Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 38 глава





5. Такие случаи, когда кто-либо открыто предаётся пороку или придерживается нововведений

Так, например, если дело касается открытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям, (незаконного) взимания (торговых) налогов, присвоения чужого имущества или (совершения иных) неподобающих дел, разрешается говорить о том, что совершается человеком открыто, но запрещается упоминать о прочих (его) недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной из вышеупомянутых нами причин.

6. Представление

Если человек известен под тем или иным прозвищем, например, Подслеповатый, Хромой, Глухой, Слепой, Косой, Курносый или каким-нибудь ещё, разрешается называть его так, если цель заключается в том, чтобы дать понять, о ком идёт речь. Если же цель состоит только в умалении достоинства человека, называть его по прозвищу запрещается, и поэтому, по возможности, лучше назвать его как-нибудь иначе.

Улемы упоминали шесть вышеупомянутых причин в качестве факторов, делающих хулу дозволенной. На это, в частности, указывал Абу Хамид аль-Газали в “Ихйа ‘улюм ад-дин”, доказательством же этому служат известные достоверные хадисы. Все улемы считают, что большинство этих причин делают хулу дозволенной.



955. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что как-то раз один человек попросил позволения войти к пророку, , который сказал: «Впустите его, но сколь плох он[2250] как соплеменник!»[2251]

Аль-Бухари приводил этот хадис в качестве доказательства дозволенности хулы, если дело касается нечестивцев и сомнительных людей.

956. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

– В день (битвы при) Хунайне[2252] посланник Аллаха, , отдал предпочтение некоторым людям при разделе (военной добычи. Так,) аль-Акра‘ бин Хабис[2253] и ‘Уйайна бин Хисн[2254] получили от него по сто верблюдов и он (щедро) оделил некоторых знатных арабов,[2255] отдав им в тот день предпочтение (перед другими. Увидев это,) один человек из числа ансаров воскликнул: «Клянусь Аллахом, не ради Аллаха это было сделано!» Тогда я сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно сообщу об этом[2256] посланнику Аллаха, !» – после чего я пришёл к нему и сообщил о том, что сказал (этот человек. Услышав мои слова, пророк, ,) изменился в лице, покраснел[2257] и воскликнул: «А кто же тогда справедлив, если несправедливы Аллах и посланник Его?!» – а потом воскликнул: «Да помилует Аллах Мусу, который терпел и не такие обиды!» – а я сказал себе: «Поистине, не стану я впредь передавать ему (такие) слова!»[2258]



Аль-Бухари приводил этот хадис в качестве доказательства того, что человеку дозволено передавать своему брату то, что о нём говорят другие.

957. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии».[2259]

Аль-Ляйс бин Са‘д, один из передатчиков этого хадиса, сказал: «Эти люди относились к числу лицемеров».

958. Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Мы принимали участие в одном из военных походов[2260]. Во время этого похода люди стали испытывать затруднения, и ‘Абдуллах бин Убайй (бин Салюль)[2261] сказал: «Ничего не тратьте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него». Он также сказал: «Поистине, когда мы вернёмся в Медину, могущественные обязательно выгонят (оттуда) презренных!»[2262] (Услышав это,) я пришёл к пророку, , и передал ему эти (слова), после чего (посланник Аллаха, ,) послал за ‘Абдуллахом бин Убаййем и его товарищами, которые поклялись, что не говорили этого, и посланник Аллаха, , не поверил мне…»

Зайд бин Аркам сказал, что впоследствии Аллах Всевышний ниспослал (суру, начинающуюся с того айата, в котором говорится): {Когда лицемеры являются к тебе…},[2263] и это послужило подтверждением того, что он говорил правду.[2264]



959. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды) Хинд, мать Му‘авийи, сказала посланнику Аллаха, : «Поистине, Абу Суфйан[2265] – человек скупой, так будет ли грехом, если я стану брать (что-то) из его денег тайно?» (В ответ ей пророк, ,) сказал: «Бери сама и (пусть берут) твои сыновья то, чего для тебя будет достаточно, сообразно обычаю».[2266]

960. Сообщается, что Фатима бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (В своё время) я пришла к пророку, , и сказала: «Ко мне сватались Абу-ль-Джахм и Му‘авийа», (на что) посланник Аллаха, , сказал: «Что касается Му‘авийи, то он – бедняк, у которого нет никакого имущества, что же касается Абу-ль-Джахма, то он не убирает палку со своего плеча».[2267]

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, (сообщается, что пророк, , сказал): «…что же касается Абу-ль-Джахма, то он избивает женщин», что служит объяснением той версии, (где сообщается, что пророк, , сказал): «…то он не убирает палку со своего плеча».

