Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 32 глава





775. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Сегодня ночью у меня родился сын[1781], и я назвал его по имени моего отца Ибрахима[1782], ».[1783]

776. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда у Абу Тальхи[1784] родился сын, я принёс (новорожденного) к пророку, , который сделал ему “тахник” и назвал его ‘Абдуллахом».[1785]

777. Сообщается, что Сахль бин Са‘д ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда аль-Мунзир бин Абу Усайд появился на свет, его сразу же принесли к посланнику Аллаха, . Пророк, , положил (младенца) себе на бедро, а (его отец) Абу Усайд сел рядом. Через некоторое время пророка, , что-то отвлекло, и по велению Абу Усайда младенца сняли с бедра пророка, , и отнесли (домой), а потом он, , вспомнил о нём и спросил: «Где же мальчик?» Абу Усайд сказал: «Мы отнесли его домой, о посланник Аллаха». (Посланник Аллаха, ,) спросил: «Как его зовут?» (Абу Усайд) ответил: «Так-то». (Тогда пророк, ,) сказал: «Нет, его имя – аль-Мунзир», и в тот день его назвали аль-Мунзиром.[1786]

Глава 234. Наречение выкидыша

Желательно давать имя и выкидышам, но как следует поступить, когда невозможно понять, мальчик это или девочка? В подобных случаях следует выбирать такое имя, которое подходит и для мужчин, и для женщин, например, Асма, Хинд, Хунайда, Хариджа, Тальха, ‘Умайра, Зур‘а и так далее. Имам аль-Багави сказал: «Давать имя выкидышу желательно в силу того, что указание на это есть в одном из хадисов», и об этом же упоминали другие наши товарищи. Они говорили также, что новорожденного младенца желательно как-нибудь назвать даже в том случае, если он умрёт до того, как ему дадут имя.



Глава 235. Желательно дать новорожденному красивое имя

778. Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, в День воскресения вас будут называть по вашим именам и именам ваших отцов, так пусть же ваши имена будут красивыми».[1787]

Глава 236. Об именах, которые больше всего любит Всемогущий и Великий Аллах

779. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, больше всего Всемогущий и Великий Аллах любит такие ваши имена, как ‘Абдуллах и ‘Абд ар-Рахман».[1788]



780. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Когда) у одного из нас родился мальчик, которого он назвал аль-Касимом, мы сказали (этому человеку): «Мы не станем называть тебя по кунье Абу-ль-Касим[1789], и ты не удостоишься такой чести». Через некоторое время об этом сообщили пророку, , и он сказал (отцу ребёнка): «Назови своего сына ‘Абд ар-Рахманом».[1790]

781. Передают со слов сподвижника Абу Вахба аль-Джашми, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Называйтесь именами пророков. Больше всего Аллах Всевышний любит такие ваши имена, как ‘Абдуллах и ‘Абд ар-Рахман, имена Хаммам[1791] и Харис[1792] являются самыми правдивыми, а наиболее отвратительные имена – Харб[1793] и Мурра[1794]».[1795]

Глава 237. О желательности поздравлений и ответа на поздравление

Желательно приносить поздравления тому, у кого родился ребёнок. Наши товарищи говорили, что в подобных случаях желательно поздравлять так, как учил делать аль-Хусайн, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что он сказал одному человеку:

– Говори: «Да сделает Аллах для тебя благословенным того, кто был дарован тебе, да воздашь ты Дарителю благодарностью, да достигнет новорожденный полной зрелости и да будет тебе дано увидеть проявления его почтительности! /Барака-Ллаху ля-кя фи-ль-маухуби ля-кя, ва шакярта-ль-Вахиба, ва баляга ашудда-ху, ва рузикта бирра-ху!/»

На это тому, кого поздравляют, желательно ответить так: «Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлёт Он тебе Свои благословения, и да воздаст Он тебе благом, и да пошлёт тебе Аллах подобного ему (или: и да вознаградит Он тебя щедро!) /Барака-Ллаху ля-кя, ва баракя ‘аляй-кя, ва джаза-кя-Ллаху хайран, ва разака-кя-Ллаху мисля-ху ва аджзаля саваба-кя!/» – или сказать нечто подобное.



