|
ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ
Разногласия по поводу существования психологических различий между полами коренятся в исторически сложившихся стереотипах мышления. Первых исследователей, пытавшихся определить, какой пол обладает лучшими навыками в определенных сферах деятельности, сейчас обвиняют в использовании некорректных методов и в искажении результатов с целью утвердить превосходство мужчин. Времена изменились, и фундаментальный анализ этого явления, опубликованный в 1974 г., развенчал многие предрассудки и позволил сделать вывод, что между мужчинами и женщинами больше сходства, чем различия.
Элеонора Маккоби и Кэрол Джеклин затратили три года на сбор и изучение 2000 книг и статей по половым различиям у детей, чтобы выяснить, какие теории были подтверждены научными данными, а какие не основывались на достоверной экспериментальной информации. Маккоби и Джеклин не ставили перед собой цели объяснить причины половых различий, они хотели только объективно проанализировать состояние науки на данный момент.
Чтобы проверить, насколько вы объективны в вопросе половых различий, попробуйте ответить на следующие вопросы:
Да Нет 1. Девочки более общительны, чем мальчики.
Да Нет 2. У мальчиков чувство собственного достоинства развито сильнее, чем у девочек.
Да Нет 3. Девочки лучше мальчиков справляются с простыми многократно повторяющимися операциями.
Да Нет 4. У мальчиков математические способности и пространственное мышление развито лучше, чем у девочек.
Да Нет 5. Мальчики обладают более аналитическим умом, чем девочки.
Да Нет 6. Речевые навыки у девочек развиты лучше, чем у мальчиков.
Да Нет 7. Мальчики в большей степени склонны мотивировать свои поступки, чем девочки.
Да Нет 8. Девочки менее агрессивны, чем мальчики.
Да Нет 9. Девочки более послушны, чем мальчики.
Да Нет 10. Девочки лучше воспринимают информацию на слух, а мальчики - визуально.
Проанализировав литературу с целью получить ответы на эти вопросы, Маккоби и Джеклин получили поразительные результаты.
Вопрос 1. Нельзя утверждать, что девочки общительнее мальчиков. В раннем детстве как девочки, так и мальчики в равной степени предпочитают групповую игру игре в одиночку. Утверждение, что мальчики предпочитают игру с неодушевленными предметами игре со сверстниками, неверно, и в определенном возрасте мальчики проводят гораздо больше времени с товарищами по играм, чем девочки.
Вопрос 2. Психологические тесты показывают, что чувство собственного достоинства у мальчиков и девочек в детстве и в период взросления развито одинаково, но для самоутверждения они выбирают разные области. Девочки считают себя более компетентными в вопросах жизни, а представления мальчиков сводятся к проблемам главенства (доминирования) и силы. Эти точки зрения не подтверждены экспериментально и скорее обусловлены воспитанием, а не объективной оценкой своих способностей.
Вопросы 3 и 4. Как мальчики, так и девочки хорошо справляются с простыми повторяющимися заданиями. Примерно с 12 лет мальчики демонстрируют лучшие способности к математике и пространственному мышлению. Например, они лучше решают задачи,
требующие мысленного переворачивания предмета с целью посмотреть на него с другой стороны. Однако это различие не проявляется до периода полового созревания и может быть объяснено как условиями воспитания (возможно, мальчикам приходится чаще упражняться в совершенствовании этих навыков), так и гормональным
развитием.
Несмотря на то что некоторые специалисты пытаются объяснить превосходство мужчин в точных науках социальными предпосылка: ми, научные данные в этом вопросе далеко не однозначны. Исследователи из чикагского университета, проанализировав способности к решению задач по геометрии среди 1366 десятиклассников, не обнаружили каких-либо признаков половых различий. Две другие работы, однако, заставляют предположить, что биологические факторы играют определенную роль в развитии способностей. В одной работе исследователи пришли к выводу, что недостаток андрогенов вызывает нарушения пространственного мышления у мужчин. В другой работе исследователи нашли дополнительное подтверждение связи между гормональным развитием и математическими способностями, заставляющее предположить, что андрогены "программируют" развитие мозга ребенка еще до рождения и это приводит к увеличению половых различий в пубертатный период за счет повышения уровня этих гормонов в организме мужчины. При этом нельзя не учитывать и того, что математические способности обоих полов во многом совпадают, и это незначительное различие в гормональном развитии не должно влиять на программу обучения или выбор профессии.
Вопрос 5. Мальчики не обладают лучшими аналитическими способностями. Способность к анализу предполагает умение отбрасывать второстепенные детали и выделять главное. При анализе проблемы мальчики и девочки в равной степени отвлекаются на второстепенные детали.
