Сделай Сам Свою Работу на 5
 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Источниковедение

По специальности:

050401.65 (032600) История

По направлению:

050400.62 Социально-экономическое образование

Барнаул

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»

Кафедра отечественной истории

Отечественной истории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ:

Источниковедение

(наименование дисциплины, спецкурса, в случае модуля обязательно указание,
в рамках какой дисциплины)

 

Специальность:

Специальность

050401.65 (032600) «История»

Направление:

050400.62 Социально-экономическое образование

код наименование

 

Барнаул

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»

 

Кафедра отечественной истории

 

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

Источниковедение

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).

Дисциплина предназначена для ознакомления студентов с теорией и историей изучения исторических источников, выработки навыков их критического анализа.

Источниковедение как предмет преподавания и наука о теоретических и прикладных проблемах изучения и использования исторических источников. Основные направления в отечественном источниковедении. Понятие исторического источника. Классификация и систематизация исторических источников. Основные этапы источниковедческого исследования. Установление факторов, влияющих на полноту, точность и достоверность информации источников. Проблема выраженной (актуальной) и скрытой (потенциальной) информации источников. Характеристика, особенности источниковедческого анализа, степень изученности в историографии, методика обработки и анализа данных, основные публикации основных групп источников. Центры хранения исторических источников и принципы их организации. Современные методы накопления и анализа источников информации. Методика самостоятельной работы с источниками.



Минимальные требования к содержанию модуля (выписка из ГОСа по направлению050400.62 Социально-экономическое образование):

Понятие и определение исторического источника. Классификация источников по истории. Внешняя и внутренняя критика письменных исторических источников. Картографические источники. Статистические источники. Законодательные и актовые источники. Делопроизводственные источники. Личные источники. Периодическая печать как источник. Художественные источники.

Особенности письменных источников по региональной истории (на примере конкретного региона). Места хранения письменных источников по локальной истории. Специфика работы с местными источниками. Работа с фондами архивов.

Понятие «историография». Наука историография. Начало русской историографии. Летописные своды и исторические сочинения Х11-ХУ11 в.. Русская историография первой половины ХУ111 в. Русская историография середины-второй половины ХУ111 в. Российская действительность первой трети Х1Х в. и новые направления русской историографии. Школы русской исторической науки. Петербургская и московская школы историков. Формирование марксистского направления в историографии.

 

2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Археология, Вспомогательные исторические дисциплины, История России, Современные методы исторического исследования, Историография отечественной истории.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

· Нормативный блок:

– Аннотация

– Рабочая учебная программа

· Теоретический блок:

– Учебник(и)

– Учебное(ые) пособие(я)

– Конспекты лекций

· Практический блок:

– Планы и структура практических и семинарских занятий

· Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов (указать учебно-методические единицы):

– Вопросы и задания для самостоятельной работы

– Тесты текущего контроля

– Тесты промежуточной аттестации (зачетный тест)

– Перечень вопросов к зачету

– Банк тестовых заданий для самоконтроля

– Методики решения и ответы к тестовым заданиям

· Методический блок:

– Методические рекомендации для преподавателей

– Методические рекомендации для студентов

4. Список авторов элементов УМК:Контев Аркадий Васильевич, доцент

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности;

- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

· «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

· Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

· Примерные программы История России // Примерные программы дисциплин общепрофессиональной и профильной подготовки бакалавра социально – экономического образовании. – СПб., 2004. С. 148-152.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»

Кафедра отечественной истории

 

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля):

Источниковедение

УТВЕРЖДАЮ

I Проректор по УР___________________

"____"______________2007 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине (модулю)

Источниковедение

 

Специальность

История

код наименование

 

Факультет/институт Исторический

 

Курс обучения III /_______/___III_

Семестр __V_/_______/_VI_

Всего часов по учебному плану: __72 / 44__

В том числе по формам обучения: очная / очно-заочная /заочная

- лекции 24 / 18/ –– / 8_

- практикум 12 / 6/ –– / 4_

- самостоятельная работа 36 / 22/ –– /_50_

Формы итогового контроля знаний:

- зачет 5 сем./ ____сем./ 6 сем.

