Сделай Сам Свою Работу на 5
 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА 3 глава

Лаврентьевский и Радзивиловский список различаются => восходят к разным источникам. Предполагается, что доходила до 1214 г., но последние листы утрачены. Шахматов считает, что в основе – Переяславский свод 1214 г. Приселков – Владимирский великокняжеский свод 1212 г., а Переяславский летописец («Летописец русских царей») только удлинил его на два года[79]. Второй этап в 1212 г. – свод при детях Всеволода.

3. Продолжение летописи, доведенное до 1305 г. (Тверской великокняжеский свод[80]). Лаврентий работал с текстом «ветхой книги», доведенным до 1305 года. Этим годом и кончается Лаврентьевская.

 

Главная идея – о переходе функций центра к Владимиру!Считается, что Лаврентий переписывал тверской свод для Суздальского князя, который планировал создать свой Суздальский свод (1399)

 

Новгородское летописание

Третьим центром летописания был Новгород. Новгородское летописание возникло уже в первой половине XII в., причем в Новгородском своде в основу древнейших известий положена была не Повесть временных лет, а Начальный свод 1096 г. + события же XII—XIII вв.[81]

Охватывает период от древности до 1350-х гг. (явно дописывалась).

Новгородская первая летопись сохранилась в списках: старший извод или более ранний, извод – в Синодальном пергаментном (до 1330-х гг.) – хранится в ГИМ; младший извод – Комиссионным (до 1446г.) и Академическим (до 1444) – в СПб. и в других.

Известия Новгородской летописи отличаются необыкновенной краткостью изложения. По характерному замечанию Костомарова, перед нами как бы торговый человек, которому вечно некогда и который спешит записать известие как можно быстрее. Но наряду с краткостью известия Новгородской летописи в то же время отличаются большой точностью[82].

 

Однако при всех условиях летописные памятники продолжают сохранять одну особенность, которую надо подчеркнуть. Все они по-прежнему имеют компилятивный характер.

 

Начало общерусского летописания

К XIV в. появляются первые летописи, претендующие на освещение истории всех Русских земель (реально тогда только Северо-Восточной Руси).



В 1305 г.центром русских земель стала Тверь, поскольку тверской князь Михаил Ярославич стал «великим князем Владимирским». Он взял себе новый титул «великий князь всея Руси». Это событие было ознаменовано создание летописного свода – Тверской свод, который включил в себя известия разных летописей и имел явно антиордынскую направленность. Этот свод из «Ветхой книги» скопировал автор Лаврентьевской летописи(основа).

Приселков: «Положив в основу своего труда семейный княжеский Ле­тописец, распространив его затем записями о других тверских со­бытиях, собранных припоминанием, сводчик 1305 г. привлек к своей работе ряд вспомогательных источников»: Новгородский летописец (данные 1295–1301), Рязанский летописец, Летописец князя «Ярославского и Смо­ленского» Федора Черного.

Затем в Твери создаются новые общерусские своды (1318, 1327). Причем летописание велось непрерывно год за годом, но в ходе редактирования постепенно включают материалы и о других землях. Так тверское летописание постепенно приобретает черты общерусского.Однако вскоре, центром северо-восточной Руси становится Москва и туда переходи «владимирский великокняжеский титул».

Все тверское летописание XIII–XV вв. дошло до нас или в московских сводах, использовавших его по-московски, или в отдельных уцелевших небольших кусках, веро­ятно, не без умысла спрятанных в московском окружении.

 

После перехода ярлыка к Ивану Калите(1328 г.)традиция переходит в Москву. Калита, видимо, перевез сюда тверские своды (последний сделан в 1327 г.). Кроме того, подробно велся семейный княжеский летописец. В результате примерно в 1389 г. создан ЛЕТОПИСЕЦ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ первая общерусская летопись(= Московский свод, не сохранился, но почти полностью реконструирован). На его основе написана Троицкая летопись. Он включал в себя как тверские сведения (тверские своды), так и московские (своды)[83]. Но в целом, по охвату источников уступал даже тверским летописям (не использовал новгородские своды).

В Москве помимо княжеского двора имелась и кафедра митрополита[84], но все исследователи сходятся в том, что разделения летописания не было – единый центр. Летописание церкви и московского трона объединяются.

