Сделай Сам Свою Работу на 5

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА 4 глава





 

Патерики(«pater» - отец)[111] сборники сказаний (слов), поучений и рассказов об «отцах» церкви. Наиболее известны Киево-Печерского монастыря (много о его истории). Но очень тенденциозно.

 

Переводы светской литературы

Не поддается строгому учету. Прежде всего это многочисленные византийские хроники, составившие, как уже говорилось, основу древнерусского летописания. Они содержали не только фактаж и хронику, но и знакомили с западноевропейской литературой (гомеровские сюжеты)[112].

В ПВЛ встречаются даже параллели с буддийскими писаниями (сутрой) середины П в. н.э

В XIV-XV вв. особое распространение получают басни (легенды) О царе Соломоне. + об Александре Македонском(«Александрия»).

+ Сказание об Индийском царстве.

С начала XVI в. – две версии легендарных циклов, повествующих о Троянской войне (пришли через переводы).

 

Наряду с хрониками попадали и иные «научные»: Космографии[113], описывавшие мир, Физиологии, рассказывавшие о животных, населявших дальние и ближние страны.

 

Знакомство с памятниками литературы Западной Европы и Востока не только расширяло кругозор древнерусских книжников, но и способствовало вовлечению древнерусской культуры в контекст культуры мировой. Переводные произведения оказали также серьезное влияние на развитие оригинальной древнерусской литературы.



Духовная литература

Духовная литература сохранилась гораздо лучше, чем светская – поскольку переписывание производилось, главным образом, в церквах и монастырях, где интересовались преимущественно церковной литературой.

 

Поучения и послания

Одним из самых ранних – Слово о Законе и Благодати[114]будущего первого киевского митрополита-"русина" Илариона[115]. Судя по всему, Иларион произнес его 25 марта 6546 (1038) г. в новоосвященной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах в Киеве. Сохранилось более 50 списков слова. В конце Слова помещена похвала князю Владимиру, рисующая образ идеального князя-христианина. С источниковедческой точки зрения – уникальным памятником официальной идеологии Древней Руси.

 

«Похвалы» – в конце XI в. – Память и похвала князю Владимиру (предполагают, что в основе – некое летописное произведение, предшествовавшее ПВЛ и использовавшее не абсолютный, а относительный счет лет, а также устные предания).



 

Примерно в то же время создаются «Поучения» – основные жизненные ценности, главные обязанности христианина по отношению к Богу. К числу поучений можно отнести и знаменитое Поучение Владимира Мономаха[116]конца XI в. (включает: собственно поучение сыновьям, "автобиографию" и письмо князю черниговскому князю Олегу Святославичу)[117]. Основная мысль – критерии "идеального" поведения князя. /много общего с Изборником 1073 г. – там тоже есть поучения сыновьям[118]/

4. Мономах говорит своим детям об обязанностях князя, рассказывая о своей жизни (о своих трудах и путешествиях – называет 83 больших похода).

5. В письме предлагает Олегу мир и дружбу, обещая не мстить за смерть сына, убитого в бою.

 

Своеобразным собранием поучений стала источник конца XV в.Домострой. В его основу легли изборники. Памятник дошел до нас в двух редакциях, сильно различающихся между собой. Есть мнение, что первая редакция «Домостроя» была составлена в Новгороде, а вторая является переделкой и приспособлением к московским порядкам.

В первых главах – наставление «в праведном житии», в следующих – указания не только нравоучительного, но и хозяйственного порядка. Воспитывать детей в «страхе божием»[119]. Бить жену за дело. Значение «Домостроя» заключается в том, что он рисует нам жизнь зажиточного человека XVI в. — горожанина, может быть, купца или приказного человека.

 

Полемические сочинения (трактаты)и послания русских митрополитов к папе Римскому посвящены осуждению римской церкви /против «латинян»/ (противопоставление ПРАВОславия и католицизма). + послания собратьям по вере о борьбе с язычеством – важный источник!



