|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 45 глава
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал):
– А потом (пророк, ,) упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает руки к небу, (повторяя слова) «О Господь мой, о Господь мой!»[2773], (и сказал: «Однако) пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же он может получить ответ (на свою мольбу)?!»[2774]
1144. Передают со слов Абу Са‘ида Са‘да бин Синана аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Недопустимо ни (причинять) вред (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)»[2775].[2776]
1145. Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) пророк, , сказал: «Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению к Аллаху[2777], и к Его Книге[2778], и к Его посланнику[2779], и к руководителям мусульман[2780], и ко всем мусульманам[2781] вообще».[2782]
1146. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, , сказал: «Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я велел вам, делайте, что сможете, ибо, поистине, живших до вас погубило то, что (они задавали) множество вопросов, и несогласие (этих людей) с их пророками».[2783]
1147. Сообщается, что Сахль бин Са‘д ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) к пророку, , пришёл какой-то человек и попросил (его): «О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за совершение которого меня полюбит Аллах и будут любить люди». (В ответ ему пророк, ,) сказал: «Отрекись от мира этого, и тебя полюбит Аллах, отрекись от (принадлежащего) людям[2784], и тебя будут любить люди».[2785]
1148. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не позволяется (проливать) кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, если не считать трёх (случаев: когда человека лишают) жизни за жизнь,[2786] (когда речь идёт о) женатом человеке, совершившем прелюбодеяние, и (когда) кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину».[2787]
1149. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Мне было велено сражаться с (этими) людьми[2788] до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят, а если они будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, (которых впредь их могут лишить только) по праву ислама[2789], и (тогда лишь) Аллах Всевышний (будет вправе потребовать) с них отчёта».[2790]
1150. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы[2791], выплате закята, совершении хаджжа[2792] и соблюдении поста в рамадане».[2793]
1151. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Если людям будут давать (то, чего они требуют, только) на основании их притязаний, то одни обязательно станут покушаться на имущество и жизнь других, (а поэтому) притязающему[2794] следует представить доказательство, а отрицающему[2795] – принести клятву»[2796].[2797]
1152. Сообщается, что Вабиса бин Ма‘бад, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я пришёл к посланнику Аллаха, , и он спросил: «Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии?» Я сказал: «Да». Тогда он сказал: «Спроси об этом своё сердце. Благочестие есть то, в чём ощущают уверенность сердце и душа, а греховным является то, что (шевелится) в душе и (не даёт покоя) сердцу, даже если люди[2798] (не раз) скажут тебе, (что это дозволено)».[2799]
1153. Передают со слов ан-Навваса бин Сим‘ана, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Благочестие есть благонравие, а греховное есть то, что (шевелится)[2800] в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом знали люди».[2801]
1154. Шаддад бин Аус, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах предписал проявлять доброту во всём: если вам придётся убивать[2802], делайте это хорошим способом[2803], и если будете приносить жертву, (тоже) делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как следует точит свой нож и избавляет животное от мучений».[2804]
1155. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит,[2805] и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему гостю».[2806]
1156. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил пророка, : «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил (свою просьбу, но пророк, , каждый раз) говорил: «Не гневайся».[2807]
1157. Сообщается, что Абу Са‘ляба аль-Хушани, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей определённые) обязанности, так не пренебрегайте же ими, и установил (определённые) границы, так не преступайте же их, и запретил (определённые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их[2808]!»[2809]