 

 

Барнаул

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины "Источниковедение" – изучение основных комплексов исторических источников, методов и приемов их научного анализа и критики. Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи:

· рассмотреть междисциплинарный характер источниковедения как научной дисциплины;

· показать независимость содержания исторического источника от теоретико-методологических взглядов историка, его профессионального уровня и поставленных им исследовательских задач;

· проанализировать роль теории, методологии и методики при анализе исторических источников;

· рассмотреть основные комплексы исторических источников и проследить их эволюцию;

· изучить конкретные приемы выявления, обработки и анализа зафиксированной в источнике информации.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины)

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать:

- современную социокультурную концепцию исторического источника: его социокультурное и информационное определение, предмет и задачи источниковедения, типовые и видовые классификации источников;

- процесс формирования и развития корпуса письменных источников по истории Российской цивилизации в XI-XX вв.;

- об основных особенностях, разновидностях и фактическом содержании главных видов письменных источников;

- общую методику исследовательской работы с источниками: поиск и выявление источников и задачи источниковедческого анализа; установление внешних особенностей источника, определение его происхождения, истолкование текста, определение его достоверности, представительности, научной значимости и выработку приёмов обработки данных источника;

- определения и общую характеристику, разновидности, важнейшие памятники, их публикации, историко-фактическое содержание, достоверность информации, научную значимость и видовые методики анализа и обработки данных главных видов письменных источников: летописей, законодательных актов, актовых материалов, делопроизводственной документации, статистики, литературных памятников и публицистики и источников личного происхождения.

 

уметь:

- определять социальную и информационную природу исторического источника и его роль в процессе исторического познания;

- различать различные виды источников, правильно классифицировать найденные и отобранные для исторического исследования источники;

- стилистически верно, логически обоснованно и ясно излагать полученные результаты в источниковедческой части введения, основной части научной работы и в заключении к ней;

- правильно оформлять библиографическое описание источников в списке литературы и источников.

 

владеть навыками:

- работы с письменными источниками и источниковедческой литературой;

- формирования источниковой базы по избранной теме;

- методики источниковедческого анализа фактического содержания используемых источников и определения достоверности их сведений;

- оформления источниковедческого раздела письменной научно-исследовательской работы.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость 72 / 44 3
Аудиторные занятия 36 3
Лекции 24 / 18 3
Практические занятия (семинары) 12 / 6 3
Лабораторные работы
Самостоятельная работа 36 / 22 3
Курсовые работы/рефераты
Вид итогового контроля: зачет 3

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Тематический план Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы
1. Теоретико-методическое введение  
2. Проблема классификации  
3. Летописание XI-XVII вв.  
4. Законодательные акты XI-XVII вв.  
5. Делопроизводственные материалы XV-XVII вв.  
6. Литературные и публицистические памятники XI-XVII вв.  
7. Законодательные акты XVIII – начала ХХ вв.  
8. Делопроизводственная документация XVIII – начала ХХ вв.  
9. Материалы фискального, административного и хозяйственного учета  
10. Политические сочинения, публицистика и программные документы политических организаций XVIII – ХIХ вв.  
11. Статистические источники XVIII – начала ХХ вв.  
12. Периодическая печать XVIII – начала ХХ вв.  
13. Источники личного происхождения XVIII – начала ХХ вв.  
14. Особенности источников новейшего времени  
15. Законодательство и законодательные источники советского периода  
16. Актовые материалы ХХ века  
17. Документы политических партий и организаций 0,5  
18. Делопроизводственные материалы  
19. Статистика 0,5  
20. Публицистика и периодическая печать ХХ века  
21. Источники личного происхождения ХХ века  
       

 

4.2.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Теоретико-методическое введение.

Социокультурное и информационное определение исторического источника. Объективное и субъективное в источнике. Главные особенности и цели социокультурного (цивилизационного) подхода к анализу достоверности фактического содержания источника. Предмет и задачи источниковедения. Соотношение его предмета с предметами конкретной истории и вспомогательных исторических дисциплин.

Тема 2. Проблема классификации исторических источников.

Типовые классификации исторических источников. Видовая классификация письменного типа исторических источников. Понятия о массовых и индивидуальных источниках. Эволюция исторических источников.

Основные стадии и процедуры методики исследовательской работы с источниками.

Поиск и выявление источников в библиотеках и архивах. Задачи и процедуры источниковедческого анализа. Определение внешних особенностях памятника, установление его подлинности, прочтение текста, установление времени, места, авторства, исторических обстоятельств и причин происхождения источника, определение его социальных и культурных функций в прошлом. Истолкование текста, определение его достоверности, полноты, представительности и научно-исторической значимости. Источниковедческий (социокультурный) синтез источника. Выработка видовых приемов и методов извлечения из источника достоверной информации.

