Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 16. СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ





Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты — это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом.

Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственных и негосударственных, специа­лизированных и неспециализированных, различающихся по другим признакам.

К неспециализированным государственным субъектам относятся прежде всего Президент Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти. Они формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специального предупреждения, устанавливают ком­петенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности, осуществляют ее финансовое материально-тех­ническое кадровое и иное ресурсное обеспечение, плани­рование, контроль и иные функции властного (государ­ственно-правового) управления в данной области, а также непосредственно проводят на различных уровнях целенап­равленные мероприятия по предупреждению преступности. О том, насколько широко и активно задействованы органы только исполнительной власти в специально-кримино­логическом предупреждении, можно судить по такому примеру. В Федеральной программе Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 годы, утвержденной Указом Президента РФ, в каждой из ее частей (первоочередные меры и последующие меры) имелся раздел "Профилактика преступлений", содержащий 21 позицию. В них — разнообразные меры специально-криминологического предупреждения преступности: подготовка концепции и про­екта закона "О профилактике правонарушений"; разработка единой методики комплексной оценки и прогнозирования преступности, социальных конфликтов и их криминогенных последствий, современной системы профилактики право­нарушений несовершеннолетних, восстановление и развитие



сети общественных формирований правоохранительной нап­равленности, создание фондов социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, реализация сис­темы мер по защите предпринимательства от недобросо­вестного партнерства и мошенничества и т.п. В соответствии с Федеральной программой к проведению этих и других мероприятий специально-криминологического характера при­влекались помимо правоохранительных органов, админи­страций регионов также около 20 министерств и ведомств (многие неоднократно). Среди них: Минобороны, Минфин, Минэкономики, МПС, Минсоцзащиты, Минтруда, Госком­имущество, Минкультуры, Минздравмедпром, Минобразо­вания, Госкомпечать, Госкомкино и др.



Следует отметить особую роль и значение для достижения целей специального предупреждения преступности деятельности многочисленных органов государственного контроля: Государственной налоговой службы, Антимоно­польного комитета, Госторгинспекции, Государственной инспекции по контролю за ценами, Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, органов санэпиднадзора, лесной и рыбной охраны и др. В соответствии со своими пол­номочиями по наблюдению за исполнением законов в различных сферах (торговля, финансы, налоги, приро­допользование и т.д.) они используют разнообразные средства и методы выявления правонарушений и реагирования на них, в частности, применяют такие юридические средства воздействия, как приостановление действия хозяйствующих субъектов, отзыв лицензий, административные штрафы и т.д. Эти меры препятствуют перерастанию непреступных правонарушений в преступные, способствуют устранению, ограничению действия широкого спектра криминогенных

факторов.

Наряду с органами власти значительный вклад в дело специально-криминологического предупреждения преступ­ности должно вносить местное самоуправление. Это дости­гается путем использования его полномочий по управлению муниципальной собственностью, утверждению и исполнению



местного бюджета, решению иных вопросов местного значения, но прежде всего и главным образом — по осу­ществлению охраны общественного порядка.

Определенную роль в специально-криминологическом предупреждении играют не только государственные и муни­ципальные предприятия, учреждения культуры, здраво­охранения, образования, но и частные, коммерческие струк­туры производственного и иного назначения (особенно в плане обеспечения собственной безопасности). Функции финансового контроля, имеющего большое значение для предупреждения экономических преступлений, в настоящее время осуществляются как государственными органами, так и коммерческими структурами, органами их управления (коммерческими банками, аудиторскими фирмами).

К числу неспециализированных субъектов специального предупреждения относятся также различные общественные формирования: политические партии, движения, фонды, ре­лигиозные организации. Например, все активнее проявляют себя религиозные конфессии, представители которых зани­маются воспитательно-профилактической работой с осужден­ными, проводят благотворительные акции в отношении нищих, лиц без определенного места жительства, других со­циально неустроенных групп населения. Казачьи форми­рования активно участвуют в охране общественного порядка, предупреждения преступлений на улицах, в общественных местах, в сфере быта.

