Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимодействие спроса и предложения, его практическое применение





Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы продать при каждом возможном уровне цен. Однако спрос и предложение сами по себе не определяют рыночные цены. Только их взаимодействие приводит к установлению рыночной или равновесной цены. В нашей таблице 1 такой ценой является цена P = 30 руб., то есть при этой цене S = D = 7000 кг.

  P Излишек P1     С P2 P3 Дефицит Q1 Q2 Q3 Q Рис.1.3. Рыночное равновесие  
В свою очередь, взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы, т.е. равны. Равновесность ситуацииозначает ее оптимальность, эффективность, выгодность, как для продавца, так и для покупателя.

Рисунок 1.3. показывает, что равновесие (графически) имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения. Так, в точке С объем предложения Qs будет равен объему спроса Qd. Благодаря этому, устанавливается цена равновесия (Р2), одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов.



Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является, соответственно равновесным.

На изменение рыночной цены влияют:

1) возникающий неудовлетворенный спрос – ведет к повышению цен;

2) избыточное предложение – приводит к снижению цен до уровня равновесных.

Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок сбалансированный. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая другая цена (например, Р1 или Р3) будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.

При цене Р1, которая выше равновесной – образуется излишек товаров (услуг). Это рынок покупателя. При цене Р3, которая ниже равновесной – образуется дефицит товаров (услуг). Это рынок продавца.

Закон спроса и предложения для монопродуктовой модели состоит в том, что при условии свободного ценообразования избыточный спрос стремится к 0.



Предположим, теперь, что на рынке действует много покупателей, и каждый из них покупает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих покупателей последовательно. Самый первый был готов купить по самой высокой цене, второй – по цене, чуть ниже первой и т.д. Рассмотрим положение покупателя посредине: он был готов купить товар по довольно высокой цене, а купил по равновесной. Эта разница между ценами называется выигрышем потребителя. Суммавыигрышей называется потребительским излишком.

Предположим теперь, что на рынке действует много продавцов, и каждый из них продает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих продавцов последовательно. Первый был готов продать по очень низкой цене, второй – по цене, чуть выше первой и т.д. Но все они продали по равновесной цене. Разница между равновесной ценой и ценой, за которую был готов продать продавец, называется выигрышем продавца. Сумма излишка потребителя и излишка продавца называется выгодой торговли.

Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:

1) возрастание спроса на товар – кривая его двигается вправо;

2) уменьшение спроса на товар – кривая его двигается влево;

3) возрастание предложения на товар – кривая его двигается вправо;

4) уменьшение предложения на товар – кривая его двигается влево;

Можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого, формулируют четыре правила взаимодействия спроса и предложения.

1) увеличение спроса вызывает рост т равновесной цены и равновесного количества товаров;



2) уменьшение с проса вызывает падение и равновесной цены и равновесного количества товаров;

3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;

4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.

При изменении цены данного товара значение функции спроса, конечно, тоже изменится: величина спроса станет другой, и соответствующая точка рыночной конъюнктуры на нашем графике переместится вдоль кривой спроса. В таблице спроса мы при этом должны будем перейти от одной пары соответствующих величин цены и объема спроса к другой.

Изменение цены товара

изменение значения функции спроса

изменение объема спроса

Перемещение вдоль кривой спроса

изменение дохода, предпочтений, ожиданий, цен заменителей и дополняющих товаров и т.д.

изменение самой функции спроса

изменение спроса в целом

Сдвиг всей кривой спроса

Рис. 1.4. Взаимосвязи спроса и его факторов

Если же перемены произойдут в каком-нибудь ином воздействующем на спрос факторе, то это изменит саму функцию спроса. На графике это будет выражено сдвигом всей кривой спроса влево-вниз или вправо-вверх. Соответственно всю таблицу спроса придется переписывать заново. Такие, изменения, с одной стороны, величины спросаи, с другой стороны, самого спроса как совокупности всех соответствующих величин (например, всех пар при однофакторной функции спроса) всегда четко разграничивать. Если изобразить эти взаимосвязи схематически, то у нас получаются следующие цепочки (рис.1.4).

С предложением дело обстоит точно также: когда цена данного товара будет меняться, то и значение данной функции предложения тоже соответственно изменится. Например, при росте цены величина предложения также увечится, отражая эти изменения, точка рыночной конъюнктуры поднимется вдоль кривой предложения. В таблице предложения мы при этом должны будем перейти от одной пары соответствующих величин цены и объема предложения к другой.

Если же перемены затронут какой-нибудь другой из влияющих на предложение факторов, то это повлечет за собой изменение всей функции предложения, а это будет означать сдвиг всей кривой предложения. При этом надо отметить, что рост предложения вызовет смещение кривой предложения вправо-вниз, а сокращение предложения сдвинет кривую влево-вверх, что несколько непривычно для нашего восприятия. Это первоначальное затруднение будет легче преодолеть, если исходить из обратной функции предложения: тогда рост предложения будет ассоциироваться со снижением цены предложения, то есть сдвигом кривой вниз, а соответствующее снижение – с повышением цены предложения, а значит, сдвигом кривой вверх.

Изменение цены товара

изменение значения функции предложения

изменение объема предложения

Перемещение вдоль кривой предложения

изменение издержек, налогов, ожиданий, цен заменителей и дополняющих товаров и т.д.

изменение самой функции предложения

изменение предложения в целом

Сдвиг всей кривой предложения

Рис. 1.5. Взаимосвязь предложения и его факторов

Соответственно и всю таблицу предложения придется переписывать заново. Такие изменения,с одной стороны, величины предложения и, с другой стороны, самого предложения как совокупности всех соответствующих величин (например, всех их пар при однофакторной функции предложения) также надо четко разграничивать. Если изобразить эти взаимосвязи схематически, то у нас получается следующие последовательности (рис. 1.5).

По общему правилу, если перемены происходят в одной из учитываемых данной функцией характеристик, то просто одно из ряда значений этой функции заменяется другим. А когда изменяется фактор, в явном виде не учитываемый и предполагавшийся ранее неизменным (как бы «стоящий за спиной» данной функции), то приходится всю зависимость охватываемых данной функцией определять заново.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.