Тема 3. Летописание XI-XVII вв.

Понятия «летописи», «летописного свода», «летописца». Протограф, редакции (изводы) и списки летописей. Методы анализа летописей. «Повесть временных лет». Новгородское и псковское писание. Московское летописание XVI-XV вв. Общерусское летописание XVI-XVII вв. Сибирские летописи.

Тема 4. Законодательные акты XI-XVII вв.

Классификация актов. Формуляр актов, методы их изучения. Разновидности актов X-XVIII вв. Роль законодательных актов. Принципы классификации и изучения законодательных памятников. Развитие системы законодательных учреждений на Руси XI-XVII вв. «Русская Правда». Судные и уставные грамоты. Судебники 1497 и 1550 гг. Соборное уложение 1649 г.

 

Тема 5. Делопроизводственные материалы XV-XVII вв.

Система центрального и местного управления. Развитие делопроизводственной документации. Классификация. Формуляры. Методы изучения делопроизводственных материалов. Писцовое делопроизводство. Характер материалов писцового дела.

Тема 6. Литературные и публицистические памятники XI-XVII вв.

Особенности формы и содержания литературных и публицистических произведений. Методика их источниковедческого анализа. «Слово о полку Игореве». Повести о Куликовской битве. Приёмы и методы изучения житийной литературы. Публицистика XVI в. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. «Домострой». Литература и публицистика XVII в. Авраамий Палицын. Сочинение Григория Котошихина. «Житие протопопа Аввакума». Сатирические и бытовые повести.

Тема 7. Законодательные акты XVIII – начала ХХ вв.

Развитие системы законодательных учреждений в Российской империи до 1861 г. Основные разновидности законодательных актов XVIII – первой половины XIX вв. Эволюция государственного строя России в пореформенный период. Содержание законодательства в 60-70-е гг. XIX в. Фабрично-заводские законы. Столыпинское аграрное законодательство. Кодификация законов. «Полное собрание законов Российской империи», «Свод законов Российской империи», «Собрание узаконений и распоряжений правительства». Особенности российского законодательства. Основные приёмы критики законодательных актов самодержавия.

Тема 8. Делопроизводственная документация XVIII – начала ХХ вв.

Система государственных и местных учреждений Российской империи в XVIII – начале ХХ вв. Основные разновидности делопроизводственных материалов. Особенности оформления документов. Комплексный метод изучения делопроизводственных материалов. Приёмы поиска, источниковедческого анализа и использования массовой документации.

Тема 9. Материалы фискального, административного
и хозяйственного учета XVIII – ХIХ вв.

Учет населения в фискальных целях: подворные, ландратские переписи. Ревизии. Комплекс материалов ревизского учета. Церковный и административно-полицейский учет населения: метрические и клировые ведомости. Учет чиновничества. Формулярные (послужные) списки. Хозяйственный учет в частновладельческих хозяйствах.Подворные описи крестьянских хозяйств. Проблемы изучения подворных описей.

Тема 10. Политические сочинения, публицистика и программные документы политических организаций XVIII – ХIХ вв.

Особенности политических сочинений и публицистики. Методические приёмы их анализа. Основные идеи и содержание сочинений И. Посошкова, Ф. Прокоповича, М.В. Ломоносова, В.И. Татитщева и А.Н. Радищева. Идеи Н.М. Карамзина, М.М. Сперанского, П.Я. Чаадаева и славянофилов. Документы декабристских организаций. Программные документы народнических организаций.

Тема 11. Статистические источники XVIII – начала ХХ вв.

Предмет статистики. Государствоведение – основа статистических описаний XVIII – первой половины XIX вв. Анкетные обследования. Экономико-географические описания. Военно-топографические описания Российские империи 1848-1853 гг. Ревизский учёт населения. Губернаторские отчёты. Система статистического учета в пореформенный период. Основные элементы статистического обследования. Основные методы обработки и анализа данных источников. Оценка их достоверности и надежности. Статистика ЦСК при МВД. Сельскохозяйственная статистика ЦСК. Перепись населения 1897 г. Переписи землевладения. Публикации сельскохозяйственных переписей 1916 и 1917 гг. Промышленная статистика. Ведомости фабрик и заводов. Промышленные переписи начала ХХ в. Статистика труда. Особенности материалов земской статистики. Статистика предпринимательских организаций буржуазии.

Тема 12. Периодическая печать XVIII – начала ХХ вв.