Определенные задачи в сфере специально-крими­нологического предупреждения преступности решают также уличные, квартальные, домовые комитеты, родительские советы школ, попечительские, благотворительные органи­зации, не только государственные, но и действующие на общественных началах частные медико-психологические, со­циальные центры, семейные детдома и др.

Для перечисленных субъектов (как государственных, так и общественных) при всех различиях в содержании, направленности деятельности, если рассматривать их с кри­минологических позиций, характерно одно: функция преду­преждения преступлений (и более широко — борьба с прес-тутпностью и правонарушениями) не является для них единственной, профилирующей и даже основной (одной из основных). Их деятельность вызвана разнообразными пот­ребностями общества (в производстве материальных благ, организации власти, управлении различными сторонами со­циальной жизни, удовлетворении религиозных чувств и верований, самоопределении этнических общностей и др.), кроме одной потребности в защите, предохранении от преступных посягательств. Но в силу социальной природы преступности, того, что она детерминируется много­образными экономическими, политическими, социальными и другими факторами, эти субъекты социальной (в широком смысле этого слова) практики в состоянии решать задачи упреждающего противодействия социально негативным явлениям, правонарушениям включая наиболее опасные из

них - преступления.

Другую большую группу составляют специализированные субъекты специально-криминологического предупреждения преступности, общим для которых является предназна­ченность для борьбы с преступностью и другими право­нарушениями (включая их предупреждение), что является для них единственной либо профилирующей, основной (одной из

основных) функцией.

В этой группе также различаются государственные и негосударственные субъекты. В методических целях, учитывая задачи данного курса лекций, целесообразно начать изложение с последних (имея в виду необходимость отдельного, более подробного рассмотрения предупредительных функций правоохранительных органов). Из числа общественных струк­тур к специализированным субъектам предупреждения преступности традиционно относятся: общественные пункты охраны порядка, товарищеские суды, добровольные народ­ные дружины (рабочие отряды) по охране общественного порядка, комиссии предприятий по борьбе с пьянством, советы профилактики трудовых коллективов, общественные помощники прокуроров, следователей, внештатные сотруд­ники милиции и некоторые другие. К настоящему времени отдельные указанные формирования (например, советы

профилактики) практически прекратили свое существование, деятельность других (например, ДНД) осуществляется далеко не с прежним размахом (ранее в ДНД были вовлечены более 12 млн. граждан), она значительно сузилась, во многом на­полнилась новым содержанием, организуется и стимулируется

по-новому.

В какой-то мере — это объективный процесс, связанный с глобальными переменами в жизни общества. Более того, в нем есть и позитивный заряд, если иметь в виду устранение таких издержек "всенародного фронта борьбы с прес­тупностью", как чрезмерная идеологизированность некоторых общественных формирований, их необоснованная централи­зация, сильные элементы формализма, показухи в работе, нередкие факты нарушения ими прав человека, отступления от принципа добровольности при формировании и т.д. Нельзя, однако, не видеть того, что в этом деле были допущены и определенные перегибы, повлекшие устранение из системы общественной профилактики не только негативного, но и позитивного, что, по существу, означало ее ликвидацию. И не случайно уже в новых условиях ставится задача "восстановить с учетом местных условий и до принятия Закона Российской Федерации "Об участии населения в охране правопорядка" деятельность добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений трудовых коллективов, внештатных сотрудников милиции и других социальных институтов для осуществления профилактической работы с правонарушителями, участия населения в правоохрани­тельной деятельности, оказания гражданам юридической и консультативной помощи (постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 959 "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации"). Разумеется, в данном случае речь должна идти не просто о механическом копировании прошлого, а о том, чтобы содержание, формы, методы деятельности указанных субъектов борьбы с правонарушениями (одновременно являющихся субъектами специально-криминологического

предупреждения) соответствовали новым экономическим, политическим, социальным и правовым реалиям. Так, участие граждан в работе указанных формирований должно осуществляться без каких-либо разнарядок сверху, на усло­виях подлинной добровольности и, как правило, на воз­мездной основе.

