Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 43 глава





1079. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, обращаясь к Аллаху с мольбами, пророк, , часто говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, и зла того, что я не сделал! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин шарри ма ‘амильту ва мин шарри ма лям а‘маль!/»[2607]

1080. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , обращался к Аллаху с (такой) мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от прекращения Твоих благодеяний, и перемены (в том, что касается дарованного) Тобой благополучия[2608], и внезапности Твоей кары, и всего (того, что может вызвать) Твой гнев! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин завали ни‘мати-кя, ва тахаввули ‘афийати-кя, ва фуджа’ати никмати-кя, ва джами‘и сахати-кя!/»[2609]

1081. Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , часто говорил: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от слабости, нерадения, малодушия, скупости, старческой дряхлости и мучений могилы! О Аллах, даруй душе моей благочестие и очисти её, (ведь) Ты – лучший из очищающих её[2610] и Ты – её Покровитель и Владыка! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирения, и от души, которая не (может) насытиться, и от мольбы, которой не внемлют! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-‘аджзи, ва-ль-касали, ва-ль-джубни, ва-ль-бухли, ва-ль-харами ва ‘азаби-ль-кабр! Аллахумма, ати нафси таква-ха, ва закки-ха, Анта хайру ман заккя-ха, Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘ильмин ля йанфа‘у, ва мин кальбин ля йахша‘у, ва мин нафсин ля ташба‘у ва мин да‘ватин ля йустаджабу ля-ха!/»[2611]



1082. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал (ему):

– Говори: «О Аллах, направь меня на путь истинный и приведи меня к правильному (во всём)! /Аллахумма-хди-ни ва саддид-ни!/»

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал):

– (Говори): «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве и правильности[2612]! /Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-худа ва-с-садад!/»[2613]

1083. Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:



– (Как-то раз) к посланнику Аллаха, , пришёл один бедуин, который попросил (его): «Научи меня (каким-нибудь) словам, которые я стал бы повторять», (на что пророк, ,) сказал (ему): «Говори: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Аллах велик, намного (более велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху, Господу миров, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, Всемогущего, Мудрого![2614] /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Аллаху акбар кабиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи кясиран ва субхана-Ллахи, Рабби-ль-‘алямин, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Лляхи-ль-‘Азизи-ль-Хаким!/”» (Бедуин) сказал: «Это – для моего Господа, а что же для меня?» (Пророк, ,) сказал: «Говори: “О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию, и избавь меня[2615] /Аллахумма,-гфир ли, ва-рхам-ни, ва-хди-ни ва-рзук-ни, ва ‘афи-ни/”».[2616]

1084. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , часто говорил: «О Аллах, приведи в порядок мою религию[2617], которая служит мне защитой (во всех) моих делах, и приведи для меня в порядок мир этот[2618], в котором я живу, и приведи для меня в порядок мир вечный[2619], куда я вернусь, и сделай так, чтобы жизнь (только) добавляла мне всякого блага, и сделай для меня смерть отдохновением от всякого зла! /Аллахумма, аслих ли дини аллязи хуа ‘исмату амри, ва аслих ли дунйайа алляти фи-ха ма‘аши, ва аслих ли ахырати алляти фи-ха ма‘ади, ва-дж‘али-ль-хайата зийадатан ли фи кулли хайрин, ва-дж‘али-ль-маута рахатан ли мин кулли шарр!/»[2620]

1085. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , часто говорил: «О Аллах, Тебе я предаюсь, в Тебя верую, на Тебя уповаю, к Тебе обращаюсь[2621] и благодаря Тебе веду споры[2622]. О Аллах, поистине, я прибегаю к защите всемогущества Твоего − нет бога, кроме Тебя − от того, чтобы Ты сбил меня с пути! Ты − Живой, Который не умрёт, а джинны и люди смертны /Аллахумма, ля-кя аслямту, ва би-кя аманту, ва ‘аляй-кя таваккальту, ва иляй-кя анабту, ва би-кя хасамту. Аллахумма, инни а‘узу би-‘иззати-кя − ля иляха илля Анта − ан тудылля-ни! Анта-ль-Хаййу аллязи ля йамуту ва-ль-джинну ва-ль-инсу йамутун/».[2623]



