Сделай Сам Свою Работу на 5

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА 6 глава





Первые попытки правительства ввести регулярный и систематический учет чиновничества при помощи формулярных списков относятся к 1764 г. Формулярным спискам чиновников предшествовали аттестаты и описания службы, необходимость которых при представлении чиновника к награждению чином или при отставке фиксировалась в указах: от 3 марта 1763 г. «О имении гражданским чиновникам, представляемым к отставке или к награждению чинами, аттестатов о беспорочной их службе» и от 10 марта 1763 г. «О подробном описании службы чиновников, представляемых к награждению на Высочайшее усмотрение». Но эти документы представлялись не регулярно, а только в связи с отставкой или награждением чином отдельных чиновников! Формулярные (послужные) списки - это форма систематического и регулярного учета всего чиновничества, существовавшая с середины XVIII в. до 1917 г. Формуляр послужных списков складывался, главным образом, на протяжении 60-90-х годов XVIII в. и претерпевал некоторые изменения в середине ХIХ в. Эти изменения отражали усиление внимания правительства к тем или иным аспектам социальной и служебной деятельности чиновника.



31 октября 1771 г. издается сенатский указ «О присылке из всех присутственных мест списков о служащих и неслужащих дворянах, по прилагаемой форме». В этом законодательном акте после указания на нерегулярную присылку в Герольдмейстер-скую контору списков чиновников-дворян содержится требование прислать в 1772 г. ведомости как о служащих, так и об уволенных от службы дворянах. Причем формуляр ведомости о неслужащих дворянах был значительно менее подробным, чем формуляр ведомости о дворянах-чиновниках. Кроме того, сведения о служащих дворянах должны были включаться в полугодовые послужные списки.

Из этих изменений формуляра видно, что он постоянно приводился в соответствие с порядком чинопроизводства и прохождения службы чиновниками. Например, добавление графы об отставке соответствовало многочисленным законодательным мерам, проводившимся в это время, чтобы исключить злоупотребления при получении чинов при отставке и обеспечить преимущество при прохождении службы и чинопроизводстве действительно служащим чиновникам, особенно дворянам. Для обеспечения преимуществ действительно служащих чиновников была введена графа об отпусках.



Хотя указ от 31 марта 1788 г. и упорядочивал учет чиновничества в числе прочих и в целях чинопроизводства, но в указе Сената от 16 декабря 1790 г. «О правилах производства в статские чины» содержится требование при рассмотрении в общем собрании Сената вопросов чинопроизводства опираться на «...взнесенные от генерал-губернаторов, правящих ту должность и прочих мест и чинов, право к сему имеющих, удостоение по губерниям по порядку одна за другою», т. е., по сути, этот указ вводил еще одну форму учета движения чиновничества.

Таким образом, в 60-80-е годы XVIII в. в основных чертах сложилась система учета чиновничества, в первую очередь чиновников-дворян. Дополнительные меры для учета этой категории чиновников вводились сенатским указом от 15 июня 1794 г. «О доставлении в Герольдию послужных списков о чиновниках первых осьми классов, по прилагаемой форме». Необходимо отметить, что форма учета чиновников, вводившаяся этим указом, дополняла уже существующие формы, о чем свидетельствовало указание на то, что новая форма учета не заменяла «списки о всех чинах, состоящих в классах», вводившиеся указом от 31 марта 1788 г. Вводимые послужные списки чиновников пер-

Завершал формирование системы учета чиновничества в XVIII в. сенатский указ от 15 марта 1798 г. «О присылке в Героль-дию ежегодно к 1 октября послужных списков о классных чиновниках», который, по сути дела, не вносил уже ничего нового, а лишь подтверждал необходимость присылки в Герольдмейстер-скую контору послужных списков, что было нужно, как подчеркивалось в указе, для успешного выполнения ее функции по учету чиновничества. Иными словами, в 60-90-е годы XVIII в. сложился формуляр послужного списка чиновников.