Наряду с этим идет поиск качественно новых форм привлечения граждан к охране правопорядка. Это, например, создание по опыту ряда стран локальных общественных формирований, основанных на естественной потребности людей в защите от определенных видов преступных пося­гательств (объединение мелких предпринимателей для борьбы с вымогательством, автовладельцев — против краж и угонов автотранспорта; ассоциации родителей и учителей, старших братьев и сестер, создаваемые в целях пресечения сексуальных посягательств на детей и подростков, и т.п.), сориентированных на предупредительную работу с жертвами преступлений, и др.

К названным субъектам специально-криминологического предупреждения примыкают органы (формирования), которые в настоящее время рассматриваются как общественно-госу­дарственные. Это — наблюдательные, административные комис­сии, комиссии по делам несовершеннолетних (окончательное формирование их нового статуса должно произойти в процессе становления и развития местного самоуправления).

Конституирующим признаком следующей разновидности субъектов специально-криминологического предупреждения преступности является их принадлежность к системе право­охранительных органов государства либо к судебной власти. Это - органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы, юстиции и некоторые другие, а также суды (общей юрисдикции и арбитражные). Правоохранительные органы призваны осуществлять контроль и надзор за исполнением законов, реагировать в установленном законом порядке на их нарушения, привлекать к юридической ответственности ви­новных лиц. При этом предупреждение преступлений и дру­гих правонарушений, по прямым указаниям закона, отно­сится к одной из основных их функций.

Органы внутренних дел выполняют значительный объем работы по специально-криминологическому предупреждению преступности. Их особая роль в этом деле определяется разнообразием компетенции, широким спектром полно­мочий по осуществлению оперативно-розыскной, админис-тративно-юрисдикционной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с правонарушениями и основной массой преступлений, наличием в структуре разных служб и подразделений, включая такие, которые спе­циализируются на криминологической профилактике, и неко­торыми другими факторами. Криминальная милиция, действующие в ее составе оперативно-розыскные аппараты уголовного розыска, по борьбе с экономическими прес­туплениями, с организованной преступностью и коррупцией вносят решающий вклад в дело предотвращения замыш­ляемых и подготавливаемых, пресечения начатых прес­туплений. Наряду с этим они проводят по соответствующим линиям служебной деятельности большую работу, на­правленную на выявление и оперативное устранение (блокирование, нейтрализацию) причин и условий, способ­ствующих совершению преступлений различных видов. Значительный удельный вес занимают предупредительные функции в деятельности подразделений криминальной милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Содержание деятельности милиции общественной безопасности таково, что практически вся она так или иначе связана с предупреждением преступности. Сугубо про­филактические функции выполняют подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. В поле их зрения - подростки, освобожденные из мест лише­ния свободы, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, употребляющие наркотики, пьянствующие, совершающие правонарушения непреступного характера, и другие категории несовершеннолетних, от которых, судя по их аморальному или противоправному поведению, можно ожидать совершения (повторения) преступлений.

Характеристика предупредительной деятельности участ­ковых инспекторов милиции заняла бы слишком много места, поэтому можно ограничиться указанием на то, что они, как должностные лица органов внутренних дел, ближе всего стоящие к населению, осуществляют на закрепленных участках практически все функции милицейской профи­лактики. Служба участковых инспекторов — центральное звено в системе социально-криминологического предупреж­дения преступлений, осуществляемого милицией.

В оперативном реагировании как на преступления, так и на действия, ситуации, чреватые угрозой их совершения, большую роль играют дежурные части милиции. От того, на­сколько эффективно срабатывает эта служба, во многом зависят результаты предупредительной деятельности осталь­ных подразделений милиции.

Большим предупредительным потенциалом обладает патрульно-постовая служба (ППС), обеспечивающая общест­венный порядок на улицах и в других общественных местах. Сотрудники ППС принимают к нарушителям общественного порядка предусмотренные законом меры, пресекают админи­стративные правонарушения, многие из которых могут перерастать в преступления. Осуществляя патрулирование, они выявляют места возможного совершения преступлений, появления и укрытия преступников, концентрации лиц с антиобщественной направленностью поведения. В зависи­мости от обстановки они либо сами непосредственно пре­секают противоправные действия, либо немедленно сигна­лизируют об источниках криминальной опасности в де­журные части, в оперативно-розыскные и другие службы.

