Сделай Сам Свою Работу на 5

Современные теории памяти





Серим «Ясновидец» основана в 2013 году


У39


Уитч Джон

Супертренажер памяти / Джон Уитч. — Москва : ACT, 2014. — 224 с. — (Ясновидец).

ISBN 978-5-17-083147-0

В наш «оцифрованный» век человеку сложно избежать контакта с огромным потоком информации. При этом техника и электроника всегда были и будут лишь вспомогательным инструментом, ведь самый главный компьютер находится у нас в голове. Но умеем ли мы в полной мере пользоваться тем, что и так дано нам от природы? Объем человеческой памяти не измерить в мегабайтах, но можно научиться его расширять, а также избавлять от ненужного. Это умение жизненно необхо­ димо каждому из нас, будь то школьник или студент, художник или бухгалтер, актер или архитектор. Наше издание поможет усвоить навыки запоминания и забывания представителю любой профессии.

В книге в доступной форме приведено множество разноо­ бразных методик и практических упражнений, которые помогут вам научиться запоминать лица, имена и номера телефонов, выучить иностранный язык. Также издание познакомит с ме­ тодами, широко применяемыми сотрудниками спецслужб и профессиональными игроками в карты. Регулярно упражняясь, вы непременно станете продвинутым пользователем своего биологического П К.



 

УДК 159.953.4 ББК88.3


 


 

 

ISBN 978-5-17-083147-0


© Оформление, обложка, иллюстрации ООО «Харвест», 2014.

Дизайн обложки Резько И. В.

© ООО «Издательство АСТ», 2014


Введение

 

Мы живем в мире информации, где на нас ежедневно обрушива­ ется обильный поток сведений по различным предметам, специаль­ ностям, направлениям. Объем данных с каждым днем увеличива­ ется и растет, и часто мы теряемся, не можем выделить главное и отсеять ненужное. Для того чтобы запомнить все необходимые зна­ ния и справиться со всем этим материалом, необходимо подойти к процессу освоения информации научно.

Наша память безгранична, она хранит в себе все, что нам когда- либо приходилось видеть или слышать. Тем не менее иногда мы что-то забываем. Как правило, человек использует память только на 1—3%, что ничтожно мало по сравнению с ее скрытыми возможностями.

Известно, что человек на одном адреналине за ночь может подго­ товиться к вступительному экзамену или к серьезной презентации. Но как это сделать в обычном состоянии? Выход один: развивать свою память, что является необходимой задачей для члена совре­ менного общества высоких технологий.



 

Богиню памяти — Мнемозину, жену Зевса, — древние греки ценили и почитали, а искусство запоминания назвали ее име­ нем — мнемоника. В современном мире искусство запоминания носит название мнемотехники.

 

В древние времена статус человека нередко определялся его памя­ тью — ведь до появления книг он мог использовать только данные и информацию, которая хранилась у него в голове. Жрецы и богословы в силу своей профессии должны были вести многочасовые беседы и читать проповеди с использованием фактов. Они дословно цитирова­ ли Библию и другие священные книги, приводили примеры с множе­ ством имен и точных дат, событий, произносили длинные речи, наде­ ясь только на свою память, и для этого тренировали ее, уделяли много внимания мнемонике и обучались ей с самого детства.

Истории известны многие случаи суперпамяти. Так, из трактата древнеримского историка Плиния мы узнаем, что персидский царь Кир помнил по имени каждого солдата своей армии. Через века со­ хранились удивительные рассказы о замечательной памяти Алек­ сандра Македонского и Юлия Цезаря. Римский философ Сенека мог запомнить и повторить две тысячи не связанных между собой слов.


Знаменитый математик Леонард Эйлер знал на память шесть степе­ ней всех чисел от 1 до 100, а советский академик А.Ф. Иоффе точно так же пользовался таблицей логарифмов. Многие древние книги сохранились и дошли до наших времен благодаря замечательной памяти наших предков, которые порой даже не знали грамоты.



История сохранила для нас и другие примеры удивительной па­ мяти людей с мировыми именами.

