Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор правильных мнемонических приемов





Почему забываются коды? Когда человек получает код к чему-либо, его мозг испытывает стресс, и «надписи» вроде «будет заблокировано»,

«запомните» и т. д. мешают памяти запомнить нужные числа. Чтобы такого не произошло, проще всего записать код доступа на листке бу­ маги, положить его в кошелек и не бояться, что код сможет узнать кто- то чужой. Возможно зашифровать его: например, цифры 4282 соответ­ ствуют слову «каша» на телефонной клавиатуре. Записав код и набрав это слово, вы сразу вспомните код.

Чтобы не забывать даты и годовщины, необходимо их к чему- нибудь привязать. Например, человек родился 18 апреля. Заложи­ те в свою память образы: апрель — весенние ручьи и пение птиц, число один — палец, число восемь — опрокинутый знак бесконеч­ ности.

Чтобы запомнить телефонные номера, надо численные значения представить в виде образов. Каждой цифре придумайте соответ­ ствующую ассоциацию, и номер телефона легко отложится в голо­ ве. Преобразовывать в образы имеет смысл не только телефонные номера, но и любую информацию: формулы, текст, стихи, даты, иностранные слова, имена людей и многое другое. В этом случае ре­ зультаты намного превзойдут те, которые бы вы получили в резуль­ тате простого заучивания информации. Сведения надолго останутся в вашей памяти.




Есть определенные правила к применяемым образам:

1. Они не должны быть мелкими. Если, к примеру, взять арбуз и клубнику, то клубника в вашем воображении должна быть разме­ ром с арбуз, а может быть, даже больше.

2. Образы должны быть яркими. Тусклые и невзрачные предметы не привлекают внимания, а яркие и красочные остаются в памяти надолго.

3. Образы должны быть цветными. Хорошо, если цвет образа соот­ ветствует окраске определенного предмета. Представляя кубик Ру­ бика, не забудьте о его разноцветных составляющих.

4. Для лучшего запоминания и усвоения образы должны быть объемными.

5. Образы должны быть детальными. Вспоминайте все мельчай­ шие их нюансы. Это особенно важно, когда вы впервые применяете мнемонические приемы для запоминания кодов и паролей. Если вы выбрали образ своего любимого кролика, то вспоминайте его с глаза­ ми, с ушами, носиком, лапками, усами и хвостиком.



Очень часто забываются имена новых знакомых. Ведь встреча с новыми людьми уже сама по себе стрессовая для памяти ситуа­ ция, когда еще нужно многое запомнить, кроме имен. В этом слу­ чае может помочь метод запоминания Рузвельта. Представьте, что имя человека большими буквами написано у него на лбу. Психоло­ ги связывают мелкую моторику пальцев с мышлением и памятью и рекомендуют имя нового человека незаметно, в кармане или за спиной, написать пальцем, или прописать его в воздухе.

В жизни столько мелких деталей, что запомнить их просто не­ возможно, да и не нужно. Например, не стоит запоминать все съе­ денные апельсины, мозг для таких случаев использует обобщение

«оранжевое — круглое — сладкое». Точно так же с вязальными спи­ цами и крючками: вместо того, чтобы запоминать местонахождение каждого предмета, мозг просто фиксирует схему: «спицы — крюч­ ки — тумбочка».

Почему-то постоянно забываются пароли, и чтобы их восстано­ вить, требуются наводящие вопросы: Девичья фамилия матери? Мой домашний любимец? Мой почтовый индекс?

Чтобы этого не происходило, работайте с образами. Если TUT напо­ минает вам какое-то место, возьмите пароль «дача», «фазенда», «лес». И вы обязательно вспомните пароль, как только увидите слово TUT.

В нашем уме мы можем сделать абсолютно все, что захотим, с любым предметом. Мы можем его раскрутить, сжать, раскрасить, придать ему нужный объем, приблизить, удалить и согнуть, т. е. можем сделать даже больше, чем современные станции моделиро­ вания, предназначенные для объемного проектирования 3D.




