Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 37 глава





940. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Войдёт в рай такой (человек), которого Аллах упасёт от зла того, что находится меж челюстей его и меж ног его».[2198]

941. Сообщается, что ‘Укба бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, что (может привести к) спасению?» – (на что пророк, ,) ответил: «Придерживай свой язык, (чтобы сказанное тобой не обернулось) против тебя[2199], и да будет дом твой (достаточно) просторным для тебя[2200], и плачь о своих грехах».[2201]

942. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

– После пробуждения утром сына Адама все части его тела выражают свою покорность языку, говоря: «Побойся Аллаха ради нас, ведь мы (зависим) от тебя[2202], ибо если ты будешь придерживаться прямоты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы».[2203]

943. Передают со слов Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах, что пророк, , сказал: «Если не считать (того, что говорит) сын Адама, побуждая (людей) к одобряемому (шариатом), удерживая от порицаемого и поминая Аллаха Всевышнего, любые его слова обернутся против него и не пойдут ему на пользу».[2204]



944. Сообщается, что Му‘аз, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, скажи, какое дело позволит мне войти в рай и удалит меня от огня?» (В ответ пророк, ,) сказал: «Ты задал вопрос о великом (деле, однако), поистине, оно (станет) лёгким для того, кому облегчит его Аллах Всевышний: поклоняйся Аллаху и ничему более наряду с Ним, совершай молитвы, выплачивай закят, постись во время рамадана и соверши хаджж к Дому». А потом (пророк, ,) сказал: «Не указать ли тебе на врата блага? Пост является щитом, а садака гасит грех подобно тому, как вода гасит огонь; и ещё – молитва человека среди ночи», после чего прочитал (айаты, в которых сказано): {…отдаляются от постелей бока их; они же взывают к Господу своему со страхом и надеждой и расходуют из того, чем Мы их наделили. # И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали}.[2205] Потом (пророк, ,) спросил: «Не сообщить ли тебе о главном в этом деле[2206], его столпе и его вершине?» Я воскликнул: «Конечно, о посланник Аллаха!» – и он сказал: «Главным в этом деле является ислам, столпом его служит молитва, а вершина его – джихад». Потом он спросил: «Не сообщить ли тебе о том, что лежит в основе всего этого?» Я сказал: «Конечно, о посланник Аллаха!» – и тогда он дотронулся до своего языка и сказал: «Придерживай это». Я спросил: «О посланник Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим?» – и (пророк, ,) воскликнул: «Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?!»[2207]



945. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Отказ человека заниматься тем, что его не касается, является (одним из признаков) того, что он исповедует ислам должным образом».[2208]

946. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: «Спасётся тот, кто (умеет) хранить молчание».[2209]

Иснад этого хадиса является слабым, и я привожу его здесь только в силу того, что он пользуется широкой известностью. Есть много других, в том числе и достоверных хадисов, подобных тем, которые были приведены мною выше, однако для тех, кому будет оказана помощь, достаточно и того, что уже было приведено. Если пожелает Аллах, в главе о хуле я приведу другие хадисы, которые имеют отношение к этой теме, а содействие оказывает Аллах.

Известно также множество сообщений о том, что говорили по данному вопросу наши праведные предшественники и другие достойные люди. То, что было приведено нами выше, избавляет нас от необходимости приводить здесь эти сообщения, однако нам хотелось бы указать на пороки, которые порождает неумение следить за своим языком.



Дошло до нас, что как-то раз Кусс бин Са‘ида встретился с Аксамом бин Сайфи, и один из них спросил другого: «Сколько людских пороков ты насчитал?» Тот ответил: «Количество их исчислить невозможно, мне же удалось насчитать восемь тысяч пороков. Но я обнаружил одно качество, благодаря которому ты сможешь скрыть все свои пороки». (Задавший вопрос) спросил: «Какое же?» – и ему было сказано: «(Способность) следить за своим языком».

Сообщается, что Абу ‘Али аль-Фудайл бин ‘Иййад, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кто считает свои слова делами, мало говорит о том, что его не касается».