На предупреждение преступлений, связанных с оружием и боеприпасами, их незаконным оборотом, направлена дея­тельность такого звена милиции общественной безопасности, как подразделения лицензионно-разрешительной работы.

Паспортно-визовая служба способствует предупреждению преступлений, связанных с пребыванием в России иностранных граждан.

Осуществляя свои основные функции, вносят вклад в дело предупреждения преступлений работники изоляторов для

временного содержания задержанных и заключенных под стражу, служба охраны и конвоирования задержанных и арес­тованных, специализированные подразделения дознания.

Широкий комплекс мер, направленных на преду­преждение преступлений, связанных с автомототранспортом, осуществляет Государственная инспекция безопасности до­рожного движения. Это контроль за техническим состоянием автотранспортных средств, соблюдением правил дорожного движения, обеспечение допуска к управлению транспортом специально подготовленных лиц, разъяснительная работа с населением и многое другое. Наряду с этим сотрудники ин­спекции участвуют в проведении мероприятий по пре­дупреждению не только автотранспортных, но и других преступлений, включая проявления организованной и про­фессиональной преступности (изымают при проверках автотранспорта похищенное имущество, наркотики, исполь­зуемые в преступных целях оружие, боеприпасы и т.д.).

Деятельность подразделений вневедомственной охраны полностью подчинена задачам предупреждения преступлений, прежде всего краж, бандитских и разбойных нападений. Они обследуют объекты хранения имущества, проверяют их укрепленность, обеспечивают физическую и техническую охрану, оперативно реагируют на сигналы о противоправном проникновении в жилища и служебные помещения.

Следственные аппараты органов внутренних дел при расследовании уголовных дел выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и вносят представления об их устранении. Наряду с этим они ведут предупредительную работу в непроцессуальных формах, например, принимают участие в правовом просвещении и воспитании.

Подразделения государственной потивопожарной службы ведут работу по предупреждению поджогов, фактов не­осторожного обращения с огнем.

В отраслевых службах органов внутренних дел создаются специализированные подразделения (группы) по профи­лактике преступлений либо предупредительные функции возлагаются на специально выделенных сотрудников.

На воздушном, водном и железнодорожном транспорте, режимных объектах и территориях предупреждением прес­тупности в полном объеме занимаются органы внутренних дел на транспорте и спецмилиция.

Место и роль прокуратурыв ряду субъектов специально-криминологического предупреждения определяются прежде всего ее статусом как единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Первостепенное значение в этом плане имеет прокурорский надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, предста­вительными (законодательными) и исполнительными ор­ганами субъектов Российской Федерации, местным самоуправлением, органами контроля, военного управления, их должностными лицами, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов. Выявляя и пресекая (путем опротестования, возбуждения уголовного или адми­нистративного преследования и другими способами) на­рушения законодательства о собственности, приватизации, землепользовании, налогах, внешнеэкономической, кредитно-финансовой деятельности, прокуратура способствует вве­дению в правовое русло и стабилизации базовых экономи­ческих отношений, устранению из них криминально опасных ситуаций, ограничению сферы действия причин и условий, способствующих хищениям, хозяйственным, должностным и иным преступлениям.

В настоящее время усилилась правозащитная роль прокуратуры и, соответственно, увеличился ее вклад в дело предупреждения преступлений, посягающих на политические, трудовые, имущественные и другие права и интересы граждан. Ежегодно восстанавливаются нарушенные права около 200 тыс. человек, которым средствами покурорского надзора обеспечивается своевременная и полная выплата зарплаты, пенсий, пособий по инвалидности, сиротству, безработице, а также реализация других мер социальной поддержки и помощи. Тем самым ослабляется действие условий неблагоприятного формировния личности, устраняются

конкретные жизненные ситуации, которые могут привести к совершению преступлений.