1086. Передают со слов Бурайды, что один человек сказал: «О Аллах, поистине, я обращаюсь с просьбами к Тебе, потому что я свидетельствую, что Ты − Аллах, и нет бога, кроме Тебя, Одного, Вечного, Который не рождал и не был рождён и Которому не равен никто[2624] /Аллахумма, инни ас’алю-кя би-анни ашхаду анна-кя Анта-Ллаху ля иляха илля Анта-ль-Ахаду-с-Самаду аллязи лям йалид, ва лям йуляд, ва лям йакун ля-ху куфван ахад/». Услышав эти слова, посланник Аллаха, , сказал ему: «Ты просишь Аллаха Всевышнего, обращаясь к Нему по этому имени, (знай же), что, когда Его просят, называя это имя, (просителю) даруется (то, о чём он просил), а когда к Нему обращаются с мольбой, (называя это имя), на мольбу даётся ответ».[2625]

1087. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз, когда он находился у посланника Аллаха, , один человек совершил молитву, после чего обратился к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя, поскольку Тебе следует воздавать хвалу, и нет бога, кроме одного лишь Тебя, Всемилостивого, Создателя небес и земли, о Обладатель величия и щедрости, о Живой, о Вечносущий![2626] /Аллахумма, инни ас’алю-кя би-анна ля-кя-ль-хамду ля иляха илля Анта-ль-Маннану, Бади’у-с-самавати ва-ль-арди, йа За-ль-джаляли ва-ль-икра-ми, йа Хаййу, йа Каййуму!/» (Услышав это,) пророк, , сказал: «Он обратился к Аллаху Всевышнему с мольбой по Его великому имени, (знайте же), что, когда к Нему обращаются с мольбой, (называя это имя), Он отвечает, а когда Его просят, называя это имя, Он дарует (просителю то, о чём тот просил)».[2627]

1088. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, , часто обращался с мольбами к Аллаху, (произнося) такие слова: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от испытаний огня,[2628] и мук огня, и зла богатства[2629] и бедности! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин фитнати-н-нари, ва ‘азаби-н-нари, ва мин шарри-ль-гына ва-ль-факр!/»[2630]

1089. Зийад бин ‘Иляка передал, что его дядя, то есть Кутба бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Пророк, , часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мерзких нравственных качеств, дел и устремлений! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин мункарати-ль-ахляки, ва-ль-а‘мали ва-ль-ахва’!/»[2631]

1090. Сообщается, что Шакаль бин Хумайд, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, научи меня (какой-нибудь) мольбе», (и пророк, ,) сказал: «Говори: “О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от зла моего слуха[2632], и от зла моего зрения[2633], и от зла моего языка, и от зла моего сердца[2634], и от зла моих половых органов[2635]! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин шарри сам‘и, ва мин шарри басари, ва мин шарри лисани, ва мин шарри кальби, ва мин шарри манийаи!/”»[2636]

1091. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от проказы, безумия, лепры[2637] и (прочих) тяжких болезней! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-бараси, ва-ль-джунуни, ва-ль-джузами ва сайи’и-ль-аскам!/»[2638]

1092. Передают со слов сподвижника Абу-ль-Йасара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от разрушения[2639], и я прибегаю к Твоей защите от падения, и я прибегаю к Твоей защите от утопания, ожога и старческой дряхлости, и я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы перед смертью ко мне пробрался шайтан, и я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы умереть на пути Твоём, отступая, и я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы умереть, будучи ужаленным! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-хадми, ва а‘узу би-кя мина-т-тарадда, ва а‘узу би-кя мина-ль-гараки, ва-ль-харакы, ва-ль-харами, ва а‘узу би-кя мин ан йатахаббата-ни-ш-шайтану ‘инда-ль-маути, ва а‘узу би-кя ан амута фи сабили-кя мудбиран, ва а‘узу би-кя ан амута лядиган!/»[2640]

