|
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При криминологическом анализе к данному виду преступности относятся не только преступления, предусмотренные соответствующей главой (22-й) УК РФ (незаконное и лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, незаконное получение кредита, заведомо ложная реклама, фальшивомонетничество, контрабанда, фиктивное и преднамеренное банкротство, обман потребителей, уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей и др.), но и деяния, ответственность за которые наступает по статьям Кодекса, помещенным в другие его главы (21,23,28,30), например, присвоение или растрата, взяточничество, коммерческий подкуп и др. Их объединяет мотивация (как правило, корыстная, хотя возможны и иные мотивы) и экономическая направленность. Именно как преступления экономической направленности называются они в официальных статистических сборниках1. В некоторых изданиях последних лет данный вид преступности обозначается понятием "преступления в сфере экономики"2, что не совсем точно, т.к. в анализируемую при этом совокупность деяний заведомо не включаются кражи, грабежи, разбои и другие общеуголовные преступления, предусмотренные гл. 21 УК РФ, которая является составной частью раздела VIII УК "Преступления в сфере экономики". Эта нечеткость в трактовке уголовно-правовых понятий создает некоторую путаницу, затрудняющую анализ. Положение усугубляется тем, что именно в данной части уголовное законодательство претерпело весьма существенные изменения, и многие статистические показатели, действовавшие до 1997 г. (когда вступил в действие УК РФ 1996 г.), оказались несопоставимыми с теми,
1 См., например: Состояние преступности в России за январь- декабрь 1997 г. М., ГИЦ МВД России, 1998. С. 7.
2 См.: Состояние преступности в Российской Федерации и ее долгосрочный прогноз./Под ред. Пономарева П.Г. М., ВНИИ МВД РФ, 1998. С. 11.
которые применяются в соответствии с этим Кодексом в настоящее время. С учетом изложенного при характеристике данного вида преступности есть смысл исходить из употребляемого в официальных статистических сборниках понятия преступлений экономической направленности. Многие из них являются для российского законодательства и правоохранительной практики новыми — соответствующие деяния впервые криминализированы в УК РФ 1996 г. При этом, когда говорится "многие", имеется в виду число составов (юридических конструкций) преступлений. В реальной же жизни, если принимать во внимание фактическое (и/или регистрируемое) количество преступлений экономической направленности, то массив данного вида преступности формируется в основном за счет традиционных, давно известных уголовно наказуемых деяний (присвоение или растрата, мошенничество, взяточничество и т.п.).
В 1997 г. зарегистрировано 219 тыс. преступлений экономической направленности. Специфическими и весьма выразительными показателями данного вида преступности являются крупные или особо крупные размеры либо причинение крупного материального ущерба. Преступлений экономической направленности, соответствующих этим признакам, было зарегистрировано в 1997 г. 32 тыс. (округленно), что составляет 14,6%.
Среди преступлений данного вида, по данным уголовной статистики, преобладают присвоение или растрата, мошенничество экономической направленности и обман потребителей (в 1997 г. соответственно около 37,38 и 26 тыс.). В этом же году зарегистрировано: 5,6 тыс. фактов взяточничества, 7,9 тыс. — фальшивомонетничества (изготовления или сбыта поддельных денег либо ценных бумаг), 3,3 тыс. — контрабанды, 2,9 тыс. — незаконного и лжепредпринимательства, 61 — незаконного получения кредита.
Наряду с названными преступлениями к уголовно-наказуемым посягательствам экономической направленности относятся: преступления в сфере компьютерной информации, злоупотребление служебным положением, служебный подлог, незаконное участие в предпринимательской деятельности,
выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и др. По общему правилу эти деяния имеют корыстную мотивацию и самым тесным образом связаны с другими преступлениями рассматриваемого вида, например служебный подлог используется для совершения присвоения, финансового мошенничества, незаконное участие в предпринимательской деятельности сопряжено со взяточничеством и т.д.
Специфической характеристикой преступлений экономической направленности является их распределение по сферам экономики (видам экономической деятельности). Если принимать во внимание только дела о преступлениях, по которым обязательно предварительное следствие, то в 1997 г. наиболее пораженной криминальными проявлениями оказалась финансово-кредитная система (29 с небольшим тысяч преступлений, или 18,6%). Далее идут: потребительский рынок (11,6%), внешнеэкономическая деятельность (1,6%), приватизация (1,1%). Тяжкие и особо тяжкие преступления составили почти 2/3.