 

В дальнейшем именно митрополиты стали инициаторами создания(титул митрополита имел упоминание «Всея Руси»). В условиях борьбы между центрами (Москва–Литва) главной задачей митрополита становится поднятие престижа Империи (Византии). Главным инициатором стал митрополит Киприан, прибывший в Москву в 1390 г., который в конце своей жизни задался целью создать общерусский сводов – не по княжествам, а по всей митрополии.

Такой первый митрополичий свод был составлен в 1408 г. в виде летописи, которую Карамзин назвал ТРОИЦКОЙ ЛЕТОПИСЬЮ.

Летопись открыта в 1760-х гг. Г. Ф. Миллером. Сгорела в пожаре 1812 года и была восстановлена Приселковым. Троицкая летопись полнее всех других со­общает нам известия по истории Московского княжества XIV в. (Приселков сравнивает её значимость для 14 века с Лаврентьевской для 13 века)[85].

Характерной чертой – отсутствие централизаторских и антиордынских тенденций. Впервые сведения по истории Литвы (Киприан прибыл на кафедру оттуда, Литва входила в Московскую митрополию). + иного о делах церкви.

Попытка оказалась неудачной – промосковский характер записей и пренебрежительное отношение к местным летописцам вызвало недовольство. Поэтому новый митрополит вскоре приступает к переработке свода – составлению нового свода (второй свод 1418 «Полихрон»)[86].

Летописание Русского централизованного государства

Создание связано с деятельностью митрополита в 1448 г. – третий «большой» летописный свод.

Составитель отразил изменившийся кругозор читателей: ИДЕЯ необходимости объединения московских земель с другими. Свод лег в основу всех последующих летописей – Софийской 1-й и Новгородской 4-й. Он оказал влияние на все последующее летописание (оживление).

 

Последующие своды (1450-х, 1470-х) показывают, что традиция митрополичьих сводов угасает (уже убираются большие цитаты из Библии и т.п.). Ученые[87] своды 1470-х гг. уже называют великокняжескими: усиливаются антилатинская и антиновгородская тенденции. Возникает официальное общерусское летописание (великокняжеское и царское)! Первый московский великокняжеский свод создан в 1472 г. Здесь уже Новгороду отказывается в праве на самостоятельность[88].

 

Важным этапом стало создание НИКОНОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ (один из списков принадлежал патриарху Никону[89]), составленной при митрополите Данииле в конце 1530-х гг. (события доведены до 1533 г.)Это наиболее полный свод о русской истории, причем многие сведения уникальны (сохранился её оригинал – список Оболенского). Из всех летописных сводов – это наиболее значительный по размерам. Но в ней много сведений, вызывающих настороженность.

Заложенная в ней традиция просуществовала до 1560-х гг. – до Опричнины.

По замечанию Я.С.Лурье в XVI в.летописание велось с большой тщательностью и полнотой, но было сугубо официальным и жестко централизованным. Имеются прямые указания на то, что во второй половине XVI в. летописи составлялись при царском дворе.

 

В период Опричнины в Александровской слободе был составлен ЛИЦЕВОЙ[90] СВОД Ивана Грозного /= Царственный летописец/ «иллюстрированная редакция Никоновской летописи» (Шахматов) – историческая энциклопедия XVI века: 10 томов (из них 7 по русской истории), 16 тыс. миниатюр! Создавалась под контролем царя более 30 лет. Освещает историю от сотворения мира до 1568 г. Официальный характер летописных сводов времен Ивана IV сильно снижает их историческое значение.

Лицевой свод стал последним общерусским сводом. Почему – спор.

 

На основе Никоновской летописи при Грозном создана "Степенная книга царского родословия", которая должна была обосновать и доказать законность происхождения царской власти на Руси, тем более, что Иван Грозный был первым царем на Руси. Счет степеней Степенной книги начинается с Владимира Святого, заканчивался Иваном IV.

Последовательность перемещения великого княжения в Степенной книге:

1: Киевское великое княжение (5 степеней)

2: Владимирское великое княжение (3 степени)

3: Московское великое княжение (9 степеней)

 

 

В 1620-е гг. в связи с воцарением династии Романовых появился НОВЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ[91], охватывающий время от Ивана Грозного до 1619 г.[92] С.Ф. Платонов предположил, что для обоснования воцарения Романовых. Это один из главных источников по периоду смуты и гражданской войны начала XVII в. Для «Нового летописца» типична общая религиозная установка автора. Все беды, постигавшие Московское государство, приписываются «божьему гневу» и козням дьявола.