Возможности нашего мозга безграничны, и чтобы усилия при за­ поминании картин, в которые объединяются созданные образы, при­ несли больше пользы, необходимо следовать следующим правилам:

1. Образы должны двигаться, так как, будучи динамичными, они запоминаются лучше, чем неподвижные. Скорее всего, это происхо­ дит из-за того, что движущиеся объекты привлекают к себе больше внимания.

2. Образы должны быть связаны с местом их расположения. Что­ бы добиться этого, четко представляйте контуры вашего образа на фоне окружающего пейзажа. Например, если мы воображаем огромный яркий мяч, упавший в реку, надо мысленно представить контур этого мяча.

3. Намного лучше запоминаются образы с необычными связями. Например, вместо «коробка конфет лежит на комоде» лучше брать образ «красочная коробка конфет висит над барной стойкой». Послед­ ний пример запомнится гораздо быстрее и вспомнить его будет легче, так как он будет выходить за рамки привычного.

4. Для лучшего запоминания следует использовать эмоциональ­ ную составляющую запоминания. Во-первых, придумывать эмоции интересно, во-вторых — процесс запоминания так происходит го­ раздо быстрее и легче.

Для того чтобы придумать зрительные образы к абстрактным сло­ вам «нежность», «боль», «любовь», «зрение» и т. д., нужно использовать ассоциации. Надо использовать свое воображение во всю силу. Воз­ можно, «нежность» — это цветущая веточка вишни, верба с пушисты­ ми «котиками», «богатство» — это шкатулка, полная драгоценностей и сияющая блеском бриллиантов, «любовь» — это красивый малыш Ку­ пидон с крылышками и луком в руках. Используйте ассоциации, кото­ рые подскажут вам ваше воображение и фантазия. Они могут строить­ ся по различным принципам. Это может быть аналогия со сходными по звучанию словами, также нечто из личного опыта. Можно использовать стандартные и устоявшиеся ассоциации: чистота — ведро; болезнь — градусник; удача — подкова; здоровье — красный крест.

Очень часто в новом материале, в книгах, фильмах встречаются новые слова, смысл которых вам непонятен и неизвестен. Чаще все­ го это термины, и хорошо, если их количество составит меньше семи. Если терминов и новых слов в тексте будет намного больше десяти, суть текста сразу же ускользнет от понимания.

Сложность запоминания терминов в том, что нужно запомнить не только само слово, но и его значение. Для их запоминания существу­ ет своя методика, когда создаются образы не только для них самих, но и для их дефиниций. В основе данного метода тоже лежит техни­ ка фиксации абстрактных слов с помощью образов.


Дефиниция — логическая процедура придания фиксирован­ ного смысла терминам языка. Термин, над которым проводится операция дефиниции, называется дефидентом.

 

В конечном счете образы складываются в общую картину. В каче­ стве примера можно рассмотреть слово «нежность». Возникающая ассоциация: две раскрытые друг другу ладони взяли в окружение цветок, не прикасаясь к нему. Или слово «радость»: цветущий луг и гора из детских портфелей, а рядом кричащие и бегающие за бабоч­ ками ребятишки.

Этот пример показывает, как, используя понятные всем образы, можно запоминать термины. Образы, которые вы придумаете сами, и те, которые без долгих раздумий приходят в голову, работают го­ раздо более эффективно, чем те, которые подобраны заранее.

Чтобы разместить и лучше запомнить последовательность слов

«цветок — любовь — день», начнем с выбора образов. Подключим свое воображение и мысленно увидим: на подоконнике стоит крас­ ный цветок в кашпо в форме сердца, а за окном ярко светит солнце.

 

Слова, связанные образами, запоминаются легко. Если вы за­ ранее определитесь с местом, где будут располагаться образы, процесс запоминания будет проходить еще легче.