Сообщается, что как-то раз имам аш-Шафи‘и , да помилует его Аллах, сказал своему последователю по имени Раби‘: «О Раби‘, не говори о том, что не имеет к тебе отношения, ибо если ты произнесёшь слово, то оно будет владеть тобой, а ты им владеть не будешь».

Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Язык заслуживает тюремного заключения больше, чем что-либо иное».

Передают, что кто-то из улемов сказал: «Язык подобен дикому зверю, который накинется на тебя, если ты не свяжешь его».

В своём известном “Послании” шейх Абу-ль-Касим аль-Кушайри пишет:

– Молчание обеспечивает безопасность, и это является основой всего. Умение хранить молчание в нужное время есть качество достойных мужей, как и умение своевременно говорить, и оба этих качества относятся к числк достойнейших. Я слышал, как Абу ‘Али ад-Даккак, да будет доволен им Аллах, сказал: «Бессловесным шайтаном является тот, кто замалчивает истину». Если же говорить о том, что молчанию отдают предпочтение люди, отдающие все силы борьбе с собственными душами, то они предпочли его после того, как поняли, что слова могут навлечь на них бедствия, например, доставить душе наслаждение, способствовать проявлению таких качеств, которые вызывают похвалы людей, побуждать человека к стремлению выделиться среди равных ему с помощью красноречия и так далее. Молчание стало отличительной чертой тех, кто занят духовным самовоспитанием, и одним из основных средств, используемых ими в борьбе с собственными душами и в деле нравственного самосовершенствования. Один из них сложил об этом такие стихи:

Придерживай язык свой, о человек,

чтобы он тебя не ужалил, ибо это – змея.

Сколь много тех, кого погубили языки их, лежит в

могилах,

а ведь встречи с ними боялись и смельчаки!

Ар-Риййаши сказал:

Клянусь жизнью твоей, грех мой

отвлекает меня от мыслей о грехах людей из рода

бану умаййа.

Господь мой рассчитается с ними,

и лишь Ему известно об этом,

мне же не повредит то, что они совершили,

если Аллах исправит дела мои.

Глава 309. Запретность хулы и сплетен

Знай, что хула /гыба/ и обыкновение распространять сплетни /намима/ являются двумя наиболее отвратительными и вместе с тем наиболее распространёнными людскими пороками, и немного найдётся таких людей, которые свободны от них. Я начинаю именно с этих пороков в силу того, что предостерегать о той опасности, которую они представляют, необходимо всех.

Хулой считается такое упоминание тобой о человеке, которое не понравились бы ему, независимо от того, упоминаешь ли ты о его физических недостатках, или отношении к религии, или мирских делах, или нравственных качествах, или телосложении, или детях, или родителях, или жене, или слуге, или невольнике, или чалме, или походке, или движениях, или улыбке, или распущенности, или угрюмости, или весёлости, или иных подобных вещах. Это касается упоминания, сделанного в любой форме, будь то сказанное или написанное тобой слово, или намёк, или знак, сделанный глазами, рукой или головой, или нечто подобное. Примером подобного упоминания о физических недостатках могут служить такие слова, как “слепой”, “хромой”, “подслеповатый”, “лысый”, “коротышка”, “длинный”, “чёрный” или “жёлтый”. Примером подобного упоминания об отношении к религии могут служить такие слова, как “нечестивец”, “вор”, “вероломный”, “несправедливый”, “пренебрегающий молитвой”, “не уделяющий должного внимания удалению нечистого”, “не проявляющий должной почтительности по отношению к отцу”, “выплачивающий закят не тому, кому положено” или “не избегающий хулы”. Примером подобного упоминания относительно мирских дел могут служить такие слова, как “невоспитанный”, “пренебрежительно относящийся к людям”, “не считающий, что он кому-либо обязан”, “обжора”, “соня”, “любящий спать не вовремя” или “тот, кто садится не на своё место”. Примером подобного упоминания об отце человека могут служить такие слова, как “его отец – нечестивец”, или “его отец – индиец”, или “его отец – простолюдин”, или “его отец – негр”, “его отец – сапожник”, “его отец – торговец тканями”, или “его отец – торговец скотом”, или “его отец – плотник”, или “его отец – кузнец” или “его отец – ткач”. Примером подобного упоминания о нравственных качествах человека могут служить такие слова, как “человек с дурным нравом”, “высокомерный”, “совершающий благие дела напоказ людям”, “торопливый”, “жестокий”, “неспособный”, “малодушный”, “невоздержанный”, “угрюмый”, “распущенный” и так далее. Примером подобного упоминания об одежде человека могут служить такие слова, как “с широкими рукавами”, “с длинными полами”, “грязная одежда” и так далее. Что касается всего прочего, то об этом необходимо судить по аналогии, иначе говоря, помня о том, что хулой является любое упоминание о человеке, которое было бы ему непрятно.

