Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 36 глава





905. Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) пророк, , сказал: «Религия есть проявление искренности[2098]».

906. Передают со слов Абу Хурайры , да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Человек, к которому обращаются за советом, (должен относиться к числу тех, кто) заслуживает доверия».[2099]

Глава 302. Побуждение к произнесению добрых слов

Аллах Всевышний сказал: {…и проявляй мягкость по отношению к верующим}.[2100]

907. Передают со слов ‘Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «…защитите себя от огня хотя бы с помощью половинки финика[2101], а если не найдёт и этого, то – с помощью доброго слова!»[2102]

908. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Каждый из суставов, (имеющихся в телах) людей, должен давать садаку[2103] каждый день, в который восходит солнце. (Если) ты справедливо рассудишь двоих, (это будет) садакой, и (если) ты подсадишь человека на его верховое животное, поведёшь (это животное в поводу), когда он будет сидеть верхом, или погрузишь на (животное) его поклажу, (это будет) садакой, и доброе слово – садака, и делая каждый шаг на пути к молитве[2104], (ты даёшь) садаку, и убирая с пути то, что причиняет людям вред, (ты тоже даёшь) садаку».[2105]



909. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) пророк, , сказал мне: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (шариатом), даже тем, что тебе следует встречать твоего брата с приветливым лицом».[2106]

Глава 303. О том, что желательно говорить ясно и разъяснять смысл сказанного тому, кому это было сказано

910. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, , отчётливо произносил все слова, и его понимал каждый, кто его слышал».[2107]

911. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, когда пророк, , говорил что-нибудь (людям), он обычно повторял сказанное трижды, чтобы его (правильно) понимали, а когда приходил к кому-нибудь, то приветствовал (хозяев дома тоже) три раза»[2108].[2109]

Глава 304. О шутках

912. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:



– Пророк, , отличался наилучшим нравом из всех людей. У меня был брат, которого называли Абу ‘Умайр, и когда пророк, , приходил к нему, он всегда говорил: «О Абу ‘Умайр, что делает птичка?»[2110]

913. Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) пророк, , обратился к нему так: «О двуухий».[2111]

914. Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что (как-то раз) один человек пришёл к пророку, , и попросил: «О посланник Аллаха, посади меня (верхом)». (В ответ ему пророк, ,) сказал: «Я посажу тебя на сына верблюдицы». (Человек) воскликнул: «О посланник Аллаха, что же я буду делать с сыном верблюдицы?!»[2112] Тогда посланник Аллаха, , сказал: «А разве рожает верблюдов кто-нибудь, кроме верблюдиц?»[2113]

915. Передают со слов Абу Хурайры , да будет доволен им Аллах, что (однажды люди) сказали: «О посланник Аллаха, ты ведь подшучиваешь над нами!» – на что он ответил: «Поистине, я не говорю ничего, кроме правды».[2114]

916. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: «Не спорь со своим братом (по вере), не вышучивай его[2115] и не давай ему обещаний, которых ты не выполнишь».[2116]

Улемы говорили, что запретными являются такие шутки, когда человек, подшучивающий над другими, утрачивает чувство меры и начинает шутить постоянно. Запретность таких шуток объясняется тем, что они вызывают непрерывный смех, делают грубыми сердца, а также отвлекают от поминания Аллаха Всевышнего и размышлений о религии. Кроме того, во многих случаях подобные шутки бывают обидными, что порождает ненависть и приводит к утрате достоинства. Если же человек способен избежать всего этого, тогда шутки относятся к категории дозволенного /мубах/, иначе говоря, к таким действиям, которые совершал и посланник Аллаха, . Однако он делал это нечасто и преследовал определённую полезную цель, которая состояла в том, чтобы привести в собеседник в хорошее расположение духа и выразить свои добрые чувства по отношению к нему. Шутить подобным образом совершенно не запрещается, напротив, это соответствует сунне и является желательным, так полагайся же на приводимые нами слова улемов и наши разъяснения, касающиеся установлений, которые заключают в себе эти хадисы, поскольку это относится к числу крайне необходимых вещей, а содействие оказывает Аллах.



