Сделай Сам Свою Работу на 5

Предупреждение преступлений несовершеннолетних





В советский период была создана и получила значительное развитие и признание зарубежных специалистов система мер борьбы с преступлениями несовершеннолетних, как одно из ведущих направлений профилактической и уголовной политики. Ряд положений, лежащих в основе этой системы, включены в международно-правовые документы ООН.

Ее концепция предусматривает систему целей и задач, масштабов и этапов профилактической деятельности, их информационного, методического, правового, ресурсного, организационного обеспечения на основе специализации в рамках единой системы предупреждения преступлений и преступности в стране (см. гл. IX).

Конечно, не вся проблематика борьбы с преступностью несовершеннолетних была в должной степени исследована, а тем более решена практически. Это особенно относится к соотношению общевоспитательной и профилактической работы, осуществлению профилактики через социально-правовую охрану семьи и детства, участию специалистов различного профиля (психологов, врачей, социологов и т.д.). Но в целом система профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних в течение ряда лет функционировала, вопреки утверждениям некоторых публицистов, достаточно эффективно, сдерживая преступность несовершеннолетних на более низком уровне, нежели тот, на котором она могла бы находиться в силу социальной ситуации в целом. Снижение эффективностиборьбы с преступностью несовершеннолетних в последние годы связано:



а) с преждевременным свертыванием ряда различных ее форм до создания новых;

б) с возрастающим несоответствием ее потребностей правовому и ресурсному
обеспечению;

в) с трудностями использования требуемых алгоритмов деятельности в условиях
социальной нестабильности.

Система профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества.Она должна характеризоваться:

а) сочетанием государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности;

б) сочетанием четырех задач (воздействие на личность, среду, деятельность субъек
тов воспитания и профилактики, общественное мнение);



в) специализацией информационного фонда, методики, организационных форм
и управления, кадров и ресурсов;

г) построением исходя из федеративного характера государства и распределения
полномочий между Федерацией и ее субъектами, а также предоставлением ши
роких прав органам местного самоуправления;

д) распределением функций между отдельными участниками профилактической
деятельности, с тем чтобы противодействовать дублированию, попыткам де
лать «все за всех»;

е) определением сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных
жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, вклю
чая ее правовые формы;

ж) переходом в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных к
правовым мерам воздействия, обеспечению достаточности и своевременности это
го воздействия. В основе системы профилактики должны лежать законность, спра
ведливость, демократизм (в том числе контроль общественности за профилакти
ческой деятельностью правоохранительных органов, а не только помощь в ней),
взаимодействие на уровне страны, субъекта Федерации, местного самоуправле
ния и между этими уровнями, специализированная законодательная база.

Изложенная выше характеристика системы профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних в определенной степени расходится с ее реальной картиной, но фиксирует оптимальную модель, на реализацию которой должны направляться усилия науки и практики. Именно такова функция криминологии по научному обеспечению борьбы с преступностью. И именно невостребованностью многих рекомендаций науки, а не их отсутствием в значительной степени объясняется усложнение ситуации в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних.



Задачи профилактики не тождественны общим задачам воспитания. Они возникают только там и тогда, где и когда обнаруживаются криминогенные процессы и явления, непосредственно и интенсивно влияющие на развитие детей и подростков, в связи с чем появляется опасность формирования криминальной мотивации у них. Воспитание и профилактика - - взаимодействующие, но не тождественные сферы,поэтому, в частности, нельзя ожидать от образовательных учреждении решения общевоспитательными средствами задач, которые требуют специализированных средств (как и наоборот).

Не противоречит ли сказанное традиционной классификации профилактики на общесоциальную, частично специализированную и специальную (целенаправленную), о чем говорилось в главе, посвященной системе предупреждения преступности? Противоречие это кажущееся.