Предупреждению преступлений способствует также прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Прокурор наблюдает за исполнением этими органами их обязанностей по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений и реагирует средствами прокурорского надзора на нарушения закона, которые могут выражаться в виде активных действий противоправного характера (например, нарушения прав граж­дан при проведении профилактических мероприятий) либо в форме бездействия (непринятия мер профилактики, предот­вращения и пресечения преступлений).

Значительный объем предупредительной работы как в процессуальных, так и в непроцессуальных формах выпол­няется при расследовании уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции прокуратуры, а также любых других, принятых к ее производству.

Для предупреждения рецидива преступлений большое значение имеет прокурорский надзор за законностью в деятельности администраций органов и учреждений, исполняющих наказания и назначенные судом меры при­нудительного характера, мест содержания заключенных под стражу, а также за исполнением милицией законодательства об административном надзоре за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Еще одно направление предупредительной деятельности прокуратуры связано с ее участием в рассмотрении дел судами. В процессе судебного разбирательства уголовных дел прокурор выявляет обстоятельства, способствовавшие со­вершению преступления; оценивает обоснованность, пол­ноту, законность предупредительных мер, принятых на ста­дии предварительного расследования. Он также осуществляет надзор за законностью применения судом мер наказания, имеющих, как известно, предупредительное значение.

На прокуратуру возлагается координация деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью,

 

включая ее предупреждение. В настоящее время эта функция прокуратуры, с учетом увеличения числа субъектов специально-криминологического предупреждения, наличия в их компетенции совпадающих моментов, а порой и элементов дублирования и некоторых других факторов, приобретает особое значение для упорядочения, регулирования, обес­печения эффективности многоаспектной предупредительной деятельности.

Необходимо, наконец, отметить, что деятельность прокуратуры на всех указанных направлениях способствует воспитанию граждан и должностных лиц в духе правовых принципов и требований законности, формирует уважи­тельное отношение к юридическим нормам и процедурам, что также имеет большое предупредительное значение.

Суды всей своей деятельностью так или иначе способствуют предупреждению преступности и других правонарушений. В этом существенная особенность судебной власти.

В числе задач уголовного судопроизводства, пере­численных в законе, указано предупреждение преступлений. Одна из целей применения наказания к преступникам состоит в том, чтобы не допустить совершения ими новых преступлений (специальное предупреждение или частная превенция). Наряду с этим наказание предостерегает других лиц от совершения преступлений (общее предупреждение или превенция). Следует подчеркнуть особое значение глас­ности судебного разбирательства для предупреждения преступности. Осуществляя правосудие по уголовным делам, суд исследует как причины и условия преступления, непосредственно входящие в характеристику объективной и субъективной сторон деяния, так и криминогенные факторы, проявившиеся иным путем, в частности в виде обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности. В ходе судебного разбирательства подлежат выявлению причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Соответственно, судом выясняются обстоятельства: воз­никновения у подсудимого антиобщественной ориентации (интересов, мотивов, взглядов, привычек, всего того, что