Говорят также, что (эти слова) означают: он много путешествует.

Глава 313. Если человек услышит, как хулят его шейха, товарища или кого-нибудь ещё, ему следует отвергнуть слова хулы или объявить их ложью

Знай, что тому, кто услышит слова хулы по адресу мусульманина, следует отвергнуть их и попытаться удержать от этого тех, кто порочит человека. Если слова не возымеют действия, следует удержать хулителя с помощью рук, а если не поможет и это, такое собрание необходимо покинуть. Ещё больше внимания подобным вещам следует уделять в тех случаях, когда кто-либо слышит, как порочат его шейха или такого человека, которому он чем-то обязан, или если порочат достойных и праведных людей.

961. Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «В День воскресения Аллах защитит от огня лицо того, кто защитит честь своего брата (по вере)».[2268]

962. Сообщается, что ‘Итбан бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , встал на молитву, (люди же) стали спрашивать: «А где же Малик бин ад-Духшум?» Один человек сказал: «Это – лицемер, который не любит Аллаха и посланника Его». (Услышав это,) пророк, , воскликнул: «Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: “Нет бога, кроме Аллаха”, стремясь к лику Аллаха[2269][2270]

963. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Хасана аль-Басри, что (однажды) ‘Аиз бин ‘Амр[2271], да будет доволен им Аллах, явился к ‘Убайдуллаху бин Зийаду[2272] и сказал ему:

– О сынок, поистине, слышал я, как посланник Аллаха, , сказал: «Наихудшими пастырями являются проявляющие жестокость», так остерегайся же оказаться (одним) из них!

(‘Убайдуллах) сказал ему: «Садись, ведь ты из остатков[2273] сподвижников Мухаммада, ». Тогда (‘Аиз) сказал: «А разве были среди них остатки? Поистине, остатки появились только после них и не среди них![2274]»[2275]

964. Сообщается, что Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, со слов которого передают длинный хадис о его покаянии, сказал:

– Посланник Аллаха, , не упоминал обо мне, пока не достиг Табука, когда же он находился там и сидел в окружении людей, то спросил: «А что делает Ка‘б бин Малик?» Один человек из племени бану салима сказал: «О посланник Аллаха, задержали (Ка‘ба) две одежды[2276] и его высокомерие». Тогда Му‘аз бин Джабаль[2277], да будет доволен им Аллах, воскликнул: «Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, нам известно о нём только хорошее!» – и посланник Аллаха, , больше ничего не сказал. [2278]

965. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха и Абу Тальхи, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если кто-нибудь оставит мусульманина без поддержки там, где его позорят и умаляют его достоинство, Аллах непременно оставит (такого человека) без поддержки в таком месте, где тот захочет получить Его помощь. Если же кто-нибудь защитит мусульманина там, где умаляют его достоинство и позорят его, Аллах непременно поможет (такому человеку) там, где тот захочет получить Его помощь».[2279]

966. Передают со слов Муа‘за бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Если кто-нибудь защитит верующего от лицемера, Аллах Всевышний направит к нему ангела, который в День воскресения защитит его плоть от огня. Если же кто-либо обвинит в чём-нибудь мусульманина, желая опозорить его, то Аллах будет задерживать (такого человека) на мосту, проложенном над геенной, пока тот не освободится от (бремени слов)[2280], которые он произнёс».[2281]

Глава 314. Слова хулы, произносимые сердцем

Знай, что плохо думать о людях столь же запретно, как и произносить дурные слова, и поэтому думать о недостатках другого человека и придерживаться о нём дурного мнения столь же запретно, как рассказывать одному человеку о недостатках другого, ведь Аллах Всевышний сказал: {Избегайте частых подозрений…}[2282]

967. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова!»[2283]

Об этом же говорится и во многих других хадисах, где имеются в виду такие случаи, когда сердце начинает придерживаться дурного мнения о другом человеке. Однако такие мысли и речи, которые в подобных случаях, по единодушному мнению улемов, простительны, если человек не утверждается в своём мнении и не продолжает придерживаться его и впредь, поскольку он начинает думать так не по собственному выбору и не может сразу освободиться от этого, в чём и заключается смысл слов пророка, , которые приводятся ниже.

968. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах простит (членам) моей общины то, что станут внушать им их) души, если только (кто-нибудь из них) не станет говорить об этом или делать этого»[2284].[2285]

Улемы указывали, что здесь имеются в виду такие мысли, которые утверждаются в сердце, и говорили: «В подобных случаях не имеет значения, порочит ли человек кого-либо или кощунствует, ибо если кому-либо просто приходит на ум нечто кощунственное, когда он ничего не делает намеренно для осуществления этого, сразу же отвергая подобные мысли, то неверным он не является и никакой ответственности не понесёт».

В главе о наущениях шайтана мы уже приводили хадис, в котором сообщалось, что однажды люди сказали: «О посланник Аллаха, , некоторые из нас ощущают то, о чём опасаются даже и говорить», (на что пророк, ,) ответил так: «Это и есть чистая вера».[2286] К этой теме имеют отношение и другие хадисы и сообщения, которые приводились нами ранее. Простительность произнесения подобных слов в душе объясняется тем, что человек не может избежать этого. Что же касается постоянного их произнесения, то этого можно избежать, и поэтому постоянно произносить такие слова предаваться этому сердцем запретно. Это значит, что какие бы мысли, связанные с хулой и прочими запретными вещами,[2287] ни приходили тебе на ум, ты обязан их отвергать их, пытаясь найти такие объяснения, которые избавят тебя от подобных мыслей.

Абу Хамид аль-Газали пишет в “Ихйа ‘улюм ад-дин”: «Если в сердце твоём появились дурные мысли о ком-либо, это значит, что тебя наущает шайтан. Ты не должен верить ему, ибо он является нечестивейшим из нечестивых, ведь Аллах Всевышний сказал: {О те, кто уверовал! Если нечестивец принесёт вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить, (правда ли это), чтобы по неведению не повредить (кому-либо из невинных) людей и не сожалеть о том, что вы сделали, впоследствии}.[2288] Иблису верить нельзя, и поэтому не следует плохо думать о человеке, если наряду с указаниями на его нечестие есть основания предполагать обратное. Признаком появления дурных мыслей о человеке является то, что состояние твоего сердца изменяется, и оно уже не относится к другому человеку так же, как прежде, но начинает избегать его, тяготиться его обществом и отказываться проявлять о нём заботу, оказывать ему уважение и огорчаться из-за него, когда он совершает что-нибудь дурное. Шайтан может приблизиться к сердцу, как только оно начнёт думать о недостатках людей, и начать внушать тебе, что причиной этого является твоя проницательность, ум и способность всё схватывать на лету, а также то, что верующий видит благодаря свету Аллаха. Однако если человек осуществит это, значит, видит он под воздействием обольщения и мрака шайтана. Если нечто подобное тебе скажет справедливый человек, тебе не следует ни верить ему, ни объявлять его слова ложью, чтобы не думать плохо ни о ком из этих двоих людей. В тех случаях, когда ты начинаешь плохо думать о ком-либо из мусульман, тебе следует проявлять о нём ещё больше заботы и относиться к нему с ещё большим уважением. Дело в том, что это вызовет гнев шайтана и оттолкнёт его от тебя, поскольку он перестанет внушать тебе подобные мысли из опасений перед тем, что ты станешь обращаться к Аллаху с мольбами за этого человека. Таким образом, если ты узнаешь об оплошности мусульманина, в чём у тебя не останется никаких сомнений, тебе следует тайно дать ему добрый совет, и да не обманет тебя шайтан, который станет побуждать тебя к тому, чтобы ты порочил этого человека. Если тебе придётся увещевать человека, который допустил оплошность, ты не должен радоваться тому, что тебе известно о его недостатке, в силу чего, как тебе может показаться, он будет должен смотреть на тебя с уважением, а ты на него – с пренебрежением. Нет, ты должен стремиться к тому, чтобы он прекратил совершать греховные поступки, и испытывать такое же огорчение, как и в том случае, если бы какой-нибудь недостаток появился у тебя самого. Более того, твоё желание, чтобы человек сам избавился от своего недостатка, должно быть более сильным, чем желание, чтобы он избавился от него благодаря твоему увещеванию».