Возникновение и общественно-политические условия развития российской периодики. Типы изданий и принципы классификации периодических изданий. Внутренняя структура и основные жанры газет и журналов. Цензура. Значение архивных фондов цензурных учреждений, редакций и издательств. Методика источниковедческой критики периодики. Основные идейные направления периодической печати. Журналы и газеты XVIII – первой половины XIX вв. Периодика второй половины XIX – начала ХХ вв. Правительственные и консервативные издания. Либеральная печать. Радикально-социалистические издания. Общекультурная и историческая периодика XVIII – начала ХХ вв.

Тема 13. Источники личного происхождения XVIII – начала ХХ вв.

Воспоминания и дневники как исторический источник. Субъективность источников личного происхождения. Модернизация событий в мемуарах. Мемуары XVIII – первой половины XIX в. Записки А.Т. Болотова. Воспоминания военных деятелей. Мемуары разночинцев (А.В. Никитенко). Частная переписка. Мемуары и дневники политических и государственных деятелей 1861-1917 гг. Воспоминания С.Ю. Витте и В.Н. Коковцова. Дневники В.Н. Ламздорфа и Николая II . Общественные мемуары. Воспоминания П.Н. Милюкова и В.В. Шульгина. Частная переписка в начале ХХ в.

Тема 14. Особенности источников новейшего времени

Типологические изменения корпуса источников в советское время. Проблема классификации источников XX века. Роль государственного режима в формировании новых источников и степень их достоверности. Изменение языка делопроизводства и источников. Появление новых видов источников (фоно-, кинодокументы). Возрастание роли устных источников в новейшее время, их особенности

Тема 15. Законодательство и законодательные источники советского периода

Значение законодательных актов. Номенклатура законодательных актов. Начальный этап советского законодательства. Декреты Советской власти и принципы их источниковедческого изучения. Конституции. История их разработки, содержания. Проблема достоверности Конституций как источника. Составные части законодательных актов. Основные стадии происхождения законодательного акта. Методы и приемы источниковедческого анализа (источники права, законодательная инициатива, обсуждение и редактирование, принятие, публикация, механизм функционирования).

Тема 16. Актовые материалы ХХ века

Роль правового акта в государственной системе. Международные и федеральные акты (договоры, соглашения). Частно-правовые акты, их социальная направленность и особенности в новейший период. Публично-частные акты и их особенности (крестьянские приговоры и наказы, решения сходов, коллективные договоры, резолюции митингов). Структура источника.

Тема 17. Документы политических партий и организаций

Документы высших органов КПСС (съездов, конференций и пленумов ЦК). Основные публикации документов КПСС, их классификация. Идеологическая направленность документов. Документы лидеров КПСС (программные выступления, статьи и публицистические работы, воспоминания, личная и деловая переписка).

Документы политических партий начала ХХ века (кадеты, эсеры, октябристы, меньшевики и. д.). Документы политических и организаций современности (программы, уставы, агитационные материалы, печатные издания, интервью лидеров, средства массовой информации).

Тема 18. Делопроизводственные материалы

Характеристика основных видов источников: организационные документы (учреждения, положения, уставы, статуты, правила, договоры, контракты, стандарты и др.), распорядительная документы (решения, резолюции, приказы, распоряжения, поручения, предписания, наказы, инструкции, номенклатуры и др.), протокольная документация (журналы, протоколы, стенограммы), деловая переписка (официальные письма, докладные записки, телеграммы и др.), материалы учета документов (регистрационные карточки, реестры, журналы, книги входящей и исходящей документации и др.), плановые и отчетные документы (планы, отчеты, доклады, балансы и др.).

Тема 19. Статистика

Организация и методика статистического исследования. Виды статистического наблюдения. Способы сбора статистической информации: анкета, интервью и т.д. Обработка и систематизация данных статистики: группировка, содержательный и качественный анализ, контроль (проверка достоверности). Изменение способов сбора и хранения материалов статистики в новейшее время. Обработка данных на ЭВМ. Хранение и поиск статистической информации.

Статистика сельского хозяйства, народонаселения, промышленности. Источниковедческий анализ материалов статистики. Специфика публикаций статистических данных. Выяснение характера и происхождения публикации, способа сбора материалов статистического исследования. Учет условий проведения обследования. Выявление ошибок и погрешностей статистического наблюдения.

Тема 20. Публицистика и периодическая печать ХХ века

Публицистика и политические сочинения известных политических лидеров. Соотношение объективного и субъективного в источнике. Основные проблемы и вопросы, поднимаемые в публицистических сочинениях. Способы определения авторства и подлинности источника. Датировка памфлета по косвенным признакам. Специфика определения содержательной стороны этого вида источников, степень их достоверности.