1093. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от голода − сколь плохо делить с ним постель! − и я прибегаю к твоей защите от вероломства − сколь отвратительно это качество! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-джу‘и, фа-инна-ху би’са-д-даджи‘у, ва а‘узу би-кя мин аль-хыйанати, фа-инна-ху би’сати-ль-битанат!/»[2641]

1094. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) к нему пришёл раб, заключивший со своим хозяином договор о самовыкупе, и сказал: «Я не могу (выполнить условия) моего договора[2642], помоги же мне!» (‘Али, да будет доволен им Аллах,) сказал:

– Так не научить ли тебя словам, которым научил меня посланник Аллаха, ? (Они таковы, что) будь на тебе долг, подобный горе, Аллах (и тогда) отдаст его за тебя![2643] Говори: «О Аллах, избавь меня от запрещённого Тобой посредством дозволенного Тобой и по милости Твоей избавь меня от необходимости в ком бы то ни было, кроме Тебя! /Аллахумма,-кфи-ни би-халяли-кя ‘ан харами-кя ва-гни-ни би-фадликя ‘амман сива-кя!/»[2644]

1095. Передают со слов ‘Имрана бин аль-Хусайна, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , научил его отца, Хусайна, двум словам[2645], которые (он произносил), обращаясь с мольбами к Аллаху: «О Аллах, внуши мне (то, что не даст мне отклониться от) правильного пути, и защити меня от зла моей души! /Аллахумма, альхим-ни рушди ва а‘ыз-ни мин шарри нафси!/»[2646]

1096. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от раздоров, лицемерия и дурных нравственных качеств! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мина-ш-шикакы, ва-н-нифакы, ва су’и-ль-ахляк!/»[2647]

1097. Сообщается, что Шахр бин Хаушаб сказал:

– (Однажды) я спросил Умм Саламу, да будет доволен ею Аллах: «О мать правоверных, с какими мольбами чаще всего обращался к Аллаху посланник Аллаха, , когда находился у тебя?» Она сказала: «Чаще всего он обращался с (такой) мольбой: “О направляющий сердца[2648], укрепи сердце моё в твоей религии! /Йа мукаллиба-ль-кулюби, саббит кальби ‘аля дини-кя!/”»[2649]

1098. ‘Аиша О Аллах, избавь (от недостатков) моё тело, о Аллах, избавь (от недостатков) мой слух, и избавь (от недостатков) моё зрение, и даруй это моим наследникам, нет бога, кроме Тебя, Кроткого, Щедрого! Слава Аллаху, Господу великого престола, и хвала Аллаху, Господу миров! /Аллахумма, ‘афи-ни фи джасади, ва ‘афи-ни фи басари, ва-дж‘аль-ху-ль-вариса мин-ни, ля иляха илля Анта-ль-Халиму-ль-Карим! Субхана-Ллахи Рабби-ль-‘арши-ль-а‘зыми, ва-ль-хамду ли-Лляхи Рабби-ль-‘алямин!/»[2650]

1099. Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал:

– Дауд, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху и с (такой) мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о Твоей любви, и любви тех, кто любит Тебя, и (любви к таким) делам, которые приведут меня к Твоей любви! О Аллах, сделай любовь Твою для меня тем, что я любил бы больше самого себя, и своей семьи и холодной воды! /Аллахумма, инни ас’алю-кя хубба-кя, ва хубба ман йухиббу-кя ва-ль-‘амаля-ллязи йубаллигу-ни хубба-кя! Аллахумма,-дж‘аль хубба-кя ахабба иляййа мин нафси, ва ахли ва-ль-ма’и-ль-барид!/»[2651]