Некоторые изменения в этот формуляр внес указ Сената от 16 июля 1849 г. Новый формуляр включал 15 граф:

1) чин, имя, отчество, фамилия, должность, лета от роду, вероисповедание, знаки отличия и получаемое содержание;

2) из какого звания происходит (сословное происхождение); 3-6) есть ли имение (отдельно учитывалось родовое и благоприобретенное имение у него самого, у родителей или жены);

7-9) где получил воспитание и окончил ли в заведении полный курс наук, когда в службу вступил, какими чинами, в каких должностях и где проходил оную; не было ль каких особенных по службе деяний или отличий; не был ли особенно, кроме чинов, чем награжден, и в какое время; сверх того, если, находясь под судом или следствием, был оправдан и признан невиновным, то когда и за что именно был предан суду и чем дело кончено (с указанием точных дат);

10) был ли в походах против неприятеля и в самих сражениях и когда именно;

11) был ли в штрафах, под следствием и судом; когда и за что именно предан суду: когда и чем дело кончено;

12) к продолжению статской службы способен и повышения чином достоин ли; если же нет, то по каким причинам;

13) был ли в отпусках, когда, на сколько именно времени; являлся ли на срок и если просрочил, то когда именно явился и была ли причина просрочки признана уважительной;

. 14) был ли в отставке с награждением чина или без оного, кода и с которого по какое именно время;

15) холост или женат, на ком, имеет ли детей, кого именно; °Д. месяц и число рождения детей; где они находятся и какого вероисповедания.

Указом Государственного совета от 25 мая 1864 г. из послужного списка была исключена 12-я графа, в которой фиксировалась аттестация чиновника начальством.

Таким образом, формулярный список чиновника - типичный учетный документ, составлявшийся с целью контролировать чинопроизводство. Когда же эта учетная система начала перерастать в статистическую? Первые признаки обнаруживаются уже в самом факте издания указа от 31 января 1764 г. «О присылке в Сенат из всех присутственных мест послужных списков чиновников через каждые полгода по приложенной форме», поскольку он предполагал аккумулирование и обобщение информации разрозненных формулярных списков. Однако наладить сбор такой информации удалось только начиная с 1780-х гг. XVIII в.: в результате губернской реформы в местное звено государственного аппарата на службу набирались представители непривилегированных сословий, вплоть до бывших крепостных, что не могло не привести к размыванию сословной определенности личного состава государственных учреждений. Социальный состав местного чиновничества заметно изменился уже к началу 1780-х гг.72 Выходцы из разночинцев и податных сословий в 1775 г. численно преобладали над потомственными дворянами лишь в XIV классе и среди мелких канцелярских служащих, а в 1781-1782 гг. еще и в XIII-X классах. В VIII и IX классах, где преобладание дворянства сохранилось, оно стало гораздо менее выраженным. Сразу же была налажена система сбора формулярных списков местного звена государственного аппарата, и на основе обобщения их данных начали вырабатывать управленческие решения, издавать указы, цель которых - отрегулировать механизм чинопроизводства, затруднить получение классных чинов, особенно чина VIII класса, дающего права потомственного дворянства для выходцев из непривилегированных сословий73. Правда, несмотря на усилия центральной власти, численность выходцев из разночинцев и податных сословий среди государственных служащих даже; сравнительно высоких рангов постоянно увеличивалась, но законодательство в этой сфере нельзя признать неэффективным, поскольку к концу XVIII в. по-прежнему выходцы из непривилегированных сословий преобладали над дворянами лишь в X классе Табели о рангах74, хотя соотношение этих двух категорий чиновников в низших классах все же изменилось не в пользу дворян.

Итак, в последней четверти XVIII в. формулярные списки выполняли функцию типичного статистического источника, о чем говорит и факт составления, начиная с конца XVIII в.

4. Хозяйственный учет в частновладельческих хозяйствах*

■ Подворные описи крестьянских хозяйств

Если учет всего населения и чиновничества осуществлялся в общегосударственном масштабе, то система учета сельскохозяйственного производства и экономического состояния крестьянских хозяйств первоначально сложилась в частновладельческих хозяйствах. В крупных вотчинах и в предыдущий период существовали вотчинные архивы, собиравшие разнообразную, в том числе и учетную, документацию. Но лишь со второй половины XVIII в. хозяйственный учет в поместьях стал распространенным явлением. Об этом свидетельствует то, что в конце XVIII в. просвещенный помещик А.Т. Болотов опубликовал в «Трудах Вольного экономического общества» рекомендации помещикам по составлению подворных описей крестьянских хозяйств, рассматривая их как один из существенных элементов обеспечения эффективности хозяйственной деятельности.