В 1805 году в Кельнском соборе произошла кража. Похитили замечательное полотно кисти Рубенса «На алтаре церкви Святого Петра». Местный художник по памяти восстановил картину. Когда похищенная картина была найдена и их сравнили, то оказалось, что полотно местного художника была полной копией картины Рубенса, даже мелкие детали были нарисованы так точно, что невозможно было найти ни одного различия.

Интересный случай связан с четырнадцатилетним В.-А. Моцар­ том, который смог воспроизвести по памяти сложнейшее музыкаль­ ное произведение Г. Аллегри «Miserere», секрет исполнения кото­ рого тщательно скрывался и принадлежал Сикстинской капелле в Риме. Пораженный сходством и растроганный Папа Римский пожа­ ловал четырнадцатилетнему мальчику за феноменальную память крест и звание кавалера «Золотого воинства».

Известен случай, когда тяжелобольная неграмотная женщина в лихорадочном состоянии начала цитировать целые отрывки из книг древних философов на древнееврейском, греческом и латинском языках. После того, как она поправилась, она не смогла припомнить из всего этого ни одного слова. Однако врач, лечивший ее, установил, что в детстве женщина жила у приходского священника, который любил читать вслух произведения древних авторов на языке ориги­ нала, и это каким-то образом отложилось в памяти девочки.

Еще одним классическим примером феноменальной памяти яв­ ляется дружеский розыгрыш композитора Глазунова его другом Танеевым и Рахманиновым — молодым студентом консерватории с феноменальной памятью. Однажды Глазунов пришел к Танееву, чтобы исполнить ему свое новое произведение и выслушать его мне­ ние. Он впервые исполнял свою пьесу. После исполнения произведе­ ния «в гости» к Танееву явился юный Рахманинов, который до этого находился в соседней комнате, и тоже сыграл «свою» вещь. Изумле­ нию Глазунова не было предела — он услышал в точности то, что сам только что исполнял!

Проявления феноменальной памяти носят разнообразный харак­ тер. Это зависит от условий, в которых оказался человек, от его со­ стояния, способностей и рода занятий. Но даже самая обычная па­ мять может быть улучшена с помощью специальных методик.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Что такое память?

Можно сказать, что память— это хранение в ячейках человече­ ского мозга информации, воспринимаемой органами чувств, а также приобретаемой в результате различной деятельности (интеллекту­ альной, практической, механической и т. д.). Большая часть инфор­ мации поступает к человеку через органы зрения и слуха.

Наши друзья и знакомые помнят одни события, а мы — совершен­ но другие. Наши воспоминания об одном и том же событии отличают­ ся друг от друга. В памяти остается не только та информация, которая поступает к нам «извне», но и та, что придумываем мы сами, и она со временем обретает вполне реальные черты. С годами различить наши фантазии и то, что было на самом деле, становится довольно сложно.

По этому поводу А. Конан Дойл устами Шерлока Холмса дал следующую характеристику памяти: «Я считаю, что человеческий мозг — это маленький пустой чердак, и вы должны его обставить вы­ бранной мебелью. Ошибочно думают, у комнаты эластичные стены. От нее зависит, как скоро наступит время забывания того, что вы знали раньше, при каждом новом поступлении информации».

Не каждого человека природа наградила совершенной памятью и способностью запоминать всю необходимую информацию. Развивая у себя наблюдательность, можно избавиться от ненужных ассоциаций.

В мире существует множество методик и методов тренировки па­ мяти. С каждым днем появляются новые способы и приемы, различ­ ные подходы к развитию памяти и систем мнемотехники.

 

 

Из истории исследования памяти

Исследованием памяти в настоящее время заняты люди различ­ ных профессий: психологи, медики, генетики, кибернетики, биологи и ряд других.


У каждого из представителей различных профессий есть свои во­ просы, есть свои теории памяти. Различные системы дополняют друг друга и позволяют человеку больше узнать о памяти, глубже загля­ нуть в это важное и загадочное явление психологии человека.

Начало изучению памяти было положено французским ученым П. Жане, который один из первых начал говорить о памяти как си­ стеме, предназначенной для запоминания, переработки, хранения материала. Психологами-французами было доказано, что память на­ прямую связана с практической деятельностью человека.