1100. Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Находясь во чреве кита, Зу-н-Нун[2652] воззвал к Аллаху: «Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе, поистине, был я одним из несправедливых[2653]![2654] /Ля иляха илля Анта, субхана-кя, инни кунту мин аз-залимин!/» – и, поистине, с какой бы мольбой ни обратился к Аллаху мусульманин, который произнесёт эти слова, ему непременно будет дан ответ.[2655]

Аль-Хаким Абу ‘Абдуллах сказал: «Иснад этого хадиса является достоверным».

1101. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) один человек пришёл к пророку, , и спросил: «О посланник Аллаха, какая мольба является наилучшей?» (Пророк, ,) сказал: «Проси твоего Господа о благополучии и избавлении[2656] в мире дольнем и мире вечном». На второй день этот человек снова пришёл к (пророку, ,) и спросил: «О посланник Аллаха, какая мольба является наилучшей?» – и он дал ему тот же ответ. На третий день этот человек снова пришёл к (пророку, ,) и задал ему тот же вопрос, и (пророк, ,) сказал: «Если тебе будет даровано избавление в мире дольнем и мире вечном, ты преуспеешь!»[2657]

1102. Сообщается, что аль-‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, научи меня тому, о чём я стал бы просить Аллаха Всевышнего», (на что пророк, ,) сказал: «Просите[2658] Аллаха об избавлении». А через несколько дней я пришёл (к нему) и попросил: «О посланник Аллаха, научи меня тому, о чём я стал бы просить Аллаха Всевышнего», и тогда (пророк, ,) сказал мне: «О ‘Аббас, о дядя посланника Аллаха, просите Аллаха об избавлении в мире этом и в мире ином[2659]».[2660]

1103. Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , обращался к Аллаху со многими (разными) мольбами, из которых мы ничего не (могли) запомнить, и (однажды) мы сказали (ему): «О посланник Аллаха, ты обращался к Аллаху со многими мольбами, из которых мы ничего не запомнили!» (На это пророк, ,) сказал: «Так не указать ли вам на то, что объединяет в себе всё это? Говорите: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя о том благе, о котором просил Тебя Твой пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прибегаю к Твоей защите от зла того, от чего просил у Тебя защиты Твой пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует! (Только) к Тебе (следует) обращаться за помощью, и (лишь) Ты способен (ответить на мольбы о благе в обоих мирах), и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха! /Аллахумма, инни ас’алю-кя мин хайри ма са’аля-кя мин-ху набиййу-кя Мухаммад, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма, ва а‘узу би-кя мин шарри ма-ста‘аза мин-ху набиййу-кя Мухаммад, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма! Ва Анта-ль-муста‘ану, ва ‘аляй-кя-ль-балягу, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях!/”»[2661]

1104. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал:

– Неуклонно и часто обращайтесь к Аллаху (со словами) «О Обладающий величием и щедростью![2662] /Йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/»[2663]

Ан-Наса’и приводит этот хадис со слов сподвижника по имени Раби‘а бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах. Аль-Хаким сказал: «Иснад этого хадиса является достоверным».