1158. Сообщается, что Му‘аз (б. Джабаль), да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, скажи, какое дело позволит мне войти в рай и удалит меня от огня?» (В ответ пророк, ,) сказал: «Ты задал вопрос о великом (деле, однако), поистине, оно (станет) лёгким для того, кому облегчит его Аллах Всевышний: поклоняйся Аллаху и ничему более наряду с Ним, совершай молитвы, выплачивай закят, постись во время рамадана и соверши хаджж к Дому». А потом (пророк, ,) сказал: «Не указать ли тебе на врата блага? Пост является щитом, а садака гасит грех подобно тому, как вода гасит огонь; и ещё – молитва человека среди ночи», после чего прочитал (такие айаты): {…отдаляются от постелей бока их; они же взывают к Господу своему со страхом и надеждой и расходуют из того, чем Мы их наделили. # И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали}.[2810] Потом (пророк, ,) спросил: «Не сообщить ли тебе о главном в этом деле[2811], его столпе и его вершине?» Я воскликнул: «Конечно, о посланник Аллаха!» – и он сказал: «Главным в этом деле является ислам, столпом его служит молитва, а вершина его – джихад[2812]». Потом он спросил: «Не сообщить ли тебе о том, что лежит в основе всего этого?» Я сказал: «Конечно, о посланник Аллаха!» – и тогда он дотронулся до своего языка и сказал: «Придерживай это». Я спросил: «О посланник Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим?» – и (пророк, ,) воскликнул: «Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?!»[2813]
1159. Передают со слов Абу Зарра и Му‘аза Ибн Джабаля, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Бойся Аллаха,[2814] где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши нечто благое, что сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми[2815]».[2816]
1160. Сообщается, что аль-‘Ирбад бин Сарийа, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха, , обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: «О посланник Аллаха, это похоже на увещевание прощающегося, так дай же нам наставление!» Он сказал: «Вот моё наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот (из вас), кто переживёт (меня), станет свидетелем многих раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, ни в чём не отступая от этого и полностью избегая новшеств[2817], ибо каждое нововведение есть заблуждение!»[2818]
1161. Передают со слов Абу Мас‘уда аль-Ансари аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества[2819] (следующее): если ты не чувствуешь стыда, делай, что хочешь»[2820].[2821]
1162. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что один человек спросил посланника Аллаха, : «Скажи, войду ли я в рай, если станут совершать предписанные молитвы, поститься во время рамадана, считать дозволенное дозволенным, а запретное – запретным, и ничего к этому не добавлю?» – и (пророк, ,) сказал: «Да».[2822]
1163. Сообщается, что Суфйан бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, скажи мне об исламе такие слова, (чтобы после этого) я уже не спрашивал о нём никого другого».[2823] (Пророк, ,) сказал: «Говори: “Я уверовал в Аллаха”, а потом придерживайся прямоты».[2824]
Улемы указывали, что этот хадис относится к числу кратких, но ёмких по смыслу слов посланника Аллаха, , а его содержание соответствует содержанию того айата, в котором сказано: {Поистине, тем, которые говорили: “Господь наш – Аллах”, а потом придерживались прямоты, нечего бояться и не станут они печалиться}.[2825] В большинстве своём улемы говорили, что смысл этого айата, как и приводимого выше хадиса, заключается в следующем: веру и не выходите из повиновения Аллаху.
1164. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды,) когда мы находились в обществе посланника Аллаха, , к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел рядом с пророком, , так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал: «О Мухаммад, поведай мне об исламе». Посланник Аллаха, , сказал: «(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хаджж к Дому, если сумеешь сделать это». (Этот человек) сказал: «Ты сказал правду», а мы подивились тому, что он задаёт (пророку, ,) вопросы и подтверждает правдивость его слов[2826]. (Потом) он сказал: «А теперь поведай мне о вере». (Посланник Аллаха, ,) сказал: «(Суть веры заключается в том,) чтобы ты веровал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников, и в Последний день, а (также в том, чтобы) веровал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного», (и этот человек снова) сказал: «Ты сказал правду». (Потом) он сказал: «Поведай мне о чистосердечии[2827]». (Посланник Аллаха, ,) сказал: «(Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то, (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя». (Потом) он сказал: «(А теперь) поведай мне об (этом) Часе[2828]». (Посланник Аллаха, ,) сказал: «Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос». Он сказал: «Тогда поведай мне о его признаках». (Посланник Аллаха, ,) сказал: «(Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ». Потом (этот человек) ушёл, а через некоторое время[2829] (посланник Аллаха, ,) спросил: «О ‘Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?» Я ответил: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». (Тогда) он сказал: «Поистине, это – Джибрил, который явился к вам, чтобы научить вас вашей религии!»[2830]
Слова “рабыня породит свою госпожу” означают, что количество наложниц умножится и что наложницы станут рожать дочерей своему господину, а дочь господина всё равно что господин. Говорят также, что здесь имеется в виду что-то другое.
