Сделай Сам Свою Работу на 5

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ

Определенное отношение к полу ребенка формируется у родителей еще до того, как он появляется на свет. В большинстве общественных формаций предпочтение отдается мальчикам, и рождение сына часто рассматривается как большая удача, чем рождение дочери. Это предпочтение, возможно, основывается на мнении, что мужчины более сильны, интеллектуальны, смелы и энергичны, чем женщины. Кроме того, поговорка "мир создан для мужчин" (безусловно, справедливая в прошлом) отражает традиции, когда лучшее образование, работа, более широкие возможности в политической и экономической сфере открывались в первую очередь перед мужчинами, а не перед женщинами.

Родители часто пытаются определить пол будущего ребенка и строят в отношении него самые разнообразные честолюбивые планы. Если ожидается рождение мальчика, то родители обычно считают, что он будет сильным, смелым, умным и самостоятельным. Если родители хотят девочку, то она непременно должна быть красивой, грациозной, нежной, восприимчивой к искусству и удачливой в замужестве.

Такие планы представляют собой одну из разновидностей стереотипов мышления, так же как, например, считается, что если ребенок сильно "толкается" в животе у матери, то это, скорее всего, мальчик. Таким образом, взаимоотношения между родителями и ребенком складываются под косвенным воздействием культурных традиций еще до его рождения.

С момента рождения, когда акушерка объявляет пол ребенка, культурные традиции приводят в действие механизм мероприятий (подвязывание на руку голубой или розовой метки, выбор имени, приобретение гардероба, украшение детской комнаты), каждое из которых отражает половую принадлежность и строится на различиях между мальчиками и девочками*.

Когда друзья, родственники и родители обсуждают внешность новорожденного, то половые стереотипы присутствуют во всем: "Какой большой! Он будет футболистом", "Какие хорошенькие глазки! Она просто куколка!", "Смотри, какой у него осмысленный взгляд!", "У нее замечательные ножки. У вас не будет отбоя от кавалеров!". Будущее ребенка тоже связано с отведенной ему половой ролью; когда вы слышите шутливую реплику: "Вам пора копить на свадьбу", - то можете поручиться, что речь идет не о мальчике.



Различные исследования и опросы позволили выяснить, как взрослые реагируют на пол ребенка с точки зрения стереотипов половых ролей. Несмотря на то что врачи не находят объективных различий во внешности и поведении новорожденных, родители считают, что девочки более мягкие, маленькие и симпатичные и менее подвижные, чем мальчики. В раннем детстве матери чаще прикасаются к сыновьям, чем к дочерям, зато на девочек больше смотрят и чаще с ними разговаривают - такое различие в обращении, по-видимому, призвано стимулировать развитие речи у девочек и физическую активность мальчиков. В другом исследовании двум группам молодых матерей показывали шестимесячного ребенка, одетого либо в голубые ползунки (в этом случае его звали "Адам"), либо в розовое платьице с оборочками ("Бет"); в результате оказалось", что "Бет" "послушнее" "Адама" и "ей" чаще улыбались и чаще давали игрушки (кукол), чем "ему". Интересно отметить, что хотя взрослые

В песне С.Сильверстайна "Мальчишка по имени Сью", исполняемой Джонни Кэшем, отец дает сыну "девчоночье" имя с целью сделать более мужественным. Мальчику, получившему имя Сью, приходится часто драться, чтобы защитить себя от насмешек, и это, по мнению отца, должно развить в нем смелость.

относятся к чужим детям по-разному (в зависимости от предполагаемого пола ребенка), сами они этого не осознают.

Реакции родителей на поведение сыновей и дочерей также различны. На плач девочки родители откликаются быстрее, чем на плач мальчика, но мальчику предоставлено больше свободы в передвижении и его чаще оставляют одного. В этих случаях поведение родителей направлено на выработку у мальчиков самостоятельности, тогда как девочки, наоборот, бессознательно воспитываются в духе подчиненности и пассивности.

