Взаимодействие спроса и предложения, его практическое применение
Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы продать при каждом возможном уровне цен. Однако спрос и предложение сами по себе не определяют рыночные цены. Только их взаимодействие приводит к установлению рыночной или равновесной цены. В нашей таблице 1 такой ценой является цена P = 30 руб., то есть при этой цене S = D = 7000 кг.
P
Излишек
P1
С
P2
P3
Дефицит
Q1 Q2 Q3 Q
Рис.1.3. Рыночное равновесие
| В свою очередь, взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы, т.е. равны. Равновесность ситуацииозначает ее оптимальность, эффективность, выгодность, как для продавца, так и для покупателя.
Рисунок 1.3. показывает, что равновесие (графически) имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения. Так, в точке С объем предложения Qs будет равен объему спроса Qd. Благодаря этому, устанавливается цена равновесия (Р2), одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов.
Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является, соответственно равновесным.
На изменение рыночной цены влияют:
1) возникающий неудовлетворенный спрос – ведет к повышению цен;
2) избыточное предложение – приводит к снижению цен до уровня равновесных.
Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок сбалансированный. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая другая цена (например, Р1 или Р3) будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.
При цене Р1, которая выше равновесной – образуется излишек товаров (услуг). Это рынок покупателя. При цене Р3, которая ниже равновесной – образуется дефицит товаров (услуг). Это рынок продавца.
Закон спроса и предложения для монопродуктовой модели состоит в том, что при условии свободного ценообразования избыточный спрос стремится к 0.
Предположим, теперь, что на рынке действует много покупателей, и каждый из них покупает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих покупателей последовательно. Самый первый был готов купить по самой высокой цене, второй – по цене, чуть ниже первой и т.д. Рассмотрим положение покупателя посредине: он был готов купить товар по довольно высокой цене, а купил по равновесной. Эта разница между ценами называется выигрышем потребителя. Суммавыигрышей называется потребительским излишком.
Предположим теперь, что на рынке действует много продавцов, и каждый из них продает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих продавцов последовательно. Первый был готов продать по очень низкой цене, второй – по цене, чуть выше первой и т.д. Но все они продали по равновесной цене. Разница между равновесной ценой и ценой, за которую был готов продать продавец, называется выигрышем продавца. Сумма излишка потребителя и излишка продавца называется выгодой торговли.
Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:
1) возрастание спроса на товар – кривая его двигается вправо;
2) уменьшение спроса на товар – кривая его двигается влево;
3) возрастание предложения на товар – кривая его двигается вправо;
4) уменьшение предложения на товар – кривая его двигается влево;
Можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого, формулируют четыре правила взаимодействия спроса и предложения.
1) увеличение спроса вызывает рост т равновесной цены и равновесного количества товаров;
2) уменьшение с проса вызывает падение и равновесной цены и равновесного количества товаров;
3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;
4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.
Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.
При изменении цены данного товара значение функции спроса, конечно, тоже изменится: величина спроса станет другой, и соответствующая точка рыночной конъюнктуры на нашем графике переместится вдоль кривой спроса. В таблице спроса мы при этом должны будем перейти от одной пары соответствующих величин цены и объема спроса к другой.
Изменение цены товара
↓
изменение значения функции спроса
↓
изменение объема спроса
↓
Перемещение вдоль кривой спроса
↓
изменение дохода, предпочтений, ожиданий, цен заменителей и дополняющих товаров и т.д.
↓
изменение самой функции спроса
↓
изменение спроса в целом
↓
Сдвиг всей кривой спроса
Рис. 1.4. Взаимосвязи спроса и его факторов
Если же перемены произойдут в каком-нибудь ином воздействующем на спрос факторе, то это изменит саму функцию спроса. На графике это будет выражено сдвигом всей кривой спроса влево-вниз или вправо-вверх. Соответственно всю таблицу спроса придется переписывать заново. Такие, изменения, с одной стороны, величины спросаи, с другой стороны, самого спроса как совокупности всех соответствующих величин (например, всех пар при однофакторной функции спроса) всегда четко разграничивать. Если изобразить эти взаимосвязи схематически, то у нас получаются следующие цепочки (рис.1.4).
С предложением дело обстоит точно также: когда цена данного товара будет меняться, то и значение данной функции предложения тоже соответственно изменится. Например, при росте цены величина предложения также увечится, отражая эти изменения, точка рыночной конъюнктуры поднимется вдоль кривой предложения. В таблице предложения мы при этом должны будем перейти от одной пары соответствующих величин цены и объема предложения к другой.
Если же перемены затронут какой-нибудь другой из влияющих на предложение факторов, то это повлечет за собой изменение всей функции предложения, а это будет означать сдвиг всей кривой предложения. При этом надо отметить, что рост предложения вызовет смещение кривой предложения вправо-вниз, а сокращение предложения сдвинет кривую влево-вверх, что несколько непривычно для нашего восприятия. Это первоначальное затруднение будет легче преодолеть, если исходить из обратной функции предложения: тогда рост предложения будет ассоциироваться со снижением цены предложения, то есть сдвигом кривой вниз, а соответствующее снижение – с повышением цены предложения, а значит, сдвигом кривой вверх.
Изменение цены товара
↓
изменение значения функции предложения
↓
изменение объема предложения
↓
Перемещение вдоль кривой предложения
↓
изменение издержек, налогов, ожиданий, цен заменителей и дополняющих товаров и т.д.
↓
изменение самой функции предложения
↓
изменение предложения в целом
↓
Сдвиг всей кривой предложения
Рис. 1.5. Взаимосвязь предложения и его факторов
Соответственно и всю таблицу предложения придется переписывать заново. Такие изменения,с одной стороны, величины предложения и, с другой стороны, самого предложения как совокупности всех соответствующих величин (например, всех их пар при однофакторной функции предложения) также надо четко разграничивать. Если изобразить эти взаимосвязи схематически, то у нас получается следующие последовательности (рис. 1.5).
По общему правилу, если перемены происходят в одной из учитываемых данной функцией характеристик, то просто одно из ряда значений этой функции заменяется другим. А когда изменяется фактор, в явном виде не учитываемый и предполагавшийся ранее неизменным (как бы «стоящий за спиной» данной функции), то приходится всю зависимость охватываемых данной функцией определять заново.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|