Глава 305. Ходатайство

Знай, что желательно обращаться с ходатайствами за других к представителям власти и не только к ним, но и к таким людям, которые обладают теми или иными правами,[2117] равно как и к тем, кому поручается взимание платы или взыскание долгов. Однако если дело касается ходатайства об отмене установленного шариатом наказания /хадд/ или о таком деле, отказываться от которого нельзя, например, об обращении к опекуну ребёнка (безумца) или распорядителю вакфа[2118] с ходатайством об отказе от части предоставленных ему прав, тогда ходатайство является запретным. Это значит, что любому мусульманину, которому известно об этом, запрещается обращаться с подобными ходатайствами, равно как удовлетворять их или способствовать их удовлетворению. Указаниями на всё то, о чём мы упомянули, служат соответствующие айаты Корана, хадисы и слова улемов. Так, например, Аллах Всевышний сказал: {Тот, кто обратится с хорошим ходатайством[2119], получит от него свой удел[2120], а тот, кто обратится с дурным ходатайством, понесёт (часть) бремя (греха). Поистине, Аллах – Всемогущий}.[2121]

Слово “Мукыт”, использованное в приведенном выше айате, означает “Всемогущий”. Так считают знатоки арабского языка, в том числе Ибн ‘Аббас и другие толкователи Корана. По мнению некоторых других, “Мукыт” означает “Хранитель”, иные же говорят, что “Мукыт” – это Тот, Кто обеспечивает пропитанием все живые существа. Аль-Кальби сказал: «“Мукыт” – это Тот, Кто воздаст за хорошее и дурное». Некоторые другие считали, что “Мукыт” означает “Свидетель”, что имеет отношение к слову “Хранитель”.[2122] Что касается упомянутого в этом айате ходатайства, то в большинстве своём улемы считают, имеются в виду обычные ходатайства, с которыми люди обращаются друг за друга, а Аллах знает об этом лучше.

917. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда к пророку, , приходили с какой-нибудь просьбой, он всегда поворачивался к своим собеседникам и говорил: «Ходатайствуйте (за просящих)[2123] и вы получите награду, а Аллах объявит об угодном Ему решении через Своего пророка».[2124]

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал: «…о том, чего Он желает…»

В той версии этого хадиса, которую приводит Абу Дауд и которая служит разъяснением версий, приводимых аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что пророк, , сказал: «Обращайтесь ко мне с ходатайством, чтобы получить награду, и чтобы Аллах объявил о том, чего Он желает через Своего пророка».

918. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Мужем Бариры был один раб по имени Мугис, и я будто и сейчас вижу, как он, плача, идёт за ней и слёзы текут по его бороде. И пророк, , сказал ‘Аббасу: «О ‘Аббас, разве тебе не удивительно, что Мугис любит Бариру, а Барира ненавидит Мугиса?» А потом пророк, , сказал (Барире): «Вернулась бы ты к нему». Она спросила: «О посланник Аллаха, ты приказываешь мне (сделать это)?» Он сказал: «Я только ходатайствую». (Тогда) она воскликнула: «Не нужен он мне!»[2125]

919.[2126] Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– (В своё время) ‘Уйайна бин Хисн приехал в Медину и остановился у своего племянника аль-Хурра бин Кайса, относившегося к числу тех, кого приближал к себе ‘Умар, да будет доволен им Аллах, в совете которого всегда присутствовали чтецы Корана независимо от того, зрелыми людьми они были или молодыми. ‘Уйайна сказал своему племяннику: «О сын моего брата, ты занимаешь высокое положение при этом правителе, попроси же его принять меня». (Аль-Хурр бин Кайс) обратился к ‘Умару с такой просьбой и получил на это его согласие. Явившись (к ‘Умару, да будет доволен им Аллах, ‘Уйайна) сказал: «Слушай, о Ибн аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, ты многого не даёшь нам и правишь нами несправедливо!» (Услышав эти слова,) ‘Умар, да будет доволен им Аллах, разгневался так, что даже хотел подвергнуть его наказанию, но аль-Хурр сказал ему: «О повелитель правоверных, поистине, Аллах Всевышний сказал Своему пророку: {Прощай, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных!}[2127] – что же касается этого, то он как раз и относится к числу невежественных». И, клянусь Аллахом, после того как (аль-Хурр) прочитал этот айат, ‘Умар не сделал ничего такого, что противоречило бы его смыслу, поскольку он неуклонно придерживался (установлений) Книги Аллаха Всевышнего.[2128]