Имам Абу Хамид аль-Газали указывает, что, по единодушному мнению улемов, хулой является такое упоминание тобой о другом человеке, которое не понравилось бы ему. Ниже мы приведём достоверный хадис, в котором есть прямое указание на это.

Что же касается сплетен, то под этим подразумевается передача слов одних людей другим для того, чтобы оссорить их друг с другом.

По единодушному мнению всех улемов, как хула, так и распространение сплетен запрещены шариатом, на что прямо указывают многочисленные айаты и хадисы. Так, например Аллах Всевышний сказал: {И не подчиняйся всякому клянущемуся часто презренному, * злословящему[2210] и сплетничающему…»[2211] Аллах Всевышний также сказал: «Горе каждому клеветнику, хулителю…}[2212] Аллах Всевышний также сказал: {…и не злословьте друг о друге!}[2213]

947. Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Сплетник[2214] не войдёт в рай».[2215]

948. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, , проходивший мимо двух могил, сказал: «Поистине, их[2216] подвергают мучениям и мучают их не за большой грех[2217]».

В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что пророк, , сказал: «Но всё же (грех каждого) является тяжким: что касается одного из них, то он распространял сплетни, что же касается другого, то он не прикрывался от собственной мочи[2218]».[2219]

Улемы говорили: «(Слова) “мучают их не за большой грех” означают, что (этот грех) не казался большим этим людям».

Говорят также, что большим является воздействие этого на них.

949. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , спросил (людей): «Известно ли вам, что такое хула /гыба/?» Они сказали: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Пророк, ,) сказал: «(Если) отзовёшься ты о брате своём так, что это не понравилось бы ему, (это будет хулой)». (Его) спросили: «Скажи, а если присуще брату моему то, о чём я скажу?» (Пророк, ,) сказал: «Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь о нём, а если он не таков, значит, возводишь на него напраслину».[2220]

950. Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, передал, что во время прощального паломничества посланник Аллаха, , обратился к людям с проповедью, в которой, в частности, сказал: «Поистине, ваша кровь[2221], ваше имущество и ваша честь являются для вас столь же священными,[2222] сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе[2223]! Довёл ли я это до вашего сведения?»[2224]

951. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) я сказала пророку, : “Достаточно тебе и того, что Сафиййа[2225] такая-то и такая-то!”»

Один из передатчиков (этого хадиса) сказал: «Она имела в виду малый рост (Сафиййи)».

(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала):

– (Услышав это, пророк, ,) воскликнул: «Поистине, ты сказала (нечто такое), что (осквернило бы) собой (целое) море, если бы смешалось с ним!» А (однажды) я (стала изображать) перед ним одного человека, (передразнивая его[2226], и пророк, ,) сказал: «Не хочу я, чтобы передо мной изображали кого бы то ни было, даже если (дадут) мне за это то-то и то-то!»[2227]

Слова “осквернило бы собой целое море” означают, что если бы эти слова смешались с ним, то вкус и запах моря изменились бы из-за зловония и отвратительности этих слов. Этот хадис является одним из наиболее строгих предостережений относительно (запретности) хулы, и я не знаю ни одного другого хадиса, в котором хула подвергалась бы столь резкому порицанию. Аллах Всевышний сказал: {Говорит он[2228] не по (собственной) прихоти: # поистине, это – не что иное, как ниспосылаемые откровения!}[2229] – а мы молим Аллаха о проявлении Им доброты и избавлении нас от всего порицаемого.

952. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Когда меня вознесли на небо, я прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь. Я спросил: «Кто они, о Джибрил?» Он сказал: «Это – (люди), поедавшие мясо (других) людей[2230] и бесчестившие их».[2231]

953. Передают со слов Са‘ида бин Зайда, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Поистине, наиболее прибыльным (видом) ростовщичества является неправомерное проявление высокомерия, (унизительное) для чести (другого) мусульманина»[2232].[2233]

954. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни предавать его, ни лгать ему, ни оставлять его без поддержки. Для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными честь, имущество и жизнь другого мусульманина, а богобоязненность скрыта здесь[2234]. Для того, чтобы причинить вред (себе же), достаточно человеку проявить презрение по отношению к своему брату в исламе![2235]»[2236]

Сколь много полезных указаний заключает в себе этот хадис, а содействие оказывает Аллах!

Глава 310. Разъяснение важных моментов, касающихся определения хулы

В предыдущей главе мы указывали, что хулой является такое упоминание тобой о человеке, которое не понравилось бы ему. Это касается упоминания, сделанного в любой форме, будь то сказанное или написанное тобой слово, или намёк, или знак, сделанный глазами, рукой или головой, или нечто подобное. Таким образом, любое упоминание тобой о любом недостатке мусульманина в присутствии другого человека является запретной хулой. Это касается также подражания, когда кто-нибудь начинает ходить, прихрамывая, или опустив голову, или как-нибудь иначе, если человек подражает движениям мусульманина, желая умалить его достоинство. Всё это относится к числу запретных вещей, и на этот счёт двух мнений быть не может. Это касается также упоминания конкретного человека автором книги. Имеется в виду, что если автор пишет, что такой-то сказал то-то, с целью умаления достоинства этого человека и его очернения, то подобное упоминание является запретным. Если же автор хочет указать на ошибку этого человека, чтобы никто не подражал ему в этом, или недостаток его знания, чтобы никого не вводили в заблуждения его слова и они не принимались на веру, тогда это является не хулой, а добрым советом, за что советчика ожидает награда при условии, что его цель состояла именно в этом. То же самое относится к тем случаям, когда автор книги или любой другой человек употребляет такие фразы, как “это является ошибкой”, или “так говорили люди”, или “это является проявлением невежества и нерадения”, или иные подобные фразы. Всё это не является хулой, каковой считается упоминание о конкретном человеке или конкретных людях.

Запретной хулой будут такие слова, как “это сделал один из людей”, или “один из факихов”, или “один из претендующих на обладание знанием”, или “один из муфтиев”, или “один из тех, кого причисляют к праведникам”, или “один из тех, кто считает себя отрёкшимся от мира”, или “один из тех, мимо кого мы сегодня прошли”, или “один из тех, кого мы видели”, или иные подобные фразы, если это будет сказано так, чтобы собеседник понял, о ком именно идёт речь. Запретной хулой могут стать слова факихов или людей, посвятивших себя поклонению Аллаху, ибо иногда их хула выражается в форме намёков, которые люди понимают так, будто это было сказано ими прямо. Так, например, в ответ на вопрос: «Как дела того-то?» – такой человек может сказать: «Да исправит нас Аллах!» – или: «Да простит нас Аллах!» – или: «Да исправит его Аллах!» – или: «Молим Аллаха об избавлении!» – или: «Воздаём хвалу Аллаху, Который не подверг нас испытанию мраком!» – или: «Прибегаем к защите Аллаха от зла!» – или: «Да избавит нас Аллах от бесстыдства!» – или: «Да примет Аллах наше покаяние!» Произнесение любых таких или подобных им слов, когда собеседнику становится ясно, что он хочет умалить достоинство другого человека, является запретной хулой. Это относится и к тем случаям, когда такой человек говорит: «Такого-то поразило то же, что и всех нас», или: «Он ничего не может с этим поделать», или: «Все мы поступаем так». Таким образом, хулой является любое твоё слово, если твоему собеседнику становится ясно, что ты хочешь умалить достоинство другого человека. Указанием на всё, о чём мы говорили, служит хадис, который был приведен нами в предыдущей главе,[2237] а Аллах знает об этом лучше.