Назначение различий в половом воспитании детей пока до конца не ясно. Культурные традиции, безусловно, играют в этом важную роль, но здесь нельзя не учитывать и влияния биологических факторов. Например, у мальчиков выше интенсивность обмена веществ, они потребляют больше калорий, и более высокая физическая активность может способствовать развитию ранней самостоятельности, тогда как поощрение самостоятельности со стороны родителей отражает культурные традиция общества. Более того, гормональный обмен в дородовый период у мужчин и женщин проявляется по-раз-кому, и этим, возможно, определяются различия в поведении в раннем детстве. Часто, как уже отмечалось, родители не отдают себе отчета в том, насколько направленность их воспитательного воздействия зависит от пола ребенка, но, тем не менее, дифференциация в подходе к воспитанию детей наблюдается даже у тех родителей, которые являются убежденными противниками половых стереотипов.

К двум годам ребенок достаточно точно определяет пол других людей и способен разложить одежду, предназначенную для мальчиков и девочек, в два разных ящика; однако способность определять пол по своим собственным фотографиям появляется у него только к 2,5 годам. Осознание половой принадлежности и восприятие себя как мальчика или девочки, по-видимому, формируется у ребенка к трем годам. Этому, возможно, способствует развитие речевых навыков, которое позволяет детям распознать свою принадлежность к определенному полу и проверить правильность определения пола, применяя местоимения "он" или "она" к другим людям.

В возрасте 2-3 лет у детей начинает формироваться представление о половых ролях и внешних признаках мужчин и женщин как внутри семьи, так и в окружающем мире. На первый взгляд кажется, что детские представления достаточно отрывочны ("Тети не курят трубки" или "Дяди не красят губы"), но понимание ребенка при этом значительно глубже, чем способность его выразить. Скорее всего представления о принадлежности к мужскому или женскому полу формируются на основе широкого спектра оттенков поведения.

Поскольку в раннем детстве игра очень важна для развития ребенка, анализ игрушек позволяет выявить их роль в половом воспитании. Пройдя по отделу игрушек крупного универмага, вы

сразу увидите принцип различного подхода к половому воспитанию в действии. Игрушки для мальчиков ориентированы на активную и подвижную игру (пистолеты, машины, космические корабли, спортивные принадлежности), тогда как игрушки для девочек предназначены для более тихих занятий, часто ориентированных на домашнее хозяйство (куклы, кукольные домики, наборы посуды, игрушечные "косметички"', пылесосы, плиты и холодильники). В тех случаях, когда игрушка предназначена как для мальчиков, так и для девочек, модель для девочек обычно определенным образом "феминизирована". Например, велосипеды для мальчиков рекламируются как "быстрые и прочные", а для девочек - как "удобные и безопасные". Сиденье велосипеда для девочек часто разрисовано цветочками, а к ручкам руля подвешены розовые кисточки. Тщательный осмотр 96 игровых комнат показал, что у мальчиков больше игрушечных машин и грузовиков, спортивного инвентаря и "военных" игрушек, тогда как девочки чаще играют с куклами, кукольными домиками и хозяйственными принадлежностями. Хотя многие мальчики играют с солдатиками или персонажами "звездных войн", большинство родителей мальчиков начинает выражать беспокойство, если их сын отдает предпочтение куклам.

Детские книжки другой важный источник освоения половых ролей. По определению Вайцман (1975), "дети познают мир через книги: именно из книг они узнают, как должны вести себя дети их возраста". Несмотря на то что в последние годы в детской литературе наметился определенный сдвиг, анализ получивших специальные призы иллюстрированных изданий для школьников, проведенный Вацман и ее коллегами, показал, что мужчины и женщины представлены в них не равноценно. Во-первых, мужчины изображены чаще, чем женщины (исследователи насчитали 261 мужской персонаж и 23 женских, т.е. соотношение составило 11:1). Во-вторых, главными героями, определявшими развитие действия, являются, как правило, мужчины, а женщины - второстепенными персонажами. В-третьих, взрослым женщинам в этих изданиях неизменно отводится роль матерей или жен, тогда как взрослые мужчины представлены в самых разных сферах деятельности и имеют различные профессии. Неудивительно, что при чтении такой литературы девочкам подсознательно внушается, что их удел - замужество и материнство. К счастью, в настоящее время несоответствие между изображением мужчин и женщин претерпевает определенные изменения, и в последних изданиях для дошкольников женщины показаны в более привлекательном свете.