Глава 238. Запрет на наречение новорожденных неприятными именами

782. Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Ни в коем случае не называй своего сына /гулям/[1796] ни Йасаром[1797], ни Рабахом[1798], ни Наджахом[1799], ни Афляхом[1800], ибо (когда-нибудь) ты спросишь: «Есть ли он там?»[1801] – а его там не окажется, и ты скажешь: «(Его) нет».[1802] (Таких имён) насчитывается только четыре, и не добавляйте ничего (к тому, что я сказал)».[1803]

783. Другую версию этого хадиса, который передаётся со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, приводит Абу Дауд. В этой версии сообщается, что детей было запрещено называть также именем Баракат[1804].

784. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Поистине, самым презренным пред Аллахом Всевышним является имя[1805] человека, которого называют царём царей /малик аль-амляк/».

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим, (сообщается, что посланник Аллаха, ,) сказал: «В День воскресения наиболее сильный гнев Аллаха вызовет тот человек, которого называют царём царей, и окажется он самым презренным, ибо нет иного Царя, кроме Аллаха».

Суфйан бин ‘Уйайна сказал: «(Фраза) “малик аль-амляк” означает то же, что и “шахиншах”».[1806]

Глава 239. Указание на допустимость использования в воспитательных целях грубого слова при обращении к ребёнку, слуге, ученику и любому, кто подчинён человеку, если он намерен удержать того от дурного и побудить его к исправлению

785. Сообщается, что сподвижник ‘Абдуллах бин Буср аль-Мазини, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) мать послала меня отнести посланнику Аллаха, , гроздь винограда. По дороге я съел часть винограда, а когда принёс (эту гроздь к пророку, ,) он взял меня за ухо и сказал: «Ах ты, маленький обманщик!»[1807]

786. Со слов ‘Абд ар-Рахмана бин Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен Аллах ими обоими, передают длинный хадис, в котором рассказывается об одном из явных чудес, связанных с Абу Бакром ас-Сиддиком, да будет доволен им Аллах. В этом хадисе сообщается, что однажды Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, пригласил к себе в гости несколько человек, а сам ушёл к посланнику Аллаха, , и вернулся домой поздно. Вернувшись, он спросил: «Вы накормили их ужином?» (Его домочадцы) ответили: «Нет». Тогда он повернулся к своему сыну ‘Абд ар-Рахману, воскликнул: «О подлый, да отрежут тебе нос!» – и стал ругать (‘Абд ар-Рахмана).[1808]

Глава 240. Обращение к незнакомому человеку

Для обращения к незнакомому человеку необходимо выбирать такие слова, чтобы он не обиделся. С другой стороны, обращаясь к незнакомцу, не следует ни произносить лживых слов, ни проявлять излишнее дружелюбие. С учётом положения обращающегося и того, к кому обращаются, в подобных случаях можно говорить “О брат мой”, или “О факих”, или “О бедняк”, или “О господин мой”, или “Эй, ты”, или “О человек в такой-то одежде” или “О человек в таких-то сандалиях”, или “О хозяин лошади”, или “О хозяин верблюда”, или “О человек с мечом”, или “О человек с копьём” и так далее.

787. Сообщается, что Башир бин Ма‘бад, известный также как Ибн аль-Хасасыйа, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды,) когда я шёл (куда-то) вместе с пророком, , он вдруг увидел какого-то обутого в сандалии человека, который проходил между могилами, и обратился к нему: «О человек в сандалиях, горе тебе, сними их…»[1809]

788. Сообщается, что сподвижник Джарийа аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Мне приходилось) находиться в обществе пророка, , (и я могу сказать, что,) если он не помнил имени человека, то, обращаясь к нему, говорил: «О Ибн ‘Абдуллах[1810]…»[1811]

Глава 241. Ребёнку и ученику запрещается обращаться к отцу, учителю или шейху по имени

789. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) пророк, , увидел какого-то человека, с которым был мальчик, и спросил этого мальчика: «Кто это?» Тот ответил: «Мой отец». (Тогда пророк, ,) сказал: «Так не иди перед ним, не делай ничего такого, что заставит его ругать тебя, не садись, пока он не сядет, и не обращайся к нему по имени».[1812]

Сообщается, что ‘Убайдуллах бин Захр, да будет доволен им Аллах, почтенный человек, которого считали праведником все, кто его знал, сказал: «Если ты (позволишь себе) обратиться к своему отцу по имени или идти перед ним, находясь в пути, это будет проявлением непочтительности».