составляет субъективные детерминанты преступления); непосредственно вызвавшие формирование преступного умысла, намерение совершить данное преступление (на­пример, подстрекательство); облегчившие действие источников отрицательных влияний (например, безнадзорность несо­вершеннолетнего); способствовавшие реализации противо­правных намерений (например, плохая охрана ценностей); конкретной жизненной ситуации криминогенного характера (например, провоцирующее поведение потерпевшего). Эти обстоятельства суд исследует прежде всего в целях назначения справедливого наказания. Вместе с тем очевидно большое значение данной стороны его деятельности для специально-криминологического предупреждения преступности. Ко вре­мени судебного разбирательства конкретные меры по выявлению, оценке и устранению причин и условий, способ­ствовавших преступлению, уже могут быть приняты органом дознания, следователем, прокурором, организациями и учреждениями, которым адресованы их представления по этому поводу. И суд, рассматривая уголовное дело, не ограничивает свою предупредительную деятельность собст­венным исследованием причин и условий преступления. Он также контролирует профилактическую работу других специализированных и неспециализированных субъектов предупреждения преступности, оценивает ее с точки зрения законности, а также полноты, своевременности, эффек­тивности. Суд должен выяснить, какие меры приняты по представлению следователя (прокурора) об устранении причин и условий преступления. При установлении фактов игнори­рования этих документов, их несвоевременного или формального рассмотрения суд выносит частные опреде­ления (постановления) в адрес тех организаций, предприятий, учреждений, которым направляется представление, либо в вышестоящие органы. Аналогичным образом реагирует суд на факты невыполнения (формального, некачественного исполнения) органами дознания, следователями их юриди­ческой обязанности выявлять причины и условия, способ­ствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению.Велика роль суда в предупреждении преступлений путем реализации норм уголовного законодательства с так назы­ваемой двойной превенцией. Так, наказанием за угрозу убий­ством или причинением тяжкого вреда здоровью суд, несом­ненно, способствует предупреждению других, как правило, несравненно более опасных преступлений ( в данном случае убийств), которые с высокой долей вероятности могли бы быть совершены в случае реального исполнения запугиваний, обещаний расправиться и т.п.

Аналогичным образом срабатывает механизм специально-криминологического предупреждения при рассмотрении су­дами дел частного обвинения, а также о вовлечении несо­вершеннолетних в преступную деятельность, о незаконном ношении, хранении, приобретении, изготовлении или сбы­те оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других

преступлениях.

Предупреждение преступности осуществляется судами не только путем уголовного, но и административного, а также гражданского судопроизводства. В последнем случае опреде­ленную роль в специально-криминологическом предупрежде­нии преступности наряду с судебными органами общей юрисдикции играют арбитражные суды, особенно в части выявления и устранения обстоятельств, способствующих уголовно наказуемым посягательствам на экономические

отношения.

В начале 90-х годов вследствие односторонней трактовки правозащитной роли суда, сути его независимости наметилась тенденция к ограничению предупредительных функций судебной системы и даже сведению их на нет. Например, стали редкостью выездные заседания суда. Предпринимаются попытки освободить суды от обязанности выявлять причины и условия преступлений, соответствующим образом реагировать на них, контролировать деятельность субъектов преду­преждения преступлений. Конечно, сложившиеся в прошлом представления об идентичности задач суда и органов уголовного преследования, об ответственности суда за состояние преступности должны быть отвергнуты как противоречащие самой идее судебной власти. Вместе с тем

является необоснованным "отказ от воспитательно-профилактической функции правосудия, от возможностей предупредительного воздействия правосудия на преступность, формирования правового и нравственного сознания насе­ления, культуры правоотношений"1.

Предупредительная деятельность рассмотренных право­охранительных органов (органов внутренних дел, про­куратуры), а также судов в известном смысле универсальна. Она может способствовать недопущению подавляющего большинства деяний, составляющих массив преступности. Предупредительная деятельность осуществляется практически в отношении всех видов криминогенных факторов, под­дающихся специально-криминологическому воздействию. Наряду с этим существуют правоохранительные органы, предупредительная деятельность которых, в соответствии с их компетенцией, имеет более узкий, локальный характер.

Органы федеральной службы безопасностиосуществляют мероприятия по предупреждению (профилактике, предот­вращению, пресечению) шпионажа, террористической дея­тельности, организованной преступности, коррупции, неза­конного оборота оружия и наркотических средств, контра­банды и некоторых других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к их ве­дению, а также деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и об­щественных объединений, преследующих цель насиль­ственного изменения конституционного строя Российской Федерации.

Органы таможенной службыпроводят мероприятия по предупреждению контрабанды, фактов умышленного укло­нения от уплаты таможенных платежей; незаконного экспорта товаров, научно-технической информации и услуг, исполь­зуемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения; невозвращения на территорию России предметов художественного, исторического и архе-

1 Сухарев А.Я. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия//Дис. докт. юрид. наук. М., 1996. С. 39.