Так как телевидение - это "окно в большой мир" для детей младшего возраста, оно, несомненно, имеет большое значение для социализации половых ролей. Придуманный мир детских мультфильмов, которые демонстрируются в утренних субботних программах, наполнен половыми стереотипами: почти все их герои –

мужчины, а женщины представлены в роли помощниц или жертв, которых приходится спасать от злых сил. Даже лучшие телепередачи для детей (такие, как "Улица Сезам") в прошлом критиковались из-за того, что женщины в них редко изображались за пределами домашнего очага, а мужчины составляли доминирующее большинство. Реклама товаров для дошкольников также построена на основе моделей половых ролей: мальчики показаны смелыми и инициативными, а девочки - спокойными, воспитанными и любящими домаш-ний труд.

К моменту поступления в начальную школу отношение к распре делению половых ролей несколько меняется за счет сдвига акцента в оценке поведения мальчиков и девочек. Семилетнюю девочку которая предпочитает играть в подвижные игры и лазать по деревь ям, считают развитой и любовно (даже с гордостью) называют озорницей или сорви-головой. Семилетний мальчик, которому больше нравится играть в куклы и прыгать через веревочку, чем играть в футбол, рискует получить прозвище "девчонка " и стать источником беспокойства для родителей. Детские психиатры относятся к "мальчишеству" девочек как к "нормальной переходной фазе развития", но считают, что "девчоночьи игры" у мальчиков требуют коррекции поведения, чтобы предотвратить развитие в будущем гомосексуаль ных наклонностей или половых нарушений.

Половые роли продолжают развиваться в играх школьников закрепляются при взаимодействии с группами детей старшего воз-раста. Девочки и мальчики, играющие в школьном дворе и вокруг него, постоянно находятся под наблюдением сверстников, и тот, кто играет не так, как другие, часто становится предметом шуток ' остается непонятым. Поскольку мотивация "быть как все" достаточно сильна для формирования дружеских отношений и признания индивида в группе, постоянное поддразнивание может отрицательно сказаться на самооценке ребенка.

Считается, что в этом возрасте мальчики должны демонстрировать свою мужественность, показывая силу, ловкость и боевой дух в спортивных состязаниях, которые становятся основой игры подростков. Смелость и выносливость поощряются, а страх и слабость осуждаются ("мальчики не плачут!"). Девочкам, наоборот - хотя они физически более развиты, чем их ровесники-мальчики - рекомендуется воздерживаться от шумных игр, связанных с физическими нагрузками. (Сегодня эта модель поведения значительно откорректирована, и девочки получили возможность не только учиться музыке и танцам, но и заниматься такими состязательными видами спорта, как плавание, гимнастика, футбол и баскетбол). От девочек требуют, чтобы они были чистыми и аккуратными, избегали драк и опасных шалостей ("Будь воспитанной девочкой!"). Маленьких девочек часто приучают плакать (в присутствии взрослых), если они ушиблись, или чтобы показать, что их обижают, и за этим плачем обычно следует

утешение. Таким образом, с раннего возраста мужчин приучают решать свои проблемы самостоятельно, а для женщин в качестве оптимального выхода из затруднительного положения предлагаются демонстрация своей беспомощности и ожидание помощи со стороны. Половая дискриминация иногда проявляется даже у детей сравнительно прогрессивных родителей:

"Возьмем мою знакомую, Ирэн, вице-президента фирмы "Форчун 500", которая совсем недавно за ужином жаловалась, что мужчины из административного аппарата противятся назначению женщин на руководящие посты. Не прошло и десяти минут, как она с гордостью поведала нам, как ее сын носится по дому с криком "Мальчики лучше девочек! Мальчики лучше девочек!".

По мнению Ирэн, сорока- и пятидесятилетние администраторы являются противниками равноправия женщин, но когда ее Джонатан презрительно относится к девочкам, то это естественно ("Такой возраст", - сказала она мне), "мило" и "типично для мальчика" (Роммель, 1984).