Анализ динамики всех преступлений экономической направленности, особенно с учетом показателей 1997 г., по понятным причинам (связанным с существенным изменением круга уголовно наказуемых деяний) затруднен.
Для того чтобы дать хотя бы общие представления об изменении числа преступлений "в сфере экономики" (без взяточничества и мошенничества экономической направленности), можно привести такой ряд за годы реформ, отражающий абсолютное количество зарегистрированных преступлений и их долю в массиве всей учтенной преступности: 1992 г. - 127 тыс. (5% ), 1993 г. - 110 тыс. (4% ), 1994 г. -124 тыс. (5% ), 1995 г. - 175 тыс. (8% ), 1996 г. - 195 тыс. (9% ), 1997 г. - 214 тыс. (9% ).
Число зарегистрированных фактов взяточничества возросло с 3,33 тыс. в 1992 г. до 5,62 тыс. в 1997 г1.
В целом анализ преступлений экономической направленности по материалам уголовной статистики является очень
и очень приблизительным. Дело в том, что эти преступления имеют самый высокий, нередко откровенно зашкаливающий уровень латентности. Некоторые его замеры приводились в предыдущих лекциях. К сказанному можно добавить еще более разительные факты и оценки. Например, как показал опрос населения, проведенный в 1997 г. Институтом социологии парламентаризма, три четверти российских граждан в своей повседневной жизни сталкивались с фактами взяточничества и коррупции. Можно, конечно, по этому поводу делать какие угодно оговорки и самые различные поправки, например, на неизбежный субъективизм в социологических опросах, на возможную нечеткую правовую интерпретацию как исследователями, так и респондентами понятий взяточничества и коррупции и т.д. Но непреложным остается факт: если в стране со 150-миллионным населением граждане дают такие ответы социологам, то счет случаев взяточничества в ней должен идти не на тысячи (5,6 тыс. в год), а на десятки, скорее — на сотни тысяч. И не случайно, конечно, Россия в глазах зарубежного общественного мнения входит в первую десятку, а иногда и пятерку стран, наиболее пораженных коррупцией, в том числе взяточничеством. Или такой красноречивый факт: деловитые японцы, озабоченные развитием экономических связей со своим северным соседом, издали для бизнесменов специальный справочник, в котором подробно расписано, сколько надо платить каждому российскому чиновнику за "содействие"1.
Другой пример. Россию периода реформ буквально захлестнули массовые неплатежи, связанные с предпринимательской деятельностью миллионов физических и юридических дел. После долгих дискуссий соответствующие деяния (незаконное получение и нецелевое использование кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности) были криминализированы. Уголовной статистикой за 1997 г. зафиксировано несколько десятков этих преступлений (ст.ст.176, 177 УК РФ), а до суда дошли единицы Дел. И без специальных исследований уровня латентности
1 См.: Состояние преступности в Российской Федерации и ее долгосрочный прогноз. С. 11—12.
1 См.:Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества. "Социологические исследования", 1997, № 7. С. 19.
преступности в финансово-кредитной сфере, на уровне здравого смысла очевидно, что "надводная" и "подводная" части криминального айсберга (числа регистрируемых и фактически совершаемых преступлений) здесь просто несоизмеримы.
Примеров подобных расхождений можно было бы привести множество. В целом с учетом высочайшего уровня латентности рассматриваемых преступлений правомерен вывод о том, что их статистические показатели отражают не столько реальную картину криминальной пораженности экономических отношений, сколько направления, содержание и весьма скромные результаты усилий правоохранительных органов, и прежде всего специализированных подразделений криминальной милиции (БЭП), по борьбе с преступлениями экономической направленности.
Коренным образом изменились в 90-е годы качественные характеристики преступности экономической направленности. Она стала не только проникать, но и стремительно распространяться в сферах, криминальная пораженность которых ранее была минимальной. Это прежде всего относится к кредитно-финансовой системе, где выявлены особо крупные (порой многомиллиардные в неденоминированных рублях) хищения денежных средств с использованием фальшивых авизо, подложных платежных документов, поддельных банковских гарантий и других приемов. Возникло около тысячи финансовых компаний, которые, обещая баснословные дивиденды по денежным вкладам, получили от граждан почти 50 трлн. неденоминированных рублей, затем "благополучно" разорились и обманули 40 млн. человек, большинство которых остались не только без фантастических процентов, но и самих вкладов.