В России эта теория получила дальнейшее развитие. Ряд фактов, раскрывающих механизм запоминания, условия, при которых оно происходит, когда оно лучше или хуже, обнаружил в своих исследо­ ваниях ученый А.А. Смирнов. Он установил, что мысли запоминают­ ся хуже, чем действия. А действия, если связаны с определенными трудностями, запоминаются гораздо лучше и прочнее, чем те, кото­ рые производятся без труда.

Еще в XVII веке возникла ассоциативная теория памяти, кото­ рая активно развивалась и разрабатывалась два последующих сто­ летия и получила особое распространение в Англии и Германии. В основе ее лежит связь между отдельными психическими явления­ ми. Память, по этой теории, — это сложная система запоминаний по устойчивым ассоциациям (подобия, смежности, близости и т. д.). Они бывают кратковременными и долговременными, устойчивыми и не очень.

Основные элементы ассоциаций, согласно данной теории, произво­ дятся не отдельно, а в совокупности с определенными смысловыми, логическими и структурно-функциональными ассоциациями. Труд­ ность ассоциативной теории состояла в том, что она не могла объяс­ нить избирательность человеческой памяти. Ассоциации возникают и образуются на случайной основе, а память выбирает из всей ин­ формации всегда нечто определенное. Тем не менее, ассоциативная теория памяти дала многое для познания ее законов.

На смену ассоциативной теории в конце XIX века пришла геш- тальттеория, объясняющая феномен памяти изначальной целостной организацией — гештальт, а не ассоциацией первичных элементов. В этой версии особенно подчеркивалось структурирование элемен­ тов, организация их в систему при воспроизведении и запоминании. Главной мыслью теории было то, что при воспроизведении и запо­ минании материал выступал не случайным набором элементов, воз­ никших на основе ассоциаций, а целостной структурой.

Объяснив некоторые факты избирательности памяти, гешталь- ттеория не смогла связать зависимость развития памяти от деятель­ ности человека.


В начале XX века начала развиваться смысловая теория памяти. На первый план при запоминании и воспроизведении материала вы­ двигалось его смысловое значение, ведь смысловое запоминание от­ личается от механического тем, что в его основе лежат совсем другие законы.

С развитием техники и кибернетики начали проводиться иссле­ дования в области переработки и хранения информации машинами, что привело к техническому и алгоритмическому процессам модели­ рования памяти.

 

 

Виды памяти

Создание памяти — это сложный многоступенчатый процесс. Че­ ловек сначала запоминает и усваивает информацию, а затем, при необходимости, извлекает ее из глубин своей памяти. Носитель и информация постоянно взаимодействуют. К показателям эффектив­ ности памяти можно отнести длительность, объем, готовность, точ­ ность, быстроту.

Память — самая сложная из всех психических функций человека. Она имеет различные формы и виды. У живых организмов (кроме че­ ловека) есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Генетическая память передается на генном уровне из поколения в поколение, а механическая приобретается с жизненным опытом. Со смертью индивидуума умирает и его механическая память, нако­ пленная в течение жизни.

У человека прежде всего надо выделить два вида памяти: наслед­ ственную (генетическую) и прижизненную. Наследственная памятьпрактически не зависит от условий жизнедеятельности — она вклю­ чает в себя основные инстинкты, заложена от рождения, хранится в генотипе и передается по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем повлиять. Тысячелетиями и столетиями по наследству передаются необходимые поведенческие, биологические и психологические свойства. Прижизненная память— это память, хранящая информацию, которую мы получаем от рождения до смер­ ти. Ее можно разделить на два подвида: непроизвольную и произ­ вольную.

Непроизвольная память — это автоматическое запоминание и воспроизведение информации без каких-либо усилий со стороны че­ ловека.


Произвольная память — это память, требующая специальной установки на запоминание и приложения определенных волевых усилий.

Память человека в зависимости от характера получаемой инфор­ мации делится на четыре вида:

1. Моторная (двигательная).

2. Аффективная.

3. Образная.

4. Логическая.

Эти виды появлялись один за другим в процессе эволюции чело­ вечества.

Память лежит в основе психической и механической деятельно­ сти. Она служит связующим звеном между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, играет важнейшую роль в обучении и раз­ витии.

По степени осмысленности память бывает механической и смыс­ ловой.

Механическая память— это чисто автоматическое повторе­ ние материала, без его осмысливания, без ассоциаций, без любо­ го другого метода. В этом случае все слова, события, движения, предметы запоминаются в таком порядке, в каком они и воспри­ нимались.