Безусловно, родители не всегда так реагируют на проявления "половой дискриминации" со стороны своего ребенка. Одна мама, услышав, как ее восьмилетний сын в разговоре с товарищами утверждал, что все девочки - плохие спортсменки, повела его в выходные на матч женских команд по баскетболу и на состязания среди женщин по поднятию тяжестей. После этого отношение мальчика к спортивным возможностям женщин изменилось, и он охотно играл в футбол с девятилетней девочкой из соседнего дома.

Хотя ситуации такого рода вызывают беспокойство у родителей, которые хотят воспитать своих детей в духе равенства полов, другая категория родителей с полным основанием придерживается мнения, что, поскольку многие девочки тоже "не хотят дружить с мальчиками" и считают, что "девочки лучше мальчиков", то это поведение нельзя считать половой дискриминацией. Эти родители отмечают, что такие отношения не свойственны для взрослых, а у детей они служат для укрепления чувства собственного достоинства.

Ребенок много времени проводит в школе, где постоянно сталкивается со стереотипами половых ролей. В учебниках для начальной школы мужские персонажи встречаются гораздо чаще женских. На уроках истории постоянно подчеркивается доминирующее положение мужчин в мире; женщины упоминаются редко и играют в истории подчиненную роль, часто связанную с домашним трудом (вспомните, как Бетси Росс способствовала делу Американской революции тем, что шила). В классе девочкам и мальчикам даются разные поручения (например, мальчика могут попросить принести стопку книг, а девочку - привести класс в порядок), и при распределении заданий на уроках учителя часто ориентируются на свои представления об

интересах детей в зависимости от половой принадлежности. В третьем классе одной из школ девочкам предложили нарисовать фреску, а мальчикам - построить форт. Когда одна из девочек сказала, что ей интереснее строить форт, то учительница ответила, что "это не подходящее занятие для молодой леди".

Кроме того, на школьников воздействуют стереотипы половых ролей, демонстрируемых по телевидению. Из коммерческих телепередач дети узнают, что большинство женщин - домохозяйки, которых больше всего волнуют вопросы выбора стирального порошка, не прилипающего к раковине мыла и самой мягкой туалетной бумаги. Мужчины, в свою очередь, интересуются сохранением здоровья ("Четыре врача из пяти рекомендуют..."), экономикой, автомобилями и развлечениями (например, большая часть коммерческих роликов, рекламирующих пиво, построена на темах развития мужественности). За небольшим исключением, все юристы, врачи и сыщики, появляющиеся на телеэкране, - мужчины, а женщины - даже если они сняты в роли, требующей от персонажа смелости, и предприимчивости, - представлены чувствительными, романтичными и сексуально привлекательными типажами, которым никак не удается самостоятельно принять верное решение. Все это ведет к тому, что стереотипы понятий мужественности и женственности закрепляются в сознании школьников: их воздействие настолько сильно, что дети начинают верить в их истинность. В подтверждение этой гипотезы можно привести результаты недавно проведенного исследования, в котором было выяснено, что у детей, проводящих у телеэкрана более 25 часов в неделю, стереотипы половых ролей закрепляются более прочно, чем у их сверстников, которые смотрят телевизор менее 10 часов в неделю.

В юности следование моделям половых ролей становится еще более важным. То, что раньше рассматривалось как игра, теперь становится реальностью. Правила поведения все больше усложняются, наказание за их нарушение (попытку быть "не таким, как все") становится более суровым, и от того, насколько точно удается следовать этим правилам, нередко зависит успех в будущем.

Исходя из стереотипов половых ролей, юноши должны следовать трем основным правилам. Во-первых, добиться хороших результатов в спортивных состязаниях. Во-вторых, начать интересоваться девушками и сексом. В-третьих, не проявлять черт характера или интересов, которые позволили бы усомниться в их мужественности. Подростки и юноши, игнорирующие эти правила, обычно становятся объектом насмешек и изгоняются из коллектива, тогда как те, кто следует им неукоснительно, чаще пользуются популярностью и всеобщим уважением.