Знай, что слова хулы запретно не только произносить, но и слушать, равно как и соглашаться с ними. Тому, кто услышит, как один человек станет хулить другого запретным образом, следует попытаться удержать его от этого, если нет оснований опасаться, что такая попытка определённо причинит вред. Если основания для подобных опасений имеются, он должен выразить порицание этому сердцем и, по возможности, покинуть такое место, если же человек может выразить порицание вслух или заставить хулителя умолкнуть, начав говорить о чём-нибудь другом, он обязан поступить так, иначе его бездействие будет греховным. О таком, случае, когда человек, который слышит слова хулы, вслух говорит хулителю: «Замолчи!» – но сердце его желает продолжать слушать эти слова, Абу Хамид аль-Газали говорит следующее:

– Это является проявлением лицемерия и не освобождает человека от греха, ибо порицание следует непременно выразить сердцем. Если человек вынужден оставаться там, где произносят слова хулы, и не имеет никакой возможности покинуть это место, ему запрещается прислушиваться к этим словам и внимать им. В подобном случае ему следует поминать Аллаха Всевышнего либо языком и сердцем, либо только сердцем или размышлять о чём-нибудь другом, чтобы отвлечься от выслушивания таких слов, и тогда, то есть если он будет слышать, но не станет внимать, это не повредит ему. Если же через некоторое время человек сможет покинуть такое собрание, где продолжают хулить людей или заниматься столь же запретными делами, он будет обязан поступить так, ведь Аллах Всевышний сказал: {Если увидишь тех, кто пускается в рассуждения о Наших знамениях,[2238] покинь их, пока они не заведут другой разговор. Если же шайтан заставит тебя забыть (об этом),[2239] не оставайся с несправедливыми людьми, когда вспомнишь}.[2240]

Сообщается, что как-то раз Ибрахима бин Адхама, да будет доволен им Аллах, пригласили на свадебный пир. Когда он пришёл туда, люди упомянули об одном человеке, который не пришёл к ним, и стали отзываться о нём как о неприятном человеке. Услышав это, Ибрахим сказал: «Я сам виноват в том, что явился туда, где хулят людей», после чего покинул этот пир и ничего не ел в течение трёх дней.

О запретности хулы были сложены такие стихи:

Береги уши свои от выслушивания мерзких слов,

как берегут язык от их произнесения,

ведь, поистине, слушая мерзкие слова,

ты становишься соучастником того, кто

их произносит, так остерегайся же!

Глава 311. О том, что поможет отказаться о хулы

Знай, что в Коране и сунне есть много указаний, имеющих отношение к теме этой главы, но я упомяну лишь о некоторых вещах, ибо если человеку будет оказано содействие, то для отказа от хулы ему будет достаточно и этого, в противном же случае он не удержится, даже прочтя целые тома.

Основная цель этой главы состоит в том, чтобы обратить внимание человека на приведенные нами указания шариата относительно запретности хулы. Кроме того, желательно, чтобы каждый поразмыслил о словах Аллаха Всевышнего: {Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж}[2241], а также о других Его словах: {…вы считаете подобное[2242] незначительным, тогда как пред Аллахом это – великий (грех)}.[2243] Желательно также поразмыслить о словах пророка, , который сказал: «…поистине, раб (Аллаха) может сказать что-нибудь такое, что вызовет ярость Аллаха Всевышнего, чему сам он не придаст значения, но из-за чего он будет ввергнут в ад»[2244], как и обо всём, что было приведено нами в тех главах, где говорится о необходимости следить за своим языком и о хуле. Размышляя об этом, желательно повторять слова: «Аллах со мной, Аллах видит меня, Аллах смотрит на меня».

Передают, что как-то раз один человек сказал аль-Хасану аль-Басри, да помилует его Аллах: «Ты порочишь меня!» – на что аль-Хасан ответил так: «Я не настолько ценю тебя, чтобы позволить тебе распоряжаться моими добрыми делами».[2245]

Сообщается, что Ибн аль-Мубарак, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы я имел обыкновение порочить кого-либо, то порочил бы собственных родителей, поскольку они имеют больше прав на мои добрые дела».

Глава 312. Какая хула является дозволенной

Знай, что, несмотря на запретность хулы, иногда хулить людей разрешается, если это может принести пользу. Допустимой она является в таких случаях, когда слова хулы произносятся ради достижения правильной и соответствующей шариату цели, если иным путём добиться осуществления этой цели невозможно. Здесь имеются в виду шесть случаев, которые перечислены ниже.