Общесоциальный уровень профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних можно определить как комплекс таких крупномасштабных мероприятий, улучшающих возможности семейного,

школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга (в том числе в рамках определенного контингента, территории и т.п.), в целепо-лагании которых выделяется ориентация на устранение, нейтрализацию тех недостатков в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних* которые наиболее часто продуцируют преступления в среде подрастающего поколения или способствуют им. Такие мероприятия являются в определенном смысле базовыми для специальной профилактики, расширяя ее возможности. Например, мероприятия по социальной помощи семьям с низкой педагогической культурой и недостаточным материальным уровнем; мероприятия социальной защиты и помощи детям и подросткам из так называемых групп риска. К этому же уровню относится организация педагогического и правового всеобуча, имеющего прямые выходы на целенаправленную профилактику, недалеко не сводимого к ней. Наконец, на уровне общесоциальной профилактики находится требование, обращенное к педагогике: «...каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию; учить его сопротивляться»1.

В числе участников (субъектов) профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних можно выделить:

— органы государственной власти и муниципальные органы, обеспечивающие
программирование, планирование, правовое регулирование и ресурсы этой де
ятельности, контроль за ее ходом и результатами;

— институты социального воспитания — семья, школа, трудовой коллектив, уч
реждения культуры и досуга, осуществляющие во взаимодействии и в преде
лах компетенции профилактику возникновения искаженной позиции лично
сти детей и подростков, коррекцию возникших криминогенных искажений,
если они устранимы педагогическими и иными воспитательными средствами;

— органы защиты и социальной, психолого-педагогической, медицинской и пра
вовой помощи детям и подросткам, находящимся в неблагоприятных жизнен
ных условиях, в том числе в зоне интенсивных негативных влияний, либо по
павшим в экстремальное стечение неблагоприятных обстоятельств;

- правоохранительные органы в целом и их специализированные подразделения и службы.

Среди перечисленных субъектов профилактики имеются: специализированные, т.е. ориентированные целиком или преимущественно на эту деятельность; частично специализированные и неспециализированные, т.е. решающие вопросы профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних в процессе реализации своих более широких задач и функций по социальному управлению и воспитанию. В качестве частного случая рассмотрим подробнее задачи и возможность непосредственных участников профилактики, относящихся ко второй

1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения. М., 1953. Т. 4. С. 342.

группе, так как они опираются в основном на меры общесоциального, в том числе общевоспитательного, характера. Это рассмотрение позволит нам уяснить их место на каждом этапе целенаправленной профилактики, соотношение общевоспитательных и специальных мер, разграничение компетенции и взаимодействие со специализированными субъектами профилактики (соответствующие службы милиции и прокуратуры, суды и т.д.).

Обеспечение эффективного участия семьив профилактике связано с развитием социальной помощи малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей в условиях отсутствия одного из родителей, болезни или продолжительного отсутствия родителей в связи с характером их работы, необходимости защиты семей с детьми от материальных и моральных последствий безработицы родителей1 и т.д. Семья должна осознавать себя полноправным субъектом взаимодействия с государственными и общественными институтами социального воспитания, субъектом контроля за их деятельностью. И это одна из главных задач педагогического и правового всеобуча.

Существенное значение в обеспечении антикриминогенного потенциала семьи имеет эффективная помощь ей в создании жизненной перспективы для детей и подростков с физическими и психическими аномалиями.Эти дети составляют в младших классах 4—5%, а в контингенте неуспевающих—более 50%. Поскольку из-за неадаптированности в нормальной среде вероятность преступного или иного правонарушающего поведения в этом контингенте в 4—5 раз выше, чем в среднем у несовершеннолетних, расширение сети учреждений социальной, медицинской и психологической их адаптации, как и консультационной помощи семье, имеющей таких детей, относится к числу первоочередных задач2.

Профилактический аспект современных мероприятий по совершенствованию деятельности образовательных учрежденийво многом связан с предложениями по восстановлению роли школы в жизни детей и подростков на основе педагогики диалога и сотрудничества, совместной деятельности с семьей, качественного повышения квалификации, культурного и нравственного уровня педагогов и создания для них материальных условий и психологической атмосферы, которые стимулировали бы их закрепление в школе и реализацию воспитательного потенциала образовательного учреждения. В соответствии со ст. 2 и 4

1 Напомним, что в 1920-е гг. до 40% городских подростков в возрасте 16 лет имели
самостоятельный заработок.