Традиционный запрет на "женское" в поведении юношей, возможно, определяется двумя не связанными между собой факторами Первый - это отношение к мужественности и женственности как

двум полным противоположностям (об этом мы уже говорили выше). Чтобы соответствовать стереотипу "настоящего мужчины", юноша должен быть целеустремленным, готовым к конкурентной борьбе, рациональным, самостоятельным, уверенным в себе и т.д. Если он не проявляет этих черт характера, то его мужественность подвергается сомнению. Второй - юноша, у которого замечено появление "женских" интересов или черт характера, часто вызывает подозрение как потенциальный гомосексуал. Приведем такой пример: в школах, где на курсы экономики ведения домашнего хозяйства стали зачислять мальчиков, некоторые родители выразили беспокойство, что это может лишить мальчиков их мужественности и приведет к "развитию половых отклонений". Однако в тех школах, где мальчики изучают экономику ведения домашнего хозяйства, а девочки слушают курс о том, как делать покупки в магазинах, все обстоит нормально, и в этом случае никому не наносится "психический ущерб".

Девушки также сталкиваются с ограничениями, вытекающими из отведенных им половых ролей, и давлением со стороны общества. Согласно традиционным представлениям, высшая цель женщины -семья и дети, и, исходя из этого, карьера и независимость отодвигаются на второй план, а особую значимость приобретают привлекательность для лиц другого пола и умение общаться. В результате опыт, приобретенный в школе, ориентирует девушку не на овладение серьезной профессией, а на изучение домоводства и секретарских обязанностей, причем родители и одноклассницы часто стараются сформировать у нее представление, что успехи в академических дисциплинах не способствуют становлению ее женственности. И все же в настоящее время отношение к женскому образованию значительно меняется. С точки зрения общественного мнения стало допустимым, чтобы женщина работала врачом или юристом или же вошла в деловой мир на уровне руководителя или управляющего производством; постепенно увеличивается и число женщин, преуспевающих в научной деятельности.

Для многих женщин высокие требования, предъявляемые обществом к людям, которые добились высокого положения и успеха, представляются неразрешимой проблемой. По-видимому, одним из факторов, мешающих женщине добиться высокого положения, выступает "боязнь успеха", т.е. беспокойство, что при этом пострадает представление о ее женственности и что она будет отвергнута обществом, если преуспеет в этой области. Эти опасения не совсем беспочвенны, поскольку, как показывают исследования, взрослые мужчины избегают женщин, поднявшихся по служебной лестнице выше их, в результате чего процент замужеств среди женщин, сделавших карьеру, намного ниже, чем в других слоях общества. Интересно отметить, что женщины "мужского склада характера" значительно меньше боятся преуспеть, чем женщины "женственного склада".

Связь между понятиями "женственность" и "сексуальная привлекательность" также воспринимается многими женщинами неоднозначно. Традиционное представление о "правильном" сексуальном поведении женщин исходит из того, что "хорошие девочки не должны делать то-то и то-то" и что им должно быть стыдно, если они это сделали, но ведь основа женственности - это сексуальность, а доказательство женственности - сексуальная привлекательность. Но если женственности придается такое большое значение, то почему женщина должна быть сексуально пассивной? Дилемма заключается в двойственном отношении общества к стандартам полового поведения, которое не осуждает мужчину, имеющего богатый опыт половых контактов, но считает женщину, вступившую в связь более чем с одним партнером, непорядочной.

Безусловно, многие люди, достигнув зрелости, не следуют традиционным требованиям, предписываемым стереотипами половых ролей. Сегодня девушки смелее назначают юношам свидания, чем двадцать лет назад, и чаще проявляют инициативу в интимных отношениях.

Часть мужчин восприняла эти перемены с облегчением, так как для нее отпала необходимость проявлять компетентность во всех аспектах половых отношений, другая часть - чувствующая себя свободнее в традиционном ухаживании - восприняла ее настороженно. Один семнадцатилетний юноша так выразил свое отношение к создавшейся ситуации: "Мне нравится быть хозяином положения. И если девушка хочет лечь со мной в постель, а я не настроен на это, то что мне остается делать?"