 

К посланиям можно отнести и «Моление Даниила Заточника»[120] – выдающийся литературный памятник домонгольской Руси. Датировкапамятника, как, впрочем, и личность автора[121], спорны: предполагают, что в Новгороде или Владимиро-Суздальской земле в концеXII в.(в ранней редакции обращался к князю Ярославу Володимировичю /новгородский?/, затем во второй редакции изменили на Ярослава сына Всеволода Большое Гнездо – первая половина XIII в.)

Ценность – приводятся суждения по поводу многих сторон жизни древнерусского общества, слабо отразившихся в других источниках. Четкая вассальная иерархия, антагонизм бедных и богатых: «Не имей себе двора близ царева двора, и не держи села близ княжа села». Резко о монашеской жизни.

Все «Слово Даниила Заточника» соткано из ряда афоризмов и поучений, поэтому было так популярно.

 

Авторы посланий второй половины XV в.главным вопросам ставят приближение 7000 года (ожидалось в 1491/92 г.) – Конец Света!/борьба с ересью/– сначала предвещали, а потом объясняли почему это не произошло.

+ выход русской митрополии из-под зависимостиот Константинопольской патриархии. + разделение (21 июля 1458 г.) русской митрополии на две – западную ("Киевскую, Литовскую и всей нижней Руси") и восточную (Московскую).

 

В конце XV в.центральным стал вопрос о новом идеологическом и политическом статусе Московского государства. Провозглашение Москвы Третьим Римом – наследница Константинополя (второго Рима), является третьим Римом последним и вечным царством православного мира. Род Рюрика стали выводить от римского императора Августа.[122]

XVII в.– главной темой стал Раскол.Главным (начальным) – послания, слова, беседы (1652-1667 гг.) идейных лидеров борющихся сторон – патриарха Никона и протопопа Аввакума/90 произведений/. Главная идея – ожидание скорого рождения Антихриста и, соответственно, с концом света.

 

Жития (агиографический жанр)

Самым ранним оригинальным древнерусским житием является Служба святым мученикам Борису и Глебу1021 г. (митрополит Иоанн). Оно написано около 1021 г., а известно уже в списках ХП в. + Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе (втор. пол. XI в.) /Всего дошло свыше 250 списков произведении борисо-глебского цикла, в том числе под авторством Нестора/. Главная цель – назидательность.(но есть и интересные описания быта) + о печерских подвижниках.

 

Жития втор. пол. XIII в.писались сразу после смерти своих героев, поэтому там много конкретики (жития Александра Невского и Ростовского епископа Исайи).

XIV в.– сказание о Дмитрии Донском (уже имеют светский характер и вошли в состав летописей).

XV в.– жития, оказавшие самое серьезное влияние на все последующие агиографические сочинения: Стефана Пермского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия. (множество живых подробностей жизни и быта подвижников и их окружения). НО появляются витиеватость и многословность.

Только в XVI в. (1547 г.) в Москве был созван поместный Собор, на котором впервые был придан общерусский статус 11 святым, а еще 9 были объявлены местночтимыми. Основанием для такого решения, в частности, являлось и наличие житийной повести о святом, соответствующей канону.

После Соборов (1547, 1549 гг.) работа по подготовке житийных произведений стала организованной и велась под непосредственным контролем митрополита (после 1589 г. – патриарха). НО становятся гораздо более формальными.

 

Совсем особняком стоит Житие протопопа Аввакума, им самим написанное –первая русская автобиография (если не считать Поучения Владимира Мономаха).В целом Житие Аввакума как исторический источник довольно далеко отстоит от прочих произведений жанра, из которого оно выросло. /уже может быть отнесено к мемуару-автобиографии/

 

"Хоже[д]ния"

Оригинальные произведения, описывающие паломничества в Святую Землю (Иерусалим) /иногда целыми дружинами/. XI – начало XIII в., возобновилось с середины XIVв.: «Хожения», «Странники» – посещали Царьград, Иерусалим. В XV в. помимо паломников «хождения» стали создавать купцы («гости»).