Начинается с завоевания Ермака! «В начале книги о взятии царства Сибирского; начата в 92 (1583/84) году и доныне».

После этого в XVI-XVII вв. местное летописание (Холмогорская летопись, Устуюжский летописец, в XVII в. появляются сибирские летописи: Есиповская[93], Строгановская, Кунгурская[94]. Но сибирские больше похожи на исторические повести, разбитые по годам).

На смену летописям приходят Хронографы.

Хронографы

В XVI в. в Русском государстве получает большое распространение особый вид исторического произведения – «хронографы» (= временник) По образцу летописей! Но в отличие от летописей, хронографы ставят перед собой задачу обзора всемирной истории. Происхождение – из Византии.

Структура первого хронографа(первой редакции 1512 г., доведенного затем до 1453 г.): библейская история, повесть о Троянской войне, повесть об Александре Македонском, римская и византийская история, с добавлением статей, относящихся к сербской, болгарской и русской истории.

На Руси последующие редакции хронографа были продолжен до половины XVI в. известиями о московских событиях. Содержание хронографов за XVI–XVII вв. очень пестро и неоднородно. В них мы находим летописные заметки, целые повести и даже жития святых, легендарны. /много сведений о смуте/

В XVII в. хронографы решительно вытесняют летописи – становятся основным видом исторической литературы.

 

 

Лекция 4. Законодательные источники XI–XVII вв.

Памятники законодательства как исторический источник и методы их изучения

Одной из важнейших политических функций государства является право формулировать новые нормы жизни общества, издавать законы. Изучать политическую историю невозможно без документов, зафиксировавших совокупность всех правовых норм, которые действуют в данном государстве.

С официальным законодательством человек в доиндустриальном обществе сталкивался нечасто. Видимо, с этим связана размытость в древности понятия о законодательном памятнике: все ранние законы передаются в окружении текстов, не имеющих собственно юридического характера. На уровне повседневности действовало обычное право(традиция) – редко отражалась в документах.

 

 

При изучении законодательных источников следует помнить, что закон в целом формулируют желательные "стандарты" поведения и поступков. Но в тоже время это свидетельствует, что эти нормы еще не стали общим правилом. В то же время законы несколько запаздываютотносительно самих причин, породивших необходимость их введения.

Наличие закона и его выполнение не всегда одно и тоже (важен механизм функционирования и контроля). В Древней Руси такого аппарата просто не было.

 

Сложности:

1) Определенные сложности в изучении ранних законодательных источников вызывает разделение их на отдельные статьи (учитываются киноварные заголовки, инициалы, грамматическая структура фраз).

2) Не менее сложной оказывается проблема определения, как "работали"законы. Только с помощью сравнения с другими источниками (нарративными).

"Русская Правда"

Начальные фазы законотворчества в Древнерусском государстве практически не отразились в дошедшем до нас комплексе письменных источников. Исключением являются ссылки на статьи некоего Закона Русского, которые встречаются в договорах Руси с греками (907, 911 г.). Реконструируется только по этим договорам. По мнению ученых, он лег в основу первых дошедших до нас памятников письменного права Древней Руси, которые принято обобщенно называть Русской Правдой.

 

В настоящее время известно более 100 списков Русской Правды. По своему содержанию эти списки делятся на три группы, или редакции, – Краткую, Пространную и Сокращенную, – которые, по существу, представляют собой памятники, возникшие в разное время, хотя и в связи друг с другом.

Краткая Русская Правда

Это древнейшая по своему происхождению. Дошла до нас только в двухдревних списках XV в. (Академическом и Археографическом) в составе Новгородской I летописи, в которой под 1016 г. рассказывается о борьбе Святополка Окаянного с Ярославом и победе Ярослава. (Он и дал новгородцам «правду и устав»). + в 11 списках XVIII-XIX вв.

Отсюда версия, что её сформулировал сам князь. Но на самом деле вторая часть написана уже при сыновьях Ярослава, после его смерти (возможно, просто вставлена позже) [95].

Состоит из двух частей разновременного происхождения:

1) Древней Правды (Правды Ярослава) –первые 17 статей по разбивке М.Н. Тихомирова; в самих текстах деления на статьи нет /из них 10 статей, по мнению М.Н. Тихомирова, составляли Древнейшую Правду/;

2) Правды Ярославичей[96].