У взрослых распределение мужских и женских половых ролей на уровне "игрок - болельщик" во многом изменилось и представление о половых ролях в настоящее время расширяется. Новые модели поведения более сложные и менее четкие. Изменился стиль одежды; занятия спортом, образование и карьера стали доступны практически всем; во многих учебных заведениях, которые ранее были открыты только для представителей сильного пола, введено совместное обучение юношей и девушек. Однако при этом нельзя забывать, что настоящее тесно связано с прошлым к что традиционное отношение к распределению половых ролей доныне не потеряло своего значения. Перед тем как продолжить рассказ о формировании половых ролей в обществе, необходимо сделать две оговорки. Во-первых, мы рассматривали только основные проявления данного процесса, не учитывая его разнообразия. Безусловно, было бы некорректно утверждать, что дети в разных регионах страны (например, в Беверли Хиллз, Детройте и сельскохозяйственном Вермонте) воспитываются одинаково. Религиозные, социально-экономические семейные и этнические различия по-своему влияют на социализацию половых ролей; например, удалось выяснить, что четкое распределение половых ролей более характерно для низших социальных классов, чем

для высших и средних. Во-вторых, нельзя считать, что отношение к половым ролям складывается окончательно под влиянием воспитания, полученного в детстве и в подростковом возрасте, и в дальнейшем не может измениться. В последнее время многие молодые люди отходят от традиционных взглядов на половые роли, которые внушались им с детства, и выбирают другие, более приемлемые для себя модели поведения. Как эта тенденция проявится в будущем, пока неясно.

Несмотря на различия в воспитании и изменение отношения к моделям полового поведения, стереотипы половых ролей активно продолжают действовать в зрелом возрасте. Опыт гетеросексуальных контактов и умение ухаживать остаются ведущими требованиями, предъявляемыми к мужчинам для подтверждения их мужественности, а физическая сила и ловкость (необходимые на охоте, в борьбе и в спорте) отходят на второй план. В средних и высших слоях общества мужские черты характера проявляются также в достижении финансового и служебного успеха, который служит мерой мужественности в современной Америке.

Что касается женщин, то для них брак и семья по-прежнему остаются главной целью социальных устремлений, хотя общество постепенно начинает отходить от этого стереотипа. Мнение, что женственность несовместима с деловитостью, начинает пересматриваться по мере того, как растет число разводов, все больше женщин выходит на работу и все большее число супружеских пар предпочитают бездетный брак.

Брак - достаточно интересный общественный институт, в котором половые роли распределяются зачастую неожиданно для сторон. По наблюдениям Тавриса и Оффира (1977):

"Ирония супружеских отношений заключается в том, что женитьба, которую многие мужчины рассматривают как "западню", на самом деле приносит им массу благ, но налагает на них обязанность быть кормильцем семьи, что может быть связано с чрезмерным напряжением сил и чревато развитием конфликтных ситуаций. У женщин все наоборот: замужество, к которому они стремились с детства, чревато серьезными опасностями для их здоровья, и только возможность работать вне дома способна поддержать их морально и физически."

Результаты многочисленных исследований показывают, что женатые мужчины физически и психически здоровее неженатых, тогда как у замужних женщин количество физических и психических нарушений значительно выше, чем у одиноких. Гоув (1979) предполагает, что на здоровье женщины влияют следующие аспекты половой роли и семейного статуса.

Женщине, как правило, отводится роль "жена-мать" в качестве единственного источника морального удовлетворения, тогда как у большинства мужчин обычно есть два источника для моральной удовлетворенности - роль работника и главы семьи.

Многие женщины считают, что работа по дому и уход за детьми не позволяют им полностью раскрыть свои способности, и, кроме того, очень многие женщины не могут смириться с низким статусом отведенной им роли "жена-мать".

Незаметная и достаточно неопределенная роль домохозяйки действует на эмоциональное состояние женщины подавляюще, вызывая беспокойство и скуку.

Работающая замужняя женщина помимо занятости на производстве, как правило, выполняет и большую часть работ по дому (и, следовательно, устает больше, чем ее муж); при этом она имеет более низкий социальный статус, меньший оклад и должна мириться с половой дискриминацией на работе.