Механическая память имеет один недостаток: неосмысленная информация легко удаляется из нашей головы. В ряде случаев ме­ ханическая память нам нужна для изучения иностранных языков, запоминания различных терминов. Поэтому этот вид памяти надо тренировать.

Прочитайте какой-нибудь отрывок текста и попробуйте самостоя­ тельно, без подглядок и перечитывания, повторить его. Если сразу не получилось, то прочитайте и снова попробуйте повторить или хотя бы пересказать его. Со временем станет получаться все лучше и луч­ ше. Затем усложните себе задание и попробуйте повторить не один отрывок, а целых два. Так постепенно вы будете тренировать свою память.

Начинать лучше с маленьких отрывков, а затем переходить к бо­ лее длинным.

Смысловая память— это запоминание материала, основанное на логическом осмыслении процессов и связей между его частями. Та­ кая память более эффективна, так как требует от человека гораздо меньше времени и усилий.

Логическая памятьподразделяется на цифровую, словесную и комбинационную (шахматную). Это деление носит весьма условный характер, оно не окончательное и далеко не полное.


Кратковременная

и долговременная память

Память можно классифицировать и по времени сохранения матери­ ала. Она бывает кратковременной, долговременной, а иногда присут­ ствует и промежуточный вариант — оперативная память.

Кратковременная памятьхранит информацию весьма небольшой период времени — около 20 секунд — причем не весь ее объем, а толь­ ко существенные элементы из обобщенного образа воспринятого. Та­ кая память связана с актуальным сознанием человека. Для сохранения информации в кратковременной памяти всегда требуется непрерыв­ ное поддержание внимания к материалу, который хочется удержать в памяти. Но именно благодаря ей человек способен перерабатывать большие объемы информации, отсеивая ненужное. Информация в кратковременной памяти может либо забываться, либо переходить в долговременную.

Для определения объема кратковременной памяти можно использо­ вать следующий тест.

1.Обратите внимание на эти ряды цифр. 1) 6 4 8 2

2) 5 3 9 7 1

3) 2 5 0 4 6 3

4) 1 3 8 5 2 0 7

5) 28375064

6) 751604238

7) 1638759204

2. Попросите вашего друга прочесть вам эти цифры.

3. После прочтения последнего ряда цифр напишите эти ряды на бумаге.

4. Объем вашей кратковременной памяти будет равен числу цифр в одном ряду, в котором вы не сделали ошибки.

Оперативная памятьможет хранить информацию определенное, рассчитанное количество времени, от нескольких секунд до несколь­ ких дней. Срок хранения информации в этой памяти зависит от задачи, поставленной перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи, чтобы в данное время вспомнить то, что нужно вспомнить. Опе­ ративная память занимает промежуточное значение между кратко­ временной и долговременной памятью.

Долговременная памятьспособна хранить информацию в течение неограниченного времени. В долговременную память поступает вся ин­ формация, которая имеет первоочередное значение в жизни человека


и, как правило, предполагает способность в нужный момент «извлечь» то, что он когда-то запомнил. При обращении к долговременной памяти нередко приходится приложить определенные волевые усилия, поэто­ му ее эффективность связана с силой воли человека.

 

Сколько бы ни было видов памяти, психологи сходятся в одном: общим для всех видов памяти является ассоциация — временная связь между двумя событиями, понятиями и т. д.

При этом каждая ассоциация состоит из множества других, что позволяет человеку переходить от одной мысли к другой. Па­ мять — это бесценный дар, полученный человеком от природы.

Ее размеры безграничны, надо только уметь ею пользоваться.

 

По материалу, который хранится в ней, память подразделяется на когнитивную, эмоциональную и личностную.

Когнитивная память— это знания, получаемые человеком в про­ цессе обучения. Сначала они поступают как что-то внешнее по отноше­ нию к личности человека, но в процессе учебы и работы превращаются в опыт и убеждения данного индивидуума.

