|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 34 глава
841. В длинном хадисе, передаваемом со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что после того, как Абу Джахль[1941] и его товарищи положили на спину молившегося пророка, , рубашку плода верблюдицы, он проклял их (а когда он проклинал кого-либо, то произносил слова проклятия трижды), потом трижды воскликнул: «О Аллах, покарай курайшитов!» – а потом назвал (всех их) поимённо, сказав: «О Аллах, покарай Абу Джахля, и покарай ‘Утбу бин Раби‘а, и Шайбу бин Раби‘а, и аль-Валида бин ‘Утбу, и Умаййу бин Халафа, и ‘Укбу бин Абу Му‘айта!»[1942]
842. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) посланник Аллаха, , обратился к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, будь суров с племенем мудар[1943] и сделай так, чтобы их поразил такой же голод, как и во времена Йусуфа![1944]»[1945]
843. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха, , и он велел ему: «Ешь правой!» Тот сказал: «Я не могу», и (тогда пророк, ,) воскликнул: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему,[1946] кроме гордости!» – и больше тот уже не смог поднести ко рту (свою правую[1947] руку).[1948]
Этим человеком был сподвижник Буср Ибн Ра‘и-ль-‘ир аль-Ашджа‘и. Содержание данного хадиса указывает на дозволенность призывания проклятия на того, кто поступает вопреки установлениям шариата.
844. Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда жители Куфы[1949] пожаловались ‘Умару, да будет доволен им Аллах, на Са‘да[1950], да будет доволен им Аллах, он сместил его и назначил правителем над ними ‘Аммара (бин Йасира)».
Затем Джабир сказал:
– А потом (‘Умар) послал вместе с (Са‘дом) одного человека (или: нескольких людей), чтобы тот расспросил о нём жителей Куфы. В городе не осталось ни одной мечети, где бы (этот человек) не расспрашивал (людей о Са‘де, и все) они поминали его добром. (Так продолжалось до тех пор,) пока он не зашёл в мечеть племени бану ‘абс, где один из них по имени Усама бин Катада, известный также как Абу Са‘да, встал и сказал: «Поскольку ты спрашиваешь нас, (то я скажу, что) Са‘д не принимал участия в походах с боевыми отрядами, не делил (военную добычу) поровну и не придерживался справедливости в решении судебных дел». (Услышав это,) Са‘д воскликнул: «Тогда, клянусь Аллахом, я молю о трёх вещах: о Аллах, если этот Твой раб – лжец, и если он поднялся (со своего места только) для того, чтобы показать себя и прославиться, продли жизнь его, и продли бедность его, и подвергни его испытаниям!» (И всё это сбылось,) а когда впоследствии этого человека спрашивали (о его положении), он отвечал: «(Я – ) злосчастный старец, и меня настигло проклятие Са‘да!»
‘Абд аль-Малик бин ‘Умайр[1951] сказал: «И потом я видел (этого человека), брови которого от старости нависали на глаза и который приставал на улицах к молодым служанкам».[1952]
845. Передают со слов ‘Урвы бин аз-Зубайра, что (в своё время) Арва бинт Аус (или: Увайс) начала тяжбу против Са‘ида бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, (подав на него жалобу) Марвану бин аль-Хакаму[1953] и утверждая, что (Са‘ид) захватил часть её земли. (В ответ на вопросы Марвана об этом) Са‘ид сказал: «Как же мог я захватить часть её земли после того, что я слышал от посланника Аллаха, ?!» (Марван) спросил: «А что ты слышал от посланника Аллаха, ?» (Са‘ид) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: “(В День воскресения) вокруг шеи того, кто захватит пядь (чужой) земли, не имея это права, обовьют (собранное) с семи земель”», и Марван сказал ему: «После этого я уже не потребую от тебя (никаких) доказательств». (Тогда) Са‘ид воскликнул: «О Аллах, если она лгала, лиши её зрения и погуби её на её земле!»