1165. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды, когда) я сидел верхом позади пророка, , он сказал: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам[2831]: храни память об Аллахе[2832], и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой[2833]. Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья[2834] уже подняты, а страницы высохли[2835]».
В той версии этого хадиса, которую ат-Тирмизи не приводит[2836], сообщается, что пророк, , сказал: «Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой, стремись узнать Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде, знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, и знай также, что помощь (приходит) после (проявления) терпения, радость – после скорби, а облегчение – после тягот».[2837]
Следующий хадис завершает нашу книгу. Мы приводим его с полным иснадом и молим Аллаха Всевышнего о благом завершении:
1166. Наш шейх Абу-ль-Бака Халид бин Йусуф ан-Набульси, впоследствии ад-Димашки, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
– Абу Талиб ‘Абдуллах, Абу Мансур Йунус, Абу-ль-Касим Хусайн бин Хибату-Ллах бин Сысри, Абу Йа‘ля Хамза и Абу Тахир Исма‘ил передали нам, что Абу-ль-Касим ‘Али бин аль-Хасан, известный как Ибн ‘Асакир, передал им, что он слышал от хатиба Дамаска Абу-ль-Касима ‘Али бин Ибрахима бин аль-‘Аббаса аль-Хусайни, слышавшего от Абу ‘Абдуллаха Мухаммада бин ‘Али бин Йахйи бин Судьвана, слышавшего от Абу-ль-Касима аль-Фадля бин Джа‘фара, слышавшего от Абу Бакра ‘Абд ар-Рахмана бин аль-Касима бин аль-Фараджа аль-Хашими, слышавшего от Абу Мусхира, слышавшего от Са‘ида бин ‘Абд аль-‘Азиза, что Раби‘а бин Йазид передал, что Абу Идрис аль-Хауляни передал со слов Абу Зарра (аль-Гифари), да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , передал, что Джибрил, , передал, что Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! О рабы Мои, все вы останетесь заблудшими, кроме тех, кому укажу Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь, и Я направлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас! О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу![2838] О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были столь же благочестивы, как и сердце благочестивейшего человека из вас[2839], это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были столь же нечестивы, как и сердце самого нечестивого из вас[2840], это никак не уменьшило бы того, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, собрались на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я даровал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы то, что у Меня есть, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)![2841] О рабы Мои, поистине, это – только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо[2842], воздаст хвалу Всемогущему и Великому Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!»
Передают со слов Абу Мусхира, что Са‘ид бин ‘Абд аль-‘Азиз[2843] сказал: «Передавая этот хадис, Абу Идрис становился на колени».
Значение этого достоверного хадиса, который приводится в “Сахихе” Муслима и других сводах, весьма велико, поскольку в нём разъясняются важные основоположения /кава‘ид/ основ /усуль/ и ответвлений /фуру‘/ исламской религи, а также её нравственные принципы, и хвала Аллаху.
Все передатчики этого хадиса от меня до Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, жили в Дамаске. Передают, что имам Абу ‘Абдуллах Ахмад бин Ханбаль, да помилует его Аллах Всевышний и да будет Он ловолен им, сказал: «Нет для жителей Шама более почитаемого хадиса, чем этот».
