Теория предельной полезности
Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовольствия (или удовлетворения). Это свойство экономисты обозначают термином «полезность». Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами XIX века, как Г. Госсен (1810 – 1859), У. С. Джевонс (1835 – 1882), К. Менгер (1840 – 1921), а также его последователи, Бем-Беверк (1851 – 1914) и Ф. Визер (1851 – 1926).
Эти экономисты и создали особое направление в экономической науке, получившее название «маржинализм»(«предельность»).
Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (или ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.
Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы (А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс, д. Милль), так как признавал приоритет конечных результатов функционирования экономики.
Это был поистине переворот, и он сыграл столь важную роль в развитии экономической мысли, что получил название «маржиналистской революции».
Маржинализм называют субъективно-психологической теорией, и для этого есть все основания.
Основатели маржинализма были твердо убеждены, что все категории экономической науки могут быть выведены только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний. (Так, К. Менгер писал, что блага сами по себе лишены объективных свойств, эти свойства им придает соответствующее отношение к ним людей). Подобная мысль в той или иной форме приходила в голову многим, и гораздо раньше, чем экономистам, – вот что говорил, например, В. Шекспир устами одного из героев (Гамлета): « … сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке». (В. Шекспир. Гамлет, принц датский. Акт второй, сцена 2), но только маржиналисты сумели сделать эту мысль основной отправной точкой целого научного направления.
Ход рассуждений маржиналистов в главных чертах состоял в следующем.
Прежде всего, они обратили внимание на то, что потребление любого блага носит, как правило, «приростный» характер. Иначе говоря, потребитель не действует по принципу «все или ничего», а постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нем (например, стаканы воды, утоляющих чувство жажды).
Из этого наблюдения следовали три важных вывода:
1. Каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется «предельная полезность» данного блага (в экономической теории слова «предельный» и «дополнительный» являются синонимами, т.е. имеют один и тот же смысл).
Таким образом, под предельной полезностью маржиналисты понимали величину дополнительной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях).
2. Чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше предельная (т.е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер. Следовательно, то благо, которое удовлетворяет наименее настоятельную потребность, имеет и наименьшую предельную полезность. Отсюда следует сформулированная маржиналистами обратная взаимосвязь между предельной полезностью и ценностью блага. Она состоит в том. Что благо более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот (стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как тот же стакан у родника не обладает никакой ценностью, хотя, конечно, имеет полезность).
Отсюда вывод: ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего наименее настоятельную полезность.
3. Потребляя некоторое число единиц одного товара (например, бутербродов), человек получает общую полезность (TU) этого ряда, состоящую из суммы убывающих предельных полезностей. В теории принято называть условные единицы величины предельной полезности «ютилями».
Опираясь на взгляды маржиналистов, определим принципы, правила, на основе которых потребитель делает свой выбор при покупке товара.
В частности, согласно теории маржиналистов, полезность – понятие субъективное. Именно полезность от выбранного потребителем блага лежит в основе формирования рыночного спроса.
Благов теории потребления – это любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, то есть, повыщающий уровень его благосостояния. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (комплектах, или «корзинах»).
Набор благ – это совокупность данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.
Рассмотрим график, представляющий потребительское множество (множество потребления) – множество всех реально возможных наборов потребляемых благ (рис.3.1).
Наглядным изображением потребительского множества является его геометрическая интерпретация, в которой множество потребления представляется в виде соответствующего пространства.
Рис. 3.1. График набора А
Каждый i-ый вид блага (Х1; Х2) на данном рисунке будет характеризоваться соответствующей величиной координаты Хi, откладываемой по данной i-ой оси, n – мерного пространства благ. Отложенные по всем n осям такого пространства благ, все координаты от X1 до Xn и дадут в своей совокупности геометрический аналог данного набора А (Х1, Х2 … Хn). Очевидно, что им будет точка А в n-мерном пространстве, все координаты которой Xi , будут равны соответственно всем количествам благ i-го вида, входящим в данный набор А.
Рисунок показывает, что если мы возьмем на графике точку А. координатами которой будут соответствующие количества первого (Х1) и второго (Х2) видов благ в данном наборе А, то она будет представлять набор А.
Экономические решения при выборе благ для приобретения продиктованы желанием покупателя достичь наибольшей выгоды или отдачи, при имеющихся возможностях. Эта выгода, при потреблении представляющая собой уровень благосостояния или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью.
Теория потребительского выбора, опираясь на идеи маржиналистов, исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением, и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.
Таким образом, основу потребительского выбора (поведения) составляет современный вариант классических представлений о категориях пользы, полезности, предельной полезности, вкусах, предпочтениях, потребительского выбора и т.д. Дадим им определения и покажем отличия друг от друга.
Польза –это объективная сторона вещи, независимая от сознания человека.
Полезность –это субъективная сторона, зависящая от сознания человека, его предпочтений.
Полезность и польза не одно и то же. (Так, картина Пикассо бесполезна с практической точки зрения, но полезна знатоку искусства).
Предпочтенияили вкусы – это симпатии или антипатии к чему либо, в данном случае к определенным товарам и услугам. Наглядно особенности предпочтений каждого данного потребителя могут быть выражены с помощью кривых безразличия.
Экономическая модель потребительского выбора, в связи с этим, базируется на определенных предположениях о потребительских предпочтениях. Эти предположения известны как аксиомы теории потребительского выбора.
1) Первая аксиома. Способность ранжировать альтернативы предпочтений. То есть могут быть наборы товаров с равными и неравными предпочтениями или одинаковым, или неодинаковым уровнем удовлетворения. При одинаковом уровне удовлетворения – потребителю безразлично какой набор товаров взять, так как у них одинаковое удовлетворение потребностей.
2) Вторая аксиома. Транзитивность предпочтений, то естьперенос предпочтений с одних благ на другие.
3) Третья аксиома. Рефлективность предпочтений, то есть набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого. Она означает фиксированность потребителя в выборе набора благ и неизменность отношения к нему.
4) Четвертая аксиома. Предположение о ненасыщаемости потребностей – т.е. большее количество блага всегда предпочтительнее меньшего количества этого блага («больше всегда лучше»). Это не касается, однако, антиблаг.
5) Пятая аксиома. Предположение о непрерывности предпочтений, т.е., исходя из него будем считать, что где-то в промежутке между явно лучшим и заведомо худшим по отношению к данному набору всегда найдется более или менее равноценный ему.
Все эти предположения (предпосылки) необходимы для того, чтобы получить возможность определить функцию полезности,которая показывает зависимость уровня полезности от набора потребляемых благ.
Функция полезности – это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемой потребителем.
U = ( X1; X2; … Xn), где
U – уровень полезности.
X – количество потребляемых благ.
Полезность,таким образом, высвечивает принципиальный момент в поведении потребителя, выбирающего тот или иной набор благ, она:
· служит критерием отбора потребителем товара (услуги);
· показывает, насколько необходим тот или иной объект выбора данному потребителю в данных условиях;
· определяет, к чему стремится потребитель в данной ситуации;
· является целевой функцией действий потребителя в процессе выбора, количественное значение которой он стремится максимизировать.
По сути, функция полезности – это определенная форма выражения упорядочивания предпочтений потребителя.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|