Глава 306. О том, что желательно сообщать людям добрые вести и поздравлять их

Аллах Всевышний сказал: {И когда он стоял в михрабе и молился, ангелы воззвали к нему: “Поистине, Аллах возвещает тебе благую весть о Йахйе…”»[2129] Аллах Всевышний также сказал: «Когда Наши посланцы явились к Ибрахиму с радостной вестью…}[2130] Аллах Всевышний также сказал: {Наши посланники, которые принесли Ибрахиму радостную весть…}[2131] Аллах Всевышний также сказал: {И Мы порадовали его вестью о кротком сыне}.[2132] Аллах Всевышний также сказал: {…они сказали: “Не бойся”, и порадовали его весть о знающем ребёнке}.[2133] Аллах Всевышний также сказал: {Они сказали: “Не бойся – поистине мы порадуем тебя вестью о разумном ребёнке”}.[2134] Аллах Всевышний также сказал: {А его жена стояла (там) и смеялась; Мы же порадовали её вестью об Исхаке, а после Исхака – о Йа‘кубе}.[2135] Аллах Всевышний также сказал: {Вот ангелы сказали: “О Марйам! Поистине, Аллах возвещает тебе благую весть о слове от Него[2136]…”}[2137] Аллах Всевышний также сказал: {Это – то, чем радует Аллах Его рабов, которые уверовали и совершали праведные дела}.[2138] Аллах Всевышний также сказал: {Так обрадуй же рабов Моих, * которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них}.[2139] Аллах Всевышний также сказал: {Поистине, к тем, кто говорил: “Господь наш – Аллах”, а потом придерживался прямоты[2140], нисходят ангелы, (возвещая): “Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!”}[2141] Аллах Всевышний также сказал: {В тот День ты увидишь, как свет верующих мужчин и женщин будет изливаться перед ними и справа от них, (и им будет сказано): “Сегодня (возвещается) вам радостная весть о садах, где внизу текут реки…”}[2142] Аллах Всевышний также сказал: {Порадует их Господь их вестью о милости от Него, и о благоволении (Его), и о садах, в которых (их ждёт) вечное блаженство}.[2143]

Во многих достоверных хадисах упоминается о сообщении радостных вестей.

920. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) Джибрил явился к пророку, , и сказал: «О посланник Аллаха, Хадиджа принесла приправу[2144] к хлебу (или: еду; или: питьё). Когда она подойдёт к тебе, приветствуй её от имени её Господа и от меня и порадуй её благой вестью о том, что в раю (её ждёт) дом из полой жемчужины, где не будет шума (и где не будет она знать) усталости».[2145]

921. Сообщается, что Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я неожиданно услышал голос человека, забравшегося на гору Саль‘[2146] и кричавшего оттуда во весь голос: «О Ка‘б бин Малик, радуйся!» – и люди поспешили донести до нас эту радостную весть… Я отправился к посланнику Аллаха, , а по пути люди встречали меня толпами, поздравляя меня с тем, (что Аллах принял моё) покаяние и говоря мне: «Во благо тебе то, что Аллах принял твоё покаяние!» Войдя в мечеть, я увидел посланника Аллаха, , сидевшего там в окружении людей. Что же касается Тальхи бин ‘Убайдуллаха, то он вскочил (со своего места), бросился ко мне и стал пожимать мне руки и поздравлять меня. Клянусь Аллахом, никто из мухаджиров[2147], кроме него, не встал, и Ка‘б никогда не забудет этого Тальхе! А после того как я поприветствовал посланника Аллаха, , лицо которого сияло от радости, он сказал: «Радуйся лучшему из дней твоих с тех пор, как мать твоя родила тебя!»[2148]

Глава 307. О том, что разрешается выражать удивление словами “Нет бога, кроме Аллаха! /Ля иляха илля-Ллах!/”, “Слава Аллаху! /Субхана-Ллах!/” и другими подобными фразами

922. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что как-то раз, когда он находился в состоянии осквернения, на одной из улиц Медины его встретил пророк, . (Абу Хурайра) спрятался от него, пошёл (домой) и совершил полное омовение, а потом явился (к пророку, ,) который спросил: «Где ты был, о Абу Хурайра?» (Абу Хурайра) ответил: «Я был осквернён и не хотел находиться в твоём обществе, будучи нечистым». (Пророк, ,) воскликнул: «Преславен Аллах! /Субхана-Ллах!/ Поистине, верующий (никогда) не бывает нечистым![2149]»[2150]

923. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– Одна женщина задала пророку, , вопрос о полном омовении после месячных, и он объяснил ей, как это следует делать, сказав: «Возьми кусок шерсти[2151], пропитанной мускусом, и очищайся этим». Она спросила: «Как же мне очищаться (этим)?» Он сказал: «Очищайся этим». Она (снова) спросила: «Как?» – и тогда (пророк, ,) воскликнул: «Преславен Аллах! Очищайся!»

