуденная молитва.
асхаб ас-суффа − неимущие сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, жившие под навесом мечети в Медине.
‘аурат − общее название тех частей тела, которые следует скрывать от взглядов других людей. Для мужчин это всё, что находится ниже пупка и выше колен. То же самое касается и женщин, если среди них нет мужчин. В присутствии постороннего мужчины всё тело свободной женщины, кроме кистей рук и лица, представляет собой “‘аурат”, иначе говоря, посторонним мужчинам смотреть на него нельзя.
ахль аль-байт − семья пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.
ахль аз-зимма − иноверцы, признающие власть мусульман, выплачивающие подушную подать /джизйа/ и получившие за это покровительство /зимма/ мусульман: защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами.
ахль аль-Китаб – люди или же обладатели Писания; так именовались иудеи, христиане и сабии.
ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а − приверженцы сунны и согласия; сунниты.
ахляк − нравы; нравственные качества.
аль-ахира − мир вечный.
‘ашура − десятое число мухаррама, первого месяца лунного календаря, когда рекомендуется соблюдать пост.
аль-ашхур аль-мухаррама − священные или же запретные месяцы. Так именовались месяцы зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджжа, мухаррам и раджаб, являющиеся, соответственно, 11-м, 12-м, 1-м и 7-м месяцами лунного календаря.
Бадр − название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 г. в этом месте отряд мусульман под командованием пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует, пообещал, что им будут прощены все грехи.
бай‘а − клятва, которую приносят подданные на верность своему правителю в соответствии с установлениями ислама.
бай‘ат ар-ридван − клятва, угодная Аллаху. Имеется в виду клятва на верность исламу и готовность в случае необходимости сражаться насмерть, принести которую в условиях возможного сражения с курайшитами пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сидевший под деревом, потребовал от своих сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
аль-байт аль-ма‘мур или же байт аль-‘изза − аналог Каабы, который находится напротив неё на седьмом небе; небесный храм, куда ежедневно являются по семьдесят тысяч ангелов, которые молятся там, после чего покидают это место и больше никогда туда не возвращаются.
барака − дар божий; благодать.
барзах − переходное состояние или же период времени, который наступает после смерти и будет длиться для каждого человека до Дня воскресения.
барид − расстояние, равное четырём фарсахам (около 19,2 км).
басмала − произнесение слов “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/”.
бид‘а − нововведение в области религии; ересь.
Бурак − животное больше осла, но меньше лошади, на котором пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершил своё ночное путешествие в Иерусалим и был вознесён на небо.
Ваджиб − обязательное. Во всех мазхабах, за исключением ханафитского, термины “ваджиб” и “фард” являются синонимами, ханафиты же определяют обязательное (ваджиб) как то, степень обязательности чего ниже степени обязательности предписанного (фард), но выше степени обязательности того, что совершается добровольно (нафиля) по примеру сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
вакиз − всё то, что забито палкой, камнем или тем, у чего нет острия, и что запрещается употреблять в пищу.
вакф − имущество, право собственности на которое по воле учредителя ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта. Вакф может быть передан как отдельному дееспособному лицу, так и группе лиц или же предназначен для использования в общественно-полезных целях. Вакф имеет строго определённое назначение, и если, например, он завещан детям, то после их смерти вакф переходит не к их наследникам, а передаётся в пользу бедных.
вали − в Коране этот термин по отношению к Аллаху означает “Покровитель”, а в хадисах часто используется в значении “близкий к Аллаху” (подразумевается человек, отличающийся крайним благочестием, неуклонно выполняющий все свои религиозные обязанности и делающий много другого помимо этого). Кроме того, слово “аулийа” (мн. ч. от “вали”) имеет и другое значение − члены одного рода, которые в случае необходимости должны обеспечивать друг другу защиту, помощь и покровительство.
валима − свадебное пиршество.
Василя − название высшей ступени рая, предназначенной только для пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.
васыйа − завещание.
вахи − откровение свыше.
витр − добровольная ночная молитва из нечётного количества ракатов. Самая краткая такая молитва может состоять из одного раката, а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати ракатов.
вуду − частичное омовение, которое необходимо совершать перед молитвой в случае малого осквернения. Речь идёт об особом ритуале омовения определённых частей тела, которое совершается мусульманином перед молитвой или в случае малого осквернения, наступающего в результате выделения мочи или кала или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечения, соприкосновения с чем-либо нечистым и в некоторых других случаях. Насчитывается десять необходимых условий действительности частичного омовения: исповедание ислама, наличие разума, достижение определённого возраста, наличие намерения совершить молитву, что подразумевает намерение не прерывать омовение вплоть до его завершения, устранение причины, в силу которой омовение стало обязательным, подмывание или очищение с помощью камней до совершения омовения, чистота и дозволенность воды[2845], устранение препятствия, мешающего доступу воды к коже, и наступление времени обязательной молитвы для тех, кто постоянно находится в состоянии осквернения[2846]. Шестью обязательными элементами омовения являются: омовение лица от верхней границы лба до подбородка по длине и от уха до уха по ширине, включая полоскание рта и промывание носа; омовение рук до локтей; полное протирание[2847] влажными руками головы, включая уши; омовение ног до щиколоток; соблюдение установленного порядка и непрерывность омовения. Недействительным омовение делают восемь вещей: выделение мочи или кала, а также испускание ветров; любые нечистые выделения[2848]; умопомрачение; прикосновение к женщине под воздействием страсти; прикосновение рукой к половым органам или заднему проходу; употребление в пищу верблюжатины; обмывание покойного и отступничество от ислама.
вукуф − стояние близ горы ‘Арафат в 9-й день месяца зу-ль-хиджжа; основной обряд хаджжа.
Гайб − имеется в виду знание того, что сокрыто от людей. Это знание доступно лишь Аллаху, Который ниспосылал его пророкам. В таком значении слово “гайб” употребляется в Коране (2: 3; 3: 44; 10: 20; 16: 77; 27: 65 и др.) и в хадисах.
гарар − продажа того, чего нет в наличии, например, ещё непойманной рыбы.
гулюль − присвоение части военной добычи до ёе раздела между участниками сражения.
гусль − полное омовение, которое верующий должен совершать в случае большого осквернения, а также в некоторых иных случаях.
Да‘ват − религиозный призыв.
далиль шар‘и – указание шариата. К числу таких указаний относятся айаты Корана, хадисы, единодушное мнение улемов (иджма‘) и суждение по аналогии (кыйас).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|