Глава 242. О желательности замены имён на более хорошие

К этой главе относится приведенный выше хадис Сахля бин Са‘да.[1813]

790. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что первоначально Зайнаб[1814] звали Барра[1815], и (люди) стали говорить: «Она (как бы) сама себя восхваляет», после чего посланник Аллаха, , назвал её Зайнаб.[1816]

791. Сообщается, что Зайнаб бинт Абу Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– Её звал Барра, но посланник Аллаха, , велел: «Называйте её Зайнаб».

(Зайнаб бинт Абу Салама, да будет доволен ею Аллах,) сказала: «А потом к (пророку, ,) пришла Зайнаб бинт Джахш, которую также звали Барра, и он назвал её Зайнаб».[1817]

792. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Раньше Джувайрийу[1818] звали Барра, но посланник Аллаха, , изменил её имя на Джувайрийа, и он не любил, когда кто-нибудь говорил: «Он вышел от Барры».[1819]

793. Са‘ид бин аль-Мусаййиб бин Хазн передал со слов своего отца (аль-Мусаййиб бин Хазна), что в своё время его отец (Хазн) пришёл к пророку, , который спросил: «Как тебя зовут?» Тот ответил: «Хазн[1820]». (Тогда пророк, ,) сказал: «Ты будешь Сахль[1821]», но (Хазн) воскликнул: «Я не изменю имя, которое дал мне мой отец!»

Ибн аль-Мусаййиб сказал: «И с тех пор (всем) мы отличались грубостью».[1822]

Здесь имеется в виду грубость черт лица и некоторая жёсткость.

794. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, , изменил имя (девушки, которую звали) ‘Асыйа[1823], и сказал: «(Отныне) ты – Джамиля[1824]».[1825]

(В той версии этого хадиса, которую приводит) Муслим, (сообщается, что Ибн ‘Умар) сказал: «У ‘Умара была дочь по имени ‘Асыйа, которую посланник Аллаха, , назвал Джамиля».

795. Передают со слов сподвижника Усамы бин Ахдари, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда к посланнику Аллаха, , прибыла группа людей, среди которых был человек по имени Асрам[1826], посланник Аллаха, , спросил: «Как тебя зовут?» Тот ответил: «Асрам», и тогда (пророк, ,) сказал: «Нет, ты – Зур‘а[1827]».[1828]

796. Передают со слов сподвижника Абу Шурайха Хани аль-Хариси, да будет доволен им Аллах, что, когда он в составе делегации от своего племени прибыл к посланнику Аллаха, , (пророк, ,) услышал, как (члены этой делегации) обращаются к нему по кунье Абу-ль-Хакам[1829]. (Услышав это,) посланник Аллаха, , подозвал его к себе и сказал: «Поистине, Судьёй является Аллах, и это Он выносит решения, так почему же тебе дали кунью Абу-ль-Хакам?» (Абу Шурайх) ответил: «Когда среди моих соплеменников возникали расхождения по какому-либо вопросу, они приходили ко мне, чтобы я рассудил их, и обе стороны оставались довольны». Тогда посланник Аллаха, , сказал: «Это прекрасно, а есть ли у тебя дети?» (Абу Шурайх) ответил: «У меня (три сына) – Шурайх, Муслим и ‘Абдуллах». (Пророк, ,) спросил: «А кто из них старший?» (Абу Шурайх) ответил: «Шурайх». (Тогда пророк, ,) сказал: «(Отныне) ты – Абу Шурайх».[1830]

Абу Дауд сказал:

– Пророк, , изменял такие имена, как аль-‘Асы[1831], ‘Азиз[1832], ‘Атля[1833], Шайтан, аль-Хакам, Гураб[1834], Хубаб[1835] и Шихаб[1836], которого он назвал Хашимом. И он назвал Харба Сильмом[1837], а аль-Мудтаджи‘а[1838] – аль-Мунба‘исом[1839]. Местность, которая называлась ‘Акыра[1840], он назвал Хадыра[1841] и он назвал ущелье ад-Даляля[1842] ущельем аль-Худа[1843]. Кроме того, он дал (племени) бану аз-зинйа[1844] название бану ар-ришда[1845], а (племени) бану мугвийа[1846] – название бану ришда. Для краткости я не стал приводить иснады этих сообщений.

‘Абд аль-Гани сказал, что пророк, , дал племени бану ‘атля название ‘утба. Имеется в виду племя ‘утба бин ‘абд ас-сальма.

Глава 243. Разрешается сокращать имя, если человек, имя которого будет сокращено, не сочтёт это обидным

В “Сахихе”[1847] приводятся передаваемые разными путями хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха, , сокращал имена некоторых своих сподвижников. Так, например, иногда он называл Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, Абу Хирр. Сообщается также, что как-то он обратился к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, сказав: «О ‘Аишу», и он обратился к Анджаше, да будет доволен им Аллах, сказав: «О Анджаш». В книге Ибн ас-Сунни сообщается, что пророк, , обратился к Усаме, сказав: «О Усайм», и он обратился к аль-Микдаму, сказав: «О Кудайм».

Глава 244. Запрещается обращаться к людям по таким прозвищам, которые им не нравятся

Аллах Всевышний сказал: {…и не давайте друг другу прозвища…}[1848]

Все улемы считают, что запрещается обращаться к человеку по прозвищу, которое ему не нравится, независимо от того, указывает ли это прозвище на какое-нибудь его качество, например, Подслеповатый, Лысый, Слепой, Хромой, Косой, Прокажённый, Человек с раной на лбу, Жёлтый, Горбатый, Глухой, Синий, Курносый, Человек с разорванной нижней губой, Человек со сломанным зубом, Безрукий, Хронически больной, Инвалид или Паралитик, или на качества его отца, матери или других людей, что не нравится тому, кто получил такое прозвище. Однако все улемы единодушны во мнении о том, что использовать прозвище разрешается для указания на такого человека, который известен людям только под этим прозвищем. В сунне есть много указаний на то, о чём я упомянул, но я не привожу их ради краткости, поскольку они и без того всем известны.

Глава 245. О том, что обращаться к человеку по прозвищу, которое ему нравится, не только дозволено, но и желательно

Здесь можно привести в пример Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах. По мнению подавляющего большинства авторитетных мухаддисов, составителей жизнеописаний и историков, имя Абу Бакра – ‘Абдуллах бин ‘Усман, а прозвище – ‘Атик[1849]. Некоторые считают, что ‘Атик – это имя Абу Бакра, на что указывает хафиз Абу-ль-Касим бин ‘Асакир в своей книге “Аль-Атраф”, однако правильным является первое. Все улемы считают это прозвище хорошим, однако их мнения о том, почему его стали называть так, расходятся.

797. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Абу Бакр – это тот, кого Аллах освободил от огня».[1850]

(Один из передатчиков этого хадиса) сказал: «С тех пор его и стали называть ‘Атик».

Мус‘аб Ибн аз-Зубайр и другие знатоки генеалогии говорили, что Абу Бакра называли ‘Атик ввиду того, что его родословная была безупречной. Высказывались и другие мнения, а Аллах знает об этом лучше.

Известно также, что прозвище ‘Али бин Абу Талиба – Абу Тураб, а его кунья – Абу-ль-Хасан.

798. Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды, когда) посланник Аллаха, , пришёл в дом Фатимы, он не нашёл там ‘Али и спросил: «А где же сын твоего дяди?» (Фатима) ответила: «Мы повздорили, и он рассердился на меня и ушёл, отказавшись спать у меня днём». Тогда посланник Аллаха, , велел одному человеку: «Посмотри, где он». (Через некоторое время этот человек) вернулся и сказал: «О посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда посланник Аллаха, , пришёл туда (и увидел), что накидка ‘Али упала с его бока, а сам он лежит, испачкавшись в пыли. И посланник Аллаха, , стал стряхивать с него пыль, приговаривая: «Вставай, о Абу Тураб[1851], вставай, о Абу Тураб!»[1852]

С тех пор его стали называть этим прозвищем.