Эмоциональная память— это память на случившиеся пережива­ ния. Она присутствует в работе всех видов памяти и особенно проявля­ ется в отношениях между людьми. То, что способно вызвать сильные эмоции, запоминается человеком прочнее и надолго. Информация, к которой вы относитесь равнодушно, может и не отложиться в вашей памяти, даже если вы несколько раз ее прочитаете, увидите, услыши­ те. Поэтому, чтобы запомнить, надо вложить свои чувства в процесс за­ поминания. Эмоциональная память — необходимое условие для разви­ тия способности к сочувствию. Такая память — это основа мастерства профессий, связанных с искусством, и не только.

Личностная памятьотвечает за преемственность целей, поступков, убеждений и отношений между людьми, за единство самосознания личности на всем жизненном пути.

По модальности запоминания образов память подразделяется на словесно-логическую и образную.

Словесно-логическая памятьтесно связана с логикой, словом, мыс­ лью. Человек, у которого развита такая память, может быстро запом­ нить читаемый текст, понять смысл событий и логику рассуждений. Обычно такой вид памяти присущ преподавателям, ученым, священ­ никам, опытным лекторам.

Образная памятьподразделяется на зрительную, тактильную, слу­ ховую, двигательную (моторную), обонятельную и вкусовую.

Уровень развития людей не одинаков, что и позволяет говорить о преобладании образной или логической памяти.


Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов, она важна для людей любых профессий, но осо­ бенно для художников и конструкторов. Богатое воображение, как правило, способствует хорошему запоминанию зрительных образов. Художник может с помощью кистей и красок детально воссоздать об­ лик человека, которого видел только один раз. Зрительная память хра­ нит то, что мы получили путем наблюдений. Порой кажется, что мы с фотографической точностью помним лица своих знакомых. Но если попробовать детально описать чей-либо портрет, то возникнут опреде­ ленные трудности, мы не сможем сказать, какой формы у него уши и нос, придется напрягать память, но так ничего и не получится. Это зна­ чит, что зрительная память у нас находится в пассивном состоянии, она

«спит». У художников же она активна, они ее постоянно тренируют. Но это не значит, что все виды памяти у них развиты так же хорошо, как и зрительная.

Тактильная память — это память, связанная с ощущениями чело­ века, которые остались у него при непосредственном контакте с каким- либо предметом. Например, когда-либо, давным-давно, вы погладили ежа, и до сих пор помните, какие у него необычные иголки. Теперь каж­ дый раз, видя это животное на картинке или по телевизору, вы вспоми­ наете прикосновение игл к вашей коже. Такая память «включается», когда вы находитесь в кромешной темноте и органы зрения не могут ним помочь и приходится ориентироваться с помощью иных органов чувств — например, при «слепом» методе печатания текста.

Слуховая память — это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, которые мы слышали своими ушами: музы­ кальных, речевых, уличных и других. Слуховая память отвечает за то, что мы когда-то услышали, она отвечает за все испытанные когда-либо звуковые ощущения. Хорошая слуховая память у музыкантов, звуко­ режиссеров, лингвистов, филологов, акустиков и других людей, чьи профессии связаны со звуком.

 

Прекрасным способом тренировать слуховую память может быть игра «Угадай мелодию». Можно тренировать ее и по-другому: узнавать людей по голосу. Попросите кого-либо из друзей завязать вам глаза.

Все остальные будут произносить слова или же напевать какую-то мелодию. Вы, с закрытыми глазами, должны угадать, кому принадле­ жит данный голос. Упражнение можно усложнять, добавив количество участников или же сократив произносимые фразы, звуки.

 

Моторная (двигательная) память — это способность нашего орга­ низма учиться на своих ошибках. Когда мы что-то делаем, то автомати­ чески запоминаем этот процесс.


Человеческая память — это своеобразный компьютер, из недр ко­ торого можно извлечь много интересного, только при этом надо быть хорошим пользователем.

Внутреннее устройство компьютера очень похоже на человече­ скую память. Наша память точно так же обновляет информацию, иногда стирает ее, а иногда наш мозг, кажется, начинает дымиться от того объема информации, который нам хочется постичь и запомнить.

В компьютер мы вводим информацию посредством различных вспомогательных устройств (сканеров, дискет, флэшек и т. д.), а ин­ формация в мозг поступает посредством органов чувств, отвечающих за обоняние, вкус, слух, зрение, осязание.

Мозг человека — это особый банк информации, который хранит память.