В 1837 г. вышла книга У. Карповича «Хозяйственные опыты тридцатилетней практики, или Наставления для управления имениями», обобщающая большой опыт управления поместий разных губерний. Карпович предлагал подробный формуляр подворной описи и давал рекомендации по ее составлению. На титульном листе описи указывались название селения, его местоположение, качество почвы, способ осуществления крестьянских повинностей. Лист описи делился на три части. В левой стороне содержалось 15 показателей: данные о крепостных (с указанием пола, возраста, соотношения с данными восьмой ревизии); данные об имуществе - количество лошадей (раздельно рабочие и молодняк) и другого скота (волы, быки, коровы, телята, овцы, свиньи), птицы, а также хлеба, сена, пчел, садов; данные о землепользовании - сколько земли отводится под огороды, рожь, яровые и пар, сенокосы, количество арендованной земли и др. Таким образом, приводились объективные показатели состояния хозяйства. Завершалась эта часть оценкой хозяйственного состояния двора, которую давало лицо, проводившее описание (например, приказчик).

Сделанный Б.Г. Литваком вывод еще раз показывает различия в подходах к массовым источникам, обусловленные разными методологическими позициями. До тех пор пока исследователи рассматривали подворные описи лишь как «резервуар» разнообразной информации, они объясняли пробелы утратами источника. Как только исторический источник начинает рассматриваться в связи с обстоятельствами его возникновения, сам факт его создания становится значимым и указывает на новое явление в хозяйственных отношениях.

 

■ Проблемы изучения подворных описей

Не исследуя специально методы изучения отдельных видов и групп исторических источников, остановимся на развитии методики изучения подворных описей в качестве примера, иллюстрирующего подходы к изучению массовых источников в целом. Выделим два круга взаимосвязанных проблем: достоверности данных подворных описей и возможности изучения на их основе динамики экономических показателей крестьянского хозяйства.

Напомним, что понятия достоверности и точности информации полностью не совпадают. При точности всех показателей подворной описи, она может не содержать достоверную информацию о хозяйственном состоянии двора в целом из-за неполноты сведений.

Первое же обращение к подворным описям в качестве исторического источника в краеведческих исследованиях 1920-х годов выявило некоторые противоречия: например, однолошадные и безлошадные хозяйства оказывались не самыми бедными. Это наблюдение выводит на проблему критериев характеристики экономического состояния хозяйства, которая давалась в самих подворных описях. Исследователи высказывали различные точки зрения: от мысли, что в основе характеристики лежит исправность хозяйства в исполнении повинностей в пользу помещика, до идеи расчета хозяйственных показателей на душу населения крестьянского двора (или на работника). Но точно установить эти критерии не удалось.

Нерешенность этой проблемы затрудняет изучение экономических показателей крестьянского хозяйства в динамике, поскольку невозможно сопоставлять данные о различных хозяйствах и разновременные сведения об одном хозяйстве. Постановка проблемы изучения динамики хозяйства заставила исследователей отказаться от оценок, данных приказчиками, и самостоятельно искать критерии распределения крестьянских дворов по степени их хозяйственной состоятельности. Наиболее распространенной была группировка по обеспеченности лошадьми, но она также не решила проблему.

Современные подходы изучения подворных описей (в том числе и с применением математических методов) были заложе-ны И.Д. Ковальченко, который ввел в научный оборот огромый массив подворных описей77, что позволило по-новому подойти к целому ряду проблем. Во-первых, ученый предложил сгруппировать крестьянские хозяйства по комбинации призна-ков а затем ввел агрегированный показатель - характер воспроизводства, разделив хозяйства на обеспечивающие расширенное воспроизводство, обеспечивающие простое воспроизводство и не обеспечивающие простое воспроизводство78.

Если рассмотреть проблему поиска критерия оценки хозяйственной состоятельности крестьянского двора с точки зрения формализованных методов исследования, то, во-первых, следует констатировать, что оценка приказчика, включенная в подворную опись, - это типичная экспертная оценка, т. е., по сути, оценка интуитивная, основанная на частично осознаваемом, а частично подсознательном учете множества разнообразных факторов. Следовательно, сколько-нибудь полно объяснить оценку, содержащуюся в подворной описи, невозможно. Если рассматривать хозяйственную характеристику крестьянского двора как сложный качественный признак, то измерить его можно тремя способами: выделив в качестве определяющего один из признаков, по комбинации признаков и путем агрегирования показателей. И в развитии методики исследования подворных описей последовательно реализуются все три подхода: оценка по одному признаку - количеству лощадей, по комбинации признаков - количеству скота разных категорий и путем агрегирования информации - по характеру воспроизводства.