Вопрос 6. Вербальные навыки формируются у девочек быстрее, чем у мальчиков. С младенчества до начала полового созревания речевые способности мальчиков и девочек примерно одинаковы, но в старших классах девочки вырываются вперед. Они набирают более высокий балл в тестах на понимание сложного по языку текста, в сочинениях, в проведении аналогий, беглости речи и в правописании. Как развитие математических способностей у мальчиков, так и опережение в формировании речевых навыков у девочек скорее всего можно объяснить воздействием культурных традиций общества, требующих от девушки совершенствования этих навыков.
Вопрос 7. Мотивировка в достижении цели играет одинаковую роль как у мальчиков, так и у девочек, но определяется различными факторами. Девочки чаще достигают хороших результатов при отсутствии конкуренции или давления социальных различий. Мальчикам для достижения соответствующего уровня мотивировки требуется обращение к их "эго" и ощущение соперничества.
Вопрос 8. Девочки менее агрессивны, чем мальчики; это качество проявляется уже в два года, когда дети начинают играть в группе. Мальчики более агрессивны физически и часто затевают драки и вступают в словесные перепалки. Обычно их агрессия направлена против товарищей по играм своего пола, а не против менее агрессивных девочек. При этом исследователи не располагают данными, которые свидетельствовали бы, что родители поощряют агрессивность мальчиков, - их действия, как правило, сводятся к подавлению агрессии как у мальчиков, так и у девочек.
Вопрос 9. Мальчики и девочки одинаково послушны и обычно стараются подражать поведению окружающих. У обоих полов наблюдается тенденция к подчинению правилам, существующим внутри социальных групп. Единственное незначительное различие заключается в том, что девочки легче адаптируются к мнению коллектива, тогда как мальчики способны принимать ценности старших по возрасту, не отказываясь от собственного мнения в данном вопросе, даже если оно противоречит общепринятому.
Вопрос 10. Слуховое и визуальное восприятие у детей обоего пола развито одинаково. Как мальчики, так и девочки одинаково хорошо воспринимают обороты речи, шумы, предметы, их форму и размеры. В данном аспекте между полами существует равенство, которое сохраняется на протяжении всей их жизни.
Альтернативным подходом к выявлению различий между полами является изучение работы мозга. Неврологи и психологи измеряют объем мозга и используют различные методы (например, снятие энцефалограммы), чтобы выяснить, как мозг реагирует на различные раздражители. Эти исследования достаточно объективны, так как они в меньшей степени зависят от субъективной интерпретации наблюдаемого поведения, чем другие упоминавшиеся здесь методики.
Основное достижение этих работ (которые вышли в свет после опубликования результатов, полученных Маккоби и Джеклин) -определение неврологической основы некоторых половых различий. Диана Мак-Гиннесс и Карл Прибрэм, используя методику анализа, сходную с методикой Маккоби и Джеклин, получили данные, объединяющие результаты большинства этих исследований. Они выяснили, что женщины обладают более тонкими вкусовыми, осязательными и слуховыми ощущениями. Женщина воспринимает звуки высокой частоты настолько лучше мужчины, что звук в 85 децибел кажется ей в 2 раза громче. Мак-Гиннесс и Прибрэм пришли также к выводу, что девочки отличаются большей ловкостью пальцев, лучшей координацией движений, больше интересуются другими людьми и внимательно вслушиваются в различные звуки. Информация о структурном и анатомическом различии между мозгом мужчины и женщины только начинает появляться; в дальнейшем
она, возможно, позволит установить неясности, существующие в настоящее время в вопросе о половых различиях.
ТРАНССЕКСУАЛИЗМ
В 1953 г. мир потрясло сенсационное известие о том, что бывший американский моряк Кристин Йоргенсен подвергся хирургической операции с целью превратиться из мужчины в женщину. С тех пор транссексуализм стал широко известен. В своей автобиографии ("Загадка") Ян Моррис приводит удивительные факты из своей "Одиссеи" по изменению половой принадлежности. С именем Рэнэ Ричарде связан настоящий скандал, когда она (до операции бывшая мужчиной - известным врачом-окулистом и игроком в теннис) стала настаивать на участии в соревнованиях по теннису среди женщин. Лица, желающие изменить свой пол, постоянно ощущают несоответствие между анатомией своих половых органов и своим психологическим восприятием половой принадлежности. Они часто жалуются на то, что "родились в чужом теле". Внутренне они чувствуют себя мужчиной или женщиной (половое восприятие), но внешний вид их половых органов и вторичные половые признаки не соответствуют внутреннему ощущению. Транссексуал-мужчина хочет изменить свою внешность и анатомические признаки и жить как женщина; транссексуал-женщина аналогично хочет стать мужчиной и вести мужской образ жизни.