ологического достояния народов РФ и зарубежных стран, других уголовно наказуемых нарушений таможенного законо­дательства,

Органы Федеральной пограничной службы(и в первую очередь их оперативно-розыскные аппараты) предупреждают преступления, связанные с нарушениями режима Государ­ственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской

Федерации.

Органы Федеральной службы налоговой полициивносят весомый вклад в решение жизненно важной для

общества и государства задачи пресечения массового, беспрецедентного по масштабам и негативным последствиям уклонения физи­ческих и юридических лиц от уплаты налогов. Оперативно-розыскные, процессуальные и иные возможности налоговой полиции используются в целях борьбы не только с нало­говыми преступлениями, но и связанными с ними про­явлениями организованной экономической преступности и

коррупции.

Органы юстиции,как одно из важных звеньев системы правоохраны, участвуют в работе по совершенствованию за­конодательства о предупреждении преступности и обес­печивают механизм реализации правовых актов и испол­нительных документов по уголовным делам.

Ведущим направлением развития уголовно-исполни­тельной системы, передаваемой в ведение органов юстиции, является приведение ее в соответствие с международно-правовыми стандартами и правилами обращения с осужден­ными, с новым уголовным и уголовно-исполнительным зако­нодательством. Пересматриваются формы и методы воспи­тательной работы с осужденными с учетом требований строгого соблюдения прав человека. Все это способствует предупреждению рецидива преступлений.

В ходе становления рынка существенно возрастает роль нотариатав предупреждении преступлений. Это связано с тем, что появляется множество новых субъектов гражданских правоотношений, усиливается свободное перемещение то­варов, услуг, финансовых' средств, активизируется граж-

данский оборот, расширяется договорная практика. Удосто­веряя юридические факты, разнообразные гражданско-правовые сделки, оформляя наследственные и иные иму­щественные права, совершая другие действия, направленные на юридическое закрепление гражданских прав, нотариусы все в большей мере способствуют предупреждению прес­туплений и других правонарушений, особенно в сфере экономики.

Вносит свой вклад в дело предупреждения преступности адвокатура.Выступая на предварительном следствии и в суде в качестве защитников, представителей потерпевших, граждан­ских истцов и ответчиков, адвокаты участвуют в исследовании причин и условий преступлений, которые с уголовно-право­вых позиций нередко могут рассматриваться как обстоя­тельства, существенным образом влияющие на меру ответ­ственности. Определенный предупредительный эффект имеет также участие адвокатов в рассмотрении дел об адми­нистративных правонарушениях, гражданских дел. Правомерному разрешению споров, конфликтных ситуаций, чреватых угрозой совершения преступлений, способствуют консультации и разъяснения, даваемые адвокатами по самому широкому кругу юридических вопросов, оказание ими разнообразной юридической помощи в иных формах.

К числу основных задач Федеральной службы охраны РФотносится осуществление комплексных мер по предот­вращению угрозы жизненно важным интересам лиц, подлежащих государственной охране, выявление, преду­преждение и пресечение преступлений и иных правона­рушений на охраняемых объектах.

Наряду с правоохранительной деятельностью, осу­ществляемой перечисленными и другими государственными органами, функции правоохраны (а, соответственно, и предупреждения преступлений) могут выполнять и некоторые негосударственные структуры. Типичным примером последних являются товарищеские суды. Но их деятельность прак­тически свернута, а сами они, по некоторым нынешним пред­ставлениям, которые можно отнести к разряду ультра­современных, расцениваются как ненужные рудименты

прошлого, как квази-судебные органы1. (Хотя при более взвешенном подходе в них можно было бы видеть модификацию мировой юстиции.)

Из числа реально действующих органов негосударственной правоохраны следует прежде всего назвать структуры (лиц), занимающиеся частной детективной и охранной деятель­ностью. Многие из оказываемых ими услуг (изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров, сбор сведений по уголовным делам, защита жизни и здоровья граждан, охрана имущества собственников, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий и др.) способствуют решению задач предупреждения преступлений.

К сожалению, частные сыск и охрана на деле оказались несвободными от ряда издержек, имеющих не антикри­миногенное, а противоположное по своему характеру значение (способствующих совершению преступлений).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.