(‘Урва) сказал: «И она (действительно) не умерла, пока не ослепла, а однажды, когда (эта женщина) шла по своей земле, она упала в яму и испустила дух».[1954]
Глава 271. Отречение от приверженцев нововведений и грешников
846. Передают со слов Абу Бурды[1955], что (однажды) тяжело заболевший Абу Муса, да будет доволен им Аллах, голова которого покоилась на коленях одной женщины из его семьи[1956], лишился чувств. Она принялась громко причитать, он же ничего не мог сказать ей, а когда пришёл в себя, сказал: «Я не имею отношения к тем, от кого отстранялся посланник Аллаха, , он же, поистине, отстранялся от кричащей, обривающей и разрывающей![1957]»[1958]
“Кричащая” – это та, которая громко причитает и плачет; “обривающая” – это та, которая обривает себе голову, когда её постигает горе; “разрывающая” – это та, которая разрывает на себе одежду.
847. Сообщается, что Йахйа бин Йа‘мар сказал:
– Однажды я сказал Ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: «О Абу ‘Абд ар-Рахман, поистине, ещё до нас появились люди, которые читают Коран, утверждая, что (ничего) предопределённого нет, и что (Аллах не знает заранее) о том, что должно случиться». (Выслушав меня), он воскликнул: «Если встретишь таких, извести их, что я не имею к ним никакого отношения, а они не имеют никого отношения ко мне!»[1959]
Я же скажу, что эти заблудшие лгут, ибо Аллаху Всевышнему было заранее известно обо всём сотворённом.
Глава 272. Что желательно говорить, если человек приступит к устранению порицаемого
848. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда пророк, , вступил в Мекку в день её завоевания, вокруг Каабы находилось триста шестьдесят идолов, и он начал тыкать их палкой, которую держал в руке, говоря: {Пришла истина, и сгинуло ложное…}[1960] И он (говорил также): {Пришла истина, а ложное больше не появится и не вернётся}[1961].[1962]
Глава 273. Что желательно говорить человеку, который имеет обыкновение непристойно выражаться
849. Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я пожаловался посланнику Аллаха, , на свою привычку сквернословить, и он сказал: «(Значит,) ты не просишь Аллаха о прощении (как должно), я же, поистине, прошу Всемогущего и Великого Аллаха о прощении по сто раз в день».[1963]
Глава 274. Что желательно сказать, если у человека споткнётся верховое животное
850. Передают со слов известного последователя Абу-ль-Малиха, что один человек (из числа сподвижников) сказал:
– (Однажды, когда) я сидел в седле позади пророка, , его (верблюдица) споткнулась, и я воскликнул: «Да сгинет шайтан! /Та‘иса-ш-шайтан!/» (Услышав это, пророк, ,) сказал: «Не говори: “Да сгинет шайтан!” – ибо, если ты скажешь так, он станет (в собственных глазах) огромным, как дом, и воскликнет: “(Её заставила споткнуться) моя сила!”[1964] Говори: “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, ибо, если ты скажешь так, он станет (в собственных глазах) маленьким, как муха».[1965]
В книге Ибн ас-Сунни указывается, что Абу-ль-Малих передал этот хадис со слов своего отца, сподвижника, которого, скорее всего, звали Усама. На этот счёт высказывались и другие мнения, однако обе его версии[1966] являются достоверными, и в их иснадах нет пропусков. Неизвестный человек, о котором упоминается в версии Абу Дауда, был сподвижником, а все сподвижники, да будет доволен ими Аллах, отличались беспристрастностью, и поэтому незнание их имён никакого вреда не причинит. Что касается фразы “та‘иса”, то одни считают, что она означает “да сгинет”, по мнению других, это значит “да оступится”, третьи же говорят, что это значит “да постигнет его зло”.