У предприимчивых дельцов, создавших в полном смысле дикий рынок, оказались огромные суммы денег, вложенных доверчивыми людьми в фонды, компании (нередко заведомо фиктивные) под строительство жилых домов, коттеджей, приобретение автомашин, устройство на работу и отдых за рубежом.
Появились ранее неизвестные компьютерные хищения, финансовое мошенничество с использованием фальшивых пластиковых карточек. Получили массовое распространение факты невозврата кредитов, "прокручивания" через коммерческие банки огромных сумм бюджетных средств с задержкой их использования по назначению (на выплату зарплаты, пенсий, пособий и т.п.).
В 1993—1994 гг. наблюдался резкий всплеск фальшивомонетничества, часто стала подделываться иностранная валюта, особенно доллары США.
Постоянно увеличивается массив налоговых преступлений и других правонарушений, связанных с укрытием доходов. По данным налоговой службы, треть из 2,7 млн. зарегистрированных юридических лиц являются недоимщиками по отчислениям в государственный бюджет.
Характерной особенностью многих преступлений экономической направленности на этапе реформ (особенно на старте) стала их практическая легализация, связанная с опасным для общества процессом размывания граней между преступным и непреступным в сфере экономических отношений. При этом уникальность ситуации, не имеющей аналогов в мире, определяется не только отдельными, хотя и очень впечатляющими, аферами типа истории со знаменитой "ничейной" коробкой из-под ксерокса с более чем пятьюстами тысячами долларов США, обнаруженной в 1996 г. в Доме Правительства РФ. Масштабные преступления экономической направленности стали осуществляться систематически и по существу в открытую. Это, например, перекачка огромных сумм государственных денег в частные руки для так называемого обналичивания, производившаяся не по тайному сговору расхитителей и их пособников, а по массовым рекламным объявлениям в СМИ.
То же самое можно сказать о тотально криминализированной внешнеэкономической деятельности, по результатам которой каждый второй доллар валютной выручки оседает за границей, а львиная доля денег, остающихся в России, Расходуется на дачу взяток и другие неблаговидные цели
Сильный криминальный заряд был изначально заложен в процесс приватизации, которую народ метко назвал "при-хватизацией". Миллионы людей, получивших ваучеры, до сих пор ждут обещанных им автомобилей, а сравнительно небольшой круг предприимчивых дельцов, вписавшихся в дикий рынок, во многом созданный ими самими, приобрели в ходе приватизации за бесценок, за символическую плату почти всю собственность огромного государства. И, конечно, несколько десятков тысяч преступлений, связанных с подделками ваучеров, их мошенническим завладением и другими противоправными действиями в этой сфере, которые были зарегистрированы начиная с 1992 г., — это совершенно мизерная часть проявлений по существу узаконенной криминальной активности при разгосударствлении, распределении в руки частных собственников национального достояния страны, некогда считавшейся сверхдержавой.
Масштабными криминальными последствиями, связан- j ными с появлением ранее неизвестных преступлений, сопровождаются преобразования в сфере земельных отношений (массовый самовольный захват земельных участков, открытая торговля ими, в то время как между ветвями законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне дискутируется вопрос об узаконении купли-продажи земли; взяточничество чиновников, самовольно распоряжающихся в корыстных целях земельными угодьями, лжефермерство и т.п.).
Характеристика личности преступников, совершающих в | настоящее время уголовно наказуемые деяния экономической направленности, не может быть достаточно полной по причине недостаточности или отсутствия соответствующих статистических данных, материалов уголовных дел и других достоверных сведений, которые могут быть использованы в аналитических целях.
Сохраняет силу положение о том, что расхитители, взяточники и другие лица, совершающие эти преступления, довольно значительно отличаются по многим признакам как от законопослушных граждан, так и от других категорий правонарушителей. Как правило, это лица так называемого среднего возраста (старше 30 лет). Уровень их образования
выше, чем в среднем у всех преступников. Многие преступления экономической направленности относятся к так называемой беловоротничковой преступности. Соответственно среди лиц, привлекаемых к ответственности за эти преступления, чаще, чем в других случаях, встречаются люди, занимающие высокое социальное положение (собственники и управляющие крупных предприятий, высокопоставленные чиновники и т.п.). Субъектный состав рассматриваемых преступлений характеризуется примерно равным соотношением мужчин и женщин, т.е. криминальная активность женщин здесь намного выше средней.