У замужней женщины нет четкой цели в жизни; расплывчатость и неопределенность будущего создает множество проблем и ведет к формированию у женщины низкой самооценки.

К счастью, некоторые позитивные сдвиги показывают, что положение женщины должно измениться - и не в далеком будущем, а уже сегодня. Увеличивается число семей, где работают оба супруга, и многие мужья охотно помогают своим женам, выполняя работу по дому, которая традиционно считалась чисто женской. Пока незначительная, но все возрастающая часть мужчин предпочитает оставаться дома и вести хозяйство, предоставив женам возможность зарабатывать на жизнь и делать карьеру.

Распределение половых ролей, безусловно, не ограничивается семейным статусом. Интересно проследить, как противоречия, часто встречающиеся в семейных отношениях, проявляются за пределами домашнего очага. В деловом мире очень немногие фирмы могут похвастаться, что у них в административном аппарате работает много женщин (хотя в штате секретарей, как правило, занято мало мужчин). Молодого человека, преуспевшего на деловом поприще, называют вундеркиндом, а женщину, поднявшуюся достаточно высоко по служебной лестнице, иногда обвиняют в том, что ей удалось "пробиться через постель". Право поступать в учебные заведения, готовящие врачей и юристов, было предоставлено женщинам сравнительно недавно, и при этом пришлось преодолеть определенное сопротивление со стороны федерального правительства. Более того, изменение в правилах приема отнюдь не означало, что женщин стали принимать "с распростертыми объятиями". Вот рассказ одной из студенток медицинского колледжа:

"С самого начала я заметила, что преподаватели относятся ко мне настороженно: у них вызывало удивление то,

что я и хорошенькая, и умная. Они, наверное, привыкли считать, что умны только некрасивые женщины. Кроме того, у меня было постоянное ощущение незаслуженного унижения. Везде, начиная с анатомических лабораторий и кончая больничными палатами, женщинам-студенткам издевательски давали делать самую грязную работу. Я так и не смогла понять, чем женщина-врач, производящая осмотр полового члена, отличается от врача-мужчины, осматривающего женские половые органы, но это было неизменным предметом для шуток".

Бесспорно, половая дискриминация пустила глубокие корни в нашем обществе: многие женщины, имеющие самые престижные профессии, вынуждены испытывать ее на себе. Например, один из недавно проведенных опросов показал, что 25% студенток и преподавателей-женщин медицинского факультета Гарвардского университета сталкивались с различными формами издевательств на сексуальной почве, включавшими непристойные шутки и замечания, прикосновения и недвусмысленные предложения. В штате Атланта стажерка, которой было отказано в заключении контракта, выдвинула иск против юридической конторы "Кинги Сполдинг", обвинив ее руководство в дискриминации женщин; перед летними каникулами среди работавших в фирме студенток юридического факультета был проведен "конкурс купальников", просмотрев который один из сотрудников воскликнул: "У нее такая фигура, что, похоже, мы будем заняты только этим" ("Уолл Стрит Джорнэл", 20 декабри, 1983).

Женщины не только сталкиваются с трудностями, получая доступ к профессиям, которые традиционно считались "мужскими", но и вынуждены при этом преодолевать больше препятствий при приеме на работу, за которую им платят меньше, чем мужчинам. Более того, если женщине удается преуспеть на избранном поприще, то ее успех, по мнению общества, будет скорее связан с простым везением, а не с профессионализмом, упорством и трудолюбием. Другая разновидность предрассудков, с которой приходится сталкиваться женщинам,

- это неверие в их интеллектуальные способности. Группе студентов в составе 360 человек (где половину составляли мужчины, половину

• женщины) предложили оценить научные статьи, одни из которых были подписаны "Джон Т.Маккей", а другие - "Джоанна Т.Мак-кей". Несмотря на то что для анализа были предложены одни и теже работы, статьи, автором которых предположительно был мужчина, получили более высокую оценку среди представителей обоего пола, чем статьи, подписанные женским именем.