И.Д. Ковальченко по-новому подошел и к проблеме изучения экономического состояния крестьянского хозяйства в динамике. Он прослеживал хозяйственную историю отдельных дворов, что предполагает предварительную сложную работу по отысканию и идентификации крестьянского двора в разновременных подворных описях. Но исследование хозяйственной истории отдельных дворов задает совершенно новый ракурс рассмотрению ключевой проблемы социально-экономической истории XIX - начала XX в. - проблемы расслоения крестьянских хозяйств, позволяя не только констатировать наличие диффе-ренциации крестьянских хозяйств, но и судить о степени ее необратимости, т.е. понять, мог ли и при каких условиях богатый двор разориться, а бедный перейти в категорию средних или зажиточных.

В целом история изучения подворных описей крестьянских хозяйств еще раз демонстрирует взаимозависимость источниковедческого исследования отдельных источников, относящихся к группе массовых, с разработкой крупных их комплексов с целью выявить масштабные явления и процессы социально-экономиче ской истории.

 

 


Лекция 11. Статистика XVIII – начала XX в.

История организации статистики

Статистика – система сбора сведений для обеспечения обратной связи в системах управления разного уровня и выработки управленческих решений.

Слово «статистика» многозначно: 1) статистическая информация – любые массовые данные, которые могут быть подвергнуты статистической обработке; 2) статистика (математическая или теоретическая) как отрасль математики; 3) статистика как вид исторических источников.

 

От учетной документации статистика в первую очередь отличается тем, что статистические данные собираются для выработки управленческих решений, тогда как учетная документация обычно обеспечивает реализацию уже принятых решений.

 

=> информация собирается с расчетом на последующую обработку, чтобы выявить состояние отрасли (сферы). => вырабатывается специальная программа обследования с типичным набором данных => в формуляр вводится избыточная информация (для проверки достоверности сведений).

Специфика: уже на уровне программы может быть заложена тенденциозность собираемых сведений.

 

Статистические материалы появились в Российской империи в начале XVIII в.как часть государственного управления. В первый период своего существования (XVIII – первая половина XIX в.) количественная информация в статистических документах передавалась в словесной и цифровой форме. В результате сложилась разновидность статистико-описательных материалов. Статистика была представлена главным образом статистическими приложениями к губернаторским отчетам.

 

В 1810 г.в Министерстве полиции было создано статистическое отделениево главе с К.Ф. Германом (для обобщения данных по всей империи на основании сведений губернаторских отчетов).

Со второй половины XIX в. стала складываться чисто статистическая документация. В ней информация излагалась только в цифровой форме.

1857 – Центральный статистический комитет МВД[149]. На него возлагалась организация статистических обследований, разработка и публикация их материалов. + в 1863 г. создается Статистический совет, который должен был разрабатывать направления статистических работ[150].

На местах создаются губернские статистические комитеты – поставлять информацию в ЦСК. Главным источником были губернские отчеты(у них статистические приложения) – ежегодно и общие данные раз в пять лет.

Ежегодно:1) о посеве и урожае хлеба; 2) о количестве промышленных предприятий, сумме производства и числе рабочих; 3) о естественном движении населения; 4) о количестве учебных заведений, а также статистика преступности.

Пятилетние: 1) данные о численности населения в городах и уездах с делением по полу, сословию и вероисповеданию; 2) о количестве скота; 3) о землевладении; 4) о количестве зданий и др.

Иногда сведения брались из учетной документации, но нередко брались с потолка! Сложность в том, что непосредственно сбор данных возлагался на полицейских чинов (действовали через волостные правления).

Несколько позже появилась земская статистика.

Сбором, обработкой и публикацией статистической информации занимались не только государственные учреждения и земства, но и предпринимательские организации и акционерные общества. Поэтому выделяют статистику государственных учреждений, земскую, научную, статистику труда и предпринимательских союзов.

Выделяют 4 группы (по способу организации сбора и обработки информации):

1. ведомственная

2. Центрального статистического комитета

3. земская статистика

4. собираемая научными учреждениями в научных целях.

Демографическая статистика

Становление демографической статистики происходило в 60–90-е годы XIX в. До этого подсчет населения Российской империи носил оценочный характер (приблизительно). Во многом это было связано с переходом на всеобщую воинскую повинность. => нужна всеобщая перепись населения!