Глава 275. О том, что в случае смерти правителя тому, кто наследует власть, желательно обратиться к людям, чтобы успокоить их, дать им наставление и призвать их сохранять спокойствие и не отступаться от того, чего они придерживались прежде
851. В известном хадисе, передаваемом со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что в день смерти пророка, , Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, обратился к людям и сказал: «Пусть знает тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду, , что Мухаммад умер, а кто поклоняется Аллаху, (пусть помнит, что), поистине, Аллах – Живой, Который не умрёт!»[1967]
В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводится сообщение Джарира бин ‘Абдуллаха, из которого следует, что, в день смерти аль-Мугиры бин Шу‘бы,[1968] который был правителем Басры и Куфы, Джарир встал, воздал хвалу Аллаху Всевышнему, возблагодарил Его и сказал: «Вам следует бояться одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, вести себя достойно и сохранять спокойствие, дожидаясь приезда нового правителя, который уже скоро приедет к вам».
Глава 276. Мольба человека за того, кто сделал добро ему, или всем людям, или некоторым из них, выражение благодарности такому человеку и побуждение к совершению подобного и впредь
852. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды), когда пророк, , зашёл в отхожее место, я принёс ему воду для омовения. (Выйдя оттуда, пророк, ,) спросил: «Кто поставил (здесь) это?» Ему сообщили, (что это сделал я,) и тогда он сказал: «О Аллах, наставь его в религии! /Аллахумма, факкых-ху фи-д-дин!/»[1969]
853. В длинном хадисе, где упоминается о многочисленных чудесах посланника Аллаха, , сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Во время одного из военных походов) посланник Аллаха, , обратился к нам и сказал: «Вы будете идти весь вечер и всю ночь, а завтра утром, если пожелает Аллах Всевышний, доберётесь до (источника) воды». После этого люди двинулись в путь, не поворачиваясь друг к другу. Посланник Аллаха, , рядом с которым я находился, ехал на своей верблюдице до полуночи, а потом задремал и стал клониться набок. Я приблизился к (пророку, ,) и поддерживал его, не будя, пока он не выпрямился (в седле). Так он ехал, пока не прошла большая часть ночи, а потом (снова задремал) и стал клониться набок, сидя на своей верблюдице. Я (опять приблизился к пророку, ,) и поддерживал его, не будя, пока он не выпрямился (в седле). Так он ехал, пока перед самым восходом солнца не наклонился снова, больше, чем в первый и второй раз, и чуть не упал. Я приблизился к нему и стал поддерживать его, а он поднял голову и спросил: «Кто это?» Я отозвался: «Абу Катада». Он спросил: «Сколько времени ты едешь рядом со мной?» Я ответил: «Я продолжаю ехать так с ночи». Тогда он сказал: «Да позаботится о тебе Аллах /Хафаза-кя-Ллаху/ за то, что ты позаботился о Его пророке!»[1970]
854. Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:
– (Если) тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: «Да воздаст тебе Аллах благом![1971] /Джаза-кя-Ллаху хайран!/» – (он сделает больше, чем должен сделать для того, чтобы выразить свою) благодарность[1972]».[1973]
855. Сообщается, что сподвижник ‘Абдуллах бин Абу Раби‘а, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) пророк, , занял у меня сорок тысяч (дирхемов), а когда ему доставили деньги, он вернул мне (долг) и сказал: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние! /Баракя-Ллаху ля-кя фи ахли-кя ва мали-кя!/ Поистине, наградой за заём послужит похвала и возвращение (долга)!»[1974]
856. Сообщается, что Джарир бин ‘Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Во времена джахилийи у (племени) хас‘ам было (капище идолов), именовавшееся йеменской Каабой и известное также как Зу-ль-Халяса. (Однажды) посланник Аллаха, , спросил меня: «Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Халясы?» – и я поспешил (туда с отрядом в) сто пятьдесят всадников из племени ахмас. (Прибыв на место), мы разбили (идолов) и убили (их служителей), которых нашли там. После этого мы явились к (посланнику Аллаха, ,) которому рассказали обо всём, и он обратился к Аллаху с мольбой за нас и за (всё) племя ахмас.