 

Самое знаменитое – Хождение за три моря тверского купца Афанасия Никитина (1468-1475 гг.). Оно сохранилось в трех изводах, или редакциях. Несмотря на светский вид, относят к духовной литературе (другие к "путевым запискам"). Написанное как авантюрно-приключенческое произведение, оно пронизано идеей сохранения веры в условиях, когда христианин не только лишен привычного окружения, но и не имеет возможности нормально отправлять религиозные обряды. Описывает страны, которые, по представлениям того времени, вплотную примыкали к Раю.

Воинские повести

Возникшие в рамках летописания, они постепенно выделились в самостоятельный жанр.

Это не документальные описания войн и сражений, а художественные произведения, образный язык которых довольно своеобразен и требует адекватного истолкования. (передача не хроники, а создание образа происходящего!). Отразили дух времени, непосредственное восприятие описываемых событий современниками и ближайшими потомками.

 

Большинство –писалось через много лет после событий. Поэтому буквальное понимание и прямое заимствование из них исторической информации может привести к серьезным ошибкамв исторических построениях.

 

Одним из самых ранних самостоятельных произведений: поэтическое «Слово о полку Игореве».

Когда создано– спорят. Большинство ученых считают, что Слово было создано непосредственно вслед за походом – в 1187 г. на половцев, который оно описывает [123](называют и XIII–XIV вв.). Впервые стал известен только в XVIII в. по списку XVI в.[124] (найден в 1795 г. А. И. Мусиным-Пушкиным и издан в 1800 г.)[125].

Автор– неизвестен (только гипотезы НО точно в среде дружинников).

Где– неизвестно (или в княжестве Игоря или при дворе Ярослава Осмысла, дочь которого Ярославна была женой Игоря; хорошо говорит автор и о суздальском князе Всеволоде Большое Гнездо).

 

Степень ее достоверности приходится оценивать лишь с точки зрения внутренней непротиворечивости. Наличие в тексте Слова "темных", трудных для понимания мест еще больше осложняет эту задачу. + само опиралось на литературные источники: автор «Слова» ссылается на песни жившего до него Бояна. + чувствуется стилистика былин.

Литературоведчески изучено очень хорошо. Гораздо хуже обстоит дело с изучением «Слова» как исторического источника. Правда, историки часто приводят отдельные выражения из «Слова», но очень редко ставят своей задачей выяснение значения «Слова о полку Игореве» в целом как источника.

 

Сюжет «Слова» несложен: рассказывается о походе северских князей в 1185 г. во главе с путивльским князем Игорем Святославичем против половцев (незадолго до этого северские князья отказались участвовать в походе против половцев). С самого начала – затмение солнца. Первый бой – удачно. Но вскоре половцы разбили русские войска и Игорь попал в плен, из которого позже бежал. Рассказ об этом походе встречается в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.

Все содержание «Слова о полку Игореве» держится на представлении о том, что Русская земля может бороться против набегов половцев лишь как единое целое: «рекоста бо брат брату: се моё, а то – моё же. И начяша князи про мало “се великое” молвити, а сами на себе крамолу ковати; а погании со всех стран прихождаху с победами на землю Рускую».

 

Информация о верованиях: Плач Ярославны – обращение к ветру, к Днепру; Боян назван внуком Велеса; Русские – дети Даждь-бога, великого бога солнца. В отличие от других памятников древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» не отражает церковной идеологии.

 

Собственно воинские повести появляются как самостоятельные произведения только с середины XIV в.:

9. Повесть о разорении Рязани Батыем –в основе лежат устные предания, летописные, агиографические и, видимо, еще какие-то письменные источники. Сочетает элементы летописи и фантастические сюжеты, отличается эпической обобщенностью образов. /позже в нее включали новые эпизоды (например, рассказ о Евпатии Коловрате).

 

Мощным толчком к созданию цикла воинских повестей стала Куликовская битва 1380 г.

 

10. Слово Софония Рязанца о Куликовской битве (Задонщина) –поэтическое повествование о Куликовской битве, написанное, скорее всего, в 1380–90-е гг. (дошла в шести списках XV – XVII вв.) Имеет множество общих мест со Словом о полку Игореве /спорят, что первично?/ Задонщина интересна прежде всего отраженными в ней непосредственными впечатлениями современника от сражения русских войск с отрядами Мамая.