Половая дискриминация, несомненно, существует в современном мире, и преодолеть ее будет нелегко. Тем не менее времена меняются, и женщины овладевают сферами деятельности, в которых раньше были заняты только мужчины, например, сваркой и ремонтом теле

фонного кабеля, а мужчины постепенно осваивают традиционно "женские" профессии. Теперь, когда у нас есть первая женщина-космонавт и первая женщина, исполняющая обязанности вице-президента правящей политической партии, можно сказать, что мы стоим на пороге новой эры распределения половых ролей.

АНДРОГИНИЯ

Читая эту главу, вы, возможно, ловите себя на том, что одни черты вашего характера представляются вам мужскими, а другие - женскими. Если это так, то вы ничем не отличаетесь от большинства людей: лишь очень немногие являются "стопроцентными представителями" того или другого пола.

В недалеком прошлом, когда психологи расправились с некоторыми устаревшими представлениями о природе мужского и женского начала, концепция андрогинии привлекла к себе большое внимание. Слово "андрогиния", образованное из двух греческих корней: а н д р о - "мужской" и г и н - "женский", - означает сочетание мужских и женских черт в характере одного человека.

Как же определить соотношение этих черт? Мнения исследователей в этом вопросе расходятся. Во-первых, мужские и женские черты могут сосуществовать в вашем характере и проявляться только в определенное время. Каплан и Седни (1980) показывают двойственность проявления андрогинии на следующем примере: "Он или она могут настойчиво и убедительно отстаивать свою точку зрения в споре с коллегой по основному направлению развития производства, но будут стараться утешить этого человека и помочь ему, если у того личные неприятности". Иными словами, он или она сначала ведут себя типично по-мужски, затем - по-женски. Во-вторых, мужские и женские черты могут быть слиты воедино в характере одного человека. В этом случае эти черты проявляются не поочередно, а обе сразу. Например, андрогиничная женщина может проявлять инициативу в сексуальных отношениях (что традиционно считается уделом мужчины), но будет делать это с чувством и ненавязчиво (традиционно женское поведение). Следовательно, андрогиничный человек не теряет качеств, свойственных его полу, и не приобретает черт, относящихся к противоположному полу: в нем развиваются качества, присущие обоим полам и исходно заложенные в его природе, которые проявляются в зависимости только от его собственных половых наклонностей.

Результаты нескольких психологических обследований показали, что примерно 1/3 всех студентов колледжей и университетов - андрогиничны. Спенс и Хелмрайх выяснили, что лица, сочетающие в себе мужские и женские черты, более уверены в себе, деловиты и

общительны, чем те, которые относятся к чисто мужскому или чисто женскому типу, или те, у которых оба эти типа выражены достаточно слабо. Исследование, проведенное Бемом, показало, что поведение андрогиничных людей более гибко, чем людей, для которых характерны традиционно мужские или традиционно женские модели поведения. Кроме того, имеются данные, что андрогиничные женщины более психически здоровы, чем лица с чисто мужским или чисто женским стереотипом поведения.

Несмотря на все это, проявление черт андрогинии имеет ряд недостатков. Обследование преподавательского состава ряда колледжей выявило, что преподаватели с этими свойствами получали большее удовлетворение от работы, но при этом больше уставали. В других исследованиях выяснилось, что мужчины "мужественного типа" оказались более эмоционально приспособленными, чем андрогиничные. Андрогиничные мужчины чаще спиваются, тогда как "мужественные" лучше управляют собой, менее склонны к самокопанию, лучше разбираются в политике и больше ориентированы на результат. Более того, андрогиния не обязательно ведет к правильному поведению и быстрому нахождению выхода из положения в затруднительных ситуациях. Проведенное недавно обследование 236 студентов показало, что андрогиния не делает человека более разносторонним и приспособленным; оказалось, что для обоих полов более целесообразно наличие "чисто мужских черт, а не слияние мужских и женских характеристик" (Ли и Шрейер, 1983).

То, что исследователи, изучающие андрогинию, получают разные результаты в зависимости от самооценки индивида, мешает оценить данное явление однозначно. Поскольку такие исследования стали проводиться сравнительно недавно, то пока нельзя сказать, насколько андрогиния "полезна" или "вредна". Тем не менее с этим явлением связано много интересных проблем распределения традиционных мужских и женских половых ролей.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.