В плане нравственно-психологическом для лиц, совершающих преступления экономической направленности, характерны корыстно-потребительская ориентация, нередко достигающая уровня своеобразного социального хищничества; стремление любой ценой к наживе, роскоши, обладанию благами и ценностями, которые не могут быть нажиты честным трудом. Во многих случаях в основе их противоправного поведения лежат потребности и интересы престижного свойства, а нередко и довольно скромные, но тем не менее противоправные притязания материального характера (например, при обмане потребителей наемной продавщицей, которая нередко эксплуатируется собственником сети магазинов или ларьков, или при даче индивидуальным предпринимателем мелких взяток за получение многочисленных справок от чиновников).
Многие из причин, условий преступности экономической направленности уже рассмотрены в предыдущих разделах. Очевидно, например, что экономические детерминанты преступности в целом (см. лекцию 7) в отношении уголовно наказуемых деяний данного вида действуют прямо и непосредственно, в то время как применительно к другим разновидностям криминального поведения, например, насильственным преступлениям, они срабатывают опосред-ственно, через ряд промежуточных звеньев. Во многом совпадает генезис преступлений экономической направленности и преступлений против собственности. Наконец, сама суть преступлений экономической направленности на этапе
реформ, их беспрецедентный размах, тенденции, количественные и в особенности качественные криминологические характеристики, изложенные выше, уже во многом объясняют истоки, корни, уникальный механизм детерминации этой части преступности. Возможно, это звучит несколько парадоксально с учетом предельной фактической сложности проблемы, но многие причины и условия рассматриваемых преступлений в настоящее время, как говорится, лежат на поверхности и хорошо видны невооруженным глазом.
Обычно анализ причин и условий преступности требует проникновения в глубинные пласты экономических, политических и других общественных отношений, изучения скрытых явлений и процессов, распутывания сложных клубков и переплетений самых различных связей и противоречий. В данном же случае, когда речь идет о масштабных финансовых аферах, проводимых в открытую по объявлениям в СМИ (включая рекламу на государственном телевидении); когда в научных трактатах бесстрастно констатируется как массовое явление "расхищение государственной собственности легальным (выделено мною — А.А.) путем"1 и т.д. и т.п., многое в генезисе рассматриваемых преступлений становится дос-таточно очевидным и ясным без специальных исследований, на уровне элементарного здравого смысла.
Конечно, ряд, включающий всю причинно-следственную цепочку, по существу бесконечен, и узаконение государством криминальных методов и форм экономических преобразований, в свою очередь, требует объяснения, анализа исходных первичных детерминант сложившегося положения. Но это удел не криминологов, а философов, историков, политологов, социологов и других специалистов. Они должны дать ответы на такие вопросы: почему и как возникло такое государство, к какому типу политической организации общества оно относится, чьи интересы выражает, кто в нем господствует и т.д. Оставаясь же в пределах криминологической проблематики, достаточно констатировать: экономические реформы (именно они, т.е. их направленность, суть, содержание и формы проведения, а не просто из-
1 См., например: Преступность и реформы в России. С. 233.
держки, теневые стороны, негативные побочные результаты) привели к тому, что в России, начиная с 90-х годов, сложились экономические диспропорции и противоречия, которые по своей глубине, всеохватывающему характеру, степени развития и силе действия имеют беспрецедентные последствия криминального свойства. Это касается как фактических экономических отношений, так и экономического сознания общества переходного периода.
Что касается деформаций экономических отношений, то помимо рассмотренных имеется множество других, которые уже не только достигли критических отметок, но и миновали их. Так, по оценкам специалистов, такой важный экономический показатель, как доля импортных продуктов питания в нынешней России составляет 47% при предельно критическом значении в мировой практике 30—40%; доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности должна быть не менее 45%, в то время как в России она равна всего лишь 12%. В первом случае "ножницы" влекут стратегическую зависимость жизнедеятельности страны от импорта, от воли, а иногда и капризов зарубежных партнеров; во втором — колониально-сырьевую структуру экономики1. Такое положение является экономической основой, углубленной базой криминализации внешнеэкономической деятельности, которая стала осуществляться не столько по нормальным, соответствующим интересам всего общества правилам и стандартам, сколько по "законам" преступного мира, его организованных сообществ.