1105. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «Господь мой, поддержи меня и не оказывай (другим) поддержку против меня, помоги мне и не оказывай (другим) помощь против меня, сделай так, чтобы воздаяние, (которое Ты уготовил мне,) стало для меня благом, а не обратилось против меня, выведи меня на правильный путь, облегчи для меня (следование) этим путём и окажи мне помощь против тех, кто притеснял меня! Господь мой, сделай так, чтобы я часто благодарил Тебя, поминал Тебя, боялся Тебя, повино­вался Тебе, был покорным Тебе, часто вздыхал[2664] и обращался к Тебе с покаянием! Господь мой, прими моё покаяние, очисть меня от греха, ответь на мою мольбу, укрепи мои до­воды, укажи правильный путь моему сердцу, направь на вер­ный путь мой язык и избавь от злобы сердце моё! /Рабби, а‘ин-ни ва ля ту‘ин ‘аляййа, ва-нсур-ни ва ля тансур ‘аляййа, ва-мкур ли ва ля тамкур ‘аляййа, ва-хди-ни ва йассир аль-худа иляййа, ва-нсур-ни ‘аля ман бага ‘аляййа! Рабби,-дж‘аль-ни ля-кя шаккаран, ля-кя заккаран, ля-кя раххабан, ля-кя митва‘ан, иляй-кя мухбитан, аввахан, мунибан! Рабби, такаббаль таубати, ва аджиб да‘вати, ва саббит худжжати, ва-хди кальби, ва саддид лисани, ва-слюль сахимата кальби!/»[2665]

1106. «О Аллах, поистине, я прошу Тебя (даровать мне) в мире этом и в мире вечном всё благое, о чём я знаю и о чём не знаю, и прибегаю к Твоей защите от любого зла, о котором я знаю и о котором не знаю; я прошу Тебя о рае (и прошу указать мне) такие слова или дела, которые приближают к (раю), и прибегаю к Твоей защите от огня и от любых слов или дел, которые приближают к (огню); я прошу Тебя о том благом, о чём просил Тебя Твой раб и Твой посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прибегаю к Твоей защите от зла того, от чего просил защиты Твой раб и Твой посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прошу Тебя привести к благому исходу всё, что Ты судил мне! /Аллахумма, инни ас’алю-кя мин аль-хайри кулля-ху ‘аджиля-ху ва аджиля-ху, ма ‘алимту мин-ху ва ма лям а‘лям, ва а‘узу би-кя мин аш-шарри кулля-ху ‘аджиля-ху ва аджиля-ху, ма ‘алимту мин-ху ва ма лям а‘лям, ва ас’алю-кя-ль-джанната ва ма карраба иляй-ха мин каулин ау ‘амалин, ва а‘узу би-кя мин ан-нари ва ма карраба иляй-ха мин каулин ау ‘амалин, ва ас’алю-кя хайра ма са’аля-кя би-хи ‘абду-кя ва расулю-кя Мухаммадун, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма, ва а‘узу би-кя мин шарри ма иста‘аза-кя мин-ху ‘абду-кя ва расулю-кя Мухаммадун, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма, ва ас’алю-кя ма кадайта ли мин амрин ан тадж‘аля ‘акыбата-ху рашадан!/»[2666]

1107. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, мы просим Тебя о том, что обязательно (приведёт к проявлению) Твоей милости и непременно (позволит заслужить) Твоё прощение, и об избавлении от всякого греха, и об умножении всего благого, и об обретении рая, и о спасении от огня! /Аллахумма, ин-на нас’алю-кя муджибати рахмати-кя, ва ‘аза’има магфирати-кя, ва-с-салямата ми кулли исмин, ва-ль-ганимата мин кулли биррин, ва-ль-фауза би-ль-джаннати ва-н-наджата мин ан-нар!/»[2667]

1108. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– (Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, , и дважды или трижды воскликнул: «О грехи мои!» (Услышав это,) посланник Аллаха, , сказал ему: «Скажи: “О Аллах, Твоё прощение шире, чем мои грехи, а на Твою милость я надеюсь больше, чем на свои дела /Аллахумма, магфирату-кя ауса‘у мин зунуби ва рахмату-кя арджа ‘инди мин ‘амали/”», и человек произнёс эти слова. Потом (пророк, ,) велел ему: «Повтори», и тот произнёс их ещё раз. Затем (пророк, ,) велел ему: «Повтори», и тот произнёс их ещё раз, после чего (пророк, ,) сказал ему: «Вставай, ты прощён».[2668]