 

11. Сказание о Мамаевом побоищесамый большой по объему памятник Куликовского цикла. Именно из него заимствуются подробности об обстоятельствах и ходе сражения на берегах Непрядвы(например, о действиях засадного полка, о "контузии" Дмитрия Донского и т. п.). Это не только самое подробное, но и одно из самых поздних произведений о Куликовской битве. (пер. четв. XV в., или позднее?). Неоднократно перерабатывалось – множество списков. Автор пользовался письменными и устными источниками, в том числе воспоминаниями участников самой битвы. НО художественные достоинства текста были гораздо важнее точности в передаче фактических подробностей.

 

12. 1402-1408 гг.Повесть о Темир-Аксаке – рассказывающая о походе на Русь Тимура (Тамерлана)[126]. Провозглашается идея о принципиально новом статусе Московского государства.

 

13. Падению Византийской империи под ударами турецких войск посвящена «Повесть о взятии Царьграда» Нестора Искандера[127] (вторая половина XV – начало XVI в.). Она написана непосредственным участником событий, причем рассказ ведется как с точки зрения турок, так и осажденных греков. + пользовался другими древнерусскими воинскими повестями Идея: "Москва – третий Рим"[128]. Тихомиров относит ее к первым политически сочинениям Московской Руси.

 

14. Одной из последних древнерусских воинских повестей – Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков(около 1641 г.). Она существует в трех вариантах: "историческом" (в форме казачьей войсковой отписки), "поэтическом" (реальные подробности перемежаются в ней с фантастическими деталями, казачий фольклор) и "сказочном" (художественный вымысел – примыкает к "историческому баснословию").

 

С XVII в. воинские повести прекратили свое существование, превратившись в авантюрную беллетристику.

Публицистические произведения XV–XVII веков

Период формирования единого Русского государства связан с зарождением публицистики (при всей условности данного термина для памятников древней Руси).

Возникают уже в XV в. в связи с распространением еретических учений. => Близки к учительской литературе. Центральная проблема: проблема человеческого "самовластья". (в частности, о пределах царской власти, что важнее – обряд или вера).

1. близки к традиционным жанрам духовной литературы.

 

Политическая литература XVI в. была теснейшим образом связана с борьбой растущего самодержавия против феодальных тенденций князей и бояр. Вопрос о монастырском владениинедвижимыми имуществами.

Выявились два политических течения – нестяжателей[129] и «иосифлян».

1) Первые против имущества (монахи обязаны работать сами) – отражали интересы крупного боярства за счет земель которых росли владения монастырей.

По характеру своей литературной деятельности к нестяжателям примыкал Максим Грек(попал в опалу Василия III) – обвиняет монахов в стяжательстве, эксплуатации мирян.

2) Совершенно другой характер имела деятельность иосифлян[130]/стяжателей/ – против ереси, говорят о высоком значении монашества (кто же будет кормить «честных старцев»?).

Иосифляне победили в этих спорах. Но это не прекратило полемику.

 

Проблема власти и человека поднимались и в переписке Ивана Грозного с Андреем Михайловичем Курбским[131]. (3 послания Курбского и 2 Ивана Грозного – 1564–1579 гг.). Переписка с Грозным началась тотчас же после бегства Курбского в Ливонию в 1564 г. – упрекает царя Ивана в гибели русских воевод. Очень витиеватый язык (подражая литературным произведениям того времени).

Уже в Литве написал ряд сочинений, наиболее крупным из которых была «История о великом князе Московском», в которой автор описывает биографию Ивана Грозного Курбский лично участвовал во многих событиях царствования Грозного (поход на Казань). Сообщает важные подробности[132], но много и по слухам – тенденциозно.

В ответных посланиях Грозныйобвиняет бояр в изменах (в том числе предков Курбского), защищает самодержавие, считая себя наследником «первого во благочестии царя Константина»,

В период Смутного времени число публицистических произведений возрастает (Повести, Послания, Плачи). В этих небольших по объему произведениях авторы пытались осмыслить происходившие драматические события, понять их причины, найти выход из создавшегося положения.