На этом я завершаю свою книгу. По милости Аллаха в ней удалось рассмотреть целый ряд вопросов по различным шариатским наукам, привести толкования айатов священного Корана и комментарии к хадисам, разобрать некоторые тонкие аспекты фикха и уделить внимание многим другим вещам. Я воздаю хвалу и благодарность Аллаху за это и за все прочие Его неисчислимые благодеяния, ибо это Он указал мне путь к достижению цели, помог мне собрать в этой книге всё необходимое и дал возможность довести её до конца. Надеюсь, что по милости Своей Аллах примет мольбы, с которыми будет обращаться за меня каждый из моих праведных братьев, что приблизит меня к Аллаху, а эта книга поможет каждому мусульманину, стремящемуся к благу, совершать угодные Ему дела. Вверяю Милостивому Аллаху благополучное завершение своих дел, дел тех, кого я люблю, и всех мусульман вообще, и молю Аллаха указать нам правильный путь, уберечь от всевозможных отклонений, даровать нам новые блага и помочь нам следовать примеру людей, наделённых пониманием и разумом, во всех наших словах и делах, ведь Он – Щедрый, Дарующий. Надеюсь на помощь Аллаха, уповаю на Него и приношу Ему своё покаяние. Достаточно нам Аллаха, нет мощи и силы ни у кого, кроме Всемогущего и Мудрого Аллаха. Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословляет Он нашего пророка Мухаммада, членов его семьи, а также всех остальных пророков и праведников каждый раз, как его будут поминать поминающие.
Абу Закарийа Мухйи-д-дин ан-Навави сказал: «Эта книга была завершена мною в мухарраме 667 года хиджры, и я разрешаю передавать её содержание всем мусульманам».
Указатель передатчиков хадисов
Имя передатчикаНомер хадиса
аль-‘Аббас б. ‘Абд аль-Мутталиб 1102
‘Абд ар-Рахман б.[2844] Абу Бакр 786, 994, 1039
‘Абд ар-Рахман б. Самура 473
‘Абд ар-Рахман б. Шибль 669
‘Абдуллах б. ‘Аббас 61, 76, 123, 125, 129, 138, 145, 151, 167, 207, 216, 218, 250, 326, 356, 362, 365, 372, 377, 383, 390, 412, 435, 458, 470, 485, 509, 527, 581, 614, 704, 743, 753, 763, 792, 831, 852, 857, 859, 874, 880, 883, 889, 916, 918, 919, 948, 985, 1025, 1030, 1038, 1085, 1105, 1127, 1151, 1165
‘Абдуллах б. Абза 210
‘Абдуллах б. Абу Ауфа 211, 441, 495, 498, 528
‘Абдуллах б. Абу Раби‘а 855, 894
‘Абдуллах б. ‘Амр б. аль-‘Ас 60, 79, 94, 103, 163, 175, 261, 278, 289, 311, 336, 373, 424, 471, 477, 510, 515, 585, 613, 628, 640, 761, 773, 808, 893, 946, 1031, 1050, 1074, 1115
‘Абдуллах б. Буср аль-Мазини 29, 616, 785, 1132
‘Абдуллах б. Ганнам аль-Байади 201
‘Абдуллах б. Йазид аль-Хатми 555
‘Абдуллах б. аз-Зубайр 170, 490, 618, 716