Листовки. Жанровая специфика листовки и ее разновидностей (прокламаций, политических афиш). Массовость распространения листовок. Обнаженность смыслового содержания. Особое значение листовки в связи с возникновением политических партий. Легальные и нелегальные листовки. Оригинальные издания листовок (степень сохранности, собрания, библиографии). Листовки, прокламации, афиши в переизданиях. Источниковедческий анализ листовок. Принадлежность листовки к какой-либо организации. Подлинность нелегальной листовки и способы определения ее авторства и места выпуска. Исследование листовки с точки зрения ее генеалогии. Степень достоверности этого вида источников.

Периодическая печать. Особая роль прессы в новейшее время. Понятия цензуры и свободы печати. «Самиздат». Монополизация сбора информации и издательской деятельности в ХХ веке. Основные издания 20-х годов, 30–40-х годов, 60–80-х годов, их характеристика. Зависимость печати от политической и партийной конъюнктуры. Крупнейшие современные информационные агентства. Рост влияния средств массовой информации на сознание людей в новейшее время. Газетные жанры: статья, очерк, рецензия, фельетон, различного рода информационные материалы, корреспонденции, материалы иллюстративного характера. Средства воздействия газеты на читателя. Журнальная периодика. Переиздания прессы. Микрофильмирование. Факсимильные переиздания. Антологии. Архивы газет, журналов, телеграфных агентств.

Тема 21. Источники личного происхождения ХХ века

Мемуарные источники. Основные жанры мемуаристики: воспоминания и дневники. Значение мемуарных свидетельств в изучении истории. Субъективизм этого вида источников, необходимость их использования в сочетании с другими. Опубликованные и неопубликованные мемуарные источники. Специальные тематические серии мемуарных произведений. Источниковедческий анализ воспоминаний и дневников. Характеристика автора произведения. Установление подлинности произведения. Возможность мистификации. Аутентичность и полнота источника. Привлечение автором мемуаров иных источников. Проблема достоверности этого вида источников: ошибки памяти автора, его сознательная тенденциозность или бессознательное подчинение мемуариста влиянию своей эпохи. Анализ наиболее значительных воспоминаний. Мемуаристка русского зарубежья. Автобиография и некролог как жанр мемуарной литературы. «Устная история» и мемуаристка: сходство и различия.

