Сделай Сам Свою Работу на 5

Предельный анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы





Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема производства, общий (валовой) доход фирмы TR (англ. total revenue), будет равен произведению цены на количество продукции.

Валовой доход(TR) – это общая сумма поступлений от продажи всех единиц товара. Если продано Q единиц товара по цене Pруб. за единицу, то:

TR = P x Q

Средний доход(AR) –это доход, получаемый на единицу проданной продукции. Он равен валовому доходу, деленному на количество проданных товаров:

TR

AR = ───

Q

Очевидно, что в условиях совершенной конкуренции AR = P.

Предельный доходфирмы(MR) (англ. marginal revenue) – это прирост дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции. Он равен приросту валового дохода, деленному на прирост проданных товаров.

 

TR

MR = ───

Q

Поскольку конкурентная фирма не может влиять на цену продаваемого продукта, постольку предельный доход от продажи дополнительной единицы продукта равен его цене: MR = P.

Таким образом, для конкурентной фирмы можно записать следующее равенство:

AR = P = MR

Это видно и на рисунке 5.1. На нем кривые AR, P, MR совпадают, что показывается одной линией.



Конкурентная фирма может влиять на свой доход, только изменяя объем продаж. Однако с изменением выпуска изменяются издержки.

Менеджер фирмы должен выбрать такой объем выпуска, который принесет максимум прибыли. Если в условиях совершенной конкуренции

P = MR, то докажем, что правило для максимизации фирмой прибыли заключается в выборе такого объема выпуска, при котором P = MC.

Как известно, прибыль (Pf) – это разница между валовым доходом (TR) и валовыми издержками (TC) за определенный период продаж.

Pf = TR – TC

Тогда: Pf = TR – TC.Если Pfпринимает максимальное значение, то

∆Pf ∆ Pf ∆TR ∆TC

──── = 0. Тогда: ─── = ─── – ─── = 0

∆Q ∆ Q ∆Q ∆ Q

↓ ↓

MR MC

Отсюда MR = MC,но в условиях совершенной конкуренции P = MR, следовательно, P = MC. Другими словами, поскольку для конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, максимум прибыли для такой фирмы получается тогда, когда выпуск устанавливается в точке, где предельный издержки равны рыночной цене. Когда цена превышает предельные издержки, прибыль фирмы увеличивается. В противном случае дополнительное производство продукции может привести к сокращению общей прибыли. Следовательно, равновесный выпуск максимизирующий прибыль конкурентной фирмы – это выпуск, при котором P = MC.



 

а) б) P P TR MC TC P = MR Q1 Q2 Q3 Q Q0 Q

Рис. 5.2. Выбор объема производства путем сопоставления валовых (а) и предельных (б) издержек

В целом, существует два пути определения фирмой объема производства, максимизирующего прибыль.

Первый путь,состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход при различных объемах выпуска с валовыми издержками, соответствующими каждому из возможных объемов:

TR ↔ TC

Фирма выберет вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной, иными словами, будет достигнут максимальный объем прибыли, т.е. – Q2 (рис. 5.2, а).

Второй путь, состоит в сравнении предельного дохода и предельных издержек:

P ↔MC

До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, фирма будет наращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит расширять объем выпуска. Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто равенство предельного дохода и предельных издержек. То количество продукции, т.е. – Q0,при котором обеспечивается это равенство, и будет выбрано фирмой (рис. 5.2, б).

Объем производства, при котором предельныйдоход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска.



Режимы работы фирмы в условиях краткосрочного периода

Возможны четыре ситуации, с которыми фирма может столкнуться на любом рынке, в том числе в условиях совершенной конкуренции:

· максимизация прибыли;

· самоокупаемость фирмы;

· минимизация убытков;

· банкротство.

Рассмотрим особенности этих режимов работы фирмы в отдельности.

1) Максимизация прибыли конкурентной фирмы, когда P > ATC.

Как известно, условием равновесия конкурентной фирмы является равенство P = MC. Рассмотрим ситуацию, когда на рынке установилась цена P1, которая больше ATC или P > ATC (рис. 5.3).

Из рисунка следует, что Q1 – это выпуск продукции, при котором достигается максимальная прибыль, размер которой равен площади заштрихованного прямоугольника SABCD. Тогда:

· цена (P) равна отрезку – AE;

· ATC равна отрезку DE;

· прибыль на единицу продукции (P – ATC > 0) равна отрезку AD или AE – AD;

· оптимальный выпуск – Q1;

· TR – площадь прямоугольника ABKE;

· TC – площадь прямоугольника DCKE;

· Общая прибыль(Pf) равна площади прямоугольника ABCD или разнице площадей:

 

Pf = SABCD = SABKE – SDCKE = (P – ATC) x Q > 0

P MC ПРИБЫЛЬ А В MC=P P, MR, AR, D P1 ATC D C AVC E K   Q1 Q

Рис. 5.3. Максимизация прибыли конкурентной фирмы

2) Работа фирмы в режиме самоокупаемости, когда P2 = ATC (рис. 5.4).