‘Абдуллах б. Мас‘уд 32, 150, 157, 158, 194, 228, 299, 304, 313, 361, 384, 413, 414, 422, 430, 487, 571, 615, 752, 757, 819, 841, 848, 863, 873, 956, 971, 976, 983, 1014, 1015, 1017, 1019, 1032, 1048, 1057, 1072, 1107, 1112, 1129, 1133, 1139, 1148
‘Абдуллах б. Мугаффаль аль-Музани 1040
‘Абдуллах б. ас-Са’иб 230
‘Абдуллах б. Салям 632, 740, 927
‘Абдуллах б. Сарджис 561, 562
‘Абдуллах б. ‘Умар 2, 27, 47, 66, 70, 73, 156, 202, 253, 257, 295, 340, 347, 401, 419, 433, 442, 446, 454, 463, 489, 500, 506, 549, 552, 553, 554, 560, 566, 567, 575, 577, 583, 602, 659, 682, 712, 713, 728, 779, 794, 812, 847, 939, 1002, 1018, 1022, 1029, 1035, 1041, 1047, 1051, 1080, 1110, 1117, 1126, 1149, 1150
‘Абдуллах б. Хубайб 191
Абу-ль-Азхар аль-Анмари 248
Абу ‘Аййаш 204
Абу Аййуб Халид б. Зайд аль-Ансари 16, 610, 651, 860
Абу Бакр ас-Сиддик 163, 182, 324, 727, 930, 1077,1135
Абу Бакра Нуфай‘ б. аль-Харис 206, 331, 471, 726, 950, 977,1005
Абу Барза Надля б. ‘Убайд аль-Аслами 423, 579, 810, 987, 1034
Абу Вахб аль-Джашми 781
Абу-д-Дарда 31, 222, 224, 274, 342, 778, 961, 981, 984, 1099, 1114
Абу Зарр аль-Гифари 11, 23, 34, 36, 185, 237, 678, 698, 909, 978, 1003, 1065, 1159, 1166
Абу-ль-Йасар 1092
Абу Катада аль-Харис б. Риб‘и 280, 333, 679, 853
Абу Малик аль-Аш‘ари 13, 57, 197, 205,
Абу Мас‘уд ‘Укба б. ‘Амр аль-Ансари аль-Бадри 241, 600, 866, 1064, 1161
Абу Муса аль-Аш‘ари 20, 24, 75, 152, 226, 295, 310, 337, 339, 410, 415, 465, 471, 532, 568, 574, 670, 675, 708, 721, 725, 732, 735, 772, 846, 917, 926, 933, 1036, 1078
Абу Рафи‘ 434, 497, 768, 838
Абу Рукаййа Тамим б. Аус ад-Дари 869, 905
Абу Са‘ид аль-Худри 4, 7, 28, 30, 42, 44, 92, 93, 128, 180, 209, 227, 254, 279, 357, 375, 376, 389, 403, 418, 609, 723, 729, 868, 882, 928, 931, 942, 991, 1006, 1121, 1144
Абу Салих Закван 164
Абу Са‘ляба аль-Хушани 1157
Абу Суфйан б. Харб 661
Абу Тальха 965
Абу Умама 1103, 1109
Абу Умама Судайй б. ‘Аджлян аль-Бахили 58, 82, 100, 166, 179, 261, 379, 469, 607, 633, 652, 817
Абу Усайд 78
Абу Хумайд 78
Абу Хурайра 4, 6, 10, 15, 17, 18, 35, 37, 39, 51, 55, 71, 85, 87, 89, 90, 101, 113, 126, 139, 140, 159, 160, 171, 173, 190, 192, 193, 195, 196, 223, 239, 243, 245, 258, 268, 272, 273, 282, 283, 284, 288, 301, 302, 303, 306, 307, 308, 309, 312, 315, 316, 317, 328, 343, 344, 349, 353, 364, 375, 411, 417, 426, 431, 432, 437, 438, 439, 457, 464, 467, 480, 504, 505, 519, 550, 551, 557, 564, 569, 580, 584, 594, 598, 599, 606, 623, 624, 625, 626, 629, 631, 646, 647, 657, 667, 668, 680, 683, 702, 703, 705, 706, 710, 711, 715, 720, 722, 730, 738, 741, 745, 746, 748, 754, 755, 760, 784, 789, 790, 799, 803, 806, 809, 813, 814, 815, 816, 818, 829, 842, 862, 865, 875, 878, 892, 906, 908, 915, 920, 922, 932, 935, 936, 940, 945, 949, 954, 967, 968, 969, 972, 975, 980, 990, 998, 1000, 1004, 1007, 1009, 1011, 1016, 1020, 1026, 1027, 1043, 1052, 1055, 1056, 1059, 1061, 1069, 1070, 1075, 1084, 1093, 1096, 1113, 1122, 1124, 1128, 1141, 1143, 1146, 1155, 1156