2 Сказанное надо повторить, в частности, применительно к актуальности осу
ществляемых в настоящее время мер по развитию собственно психиатрической помощи
несовершеннолетним. По некоторым оценкам, до 15% детей и подростков страдают вы
раженными психическими расстройствами. Без квалифицированной психиатрической
помощи семья не в состоянии справиться с воспитанием детей с этими аномалиями.

Закона «Об образовании» образовательные учреждения обязаны обеспечить формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование; воспитание в духе любви к Родине, трудолюбия, уважения прав и свобод человека, общечеловеческих, народных, семейных ценностей. В соответствии со ст. 52 Закона родители (иные законные представители) во взаимодействии с образовательным учреждением несут ответственность за воспитание детей и получение ими основного общего образования.

Реализация этих требований, их профилактического аспекта предполагает необходимость в меру возможностей государства и общества взять линию на разукрупнение классов, переход к односменности занятий, усиление консультирования школы психологами и психиатрами, расширение медицинского обслуживания учащихся. Иными словами, в центр внимания ставится личность ребенка и подростка, индивидуальная работа с ним, включая и своевременное предупреждение (или компенсацию) трудностей адаптации, появления комплекса неполноценности и его криминогенного развития. Мероприятия по совершенствованию школьного воспитания включают и четкую ориентацию педагогических коллективов, родительских и ученических объединений относительно роли, возможностей, методов, пределов их участия в целенаправленной профилактике, в частности информационный обмен с правоохранительными органами. В настоящее время многие школы и другие образовательные учреждения гораздо больше, нежели правоохранительные органы, осведомлены о семьях пьяниц, в которых находятся дети, о семьях, в которых с детьми жестоко обращаются, но они не сообщают об этом, а пытаются справиться с ситуацией собственными силами или мирятся с ней. Забота о своевременной передаче информации, требующей вмешательства службы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним, а также милиции, прокуратуры, суда, представляется одной из важных предпосылок реализации профилактического потенциала образовательных учреждений.

Непосредственно профилактическую направленность имеют (хотя и не сводятся к ней, а являются более социально масштабными) положения законодательства об образовании относительно контроля за исключением учащихся и за другими случаями их досрочного ухода из образовательного учреждения1; о специальных коррекционных учреждениях для лечения,

1 В то же время принципиально важно то, что законодатель предусмотрел саму возможность исключения из образовательного учреждения за правонарушения и грубые дисциплинарные проступки. Это, несомненно, будет оказывать сдерживающее воздействие на некоторых учащихся из групп повышенного риска, как и создавать возможность своевременного устранения источников криминальных влияний в среде учащихся.

воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в обществе детей и подростков с отклонениями в развитии, а также с правонарушаю-щим или иным устойчивым антиобщественным поведением.

В качестве частных, но очень важных направлений профилактической деятельности образовательных учреждений надо указать на комплексные меры, предупреждающие развитие жестокости у детей и подростков или устраняющие ее первые же проявления; аналогичные меры профилактики развития корысти, эгоцентризма, вызывающего пренебрежительное отношение к общественным нормам поведения1. Представляется целесообразным специальное упоминание о них в уставах (положениях) образовательных учреждений.

Профилактический аспект имеет деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, не продолжающих учебу, и их трудовой адаптации. В современных условиях особенно важно обеспечить сохранение преимуществ в приеме на работу подростков, особого порядка их увольнения (исключения из образовательных учреждений); сохранение специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также материального и морального поощрения наставничества. Необходимо обеспечивать и сохранение в документах, определяющих перспективы социального развития трудового коллектива, разделов, посвященных адаптации несовершеннолетних и молодых рабочих и служащих, профилактике криминогенных влияний и правонарушений в их среде. Выше упоминался в качестве криминогенного фактор распада механизма бронирования мест для трудоустройства подростков. Определенный шаг для восстановления этого механизма сделал Закон «Об образовании», в котором предусмотрено, что государство «обеспечивает квотирование рабочих мест для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении». Однако реализация этого рамочного положения требует его конкретизации в законодательстве субъектов Федерации и в актах местного самоуправления.