В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, , пять раз призвал благословение на конницу и пехоту ахмаситов.[1975]
857. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «А потом посланник Аллаха, , подошёл к Замзаму, где (находились люди,) поившие (других) водой и работавшие[1976] (там), и сказал (им): «Трудитесь, ибо, поистине, вы заняты праведным делом»[1977].[1978]
Глава 277. Желательно, чтобы даритель обратился к Аллаху с мольбой за того, кому был сделан подарок, если, получив этот подарок, человек обратился к Аллаху с мольбой за дарителя
858. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– (Однажды) я подарила посланнику Аллаха, , овцу, и он велел: «Раздели её».[1979]
(Передатчик этого хадиса сказал):
– Когда (в подобных случаях) служанка возвращалась, ‘Аиша всегда спрашивала: «Что они сказали?» – и если служанка говорила: «Они сказали: “Да благословит вас Аллах /Баракя-Ллаху фи-кум/”», ‘Аиша говорила: «И их да благословит Аллах /Ва фи-хим Баракя-Ллах/. Мы возвращаем им то же, что сказали они, а нам остаётся награда[1980]».[1981]
Глава 278. Судье или правителю, который получит подарок и вернёт его, чтобы не нарушать установлений шариата, или ввиду того, что подарок внушает ему сомнения, или по какой-нибудь другой причине, желательно извиниться перед дарителем
859. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что ас-Са‘б бин Джассама, да будет доволен им Аллах, подарил пророку, , находившемуся в состоянии ихрама, дикого осла[1982], но (пророк, ,) вернул ему (этот подарок) и сказал: «Мы непременно приняли бы его от тебя, если бы не находились в состоянии ихрама».[1983]
Глава 279. Что желательно сказать тому, кто избавит человека от чего-либо, что ему не нравится или заставляет его страдать
860. Са‘ид бин аль-Мусаййиб передал, что как-то раз Абу Аййуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что-то убрал с бороды посланника Аллаха, , и посланник Аллаха, , сказал: «О Абу Аййуб, да избавит тебя Аллах от того, что тебе не нравится /Масаха-Ллаху ‘ан-кя, йа Аба Аййуба, ма такрах/».
В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу Аййуб снял что-то с бороды посланника Аллаха, , который сказал: «Да не постигнет тебя зло, о Абу Аййуб, да не постигнет тебя зло /Ля йакун би-кя-с-су’у, йа Аба Аййуба, ля йакун би-кя-с-су’/».[1984]
861. ‘Абдуллах бин Бакр аль-Бахили передал, что как-то раз ‘Умар, да будет доволен им Аллах, что-то снял с бороды (или: головы) одного человека, и тот сказал: «Да отведёт Аллах от тебя зло». (В ответ ему) ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Зло отведено от нас с тех пор, как мы приняли ислам. Впредь, если с тебя снимут что-либо, говори: “Да окажется в твоих руках благо /Ахазат йада-кя хайран/”».[1985]
Глава 280. Что желательно сказать, если человек увидит первые плоды
862. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда люди видели первые плоды, они приносили их посланнику Аллаха, . Взяв их, он говорил: «О Аллах, благослови для нас плоды наши, и благослови для нас город наш, и благослови для нас наши са’ и благослови для нас наши мудды[1986]! /Аллахумма, барик ля-на фи самари-на, ва барик ля-на фи мадинати-на, ва барик ля-на фи са‘и-на ва барик ля-на фи мудди-на!/» – а потом подзывал к себе самого маленького ребёнка и отдавал эти плоды ему.[1987]
В другой версии этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что пророк, , говорил: «(Да ниспосылается одно) благословение вместе с другим /Баракатан ма‘а баракат/», а потом отдавал эти плоды самому маленькому ребёнку.
В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что Абу Хурайра сказал: «…самому маленькому ребёнку, который попадался ему на глаза».
В той версии этого хадиса, которую приводит ас-Сунни, сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах Всевышний, сказал:
– Я видел, как посланник Аллаха, , которому приносили первые плоды, (сначала) прикладывал их к своим глазам и губам, потом говорил: «О Аллах, дай нам увидеть последние (плоды), как Ты дал нам увидеть первые /Аллахумма, кя-ма арайта-на авваля-ху, фа-ари-на ахыра-ху/», а потом отдавал их детям, которые присутствовали при этом.