Валовой внутренний продукт за период с 1990 по 1996 г. уменьшился почти в 2 раза2. Отсюда существенное искажение соотношения индустриально-аграрного и торгово-спекулятив-ного капиталов в пользу последнего, который дает возможность быстро зарабатывать большие и очень большие деньги самыми кратчайшими путями, в том числе часто противозаконными и заведомо преступными.
1 См.: Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интере сы и приоритеты. С. 47.
2 См. там же. С. 51.
Из года в год страна месяцами живет без утвержденного государственного бюджета, принятый бюджет имеет громадный дефицит и к тому же не выполняется. Государство, которое оказалось способным после 1991 г. за короткий промежуток времени по существу ликвидировать немалые сбережения миллионов граждан, не в состоянии обеспечить нормальное функционирование финансовой системы, в част- ности, наладить если неполный, то хотя бы удовлетворительный сбор налогов, таможенных и прочих платежей. Эти и другие серьезные сбои в финансово-кредитной системе стали основой ее сильной криминализации.
Среди обстоятельств, способствующих совершению преступлений экономической направленности, по-прежнему видное место занимает бесхозяйственность. Разумеется, это "завоевание социализма" в значительной мере видоизменилось, приобрело в условиях перехода к рынку новые формы и проявления. Особенно заметно негативное влияние бесхозяйственности в производственных секторах экономики. Новыми хозяевами предприятий и даже целых отраслей промышленности зачастую становятся бывшие научные сотрудники, рядовые инженеры, не имеющие необходимых для управления производством знаний и опыта, а порой и криминальные элементы. Зачастую их меньше всего интересует организация производства, подбор грамотных специалистов, техническое перевооружение, внедрение передовых технологий. Главная или даже единственная их забота — получение максимальной прибыли любой ценой, в том числе путем выгодной реализации основных и оборотных средств, распродажи оборудования, сдачи помещений в аренду. В начале 90-х годов сорванный подобным образом "куш" можно было выгодно "прокрутить" в банке, за короткий срок разбогатеть и, таким образом "сняв пенки", вообще бросить производство на произвол судьбы. Особенно если подворачивалась возможность заняться еще более прибыльным делом. Наемные работники на такую "организацию" дела новыми хозяевами отвечали адекватно: еще большей, чем в прежние времена, "растащиловкой", актами вандализма и т.д.
Бесхозяйственность в аграрном секторе привела к тому, что имущество большинства сельскохозяйственных предприятий было растащено, и они вообще перестали функционировать.
Сохраняет свое криминальное действие и такой фактор,
как неэффективность деятельности правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и предупреждению преступлений экономической направленности. К сожалению, в настоящее время приходится констатировать не только низкий профессионализм, некомпетентность, отсутствие оператив-ности и наступательности в работе, но и усиление коррумпированности этих органов. Достоверно установленные факты продажности сотрудников этих органов относительно малочисленны, но ряд данных указывает на их довольно высокую латентность. К тому же надо учитывать, что даже единичные случаи предательства интересов службы имеют особо неблагоприятные, далеко идущие криминальные последствия. Под прикрытием подкупленного сотрудника налоговой инспекции, налоговой полиции, подразделений БЭП милиции противоправная деятельность экономической направленности приобретает как бы локально узаконенный, систематический и масштабный характер, преступники получают возможность длительное время действовать безнаказанно и причинять особо крупный ущерб, многократно окупающий средства, затраченные на взятки представителям правоохранительных органов.
Общеизвестна криминогенная роль пробелов и других изъянов правового регулирования. С началом реформ сфера экономики, возможно, как никакая другая, требовала разработки, оперативного внедрения и эффективного использования правовых средств для закрытия многочисленных брешей, образовавшихся в результате перехода к рыночным отношениям. Но своевременно этого сделано не было, и, как результат, стихия рынка приобрела много качеств криминального свойства.