1109. Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Поистине, у Аллаха Всевышнего есть ангел, которому поручено следить за теми, кто будет произносить слова «О Милостивейший из милостивых! /Йа Архама-р-рахимин!», и тому, кто произнесёт (эти слова) трижды, этот ангел говорит: «Поистине, Милостивейший из милостивых внимает тебе, проси же!»[2669]

Глава 332. Об этике обращений с мольбами к Аллаху

Знай, что, по мнению факихов, мухаддисов и большинства улемов, относившихся к различным группам из числа наших праведных предшественников и тех, кто пришёл им на смену, обращаться с мольбами к Аллаху желательно. Аллах Всевышний сказал: {И сказал Господь ваш: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам”}.[2670] Аллах Всевышний также сказал: {Взывайте к Господу своему смиренно и тайно},[2671] и есть много других айатов, в которых говорится об этом.

Что же касается достоверных хадисов, то они настолько известны, что приводить их нет никакой необходимости, тем более, что совсем недавно мы уже приводили достаточно таких хадисов, а содействие оказывает Аллах.

Имам Абу-ль-Касим аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, пишет в своём “Послании”:

– Мнения людей относительно того, являются ли обращения к Аллаху с мольбами более предпочтительными, чем молчание и довольство, разделились. Некоторые утверждали, что предпочтительнее обращение с мольбой, поскольку в приводимом выше хадисе[2672] обращение с мольбой названо поклонением, а также потому, что мольба является выражением потребности в Аллахе Всевышнем. Другие говорили, что более совершенным следует считать состояние человека, который хранит молчание и проявляет спокойствие, когда осуществляется решение Аллаха, и что лучше довольствоваться предопределённым. Третьи считали, что следует обращаться к Аллаху с мольбами языком и довольствоваться решением Аллаха сердцем, чтобы совершать оба дела. Однако лучше всего сказать так: поскольку разные периоды времени отличаются друг от друга, иногда мольба предпочтительнее молчания, иногда же молчание предпочтительнее мольбы, что зависит от конкретного периода времени. Так, если сердце побуждает человека к мольбе, то лучше обратиться к Аллаху с мольбой, если же оно побуждает его к молчанию, то более совершенным следует считать молчание. Можно сказать и так: если речь идёт о том, что принесёт пользу мусульманам в целом, или об обязанностях по отношению к Аллаху, то лучше обратиться с мольбой, которая является формой поклонения, если же дело касается только твоего удела, то более совершенным будет молчание. К числу необходимых условий обращения с мольбами к Аллаху относится употребление в пищу дозволенного. Йахйа бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, часто говорил: «Как я могу обращаться к Тебе с мольбами, ведь не повинуюсь Тебе?! И как я могу не обращаться к Тебе с мольбами, ведь Ты – Щедрый?!»

Этика бращения с мольбой к Аллаху требует присутствия сердца, что же касается указаний на это, то они будут приведены ниже, если пожелает Аллах Всевышний. Один из улемов сказал: «Цель обращения с мольбой состоит в том, чтобы заявить о своей нужде, а иначе Аллах Всевышний, слава Ему, сделает, как пожелает».

Имам Абу Хамид аль-Газали пишет в “Ихйа ‘улюм ад-дин”:

– Есть десять правил обращения к Аллаху с мольбами:

1. Для обращений к Аллаху с мольбами следует выбирать наиболее достойные периоды времени, например, день стояния на ‘Арафате, дни рамадана, день пятницы, последнюю треть ночи или время перед рассветом.

2. Следует обращаться с мольбами к Аллаху в наиболее предпочтительных обстоятельствах, например, во время совершения земного поклона, во время битвы, во время дождя, во время объявления о начале обязательной молитвы /икама/, после её завершения обязательной молитвы и в некоторых других случаях.

От себя я добавлю,[2673] что обращаться с мольбами предпочтительно в такие моменты, когда сердце человека смягчается.