Абу Шурайх Хани аль-Хариси 796
Абу Шурайх аль-Хуза‘и 625
аль-Агарр аль-Музани 1123
‘Ади б. Хатим 907, 992
‘Аиз б. ‘Амр аль-Музани 963, 996
‘Аиша 5, 8, 38, 40, 41, 48, 49, 97, 110, 118, 121, 131, 132, 136, 137, 142, 143, 153, 155, 161, 240, 252, 263, 264, 265, 270, 271, 300, 354, 366, 367, 368, 398, 399, 447, 453, 455, 456, 460, 468, 472, 478, 479, 481, 491, 502, 513, 573, 582, 587, 592, 627, 644, 684, 689, 690, 747, 765, 770, 797, 801, 802, 823, 851, 858, 871, 881, 888, 910, 923, 951, 955, 957, 959, 997, 1045, 1062, 1068, 1079, 1088, 1098, 1106, 1137
‘Али б. Абу Талиб 64, 111, 119, 120, 124, 127, 133, 142, 162, 203, 236, 238, 246, 266, 267, 320, 330, 338, 350, 374, 443, 516, 559, 642, 751, 766, 811, 835, 837, 839, 870, 897, 901, 1082, 1094, 1134
‘Аляка б. Сухар 359, 360
‘Амир б. Раби‘а 887
‘Амир б. Са‘д б. Абу Ваккас 449
‘Аммар б. Йасир 635, 864
‘Амр б. ‘Абса 229, 286
‘Амр б. ‘Ас 444, 450
‘Амр б. Ахтаб 622
‘Амр б. Маймун 447, 805
‘Амр б. Хазм 425
‘Амр б. аль-Хамик 621
Анас б. Малик 52, 54, 56, 62, 63, 68, 69, 74, 80, 84, 102, 106, 146, 178, 181, 184, 200, 214, 215, 221, 225, 231, 247, 256, 293, 297, 301, 318, 325, 327, 329, 341, 346, 348, 369, 378, 387, 394, 421, 451, 461, 466, 475, 484, 494, 503, 511, 512, 520, 522, 526, 531, 529, 535, 543, 544, 545, 548, 556, 570, 578, 589, 608, 617, 637, 638, 648, 658, 662, 665, 666, 674, 685, 691, 692, 694, 696, 700, 701, 707, 732, 742, 758, 762, 775, 776, 800, 826, 836, 840, 876, 877, 885, 911, 912, 913, 914, 924, 952, 970, 1021, 1037, 1049, 1066, 1071, 1076, 1087, 1091, 1101, 1104, 1131, 1142
Асма бт. Абу Бакр 474, 771
Асма бт. Йазид 641, 653
Асма бт. ‘Умайс 332
‘Атыйа б. ‘Урва ас-Са‘ди 824
Аус б. Аус 314
‘Ауф б. Малик 122, 134, 345, 436
Бакр б. ‘Абдуллах 405
аль-Бара б. ‘Азиб 238, 242, 352, 538, 541, 542, 630, 686, 695, 699, 736, 744
Башир б. Ма‘бад 462, 787
Билял 77
Билял б. аль-Харис аль-Музани 937
Бурайда 83, 86, 220, 277, 459, 524, 833, 904, 1008, 1086
Вабиса б. Ма‘бад 1152
Ва’иль б. Худжр 999
аль-Валид б. аль-Валид 351
Василя б. аль-Аска‘ 440, 974
Вахши б. Харб 604
Вольноотпущенник Абу Бакра ас-Сиддика 1130
Джабир б. ‘Абдуллах 19, 33, 59, 98, 141, 260, 281,
287, 305, 319, 323, 476, 484, 518, 534, 565, 575, 588, 593, 597, 605, 619, 650, 676, 733, 759, 764, 780, 783, 803, 807, 834, 896, 965, 988, 993, 995, 1012, 1028, 1033, 1042, 1063, 1108, 1119, 1120, 1162
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|