(‘Аиша сказала):

– Тогда я привлекла её к себе и сказала: «Протирай этим (те места, где остались) следы крови».[2152]

924. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) Умм Харриса, сестра (сподвижника по имени) ар-Рубаййи‘, ранила одного человека, и они обратились к пророку, , с просьбой разобрать это дело. Он сказал: «(Это требует) воздаяния равным /кысас/, воздаяния равным». Умм ар-Рубаййи‘[2153] спросила: «О посланник Аллаха, неужели ты потребуешь для такой-то воздаяния равным? Клянусь Аллахом, не следует подвергать её этому наказанию!» – и тогда пророк, , воскликнул: «Преславен Аллах! О Умм ар-Рубаййи‘, о воздаянии равным (говорится в) Книге Аллаха!»[2154]

925. ‘Имран бин аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что одной женщине (из числа ансаров), которая была захвачена в плен, удалось убежать. После этого она села верхом на верблюдицу пророка, , и дала обет принести её в жертву, если Аллах Всевышний спасёт её. Когда она приехала, об этом рассказали посланнику Аллаха, , и он воскликнул: «Преславен Аллах! Она дала плохое обещание».[2155]

926. В конце хадиса, передаваемого со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал ‘Умару, да будет доволен им Аллах: «О Ибн аль-Хаттаб, не становись карой для сподвижников посланник Аллаха, !» – и (‘Умар) воскликнул: «Преславен Аллах! Я хочу удостовериться в том, что я услышал».[2156]

927. Сообщается, что, когда ‘Абдуллаху бин Саляму передали, что люди говорят: «Этот человек – из числа обитателей рая», он воскликнул: «Преславен Аллах! Никому не следует говорить о том, чего он не знает».[2157]

Глава 308. Побуждение к совершению одобряемого шариатом и удержание от отвергаемого им

Эта глава является важнейшей или одной из самых важных, поскольку к её теме имеет отношение множество айатов Корана и хадисов. Это объясняется важностью её темы, большим вниманием, которое шариат уделяет подобным вещам, и тем, что в большинстве своём люди не уделяют этому должного внимания. Здесь невозможно привести все указания шариата по рассматриваемому нами вопросу, но мы не упустили ничего из того, что касается основных положений. В своих трудах улемы осветили различные аспекты этой темы. Некоторые из этих трудов были использованы мною в начале комментария к “Сахиху” Муслима, где я касаюсь таких вопросов, без знания которых обойтись невозможно.

Аллах Всевышний сказал: {И пусть будет среди вас община призывающих к благому, побуждающих к одобряемому и удерживающих от отвергаемого}.[2158] Аллах Всевышний также сказал: {Прощай и побуждай к добру…}[2159] Аллах Всевышний также сказал: {Верующие мужчины и женщины – покровители[2160] друг для друга: они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого (шариатом)…}[2161] Аллах Всевышний также сказал: {Они не удерживали другу друга от (того) порицаемого, что они совершали…}[2162] Есть и другие айаты, в которых говорится об этом.

928. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое[2163], изменит это собственноручно[2164], если же он не сможет (сделать) этого, (пусть изменит порицаемое) своим языком[2165], а если не сможет (и этого), то – своим сердцем[2166], и это будет самым слабым (проявлением) веры».[2167]

929. Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию[2168], и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа!»[2169]

930. Сообщается, что (однажды) Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал:

– О люди, поистине, вы читаете этот айат[2170], ( где сказано): {Вам следует (беречь) свои души, и не повредит вам заблудший, если вы встанете на правильный путь},[2171] а я слышал, как пророк, , сказал: «Поистине, если люди увидят притеснителя и не схватят его за руки[2172], будут они близки к тому, что Аллах подвергнет Своему наказанию их всех[2173]»[2174].[2175]

931. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Наилучшим джихадом является (произнесение) справедливого слова[2176] в присутствии несправедливого правителя».[2177]

Другие хадисы, относящиеся к теме данной главы, пользуются такой известностью, что их можно не приводить. Что же касается того айата, который неправильно понимают многие невежественные люди, то истинный смысл его таков: если вы будете выполнять то, что вам велено, то заблуждения заблуждающихся не причинят вам вреда. Среди прочего людям было велено побуждать друг друга к совершению одобряемого шариатом и удерживать от порицаемого им, и к этому близок по смыслу тот айат, в котором сказано: {Посланнику не вменяется в обязанность ничто, кроме доведения (откровений) до сведения (людей)}.[2178]

Знай, что такое дело, как побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого шариатом, требует соблюдения некоторых необходимых условий и отличается определёнными особенностями, однако здесь мы не можем говорить об этом подробно. Наилучшим образом это изложено в “Ихйа ‘улюм ад-дин” Абу Хамида аль-Газали, я же осветил некоторые важнейшие вопросы в комментарии к “Сахиху” Муслима, а Аллах знает об этом лучше.