Более фактографичны «Сказания» и «Словеса» – рассказы очевидцев (присущи некоторые черты мемуаров).

 

Еще более четкую публицистическую направленность имеют многие литературные памятники, относящиеся к периоду Раскола – послания, письма и челобитные протопопа Аввакума[133]. Автобиография Аввакума, написанная простым и образным языком, является прекрасным литературным.

У старообрядцев интересные формы литературы – диспуты.

 

Интересны заметки хорвата Юрия Крижанича, который был приглашен в Москву в 1658 г., а вскоре сослан в Тобольск, где прожил 15 лет. Написал сочинение «Политика». Рассматривает торговлю, ремесла, земледелие, горные промыслы. Настаивает на необходимости завести отечественную горную промышленность.

+ о методах правления государством: кормление – главный порок.

Важно, что это взгляд со стороны.

 


Лекция 7. Законодательные акты XVIII – начала XX в.


 


Общая характеристика комплекса источников

Законодательные акты представляют собой правовые нормативные документы, которые исходили от верховной государственной власти и имели высшую юридическую силу в пределах какой-либо территории или всего государства. Закон это письменная норма поведения. С помощью законодательства государство регулировало социальные отношения и управляло своей деятельностью.

 

Законодательство нового времени приобретает ряд новых черт.

15. Вырабатывается единая система принятия законов, стремление к детальной регламентации жизни общества;

 

16. Вместе с тем, активизация законотворчества ведет к противоречию, т.к. сама процедура принятия законов еще не отработана (особенно в XVIII веке). Законодательство очень зависит от политической конъюнктуры.

 

17.Окончательно на второй план отходят нормы обычного права[134]. Верховенство закона, которому должны подчиняться все! Закон уже не столько фиксирует сложившееся положение дел, сколько моделирует будущую ситуацию!

 

Полагалось создавать общегосударственные законы, а не конкретно по каждому случаю, как зачастую было раньше (В 1718 г. Петр I запретил обращаться к монарху с вопросами, которые прописаны в законодательстве – Уложении 1649 г.). Именной указ от 17 апреля 1722 г. (опубликован 27 января 1724 г.): «О хранении прав гражданских…». В указе говорится: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить или ими играть как в карты, прибирая масть к масти, чего нигде в свете так нет, как у нас было...».Очень жестко такие попытки пресекала Екатерина Великая (когда к ней обратился генерал-прокурор)[135].

 

Источник права?

Все исследователи отмечали, что источником права являлась воля императора. Была определена непременная форма публикации и регистрации законовчерез Сенат!

Указ «О хранении прав гражданских...» закрепил основные элементы системы законотворчества: апробацию указа государем, публикацию и включение в соответствующий регламент. Затем это было закреплено в множестве инструкций[136].

 

Утверждается принцип «незнание закона не освобождает от ответственности» (истоки еще в Римском праве!): «дабы неведением никто не отговаривался» (Воинский устав 1716 г). Объявления «всенародно»! Сенатский указ от 16 марта 1714 г. «О обнародовании всех именных Указов и Сенатских приговоров по Государственным генеральным делам»: не только рассылка указов, но и печатать «...для всенародного объявления». Система: шатрики, барабанный бой (или колокол). + публичное чтение в церквях и на площадях. + торжественные собрания (1775 г.) служащие д.б. ознакомиться под роспись /подробнее см. учебник главу 4/

Но это касалось только указов верховной власти! Указы центральных и местных органов – к делопроизводственным документам.

 

Формальным признаком законасо времен Петра I оставалась царская подпись, но это правило в XVIII в. нарушалось «объявленными указами», а в XIX в. также и законами Государственного Совета, одобряемыми словесно. Причем даже в период дворцовых переворотов, новые монархи первым делом принимали указы, подтверждавшие необходимость руководствоваться ранее принятыми законодательными нормами: необходимость «...во управлении всяких Государственных дел поступать по регламентам и уставам и прочим определениям и учреждениям от блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великого…».

 

В XVIII в. в России не было точного понятия закона – господствовал «царский указ»и существовало стремление, выделить из всего многообразия указов те, которые по их юридическому действию можно было бы рассматривать как законы. При Екатерине вводится система наказаний за самовольное «законотворчество» (Жалованная грамота дворянам, Городам).