Глава 281. Увещевая и обучая людей, желательно придерживаться умеренности
Знай, что человеку, который увещевает или обучает чему-либо других людей, желательно придерживаться умеренности и не утомлять их долгими беседами, чтобы это не наскучило им, поскольку в подобном случае ощущение сладости и величественности знания покинет их сердца. Умеренность необходима и для того, чтобы не вызвать у них отвращения к знанию и благим словам, ибо тогда они станут совершать то, от чего их призывают воздерживаться.
863. Сообщается, что Шакик бин Салама сказал:
– Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, наставлял нас каждый четверг, и как-то раз один человек сказал ему: «О Абу ‘Абд ар-Рахман, поистине мне хотелось бы, чтобы ты наставлял нас ежедневно». (В ответ ему Ибн Мас‘уд) сказал: «Поступать так мне мешает лишь то, что я не хочу утомлять вас. (Вот почему) я увещеваю вас (не каждый день), как поступал и посланник Аллаха, , который увещевал нас (лишь в отдельные дни), опасаясь, что иначе (его слова) вызовут у нас скуку».[1988]
864. Сообщается, что ‘Аммар бин Йасир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Продолжительность молитвы человека и краткость (проводимой им) хутбы указывают на его глубокое понимание (религии), так удлиняйте же молитву и укорачивайте хутбу».[1989]
Передают, что Ибн Шихаб аз-Зухри, да помилует его Аллах, сказал: «Когда встреча затягивается надолго, шайтан получает от неё свой удел».
Глава 282. Достоинство указания на благо и побуждения к благому
Аллах Всевышний сказал: {Помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности…}[1990]
865. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «(Человек,) который призывал к правильному пути (других), получит награду, равную наградам (всех) тех, кто последует за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту, а тот, кто призывал (других) к заблуждению, понесёт на себе (бремя) греха, равное (по тяжести бремени) грехов тех, кто последует за ним, что никак не облегчит (тяжести) их собственных грехов».[1991]
866. Сообщается, что Абу Мас‘уд аль-Ансари аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Тому, кто укажет на благое, (уготована) такая же награда, как и совершившему благое».[1992]
867. Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал ‘Али, да будет доволен им Аллах: «И клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами[1993]!»[1994]
868. Передают со слов Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Аллах будет помогать (Своему) рабу, пока раб будет помогать своему брату».[1995]
Глава 283. Побуждение того, кому задали вопрос, ответа на который он не знает, но знает того, кто может на него ответить, указать на этого человека задавшему вопрос
К этой главе относятся хадисы, которые были приведены нами в предыдущей главе.
869. Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) пророк, , сказал: «Религия есть проявление искренности /насыха/[1996]». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению к Аллаху[1997], и к Его Книге[1998], и к Его посланнику[1999], и к руководителям мусульман[2000], и ко всем мусульманам[2001] вообще».[2002]
Указание на того, кто обладает знанием, относится к числу добрых советов.
870. Сообщается, что Шурайх бин Хани сказал:
– (В своё время) я пришёл к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, чтобы спросить её о протирании кожаных носков. Она сказала: «Тебе следует обратиться к (‘Али) Ибн Абу Талибу. Спроси его, ибо ему приходилось бывать в пути вместе с посланником Аллаха, ». Тогда мы задали этот вопрос ему, и он сказал: «Посланник Аллаха, , установил для путника срок в трое суток,[2003] а для живущего на одном месте – в одни».[2004]
871. Сообщается, что, когда Са‘д бин Хишам бин ‘Амр захотел спросить о том, как посланник Аллаха, , совершал витр, он пришёл к Ибн ‘Аббасу и задал ему вопрос об этом. Ибн ‘Аббас сказал: «Не указать ли тебе на того, кто лучше всех из живущих на Земле знает о витре посланника Аллаха, ?» (Са‘д бин Хишам) спросил: «Кто же это?» Ибн ‘Аббас ответил: «‘Аиша, а поэтому ступай к ней и спроси у неё»[2005].