1. Подача жалобы

Притесняемому разрешается обращаться с жалобой к правителю, судье, другим представителям власти или таким людям, которые могут по справедливости рассудить его с обидчиком. При этом притесняемому разрешается сказать: «Такой-то обидел меня в том-то», или: «…поступил со мной так-то», или: «…отнял у меня то-то», или нечто подобное.

2. Просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения грешника на путь истинный

Если кто-либо стремится к устранению порицаемого, ему разрешается сказать человеку, на силу которого он рассчитывает: «Такой-то поступает так-то, удержи его от этого», или нечто подобное. Если же он стремится не к этому, произносить такие слова будет запретно.

3. Обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу /фетва/

В подобном случае муфтию можно сказать: «Меня обидел мой отец (или: мой брат; или: такой-то), который поступил так-то, но имеет ли он право на это? И как мне избавиться от подобного, добиться того, что положено мне по праву, и защититься от притеснений?» Можно сказать также: «Моя супруга (супруг) поступает со мной так-то» – или же сказать нечто подобное. Это разрешается в силу необходимости, однако будет надёжнее, если обиженный спросит: «Что ты скажешь о человеке (или: муже; или: жене), который (которая) поступает так-то?» Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени. Однако разрешается и назвать обидчика, на что указывает хадис, передаваемый со слов Хинд[2246], которая сказала: «Поистине, Абу Суфйан – человек скупой…»[2247], и посланник Аллаха, , не запретил ей говорить так. Если пожелает Аллах Всевышний, впоследствии мы приведём этот хадис полностью.

4. Предостережение мусульман от зла и (желание дать) им добрый совет

Это (допускается) в целом ряде случаев, например:

а) Если нужно дать отвод таким передатчикам хадисов и свидетелям, (в правдивости слов которых есть основания сомневаться), что, по единодушному мнению всех мусульман, не только дозволено, но и обязательно в случае необходимости[2248].

б) Если у кого-либо возникает необходимость посоветоваться относительно того, стоит ли ему вступать с каким-нибудь человеком в родственные отношения путём заключения брака[2249], или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела, или поселиться по соседству с ним. В том случае, когда к тебе обращаются за советом такого рода, ты не должен ничего утаивать о человеке, про которого тебя спрашивают, но, напротив, упомянуть обо всех его недостатках, чтобы дать добрый совет. Если ты достигнешь желаемой цели, просто сказав: «Тебе не годится иметь с ним дело», или: «Такое родство тебе не подходит», или сказав нечто подобное, упоминать о недостатках этого человека не следует. Если же цели можно будет достичь только с помощью прямого указания на его недостатки, о них следует сказать прямо.

в) Если ты увидишь, что кто-либо собирается купить раба, известного своей склонностью к воровству, или распутству, или пьянству, или к иному подобному пороку, о чём не знает покупатель, тебе следует указать ему на это. Это касается не только рабов, ибо любой человек должен указать на известные ему недостатки продаваемого товара покупателю, если тот об этом не знает.

г) Если ты увидишь, что человек, который занят изучением фикха, посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знание, и побоишься, что это повредит такому ученику, ты должен дать ему добрый совет и объяснить, в каком положении он находится. В данном случае необходимым условием является искреннее стремление дать добрый совет. Дело в том, что в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ведь может случиться и так, что человек будет говорить об этом под воздействием зависти или поддастся обману шайтана, который внушит ему, что он даёт добрый совет и опасается за другого человека, так пусть же это будет понятно каждому.

д) Иногда человек, который обладает властью, не может распоряжаться ею должным образом либо потому, что не обладает необходимыми способностями, либо потому, что является нечестивцем или глупцом, либо по какой-нибудь иной причине. В подобном случае об этом необходимо поставить в известность того, кому он подвластен. Так нужно поступить, чтобы он сместил его и назначил подходящего человека, или узнал обо всём и поступил с виновным сообразно его положению, не оставаясь в заблуждении относительно него, или постарался побудить его придерживаться прямоты.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.