 

Моторная память появляется раньше всех видов, сразу после рож­ дения, а в шесть месяцев появляется эта аффективная память. Мо­ торная (двигательная) память — это память о том, как между собой взаимодействуют отдельные группы мышц (при плавании, при езде на велосипеде, при взмахе теннисной ракеткой). Память представляет со­ бой запоминание, хранение, а при необходимости и точное воспроизве­ дение многообразных сложных движений.

Моторная память участвует в формировании спортивных и тру­ довых навыков. Это особая память. Не имея ее, мы не могли бы хо­ дить, ведь запоминание движений при ходьбе происходит автома­ тически.

Остальные виды памяти (вкусовая, обонятельная, осязательная) не имеют такое жизненно важное значение и играют меньшую роль в жизни человека. Роль этих видов памяти сводится к удовлетворению биологических потребностей человека, а также обеспечению безопас­ ности и сохранности организма.

 

 

Логическая и механическая память

Не у всех людей виды памяти одинаково развиты. Не многие могут похвастаться хорошо развитой памятью всех видов, поэтому необходи­ мы постоянные тренировки.


Интеллект у человека начинает работать только в 8—9 месяцев. В начале жизни память носит непроизвольный характер, затем механи­ ческая память постепенно уступает место логической. У маленького ребенка логическая память проявляется в самых примитивных фор­ мах и достигает своего нормального уровня лишь к подростковому воз­ расту. Мозг семилетнего ребенка в этом смысле равен 90% мозга взрос­ лого человека.

Во время обучения в школе память человека тренируется, и ее по­ казатели значительно улучшаются.

С внедрением новых технологий, с развитием кибернетики, по­ явлением машинной обработки информации начались новые иссле­ дования памяти. Психологи разработали новую теорию памяти — информационно-кибернетическую.

Для демонстрации разницы логической и механической памяти предлагаем следующий тест.

1. Прочитайте 10 пар слов, закройте их плотным листком бумаги и по первым словам в паре запишите вторые слова:

спицы — вязать, книга — учитель, завод — рабочий, машина — ехать, чернослив — компот, лампа — огонь, бабочка — муха, цветы — лето, корова — молоко, щетка — зубы

2. То же самое сделайте со вторым списком слов:

букашка — стол, ковер — сестра, шляпа — муха, компас — ком­ пот, шляпа — сапог, графин — брать, рыба — пожар, окно — чемодан, ваза — кресло, боровик — брат.

Результаты теста запишите в таблицу. Посчитайте количество пра­ вильных ответов.

 


Запомнить пары слов в первом списке значительно легче, так как они связаны логически. Во втором списке пары слов не имеют никакой общей связи и запоминаются сложнее.

 

Все виды памяти не существуют независимо друг от друга, более того, они находятся в тесном взаимодействии.

 

 

Запоминание информации

Чувства, возникающие в той или иной ситуации, очень важны для ее запоминания. Вы не станете слушать лекцию, которая вам не интересна, и не пойдете на спектакль, не вызывающий у вас вдох­ новения. Запоминание человеком своих чувств происходит благо­ даря эмоциональной памяти. То, что вызывает у нас сильные пере­ живания, запоминается лучше и на более длительный срок. Если к чувствам еще примешивается мнемонический азарт, то запоминать информацию становится гораздо легче.

Даже если вы гений от природы, но у вас при этом нет интереса к читаемому материалу, вы его едва ли запомните. Как же в таком случае быть?

Попытайтесь по-новому отнестись к нужному, но не интересую­ щему вас материалу. Примените мнемонический азарт, начните от­ носиться к процессу как к возможности упражнять память. У вас появится интерес, и это воодушевит вас. Восприятие материала станет для вас тренировкой, а не необходимостью. Если вы войдете в ритм мнемонической тренировки, то даже самые скучные лекции и заседания будет интересно слушать и тренировать свою память, внимание, волю.

Если вы невнимательны, то основная часть информации будет про­ ходить мимо вас и вы не сможете ее запомнить. Чтобы запоминать, необходимо не только слушать, но и слышать. Как часто бывает, что мы, слушая кого-то, в это же самое время думаем о чем-то другом или даже вообще ни о чем не думаем. Музыку можно воспринимать, лишь полностью погрузившись в нее, иначе мы только слушаем музыку, но не слышим ее.