На общесоциальном и специальном уровнях в систему участников профилактики входят учреждения, организующие досуг несовершеннолетних с выделением специальных задач в отношении детей и подростков из неблагополучных семей, других групп риска. В настоящее время наиболее актуальны мероприятия, которые должны приостановить сокращение сети клубных (культурно-воспитательных, спортивных)

1 Эта задача, как и некоторые другие из названных ниже, должна ставиться уже на стадии дошкольного воспитания. Исследования показывают, что искаженное развитие свойств личности нередко начинается настолько рано, что эти искажения часто принимаются за врожденные.

учреждений для несовершеннолетних и молодежи. Одновременно через благотворительность, добровольные фонды, религиозные организации, через источники финансирования в виде местных налогов, лотерей, отчислений от квартирной и арендной платы необходимо развернуть организацию новых учреждений этого типа. Особенно велика здесь роль органов местного самоуправления, наделенных широкими полномочиями.

С учетом того, что формирование группировок и банд несовершеннолетних происходит обычно по месту их жительства (это микрорайоны с особо низким уровнем культуры и возможностей для проведения досуга молодежи), перечисленные выше мероприятия еще более актуализируются в качестве социальной основы профилактики.

Интенсивное развитие в системе участников профилактики преступности несовершеннолетних в современных условиях получает служба социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним.Эта служба, будучи составной частью (подсистемой) системы социального обслуживания страны, республик, областей, городов, районов и т.д., имеет вместе с тем автономные задачи, структуру, информационно-методическое, ресурсное, правовое обеспечение.

Ее зарождение относится к началу 1920-х гг. Тогда функционировала широкая сеть органов детской социальной инспекции, комиссий по делам несовершеннолетних, отделов социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) и т.д. вместе с консультативными и воспитательными учреждениями различных типов. Они строились на сочетании мер социальной помощи, профилактики и правового воздействия с приоритетом первых. В труднейших условиях того периода были спасены от беспризорности миллионы детей и подростков.

В дальнейшем, однако, на системе социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним отразились тенденции, господствующие в обществе. Постепенно были свернуты те формы деятельности, в основе которых лежала социальная помощь, и на первый план вышли меры правового воздействия. Восстановление, начиная с 1960-х гг., прежней концепции носило во многом формальный характер, так как центральным звеном оставалась специализированная служба милиции - - инспекция по делам несовершеннолетних, а органы более широкого профиля в лице комиссий по делам несовершеннолетних развивались в основном (из-за отсутствия ресурсного обеспечения) как инстанции по делам о малозначительных правонарушениях подростков. В 1991—92 гг. была разработана новая концепция социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. Центр тяжести ее организации и функционирования переносится на места; предусматриваются подготовка

специализированных кадров, ресурсное обеспечение, четкое разграничение компетенции с правоохранительными органами и вместе с тем взаимодействие с ними в «пограничных» ситуациях и преемственность. Служба строится как комплексная, охватывающая социальные, психологические, педагогические, медицинские и правовые аспекты. Она должна осуществлять: охрану и защиту прав семьи и несовершеннолетних; помощь семьям, имеющим трудности в содержании и воспитании несовершеннолетних1; помощь семьям и несовершеннолетним из групп риска, а равно детям и подросткам, оставшимся без родителей или ставшим жертвами преступлений; реадаптацию несовершеннолетних, утративших нормальный социальный статус или нуждающихся в помощи в связи с применением к ним мер правового воздействия. В структуру службы включаются подразделения: по оказанию неотложной помощи (телефоны доверия, кабинеты анонимного приема, дома-убежища и т.п.); по диагностике и оказанию длящейся социальной, психологической, медицинской поддержки и помощи; по правовой защите семьи и несовершеннолетних.