Мы уже упоминали о том, что человеку, который начинает плохо думать о ком-нибудь другом, следует пресекать подобные мысли, если он не преследует целей, одобряемых шариатом. Если же он преследует такую цель, то думать о недостатках человека и удерживать других людей от повторения его ошибок разрешается. Примером может служить отвод показаний свидетелей или некоторых передатчиков хадисов, а также ряд иных случаев, на которые мы уже указывали выше[2289].

Глава 315. Искупление хулы и принесение покаяния за неё

Знай, что каждому, кто совершит какой-либо грех, следует поспешить принести за него покаяние. Если прегрешение касается только совершившего его раба и Аллаха Всевышнего, а никого из людей это никак не затрагивает, покаяние должно удовлетворять трём условиям: во-первых, человеку следует немедленно отказаться от совершения такого греха, во-вторых – раскаяться[2290] в том, что он совершил это, и, в-третьих – принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь.

В том случае, когда совершённый грех так или иначе ущемляет права других людей, необходимо, чтобы покаяние удовлетворяло ещё и четвёртому условию. Суть его состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от этого прегрешения. Так, если речь идёт о (присвоенных или украденных) деньгах или иных материальных ценностях, их следует вернуть[2291] владельцу или же попросить у него прощения и очистить свою совесть. Хулителю следует принести покаяние, удовлетворяющее всем четырём упомянутым выше условиям, поскольку хула ущемляет права другого человека. Хулитель должен попросить прощения у того, кого он опорочил, но достаточно ли будет, чтобы он сказал: «Я плохо отзывался о тебе, прости же меня», или ему следует упомянуть о том, что именно говорил? Последователи имама аш-Шафи‘и высказывали два мнения на этот счёт. Одни считали, что хулитель должен сказать другому человеку, что именно он говорил, если же тот простит его и без этого, покаяние будет недействительным, как и в тех случаях, когда прощение получает человек, который приносит покаяние, не упоминая о том, какое именно имущество он присвоил. По мнению других, обязательным условием это не является, поскольку в подобных случаях разрешается проявлять снисходительность[2292], а это значит, что, в отличие от таких случаев, когда дело касается незаконно присвоенного имущества, знание о том, что именно было сказано, обязательным условием не является. Первое мнение ближе к истине, поскольку даже снисходительный человек может простить не всякую хулу. Из этого следует, что в случае смерти или отсутствия опороченного человека принести покаяние за хулу будет невозможно, однако улемы говорили, что в подобных обстоятельствах виновный должен часто просить Аллаха Всевышнего о прощении, обращаться к Нему с мольбами и совершать как можно больше добрых дел.

Знай, что опороченному человеку желательно простить хулителя, но, поскольку это является добровольным делом, поступать так он не обязан, и в подобных случаях ему предоставляется право выбора. Однако простить его весьма и весьма желательно, чтобы освободить своего брата в исламе от бремени такого прегрешения и снискать великую награду и любовь Аллаха Всевышнего за прощение, ибо Аллах Всевышний сказал: {Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спешите) к раю, (равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных, * которые расходуют в богатстве и бедности, и сдерживают свой гнев, и прощают людям, (ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!}[2293]Склонить свою душу к прощению можно путём напоминания ей о том, что всё уже произошло, и ничего изменить невозможно, а поэтому не следует упускать возможность получить награду Аллаха и избавить своего брата от бремени греха, ведь в Коране сказано: {Прощай, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных}[2294]. Указание на желательность этого есть и в сунне.

969. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает её брату своему».[2295]

Сообщается, что аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Шайтаном является тот, кто не соглашается,[2296] когда добиваются его согласия», а кому-то из наших предшественников принадлежат такие стихи:

Мне сказали: «Такой-то оскорбил тебя,

а терпеть унижение для того, кто известен своей

доблестью, позорно!»

Я ответил: «Он пришёл к нам и представил свои

оправдания,

а мы считаем оправдание выкупом за грех».

Все слова, побуждающие к прощению за хулу и приведенные нами выше, являются правильными. Что же касается сообщения о том, что Са‘ид бин аль-Мусаййиб сказал: «Я не прощу того, кто поступил со мной несправедливо», или сообщения о том, что Ибн Сирин сказал: «Не я запрещал ему возводить хулу, чтобы разрешать это. Хулу объявил запретной Аллах Всевышний, и я никогда не разрешу того, что было запрещено Аллахом Всевышним», то эти сообщения либо являются слабыми, либо ложными. Кроме того, человек, который прощает хулителя, не объявляет запретное дозволенным, а только отказывается от своего законного права[2297], но известно множество айатов Корана и хадисов, указывающих на желательность прощения и отказа от своих прав в подобных случаях. Если же считать, что Ибн Сирин хотел сказать, что он никогда не разрешит поносить себя другим, то его слова верны, ведь даже если человек скажет: «Я разрешил поносить меня тому, кто злословил обо мне», хула дозволенной не станет, ибо порочить его запрещается любому другому человеку, как и ему запрещается порочить других людей.

970. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, , спросил людей:

– Сможет ли кто-нибудь из вас стать таким, как Абу Дамдам, который, выйдя из своего дома, говорил: «Поистине, я пожертвовал свою честь людям и я не потребую возмещения у того, кто поступит со мной несправедливо, ни в мире дольнем, ни в мире вечном»?[2298]

Такие слова позволяют заранее снять бремя греха с другого человека и избавляют от необходимости прощать его. Если же впоследствии он снова совершит нечто подобное, тогда необходимо простить его ещё раз, обращаясь за помощью к Аллаху.

Глава 316. Распространение сплетен

Мы уже говорили о запретности распространения сплетен, приводили соответствующие указания шариата, упоминали о том, что грозит сплетникам, и разъясняли, в чём состоит истинная суть этого прегрешения. Все эти вопросы разбирались нами вкратце, а сейчас мы приведём дополнительные объяснения. Имам Абу Хамид аль-Газали, да помилует его Аллах, пишет:

– В большинстве случаев распространением сплетен /намима/ именуется передача чьих-либо слов тому, о ком это говорят. В пример можно привести такой случай, когда один человек говорит другому: «Такой-то говорит о тебе то-то». Однако этим дело не ограничивается, и распространением сплетен следует считать любое открытое упоминание о том, о чём упоминать нежелательно, независимо от того, кто не желает этого – тот, о ком передают что-либо, тот, кому это передают, или какое-нибудь третье лицо. Не имеет значения также способ передачи, будь то речь, письменное упоминание, намёк, знак или что-нибудь ещё, как не имеет значения то, о словах или о делах кого-либо говорит передающий, равно как и то, о недостатках или о чём-нибудь другом идёт речь. В любом случае истинная суть распространения сплетен заключается в разглашении тайны и раскрытии того, что раскрывать нежелательно. Из этого следует, что человек должен воздерживаться от разглашения сведений о делах других людей, за исключением таких случаев, когда упоминание об этом может принести пользу кому-либо из мусульман или удержать человека от совершения греха. Так, например, если кто-нибудь увидит, как человек прячет принадлежащее ему имущество, и расскажет об этом другим, это будет распространением сплетен. Ниже упоминается о том, как обязан поступить каждый, кому сплетник скажет: «Такой-то сказал о тебе то-то».

1. Не следует верить сплетнику, поскольку такой человек является нечестивцем, сообщения которого должны отвергаться.

2. Необходимо предпринять попытку удержать сплетника от совершения подобных действий, дать ему добрый совет и указать на омерзительность его поступка.