 

Древняя Правда

Когда возникла?

7. Наиболее распространенное мнение – во времени Ярослава (по Новгородской летописи).

8. Другие (с Татищева) – к дохристианскому времени (X в.) /но содержание статей указывает, что они писались при княжеской власти/.

Называют и более точные даты: 1036 г. В этом году, по летописным известиям, Ярослав Мудрый дал Новгороду грамоту, посадив новгородским князем своего сына Владимира[97].

Тихомиров, что ей предшествовала Древнейшая Правда 1016 г.

 

Где возникла?Тоже два ответа: Одни – в Новгороде, другие – в Киеве.

Тихомиров: По своим словарным особенностям Древнейшая Правда представляет собой памятник новгородского характера[98].

 

Правда Ярославичей

Названа по заголовку[99]

Когда возникла?Временем возникновения, обычно считают 1054–1073 гг.(от смерти Ярослава до ссоры братьев).Тихомиров более точно – 1072 г. (съезд трех Ярославичей в Вышгороде + после 1071 г. – восстания в Киевской Руси против князей)[100].

Но у текста есть и вторая часть, которая возникла лишь в конце века (повторения, нестыковки и т.п.)[101].

В концеКраткой Правды помещен особый памятник «Пок[л]он вирный», где говорится о вирниках, т. е. сборщиках пени (поборов) /их прокорме/. Считают, что это как памятник, возникший в церковных кругах, первоначально не имевший никакого отношения к Древнейшей Правде и к Правде Ярославичей, но позже соединенный с ними.

 

Но все эти части тщательно переработаны[102], а не просто механический соединены => представляет собой единый памятник, составленный на основании более древних источников.

Таким образом в Краткая Правда в окончательном виде возникла в начале XII в. (до 1136 г.).

Пространная Русская Правда

 

Пространная Русская Правда также дошла до нас более чем в 100 списках (с конца XIII до XVIII в.). Тоже в двух видах списков:

1) Кормчие[103]/«руководящие»/ (самая ранняя 1282) – церковные правила и гражданские законы византийского происхождения (дополнен Русской Правдой) и Мерилы Праведные – юридические сборники русского происхождения, включена и Рус. Правда (втор. пол. XIV в.)

2) в составе особого юридического сборника(втор. пол. XIV в.) – увещание к судьям + Русская Правда + «Закон судным людем».

 

По своему объему Пространная Правда в 5-6 раз больше Краткой. Она начинается словами: «Суд Ярославль Володимерича. Правда Руськая». Далее следуют статьи Краткой Правды с добавлениями из Правды Ярославичей. + целый ряд новых статей, пополняющих наши сведения по социальной истории Киевской Руси.

Содержание статей показывает, что она возникла в эпоху, когда положение боярства стало более высоким, чем ранее (статьи, охраняющие боярское имущество и боярских людей.).

 

Когда возникла?– после Вл. Мономаха (1120–1130-е гг.) М.Н. Тихомиров связывал ее возникновение с новгородским восстанием 1207-1208 гг.

Где?Одни – в Киеве. Тихомиров и др. – в Новгороде.

 

Источники:

1.Краткая Правда – эти заимствования были сделаны не механически, а обличают определенную редакторскую работу.

2.устав Владимира Мономаха (после 1113 г.) – входили только статьи о процентах и закупах.

3.Тихомиров, что, возможно еще какой-то протограф Сокращенной Правды (спорно)

Сокращенная Правда

Является наиболее спорным памятником. В литературе, что это возникшее очень поздно сокращение из Пространной Правды.

Тихомиров не согласен: так как имеет некоторые статьи и выражения, отсутствующие в Пространной + в некоторых статьях ближе к Краткой, чем к Пространной Правде. => Сокращенная Правда возникла на основании какого-то источника (протографа), более раннего, чем Пространная Правда + протографа самой Пространной Правды.

 

Когда? Обычно ее датируют концом XV в.,но сохранилась в двух списках XVII в.

Где? В дошедшем виде появилась, вероятно, в Пермской земле, после присоединения ее к Московскому княжеству.