Как улучшить память

 

Множество внешних раздражителей постоянно воздействуют на человека, а сознание не может одновременно охватить с достаточной ясностью все объекты. Из множества окружающих его явлений, чело­ век «выхватывает» только то, что представляет для него интерес. Дея­ тельность, требующая направленности и сосредоточенности сознания на определенных объектах, и есть внимание.

Если человек не сосредоточит свое внимание, то в его деятельно­ сти неизбежны просчеты и ошибки, а в восприятии — пробелы. Не сконцентрировав свое внимание, мы можем есть и не замечать, что едим, смотреть и не видеть объекта, слушать и не слышать. Внима­ ние организует психику человека.

 

 

Мышление и интеллект

Вниманиеявляется своеобразным усилителем, который помогает различать изображения. Оно выступает как регулятор, который со­ ртирует объекты для сохранения в кратковременной или оператив­ ной памяти. Оно помогает правильно оценить поставленную задачу и является обязательным фактором ее правильного решения.

Внимание выступает как посредник в отношениях между людьми и способствует лучшей адаптации друг к другу. Оно способствует пони­ манию и предупреждению назревающих конфликтов. Внимательные люди достигают в жизни гораздо большего, чем невнимательные.

Основными функциями внимания в мыслительных процессах, а также в межличностных отношениях являются:

1. Удержание и сохранение в сознании образов, необходимых для достижения поставленной цели, до момента завершения задачи.

2. Отбор нужных сведений, необходимых для выполнения постав­ ленной задачи, и игнорирование других — побочных, второстепен­ ных, не существенных для данной деятельности.

3. Контроль и регуляция данного процесса.

Согласно различным теориям, внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Согласно теории Ухтомского, в коре головного


мозга возбуждается какой-то определенный участок, активизирую­ щийся под воздействием посторонних раздражителей и тормозя­ щий деятельность соседних областей мозга.

Согласно теории Рибо, внимание сопровождается не только эмо­ циями, но и изменениями физиологического состояния всего орга­ низма в целом. Состояние внимания сопровождается движениями всех частей тела. Длительный эффект внимания получается за счет того, что некоторые ощущения, воспоминания и мысли более яркие вследствие сосредоточения на них двигательной активности организма.

Внимание следует рассматривать как одно из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности по теории внима­ ния Гальперина. Внимание — это контроль за содержанием мысли, образа или чего-то другого, занимающего в данный момент психику. Результатом умственной деятельности человека являются все акты внимания, выполняющие функцию контроля.

К основным видам внимания относятся произвольное и непроиз­ вольное.

Произвольное внимание — это сосредоточение сознания на каком-то заранее выбранном образе и связанное с определенными волевыми усилиями. Раздражителем в этом случае выступает дан­ ный самому себе приказ, который вызывает соответствующее воз­ буждение в коре головного мозга. Произвольное внимание зависит от физического состояния человека и от состояния его нервной си­ стемы. Она усиливается от необходимости познания, отношения к объекту и от готовности сознания воспринимать предметы и явле­ ния. От такого внимания зависит работоспособность и усвоение раз­ личных навыков.

Непроизвольное внимание возникает вне зависимости от того, хо­ чет человек что-то увидеть или услышать или не хочет. Оно может быть вызвано неожиданностью, яркостью явления, новизной раз­ дражителя, его подвижностью и т. д.

Непроизвольное внимание возникает и после произвольного. По­ сле того, как решение задачи вызывает первые положительные эмо­ ции и рождает определенный интерес к дальнейшему продолжению, уже не требуются определенные волевые усилия, все делается ав­ томатически. Процесс ограничивается лишь усталостью, хоть цель работы и сохраняется.

Внимание подразделяется и по характеру направленности: вну­ треннее и внешненаправленное. Внутреннее устремлено на соб­ ственные мысли и переживания, внешненаправленное — на окру­ жающие объекты и явления.