3. Поскольку такой человек ненавистен Аллаху, его следует возненавидеть ради Аллаха Всевышнего, ибо проявлять ненависть ради Аллаха обязательно.

4. Не следует плохо думать о человеке, о котором говорят что-то дурное, ибо Аллах Всевышний сказал: {Избегайте многих подозрений …}[2299]

5. Что бы тебе ни рассказывали, это не должно побуждать тебя к выслеживанию и попыткам выяснения истинного положения дел, ибо Аллах Всевышний сказал: {…не выслеживайте…}[2300]

6. Никто не должен внутренне соглашаться с тем, что запрещается сплетнику, или передавать его слова другим.

Сообщается, что, когда один человек подал жалобу халифу ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азизу, да будет доволен им Аллах, ‘Умар сказал ему:

– Если хочешь, мы рассмотрим твоё дело. Если ты являешься лжецом, то относишься к числу тех, о ком в одном из айатов Корана сказано так: {Если нечестивец принесёт вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить, (правда ли это)…}[2301] Если ты говоришь правду, то относишься к числу тех, о ком в других айатах сказано так: {И не подчиняйся всякому клянущемуся часто презренному, * злословящему[2302] и сплетничающему…}[2303], а если хочешь, мы простим тебя».

Выслушав его, этот человек воскликнул: «Прости, о повелитель правоверных, я больше никогда не буду поступать так!»

Передают, что, когда один человек подал ас-Сахибу бин ‘Убаду записку, побуждая его отобрать имущество у какого-то сироты, владевшего значительным состоянием, ас-Сахиб написал на обратной стороне этой записки следующее: «Сплетня отвратительна, даже если сказанное соответствует действительности. Что касается покойного, то да помилует его Аллах, что касается сироты, то да поможет ему Аллах, имущество – дар Аллаха, и да проклянёт Аллах того, кто старается его присвоить!»

Глава 317. О том, что передавать разговоры и речи людей представителям власти[2304] запретно, если только это не обусловлено необходимостью, которая вызвана страхом перед распространением порока или иными подобными вещами

971. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Пусть никто из моих сподвижников ничего не передаёт мне ни о ком другом (из них),[2305] ибо, поистине, я хочу выходить к вам со спокойным сердцем».[2306]

Глава 318. О том, что запрещается порочить подтверждаемое шариатом происхождение людей[2307]

Аллах Всевышний сказал: {И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания, – поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!}[2308]

972. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Два (дела, совершаемые) людьми, являются (признаком) их неверия: поношение происхождения (других) и громкие причитания по покойному»[2309].[2310]

Глава 319. Запрещается превозноситься над людьми

Аллах Всевышний сказал: {Не обеляйте же[2311] самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым}.[2312]

973. Передают со слов сподвижника ‘Ийада бин Химара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах Всевышний ниспослал мне в откровении, что вам (следует) проявлять смирение, чтобы ни один из вас не притеснял другого и не выхвалялся перед другим».[2313]

Глава 320. Запретно открыто радоваться[2314] несчастью мусульманина

974. Сообщается, что Василя бин аль-Аска‘, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Не радуйся открыто несчастью, (постигшему) твоего брата, иначе Аллах окажет милость ему и подвергнет испытанию тебя».[2315]

Глава 321. Запретно проявлять презрение по отношению к мусульманам и насмехаться над ними

Аллах Всевышний сказал: {(Что касается людей), порочащих верующих, (как тех,) которые по своей воле подают милостыню[2316], (так и тех,) которые находят (что подать) лишь по мере своих возможностей[2317], и насмехающихся над ними, то посмеётся над ними самими Аллах, и им (уготовано) мучительное наказание}.[2318] Аллах Всевышний также сказал: {О те, кто уверовал! Пусть никто из людей не глумится над (другими) людьми – может быть, те лучше их. И женщины (пусть не глумятся) над женщинами – может быть, те лучше их. Не хулите самих себя и не давайте друг другу прозвища…}[2319] Аллах Всевышний также сказал: {Горе каждому клеветнику, хулителю…}[2320]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.