 

В целом Русская Правда не была законодательным памятником в нашем смысле слова. В дошедших до нас редакциях Русская Правда является сводом постановлений и судебных обычаев, составленным, вероятнее всего, в церковных кругах. Направлена в первую очередь в защиту интересов феодального класса.

Появление первого памятника письменного права, вероятно, было вызвано тем, что именно в княжеском окружении начали формироваться новые, не подпадавшие под обычные нормы.

В основу законодательства легли библейские нормы (сравнение см. в учебнике)

 

Уже в начале XV в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, составлявшиеся для практического применения. Но в Судебник 1497 г. были включены некоторые статьи из Русской Правды в соответствующей переработке.

 

Законодательные памятники XIV-XV веков

Судебники

Создание национального Русского государства не могло пройти бесследно в области юридических отношений и норм. В период раздробленности (XIII–XV вв.) пользовались местными юридическими сводами.

Первым стал Судебник Ивана III, или Судебник 1497 г. (дошел в единственном списке) т.к. действовал не более 50 лет.

 

В подлиннике разделен киноварными заглавиями на 36 статей, но заголовки статей не всегда соответствуют их содержанию. Входят статьи о центральном и областном судах, а также по гражданскому судебному процессу и праву.

Судебник устанавливает законодательное ограничение крестьянских переходов – Юрьев день осенний, (т. е. 26 ноября ст. ст.) /неделя до и после/. Это начало оформления крепостного права![104]

 

Источники:

7. статьи пространной редакции Русской Правды

8. некоторые более ранние уставные грамоты.

 

1550 г.

Появление второго Судебника тесно связано с большими волнениями в Русском государстве (боярский произвол, в 1547 г. в Москве восстание и в др. районах страны)

 

Основу Судебника 1550 г. составляет первый Судебник 1497 г. Порядок статей остался прежним, но статьи лучше отделены одна от другой, а кроме того, имеют ряд дополнений. Уже 100 статей.[105] (установлены наказания за неправедные суды, подделку документов, + стремление к смягчению некоторых порядков – ограничения для порабощения свободных)

В Судебнике прямо прописывалось, что по тем делам, которые не прописаны в данном Судебнике, полагается записывать новые указы – указные книги[106].

Соборное уложение 1649 г.

Важнейшим законодательным памятником XVII в. является Соборное уложение. Подобно Судебникам, Соборное уложение возникло в эпоху больших социальных потрясений (восстаний и волнений, пик – московское восстание 1648 г.) Уже во время восстаний дворяне и дети боярские выступали против московской волокиты и неправильных судебных решений.

В сентябре 1648 г. был созван «уложенный собор», занявшийся выработкой нового судебника, или Уложения. Составление окончилось к 29 января 1649 г., а с 7 апреля по 20 мая Уложение было напечатано, прочитано на соборе и подписано всеми участниками[107]. Уложение заканчивается словами о совершении книги 29 января 1649 г.

 

 

Соборное уложение разделено на 25 глав и 967 статей. В предисловии объясняется, каким образом Уложение возникло.

Первые главы – статьи по государственному праву. Смертная казнь.

Далее следуют главы, показывающие систему сословных тенденций. Крестьяне уже рассматриваются как люди, зависимые от своих владельцев.

 

Источники:1) выписки из Кормчей книги, 2) прежние указы и Судебники Ивана III и Ивана IV, 3) выборки из Литовского статута. 4) решения по челобитным и царские указы.

 

Соборное уложение на протяжении полутора столетий оставалось основным законом Русского государства. Лишь в 30-х годах XIX в. Уложение было заменено Сводом законов.

«Стоглав»

В учебнике заголовок: Памятники древнерусского канонического права

Особое место среди источников XVI в. занимает «Стоглав». Так называется сборник о деяниях церковного собора в Москве в 1551 г., разделенный на 100 глав.

В «Стоглаве» помещены вопросы от царя, которые были им сделаны собору, и ответы собора. (об иконах, о книгах, о святительских судах, о монастырях и иноках, о нищепитательстве, о паломниках, о чернецах и черницах, которые бесчинствуют, о монастырях, и т. д.)

В ответах на вопросы говорится, как надо поступать по тому или иному церковному или гражданскому делу.

 

«Стоглав» распространен во множестве списков, что указывает на его большую известность. В некоторых списках к нему имеются дополнительные статьи.