Обращаясь к явлениям сознания, духовно-нравственной сферы, детерминирующим преступность экономической направленности, необходимо признать, что население России
оказалось в социально-психологическом отношении не подготовленным к резким, осуществляемым форсированными методами экономическим преобразованиям с их сильным криминогенным потенциалом. Ситуацию в экономике надо расценивать как крайне неблагоприятную, при которой экономические, исторические и иные объективные в своей основе обстоятельства и условия, с одной стороны, и субъективные факторы, связанные с явлениями общественного сознания, психологии, — с другой, как говорится, нашли друг друга, оказались тесно взаимосвязанными, действующими по принципу своеобразной кооперации, взаимных дополнений, поддержки и стимуляции. Положение осложняется тем, что к традиционным дефектам экономической психологии, в основном сохранившимся, например, сложившемуся на протяжении веков неуважительному отношению к чужой собственности, добавилось немало новых. Это прежде всего культ наживы практически любой ценой, фактическое узаконение противоправных способов обогащения, усиление влияния на обыденное сознание ктезомании (мании богатства), в соответствии с которой деньги, материальные ценности признаются высшей ценностью, достоинство и статус человека определяется в первую очередь тем, чем он владеет. Усилились проявления правового нигилизма в сфере действия экономического сознания.
По оценкам экспертов, сформировался значительный (до 1/5 трудоспособного населения) слой предпринимателей, для которых криминальное или предкриминальное поведение является нормой. Безусловно, социальными хищниками оказались создатели финансовых пирамид, обманувшие десятки миллионов граждан. Но в этом феномене есть и другая сторона медали — вопиющая экономическая безграмотность людей, позарившихся на обещанные дивиденды по денежным вкладам в размере 500—1000% годовых, которых не может быть, как говорится, по определению.
В целом мораль стяжательства, корыстно-потребительская, рваческая психология, как субъективные причины и условия большинства преступлений корыстной направлен-
ности, получили в условиях переходного периода небывалый простор и размах действия.
Предупреждение рассматриваемых преступлений — сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других
мер.
При выработке и принятии решений по вопросам экономической политики необходимо прогнозировать возможные криминогенные последствия и заранее предпринимать меры, предотвращающие либо нейтрализующие их наступление. Интересам противодействия криминализации базовых экономических отношений должны отвечать как общеэкономические, так и специальные меры защиты от противоправных посягательств. Важно обеспечить разумное дистанцирование государственного и частного секторов экономики, нейтрализовать условия, способствующие перекачке с корыстной целью государственных средств в частнопредпринимательские структуры; изменить пропорции торгово-спекулятивного и индустриально-аграрного капиталов в пользу последнего; максимально стимулировать предпринимательское поведение, соответствующее интересам потребителей; установить жесткие меры ответственности за использование недобросовестных приемов конкуренции, дискредитацию партнеров по экономической и финансовой деятельности, клановые проявления монополизма, как правило, связанные с коррупцией; создать условия для постепенного вытеснения из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования экономических отношений. Настало время дать правовую оценку результатов приватизации объектов, имеющих стратегическое значение для экономической безопасности страны.
Законодательными, организационно-управленческими решениями государство должно создать невыносимые условия Для криминального бизнеса. Составной частью разработки и реализации антикризисных программ являются меры, направленные на нейтрализацию, блокирование, а в дальнейшем и устранение факторов, способствующих крими
нализации экономики. Поощрение государством добросовестного труда как основного источника жизненных благ, установление режима максимального благоприятствования для честного, законного предпринимательства, усиление государственно-правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с соответствующими мерами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, усилению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.
Следует обеспечить жесткий контроль за всеми источниками пополнения бюджета, каналами движения и расходования бюджетных средств, в целях пресечения массовых злоупотреблений в финансово-кредитной сфере завершить переход на казначейскую систему обслуживания федерального бюджета с переводом подавляющего большинства денежных расчетов в учреждения Центрального банка России.