Внимание бывает природное и социальное. Природное — это врож­ денная способность человека реагировать на необычные и непривыч­ ные для его глаза объекты, несущие в себе элементы новизны. Соци­ альное внимание складывается на протяжении всей жизни человека, оно связано со стереотипами поведения в обществе, с избирательным сознательным реагированием на объекты, с воспитанием.

По механизму регуляции выделяют непосредственное и опосре­ дованное внимание. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов.

По направленности на объект внимание подразделяется на сен­ сорное (направленное на восприятие), моторное (направленное на движение), интеллектуальное (направленное на мышление и рабо­ ту памяти).

Человек познает окружающую действительность в чувственной и логической форме. Чувственная форма — это ощущения, представ­ ления, восприятие. Логическая — это суждения и умозаключения, понятия.

Чувственное познание дает человеку возможность ощутить опре­ деленный объект через его характерные свойства. В том случае, ког­ да познание чего-то определенного через чувственное восприятие не получается, приходит на помощь опосредственный путь — логи­ ческая форма познания. Например, человек знает о существовании магнитных волн и электрического тока, но он не может их увидеть, услышать, осязать. Опознание предмета, образа опосредственным путем и есть путь мышления.

Рефлекторная деятельность мозга составляет физиологиче­ скую основу мышления. Временные нервные связи, которые воз­ никают в коре головного мозга, под воздействием сигналов второй системы (речевой) и при обязательной опоре на сигналы первой системы (ощущение, представление, восприятие). В процессе мышления эти две системы оказывают большое воздействие друг на друга. Вторая сигнальная система обеспечивает связь мышле­ ния с чувственным познанием мира (восприятием, представлени­ ем, ощущением).

Мышление в своем становлении проходит две стадии: допоня- тийную и понятийную. Допонятийная стадия мышления присуща детям до пяти лет. Понятийное мышление развивается постепенно от простого к сложному и формируется к шестнадцати или семнад­ цати годам.


Мышление— это обобщенное и опосредованное отраже­ ние человеком действительности. Это результат опыта мно­ гих поколений, а не только одного конкретного человека и его современников. Мышление помогает понять закономерности материального мира, процесс эволюции человека, причинно- следственные связи в общественно-исторической жизни, зако­ номерности психики людей.

 

Мыслительный процесс человека осуществляется в формах усво­ ения понятий, решения проблем, формирования умозаключений.

 

Понятие— это форма мышления, отражающая связи, конкрет­ ные признаки и свойства, отношения предметов и явлений, выра­ женные одним словом или группой слов. Например, «человек — это млекопитающее, передвигающееся на двух ногах, которому свой­ ственны такие отличительные характеристики, как членораздель­ ная речь, производство орудий труда, мыслительная и хозяйствен­ ная деятельность». Когда мы говорим «одежда», «мебель», мы этим характеризуем определенную группу предметов, имеющую общие существенные признаки. Существуют еще и абстрактные понятия, например, «честность», «справедливость», «мир» и т. д.

 

Любое мышление представляет собой процесс решения какой- либо задачи, возникающей в результате той или иной деятельности. В зависимости от рода деятельности и от умственных способностей решение проблемы может осуществляться различными способами. Наиболее неблагоприятным является способ проб и ошибок, при ко­ тором недостаточно четко представляется поставленная задача и способы ее решения и нет ни построения, ни целенаправленной про­ верки различных гипотез.

В качестве способов, позволяющих быстрее найти решение зада­ чи и играющих роль условий умственного развития человека, можно назвать пять этапов:

1. Анализ возникшей проблемы.

2. Мотивация для скорейшего решения задачи.

3. Поиск решения на основе известного метода.

4. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта.

5. Поиск решения на основе принципиально нового метода с учетом аналогий, логических рассуждений, эмпирических приемов и т. д.

Чтобы выявить объективные взаимосвязи между предметами и явлениями, человек прибегает к логическим рассуждениям, дела­ ет умозаключения и различные выводы, он сравнивает, обобщает, классифицирует и систематизирует результаты.