 

Лекция 6. Литературные источники


 


Приемы источниковедческого анализа произведений литературы

Термин «литературные произведения» для древнерусского периода истории является условным: ни одно произведение не предназначалось собственно для удовлетворения лишь эстетических чувств читателя. Любой письменный памятник был наделен рядом смыслов: содержательный (явного и тайного) + символический + аллегорический + нравственный. => чтение и понимание представляют сложности для современного читателя.

+ деление на духовную и светскую тоже весьма условно (по своей сути была христианской) => даже для понимания «светских» произведений надо знать систему ценностей и даже общерелигиозную литературу средневековья. Именно из нее древнерусский книжник черпал основную часть образов, сюжетов, характеристик. Сложность для исследователей советского периода как раз заключалась в том, что в обстановке атеизма сложно было понять дух времени + слабо знали основы религии.

 

В первую очередь методику изучения разработали литературоведы (историки более прямолинейно – историцизм).

 

В.О. Ключевский, проведший фундаментальное исследование древнерусских житий, пришел к весьма скептическим выводам относительно полезной информации – не помогают осветить конкретную тему (колонизация русского Севера).

Поэтому правильнее использовать в широком смысле – как источник о святости в древней Руси (нравственные нормы). Но Жития, написанные современниками, отражают быт и нюансы.

Переводы литературных произведений в древней Руси и их источниковедческое значение

Первое время на Руси пользовались исключительно переводной литературой – с греческого на южно- и западнославянские языки. Именно эти произведения задавали новую систему ценностей и представлений, на которой позднее – с XI в. – начала формироваться древнерусская оригинальная литература.

Сложность в том, что при переводе могли появиться искажения (принципы перевода были другие!).

Переводы духовной литературы

Духовную литературу принято делить на каноническую(богодухновенную) и апокрифическую(тайную)[108].

По жанрам (для древней Руси подчас слаборазличимым):

4. Писания(аскриптурный) – Ветхий и Новый завет;

5. Богослужебный(литургический) – служебники, требники, молитвословы, часословы, минеи (месячные чтения), месяцесловы и т.п.;

6. Вероучительный– поучения (катехизисы), полемические сочинения и толкования;

7. Проповеднический(поучительный) – проповеди, нравоучения, изборники и т.п.[109]

8. Житийный(агиографический) – жития, похвальные слова святым и сказания о чудесах. /близки к поучительной литературе/

 

Домонгольское время– осталось ничтожное число! Основная часть этих книг –сборники богослужебных и богословских текстов. (практически две трети от общего количества сохранившихся рукописей!)[110]. Но историками очень слабо используются.

 

Скриптурные и литургические произведения

Древнейшие переводы Библии – еще Кириллом и Мефодием (первоначально Псалтырь, Евангелия и Апостол, завершил уже Мефодий и его ученики). За основу брал греческий текст. Из кирилло-мефодиевских переводов до нашего времени сохранились лишь Псалтырь и некоторые книги ветхозаветных пророков.

В основном шло из Болгарии.

 

Начало переводческой деятельности на Руси принято связывать с Ярославом Мудрым. Удалось лишь установить, что в Киеве существовал мощный переводческий центр, в котором переводились книги не только с греческого, но также с латыни и с древнееврейского.

Древнейшей датированной древнерусской и славянской книгой является Остромирово Евангелие 1056-1057 гг.Лишь немного моложе его Архангельское Евангелие 1092 г. (четвертая по древности точно датируемая книга), Мстиславово Евангелие (около 1117 г.), Юрьевское Евангелие (20-е годы XII в.), сохранившие наиболее ранние переводы евангельских текстов на древнерусский язык.

 

Данилевский предположил, что славянские тексты почти всего Священного писания имелись уже на начальных этапах развития древнерусской книжности. Но до 1499 г. на Руси не было полного славянского списка Библии (и одном кодексе).

Богослужебные книгисохранились в сравнительно поздних списках.

Не следует забывать и того, что существовала еще апокрифическая литература, также хорошо известная древнерусским книжникам.

 

Проповеднические произведения

Самым ранним, дошедшим до нашего времени, является Изборник Святослава 1073 г. (является копией болгарского перевода, сделанного с греческого оригинала). Сразу вслед за ней появился оригинальный древнерусский Изборник 1076 г.,созданный для великого киевского князя Святослава. /построен в виде беседы отца с сыном (возможно, духовным)/.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.