В XIX в.– поиск формальных критериев разделения закона и указа продолжался (путем фиксации законодательной процедуры). Сложно, поскольку не были разделены ветви власти(исполнительная от законодательной).

Проблема кодификации законодательства

Существует две системы создания законов:

43. Европейская (континентальная) – базируется на кодексах.

44. Англосаксонская – на судебных прецедентах (+ оно не делится на публичное и частное). Древняя.

 

Начиная с Петра I у нас формировалась именно такая система (приоритет закона над казусом). Наблюдалось стремление уйти от прецедентного права, базировать право на систематизированном законодательстве.

Основным законодательным актом оставалось Соборное Уложение.[137].

 

Первые попытки кодификациис 1700 г., когда так называемой палате об Уложении, было поручено согласовать Соборное Уложение с новоуказными статьями и боярскими приговорами. Но в тот период создавалось много указов и проводить кодификацию законов было нереально.

В 1730 г.была учреждена Уложенная комиссия – безрезультатно более 10 лет.

В 1741 г. – указ о ревизии всех указов, вышедших после Петра I.

В 1754 г. –новая Комиссия (до середины 1760-х годов)

1767–1768 гг.– наиболее известна в истории Уложенная комиссия, созванная Екатериной II.

Предполагалось все Уложение провести через обсуждение собраний депутатов (от дворянства, купечества, гос. крестьян, инородцев и др.). Для каждого депутата писались наказы!

1796 –Павел I, придя к власти, назначил новую Кодификационную комиссию.

1804–1826 – Кодификационная комиссияАлександра I.

 

В XIX веке составление и публикация кодексов законов
стала отдельным направлением:

1826–1882 гг. –для кодификационной работы было создано Второе отделениесобственной ЕИВ канцелярии[138] /под руководством М.М. Сперанского/:

– Отделение, готовя создание Свода законов провело грандиозную работу по собиранию законодательных актов, начиная с Соборного Уложения[139]. В результате этого в 1830 г.были изданы 45 томов первого ПСЗ Российской империи (от 1649 до 1825 г.). В том же 1830 г. вышел первый том Второго Собрания, затем пополнялось. Расположение – хронологически. По своему содержанию Полное собрание законов является источником универсальным.

Свод законовбыл издан в 1832 г.и вступал в действие с 1 января 1835 г. – вошли действующие законодательные нормы (1700–1832 гг.), систематизированные тематически. Свод включал восемь главных отделов, распределенных по 15 томам[140]. /см. учебник/ НО это не кодекс, т.к. не отменял предшествующие законы[141]. В дальнейшем выходившие новые законодательные акты печатались как продолжение Свода законов.

Первоначально предполагалось издавать Свод законов каждые десять лет. Второе издание вышло в 1842 г., а третье только в 1857 г. Это было последнее единовременное издание Свода, впоследствии он издавался отдельными уставами.

 

С 1863 г.дважды в неделю выходило «Собрание узаконения и распоряжений, издаваемых при Правительствующем Сенате». В нем публиковались документы текущего законодательства. Особенностью являлось то, что законодательные акты публиковались не в порядке их утверждения, а в порядке их поступления в Сенат.

Особую роль имеет Свод основных государственных законов, изданный 23 апреля 1906 г.,накануне открытия I Государственной думы.

Кодификацию всего законодательства провести так и не удалось.

Классификация законодательных актов

Уже при Петре I попытки разделить указы на временные и постоянные (1720 г.)

Более сложную классификацию законодательных актов по масштабу действия предлагала Екатерина IIв «Наказе Комиссии о сочинении проекта Нового уложения»: 1) основные – «законы в собственном смысле»; 2) «временныеучреждения»; 3) «указы», изданные по частному поводу.

М. Сперанскийпредлагал разделить на реформаторские (вводят изменения) и исполнительские (как исполнять предыдущие). При составлении ПСЗ решили поместить все постановления, исходившие от высшей власти или ее именем (судебные – если их сила распространена на все случаи).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.