Закон «Об основах социального обслуживания» выделяет в качестве одного из приоритетных направлений деятельности социальной службы помощь, поддержку, защиту несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанной с сиротством, безнадзорностью, малообеспеченно-стью, конфликтами и жестоким обращением в семье, с отсутствием постоянного места жительства. В этой связи в перечне учреждений социального обслуживания предусматриваются территориальные центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты, детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками и умственно отсталых, и т.д. Сеть этих учреждений в последние годы заметно расширяется в соответствии с законодательством субъектов Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления на основе единых государственных стандартов, утверждаемых Правительством РФ.

Важные положения для восстановления и развития системы профилактики преступности несовершеннолетних содержит Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Он, в частности, предусматривает введение государственных заказов на участие этих объединений в организации досуга детей и молодежи, предупреждении безнадзорности и преступности; субсидирование

1 В том числе семьям и несовершеннолетним, попавшим в экстремальные ситуации в связи со стихийными бедствиями, ставшим беженцами из регионов с межнациональными конфликтами и т.д.

деятельности по интеграции в общество детей и молодежи из групп повышенного криминального риска (ст. 8,11).

Предстоит дальнейшее развитие законодательной базы социальной защиты семьи и несовершеннолетних в соответствии с Конституцией РФ; вводится специальность «социальный работник» с подготовкой в зависимости от профиля на базе педагогических, психологических, медицинских, правовых учебных заведений.

В последние годы актуализировались проблемы, связанные с участием в профилактике добровольных фондов, религиозных организаций, общественных объединений и движений.Зарубежный опыт свидетельствует о том, что социальная защита семьи и несовершеннолетних, поддержка и помощь детям из групп риска в значительной степени может осуществляться (включая подготовку и оплату кадров социальных работников) на базе этих организаций и объединений.

Решения требуют, наконец, теоретические и практические проблемы сохранения в новых условиях таких положительно зарекомендовавших себя субъектов профилактики, как общественные воспитатели, специализированные формирования общественности по месту жительства и т.п., либо создания новых субъектов, которые приняли бы на себя аналогичные функции.

Профилактика преступности и преступлений несовершеннолетних как непрерывно действующая система имеет следующие основные последовательные этапы(ступени), характеризуемые взаимоподдержкой и переносом на следующий этап задач, которые не удалось решить на предыдущем. По примерным оценкам, полное использование возможностей каждого этапа позволило бы предотвращать 60—65% преступлений несовершеннолетних из фактически совершаемых. Гораздо более низкая результативность системы профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних связана с несвоевременностью или недостаточностью использования этих возможностей, а не только с недостаточностью ресурсного обеспечения.

Начальным этапом является ранняя профилактика.За ним следуют этапы непосредственной профилактики, профилактики предпреступно-го поведенияи, наконец, профилактики рецидива.Эти этапы профилактики направлены на то, чтобы соответственно:

- оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в не
благоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное
действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц (этап
ранней профилактики);

- не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со
значительной уже степенью дезадаптации, совершающих правонарушения не
преступного характера (этап непосредственной профилактики);

— не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления
лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность
которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем
будущем (этап профилактики предпреступного поведения);

— предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления (профи
лактика рецидива).

Меры раннего предупреждения имеют своим содержанием:

— предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий
жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблю
дением правовых норм, регулирующих эти условия своевременного оказания
социальной помощи, поддержки, защиты в различных формах;

- устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних (в том числе компенсация «теневых сторон» некоторых социальных явлений и процессов);

— целенаправленная корректировка неправильного развития личности в началь
ной стадии, а также нормализация условий (оздоровление) среды жизни и вос
питания конкретных подростков или их определенных групп (контингентов).

Задачи ранней профилактики в значительной части решаются в процессе обычной деятельности учреждений, осуществляющих воспитание несовершеннолетних, и органов, управляющих этой деятельностью. Помогать формулировать эти задачи в рамках общевоспитательной деятельности и осуществлять их во взаимодействии с семьей, обмениваться информацией - - важная функция правоохранительных органов.

К числу мер ранней профилактики относятся: вовлечение родителей в педагогический всеобуч; устройство детей в интернат, группу продленного дня; назначение шефа; материальная помощь из средств социальной службы; беседы о правах и обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление калечение и т.д.

Выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в отношении которых необходимо принять меры воздействия в целях обеспечения нормальной обстановки, осуществляется органами социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним во взаимодействии с образовательными учреждениями и общественными объединениями. При невыполнении родителями воспитательных обязанностей к ним могут быть приняты меры разъяснения, общественного, семейно-правового, административно-правового, уголовно-правового воздействия. В отношении злостных нарушителей родительских обязанностей может быть поставлен вопрос перед судом об ограничении дееспособности, изъятии детей или о лишении родительских прав. Суд вправе выселять лиц, создающих невозможные условия для совместного проживания с ними

детей. Взрослые, пытающиеся вовлечь несовершеннолетних в преступления, иные формы антиобщественного поведения, привлекаются к уголовной ответственности. Число преступлений, в совершении которых участвовали несовершеннолетние совместно со взрослыми, в 1994— 98 гг. увеличилось на 3,3% (с 59,7 тыс. до 61,7 тыс.). Вместе с тем количество уголовных дел, возбужденных в отношении взрослых за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, уменьшилось (с 20,9 тыс. до 19,6 тыс.).

Надо отметить определенную интенсификацию использования в последние годы мер ранней профилактики. Так, хотя выявляемость семей, в которых родители или лица, их заменяющие, отрицательно влияют на детей, по-прежнему недостаточна (на учете в органах милиции состояло в 1995 г. лишь около 160 тыс. таких лиц, т.е. «верхушка айсберга»), но по сравнению с 1994 г. этот показатель увеличился на 20%. К административной ответственности привлечено лиц, виновных в однократном доведении несовершеннолетних до состояния опьянения, на 25% больше, чем в предшествующем году, или в 2,5 раза больше, чем в 1991 г. Родительских прав лишено в 1995 г. около 12,5 тыс. человек -почти на 20% больше, чем в предшествующем году, и в 3 раза больше, чем в 1991 г.

Раннее предупреждение преступлений несовершеннолетних осуществляется и с помощью некоторых запретительных и ограничительных мер(например, запрет порнографических фильмов и печатных произведений, продажи алкогольных напитков детям и подросткам), а также с помощью правовой и педагогической пропаганды.

Меры непосредственной профилактикинеобходимы, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям и он начал их совершать. На данном этапе также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем существенно интенсифицируется воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости и применение мер правового характера. Служба социальной защиты и помощи, специализированная служба органов внутренних дел и специализированные формирования общественности выясняют и устраняют обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние совершают нарушения общественного порядка, мелкие кражи, принимают участие в выпивках, азартных играх и т.д., а равно ведут работу по исправлению самих этих лиц. Привлекаются к ответственности (административной, уголовной и др.) лица, оказывающие на этих несовершеннолетних отрицательное влияние. К общественной, семейно-правовой, гражданско-правовой

(возмещение ущерба), административной ответственности могут быть привлечены и родители либо лица, их заменяющие, если будет установлена их вина в безнадзорности. В 1998 г. органами милиции осуществлялась профилактическая работа в отношении 746,4 тыс. подростков-правонарушителей, что на 11,4% больше, чем в 1994 г. В этот же период проводилась работа с 231,5 тыс. родителей (опекунов, попечителей), не исполняющих обязанностей по воспитанию детей.

Меры устройства и воздействия сочетаются с мерами социальной помощи. В частности, выявляются несовершеннолетние, оставившие учебу и не работающие, с целью их устройства и устранения причин, по которым они находились без определенных занятий. Обеспечивается возврат в семью либо устройство в интернатное учреждение несовершеннолетних, которые бежали из дома из-за ссор с родителями, в поисках приключений и т.д. и стали беспризорными (ежегодно эти меры охватывают от 60—70 до 100—150 тыс. детей и подростков).

