Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация и характеристика рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция.





Детальное изучение современной экономики показывает множество различных рыночных ситуаций. На одном полюсе мы можем встретить единственного производителя, господствующего на рынке. На другом – обнаруживаем тысячи и тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями располагается большое разнообразие рыночных структур.

Актуальность знания особенностей рыночных структур заключается в том, что на поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Принятие любого управленческого решения, его эффективность будет зависеть от знаний, умений, навыков менеджеров, адаптированных к тому или иному типу, структуре рынка.

Структура, тип рынка – это специфические черты рынка, к которым можно отнести: вид продукции, степень сходства либо различия товаров различных предприятий, число и размер фирм, наличие или отсутствие ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступность информации о ценах, нововведениях и т.д. Существуют различные критерии классификации рынков.

1. Так по виду товара различают:



1) рынок товаров и услуг; 2) рынок недвижимости; 3) рынок средств производства; 4) рынок труда; 5) финансовый рынок или рынок капитала (рынок ссудного капитала); 6) рынок ценных бумаг (рынок кредитных ресурсов); 7) рынок ноу-хау и другой информации.

2. По территориальному признаку различают рынки:

1) местные; 2) национальные; 3) региональные; 4) мировой.

3. В зависимости от состояния конкурентной среды на рынках экономисты различают два типа рынка:

1) Рынок совершенной (чистой) конкуренции.

2) Рынок несовершенной конкуренции,включающий в себя следующие виды: чистую монополию; монополистическую конкуренцию и олигополию.

Таким образом, мы рассмотрим четыре рыночные структуры (совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию), каждая из них отличается большим разнообразием черт, особенностей, которые и необходимо учитывать менеджерам в своей деятельности.

Дадим сначала лишь общую характеристику этим рыночным структурам. Сразу отметим, что среди них есть как идеальные(чистая конкуренция и чистая монополия), так и реальныетипы рынков (монополистическая конкуренция и олигополия). С точки зрения экономической теории, каждая модель рынка выполняет свою познавательную роль, функцию.



Так, совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, как модели, призваны служить тем фоном, на котором наиболее отчетливо видны черты реальных рынков: монополистической конкуренции и олигополии.

Основные черты указанных типов рынков приведены в таблице 5.1. Эти четыре модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

Опираясь на таблицу 5.1, кратко охарактеризуем основные черты этих четырех моделей, учитывая, что более подробные разъяснения последуют в других вопросах темы.

В условиях чистой конкуренции существует большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу, яблоки и т.п.). Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

На другом полюсе – чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (например, местная электрическая компания). Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (мебель, одежду, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.



Наконец, олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (автомобили, пишущие машинки и т.п.). Как правило, вступление в олигополистические отрасли – дело очень сложное.

Таблица 5.1

Характерные черты основных моделей рынка

Характерная черта МОДЕЛИ РЫНКА
Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный и дифференцированный Уникальный: нет близких заменителей
Контроль за ценой   Отсутствует Некоторый, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Блокировано
Неценовая конкуренция   Отсутствует Реклама, торговые марки и т.д. Типична, особенно при дифференциации товара Используется мало.
    Примеры   Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, бытовых электроприборов, инвентаря Местные предприятия общественного пользования: коммунальные, электрические

Спрос, предложение и режимы работы фирмы в условиях совершенной конкуренции

Совершенная (чистая) конкуренция –это такая рыночная структура, при которой число покупателей и продавцов весьма велико; доля каждой фирмы на рынке в общем объеме продаж небольшая, менее 1 %; фирмы производят и продают стандартизированную (однородную) продукцию; вход и выход с него для продавцов стандартизированной продукции свободы, т.е. не существует ограничений, не позволяющих фирме продать товар на рынке и нет трудностей, связанных с прекращением операций на рынке.

Совершенная конкуренция, чаще всего, явление редкое, идеальное, но ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.

Поскольку объем продаж конкурентной фирмы (т.е. фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции) составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции.

Отсюда можно сделать вывод, что спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным.

Здесь надо иметь ввиду, что речь идет о кривой спроса лишь отдельной конкурентной фирмы. Для отрасли, то есть для всех фирм, производящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять – и действительно влияют – на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Но не отдельная фирма.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции ни одна фирма не способна влиять на цену продукта. На конкурентном рынке устанавливается равновесная цена, которую отдельная фирма воспринимает как заданную рынком.

Таблица 5.2

Спрос и доход отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции

  Цена продукта Количество Валовой доход Предельный (P) (тыс. руб.) (Q) (TR) доход (MR) 2 0 0 2 1 2 2 2 4 2 3 6  

Это правило можно проиллюстрировать таблицей 5.2. и рисунком 5.1.

  а)Pб)P D0 S Pе D1, P, MR, AR Pе Qе
а) Рынок б) Фирма

Рис. 5.1. Спрос на продукцию конкурентной фирмы

Данный рисунок показывает, что рыночная кривая спроса D имеет наклон вниз. Он показывает, как готовность покупателя платить изменяется с изменением количества товара. Кривая спроса D1, с точки зрения фирмы, представляет собой горизонтальную линию, которая означает, что фирма может продавать любое количество продукции, не воздействуя этим на цену.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.