3. Перед обращением с мольбой следует повернуться лицом к кибле и воздеть руки к небу, а после завершения мольбы – провести руками по лицу.

4. Необходимо понижать голос, произнося слова мольбы не слишком громко и не слишком тихо.

5. Обращаясь с мольбами к Аллаху, не следует стараться рифмовать[2674] слова. Поскольку не каждый может обращаться с мольбами подобающим образом, в силу чего есть основания опасаться, что человек преступит пределы разумного в мольбе, лучше всего повторять те же слова, которые в подобных случаях произносил пророк, . Один из улемов сказал: «Взывай к Аллаху языком покорности и потребности, а не языком красноречия и развязности». Говорят также, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, улемы произносят не более семи фраз. На это указывают слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: {Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам. Ему (уготована награда за) то, что он приобрёл[2675], и против него (обернётся) то, что он приобрёл[2676]. (Они говорят): “Господь наш, не взыщи с нас, если мы забудем или ошибёмся! Господь наш, не возлагай на нас такого бремени, какое возложил Ты на тех, кто жил до нас! Господь наш, не возлагай на нас и того, что нам не под силу, избавь нас, прости нас и помилуй нас! Ты – наш Покровитель, помоги же нам (в борьбе) против людей неверных!”}[2677]В данном айате приводится самая длинная мольба рабов Аллаха из числа тех, о которых сообщается в Коране.

От себя я добавлю,[2678] что другим примером могут служить те айаты, в которых сказано: {И (вспомните, как) Ибрахим сказал: “Господь мой! Сделай (этот) город безопасным и удали меня и сыновей моих от поклонения идолам. * Господь мой, поистине, они[2679] ввели в заблуждение многих людей! Поистине, тот, кто последовал за мной, – от меня[2680], а кто ослушается меня…, то, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный! * Господь наш! Поистине, поселил я часть своего потомства в долине, где ничего не растёт, у Твоего заповедного дома. Господь наш! (Я сделал это,) чтобы они совершали молитву; склони же к ним сердца (некоторых) людей и надели их плодами, чтобы они благодарили (Тебя). * Господь наш! Поистине, знаешь Ты, что мы скрываем, и что делаем открыто, (ведь) ничто не останется скрытым от Аллаха ни на земле, ни на небе. * Хвала Аллаху, Который, несмотря на старость (мою), даровал мне Исма‘ила и Исхака. Поистине, слышит мольбу Господь мой. * Господь мой! Сделай меня (одним из) совершающих молитву (и сделай такими людей) из числа моих потомков. Господь наш, внемли мольбе моей! * Господь наш! Прости меня, и моих родителей, и верующих в тот День, когда наступит (пора) расчёта!”}[2681] В большинстве своём улемы считают, что ничего нежелательного в произнесении более семи фраз во время обращения с мольбой нет, напротив, желательно, чтобы мольба была пространной.

6. Обращаясь с мольбами к Аллаху, следует проявлять смирение, покорность, желание и страх, ибо Аллах Всевышний сказал: {Поистине, они спешили творить благое, взывали к Нам, побуждаемые желанием и страхом,[2682] и проявляли смирение пред Нами}.[2683] Аллах Всевышний также сказал: {Взывайте к Господу своему смиренно и тайно}.[2684]

7. Согласно многим известным указаниям шариата, следует проявлять решительность в мольбах и быть уверенным в получении ответа. Суфйан бин ‘Уйайна, да помилует его Аллах, сказал:

– Пусть то, что любому из вас известно о самом себе,[2685] ни в коем случае не мешает ему обращаться к Аллаху с мольбами, ибо Аллах Всевышний ответил даже Иблису, наихудшему из Его созданий, о чём в Коране сказано так: {Он[2686] сказал: “Дай мне отсрочку до того Дня, когда они будут воскрешены”. * (Аллах) сказал: “Поистине, ты – из числа получивших отсрочку”}.[2687]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.