 

P ATC AVC MC=P P, MR, AR, D P2   Q2 Q

Рис. 5.4. Самоокупаемость конкурентной фирмы

Данный рисунок показывает, что при Q2 прибыль фирмы равна нулю, так как P = ATC. Следовательно, покрываются все издержки, и фирма получает нормальную прибыль. Иными словами, она работает в режимесамоокупаемости.

3) Работа фирмы с убытком, минимизируя потери,когда P3 < ATC, но P3 ≥ AVC (рис. 5.5).

Данный рисунок показывает, что, если рыночная цена упала до P3, то фирма понесет убытки на сумму, равную площади заштрихованного прямоугольника SABCD. Если бы фирма прекратила операции, она бы все равно несла бы постоянные издержки. Следовательно, потери фирмы в краткосрочном периоде будут меньше, если она продолжает производить продукцию. В этом случае она будет работать в режиме минимизации потерь.

P ATC MC AVC1 A B AVC2 P3 D C MC=P P, MR, D М E K   Q3 Q

Рис. 5.5. Конкурентная фирма, несущая убытки и минимизирующая потери

Рисунок 5.5. показывает, что:

· прямоугольник ABCD – это убыток фирмы (Df);

· прямоугольник ABKE – это общие издержки фирмы (TC);

· прямоугольник DCKE – это валовая выручка фирмы (TR);

· отрезок AE – это издержки на единицу продукции (ATC);

· отрезок DE – это цена товара (P);

· отрезок AD – это прибыль на единицу продукции.

Рисунок также показывает два варианта AVC. Один вариант, в котором AVC1 < P, в другом: AVC2 = P, и он показывает нам «критическую точку М» или «точку прекращения деятельности фирмы». При рыночной цене, равной P3 фирма производит объем продукции Q3. В этом случае потери фирмы, понесенные от продолжения деятельности, равны площади заштрихованного прямоугольника ABCD, т.е. равны постоянным издержкам. В этой ситуации доход фирмы покрывает только переменные издержки, но его не хватает для минимизации потерь фирмы.

Особое значение в деятельности менеджера приобретает определение точки безубыточности. Она представляет собой точку критического объема производства (реализации), в которой доходы от продажи производственного количества продукции равны затратам на ее изготовление, т.е. в которой прибыль равна нулю.

При определении точки безубыточности исходят из равенства поступлений (доходов) от реализации продукции (TR) и затрат на ее производство (TC).

Исходными данными для расчетов являются:

- цена единицы продукции (P);

- величина затрат, не зависящих (или слабо зависящая) от объема производимой продукции – это постоянные издержки (FC);

- переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции (AVC)/

В качестве неизвестной выступает объем производимой продукции (Q,).

Тогда, поскольку TR = TC:

P x Q = AVC x Q + FC, откуда:

FC

Qб = ──────

P – AVC

Покажем точку безубыточности на рисунке с использованием валовых показателей рис. 5.6.

 

  TR TR TC Убыток TC Прибыль   FC     Qб Q  

Рис. 5.6. Определение точки безубыточности фирмы

4) Прекращение работы фирмы (банкротство),когда P4 < ATC, но

P4 < AVC (рис. 5.7).

Если цена P4 упадет ниже AVC, потери будут представлены площадью заштрихованного прямоугольника и превысят постоянные издержки.

P MC ATC AVC   P4 P, D, MR MC = P   Q4 Q

Рис. 5.7. Прекращение деятельности фирмы

Используя данные четырех режимов работы, можно построить кривую предложенияфирмы в краткосрочном периоде. Для этого совместим рассмотренные ситуации на одном графике (рис.5.8).

На данном рисунке кривая МС отражает связь между ценой и количеством поставляемой продукции. Следовательно, она является одновременно и кривой конкурентной фирмы. Однако цена, которую фирма получает за свой продукт, должна превышать средние переменные издержки на выпуск объема продукции, для которого P = MC, иначе фирма прекратит свою деятельность.

 

P MC (S) P1 P2 P3 P4 М Q Q4 Q3 Q2 Q1    

Рис. 5.8. Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде

Иными словами, количество продукции, поставляемое при любой цене, меньше AVC, будет равняться нулю. Поэтому краткосрочная криваяпредложения конкурентной фирмы – это часть кривой предельных издержек (MC), расположенная вышеминимальной точки (M) на кривой AVC. Точка М на рисунке и является критической точкой для фирмы.

Построение кривой предложения конкурентной фирмы позволяет сделать вывод о том, что фирма, нацеленная на максимизацию прибыли, в рамках краткосрочного режима продолжает производственную деятельность, получая нулевую экономическую прибыль, или работает с целью минимизации потерь. Такой парадокс особенно характерен для фирм, имеющих значительный основной капитал, и поэтому высокие постоянные издержки. Более того, фирму в этой ситуации прельщает и возможность перехода в долгосрочный период.

Зная принцип построения индивидуальных кривых предложения всех фирм отрасли, можно вывести путем их горизонтального суммирования кривую рыночного предложения данного товара.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.