Меры в отношении несовершеннолетних, замеченных в правонарушениях непреступного характера, включают:

- постановку на учет в органах, осуществляющих профилактику преступлений несо
вершеннолетних, длящуюся воспитательную работу и контроль (в том числе через
общественных воспитателей). В 1998 г. на таком учете состояло около 746,4 тыс.
несовершеннолетних (на 11,4% больше, чем в 1994 г.);

— общественное воздействие;

• устройство в возрождаемые студенческие строительные отряды, в спортивно-
трудовые лагеря и клубы. В частности, опыт взаимодействия школ со специа
лизированными районными клубами и спортивно-трудовыми лагерями пока
зал, что за лето удается преодолеть отставание даже учащихся, не успевающих
по двум-трем предметам, и тем самым устранить их отчуждение от школы;

• воздействие через органы, рассматривающие административные пра
вонарушения несовершеннолетних (предупреждение, возложение обязанности
возместить причиненный ущерб, передача под надзор, помещение через суд в
специальные воспитательные учреждения);

- гражданско-правовые меры (взыскание ущерба).

Следующий этап профилактики - - профилактику предпреступно-го поведенияобразуют специальные меры в отношении тех несовершеннолетних, которых можно рассматривать как находящихся в силу развития криминогенной мотивации на грани совершения преступления. В принципе, здесь используются те же меры, что и во второй группе, но реализуются они в процессе каждодневного, интенсивного и демонстративного контроля за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетнего; интенсивного воздействия на источники отрицательного влияния на него. Эти меры неотложны и преследуют цель удержать несовершеннолетнего от перехода на преступный путь, после чего возобновляется решение

задач предшествующей ступени. Меры профилактики рецидива включают:

а) деятельность специализированных подразделений по делам несовершен
нолетних, а также следователей, прокуроров, судей по выявлению и устране
нию причин и условий, способствующих совершению преступлений несовер
шеннолетними (например, внесение представлений и вынесение частных
определений); использование воспитательно-профилактического воздействия
судопроизводства;

б) своевременное изъятие оружия и других орудий преступлений у ранее суди
мых подростков;

в) правовую и моральную подготовку к жизни на свободе осужденных, подлежа
щих освобождению; трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних,
освобожденных из мест лишения свободы либо осужденных к мерам, не свя
занным с лишением свободы, и контроль за их поведением. В этих целях рабо
та ведется сотрудниками мест лишения свободы, работниками органов внут
ренних дел, общественными воспитателями; организуются проверки
прокуратурой и органами социальной защиты и помощи семье и несовершен
нолетним; принимаются упомянутые выше меры оздоровления среды; и т.д.

Широкое применение к несовершеннолетним условного осуждения обусловливает особую важность для предупреждения рецидива систематического контроля за соблюдением такими осужденными общественного порядка и принятых обязательств, своевременной постановки вопросов об обращении приговора к исполнению в случае злостных нарушений, допущенных осужденными.

Надо отметить значительное расширение правовой базы и основанных на ней возможностей профилактики преступлений несовершеннолетних в связи с принятием УК РФ 1996 г. Глава 20 этого Кодекса «Преступления против семьи и несовершеннолетних» в соответствии с международно-правовыми обязательствами России усилила уголовно-правовую защиту интересов правильного воспитания подрастающего поколения. Усилена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий лиц, на которых возложены воспитательные обязанности. Вовлечение несовершеннолетних в преступную группу закон рассматривает как деяние, совершенное при квалифицирующих обстоятельствах. Строгие наказания предусмотрены за совершение любых сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и завладения им, особенно для использования в преступных или иных противоправных целях. Впервые установлена уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с ним.

Важные для профилактики положения содержатся в гл. 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Обязательным по этим делам является установление условий жизни и воспитания подростков, совершивших преступления, особенностей личности, влияния старших. Очевидно значение этих данных для предупреждения рецидива, а также для предупреждения перехода на преступный путь других подростков из той же микросреды. Регулирование принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним в качестве альтернативы «обычному наказанию», направлено на создание таких условий применения этих мер, которые максимально способствуют предупреждению рецидива.

Деятельность всех органов, учреждений, организаций, осуществляющих предупреждение преступлений несовершеннолетних, координируется длятого, чтобы не допустить дублирования и обеспечить четкое размежевание компетенции и осуществление совместных мероприятий, обмен информацией.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.