Точных статистических данных о лицах, изменивших свой пол, нет, но по некоторым подсчетам свой пол пожелали изменить один из 100 000 мужчин и одна из 130 000 женщин. Среди людей, обращающихся в специальные клиники с просьбой сделать им операцию по изменению пола, мужчин значительно больше, чем женщин. Несмотря на то что причины транссексуализма обсуждались достаточно широко, исследователи так и не пришли к единому мнению по Данному вопросу. В качестве предполагаемых причин рассматривался ряд биологических и психологических факторов.
В наиболее четких случаях проявления транссексуализма человек в течение всей жизни ощущает несоответствие между своим психологическим состоянием и анатомическим строением своих половых органов. Это психологическое несоответствие (правда, на короткое время) частично удовлетворяется тем, что человек разыгрывает из себя представителя противоположного, "желательного" пола. Многие транссексуалы, любят переодеваться в одежду другого пола как в детском, так и в зрелом возрасте. При этом транссексуалов не следует путать с трансвеститами, которые переодеваются только для того, чтобы достичь сексуального возбуждения, и не преследуют изменить свою половую принадлежность. В ряде случаев
склонность к транссексуализму проявляется только при достижении половой зрелости.
Так как средствами психотерапии невозможно изменить отношение лиц, страдающих транссексуализмом, к своему телу, им могут помочь только специальные хирургические операции, направленные на изменение половой принадлежности, т.е. изменяющие тело в соответствии с психическим состоянием. Поскольку последствия этих операций необратимы, то лицам, желающим изменить свой пол, врачи предлагают 2 - 3-летний переходный период, в течение которого человек имеет смешанную половую принадлежность и должен оценить серьезность предпринятого им шага. В этот период он живет открыто как лицо противоположного пола, изменив прическу, стиль одежды, манеры и имя.
Помимо хирургического вмешательства транссексуалы проходят курс лечения гормонами. Мужчинам ежедневно дают эстрогены с целью достичь определенных анатомических изменений: увеличить грудные железы, смягчить кожу, уменьшить мускулатуру и др. Однако лечение эстрогенами не позволяет избавиться от волосяного покрова на лице и на теле (здесь требуется электроэпиляция) или повысить тембр голоса (некоторые пациенты в этом случае берут специальные уроки, чтобы научиться говорить женским голосом). Терапия эстрогенами, кроме того, способствует снижению частоты эрекций и уменьшению объема простаты и семенных пузырьков.
Женщины, которые хотят стать мужчинами, принимают тестостерон, добиваясь прекращения менструаций, роста волос на лице и на теле и понижения тембра голоса. Объем молочных желез уменьшается хирургическим способом. При изменении половой принадлежности гормональное лечение необходимо на протяжении всего периода адаптации к новой половой роли. Кроме того, пациент должен время от времени консультироваться с психиатром или психологом Особое внимание в переходный период уделяется юридической легализации изменения пола и личным вопросам, таким, как отношения в семье и одобрение со стороны церкви.
Если переходный период проходит благополучно и специалисты считают, что пациент психологически и социально подготовлен к своей новой роли, то наступает последняя стадия процесса - хирургическая операция по анатомическому изменению первичных половых признаков. В настоящее время операции по "переделке" мужчин в женщин более эффективны и просты, чем обратные. В этом случае у мужчин удаляют половой член и яички и формируют искусственное влагалище и наружные половые органы. Процедура по "переделке" женщины в мужчину более сложна и предполагает создание поло-вл-о члена из кожи живота или тканей половых губ и промежности. При этом искусственное влагалище часто выглядит вполне естественно и обеспечивает достаточно полную сексуальную реакцию (т.е выделение вагинальной смазки и достижение оргазма, подтвержда-
емые многими пациентами, но не доказанные научными методами); что же касается женской транссексуальной хирургии, то искусственный половой член не эрегирует и не создает тактильных (осязательных) ощущений. Частичное поддержание половых функций у мужчин, бывших ранее женщинами, достигается имплантацией в половой член надувного механического приспособления для искусственной эрекции Опыт по применению этого метода в настоящее время сравнительно невелик, и в любом случае при его использовании эякуляция невозможна. Многие лица, ставшие мужчинами с помощью вышеуказанных процедур, ограничились гормонотерапией и хирургическим удалением молочных желез и матки, отказавшись от формирования искусственного полового члена.
Операции по изменению половой принадлежности не позволяют стать полноценным представителем другого пола, но благоприятствуют эмоциональному состоянию пациента. Недавно ученые из университета имени Джона Гопкинса подвергли сомнению целесообразность таких операций, заявив, что хирургическое вмешательство не способствует значительному улучшению психологического состояния пациентов. В настоящее время вопрос остается открытым, хотя несколько известных хирургических центров отказались от проведения операций по транссексуальной хирургии с 1980 г. из-за того, что достоверных данных о целесообразности таких операций нет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|