Предыстория:

9. Составление «Списков населенных мест Российской империи» по данным на 1858 г.(начали Академия наук и Синод через церковные приходы, но не успешно, поэтому подключились ЦСК и РГО) – на материалах 10-й ревизии. Издали в 1861–1885 гг. Но демографическая статистика как таковая не велась[151].

10. В 1860-е годыв городах проводились местные переписи населения, опыт которых был учтен при проведении всеобщей переписи 1897 г.

 

В основу положения о всеобщей переписи, которое было утверждено только 5 июня 1895 г., был положен проект П.П. Семенова.

 

Первая всеобщая перепись – 28 января 1897 г.

Учитывались три категории населения: наличное, постоянное и приписное. (фиксировались как административное, так и фактическое место жительства).

Использовались три формы переписных листов: для крестьянских хозяйств, для владельческих хозяйств и для городского населения.

 

Программа переписивключала следующие вопросы:

1) имя и фамилия; 2) пол; 3) возраст; 4) отношение к главе семьи и к главе хозяйства; 5) семейное положение; 6) сословие, состояние или звание; 7) место рождения; 8) место приписки; 9) обыкновенное место жительства; 10) отметка о временном отсутствии или временном пребывании; 11) вероисповедание; 12) родной язык; 13) грамотность и образование; 14) род занятий – ремесло, промысел, служба; при этом отмечались главное и побочное, или вспомогательное, занятия.

Данные переписи при публикации были разработаны по 25 таблицам.

Аграрная статистика

Аграрную статистику можно разделить на две части:

5. статистика землевладения и землепользования,

6. статистика аграрного производства.

Статистика землевладения и землепользования

Основной комплекс составляют Maтериалы Генерального межеванияпервого крупномасштабного обследования состояния земель, предпринятое по манифесту Екатерины II с 1760-х до сер. XIX в. /сохранившийся особый архив делится на графическую и письменную части/.

К географическим материалам прилагались «Экономические примечания» (краткие или полные) В полных давалоськраткое географическое и экономическое описание каждого владения (дачи), указанной на соответствующей карте[152]:

6. описание местоположения дачи,

7. географических условий (с указанием разновидностей древесных пород, зверей, птиц),

8. условий хозяйствования (качество лугов и пашни, основные сельскохозяйственные культуры),

9. сведений о промысловых занятиях крестьян, размерах оброка, величине барской запашки.

 

+ во второй половине XIX в. 1 раз в пять лет сведения о землевладении собирал Центральный статистический комитет (= Переписи поземельной собственности европейской России). Но были проведены лишь три переписи – в 1877, 1887 и 1905 гг. Опросные листы заполняли сами землевладельцы, а по крестьянским землям – волостные правления. Опять только силами полиции.

Статистика сельскохозяйственного производства

Попытки наладить статистику урожаев наблюдались уже в конце XVIII в., НО почти весь XIX в. – только по приложениям к губернаторским отчетам (урожайность в «самах»).

 

Начало связано с деятельностью ЦСК, который в 1881 г.разослал опросные листы(сведения о посевных площадях). С 1893 г. – эти сведения собирались ежегодно и публиковались.

Одновременно сеть корреспондентов ЦСК собирались данные об урожайности. + министерство земледелия и государственных имуществ (департамент земледелия и сельской промышленности). Корреспондентская сеть министерства земледелия и государственных имуществ была намного меньше + неравномерно, поэтому возникавшие пробелы восполнялись данными Комитета.

 

Сведения о поголовье скота также включались в губернаторские отчеты.

С 1863 г. – Ветеринарное управление МВД.

Но наиболее ценны военно-конские переписи ЦСК (с 1882 г.) /в 58 губерниях/: 1) о распределении лошадей по возрасту, 2) по разным категориям владельцев (безлошадные хозяйства, однолошадные и т. д.).

Сельскохозяйственные переписи

По инициативе Вольного экономического общества в 1895-1896 гг. отдел сельской экономики и сельскохозяйственной статистики министерства земледелия и государственных имуществ собрал сведения о сельскохозяйственных орудиях. /не полные/: в публикацию были включены лишь данные об орудиях пахоты, боронования, а сведения об орудиях уборки и обработки уржая в издание не вошли.