Почему же мы не слышим? На то много различных причин: стресс, отсутствие интереса, усталость и многое другое. Замечено, что стрессы очень сильно разрушают память, поэтому надо стараться избегать по­ добных ситуаций.


По результатам исследований психологов установлено, что че­ ловек в состоянии внимательно слушать и воспринимать всю ин­ формацию только в течение двадцати минут. После двадцати ми­ нут внимание начинает рассеиваться. Как же быть в том случае, если поток информации будет поступать еще в течение часа?

Все будет зависеть от способа подачи информации. Если она будет монотонной и скучной, то усталость наступит и раньше, чем через двадцать минут. Если лекция прерывается различны­ ми образными примерами, информация доводится разными спо­ собами, то усталость может не наступить и до конца занятия.

 

Воображение — один из помощников в тренировке памяти. Пред­ ставьте, например, лимон. Вы должны его мысленно «увидеть», пред­ ставить, какой он (большой, маленький, яркий или не очень). При этом вы не должны оставаться равнодушным. Необходимо чтобы были за­ тронуты ваши чувства, так как равнодушие — это основной враг па­ мяти.

Представьте далее, что лимон растет на дереве, на котором на сосед­ них ветках качаются груши и яблоки, а также экзотические плоды, не­ обычные по своей форме. Вы удивитесь: «А разве такое может быть?» Вообразив такую картину, вы будете тренировать свою память, ухо­ дя от обыденности. Ведь все привычное не так хорошо запоминается, как поразившее наше воображение. Надо использовать такое свойство памяти, как неравнодушие к необычному. Читая любой текст, слушая любую информацию, пытайтесь представить ярко и образно то, о чем говорится, не подходите к информации равнодушно, и ваша память бу­ дет вам благодарна.

Теперь настала очередь представить, что вы срываете лимон с вет­ ки и съедаете его. Чувствуете, как во рту начала выделяться слюна и ваши челюсти свело от кислого? Это — сила воображения.

А теперь представьте, что вы нюхаете лимон. В вашей памяти воз­ никнет необычайный и приятный освежающий запах цитруса. Если вы почувствуете этот запах, значит, вы извлекли его из ячеек своей памя­ ти. Это — еще одно упражнение для тренировки.

Воображение бывает реальным и с элементами фантазии. И тот и другой вид воображения очень полезны для тренировки и развития памяти. Для того чтобы тренировать реальное (буквальное) вообра­ жение, надо чаще вспоминать произошедшие события. Попытайтесь вспомнить то, что вы делали в прошедший выходной, с самого утра до позднего вечера. Что делали сегодня утром, а затем весь день. Если пы­ таться вспомнить прошедшие события с мельчайшими подробностями, это будет прекрасной тренировкой для вашей памяти. С каждым днем будет получаться все лучше и лучше.


Попытайтесь вспомнить случаи из вашей жизни, произошедшие год назад. Пытайтесь подробнее и подробнее вспоминать об этом случае, и с каждым днем будет получаться все лучше, вы вспомните много мелких деталей из этого события. Запоминание может быть точным или свободным. Есть случаи, когда надо дословно запомнить информацию: математические формулы, постулаты, теоремы и стихотворения. Не расскажешь ведь стихотворение своими слова­ ми. Существует еще и свободное запоминание, когда нужно донести суть полученной информации, но своими словами. В одном и другом примере есть свои плюсы и минусы. Иногда бывает так, что легче выучить дословно, чем передать информацию своими словами так, чтобы не терялся ее смысл, а иногда — наоборот. Все мы разные, по­ этому у одних хорошо развита зрительная память, у других — слу­ ховая и т. д. Но мы, при желании, можем совершенствовать и трени­ ровать слабые стороны своей памяти.

Не вся полученная информация остается в памяти навсегда. Наша память устроена таким образом, что мы постоянно что-то забываем, от этого никуда не уйдешь и никуда не денешься. Иногда мы забываем то, что не хотели бы помнить, а иногда никак не можем запомнить то, что необходимо запомнить, и то, что хочется, чтобы навсегда осталось в на­ шей памяти.