В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима сообщается, что Сахль бин Са‘д сказал: «И это стало любимым прозвищем ‘Али, которому доставляло радость, когда к нему так обращались».

799. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , называл человека по имени аль-Хырбак “Двуруким”[1853].[1854]

Глава 246. О дозволенности использования куньи и желательности обращения к достойным людям по кунье

Предмет этой главы известен столь широко, что это избавляет нас от необходимости приводить какие-либо хадисы, поскольку их указания в равной степени касаются всех мусульман. Правила приличия требуют обращаться к учёным и близким к ним по положению людям по кунье. Это касается и таких случаев, когда кто-либо обращается к учёному человеку в письме или передаёт с его слов хадисы. Это значит, что в таких случаях следует говорить: «Передал нам шейх (имам) Абу …. такой-то, сын такого-то…» или использовать подобные обороты речи. При этом сам человек не должен называть себя по кунье ни в письме, ни в иных случаях, за исключением таких, когда другому человеку он известен только по кунье, или когда кунья пользуется большей известностью, чем имя. Ан-Наххас сказал: «Если кунья пользуется большей известностью, человек может назвать себя по ней при обращении к равному, если же он обращается к тому, кто занимает более высокое положение, ему следует назвать своё имя, а потом добавить кунью».

Глава 247. Кунья даётся по имени старшего ребёнка

Нашего пророка, , называли Абу-ль-Касимом, поскольку его первым ребёнком был сын аль-Касим[1855]. К данной главе относится приведенный нами ранее хадис об Абу Шурайхе[1856].

Глава 248. Кунья, составной частью которой не является имя одного из детей человека

Перечислить всех людей, к которым обращались по куньям такого рода, невозможно, что же касается самого такого обращения, то в этом нет ничего дурного.

Глава 249. Кунья человека, у которого нет детей, и кунья маленького ребёнка

800. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Пророк, , отличался наилучшим нравом из всех людей. У меня был брат, которого называли Абу ‘Умайр[1857], и когда пророк, , приходил к нему, он всегда говорил: «О Абу ‘Умайр, что делает птичка[1858][1859]

801. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) она сказала: «О посланник Аллаха, у всех моих подруг[1860] есть куньи», на что он ответил: «Так называйся куньей по имени твоего сына ‘Абдуллаха».[1861]

Передатчик этого хадиса сказал: «Имеется в виду ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, который был сыном её сестры Асмы бинт Абу Бакр. После этого к ‘Аише стали обращаться по кунье Умм ‘Абдуллах».

Это соответствует истине и является общеизвестным фактом. Что же касается приводимого ниже хадиса, то он является слабым.

802. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я (забеременела) от пророка, , а когда у меня случился выкидыш, (пророк, ,) назвал плод ‘Абдуллахом и дал мне кунью Умм ‘Абдуллах».[1862]

Среди сподвижников было немало людей, к которым обращались по куньям до того, как у них появлялись дети. В пример можно привести Абу Хурайру или Анаса, которого называли Абу Хамза. Количество таких людей из числа сподвижников, последователей и тех, кто пришёл им на смену, не поддаётся учёту. В обращении к таким людям по куньям нет ничего дурного, и обращаться к ним так даже желательно, если вышеуказанное условие будет соблюдено.