872. Сообщается, что ‘Имран бин Хиттан сказал:
– (В своё время) я задал ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, вопрос о (дозволенности ношения) шёлка, и она сказала: «Ступай к Ибн ‘Аббасу и спроси его». Я задал этот вопрос ему, и он сказал: «Спроси Ибн ‘Умара». Я задал этот вопрос Ибн ‘Умару, и он сказал: «Абу Хафс,[2006] да будет доволен им Аллах, сообщал мне, что посланник Аллаха, , сказал: “Шёлк носит лишь тот, у кого нет удела в мире вечном”»[2007].[2008]
Глава 284. Что следует сказать человеку, которого призовут положиться на решение Аллаха
Если один человек скажет другому: «Пусть нас рассудит Книга Аллаха, или сунна посланника Аллаха, , или мнение улемов», или скажет: «Пойдём со мной к мусульманскому правителю или муфтию, чтобы он решил наш спор», или предложит нечто подобное, тот, кому это будет сказано, должен ответить: «Слушаю и повинуюсь». Указанием на это служат слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: {Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: “Мы слышали и повинуемся!” Такие преуспеют}.[2009]
Если кто-нибудь вступит с человеком в спор из-за чего-либо или начнёт вести с ним тяжбу и скажет ему: «Побойся Аллаха!» – или: «Знай, что Аллах взирает на тебя!» – или: «Знай, что всё, что ты говоришь, записывают ангелы, и с тебя спросится за это!» – или скажет ему: «Аллах Всевышний сказал: {В тот День, когда каждый обнаружит то благое или дурное, что он совершил…}[2010]», или скажет ему: «Аллах Всевышний сказал: {И бойтесь того Дня, когда вы будете возвращены к Аллаху…}[2011]», или скажет нечто подобное, тому, кто это услышит, следует поступить согласно нормам мусульманской этики. Имеется в виду, что в ответ на это человеку следует сказать: «Слушаю и повинуюсь», или: «Прошу у Аллаха помощи в этом деле», или: «Прошу у Аллаха милости», а потом мягко поговорить с этим человеком. Ему ни в коем случае не следует пренебрегать этим, как поступают в подобных случаях многие люди, которые говорят то, что говорить не подобает, и могут сказать даже нечто кощунственное. Если человеку скажут: «То, что ты сделал, противоречит содержанию такого-то хадиса посланника Аллаха, », или нечто подобное, он не должен говорить в ответ, что не следует указаниям хадисов, или произносить другие столь же отвратительные слова. Если же тот или иной хадис явно не имеет отношения к данному случаю, на что может указывать узость его тематики, или соответствующее толкование, или что-нибудь ещё, тогда в ответ следует сказать, что этот хадис касается лишь того-то, или толкуется определённым образом или не подходит для данного случая, по единодушном мнению улемов, или привести какие-нибудь другие аргументы.
Глава 285. О необходимости отстраняться от невежд
Аллах Всевышний сказал: {Прощай[2012], побуждай к добру и отстраняйся от невежественных}.[2013] Аллах Всевышний также сказал: {Слыша пустые речи, они[2014] отстраняются от (людей, которые их произносят,) и говорят: “Нам – наши дела, а вам – ваши дела.[2015] Мир вам.[2016] Мы не ищем (общения с людьми) невежественными”}.[2017] Аллах Всевышний также сказал: {Так отстраняйся же от тех, кто отворачивается от Нашего Писания[2018]…}[2019] Аллах Всевышний также сказал: {…так прощай же великодушно…}[2020]
873. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
– При разделе (военной добычи) в день (битвы при) Хунайне[2021] посланник Аллаха, , отдал некоторым знатным арабам предпочтение перед другими.[2022] (Увидев это,) один человек воскликнул: «Клянусь Аллахом, нет справедливости в таком разделе и не ради Аллаха это было сделано!» Тогда я сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно сообщу об этом[2023] посланнику Аллаха, !» – после чего пришёл к нему и передал (ему слова этого человека. Когда он услышал мои слова), лицо его изменилось и покраснело (от гнева), и он воскликнул: «А кто же тогда справедлив, если несправедливы Аллах и посланник Его?!» А потом он сказал: «Да помилует Аллах Мусу, который терпел, хотя ему наносили и не такие обиды». [2024]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|