Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные закономерности запоминания

Немецкий психолог-экспериментатор Г. Эббингауз вывел ряд за­ кономерностей запоминания, руководствуясь исследованиями, где использовался трудный по своему смысловому составу материал, а для запоминания предлагались бессмысленные слоги:

1. Сравнительно простые события, произошедшие единственный раз в жизни, но оставившие особо сильные впечатления в памяти, че­ рез много-много могут возникать в памяти отчетливо и ярко.

2. Менее интересные события, но более сложные, которые человек может переживать десятки раз, не фиксируются в памяти. Через сравнительно короткое время они исчезают.

3. Человек может ошибаться, воспроизводя события, но при этом быть уверенным в их правильном и верном воспроизведении. Может быть совсем наоборот, чисто интуитивно человек может воспроизводить события правильно, но не осознавать этого.

4. Достаточно один раз пережить событие, которому вы уделите пристальное внимание, и оно надолго сохранится в памяти. В даль­ нейшем можно точно и в правильном порядке воспроизвести основ­ ные элементы события.

5. Предварительное повторение материала, который необходимо за­

учить, экономит время, если количество повторений не превышает ко­ личества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

6. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количе­ ства, превышающего объем кратковременной памяти, то количе­ ство запоминаемых и воспроизведенных членов этого ряда умень­ шится по сравнению с количеством воспроизведенных членов ряда, объем которого не превышает максимальный объем кратковремен­ ной памяти, при однократном предъявлении этого ряда.

7. При увеличении членов ряда, превышающих объем максималь­ ной кратковременной памяти, возрастает число повторений, кото­


рые необходимы для его запоминания и воспроизведения. Напри­ мер, если ряд состоит из 6 бессмысленных слогов, при единократном просмотре человек может повторить 6 слогов из шести. Если ряд со­ стоит из 12 слогов, то человеку потребуется 14 или 16 повторений этого ряда, чтобы воспроизвести 6 слогов по памяти. Если ряд состо­ ит из большего количества слогов, то потребуется еще больше по­ вторений, чтобы получить тот же результат. Ряд из 36 бессмыслен­ ных слогов потребует 56 повторений, чтобы воспроизвести 6 слогов.



8. Для ассоциативной связи впечатлений является важным, были ли это отдельные разрозненные впечатления или же логически свя­ занные.

9. Впечатления, поразившие вас, запоминаются гораздо лучше и надежнее, чем привычные.

10. Чтобы лучше запомнить материал, выученный заранее, надо его снова повторить.

11. При запоминании длинного ряда лучше всего воспроизводятся в памяти начало ряда и конец.

12. Любое новое впечатление, полученное человеком, остается в памяти, но со временем оно вступает в ассоциативную связь с дру­ гими впечатлениями и несколько изменяется. Новое впечатление изменяется под воздействием имеющихся в памяти, а они, в свою очередь, немного изменяются под воздействием этого впечатления.

13. Повторение заучиваемого материала подряд менее эффектив­ но, чем повторение через некоторые промежутки времени.

14. Если материал интересен и человек заинтересован в нем, то запоминание происходит без особого труда.

15. Память человека тесно связана с его личностью — патологиче­ ские изменения личности всегда ведут к нарушению памяти.

16. Усиливая внимание к заучиваемому материалу, уменьшают количество необходимых для запоминания материала повторений. Увеличенное количество повторений материала, при отсутствии внимания и интереса к нему, не способствует более быстрому запо­ минанию.

17. Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же принципу: при потере памяти страдают в первую очередь недавно полученные впечатления и впечатления более сложные. При восстановлении памяти происходит обратный процесс, снача­ ла восстанавливаются более простые и более старые впечатления и воспоминания, а затем более новые и более сложные.

Изучение этих и многих других фактов позволило ученым выве­ сти ряд законов памяти. В восстановлении, сохранении и воспроиз­ ведении материала участвуют различные функции головного мозга и происходят различные операции по переработке данных, по пере­


кодированию, а также анализ информации, синтез, обобщение и др. Все эти функции и операции обеспечивают запоминание и воспро­ изведение смыслового содержания материала.

При воспроизведении какого-то текста с целью его запоминания фиксируются не слова и предложения, из которых состоит текст, а его смысловое содержание, основная мысль. Они первыми и прихо­ дят нам на память, когда возникает необходимость воспроизвести данный материал.

Если человек дает себе мысленную установку, определенную мнемическую задачу на запоминание, то процесс происходит легче. Установка рассчитана на считывание и хранение информации в те­ чение определенного времени.

Большую роль в запоминании и воспроизведении материала играет повторение, но при этом особое внимание надо уделять по­ ниманию и осознанию материала.

Для хорошего заучивания и усвоения материала нецелесообраз­ но сразу учить его наизусть. Надо распределить количество повто­ рений так, чтобы большая их часть приходилась на начало и конец заучивания, а на середину — меньшее. По данным, полученным французским психологом А. Пьероном, такое распределение повто­ рений в течение дня дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с заучиванием материала сразу наизусть.

Любая из частей, на которые подразделяется заучиваемый мате­ риал, должна быть законченной по смыслу. В таком случае инфор­ мация лучше будет откладываться в памяти, легче запоминаться и воспроизводиться.

 

 

Реминисценция

Реминисценция — это улучшение со временем воспроизве­ дения выученного материала без повторения. В соответствии с основным законом сохранения, выведенным Г. Эббингаузом, воспроизведение заученного материала со временем должно ухудшаться, но иногда случается и наоборот. До сих пор науч­ ное объяснение этому явлению не найдено. Чаще всего такое на­ блюдается при распределении повторений материала в процессе заучивания. Отстроченное на несколько дней воспроизведение материала по памяти дает лучшие результаты, чем сразу же по­ сле выучивания.


Это явление, скорее всего, можно объяснить тем, что со временем логические и смысловые связи, образуемые внутри заучиваемого материала, становятся более ясными и отчетливыми. Чаще всего ре­ минисценция происходит на второй или третий день после выучива­ ния материала. Она происходит и в случае наложения друг на друга различных законов — забывания осмысленного материала и забы­ вания бессмысленного материала.

В результате экспериментов было выяснено, что видит человек гораздо больше, чем наша память может запомнить и воспроизвести. Так, проводя опыт, участникам показывали на сотые доли секунды таблицу, содержащую девять букв, а затем их просили воспроизве­ сти то, что они увидели. В результате оказалось, что «подопытные» запоминали 4—5 букв.

Французский психолог П. Жане в своей книге «Эволюция памяти и понятие времени» пишет, что «Память представляется нам свое­ образным действием, изобретенным людьми в ходе их историче­ ского развития, а главное — действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения, которое составляет основу привычек и навыков», и под реминисценцией понимает чисто авто­ матическое повторение ранее выполняемых действий, не зависящих от внешних обстоятельств.

Люди, умываясь по утрам и ложась спать вечером, производят одни и те же действия чисто автоматически, часто делают одно и то же, даже говорят одни и те же фразы. Речь человека автоматизиро­ вана, только одни люди более часто употребляют одни и те же вы­ ражения, другие — реже. Люди используют фразы, слышимые в ре­ кламных роликах, прочитанные в книгах и газетах. Часто, общаясь с одним и тем же человеком, начинаешь замечать, что его речевые конструкции начинают повторяться.

 

У явления реминисценции есть интересная особенность: ког­ да какое-то действие запущено, оно имеет тенденцию реализо­ вываться до конца.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.