Суть мыслительных операций сводится к следующему: при ана­ лизе происходит мысленное разделение объекта на составляющие элементы; при сравнении находятся общие свойства и различия; при конкретизации подчеркиваются признаки, присущие только определенному конкретному; производится систематизация, или классификация — мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Мышление связано с речью и языком. Речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческо­ го языка. Язык объединят группу людей, пользующихся этим язы­ ков. Речь — сугубо индивидуальна. В ней выделяется психология отдельного человека или группы людей, для которых характерны определенные особенности речи. Без усвоения языка она невозмож­ на, в то же время язык может развиваться и совершенствоваться относительно независимо, по своим собственным законам, не зави­ сящим от поведения человека и его психологии.

 

Язык— это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, которые для людей имеют опре­ деленный смысл.

Речь— исторически сложившаяся форма общения людей по­ средством языковых конструкций, создаваемых на основе опре­ деленных правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевы­ ми) средствами, а с другой — восприятие языковых конструк­ ций и их понимание.

 

Речь человека выполняет ряд функций. Она является регулято­ ром человеческого общения, носителем информации, памяти, сред­ ством мышления, сознания, выражает индивидуальную особенность психологии человека, управляет поведением других людей.

Речь — это инструмент мышления. Связующим звеном между ре­ чью и языком является слово. В слове заключается гораздо больше информации, чем в простом сочетании звуков. В результате опытов было доказано, что мышление человека неразрывно связано с речью. В сложные и напряженные моменты мышления у человека наблю­ дается повышенная активность голосовых связок. Мыслительные процессы и речедвигательные реакции работают в тандеме. В рече­ вом мышлении объединены и взаимозависимы слово и мысль.

Речь как средство общения и мышления выполняет чисто комму­ никативную функцию. Все ее виды развивают речевое мышление и интеллект личности. Развитие речи зависит от мотивации и мышле­ ния человека. Это — основной способ общения людей. Без речи чело­


век не мог бы передавать информацию, не мог бы фиксировать то, что невозможно воспринять с помощью других органов чувств (явления природы, абстрактные понятия). Вез письменной речи человек не мог бы воспользоваться опытом, накопленным другими поколения­ ми, не смог бы передать потомкам свои чувства и мысли. Благодаря речи сознание человека не ограничивается его личными познания­ ми, он использует опыт и знания других людей гораздо полнее, чем при использовании других неречевых процессов познания. С помо­ щью речи психология и опыт одного человека становятся доступны­ ми другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Занимаясь развитием речи, человек совершенствует ее культуру, расширяет свою эрудицию, обогащает и развивает свой интеллект.

 

Различают несколько видов речи: устную, внутреннюю и письменную. Устная речь — это речь, воспринимаемая на слух. Внутренняя речь — это речь, возникающая в процессе мышле­ ния, она выступает его средством. Мышление перерабатывает воспринятые образы, осознает их и классифицирует по опреде­ ленной системе.


Как запомнить лица

 

На протяжении всей своей жизни человеку приходится запоми­ нать имена и лица. И если подсчитать их количество, то получит­ ся вполне внушительное число. Это самая сложная информация, которая поддается записи. Миллионы людей в мире жалуются, что не могут запомнить людей, с которыми знакомятся. Вы можете за­ писать имя и фамилию человека на листке бумаги и положить его в свой бумажник, а потом долго мучиться — кому же принадлежат это имя с фамилией? Как выглядит его лицо?

Для лучшего запоминания имен и лиц существуют определенные упражнения.

 

Упражнение «Верь в себя»

Если несколько человек, с которыми вас познакомили, носят оди­ наковое имя, попробуйте следующее:

1. Представьте лицо одного человека.

2. Представьте, что он наклоняет голову и приветствует вас.

3. Представьте, что другой человек с таким же именем тоже ки­ вает вам головой.

4. Повторите пункты 1—3 упражнения 5 раз.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.