Основные закономерности запоминания
Немецкий психолог-экспериментатор Г. Эббингауз вывел ряд за кономерностей запоминания, руководствуясь исследованиями, где использовался трудный по своему смысловому составу материал, а для запоминания предлагались бессмысленные слоги:
1. Сравнительно простые события, произошедшие единственный раз в жизни, но оставившие особо сильные впечатления в памяти, че рез много-много могут возникать в памяти отчетливо и ярко.
2. Менее интересные события, но более сложные, которые человек может переживать десятки раз, не фиксируются в памяти. Через сравнительно короткое время они исчезают.
3. Человек может ошибаться, воспроизводя события, но при этом быть уверенным в их правильном и верном воспроизведении. Может быть совсем наоборот, чисто интуитивно человек может воспроизводить события правильно, но не осознавать этого.
4. Достаточно один раз пережить событие, которому вы уделите пристальное внимание, и оно надолго сохранится в памяти. В даль нейшем можно точно и в правильном порядке воспроизвести основ ные элементы события.
5. Предварительное повторение материала, который необходимо за
учить, экономит время, если количество повторений не превышает ко личества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
6. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количе ства, превышающего объем кратковременной памяти, то количе ство запоминаемых и воспроизведенных членов этого ряда умень шится по сравнению с количеством воспроизведенных членов ряда, объем которого не превышает максимальный объем кратковремен ной памяти, при однократном предъявлении этого ряда.
7. При увеличении членов ряда, превышающих объем максималь ной кратковременной памяти, возрастает число повторений, кото
рые необходимы для его запоминания и воспроизведения. Напри мер, если ряд состоит из 6 бессмысленных слогов, при единократном просмотре человек может повторить 6 слогов из шести. Если ряд со стоит из 12 слогов, то человеку потребуется 14 или 16 повторений этого ряда, чтобы воспроизвести 6 слогов по памяти. Если ряд состо ит из большего количества слогов, то потребуется еще больше по вторений, чтобы получить тот же результат. Ряд из 36 бессмыслен ных слогов потребует 56 повторений, чтобы воспроизвести 6 слогов.
8. Для ассоциативной связи впечатлений является важным, были ли это отдельные разрозненные впечатления или же логически свя занные.
9. Впечатления, поразившие вас, запоминаются гораздо лучше и надежнее, чем привычные.
10. Чтобы лучше запомнить материал, выученный заранее, надо его снова повторить.
11. При запоминании длинного ряда лучше всего воспроизводятся в памяти начало ряда и конец.
12. Любое новое впечатление, полученное человеком, остается в памяти, но со временем оно вступает в ассоциативную связь с дру гими впечатлениями и несколько изменяется. Новое впечатление изменяется под воздействием имеющихся в памяти, а они, в свою очередь, немного изменяются под воздействием этого впечатления.
13. Повторение заучиваемого материала подряд менее эффектив но, чем повторение через некоторые промежутки времени.
14. Если материал интересен и человек заинтересован в нем, то запоминание происходит без особого труда.
15. Память человека тесно связана с его личностью — патологиче ские изменения личности всегда ведут к нарушению памяти.
16. Усиливая внимание к заучиваемому материалу, уменьшают количество необходимых для запоминания материала повторений. Увеличенное количество повторений материала, при отсутствии внимания и интереса к нему, не способствует более быстрому запо минанию.
17. Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же принципу: при потере памяти страдают в первую очередь недавно полученные впечатления и впечатления более сложные. При восстановлении памяти происходит обратный процесс, снача ла восстанавливаются более простые и более старые впечатления и воспоминания, а затем более новые и более сложные.
Изучение этих и многих других фактов позволило ученым выве сти ряд законов памяти. В восстановлении, сохранении и воспроиз ведении материала участвуют различные функции головного мозга и происходят различные операции по переработке данных, по пере
кодированию, а также анализ информации, синтез, обобщение и др. Все эти функции и операции обеспечивают запоминание и воспро изведение смыслового содержания материала.
При воспроизведении какого-то текста с целью его запоминания фиксируются не слова и предложения, из которых состоит текст, а его смысловое содержание, основная мысль. Они первыми и прихо дят нам на память, когда возникает необходимость воспроизвести данный материал.
Если человек дает себе мысленную установку, определенную мнемическую задачу на запоминание, то процесс происходит легче. Установка рассчитана на считывание и хранение информации в те чение определенного времени.
Большую роль в запоминании и воспроизведении материала играет повторение, но при этом особое внимание надо уделять по ниманию и осознанию материала.
Для хорошего заучивания и усвоения материала нецелесообраз но сразу учить его наизусть. Надо распределить количество повто рений так, чтобы большая их часть приходилась на начало и конец заучивания, а на середину — меньшее. По данным, полученным французским психологом А. Пьероном, такое распределение повто рений в течение дня дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с заучиванием материала сразу наизусть.
Любая из частей, на которые подразделяется заучиваемый мате риал, должна быть законченной по смыслу. В таком случае инфор мация лучше будет откладываться в памяти, легче запоминаться и воспроизводиться.
Реминисценция
Реминисценция — это улучшение со временем воспроизве дения выученного материала без повторения. В соответствии с основным законом сохранения, выведенным Г. Эббингаузом, воспроизведение заученного материала со временем должно ухудшаться, но иногда случается и наоборот. До сих пор науч ное объяснение этому явлению не найдено. Чаще всего такое на блюдается при распределении повторений материала в процессе заучивания. Отстроченное на несколько дней воспроизведение материала по памяти дает лучшие результаты, чем сразу же по сле выучивания.
Это явление, скорее всего, можно объяснить тем, что со временем логические и смысловые связи, образуемые внутри заучиваемого материала, становятся более ясными и отчетливыми. Чаще всего ре минисценция происходит на второй или третий день после выучива ния материала. Она происходит и в случае наложения друг на друга различных законов — забывания осмысленного материала и забы вания бессмысленного материала.
В результате экспериментов было выяснено, что видит человек гораздо больше, чем наша память может запомнить и воспроизвести. Так, проводя опыт, участникам показывали на сотые доли секунды таблицу, содержащую девять букв, а затем их просили воспроизве сти то, что они увидели. В результате оказалось, что «подопытные» запоминали 4—5 букв.
Французский психолог П. Жане в своей книге «Эволюция памяти и понятие времени» пишет, что «Память представляется нам свое образным действием, изобретенным людьми в ходе их историче ского развития, а главное — действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения, которое составляет основу привычек и навыков», и под реминисценцией понимает чисто авто матическое повторение ранее выполняемых действий, не зависящих от внешних обстоятельств.
Люди, умываясь по утрам и ложась спать вечером, производят одни и те же действия чисто автоматически, часто делают одно и то же, даже говорят одни и те же фразы. Речь человека автоматизиро вана, только одни люди более часто употребляют одни и те же вы ражения, другие — реже. Люди используют фразы, слышимые в ре кламных роликах, прочитанные в книгах и газетах. Часто, общаясь с одним и тем же человеком, начинаешь замечать, что его речевые конструкции начинают повторяться.
У явления реминисценции есть интересная особенность: ког да какое-то действие запущено, оно имеет тенденцию реализо вываться до конца.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|