В 1916 и 1917 гг.прошли две сельскохозяйственные переписи, кардинально различавшиеся по своим задачам, а значит и по программам обследования.

Первая всероссийская сельскохозяйственная перепись. Цель – выявить состояние сельскохозяйственного производства после первой мировой войны. Она прошла летом 1916 г. и охватила 77 губерний – почти всю территорию Российской империи, не занятую противником. Проводили земские учреждения и уполномоченные. Высокое качество.

Показатели: 1) размер пашни (с подразделением на надельную, купленную и арендованную), 2) население (включая наемных: работников), 3) количество скота, 4) размеры посевов по культурам на надельных, купленных и арендованных землях. + выборочное описание 5% крестьянских хозяйств с указанием количества скота и размеров посевов также за 1915 г. Более подробно описывались 2% хозяйств.

 

Вторая: была проведена земельная и сельскохозяйственная перепись –более детально учитывалось население, данные о найме рабочей силы, промысловых занятиях крестьян, сельскохозяйственном инвентаре.

Но наибольшее внимание было уделено изучению землевладения: сведения собирались по видам угодий (пашня, выгон и др.) и по категориям (надельная, купленная, арендованная земля, хутора, отруба). / 194 показателя!/.

Статистика промышленного производства

30 ноября 1857 г.МВД издало циркуляр, предусматривавший ежегодный сбор губернскими статистическими комитетами сведений о количестве промышленных предприятий, числе занятых на них рабочих, характере и объеме выпускаемой продукции.

Но нет четкого определения единицы статистического учета => несопоставимая информация.

Отрасли:

- Лучше сбор сведений по акцизным производствам. /регламентировались множеством уставов, законов и т.п./[153]

- Систему учета горнозаводского производстваопределял «Устав о горных заводах». Сведения собирал Горный департамент, входивший в министерство государственных имуществ.

 

В конце XIX – начале XX в.промышленная статистика существенно изменилась:

23. развиваться статистика предпринимательских организаций российских промышленников (Эта статистика чаще всего была отраслевой или региональной)

24. Значительно изменилась и государственная статистика – на смену ведомостному учету пришли промышленные переписи = опросный листок с вариантами ответов. /этот переход во многом был вынужденным[154]/.

Были проведены три промышленные переписи: в 1900[155], 1908[156] и 1910-1912 гг.[157]

На протяжении всего этого времени (с 1895 г.) действовал ценз промышленного предприятия – не менее 15 работающих или наличие парового или иного механического двигателя.

Анкета включала три бланка:

1 – основная информация о промышленном предприятии: о времени возникновения предприятия, его владельце, характере и структуре производства, продолжительности ежедневной и ежегодной работы, численности и половозрастной структуре рабочей силы, соотношении основной рабочей силы, вспомогательного состава, количестве и мощности энергетического оборудования, структуре производственного оборудования, потреблении топлива, стоимости произведенной продукции, а также о расходах на заработную плату, содержание администрации;

2 – подробные сведения о сырье;

3 – о производимой продукции.

 

Первичные материалы переписей не введены в научный оборот. В литературе высказывается мнение об их утрате. Исследователи используют публикации итогов переписей[158].

Земская статистика

В 1864 г.прошла земская реформа (органы местного самоуправления). Причем земская статистика объединяла в себе черты (и недостатки) текущего учета и статистики, собираемой в научных целях (т.к. многие – народники).

Уже с конца 1860-х гг. некоторые земские управы собирали: подворные описания.Затем стали создаваться статистические учреждения (столы, отделения), которые затем повсеместно преобразовывались в статистические бюро. Основным видом работы стало проведение подворных переписей. Главная цель – оценка недвижимости (в первую очередь земли).

Этапы становления:

- До 1893 г.без особого вмешательства со стороны правительства. В это время земская статистика занималась главным образом изучением крестьянских хозяйств, не преследуя цели оценки.

- С 1893 г.оценка хозяйства занимает основное место в земских статистических работах.

- С 1900 г.– земская статистика подчиняется задаче налоговой оценки недвижимого имущества на основании закона 1899 г.

Основная земская статистика

Основная единовременные статистические обследования (экспедиции): подворные переписи и выборочные бюджетные обследования крестьянских хозяйств. + в 1870-х гг. поселенные списки, включавшие сведения о населении, хозяйстве, посевах, скоте, промыслах, покупке и аренде земли, способах ее обработки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.