Эффективным средством антикоррупционной защиты экономических отношений, ограничения произвола чиновников является проведение всех закупок товаров, предоставление услуг по государственным заказам через открытые конкурсы, другие меры по усилению открытости в расходовании бюджетных средств, финансово-экономических связей и сделок. Необходимо также существенно снизить в хозяйственной сфере объем способствующего коррупции разрешительного принципа, заменяя его уведомительным. Наряду с этим необходимо:
— ввести в действие государственный контроль за оборотом земли и всей крупной недвижимости через сеть земельных и других специализированных банков;
- осуществить кардинальную реформу налоговой систем! как ключевого элемента создания благоприятных условий для частного предпринимательства и активизации инвестиционных процессов в сочетании с фискальными и правоохранительными мерами по пресечению массовых налоговых правонарушений, причиняющих огромный ущерб обществу и государству; отменить неоправданные налоговые, таможенные и
иные льготы, порождающие смычку на корыстной основе государственных чиновников и предпринимателей;
— принять меры по ограничению наличного денежного обращения, возможностей бартерных сделок, которые созда ют благоприятные условия для многочисленных злоупотреб лений; перевести все крупные платежи в банки; в законода тельном порядке обязать субъектов финансовой деятельности документально фиксировать каждую крупную денежную опе рацию (в пределах четко очерченных лимитов);
разработать и обеспечить бесперебойное функционирование механизма реального контроля за доходами и расходами физических и юридических лиц, предусмотрев обязательное декларирование источников средств при приобретении приватизируемого имущества, земельных участков, повышение ответственности за непредоставление деклараций, уклонение от налогообложения, любые формы сокрытия фактически получаемых доходов;
— усовершенствовать систему бухгалтерского учета, аудита и контроля в соответствии с международными стандартами;
- принять правовые и организационные меры по ограничению выпуска денежных суррогатов, а также возможностей юридических лиц открывать множество счетов в банках, уклоняться от уплаты налогов путем выдачи и обращения векселей;
— обеспечить по уголовным делам беспрепятственный дос туп правоохранительных органов к сведениям, составляющим коммерческую и банковскую тайны, к информации об участ никах рынка ценных бумаг;
— при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства поставить надежные заслоны злоупотреблениям, связанным с куплей-продажей, залогом жилья, кредитованием его строительства и эксплуатации, дотированием малоимущих слоев населения;
- усилить государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, устранить ее чрезмерную либерализацию, создающую благоприятные условия для противоправного вывоза за рубеж цветных металлов, нефтепродуктов, других материалов и сырья стратегического назначения;
— осуществить комплекс мер по защите потребительского рынка от проникновения фальсифицированных и некачественных товаров, по реальному осуществлению государственной монополии на производство алкогольной продукции.
В интересах предупреждения преступлений рассматриваемого вида необходимо в полной мере реализовать превентивный потенциал нового Уголовного кодекса, обеспечить неукоснительное применение его норм об ответственности как за традиционные, так и новые уголовно наказуемые деяния экономической направленности. Активизации предупреждения этих преступлений не только уголовно-правовыми, но и иными правовыми средствами способствовало бы скорейшее принятие комплексных (междисциплинарных) законов о происхождении собственности, противодействии коррупции, борьбе с легализацией преступных и иных незаконных доходов.
Культурно-воспитательные меры предупреждения данных преступлений должны способствовать преодолению стереотипов старого экономического сознания в виде иждивенческих настроений, безынициативности, привычек, связанных с равенством в бедности, с одной стороны, и эффективному противостоянию культу наживы любой ценой, вседозволенности в экономическом поведении — с другой.
По мере компьютеризации, внедрения в управление экономикой и финансами новых информационных и других технологий все большее значение приобретают технические меры предупреждения преступлений экономической направленности (разработка и использование научно-технических средств и методов обнаружения поддельных документов, экспресс-методик для анализа качества товаров и т.д.).
Определенную роль в предупреждении преступлений экономической направленности играет виктимологическая профилактика, например, информирование покупателей о свойствах товаров и способах их фальсификации, приемах их распознавания, об уловках, применяемых в целях обмана потребителей.
В целях предупреждения взяточничества и других проявлений коррупции важно обеспечить четкую правовую регла-
ментацию, соблюдение всех правил и норм государственной и муниципальной службы, эффективное функционирование систем государственного и общественного контроля. Нуждаются в совершенствовании структуры аппаратов управления на всех уровнях. Денежное содержание и льготы государственным и муниципальным служащим должны быть доведены до уровня, обеспечивающего их антикоррупционную защиту. Требуемые для этого расходы окупятся предотвращением огромного экономического, политического и иного Вреда, причиняемого коррупцией. Необходимо также решительно отвергнуть попытки легализовать коррупцию, представить ее как нормальное явление, как некий атрибут рыночных отношений.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите уголовно наказуемые деяния, относящиеся к преступлениям экономической направленности.
2. Каковы состояние и динамика преступлений экономической направленности?
3. Какие новые разновидности преступлений эко номической направленности появились в 90-х годах?
4. Каков уровень латентности преступлений эко номической направленности?
5. Дайте характеристику личности преступников, со вершающих уголовно наказуемые деяния экономической направленности.
6. Каковы причины и условия преступлений эко номической направленности?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|