 

 

 
 


 


Книга о необходимости следить за своим языком

Аллах Всевышний сказал: {Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж».[2179] Аллах Всевышний также сказал: «… поистине, Господь твой наблюдает!}[2180]

С помощью Аллаха Всевышнего, слава Ему, ранее мною были приведены примеры обращений к Аллаху с мольбами и слов поминания Аллаха, которые желательно произносить в тех или иных случаях. Теперь же в качестве дополнения к этому я хочу указать на то, что говорить нежелательно или запретно, чтобы собрать в этой книге все установления, касающиеся произнесения различных слов, и классифицировать их. Здесь я укажу на то, что необходимо знать каждому религиозному человеку. В основном речь пойдёт об общеизвестных вещах, и поэтому я не стану приводить соответствующие тем или иным случаям указания шариата, а содействие оказывает Аллах.

Знай, что каждый взрослый и дееспособный мусульманин, обязанный выполнять установления шариата, должен воздерживаться от произнесения любых слов, за исключением таких, в полезности которых не возникает никаких сомнений. Если же произнесение тех или иных слов принесёт столько же пользы, сколько и отказ от этого, то согласно сунне от таких слов лучше воздержаться, поскольку дозволенные слова могут привести к произнесению того, что запрещается или не одобряется шариатом. Более того, в большинстве случаев так происходит, а с избавлением от дурного не может сравниться ничто.

932. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «…пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит[2181]».[2182]

Этот хадис, достоверность которого признавали аль-Бухари и Муслим, ясно указывает на то, что следует произносить лишь благие слова, иначе говоря такие слова, которые определённо принесут пользу, а если относительно этого возникают какие-либо сомнения, необходимо хранить молчание. Имам аш-Шафи‘и , да помилует его Аллах, сказал: «Когда человеку захочется что-нибудь сказать, ему прежде всего следует обдумать свои слова, и если выяснится, что это принесёт пользу, пусть говорит, если же относительно этого у него возникнут сомнения, пусть хранит молчание, пока не обнаружится, что его слова могут принести пользу».

933. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, кто из мусульман является достойнейшим?» Он ответил: «Тот, от (зла) языка и рук которого избавлены (другие) мусульмане».[2183]

934. Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Тому, кто поручится мне за то, что находится меж его челюстей[2184] и меж его ног, я поручусь за (то, что он войдёт в) рай»[2185].[2186]

935. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как пророк, , сказал: «Поистине, раб (Аллаха может) сказать (нечто такое), о чём он и не подумает[2187], но из-за чего он поскользнётся (и окажется) в пламени (ада на таком расстоянии от его края, которое будет) больше расстояния между востоком и западом».[2188]

936. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Поистине, раб (Аллаха) может сказать что-нибудь угодное Аллаху Всевышнему, чему сам (человек, сказавший это,) не придаст значения, но за что Аллах Всевышний возвысит (его) на (много) ступеней. И, поистине, раб (Аллаха) может сказать что-нибудь такое, что вызовет ярость Аллаха Всевышнего, чему сам он не придаст значения, но из-за чего он будет ввергнут в ад».[2189]

937. Передают со слов Биляла бин аль-Хариса аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, (иногда) человек говорит нечто столь угодное Аллаху Всевышнему, что не (может и) представить себе, каких (пределов) достигают его слова[2190], за которые Аллах Всевышний записывает его (как одного из тех, к кому) Он будет благоволить до того Дня, когда (этот человек) встретится с Ним![2191] И, поистине, (иногда) человек говорит нечто (вызывающее такой) гнев Аллаха Всевышнего, что не (может и) представить себе, каких (пределов) достигают его слова, за которые Аллах Всевышний записывает его (как одного из тех, на кого) Он будет гневаться до того Дня, когда (этот человек) встретится с Ним».[2192]

938. Сообщается, что Суфйан бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, скажи мне нечто такое, чего я стал бы придерживаться», (на что пророк, ,) сказал: «Скажи: “Господь мой – Аллах”, а потом придерживайся прямоты[2193]». Я спросил: «О посланник Аллаха, а чего ты опасаешься для меня больше всего?» – и тогда он взялся за свой язык, а потом сказал: «Этого».[2194]

939. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Не предавайтесь многословию, не поминая Аллаха,[2195] ибо, поистине, многословие без поминания Аллаха Всевышнего (свидетельствует об) ожесточённости сердца, а жестокосердный (человек) является самым далёким из людей от Аллаха Всевышнего![2196]»[2197]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.