Эпистолярные источники (частная переписка). Специфика этого вида источников, их личный характер. Наибольшая достоверность по сравнению с другими видами источников. Значение переписки для реконструкции духовно-эмоционального климата изучаемой эпохи. Обращение историков к крупным комплексам эпистолярных материалов. Неопубликованная переписка и ее хранение. Личные и семейные архивы. Личные фонды государственных архивов, музеев, рукописных отделов библиотек. Специфика хранения и принадлежности бумаг политических деятелей. Трудности публикации эпистолярных источников. Источниковедческий анализ этого вида документов. Определение корреспондента и адресата. Приемы атрибуции эпистолярных источников. Возможность литературной мистификации. Установление места и времени написания письма. Специфика анализа эпистолярных источников по существу содержания (наличие скрытого подтекста и т.п.).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название Автор Вид издания (учебник, учебное пособие) Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц Место хранения Колич-во экземпляров    
Основная литература        
1. Источниковедение отечественной истории А.Г. Голиков, Т.А. Круглова учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2007. 464 с. Библиотека БГПУ    
2. Источниковедение: теория, история, метод, источники российской истории: И. Н. Данилевский [и др.] учебное пособие для гуманит. спец. М.: РГГУ, 2000 Библиотека БГПУ    
3.Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: А. К. Соколов [и др.] учебное пособие для студентов вузов М.: Высшая школа, 2004 Библиотека БГПУ    
4.Проблемы исторического познания: источниковедческий аспект Кладова Н. В. учебное пособие для вузов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. 286 с.: Библиотека БГПУ    
5.Вспомогательные исторические дисциплины Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Учебник М., 2000. Библиотека БГПУ    
6.Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней   Учебное пособие М., 2005. Библиотека БГПУ      
7.Хрестоматия по древней русской литературе / сост. Н. К. Гудзий; коммент. А. М. Ранчина Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2002 .— 592 с Библиотека БГПУ    
8.Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А. Г. Кузьмина, С. В. Перевезенцева ; [авт. предисл. А. Г. Кузьмин] Учебное пособие М.: ВЛАДОС, 2004 .— 656 с.: карт. Библиотека БГПУ    
9.Практикум по истории России XVII века Леонтьева, Галина Александровна учебное пособие для студентов вузов М.: ВЛАДОС, 2006 .— 287 с. Библиотека БГПУ    
10. Хрестоматия по истории России . С. Орлов [и др.] учебное пособие .: Проспект, 2007 .— 589 с. Библиотека БГПУ    
Дополнительная литература        
11. Источниковедение: теория, история, метод, источники российской истории: И. Н. Данилевский [и др.] учебное пособие для гуманитарных специальностей М.: РГГУ, 1998 Библиотека БГПУ    
12. Методика исторического источниковедения Пронштейн А.П., Задера А.Г. Учебное пособие Изд. 3-е, испр. и доп . М., 1977. Библиотека БГПУ    
13. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Данилевский И.Н. Курс лекций: Учебное пособие для вузов М., 2001. Библиотека БГПУ    
14. Повесть временных лет Алешковский, М. Х. Электронная версия печатной публикации. М.: Наука, 1971.– Библиотека БГПУ [Электронный ресурс]:    
15. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в Нагаев, Алексей Степанович учебное пособие для студентов -заочников 1 курса исторических факультетов педагогических институтов Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991 .— 191 с. Библиотека БГПУ    
16. Практикум по истории СССР 17-18 вв. Нагаев, Алексей Степанович учебное пособие для студентов-заочников 2 курса исторических факультетов педагогических институтов Изд. 2-е , перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991 .— 223 с. Библиотека БГПУ    
17. Соборное уложение 1649 года Тихомиров, М.Н. Епифанов П.П. учебное пособие М.: Изд-во Московского университета, 1961 .— 444 с. Библиотека БГПУ    
18. Источниковедение истории СССР. Вып. 1, с древнейшего времени до конца ХVIII века: Тихомиров, М. Н. учебное пособие для университетов .: Соцэкгиз, 1962 .— 495 с. Библиотека БГПУ    
19. Исследование о русской правде: происхождение текстов Тихомиров, М. Н.   М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1941 .— 255 с.: ил. Библиотека БГПУ    
20. Источниковедение истории СССР под ред. И. Д. Ковальченко учебник для исторических факультетов университетов и педагогических институтов М.: Высшая школа, 1973 .— 559 с. Библиотека БГПУ    
21. Источниковедение истории СССР ХIХ - начала ХХ в под ред. И. Д. Ковальченко учебное пособие для исторических факультетов М.: Изд-во Московского университета, 1970 .— 469 с. Библиотека БГПУ    
22. Источниковедение истории СССР: XIX в. (до начала 90-х годов) Никитин, С. А. курс источниковедения истории СССР Т. 2 .— М.: Соцэкгиз, 1940 .— 226 [1] с. Библиотека БГПУ    
                     

5.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения дисциплины необходимы:

библиотечные и архивные фонды;

кино-, фоно-, фотодокументы.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

оборудованные аудитории;

различные технические средства обучения;

аудио-видеоаппаратура;

наглядные пособия.

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. Вопросы для ТЕКУЩего КОНТРОЛя:

1. Сформулируйте определение исторического источника.

2. Что является предметом источниковедческой науки.

3. Какие проблемы изучают методико-аналитическая и эвристическая отрасли источниковедения?

4. На основании каких критериев строится типовая и родовая характеристика источников?

5. Как называется группа источников, которые имеют ряд устойчивых общих свойств внешней формы и содержания, функционального предназначения?

6. Назовите основные аспекты источниковедческой работы, входящие в состав внешнего и внутреннего анализа источника.

7. Какие действия исследователя подразумеваются под «раскрытием темных мест источника»?

8. Какую научную школу возглавлял Флавио Биондо?

9. Охарактеризуйте вклад мыслителей эпохи Просвещения в становление методологии источниковедения.

10. Какие основные задачи источниковедческого анализа ставились представителями романтической историографии?

11. Как из исследователей стал родоначальником традиции восприятия объективного анализа источников в качестве основы профессиональной подготовки и деятельности историка?

12. Кто из немецких историков предложил классификацию исторических источников, основанную на вычленении исторических остатков и исторической традиции?

13. Охарактеризуйте стадии исторического исследования в соответствии с концепцией Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса.

14. В чем заключались причины кризиса позитивистской методологии и методики исторического исследования в н

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.