Этому не стоит уделять особого внимания и переживать по этому поводу. Забываются, в основном, те знания и те факты, которые не на­ ходят применения в обычной жизни, не подвергаются постоянному об­ новлению и повторению.

 

Забывание неизбежно — зачем хранить в голове множество ненужных и неприменяемых знаний?

 

Сознательные и бессознательные воспоминания

Запоминание может осуществляться различными способами. Чтобы контролировать собственные мнемонические процессы, надо понимать, как функционируют разные системы.

Сознательная и бессознательная системы работают по-разному, в зависимости от того, является ли память тем, о чем вы знаете, или яв­ ляется некоторым фактом того, что вы уже сделали.


Сознательная система — это то, что мы знаем в нашей жизни: наша работа, наши друзья, наши мысли, наши провалы в памяти. Сознатель­ ная память включает в себя:

1. Запоминание определенных событий в жизни, связанных с вами: первый раз идете в школу, поступаете в университет, выключаете га­ зовую плиту или утюг, куда кладете ключи от машины.

2. Запоминание и знание определенных, общепринятых фактов, на­ пример: крокодилы живут в Африке, дед Мороз живет в Лапландии, Черное море — теплое и т. д.

Эпизодическая память. В жизни человека происходит много со­ бытий, и некоторые из них волнуют больше, некоторые — меньше, особенно если они не связаны с вами лично. Переживание событий и собственный опыт хранятся в ячейках памяти. Извлечение из памяти происходит в зависимости от наводящей информации и от того, с кем вы в тот момент разговаривали и что слышали. Такая память, основанная на вашем личном участии в событии, — личная память. Неудивитель­ но, что часто одно и то же событие разными людьми воспринимается и трактуется с небольшими различиями. Каждый человек запоминает более ярко и образно то, что затронуло непосредственно его. Как при­ мер эпизодической памяти можно привести получение диплома. К вам пришло много друзей и знакомых, все вас поздравляли, со всеми вы здоровались, но это всего лишь был случай (эпизод) из вашей жизни. Через несколько дней после этого события ваш мозг перенесет вос­ поминание о нем в постоянную ячейку памяти, и если вы будете часто вспоминать о событии, оно будет закреплено более прочно.

Семантическая память — это то, что мы храним до самого конца своей жизни. Это наши знания о мире, это набор фактов и слов, это наша философия и наши убеждения. В отличие от эпизодической памяти, семантическая не подразумевает наше непосредственное участие в событиях. Информацию о них мы можем получить из газет, телевизо­ ра, книг, нам могут рассказать о ней друзья. Эта память обширна, она включает все слова языка, на котором мы разговариваем, связь слов, с помощью которых мы доносим до других свои мысли, а также понима­ ние и объяснение смысла слов.

Семантическая память отвечает и за ассоциации, связанные с тем или иным событием, придуманные специально, чтобы запомнить дан­ ное событие или данную единицу. Это память, которую мы воспринима­ ем как должное. Например, мы знаем, что морская вода соленая, даже если никогда не видели море. В состав семантической памяти входят также абстрактные концепции, знания, которые трудно выразить сло­ вами, например, звуки, издаваемые музыкальными инструментами.

Эти знания никуда от нас не уходят, они путешествуют по време­ ни и остаются с нами всегда. Воспоминание о том, куда вы положили


книгу, — пример эпизодической памяти, его можно легко забыть, а то, что такое книга, вы не забудете до конца своих дней, если мозг будет здоровым.

Большая часть памяти находится за пределами нашего сознания. На нас оказывают влияние все события, которые происходят в мире, даже те, которые мы не можем припомнить и осознать. Бессознательная па­ мять постоянно оказывает на нас влияние, адсорбируя наши интере­ сы и сортируя наши приоритеты. Бессознательная память включает в себя:

1. Запоминание предметов и объектов, с которыми мы недавно столкнулись. Запоминание происходит без каких-либо усилий с ва­ шей стороны.

2. Память, которая существует за пределами нашего сознания. Это знание какого-то определенного дела — прайминг (вязание, игра на музыкальном инструменте, вождение машины, чистка картошки, игра в волейбол и др.).

3. Возникающие ассоциации между двумя ранее не связанными со­ бытиями и единицами, когда они встречаются вместе или когда следу­ ют одна за другой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.