Глава 250. Запрет называться куньей Абу-ль-Касим

803. Со слов целого ряда сподвижников, среди которых были Абу Хурайра и Джабир, да будет доволен Аллах ими обоими, передают, что посланник Аллаха, , сказал: «(Можете) называть (друг друга) моим именем, но не употребляйте при обращении (друг к другу) мою кунью!»[1863]

Мнения улемов относительно использования куньи Абу-ль-Касим разделились. Так, например, аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, и те, кто был с ним согласен, считали, что называться Абу-ль-Касимом не разрешается никому независимо от того, зовут ли человека Мухаммадом или как-нибудь иначе. К числу тех наших товарищей, которые ссылались на это мнение аш-Шафи‘и, относятся такие достойные доверия имамы, факихи и мухаддисы, как Абу Бакр аль-Байхаки, Абу Мухаммад аль-Багави, который указывает на это в начале раздела “О браке” своей книги “Ат-Тахзиб”, а также Абу-ль-Касим бин ‘Асакир в “Тарих Димашк”.

Иного мнения придерживался имам Малик, да помилует его Аллах, который считал, что называться куньей Абу-ль-Касим разрешается как тому, кого зовут Мухаммад, так и человеку с любым другим именем. По его мнению, запрет на это действовал только при жизни пророка, .

Третьего мнения придерживались имамы, которые считали, что называться этой куньей не разрешается тем, кого зовут Мухаммад, и разрешается мужчинам с другими именами. Один из наших товарищей имам Абу-ль-Касим ар-Рафи‘и сказал: «Похоже на то, что ближе всего к истине третье, поскольку люди прозывались так во все века, и никто не выражал по этому поводу никакого неодобрения», но то, о чём говорят улемы, разделяющие это мнение, противоречит очевидному смыслу приведенного выше хадиса.

Согласие людей с практикой использования куньи Абу-ль-Касим подкрепляет мнение Малика, считавшего, что использовать её можно в любых случаях, ведь следует учитывать, что среди называвших себя так, как и среди тех, кто не делал этого, были выдающиеся имамы, представители власти и те, кто служил для других примером в религиозных делах. Из этого следует, что запрет на её использование действовал только при жизни пророка, , как и запрет на использование этой куньи иудеями и обращение к иудею со словами “О Абу-ль-Касим!” с целью нанесения обиды, а Аллах знает об этом лучше.

Глава 251. О том, что разрешается обращаться по кунье к неверному, приверженцу нововведений и нечестивцу, если он известен другим только по его кунье, а также в таких случаях, когда имеются основания опасаться, что упоминание его имени ввергнет людей в искушение

Аллах Всевышний сказал: «Да сгинут руки Абу Ляхаба…»[1864] Абу Ляхаба звали ‘Абд аль-‘Узза. Некоторые толкователи считают, что в этом айате его кунья упоминается ввиду того, что под этой куньей он был известен людям. По мнению других причиной послужило отвращение к его имени, которое объявляет его рабом идола[1865].

804. Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Как-то раз) посланник Аллаха, , который (хотел) навестить Са‘да бин ‘Убаду, да будет доволен им Аллах, сел верхом на осла…» Упомянув о том, как пророк, , проехал мимо лицемера ‘Абдуллаха бин Убаййа бин Салюля, Усама сказал:

– После этого пророк, , поехал дальше, войдя же к Са‘ду бин ‘Убаде, пророк, , спросил его: «О Са‘д, не слышал ли ты, что сказал Абу Хубаб[1866]? – имея в виду ‘Абдуллаха бин Убаййа. – Он сказал то-то и то-то».[1867]

В хадисах неоднократно упоминается кунья Абу Талиба[1868], которого звали ‘Абд Манаф. В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал: «Вот могила Абу Ругаля». Известно также много других хадисов, в которых упоминается, что посланник Аллаха, , обращался к неверным и лицемерам по их куньям. Однако это имело место в тех случаях, на которые указывает название данной главы, тогда как во всех прочих случаях пророк, , ничего не добавлял к имени такого человека.[1869] Примером может служить приведенный нами выше хадис[1870], в котором сообщается, что послание Ираклию посланник Аллаха, , начал так: «От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию…» Таким образом, он назвал его только по имени, не обратившись к нему по кунье и не назвав его императором, как титуловали владык Византии, и можно привести немало других подобных примеров. Нам было велено обращаться с такими людьми грубо, и поэтому не следует ни обращаться к ним по куньям, ни стараться говорить красиво в беседах с ними, ни произносить мягкие слова, ни выказывать дружелюбие по отношению к ним, ни доверять им.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.